Гусли происхождение. Гусли - музыкальные инструменты. Все о ни. Гусли в наше время

Музыкальный инструмент: Гусли

«В некотором царстве, в некотором государстве….». Так начинаются многие русские народные сказки, которые мы с большим удовольствием любили слушать в детстве. На этих удивительных повествованиях, мы изначально познавали мир, ведь русские сказки весьма поучительны. Здесь мы встречали добрых и злых героев, а также очень много разных чудесных волшебных вещей, таких как скатерть–самобранка, которая может устроить пир на весь мир, шапка – невидимка, если ее одеть, то пройдешь везде, где захочешь незамеченным и гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. Гусли – это традиционный русский народный музыкальный инструмент, звучавший на Руси с незапамятных времен и который упоминался не только в сказках и былинных эпосах, но и в других видах народного творчества, таких как песни и поговорки.

Караваджо, подробно из отдыха во время бегства в Египет. Караваджо, лютнист. Герардо делле Нотти, скрипачи 19. Палочка может иметь круглое поперечное сечение по всей длине или восьмиугольную секцию более чем на половину дуги, а затем сгибать ее до конца до достижения круглого сечения. Шкуры протирают струны вибрацией и производят звук. Чтобы получить трение, необходимое для вибрации струн, скрипач передает на волоски канифоль, состоящую в основном из лиственничной смолы и других веществ, которые определяют вероятность того, что лошадь вибрирует веревку.

Шутливая народная поговорк: «И в пир, и в мир, и в добрые люди» - подходит к этому славному инструменту как нельзя лучше. Княжеские и боярские застолья, сельские и городские братчины, свадьбы и поминки, языческие игрища и скоморошьи представления – в давние времена все сопровождалось звуком гуслей, которые теперь по праву считаются символом нашей великой страны и выразителем национального характера русского человека. Поэты воспевают их в своих стихах, а художники отображают в своих картинах. В кинематографе звучание гуслей очень часто используется для музыкального оформления чарующей красоты русской природы.

Чтобы иметь представление о происхождение лука и его первоначальная форма, мы должны взглянуть на Рибеку и ее поклон: Рибека был очень маленьким орудием луча с острым и носовым звуком. Его происхождение связано с выводом из арабского пособия, привезенного в Испанию от мавров во время их вторжений. В различных иберийских свидетельствах есть ссылки на инструмент «нога ноги», в то время как иконографические документы в центре и на севере Европы изображают ручную речку, похожую на греческую лиру. как это было, однако, из маленького и жесткого лиственного корпуса, соединенного с ручкой в ​​одном корпусе.

Звук

Звучание гуслей - этого самобытного инструмента завораживает слушателей с первых нот. Его звонкий, но в то же время нежный и мелодичный голос в искусных руках исполнителя может изобразить и колокольный перезвон, и журчание ручья, и птичье пение. Мягкий, насыщенный и переливчатый тембр инструмента создает ощущение мира и покоя.

Тип звука, созданного рибекой, настолько суровый и особый, сделал его ценным и заметным в определенных контекстах. Уже пятнадцатый век видел расцвет форм и размеров в отношении этого музыкального инструмента, и до тех пор, пока все эпохи Возрождения не произвели бесчисленных литературных и иконографических свидетельств, связанных с его общественным использованием.

Различные изображения ребра и его лука призвали арку, используемую лучниками, стрелять по стрелам: она также изогнута, но на этот раз длинный пучок гребней, а не воловный нерв. Используя изогнутую дугу, тип Рибека. На фотографии справа вы не только замечаете легкость играть больше веревок, но и особый способ растянуть волосы и изменить напряжение, даже когда вы играете, в зависимости от использования большого пальца правой руки.

Источник звука на гуслях - натянутые гибкие струны, каждая из которых настроена на нужную высоту звука. Звук извлекается подушечками пальцев или медиатором.

Гусли, имеющие большое разнообразие видов, отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Одни инструменты настраиваются по хроматизму, другие имеют диатонический строй, который может быть изменен по желанию исполнителя. Чем сильнее натянута струна, тем выше издаваемый звук.

Тем не менее, постепенно, он будет все больше склоняться к изогнутой дуге и тщательно сбалансированному, адаптированному к потребностям музыкантов. Взаимность с практическим вкладом, типичным Ломбард менталитета, с особым вниманием к традиционной обработке железа, из оружия и техники. Семья Микели представляет состояние искусство, старейшего скрипичный мастер и старейших мастерской известное, в котором производство всех видов музыкальных инструментов канаты и шестнадцатый год. Хотя скрипка предполагается в середине века.

Паоло Маджини является окончательной модернизация не только скрипичных решений в Брешии, но и здравая мысль, что по-прежнему остается. идея, которая была собрана, проанализирована, и повторно великими Кремонские скрипичных восемнадцатого века, который будет играть роль, чтобы определить, окружать, два звуковых направления семьи скрипки. Кремона выделилась сразу благодаря деятельности одна семья, Амати, которые производятся высококачественные инструменты и качества, отвечающие требованиям итальянских и иностранных судов.

На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.

Фото :

Таким образом, можно сказать, с 23. Уверенность в том, что основоположником школы Кремонез был Андреа Амати, глава семьи, родившийся в Самым значительным свидетельством славы, достигнутой любителями во второй половине пятнадцатого века, было рукоположение инструментов для формирования всего оркестра для Суда Франции. Благодаря этому событию Андреа Амати добился истинного коммерческого успеха, и его смерть покинула двух его сыновей Антонио и Героламо, хорошо начатую деятельность и мастерскую. Эти двое долгое время работали вместе, и именно поэтому их инструменты обозначенные как именами, так и сегодня, известны как «братья Амати».

Интересные факты

  • У разных народов есть инструменты очень похожие по конструкции на гусли, но имеющие разные названия. В Литве - канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле. В Иране – сантур, в Армении – канон, в Китае – гуцинь.
  • Исполнителя на гуслях правильно называть гуслист, а не гусляр, как думают многие.
  • У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.
  • В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы - реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
  • При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.
  • В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага. А также на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.
  • Первой песней, записанной нотами для исполнения на гуслях, была украинская народная песня «Ой пiд вишнею». Её записал французский композитор Ф. Буальде в Санкт-Петербурге в 1803 году.
  • В 2006 году в городе Санкт-Петербург, который считается мировой столицей гусельной культуры, был образован «Петербургский клуб гусляров». Основной целью этой организации является активная пропаганда инструмента, изучение, сохранение и развитие исполнительского мастерства на гуслях.

Конструкция

Если отец Андреа заложил основу для инструмента скрипки, устанавливая действительные роялти и функции, которые все еще существуют сегодня, дети заслуживают того, чтобы тесно сотрудничать с музыкантов, а затем усовершенствовали знание звука, всегда понимая инструменты самого высокого качества. С гибелью Героламо после Антонио деятельность заняла сын первого, Николо, который в течение многих лет благодаря своей изысканности и опыту, становится единственной точкой отсчета в мире, без конкурентов для тех, кто хотел купить инструменты определенной ценности.

Гусли в настоящее время имеют несколько разновидностей, отличающихся по форме, настройке и количеству струн, но все они имеют характерные конструктивные особенности, включающие в себя три основные части: корпус, струнодержатель и колки.

Корпус крыловидных гуслей включает верхнюю и нижнюю деки, которые соединены между собой обечайкой (рамой).

С этого момента преобладание лютневой активности он живет в Кремоне и в мире переходит к другой семейной династии, одной из гуарнери, у которой есть основатель-учредитель Андреа, многообещающий ученик Николо Амати. В то время как Пьетро продолжает искусство своего отца, открыв магазин в Мантуе, Джозеф наследует магазин своего отца, применяя отличные методы. Иосиф также имел сына, который также называл Иосифа, которого можно считать самым знаменитым из семьи, также известного как «Иисус». Джузеппе, сын и внук искусства, преподается в семейном магазине и созревает с техникой и оригинальным стилем, который отделяется от традиции Кремона.

На верхней деке, при изготовлении которой обычно используется резонансная ель, располагаются резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек.

Резонаторное отверстие или розетка увеличивает длительность и силу звука.

На штифтах, которые располагаются на металлической пластине, закрепляются струны.

После его смерти его работы забывают переоценить и оценить позже в романтический век. Антонио Страдивари не знает происхождения и 24-го. Вот почему, по слухам, появилось почти неожиданно на рынке Кремоны, где за короткое время приобретает превосходство в области инструментов большого престижа. Производство мастерской также значимо с количественной точки зрения, и предполагается, что она вскоре заменила Амати. Многие из дворян того времени обратились к нему, чтобы заказать инструменты роскошной отделки, предназначенные для небольших дворовых оркестров.

Колки, служащие для натяжения струн, изготавливаются из металла и имеют форму цилиндра диаметром 0.7 см и длиной 5 или 6 см.

Подставка и порожек, от которых зависит на уровень высоты струн, изготавливаются из более твердых пород деревьев. В центр подставки и порожка вставляется латунная или медная ладовая пластина.

Нижняя дека изготавливается из клена, березы, ореха, рябины.

Этот вид производства относится к первому периоду дорожного движения и основан на роялти и моделях «Амати»; В то же время, однако, он вносит некоторые изменения в расширяющуюся броню и при установке дна и столкновений. Позже, в возрасте более шестидесяти лет, Антонио Страдивари дополнительно модифицирует свою модель и стиль изысканности: инструменты этого периода теперь считаются исходными корнями в истории скрипки и фундаментальны для формирования многих лютеров. В дополнение к скрипке, Страдивари также занимается виолончели, внося также фундаментальные нововведения: уменьшая форму гармонического случая, он приобретает более маневренные инструменты, тем самым облегчая распространение инструмента не только как аккомпанемент, но как сольный инструмент.

Внутри к верхней и нижней деке, для усиления сопротивления и равномерного распределения звуковых колебаний, приклеиваются деревянные бруски, называемые пружинами.

Разновидности

Гусли в процессе своей эволюции претерпели значительные видоизменения. На сегодняшний день они делятся на четыре вида: крылообразные, шлемообразные, лировидные и стационарные, которые в свою очередь бывают двух типов: клавишные и щипковые.

Причины этого спада были разными: некоторые лютницы перевели свой бизнес в другие города на севере Италии, такие как Турин и Милан; в то же время в этот исторический период наблюдается резкое сокращение спроса на новые инструменты. Кроме того, мы являемся свидетелями роста конкуренции, которая, вероятно, подтолкнет Золушку к деятельности, которая больше не характеризуется изысканностью драгоценных материалов и красок; они, возможно, обеспокоены только снижением стоимости своих лабораторий и ценой их инструментов.

Традиция кремонистой лютны по праву войдет в список ЮНЕСКО как несущественное наследие человечества! Андреа, основатель, был сыном ремесленника Готтардо. Его биографические данные и его сыновья Антонио и Джироламо остаются неопределенными, но следует полагать, что он был создателем подлинной скрипки нормального размера и с четыре веревки, прежде чем Гаспаро да Сало, родившийся. Очевидно, однако, что Андреа не мог быть учеником Гаспаро, много лет его молодого возраста, и поэтому он был инициатором школы Кремона.

  • Крыловидные гусли - в народе их часто называют яворчатыми или звончатыми, в настоящее время являются самыми популярными. Количество струн инструмента разнится от пяти до семнадцати, средние из которых настраиваются по звукам диатонического лада, а крайние верхние и нижние могут звучать как бурдонные. В настоящее время известно двенадцать вариантов настройки данного вида гуслей. Основным приемом звукоизвлечения, которое применяется для исполнения аккордового аккомпанемента, является бряцание, осуществляемое правой рукой. Пальцы левой руки при этом глушат невостребованные струны. Для проведения мелодических линий используется прием выщипывания отдельных струн или тремоло. Крыловидные гусли имеют четыре подвида, которые различаются по размерам и высоте звучания, это – пикколо, прима, альт и бас.
  • Шлемовидны е гусли – имеют второе название псалтырь, по своему виду напоминают шлем. Количество струн – от десяти до двадцати шести. На инструменте играют обеими руками, правая исполняет мелодию, левая гармонический аккомпанемент. Основными приемами игры является выщипывание струн и тремоло.
  • Лировидные гусли - основное отличие этого вида гуслей наличие так называемого игрового окна, при помощи которого исполнитель манипулирует струнами: глушит ненужные или подщипывает дополнительные звуки.
  • Стационарные клавишные и щипковые гусли, которые еще имеют название академические или концертные имеют хроматический звукоряд.

Клавишные гусли имеют диапазон, который составляет от 4 до 6 октав, струны натягиваются в одной плоскости и их количество может быть от 49 до 66. На данном инструменте устанавливается механическая система с двенадцатью клавишами как у фортепиано, при нажатии на них открываются только те струны, которые должны звучать. Основной прием исполнения – арпеджиато от нижних звуков к верхним.

В его редких скрипках, с очень точным счетом, гармонический случай, на несколько миллиметров короче и уже, чем в следующих инструментах, уже хорошо сформирован с изящными кривыми, вертикально размещенными примитивами, иногда двумя частями, мелким ежем резной, желто-золотой или светло-коричневый лак очень прозрачный. Голос сладкий и сильный. Андреа также оставил некоторые фиолетовые и некоторые виолончели. Антонио, сын Андреа, начал свою деятельность после отцовских моделей. Джироламо, работая с братом Антонио, проявил большую оригинальность в личных работах.

Шипковые гусли представляют собой металлическую раму с натянутыми на ней струнами, расположенными в двух уровнях. Рама размещена в корпусе, стоящем на деревянных ножках. Диапазон звуков данного инструмента равен диапазону клавишных гуслей. Довольно непростое звукоизвлечение на этих гуслях осуществляемое правой и левой рукой, позволяет исполнять произведения различной сложности.

Даже в этих скрипках голос сладкий, но более мощный, чем в некоторых инструментах Андреа. Никола, сын Джироламо и его второй жены, Лауры Медичи де Лаззарини, был, без сомнения, величайшим мастером семьи, и пока он был еще жив, он повсюду повсюду был большим. Следует отметить, что в его карточках он, кажется, не появляется только Иероним Фил. С самого начала он имитировал свои модели и выпускал многочисленные малые экземпляры, но затем он стал отдаленным, изменив форму и контуры, чтобы создать по-настоящему оригинальные инструменты, так называемые великие Амати.

Применение

Сегодня многие представляют гусли как архаичный инструмент скоморохов. Однако, это совсем не так, гусли уже давно стали профессиональным сценическим инструментом, обладающим роскошным неповторимым звучанием. В нынешнее время в каждом народном оркестре имеется комплект гуслей: клавишных и столовидных щипковых.

Дно имеет регулярные ребра, гармонический корпус выглядит более пропорционально, округлые, элегантные края, углы, надавленные на инфузор, удлиненные локти и более высокие полосы, прозрачный прозрачный лак в последних экземплярах непревзойден. Николя также построила фиалки, виолончель и контрабас, Руггери под названием «Пер», Страдивари и, возможно, отец Гранчино, основатель миланской школы. ) Джироламо, сын третьего сына Никола, в первую очередь ученик его отца, вскоре отошел от моделей отца и не выпускал много инструментов Несколько инструментов, которые собрались вместе, не сравнимы с таковыми его предков.

Кроме оркестровой практики инструмент активно используется как сольный, ансамблевый, а также в музыкальных группах различных стилей, среди них: фольк, джаз и даже рок. Большой популярностью у слушателей пользуются коллективы, в которых музыканты играют только на гуслях. Академическая музыка, мелодическая декламация, духовные стихи, народные наигрыши и песни – это небольшой перечень музыкальных жанров, которые исполняются на инструменте. К большому сожалению, гусли для музицирования в быту теперь почти не употребляются. П.И. Чайковского , А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова , М. Мусоргского , И. Стравинского и других.

С Гаспаро да Сало и Яковом Стайнером, а также до Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери, Амати предоставили лютерии вклад неоценимой ценности, создав основы для работы многих других художников. Вскоре их инструменты были известны и оценены во французском суде и в 26-м. Основные европейские страны, и благодаря их превосходствам в итальянских скрипичных решениях быстро шли к завоеванию бесспорного лидерства. Антонио Страдивари был самым известным учеником Никколо Амати. Инструменты, которые он построил в этот период, явно зависят от Никола Амати.

Среди современных композиторов, которые сочиняли специально для гуслей и оставили немало замечательных оригинальных произведений, хочется особо отметить В. Городовскую, Е. Дербенко А. Дунаевскую, В. Малярова, О. Меремкулова, Д. Локшина и В. Бояшова, Е. Синодскую и К. Шаханова.

Исполнители

Удивительно, но в этот период осталось всего около двадцати инструментов, поэтому предполагается, что часть его работы до 1980-х годов была за счет других лютеров, таких как Амати и Франческо Руджиери. Доменико в семейной гробнице Это было в часовне четки, а гробницы, которые она содержала, также были разрушены церковью, и в районе, где стоит базилика, есть общественные сады Пьяцца Рома, надгробные плиты, все, что осталось в памяти проезд земли 27. Есть много учеников Леандро Бизиаха, которые добились больших успехов, таких как Сесто Рокки, Гаэтано Сгаработто, Пьетро Борги, Селестино Фалотто, Селеста Фаротти, Камилло Манделли из Калько и Джузеппе Педраццини.

Исполнители на гуслях в Древней Руси были очень почитаемы, к ним относились с большим уважением. В нынешнее время, в связи с всплеском интереса к истокам русской национальной музыкальной культуры, творчество музыкантов–гуслистов вновь вызывает большой интерес. Об этом говорит тот факт, что популярность гуслей растет с каждым годом, а вместе с этим и наполняемость концертных залов, в которых звучит уникальный древнерусский инструмент.

Исполнителей, которые сегодня пленяют сердца слушателей довольно много, вот имена некоторых из них:

Л. Муравьева, Г. Малярова, Д. Волков, Н. Дьяченко, Т.Костючкова, Т. Киселева, Е. Костина, М. Беляева, П. Лукоянов, И. Ахромеев, А. Байкалец, В. Иванов, Д. Парамонов, Е. Стрельников, К. Шаханов, С. Старостин и многие другие.

Говоря об музыкантах-гуслистах, которые в нынешнее время покоряют своим творчеством не только отечественных, но и зарубежных слушателей, нельзя не отметить настоящих энтузиастов, заложивших основу современной школы исполнения на гуслях, В. Поветкина и О. Смоленского. Последователями и достойными продолжателями их дела, связавшие с гуслями всю свою жизнь, стали Н. Голосов, Ф. Артамонов, А. Прохоров, П. Шалимов, С. Головошкин, М. Васильев, А. Белова, В. Кононов, В.Тихонов, Д. Локшин, В. Трифонов, В. Суриков, В. Белявский, Л. Басурманова, Ю. Стрельников, Е. Комарницкая, Владимир Поветкин и многие другие, кто через свое творчество и учеников разнесли любовь к гуслям по всей нашей огромной Родине.

История

История гуслей, одного из самых древнейших инструментов, своими корнями уходит в незапамятные времена. Начало их происхождения как и всех струнных инструментов было связано с тетивой охотничьего лука, которая при сильном натяжении издавала звук приятный для человеческого уха. Затем тетиву, выполнявшую роль струны, прикрепили к корпусу, имевшему полость внутри и служившего в качестве резонатора. Тем самым был получен простейший музыкальный инструмент, который, несомненно, впоследствии эволюционировал и соответственно видоизменялся. Инструмент, подобный гуслям, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия. Есть предположение, что у славян имя инструмента связано с той самой звучащей тетивой, которую в старину называли«гусла».

То, что гусли известны на Руси с испокон веков сомнения нет, но одним из первых, косвенных источников, которые содержат изображения инструмента, являются рукописи, относящиеся ко второму веку нашей эры, а также рисунки в древних храмах. Затем уже более достоверно о гуслях мы узнаем в письменах византийцев, датируемых концом шестого тысячелетия, в которых они высказывают свое удивление искусной игрой русичей на инструментах, похожих на кифары. И лишь с середины XX века благодаря находкам научных археологических экспедиций, проводимых в районе древнерусских городов Новгорода и Пскова, мы стали иметь представление о гуслях, на которых музицировали наши далекие предки.

Инструмент на Руси был необычайно востребован, и любим. Под его звуки рассказывали сказки, пели песни, водили хороводы, плясали и даже дрались, ведь кулачные бои - очень популярная забава у русского народа. Гусли звучали повсюду: в крестьянских избах, на рыночных площадях и в царских палатах. Секреты изготовления и искусство исполнения на них передавалось из поколения в поколение. Среди многообразия видов инструмента наиболее распространенными были крыловидные, шлемовидные и в форме трапеции.

Гусли часто называли «яровчатыми» и «звончатыми». Их изготавливали из пород деревьев, которые отличались наилучшими резонаторными свойствами: ели или клена-явора. А струны, количество которых также очень разнилось, натягивали металлические, именно они давали гуслям особое яркое звучание.

С XV по XVII века на русской земле большой популярностью у населения пользовались потешные люди–скоморохи. Они зарабатывали тем, что, путешествуя по деревням и городам, развлекали народ, устраивая различные увеселительные представления. Для озвучивания своих выступлений они применяли различные народные музыкальные инструменты, в том числе и гусли. В середине XVII века для скоморохов, которые часто просмеивали светскую и церковную власть наступили тяжелые времена. Их отправляли в ссылку и даже казнили, а их инструменты, включая гусли, собирали и уничтожали. Лишь по прошествии некоторого времени, когда к власти пришел Петр I, гонения закончились, и запреты были сняты. Однако в России начались преобразования на новый европейский лад, в том числе и в области музицирования. В дворянских кругах в моду входят европейские инструменты: арфа, затем клавесин. Только низшее сословие горожан и крестьян продолжают веселиться под привычное звучание любимых гуслей. И поклонники инструмента не уступали, постоянно преобразовывая инструмент. Во времена правления Екатерины II мастерами были сконструированы столовидные гусли, которые по звучанию превосходили модный в то время клавесин. Исполнители усовершенствовали технику исполнения, позволяющую исполнять на гуслях произведения итальянских композиторов: оперные арии и партиты.

Гусли в разных своих формах продолжают активно бытовать до середины 19 века и после небольшого затишья возрождаются вновь. По инициативе и убедительной просьбе русского энтузиаста, создателя «Великорусского оркестра» народных инструментов В. Андреева, а также его сподвижников Н. Привалова и О. Смоленского музыкальным мастером Фоминым были сконструированы хроматические клавишные гусли, а затем и целое семейство щипковых гуслей, состоящее из пикколо, примы, альта и баса. Эти инструменты, вошедшие состав оркестра, украсили его неповторимым колоритом гусельного звучания.

Гусли - уникальный древнейший инструмент, символизирующий наше Отечество, гармонию мира и Бытия. Гусли всегда были неотъемлемой частью русской культуры, интерес к которой очень активно прослеживается в последнее время. Красивый переливчатый голос гуслей собирает полные концертные залы и вызывает искреннее восхищение слушателей всех возрастов, что говорит о растущей популярности этого родного, но несправедливо забытого инструмента.

Видео: слушать гусли

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.

Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями - каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.

На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой - плектром, а на вторых - пальцами обеих рук. В конце XVI - начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.

Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые - прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн - с 5-9 до 13, создали ансамблевые гусли - пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.

Щипковые гусли - усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем - струны, дающие недостающие хроматические звуки.

Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева - Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, - не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ("скрипка") y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них - смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых