Как сейчас хоронят людей. Подготовка тела к погребению

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

Как бы нам ни хотелось жить вечно, людям суждено умирать. Поэтому хлопоты с похоронами рано или поздно затронут каждого. Важно знать, как подготовиться к этому дню, а главное - когда отправлять в последний путь умершего.

Сегодня мы расскажем тебе, почему принято хоронить умершего именно на 3-й день после смерти. А также об остальных днях, которые необходимо учитывать с точки зрения христианских обычаев.

Когда хоронят людей

По православным канонам принято хоронить умершего на третий день после смерти. Почему третий день? В пятницу Христос умер, в воскресенье воскрес. Отсюда и 3 дня. Дальше по христианским канонам до третьего дня душа находится на земле, а вот с 3-го по 9-й день ей показывают загробный мир.

Как утверждают святые отцы, в течение трех дней душа умершего находится возле его тела. Если мы похороним тело, то ей некуда будет отправиться. В этот период между телом и душой еще сохраняется взаимосвязь, которую ни в коем случае нельзя обрывать. Душа в последние три дня должна находиться дома, среди близких людей.

А вот с 9-го дня для души умершего начинается самый тяжелый период. Она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. В период с 9-го по 40-й день близким рекомендуют молиться за умершего. На 40-й день душа предстает перед судом Божим, где определяется, куда она попадет. Желательно на 3-й, 9-й и 40-й дни заказывать панихиду .

В мой адрес постоянно приходят письма и поступают звонки с вопросами, затрагивающими тему похорон. У меня регулярно просят дать пояснения к тем или иным похоронным правилам.

В частности, я писал, что одежду покойного нельзя носить его родственникам, её нужно раздать или выбросить. Но когда это следует сделать? Отвечаю: одежда покойного выносится из дома не ранее, чем через 40 дней после его смерти.

Другой вопрос: нужно ли оставлять на пальце покойного обручальное кольцо? В обручальном кольце нельзя хоронить человека ни в коем случае! Попутно поясню, какие, вообще, имеются требования к одежде, в которую одевают покойного. В день похорон покойного одевают в новую или совершенно чистую (выстиранную) одежду. Бывает, что человек ещё при жизни заготовил себе похоронную одежду. В этом случае нужно убедиться, что эта одежда чистая и не была использована ранее. Хоронить человека принято в одежде, соответствующей сезону и погоде. Обувь должна быть с задником, мягкой и презентабельной.

А вот один из тех вопросов, который мне задавали уже не однократно: "Моя родная тётя умерла от рака. На похоронах я поцеловала её в лоб через венчик. Это было большой ошибкой?" Напоминаю суть одного из похоронных правил: если человек умер от раковой опухоли, кровным родственникам нельзя его целовать, иначе онкологический недуг может "перескочить". В этом случае онкологические проблемы проявляются в течение первого же года после похорон, а значит человеку, допустившему ошибку, необходима срочная профессиональная помощь. Но расположенный на лбу покойного венчик служит своего рода барьером, который должен уберечь родственников от беды. Так что, надеюсь, ничего страшного автору вопроса не угрожает.

У меня недавно спрашивали: "Правда ли, что если человек напивается на поминках допьяна, это - плохая примета? Чем это грозит человеку?" Верно, если кто-то здорово напивается на поминках, в его роду наверняка будут запойные пьяницы.

Далее вопрос из письма: "Когда умирала моя свекровь, она подержала мою маму за руку и что-то при этом шептала. После этого события наши с мамой отношения совершенно разладились. Я постоянно чувствовала какой-то холод, исходящий от неё. Мама умерла спустя десять лет. А у меня и тогда, и теперь совершенно опускаются руки, когда нужно работать..." Здесь, скорее всего, речь не идёт о передаче магического дара, переходящего к человеку, который держит за руку умирающую ведьму. Существует и такое колдовское явление, как предсмертное проклятие. Производится это проклятие как раз таким образом, как это было описано выше. Это довольно сильный вид колдовского негатива, который может быть ликвидирован лишь силами опытного и квалифицированного специалиста.

Я неоднократно предостерегал своих читателей насчёт того, что беременной женщине нельзя бывать на кладбищах и посещать похороны. Но всё же можно ли ей что-то предпринять, если она никак не может не пойти на похороны? В таком случае живот беременной женщины перевязывают красной лентой.
Вот, кстати, вопрос на родственную тему: "Когда я была беременна, умер отец моего мужа. Я сопровождала мужа на похоронах, но на кладбище не ходила, осталась в машине. Не могло ли это событие повредить моему ребёнку?" Поскольку вы не заходили на кладбище, вам нечего опасаться.

Очередное обращение: "Я уже проходила у Вас лечение пару лет назад и Вы мне тогда очень помогли. Но недавно я похоронила брата, и с тех пор у меня внутри стало всё болеть. Многие болячки покойного брата будто стали моими болячками. Отчего это может быть?" Здесь имеются две версии. Возможно, вы допустили на похоронах какие-то ошибки, которые привели вас к нынешнему состоянию. Но не исключено, что ваши проблемы имеют психологическое происхождение, то есть являются результатом перенесенного стресса. Если вы пытались представить, что чувствовал ваш брат во время болезни и "примеряли" его недуги на себя, вы могли невольно запрограммировать свой организм на такие же негативные процессы. В любом случае рекомендую вам посетить меня лично.

"К сожалению, лишь теперь я узнала о многих, допущенных нами на похоронах, ошибках. Получилось так, что мой муж, его брат и сестра покойного свёкра сидели в машине на стульях, на которые ставился гроб. Эти стулья мы не переворачивали на землю и не протирали свяченой водой. И дома мы, конечно же, все на них сидели. Что теперь делать?"
Те стулья нужно вынести на улицу, перевернуть сиденьями вниз и оставить в таком положении на несколько часов. Затем протрите их свяченой водой. Все, кто успел посидеть на этих стульях, должны пройти отчитку специальными знахарскими заговорами. В противном случае неизбежны заболевания ног и мочеполовой системы.

"Если на умершем человеке завязали галстук и застегнули пуговицы на рубашке и пиджаке, чем это может быть чревато для родственников?"
Душа покойного испытывает определённые неудобства, что чревато для его родственников ночными кошмарами, расстройствами здоровья и нервной системы.

"Могу ли я взять немного чернозёма со своего двора для рассадки цветов на могиле?"
Конечно, можете. Важно понять общую логику знахарских предписаний относительно кладбищ. Для ухода за могилой и прилегающей территорией вы можете использовать любые вещи и орудия, взятые со своего дома: лопаты, краски, кисточки, цветочную рассаду, землю и прочее. Эти вещи можно затем вернуть обратно, только не забудьте струсить могильную землю и помыть в проточной воде все использовавшиеся орудия. Лишь не следует использовать на кладбище в качестве тряпок вещи, которые ранее были предметами одежды. А вот с кладбища запрещается брать домой элементы оградки, памятников и прочие предметы, а также цветы и ягоды, пропитанные мёртвой кладбищенской энергетикой.

"Можно ли с кладбища забрать железный памятник, так как мы будем ставить новый - гранитный? Может быть, есть какие-то определённые обряды, которые нужно выполнить, прежде чем забирать старый памятник домой (мы живём в частном доме)?"
Мои рекомендации для данной ситуации изложены в ответе к предыдущему письму. Убедительно не советую забирать старый памятник с кладбища домой. Оставьте его где-либо на территории кладбища или неподалёку. Не такая уж ценная вещь для хозяйства!

"Некоторое время назад мой родственник покончил жизнь самоубийством. До этого он неоднократно угрожал суицидом, поэтому в роковой день мы не восприняли его слова всерьёз. Чувствуя вину перед ним, я написала ему записку с извинениями и положила в его гроб. Не причинила ли я себе какого-либо вреда этим поступком? Недавно мне приснился этот человек. Будто я его обнимаю и прошу вернуться, но он меня отталкивает..."
Не думаю, что вы сделали что-либо чреватое негативными последствиями, оставив в гробу записку с извинениями. Очень дурные последствия ждут тех людей, которые отдают для покойного свою одежду или, что ещё хуже, оставляют в гробу свои фотографии "на память". Жёны умерших мужей делают себе верную порчу на одиночество, когда оставляют покойному своё обручальное кольцо и клянутся ему в том, что никогда больше не выйдут замуж. А то, что покойный во сне вас оттолкнул, это - хорошо. Хуже было бы, если бы он вас повёл за собой.

Следующая ситуация является довольно распространённой: "Мы покупали для похорон платки и полотенца, но эти вещи так и не понадобились. Можно ли теперь ими пользоваться?" Ни в коем случае! Всё, что было специально приобретено или отложено для похорон, может быть использовано исключительно для похорон. Если вещи так и не понадобились, их необходимо сжечь.

Прокомментирую и такое письмо: "Когда я хоронила свою мать, мне посоветовали встать на полотенце, чтобы у меня ноги не болели. Так я и сделала. Но с тех пор меня всё время беспокоят ноги..." С целью избавления от заболеваний ног действительно становятся на похоронное полотенце, но при этом нужно обязательно сказать специальный заговор. Если этого не сделать, вы не только не избавитесь от заболеваний ног, а наоборот, приобретёте их. Теперь обращайтесь за профессиональной помощью.

"Вы писали, что при похоронах родственники не должны выходить из машины перед гробом. Имеет ли значение факт, что на кладбище мы вышли через одну дверь, а гроб вынесли через другие двери? Мы вышли раньше, чем вынесли гроб. А монеты, находившиеся на глазах покойной, мы оставили в гробу по совету священника. Правильно ли мы поступили?"
Похоронное правило, о котором идёт речь в вопросе, следует понимать совершенно однозначно: родственники покойного не должны выходить из машины на кладбище перед гробом. Если люди вышли через одни двери, а гроб вынесли через другие, в таком случае последовательность действий не имеет значения.
Монеты, которые находились на глазах покойного, действительно можно оставить в гробу. К слову, такие монеты имеют большой спектр применения в практической магии (например, при наведении порчи на глазные болезни и даже для укрощения ревности). Но не бросайте в гроб или в могилу монеты, взятые непосредственно из своего кармана или кошелька.

У меня нередко интересуются, что делать с золотыми украшениями, которые были на умершем в момент его смерти? И может ли вдова носить обручальное кольцо своего покойного мужа? Любые золотые украшения (включая обручальные кольца), которые были на умершем человеке во время его смерти, необходимо на сутки оставить в сосуде со свяченой водой, что обеспечивает, так сказать, "энергетическое обнуление". Затем ими можно пользоваться. Принадлежавшие покойному украшения, которые не были на нём в момент смерти, в подобных манипуляциях не нуждаются.

"В Вашей книге написано: "Человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, может умереть". Ситуация, когда гроб находится на улице, а человек возвращается в дом проверить, все ли взяли с собой на кладбище, - это тот самый случай? Возможны ли самостоятельные меры для нейтрализации последствий ошибки, если она имела место?"
Да, это довольно распространённая ситуация, вследствие которой у человека, возвратившегося в дом после выноса из него гроба до процедуры похорон, случаются серьёзные проблемы со здоровьем. Самостоятельные меры в таких случаях не имеют никакого смысла, необходима "заговорная отчитка", выполненная профессиональным специалистом.

Как-то у меня спросили: допустимо ли справлять поминки немного раньше сорокового дня? Настоятельно не рекомендую так делать. Традиция справлять поминки именно на сороковой день после смерти зародилась не на пустом месте. До сорокового дня душа покойного находится ещё достаточно близко к своим родным людям и знакомым ей местам. А на сороковой день происходит своего рода прощание со своими земными родственниками, и душа поднимается в более высокие сферы. В силу указанных обстоятельств преждевременное прощание с душой покойного будет воспринято ею весьма негативно.

Ещё вопрос на похоронную тему: "Вы писали, что после выноса из дома покойника необходимо помыть пол. А что делать, если полы в квартире застелены ковролином, который не снимается?"
На этот раз я не стану ограничиваться коротким ответом, а постараюсь дать подробное и обстоятельное объяснение данной ситуации, чтобы читателям была ясна логика упомянутого правила с мытьем полов в доме после выноса тела покойного. Надеюсь, что такой подход снимет многие попутные и дополнительные вопросы.
Итак, магическое правило требует, чтобы в доме, где находится гроб с телом покойного, не проводилась никакая уборка. В противном случае есть риск того, что из этого дома могут "вымести" или "вымыть" ещё одного жильца. Поскольку в данное время в этот дом или квартиру приходят знакомые и родственники для прощания с покойным и выражения соболезнований членам его семьи, ковры с полов обычно убираются. После выноса тела из помещения полы в нём тут же моет кто-то из относительно посторонних людей (например, соседка). Это делается с тем, чтобы "вымыть мёртвый дух из жилища".
Но дело не в том, что полы нужно непременно вымыть водою (хотя рекомендуется именно такая процедура). Если полы застелены ковролином, который не снимался, его просто метут или обрабатывают пылесосом. В любом случае, уборка производится от дальних углов по направлению к входной двери. Использовавшуюся для уборки воду позволительно вылить в унитаз (в отличие от воды, которой обмывали покойного - она выливается на улицу под любое дерево за пределами двора). Затем человек, делавший уборку, закрывает за собою входную дверь и уходит.

Рассмотрим следующую ситуацию: "Обращаюсь я к Вам за советом. Когда-то я писал Вам по поводу болезни моей сестры, Вы пригласили нас к себе на приём. Спасибо за приглашение, но мы опоздали с визитом, сестра умерла. Диагноз так и не смогли установить. Теперь о главном. После её смерти никому нет покоя, она всё время присутствует в доме и зовёт всех к себе. Нет, это не самовнушение! Вдруг неожиданно начинают качаться люстры (живём на 9-м этаже, транспорт влиять не может), а потом её голос начинает звать её дочь. Или появляется какое-то облако на миг и тут же делается холодно, хотя в комнате жара. Иногда мебель начинает двигаться сама по себе. После смерти сестры мы сделали ремонт в её комнате, теперь обои отвалились, углы все мокрые, а по ночам грохот, скрип, шаги. Дочь покойной уже лежала в больнице с нервным срывом, с мужем у неё ссоры и наша мама всё время в слезах. Спрашиваем маму, в чём дело, отвечает, что слёзы душат и дочь её зовёт к себе. Владимир Петрович, что делать? Уж и в церковь ходили, свечки ставили, просили батюшку помолиться, объяснили ему ситуацию, но ничего не помогает. Надежда только на Вас!"
Если указанные здесь явления происходят в сорокадневный срок с момента смерти покойной, нужно просто подождать, поскольку после сорокового дня подобные явления чаще всего исчезают сами по себе. Но если сорок дней уже прошло, а проявления активности со стороны души покойного человека продолжаются, тут уж необходимо предпринимать особые меры. Прежде всего вынесите из дома все личные вещи покойной, раздайте посторонним людям или выбросите. Специфический метод решения указанной проблемы состоит в следующем: подожгите любую шапку, принадлежащую ранее покойной и пройдитесь с горящей шапкой по квартире, окурите жилище дымом, затем выйдите с горящей шапкой из дома и пусть головной убор догорит уже на улице. Описанный метод неплохо работает. В квартиру пригласите священника или специалиста в области колдовских манипуляций для проведения очистительных ритуалов. Поскольку меня тоже нередко приглашают для проведения работ, связанных с устранением негативной энергетики в жилище, предупреждаю, что такие услуги я предоставляю только в пределах Донецкой и соседних с нею областей. Я обратил внимание, что в письме упомянут факт проведения ремонта в комнате покойной. Большую ошибку сделали хозяева квартиры! В течение первых сорока дней после смерти человека в его жилище не следует даже мебель передвигать, формируя иной интерьер. А ремонт допустимо делать не ранее, чем через год после смерти человека. Если вы затеяли ремонт раньше, тем более в комнате покойной, это и могло вызвать неприятную активность со стороны души умершего человека в вашей квартире.

Узнайте, почему хоронят на 3 день после смерти и какие традиции и суеверия связаны с этой датой. Третий день - один из поминальных дней, как и девятый, сороковой, год и иногда полгода.

В статье:

Почему хоронят на 3 день после смерти - погребальные традиции

Из-за духовного соотношения между Христом и человеческой душой подходящим для похорон считается третий день. Именно на третий день после смерти окончательно обрываются все связи души с телом. Нематериальная составляющая человека уходит в Небесное Царство в сопровождении . Днем раньше и в день смерти душа еще находится в мире живых. Она не должна видеть свои похороны - это большой стресс для недавно почившего человека.

Кроме этого, третий день после смерти отождествляется с Троицей. Третий день - всегда поминальный. Поминки, как правило, проводятся после захоронения тела человека. Третины таким образом совмещены с днем похорон. Подсчитать их наступление математически, прибавляя тройку, нельзя. Так, например, для человека, умершего 18 января, третины наступят не 21, а 20 января.

Священники утверждают, что хоронить раньше 3 дня нельзя. Душа еще привязана к телу, и ей некуда будет отправиться, если захоронить его раньше. Только на третий день она отправится смотреть небеса вместе со своим ангелом. Связь души и мертвого тела обрывать нельзя, для этого существует естественный процесс, предусмотренный Богом. Кроме этого, далеко не сразу она может свыкнуться с отсутствием физического тела столь быстро. Обычно для этого хватает три дня.

Хоронить позже, например, на 4 или 5 после смерти день допускается. Церковь не возражает против таких задержек - ситуации бывают разными. Далеко живущим родственникам может быть сложно добраться в короткий промежуток времени, не всегда удается провести полноценную подготовку к похоронной церемонии - причин отложить похороны на несколько дней может быть множество. Поминки в таком случае тоже переносятся - их проводят после похорон. А вот молитвы и заказ службы в церкви отменяться не могут.

Третий день после смерти и его значение в христианстве

Местонахождение души умершего и ее путь в посмертии известен православным христианам благодаря откровениям Святого Макария Александрийского . По его словам было записано состояние душ с первого по сороковой день посмертия. Дальнейший путь усопшего зависит от вердикта, который будет вынесен на Небесном Суде. Кроме этого, многие верят в реинкарнацию, но она с православной традицией не имеет ничего общего.

Итак, после смерти душа отделяется от тела. День смерти считается первым днем посмертия. Даже если человек умер за несколько минут до полуночи, считать дни после смерти нужно от той даты, которая имеется на календаре. Первый и второй день его дух бродит по миру живых в сопровождении ангела-хранителя. Он посещает любимые места, смотрит на дорогих и близких людей. По словам Святого, душа почившего навещает также место смерти и гроб со своим телом.

На третий день после смерти душа возносится на небо вместе с ангелом-хранителем. Там она впервые видит Бога. Визит к его престолу на поклон будет совершен трижды - на третий, девятый и сороковой дни. После третьего дня душа отправляется смотреть Рай. Но это не навсегда, Суд произойдет только на сороковой день. А до него каждая душа увидит и Ад, а также пройдет испытания, которые укажут на его уровень духовности и степень греховности. Их называют мытарствами души .

Поэтому три дня после смерти - важный период и для почившего, и для его живых родственников. В это время дух его готовится к испытаниям, а также смотрит на Рай, чтобы на девятый день снова явиться на поклон к Господу. Что могут сделать родственники, чтобы облегчить его участь? Соблюдение традиций и обычаев вроде поминок, молитв и церковных служб поможет умершему снискать благословение и попасть в Рай.

Почему же именно третий день? Известно, что Иисус Христос на третий день после распятия воскрес. Подобным образом происходит и воскрешение каждого человека, но не в мире людей, а на небесах. Третий день после смерти называется третинами.

По книге Еноха , вход в Рай был закрыт после грехопадения Адама и Евы. На страже райского сада стоит ангел-херувим , которому дано указание свыше – не пропускать никого. Все, как грешники, так и праведники, могут попасть только в ад. Исключением в этом правиле стал только Енох. Однако церковь не признает этот источник, и в православной традиции принято считать, что как минимум с третьего по девятый день все усопшие находятся в Раю.

Принято считать, что отмолить можно любую душу. Именно поэтому, даже если вы уверены, что ваш близкий человек был заядлым грешником, нужно продолжать молиться за его душу, снисхождение на Небесном Суде и допуск в Рай.

Три дня после смерти - как поминать в этот день

В третий, как и в девятый и сороковой дни обязательно следует заказывать панихиду . Пусть в церкви идет служба за упокой души погибшего. Это поможет ей пройти все испытания загробного мира, а также получить оправдательный приговор на Небесном Суде. Кроме этого, следует читать молитвы в храме и дома, а также ставить свечки за упокой души. Желательно раздать милостыню нищим на кладбище и возле церкви.

Поминки на третий день обычно происходят после похорон - именно в этот день полагается предавать земле тела усопших. Приглашать на них полагается всех, кто присутствовал на похоронах. Традиционно все гости отправляются поминать усопшего сразу с кладбища. Если поход в церковь планируется после похорон, тогда приглашенные отправляются на поминки оттуда.

Перед началом застолья читается молитва «Отче наш». Затем подается кутья - традиционное обрядовое блюдо из пшеницы или риса с добавлением меда, сахара или варенья. В кутью на третий день дозволяется добавить изюм. Ее подают первой, и она же должна стать первым блюдом для каждого присутствующего. Если вы не любите кутью, нужно съесть хотя бы три ложки.

Поминальная трапеза не должна быть роскошной, чревоугодие - большой грех. Если родственники почившего будут предаваться греху, поминая его, это в плохом смысле отразится на его загробной жизни. На столе обязательно должны присутствовать блюда из рыбы, а также компот или кисель. Не должно быть алкогольных напитков, как на поминках, так и на кладбище в качестве подношения усопшему.

Полагается раздавать сладкое и выпечку гостям, соседям и незнакомым людям после похорон или поминок, чтобы они помянули усопшего. Если после траурной трапезы остались продукты и блюда, их нужно раздать нищим в качестве подаяния. Выбрасывать их в любом случае нельзя, это грех.

В целом, каждому человеку рано или поздно приходится столкнуться с необходимостью хоронить родных и близких людей. Поэтому любому пригодится информация о том, как правильно соблюдать православные традиции в отношении поминальных дней. После смерти человека его родственники способны помочь только таким способом. Соблюдайте традиции, молитесь, заказывайте молебны - и, скорее всего, душа вашего родственника попадет в Рай.

Сразу после смерти человека родственники находятся в определенном смятении и не могут быстро сориентироваться: что выполнять первым и в каком порядке заниматься организацией похорон. Ключевым действием выступает звонок в медучреждение (больницу, поликлинику) – когда человек скончался в часы его работы, либо в скорую помощь – при смерти ночью. Также требуется сообщить правоохранительным органам, совершив звонок в полицию. Медик констатирует смерть и составляет , а участковый делает заключение, что признаков насильственной смерти не имеется. После приезжает специализированный автомобиль и увозит тело в морг согласно раскреплению поликлиник.

После совершения указанных действий родственникам предстоит собрать определенную документацию, которая позволит организовать похороны, по необходимости произвести транспортировку тела умершего в другой регион либо страну. Также после похорон потребуется собрать определенные бумаги для получения компенсации и оформления наследственного права.

Документация, нужная для осуществления погребения

Порядок организации похорон подразумевает поэтапное выполнение всех манипуляций и сбора документации. Последовательность такова:

  1. Вызов медика для констатации смерти.
  2. Подбор агентства ритуальных услуг для осуществления процедуры похорон.
  3. Оповещение родственников и друзей.
  4. Поход в ЗАГС и получение там гербового свидетельства про смерть.
  5. Предоставление моргу вещей для усопшего.
  6. Определение типа погребения и места для захоронения.
  7. Проставление отметки в свидетельстве про смерть в кладбищенской конторе.
  8. Обращение в соцобеспечение для получения компенсации.

Кроме указанного, стандартный порядок действий подразумевает организацию поминок (по желанию родственников). Оформление всех документов для похорон не отнимает много времени. Основное условие – соблюдать последовательность действий, это ускорит сбор требуемой документации.

Ключевым документом для осуществления похорон выступает . Оно получается в морге, в который определено тело усопшего. Выдача происходит до 15:00 последующих суток после прибытия тела. Когда тело определяется в бюро СМЭ, иначе – судебно-медицинский морг, получение свидетельства иногда переносится на более отдаленный период. Бумага получается при предоставлении паспорта заявителя и паспорта скончавшегося.

Для патологоанатомических моргов также требуется предоставление страхового медполиса покойного и его медкарты из поликлиники. Чтобы получить тело из морга и продолжить процесс подготовки к похоронам, требуется предоставить сотруднику свидетельство смерти с гербовой печатью, паспорт ответственного гражданина и квитанцию за оплату ритуальных услуг.

Для того чтобы похоронить человека, кроме свидетельства про смерть, выступает обязательной такая документация.

  1. Бланк о констатации смерти гражданина, выдаваемый бригадой неотложной медицинской помощи.
  2. Протокол про выполненный осмотр трупа, выдаваемый сотрудниками полиции.
  3. , которое получается в обозначенном учреждении.
  4. , форма 33.
  5. Справка о получении государственного пособия на погребение, которая также выдается работниками ЗАГСа.
  6. Договор про оказание ритуальных услуг, который оформляется агентами служб, занимающихся похоронами.

Существует 2 варианта захоронения гробом – на родственном участке либо новом.

Для того чтобы погребение произошло на новом участке земли, от ответственного за захоронение требуется предъявление гербового свидетельства и паспорта заявителя. При погребении на родственном участке требуется предоставить паспорт отвечающего за участок либо доверенность от оного, гербовое свидетельство про смерть, документацию, которая подтверждает родство умершего с похороненным на участке – свидетельство рождения либо брака, а также гербовые свидетельства каждого из похороненных на родственном участке.

Как организовать проведение кремации?

Эта процедура в крематориях России выполняется согласно предварительному заказу – не в каждом городе имеется возможность организовать похороны таким образом. В Москве она выполняется посредством ритуальных служб, работники которых обладают табельными ГБУ номерами «Ритуал». В дату кремации требуется предъявить паспорт заявителя, квитанцию-договор на ритуальные услуги, которая была предоставлена ритуальным агентством при заказе мероприятия и гербовое свидетельство про смерть. Когда установлен факт насильственной смерти либо имеет такое подозрение, для выполнения кремации требуется получение соответствующего разрешения от органов обеспечения правопорядка.

В день кремации для выполнения процедуры требуется предоставить работникам крематория следующую документацию:

  • квитанцию-договор, которая предварительно оплачена;
  • гербовое свидетельство о смерти;
  • паспорт ответственного гражданина либо получающего урну.

Для получения урны с прахом требуется предоставить работнику крематория свидетельство про смерть лица с гербовой печатью, паспорт гражданина, который несет ответственность за кремацию, справку о кремации с отметкой кладбища, где будут производиться похороны – только относительно кладбищ, предписанных к ГБУ, которое было выбрано родственниками умершего человека. В ином варианте требуется квитанция об уплате услуг кладбища города, в котором выполняется кремация, по захоронению праха в колумбарий либо землю. Если похороны будут производиться в ином городе либо государстве, то нужно предоставить заявление о месте захоронения.

Непосредственно перед выполнением процесса ответственному гражданину предоставляется справка про кремацию и сопроводительная карта с числом, временем, местом, регистрационным номером и ФИО усопшего.

Документация для транспортировки покойника

Необходимый перечень бумаг имеет прямую зависимость от места смерти человека и дальности перевозки тела для похорон. При транспортировке тела усопшего в границах региона, где умер человек, и смежных с оным областей будет необходимым медицинское свидетельство про смерть. Оформить его способны работники морга, куда доставлялось тело, либо участковый врач, когда смерть случилась за городской чертой.

Когда требуется для похорон транспортировка трупа авиатранспортом либо автокатафалком на значительные расстояния, но в рамках территории Российской Федерации, требуется больший перечень документации. К ней относится медицинское свидетельство про смерть, справка про бальзамирование – «двойное», бумага выдается моргом, разрешение на вывоз – получается в Роспотребнадзоре на основании медицинского свидетельства смерти. Также нужно гербовое свидетельство смерти и справка о невложении – выдается ритуальной службой, предоставляющей цинковый контейнер и производящей опайку оного.

Оформление документации – только часть в организации перевозки покойного. Кроме этого, требуется выполнить заказ цинкового контейнера, его опайку и подготовить катаральный транспорт. Не каждая авиакомпания осуществляет транспортировку груза 200, что делает необходимым предварительное уточнение такой возможности у перевозчика. При перевозке авиатранспортом требуется связаться с авиакомпанией, узнать детали и произвести оформление груза 200 в аэропорту. Таможенное оформление и погрузка трупа в контейнере выполняется за 6 ч. до времени отправки к месту похорон. Всем этим занимается ритуальная служба.

Когда выполняется отправка тела авиатранспортом, требуется, чтобы была соответствующая подготовка таможенной декларации. В сопроводительной документации при авиатранспортировке тела покойного должна быть указана контактная информация лица, которое обеспечивает встречу груза 200 в аэропорту. Встречающее лицо обязано предъявить собственный паспорт для получения тела.

При перевозке тела умершего за границу, кроме указанной документации, необходимо подготовить заверенный перевод перечисленных бумаг на государственный язык той страны, куда перевозится труп. В том числе требуется разрешение консульства на ввоз груза 200 в пределы иного государства.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых