Как выбрать профессию по физике. Физик-ядерщик: профессия, за которой будущее! Необходимые качества физика

Обучают вузов: 4

Описание профессии Физик отзывы, где работать, зарплата

Физики изучают различные природные процессы, анализируют необычные явления и структуры веществ. Хорошему специалисту необходимы глубокие познания в физике, биологии, химии, математике и других фундаментальных науках. Физик изучает строение различных и свойства материалов и применяет полученные знания для создания новых, полезных для человечества вещей и процессов.

Виды деятельности:

Физики изучают различные природные процессы, находят причину и используют эти данные для улучшения каких либо свойств материалов или новых изобретений. Это позволяет расширить грараницы знания челвоечества и улучшить инструментальную базу для решения важнейших задачь

Места работы:

Физики востребованы в инновационных сферах экономики. Найти работу могут в исследовательской лаборатории, компьютерной корпорации, в сфере робототехнике и космонавтике.

Профессиональные навыки

Физики должен иметь глубокие познания в естественных науках, иметь аналитический склад ума, но при этом развитую фантазию. Физик должен видеть суть процессов и уметь переносить физические явления в технику. Для этого необходимы знания свойств веществ и умение пользоваться математическим аппаратом.

Дополнительные особенности:

С одно стороны Физик - это инженер, имеющий глубокие познания в нескольких тяжелейших дисциплинах, а с другой стороны это фантазёр. Но свои идеи он черпает, изучая окружающий мир.

Студент-радиофизик о том, как физики становятся разработчиками, почему необязательно поступать в технический вуз и сколько получают выпускники-ядерщики

Изучает радиофизику в ВГУ

Мы живем в замечательное время, когда кумирами людей становятся физики и инженеры. Наряду с рэперами и блогерами мы слышим имена Илона Маска, Стивена Хокинга и Стива Возняка. Даже в вымышленных мирах инженеры и физики занимают основные роли - вспомните хотя бы Тони Старка или Шелдона Купера.

Но физику все равно боятся как чего-то страшного и продолжают становиться в очередь в приёмные комиссии гуманитарных факультетов. Давайте разберемся, что дает физическое образование и где потом работать.

Чем занимаются физики

Физики и инженеры. Сразу оговорюсь, что в этой статье физик и инженер будут близки по смыслу. Но фактически вы должны разделять: ученые-физики - это по большей мере теоретики, а инженеры - это практики, которые разрабатывают устройства, поддерживают работу оборудования и пишут программы.

Где нужны физики . Смартфон - понятный и доступный всем гаджет. Инженеры разрабатывают это устройство с нуля: работу аккумулятора, новейшие дисплеи, процессоры, оптику в камерах, системы распознавания лиц и отпечатков пальцев, стандарты сотовой связи. Всё это - физика. Уже после разработки этих компонентов в дело вступают программисты. Они пишут операционные системы и приложения.

Разработчики с физическим образованием занимаются наноматериалами, телевизорами на квантовых точках, строят АЭС и придумывают конструкции новых электрокаров. Перечислять можно очень долго. Как-то мой преподаватель сказал: «Физика - это всё, что мы видим вокруг себя», - эта фраза лучше всего описывает широту применения профессии.

Где работают физики

В России есть несколько крупных сфер, в которых проще всего найти работу:

🚀 Оборонный комплекс. В нашей стране основным двигателем новых технологий остается армия. Там огромные бюджеты и большой запрос на технологии: нужны новые системы связи, двигатели и космические разработки.

🚘 Автомобилестроение. У нас не такие востребованные машины, как в той же Германии, но технологии всё равно требуется развивать. Много физики в беспилотных автомобилях . Над ними работают не только программисты нейросетей, но и инженеры. Последние разрабатывают датчики, системы связи и мощные графические процессоры.

🔆 Атомная энергетика. Одной из самых оплачиваемых сфер, по данным Минобрнауки, является ядерная энергетика и технологии . Это и неудивительно, потому что российские инженеры строят станции по всему миру: в Индии, Финляндии и Турции.

📡 Научные институты. Российская физическая школа остается одной из самых сильных. У нас много исследовательских институтов, лабораторий и академгородков, есть свои синхротроны, коллайдеры и циклотроны. А физика таит ещё очень много тайн, которые только предстоит открыть.

Что придется делать

Физики часто работают инженерами-разработчиками и реже - программистами.

Разработчики обычно проектируют новые устройства. Это может быть новый двигатель или новый процессор. Профилей, которые сейчас выпускают физические факультеты, очень много. Я учусь в ВГУ, мы готовим радиофизиков, наноэлектронщиков, ядерщиков, оптиков и специализированных программистов. Это только самые популярные профили, есть и другие.

После физфака часто становятся программистами. Так происходит, потому что на факультетах дают очень хорошую математическую и физическую базу. Программирование - язык, которым описывается какой-то процесс. Нельзя написать прошивку для передающего модуля в смартфоне, не понимая радиофизики. Невозможно создать программу автопилота самолета, не имея представлений об аэрофизике.

А сколько платят

Зарплаты сильно зависят от области, в которых вы будете работать. Минобрнауки называет самыми оплачиваемыми среди молодых специалистов, как минимум, две физические специальности:

💰 Ядерная энергетика и технологии – более 48 тысяч рублей в месяц.

💰 Авиационная и ракетно-космическая техника – более 46 тысяч рублей в месяц.

Это зарплаты выпускников вуза. По данным hh.ru cпециалисты с опытом от 5 лет могут получать до 150 тысяч в Москве и 60-80 тысяч в регионах.

Куда идти учиться

Многие абитуриенты идут за техническим образованием в политехнические вузы. Там действительно есть специальности, которых в классических вузах не найти. Но последние годы все вузы живут в конкурентной борьбе, потому открывают одинаковые направления, которые больше всего нужны работодателям.

Поэтому при выборе вуза не обращайте внимания, технический он или классический. Лучше изучите специальности и учебные планы.

Например, есть МФТИ с классическим образованием и МГТУ им. Баумана с прикладным. Оба вуза конкурируют друг с другом за лучших абитуриентов и готовят кадры для схожих работодателей.

Что нужно, чтобы поступить

1. Решите, хотите ли вы идти в науку - заниматься исследованиями и научной работой или вам нужна прикладная специальность. Это поможет с выбором конкретного вуза.

Конечно, самый простой ответ такой: в физике и математике открыто и изучено далеко не все. Вы, наверное, и сами это понимаете: раз люди этим так серьёзно занимаются, значит, есть чем заниматься. Хотя кажется: книг, учебников, толстых справочников по физике существует такое огромное количество, что вообще непонятно, что еще осталось-то?!

Чтобы ответить подробнее, давайте сначала отделим, грубо говоря, «науку» от «инженерии». Наука - это принципиальные идеи и их аккуратная разработка. Инженерия - это приложение уже разработанных идей к многочисленным конкретным случаям. Наука - вещь трудная, новые идеи рождаются по крупицам. Применение уже разработанных идей к конкретным случаям - дело менее трудоемкое, и при желании (а также при наличии хорошего образования, хорошей экспериментальной установки и т. п.) можно проводить огромное число исследований и выдавать огромное число исследовательских статей. Каждая такая работа даст какой-то факт, заслуживающий упоминания в справочниках или книгах. Но, как правило, научную картину такие конкретные факты не изменяют.

Так что подавляющее большинство книг - это сборники различных конкретных фактов, а настоящие идеи, как правило, повторяются из книги в книгу без изменения.

Я вовсе не хочу сказать, что «научная инженерия» недостойна настоящего ученого. Часто рутинная работа приводит к накоплению опыта, появлению интуиции, за которой может последовать рождение совсем новой идеи. Но хороший ученый, хоть он и занимается рутинными вещами, всегда должен видеть ту самую большую научную цель, ради которой он производит все эти скучные расчеты или измерения.

Наука - это попытки ответить на очень трудные вопросы , которые люди, наблюдая за природой, задают себе. Можно даже сказать так: наука - это область человеческой деятельности, в которой приходится разбираться с самыми-самыми трудными вопросами , какие только существуют.

Но поскольку эти вопросы очень трудные, решить их так просто не получится. Большинство из этих очень трудных вопросов пока вообще непонятно, как решать. И перед учеными часто стоят такие задачи, когда просто непонятно, как приступать к вопросу, что надо делать. Именно поэтому приходится разбивать большую неподъемную задачу на множество мелких шажков (причем зачастую никто не гарантирует, что эти шажки вообще в правильном направлении). Эти мелкие шажки и исследует подавляющее большинство ученых. И лишь иногда, когда шажков становится очень много, удается вдруг найти ответ, хотя бы приближенный, на какой-то очень трудный вопрос.

Этих очень-очень трудных вопросов на самом деле не так много. Например, есть такой вопрос: как ведёт себя в целом система с большим числом взаимодействующих объектов?

Так вот, даже если само взаимодействие между частицами довольно простое, задача для всей системы в целом оказывается (пока что) неподъёмной. Сейчас вообще даже неизвестно, можно ли в принципе решить эту задачу. Если бы её удалось решить, в физике наступил бы переворот: сразу бы решились конкретные, но сложные задачи механики, теории конденсированных сред (жидкостей и твёрдых тел), ядерной физики, физики плазмы, и т. д. Но до этого пока далеко, и вместо универсального ответа приходится разрабатывать приближённые или частные подходы. Однако все эти работы нацелены на разгадку очень-очень трудного вопроса.

Другой очень-очень трудный вопрос: почему мир именно такой, каков он есть? Этот вопрос можно разбить на мириады более мелких вопросов. Почему вода имеет такую важную роль в организации жизни? Почему есть разные агрегатные состояния у веществ? Почему светят звёзды? Почему во Вселенной так мало антивещества? Почему в нашем мире, в котором всё постоянно куда-то движется, есть хоть что-то стабильное? Почему наше пространство трёхмерно, а не 5-мерно, не 26-мерно и т. д.? Почему мы в повседневной жизни видим только однобокое проявление материи - в виде частиц, а её волновые свойства (которые проявляются только в микромире) для нас незаметны? И так далее.

Именно на такие, грамотно сформулированные, вопросы стремятся ответить учёные. Как теоретически, так и экспериментально. Именно для этого строят ускорители и сталкивают на них частицы, изучают далекие галактики во всевозможных видах излучения, пытаются сжимать вещество давлением в миллионы атмосфер или охлаждать его до температур в миллиарды раз меньше комнатной. Именно для этого придумывают новые теоретические методы решения задач, решают сложные уравнения, привлекают в физику совершенно диковинные математические объекты, никогда не использовавшиеся ранее.

Аналогичные очень-очень трудные вопросы есть и в математике. Современная математика - это вовсе не наука о том, «как считать без ошибок». Математика - это наука об абстрактных структурах, и числа - это только одна из множества интереснейших структур, которыми занимаются математики. Эти структуры - новый, невидимый простому человеку мир, со своими законами, со своими удивительными свойствами. Важно понимать, что этот мир не выдуман. Этот мир объективен, его законы универсальны, он не зависит от того, кто именно на него смотрит. И вопросы об устройстве этого мира - тоже очень трудные. А всяческие уравнения и числа - это как бы «математическая инженерия», приложение этих структур к каким-то конкретным нуждам.

Показать комментарии (36)

Свернуть комментарии (36)

    В заметке относительно математики сказано:

    "Эти структуры - новый, невидимый простому человеку мир, со своими законами, со своими удивительными свойствами. Важно понимать, что этот мир не выдуман. Этот мир объективен, его законы универсальны, он не зависит от того, кто именно на него смотрит."

    Является выдумкой человек, которого придумал художник? Да.
    А после того, как он его нарисовал? Со всеми непротиворечивыми атрибутами в виде двух глаз, ушей, одного носа и т.п., которого видит теперь не только он, но и окружающие.

    Если художник знаменит - критики начинают обсуждать картину, внутренний мир нарисованного человека, отчего беспокойны его глаза... Искуствоведы защищают диссертации, и не только по картине с изображением человека, но и по абстрактной живописи, которая изображает нечто, не имеющее непосредственное отношения к реальности.

    Так и чистая математика. Выдумываем правила, изучаем, что из них может следовать, спорим до хрипоты, и, если вдруг из нагромождения формул получаем что-то лаконичное - радуемся как дети. Какое отношение это имеет к окружающему миру и имеет ли вообще - какая разница?

    К счастью, мир устроен достаточно просто. Поэтому математики, перебирая все, с чем могут справиться, заполняют нишу анализа своими разработками, некоторые из которых время от времени востребуются для количественного описания природы вещей, теми, кто изучает окружающий мир, например, физиками.
    Если бы ни это, врядли общество платило математикам зарплату за удовольствие изучать то, что выдумано ими и "невидимо простому человеку".

    Что касается физики, опять же физические теории есть не сам мир, а его модели, тоже своего рода выдумки, и, несмотря на непротиворечивость, в этом смысле они не "объективны". Они меняются с течением времени, и мы понимаем, что, чем более старые модели, тем меньшую точность можно от них требовать. Но в физических моделях - главный критерий не эстетическое удовольствие автора и его друзей, а эксперимент, соответствие окружающему миру.

    Ответить

А на мой взгляд, правильный ответ такой: дети, это мы просто перед вами выпендриваемся в школах, чтоб вы думали, что мы всё знаем и умные, а вы -- тупые. А на самом деле, мы очень многого не знаем, как и вы! :)

Ответить

Ответить

Не на миллиарды градусов, а в миллиарды раз. Комнатная 300 Кельвинов, если эту температуру понизить, то получится 300 наноКельвинов, или -273,1499997 градусов Цельсия. Можно и в триллион, тогда получится 300 пикоКельвинов, или -273,1499997 градусов Цельсия.

Ответить

Физики и математики мечтают создать искусственный разум, залезть ему на плечи и свесить ноги. Потому и работают, не покладая рук, развивая науку. А вообще фундаментальная физика для маньяков. То ли дело математика: делай, что хочешь, главное логично, пописывай статейки, короче, чушкуй сколько хочешь. А физика - тысячи моделей построишь, да ещё развив параллельно саму математику, а результат на практике провалился, и так снова и снова пока не отыщещь ответ, подтверждённый практикой. В математике тоже пока получишь хоть малейший результат годы проходят, но физика это ж просто мазохизм, самоистязание. Из-за сложности науки физики постепенно сходят с ума. И я заключаю, что физики - психи, если, конечно, они серьёзно относятся к своему делу. Профессиональный кретинизм, конечно, присущ каждой профессии, но вы послушайте физиков о размерностях, времени и т. п. и сами во всём убедитесь, если обратите внимание, что они это всё говорят серьёзно. Уверенно говорить чепуху - отличительная черта безумия. А математику можно изучать, что угодно, главное, это должно быть новое, и делать это без логических ошибок. Скорость по своему усмотрению, если преподаёшь, то по чуть-чуть и всю жизнь одно и тоже, если в институте, то можно вообще раз в неделю приходить, ну ещё за зарплатой. Почти всё время гуляешь, можно подработать, если хочешь. А физика это для пахарей.

Ответить

  • Если б не пахари не сидеть бы нам с вами в наших теплых квартирах перед компами...
    Интересно те кто за зарплатой в институт ходят много для науки делают или может только для себя стараются...

    Ответить

    Да. В физике прошел такой естественный отбор через теорию Эйнштейна.Сумееш притвориться понимающим непонятную теорию Эйнштейна - значит свой и иди в физики, получай регалии, и даже в шарашке - стакан сметаны. Энштейна не понимаешь - не пустим в физику, а если ты уже физик, то не умничай, иначе голодным оставим, пока не научишся уважать приоритеты секты.
    Физика стала дорогой наукой, так как теоретическое понимание в ней осталось на уровне 19-го века и все успехи достигнуты на постановке бесчисленных дорогих экспериментов, то есть путем бесчисленных тыканий.
    Математика это всего лишь инструмент и в ней нет волевого начала, но инструмент хороший для подсчетов и сравнений, предпологает то, что ты уже знаешь что подсчитать. Горе тому, кто закладывает в модели мира математические абстракции - он получит не реальный мир, а виртуальный.

    Ответить

Человек может быть или физиком, или психом. Что нибудь одно, сочетать не получится. Вот псих-математик - это совсем другое дело: когда возможен не просто отрицательный результат, а результат вообще без результата, то сходить с ума можно вполне незаметно, ни кто внимания не обратит и поганой метлой не погонит. Тем более, когда любой результат - это результат без результата. Так и то они не все психи. И даже философы и те не все психи.

Ответить

Математика - это инструмент, расширяющий возможности нашего интеллекта. (Подобно велосипеду, расширяющему возможности нашего опорнодвигательного аппарата.)
Математика - ужасно неудобный инструмент, поскольку в процессе её эволюционного развития исторически сложилось множество неудобств. Например: производная и интеграл - две взаимно обратные операции, и, следовало бы ожидать, что этот факт будет отражён в форме записи операций интегрирования и дифференцирования. Но, увы - эти две операции имеют записи совершенно непохожие друг на друга. И это только кажется мелочью.
В математике, да и в науке в целом, много жаргона, который мало кому понятен. Почему?
Математика находится в глубоком кризисе, а поскольку она в основе всех наук - этот кризис распространился на всю науку в целом.
Кризис в математике вызван отсутствием возможности записать решение многих уравнений в виде конечного ряда функций, свойства которых изучены. Так, простая задача - задача трех тел, не может иметь решение в виде конечного ряда функций, которые мы изучили. Нам не хватает функций! Вот в чём проблема.
В середине прошлого века наметился прорыв, когда был изобретены методы качественного анализа уравнений. К сожалению и тут учёные быстро зашли в тупик.
Методы качественного анализа основываются на построении фазовых портретов динамических моделей. Это такие рисунки, где координатами являются (в общем случае) независимые между собой параметры(степени свободы), такие, как координата, скорость, ускорение, и т.п.
Проблема возникла тогда, когда этих параметров стало больше трёх. Наше воображение просто отказывается представить себе объекты размерности больше чем три. Т.е., для моделей с большем (чем три) числом со степеней свободы наглядность этих картинок пропадает, а вместе с ней - пропадает и эффективность качественных методов.
Так вот, кризис в науке, спровоцированный кризисом в математике, привел к тому, что теоретическая (в меньшей степени - прикладная) наука остановилась. И чтоб создать видимость движения мои бывшие коллеги изобретают жаргонные(мало кому понятные) словечки, жонглируя которыми в своих статьях создают видимость движения.
Это - сугубо личное моё мнение.

PS Выход из этого кризиса есть. Если будет интререс - расскажу какой.

Ответить

То, что физика и математика - изучены: есть большое, очень большое преувеличение. Сегодня ученые не знают ответа на такой поистине детский вопрос: "Почему дует ветер?" И на многие другие вопросы. Это не преувеличение. Сегодня учёные уверены в том, что на Луне нет воды. (В то время как на Луне, кроме воды, почти ничего нет: толщина слоя воды, покрывающего Луну измеряется сотнями километров.) Учёные ещё не открыли континенты на Марсе, и не видели гейзеры по их берегам.
И вообще: "Мало кто знает, как много надо знать, чтобы знать: как мало мы знаем!"
Есть ещё очень, очень много вопросов, на которые учёные ещё не знают ответов. Вот некоторые из них:
1. И сегодня животные живут и умирают, но костей их мы не видим. Почему же кости динозавров сохранились? И уж совсем не понятно - почему кости эти радиоактивны? Неужели на Земле уже существовала развитая цивилизация (цивилизация гениальных динозавров?!), постигшая секреты распада ядер атомов и создавшая ядерное оружие, и которое впоследствии уничтожило своих не слишком предусмотрительных родителей? Не потому ли так дружно, в одночасье вымерли динозавры, и не потому ли так кучно лежат их кости, что была война, и мы находим массовые захоронения убитых? (Спешу сообщить, что - нет, войны не было. Все было не так, и инопланетяне тут тоже не причем.)
2. Откуда у Земли столь громадный спутник, каковым является Луна. Луна не могла сформироваться на орбите вокруг Земли из земных колец. Материалу для этого явно не хватило бы. Может быть, она действительно является осколком Земли?
3. Откуда взялись на поверхности Земли радиоактивные вещества с малым периодом полураспада? На Земле нет источников их образования (за исключением радиоактивного изотопа углерода, который постоянно образуется в атмосфере под воздействием жесткого солнечного излучения). Можно уверенно утверждать: эти радиоактивные элементы, как и многое другое, на поверхности Земли появилось относительно недавно, может быть несколько десятков миллионов лет назад. Не раньше! Но: как и откуда они появились?
4. Откуда взялись на поверхности Земли тяжелые металлы, ведь миллиарды лет назад, когда Земля формировалась, её поверхность была жидкой, а потому: все, что тяжелее силикатов (гранита) должно было утонуть, и сегодня должно было находиться в ядре нашей планеты.
Последний вопрос особенно интересен. Если ты будешь знать ответ на него, ты сможешь ответить на другой вопрос: "Где всё это богатство нужно искать?" Ты сможешь простроить карту месторождений полезных ископаемых, которые ещё неоткрыты. Ты станешь самым богатым человеком на планете. (Вторым, после меня.)

Ответить

  • " (В то время как на Луне, кроме воды, почти ничего нет: толщина слоя воды, покрывающего Луну измеряется сотнями километров.) " Ложь. Воды там нет. Есть водород и кислород, но и то не отдельным слоем. А воды нет.

    Ответить

    "Учёные ещё не открыли континенты на Марсе, и не видели гейзеры по их берегам." На Марсе нет океана, соответственно нет и континентов и берегов. И гейзеры там не бьют. И вот как раз это учёные давно УВИДЕЛИ.

    Ответить

    "И уж совсем не понятно - почему кости эти радиоактивны? Неужели на Земле уже существовала развитая цивилизация (цивилизация гениальных динозавров?!), " Они МЕНЕЕ радиоактивны, чем ты. И цивилизация здесь не при чём. Радиоактивный углерод постоянно синтезируется в атмосфере под действием космических лучей, усваивается оттуда растениями, поедается травоядными, попадает в их ткани, потом съедается хищниками, попадает в их ткани, снова съедается хищниками, попадает в их ткани и так до вершины трофической пирамиды. Но мёртвые то кости ни кого не едят, а радиоактивный углерод в них распадается, его становится меньше, радиоактивность понижается. Поэтому кости динозавров во много миллиардов раз менее радиоактивны, чем ты.

    Ответить

    "4. Откуда взялись на поверхности Земли тяжелые металлы, ведь миллиарды лет назад, когда Земля формировалась, её поверхность была жидкой, а потому: все, что тяжелее силикатов (гранита) должно было утонуть, и сегодня должно было находиться в ядре нашей планеты." Мелкие частицы даже в кипящем чае не тонут. Тем более в океане, в котором бушует супершторм.

    Ответить

    На самом деле Высшая математика начинается с языка эпсилон-дельта (грубо, конечно). Так вот, в статье отсутствует описание, что такое (высшая) математика вообще и пример какой-то неразрешённой проблемы. Тут можно было привести и пример Великой теоремы Ферма (доказанной чуть более 10 лет назад) и гипотезу Гольдбаха (очень наглядно формулируется) . Гипотезу Римана тоже можно было упомянуть, но для этого нужно как минимум писать отдельную статью (есть потрясающая научно-популярная книга).

    Ответить

    " (причем зачастую никто не гарантирует, что эти шажки вообще в правильном направлении). " Представьте себе, что Вы - планетограф, пред Вами стоит задача изучить планету. А находитесь Вы на планете, не то что карты которой ни кто не составлял, её вообще увидели то недавно. Вас заинтересовала гора на горизонте, вы пошли куда попало и вместо горы набрели на огромное озеро. Можно ли сказать, что Ваши шаги вели не туда? Нет. Они вели именно туда, потому что озеро тоже не нанесено ни на одну карту. Не принципиально, найдёт ли физик-экспериментатор отклонение от стандартной модели, или подтвердит его отсутствие, новую информацию он добудет всё равно. И на его результатах будет или построена новая теория, или расширена применимость старой. Не принципиально, построит ли теоретик единую теорию поля, или предскажет новую частицу, его труд нов всё равно. Некоторые вообще неожиданные следствия из известных законов находят и вообще скорей изобретатели, чем учёные. Но и их труд тоже нужен для познания вселенной.

    Ответить

    Вы не правильно понимаете разницу между наукой и инженерией. Наука - это добывание новой информации, которая не может быть получена из уже имеющейся. Инженерия и изобретательство - это получение новой информации о технике из существующей информации об устройстве мира. Физик-экспериментатор не проектирует прибор, а проводит исследования с помощью этого прибора. Да, его труд не имеет ничего общего с созданием новых идей. Но зато он занимается проверкой того, "работают" ли чужие идеи в ранее не изученных условиях. А инженер может спроектировать только сам прибор, но не занимается исследованиями с помощью этого прибора. Хотя вполне может быть даже умнее экспериментатора, если только он не тот же самый физик-экспериментатор в другой ипостаси. Но он этим не занимается. Например, тот, кто измерял температуру свинца в жидком гелии, ни каких новых теорий не выдвинул. Он лишь установил, что жидком гелии сопротивление свинца меняется совсем не так, как следовало из идей других физиков. От этого он не учёный? Да нет, вполне учёный. Инженер же спроектировал омметр, но сам сопротивление свинца в жидком гелии не измерял.

    Ответить

    Есть хороший мультик про то, почему у льва грива. Там парикмахер долго стриг льва, а потом сказал: "Не готово. Что ж такого? Стрижка только началась". Так вот, изучение физики сотни лет только начиналось и сейчас наконец только началось.

    Ответить

    Написать комментарий

Физиком является тот, кто использует свое образование и опыт для изучения и практического применения взаимодействий между материей и энергией в области механики, акустики, оптики, тепла, электричества, магнетизма, излучения, атомной структуры и ядерных явлений.

Карл Дарроу

Популярность технических специальностей растет с каждым днем. Чтобы стать высококлассным специалистов в этой области, необходимы глубокие знания в точных науках: математике, физике, химии, информатике. Любая современная специальность связана с физикой. Сегодня каждый специалист должен уметь работать с необходимой для данной профессии техникой, а также понимать суть технологических процессов.
Физика – фундаментальная наука. В основе всех технических наук, так или иначе, лежат физические законы и явления. Физика тесно связана с инженерией, программированием, радиотехникой, металлургией, машиностроением, авиа- и ракетостроением, электро- и теплоэнергетикой, горным и нефтегазовым делом. Специалисты, знающие физику, необходимы в сфере строительства, медицины, механики, автоматики и электроники, высоких технологий и во многих других областях.

Физик

Физик – ученый, чьи научные исследования в основном посвящены физике. Физики работают над широким кругом проблем, начиная от субатомных частиц и заканчивая поведением Вселенной.

Предметом профессиональной деятельности физика является область науки и техники, включающая совокупность средств, приемов, способов и методов для получения полной и достоверной информации о характере и количественных закономерностях протекания физических процессов в окружающем мире, существующих и новых технических системах для разных отраслей.

Физик занимается исследованием объектов окружающего мира и законов их взаимодействия. Объекты он рассматривает как физические тела, а их взаимодействие – как физические явления. Проводит физические исследования посредством эксперимента, занимается построением математических моделей физических явлений, описывает базовые свойства окружающего мира. Изучение физических явлений позволяет физикам открывать общие законы и использовать их в целях прогресса.

Для физика важны наблюдательность и любознательность, настойчивость и желание узнавать новое, терпение и критичность мышления, склонность к экспериментам, интерес к природе и способность к научному творчеству. Профессия требует от специалиста в основном интеллектуальных затрат. Деятельность связана с анализом, сравнением и интерпретацией данных, выработкой новых решений.

В рамках профессии «физик» существует множество специализаций.

Физик-ядерщик проводит научные исследования поставленных проблем в области ядерной физики. Предметами профессиональной деятельности физика-ядерщика являются ядерно-физические явления и процессы (ядерные реакции, радиоактивность, взаимодействие ядерного излучения с веществом, ядерная изомерия, ядерно-магнитный резонанс, взаимодействие нейтронов с ядрами, термоядерные реакции, управляемый термоядерный синтез и др.); радиоактивные вещества; приборы, механизмы и оборудование ядерно-энергетического комплекса. Физик-ядерщик разрабатывает, осуществляет и контролирует состояние производственно-технологического процесса на предприятиях ядерно-энергетического комплекса.

Биофизик – специалист по изучению биологических проблем, причина которых – физико-химические жизненные процессы.

Биофизика – область науки, которая изучает физические и физико-химические явления, которые происходят в живых организмах. Эта область науки связана с изучением различных биологических процессов или явлений при помощи лабораторных экспериментов и математических вычислений. Основная задача биофизика – изучение физических и химических процессов, способных вызвать биологическую проблему.

Биофизик изучает физические и физико-химические процессы в живых организмах на всех уровнях организации живой материи, а также тонкую структуру различных биологических систем. Биофизик занимается также изучением влияния на организм таких физических факторов, как вибрация, ускорение, невесомость, исследует биологическое действие ионизирующих излучений, осуществляет физический анализ деятельности органов чувств и анализ работы органов движения, дыхания, кровообращения как физических систем, решает вопросы прочности и эластичности тканей.

Инженер

Инженерная профессия всегда была основой мирового развития. Уровень технического оснащения еще до начала нашей эры определял превосходство одной цивилизации над другими. И сегодня именно технические новшества обеспечивают развитие цивилизации.

Сегодня инженерные профессии – самые многочисленные профессии высококвалифицированного труда. В нашей стране более трети специалистов с высшим образованием – инженеры. Инженер участвует в производстве всех материальных благ общества – от продуктов питания и товаров повседневного спроса до сложных вычислительных машин и космических ракет.

Современный инженер – это специалист, обладающий высокой культурой, хорошо знающий современную технику и технологию, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью изобретательства. Работа инженера – это связующее звено между научными открытиями, разработками и их практическим применением. Инженеры руководят производственными участками на промышленных предприятиях, в строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях, работают в конструкторских бюро, лабораториях и научно-исследовательских учреждениях, занимаются вопросами организации производства, планирования и экономики. Они проектируют технологии, промышленное оборудование, машины, участвуют в проектировании и развитии систем контроля производства, автоматизации производства, бизнесе, процессах управления. Изучают причины ухудшения и сбоев производства, испытывают продукцию, определяя ее качество и т.д.

Для полноценной и качественной работы инженеру необходимы математические и технические способности; аналитический склад ума; концентрированность внимания; абстрактность мышления; склонность к исследовательской деятельности; навыки черчения.

Существует множество инженерных специальностей.

Инженер-энергетик – специалист с высшим техническим образованием в области разработки, производства или эксплуатации систем, предназначенных для теплового или электрического обеспечения. Его рабочие обязанности во многом определяются должностью и спецификой предприятия. В проектных и пусконаладочных предприятиях энергетики восстанавливают и проектируют электросети предприятий. На самих предприятиях энергетики обеспечивают бесперебойную работу системы, занимаются ее ремонтом, а также определяют технологический процесс работы с энергетическим оборудованием.

Инженер-конструктор – инженерная специальность, чья деятельность необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства. Он создает из имеющихся ресурсов новые объекты материальной культуры, организует и технически вооружает труд других людей.

Инженеры-конструкторы создают, проверяют и редактируют чертежи, рассчитывают проект конструкций, участвуют в согласовании и защите проекта, ведут технический и авторский надзор за его исполнением. В обязанности конструктора входит также испытание и наладка опытных изделий и деталей, которые планируется использовать в дальнейшем. Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты и изделия различной сложности, организует технологические процессы изготовления деталей и сборки машин, проводит исследования в области конструирования, определяет показатели технического уровня проектируемых изделий, рассчитывает экономическую эффективность внедряемых проектов, составляет техническую документацию к разработанным конструкциям.

Инженер-механик – специалист с высшим техническим образованием в области проектирования, конструирования и эксплуатации технологического оборудования.

Инженер-механик проектирует, конструирует и эксплуатирует механическое оборудование, машины, устройства и аппараты, автоматические линии, средства и системы комплексной механизации и автоматизации производства, организует и проводит их монтаж, наладку, испытания. Он разрабатывает, планирует и организует технологические процессы, выбирает оптимальные условия их проведения. В его обязанности входит также планирование и проведение ремонта машин, составление технических заданий на реконструкцию действующих и создание новых установок. В сфере сельскохозяйственного производства инженер-механик руководит механизаторами, управляет всей механизацией сельского хозяйства.

Основная цель деятельности инженера-механика – проектирование механического оборудования и технологических процессов и организация обслуживания оборудования.

Инженер данной специальности – высококвалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями по теоретическим основам электротехники, теории автоматического регулирования, промышленной электронике и вычислительной технике.

Инженер-строитель работает в общестроительных и специализированных строительных, строительно-монтажных, пусконаладочных, эксплутационных, проектных, конструкторских и научных организациях.

Он осуществляет производственно-технологическую, организационно-управленческую, проектно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в области строительства. Данные специалисты решают задачи, связанные с проектированием и строительством зданий и сооружений, систем и устройств водоснабжения и канализации, дорог и трубопроводов, линий электропередач и связи и других объектов.

В процессе своей профессиональной деятельности инженер-строитель рассчитывает, конструирует и разрабатывает строительные конструкции, фундаменты и основания, подземные части сооружений в различных грунтовых условиях. Разрабатывает и внедряет технологии изготовления и монтажа строительных конструкций, проекты организации строительства и производства строительных работ с применением комплексной механизации и передовых методов труда.

Инженер-строитель руководит строительными, монтажными и наладочными работами, контролирует их качество, осуществляет технический надзор за реализацией проектных решений и выполнением строительно-монтажных работ. Занимается нормированием труда и сметным делом в строительстве, инженерным обеспечением бригадного хозрасчета, составляет наряды и калькуляции затрат труда и заработной платы рабочих.

Инженер-металлург изучает и внедряет технологии производства различных металлов. В обязанности инженера-металлурга входит определение химического состава сплава, выбор подходящей температуры и времени обработки, контроль отливки и штамповки готового сплава, сварки нескольких готовых деталей. Он отвечает за проведение технологического процесса, предлагает новые технологии для удешевления готового продукта и сокращения энергозатрат.

Предметами профессиональной деятельности являются технологические процессы металлургической промышленности, переработки исходного сырья и производства металлопродукции повышенных потребительских свойств, технологии получения и обработки металлов и материалов, изучение структуры и свойств, оборудование горно-металлургического производства, системы автоматического управления металлургическим производством и контроля качества конечной продукции.

Инженер-технолог занят организацией производственных процессов или разработкой определенной технологии на производственных предприятиях. Он сам выбирает набор оборудования, на котором осуществляет технологический процесс, оптимальный режим работы, методы оценки результатов и контроля качества, ведет технологическую документацию. Инженер-технолог возглавляет рационализаторскую и изобретательскую работу предприятия по освоению производственных мощностей.

Инженер-технолог по сварке является специалистом в области технологии выполнения сварочных работ. Он руководит технологической подготовкой выполнения сварочных работ при изготовлении изделий; организовывает разработку и внедряет в производство прогрессивные методы сварки; контролирует соблюдение технологических режимов сварки, нормы расхода материалов.

Инженер-электрик способен выполнять любые работы по проектированию, монтажу, наладке, ремонту и модернизации линий электропередач и подстанций от низких до сверх- и ультравысоких напряжений, высокотехнологичному, безопасному и экономичному обслуживанию электрических сетей, тепловых и атомных станций с использованием новых прогрессивных технологий, оборудования и автоматизированных систем.

Горный инженер (маркшейдер) – специалист по проведению пространственно-геометрических измерений в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим отображением результатов измерений на планах, картах и разрезах при горных и геолого-разведочных работах.

Маркшейдер работает при разведке месторождений полезных ископаемых, на строящихся и действующих горных предприятиях, на строительстве подземных сооружений. Он занимается геодезическими измерениями и разметкой, и от их точности зависит качество работы проходчиков, строителей и т.д.

Горный инженер-механик – это специалист в области проектирования горно-перерабатывающих машин и механизмов, используемых на обогатительных и перерабатывающих производствах.

Данные специалисты занимаются проектированием, эксплуатацией и ремонтом горных машин и механизмов, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых открытым и подземным способом.

Инженер-метролог занимается проверкой и регулировкой точности работы измерительных аппаратов и приспособлений. Главная цель его деятельности – приведение измерительных приборов в полное соответствие установленным стандартам. Метрологу необходимо разрабатывать поверочные схемы для различных видов измерений, инструкции, методики и прочую метрологическую документацию, а также проверять, ремонтировать и калибровать средства измерений. Он контролирует соответствие методов и средств измерений требованиям законодательства, проводит метрологическую экспертизу.

Инженер по стандартизации – это специалист в области обеспечения и оценки качества продукции, а также контроля за условиями эксплуатации технических средств (приборов, оборудования), закрепления в стандартах и нормативах правил для достижения экономии ресурсов при соблюдении безопасности производства.

Стандартизация – это целая наука, которая изучает, анализирует, обобщает и формулирует закономерности производственных процессов с целью достижения их оптимальной степени порядка.

Инженер по стандартизации контролирует техническую документацию, разрабатывает новые и пересматривает действующие стандарты, технические условия и другие документы по стандартизации и сертификации, работает над их внедрением на предприятиях. Изучает технический уровень продукции, особенности производства и результаты эксплуатации стандартизованных изделий и их отдельных элементов.

Радиоинженер занимается проектированием, разработкой и эксплуатацией специализированных радиоэлектронных устройств, контрольно-измерительных приборов для цифровых линий передачи информации, программно-технических средств организации каналов цифровой радиосвязи.

Радио и телевидение, компьютерная техника, приборы для научных исследований и медицины, системы мобильной радиосвязи – это далеко не полный перечень тех областей, где невозможно обойтись без радиоинженера. В них заинтересованы академические и отраслевые научно-исследовательские институты, вычислительные центры, проектные и конструкторские организации, производственные предприятия, прямо или косвенно связанные с радиоэлектронными приборами и аппаратами, вычислительной техникой, автоматизированными системами, программным обеспечением, различными приложениями.

Инженер-программист осуществляет деятельность в области проектирования, производства и эксплуатации программных средств на базе современных информационных технологий. Основной задачей инженера-программиста является разработка программ на основе анализа математических моделей и алгоритмов для решения научных, прикладных, экономических и других задач, обеспечивающих выполнение этих алгоритмов и задач средствами вычислительной техники.

В обязанности инженера-программиста входит разработка технологии, этапов и последовательности решения задач; выбор языка программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов задач; определение информации для обработки на ЭВМ (ее объем, структура, макеты и схемы ввода, способ хранения и воспроизведения). Он занимается подготовкой программ к отладке и проведением отладки, проверкой программ на основе логического анализа, корректировкой их в процессе доработки. Осуществляет сопровождение внедренных программ и программных средств. Разрабатывает инструкции по работе с программами, оформляет необходимую техническую документацию.

Учитель физики

Учитель физики осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «физика». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике. Оснащает и оформляет учебный кабинет. Изучает и учитывает в работе индивидуальные особенности учащихся, участвует в работе с родителями.

Физика считается одним из самых сложных предметов школьной программы, так как это динамично меняющаяся научная область. Поэтому учителю физики необходимо следить за всеми новостями в мире науки, знакомиться с новыми открытиями, техническими достижениями и изобретениями.

Основная задача учителя физики – научить детей понимать окружающий их мир, процессы, которые происходят вокруг них в повседневной жизни.

Физику можно разделить на теоретическую, экспериментальную и прикладную. Каждая, в свою очередь, делится на несколько направлений: ядерная физика, микро- и наноэлектроника, материаловедение, энергетика, авиакосмические технологии, нанотехнологии и пр. Студенты выбирают одно из них и, если получится, после выпуска работают по специальности. А если нет, то наш список дополнительных вариантов им поможет.

Учитель физики, преподаватель

Самый очевидный вариант: не удалось найти работу по специальности, на которую учились несколько лет, можно пойти . Для того чтобы устроиться в школу, могут потребовать диплом о педагогическом образовании. Но что касается физики, здесь важнее быть практиком, знать законы и их действие, уметь решать задачи, разбирать формулы, демонстрировать опыты.

Преподавать в вузе можно и без аспирантуры. Но построить карьеру без кандидатской степени практически нереально. Для большинства должностей требуется именно наличие учёной степени.

Сотрудник лаборатории

Научные лаборатории есть в вузах, научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро при огромных заводах военно-промышленного комплекса. Сюда стоит идти тем, кто хочет посвятить себя науке и технике, так как именно в подобных учреждениях создают новое и инновационное, исследуют, пробуют, внедряют и развивают. Сотрудники – частые гости тематических конференций. Перспектива – вырасти до заведующего лабораторией, руководителя центра.

Автор научно-популярных текстов

Лучшими авторами в узких тематиках становятся практики. Перед физиком, который умеет складывать слова в предложения, а предложения в тексты, открывается простор для подработки или основного заработка – от внештатного сотрудничества автором раздела тематического сайта до написания пособий типа «Физика - детям» и составления сборника задач, от статей в ВАКовские журналы до редактора научно-популярного издания.

Менеджер по продвижению проектов / автор-составитель заявок на гранты / консультант

В последнее время Правительство РФ в лице Минобрнауки России выделяет невероятное количество грантов для поддержки научных школ, молодых учёных и исследователей. Счёт идет на сотни тысяч рублей в год для студента или аспиранта и миллионы для сотрудников с учёной степенью кандидата или доктора наук. Но чтобы получить подобный грант, нужно его обосновать. А это сделать уже не так-то просто. Нужно составить подробную заявку, в которой необходимо перечислить конечные результаты предполагаемых исследований, требуемое оборудование и материальные затраты на всех этапах проекта, список исполнителей и обоснованный задел по тематике выделяемого гранта.

Конкурентноспособная заявка пишется как минимум месяц. Но грамотный составитель может одновременно работать над несколькими проектами грантов. С каждого полученного гранта автор заявки может получить примерно 10-15% от его суммы. В переводе на рубли это 100-150 тысяч от миллионного гранта.

Организатор и ведущий научного шоу

В последние годы стали популярны шоу экспериментов и физических явлений. При наличии деловой хватки и организаторских способностей можно самому открыть подобную компанию и привлечь к работе однокурсников. Или устроиться в те, что уже известны в вашем городе.

Дети на такие шоу реагируют восторженно. А удивить их опытному физику несложно. «Радужные» очки, искусственный снег, невидимые чернила… Подобные эксперименты может провести любой первокурсник физтеха. Минимум реквизита, белый халат, эффектные очки, яркий парик для создания образа – и Профессор готов удивлять детей.

В зависимости от города и количества детей подобные шоу оплачиваются от 5 тысяч рублей и выше.

Экскурсовод в научных или экспериментальных музеях

Политехнический музей в Москве, Экспериментариумы, Эйнштейниумы, научно-технические экспозиции, лектории… Люди переходят на новый уровень развития. Нам недостаточно смотреть на картины и кости мамонта. Мы хотим узнавать новое, обучаться, постигать и расширять горизонты своего сознания. Поэтому так популярны подобные заведения. А кто, как не эксперт в научной теме, лучше всех расскажет, как устроен материальный мир?

Консультант в научно-популярных передачах и кинематографии


Сериалы вроде «Теории большого взрыва» могут обеспечить вас работой на несколько лет

Объяснить, расшифровать и показать на примере, разобрать поэтапно, пересказать «простыми» словами, увидеть и ликвидировать ошибки – этим занимаются консультанты и эксперты. Где подобные услуги могут понадобиться? На телевидении и киностудиях, в редакциях научных изданий, авторам видеороликов и текстов для сайтов и пр. Или же можно создать собственный сайт на научную тему – аналог политехнического музея.

Мнение эксперта

Канд. физ.-мат. наук, доцент, заведующий кафедрой материаловедения и физики металлов Воронежского государственного технического университета

Студент-физик с 1-го курса изучает тайны материи, законы физики и причинно-следственный эффект любого опыта. Его учат самостоятельно осмысливать, предлагать и ставить физический эксперимент по известным законам и методикам. Если результаты эксперимента не соответствуют физическим канонам, он ищет причину отрицательного эффекта и пытается разобраться в том, что он сделал не так, используя литературные источники «великих предков» и информационно-коммуникационные ресурсы. Поняв причину, он повторяет эксперимент. Обычно результат дает положительный эффект. Но если нет, он глубже проникает в тайны законов, физических формул и уравнений, учитывает свои промахи и вводит внешние факторы. Делает эксперимент снова, пытаясь добиться положительного результата.

Физик может выполнять то, что написано в его технологической карте. Но это может делать любой человек, имеющий определенные знания и навыки. Но если внезапно происходит отклонение от техпроцесса, появляется брак, вся партия дорогостоящей продукции может быть загублена и предприятие понесет огромные убытки перед заказчиком, то исправить ситуацию сможет человек, который разбирается в процессах.

Если возникла проблема и нужно срочно её решить, поможет физик, который найдет корень этой проблемы и в кратчайшие сроки её устранит либо предложит решение по устранению. Потому что его так учили с первого курса.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых