Архитектура здания древних римлян. Самые древние храмы рима, сохранившиеся до наших дней

Римское государство проходит сложный путь развития. Оно сначала завоевывает Италию (V-III вв. до н.э.), затем Карфагена (II в. до н.э.) и, наконец, Грецию (II в. до н.э.).

Архитектура Древнего Рима заметно менялась на протяжении всего существования этого могучего государства.

Многие черты легли в основу римского искусства. Предшественниками римлян были этруски. В середине первого тысячелетия они обладали уже собственной культурой. Этрусские храмы имеют сходство с греческими периптерами, но в них сильнее подчеркнут лицевой фасад: перед входом имеется площадка с колоннами, а к ней ведет многоступенчатая лестница. При возведении ворот этруски часто применяют полуциркульную арку, которую греки почти не знали. Их дома имели в центре помещение с открытым квадратным отверстием в кровле посередине и черными от копоти стенами. Видимо там был очаг. Это дало основание назвать данное помещение атриумом (от слова «ater» — «черный»).

Атриум — помещение с отверстием в кровле

В культуре сталкиваются официальное государственное течение эллинизированного общества и народные вкусы, восходящие к италийскому прошлому.

В целом, римское государство обособляется, противопоставляется частному лицу. Оно славилось своей системой управления и правом.

Армия была основой мирового могущества. Верховная власть сосредоточилась в руках полководцев, которые мало считались с общенародными и общегосударственными интересами, а города строились по образцу лагерей.

По воззрениям Витрувия (трактат написан 27-25 гг. до н.э.) архитектура распадается на две категории: конструкция и пропорции (соотношения отдельных частей здания служат ее основой). А эстетическое начало есть лишь в ордере, колоннах, присоединяемых к конструкциям.

В эпоху Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) были построены такие памятники архитектуры, как «квадратный дом» в Ниме (Юж Франция) или храм Фортуны Вирилис, принадлежащие к типу псевдопериптера. Псевдопериптер похож на периптер, но целла отодвинута немного назад. Храм ставится на высокий подиум; к его входу ведет широкая лестница (этим определяется сходство псевдопериптера с этрусскими храмами). Только в римском храме более строго соблюдаются классические формы ордера: каннелированные колонны, ионийские капители, антаблемент.

Мезон Карре «Квадратный дом» в Ниме (Франция). I в. до н. э.

Храм Фортуны Вирилис. I в. до н. э.

Виды жилища богатых горожан

Еще сильнее своеобразие римской архитектуры откликнулось в новом типе жилища в духе эклектизма: италийский атриум и эллинистический перистиль. Наиболее богатые помпейские постройки, такие как дома Пансы, Фавна, Лорея Тибуртина, Веттиев, относятся к этому типу. Перистиль служил больше украшением богатого поместья, чем местом многообразной жизни его обитателей, каким он был в домах Греции.

В отличие от греческого жилища все помещения выстраивались в строгом порядке по сторонам от его главной оси.

Атриум

Перистиль дома Веттиев, вид со стороны большого триклиния.

Портик и садик в доме Лорея Тибуртина

Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Настоящее время

Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Так было раньше

Вилла Публия Суллы (Дом Фавна). Внутренний сад с перистилем и ионическим ордером

Помпеянские виллы чаруют высоким совершенством прикладного искусства. Но там проскальзывает много тщеславия и безвкусной роскоши: роспись стен копиями прославленных греческих картин IV века, подражание египетским плоским украшениям, или, наоборот, создание обманчивого впечатление окон.

Эпоха Августа характеризуется стилизаторством и эклектизмом. К лучшим памятникам этого времени принадлежит Алтарь Мира на форуме. Отличие рельефа сразу бросается в глаза: фигуры поставлены в несколько планов, что придает картинность, но между фигурами не чувствуется пространства, воздуха, световой среды, как в эллинистических рельефах.

Алтарь Мира, построенный в честь богини Мира. Крытый музей.

Рельеф одной из стен алтаря

Классическое течение при Августе было главным, но не единственным. Во II в. до н.э. сторонники ветхозаветной старины выступали против подражания грекам.

Инженерные сооружения. Акведуки

Среди римских памятников существует большой раздел, посвященный инженерным сооружениям.Таким образом появилось много элементов благоустройства городов: мощенная Аппиева дорога, водопровод, акведук.

Гардский мост в Ниме Пон-дю-Гар

Помпеи. Италия

Риме

Свинцовый водопровод

Форум

Искусство становится в руках государей средством упрочнения своего авторитета. Отсюда зрелищный характер архитектурных сооружений, большой размах строительства, пристрастие к огромным размерам. В римской архитектуре было больше беззастенчивой демагогии, чем подлинного гуманизма и чувства прекрасного.

Самым величественным типом построек был форум. Каждый император стремился увековечить себя таким сооружением.

Форум императора Траяна достигает почти размеров афинского акрополя. Но по своему замыслу акрополь и форум глубоко различны. Чопорный порядок, пристрастие к строгой симметрии выражены в огромном масштабе.

Форум императора Траяна. Италия

Римские строители оперировали не объемами, как строители афинского акрополя, а открытыми интерьерами, в пределах которых выделялись небольшие объемы (колонны и храмы). Эта возросшая роль интерьера характеризует римский форум, как ступень большого исторического значения в развитии мировой архитектуры.

Форум, в центре - колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка Септимия Севера

На фото слева изображена Базилика Максенция и Константина - самое большое здание, когда-либо построенное на форуме в 312 г.

Храм Мира, также известный как Форум Веспасиана (латинском: Форум Vespasiani), был построен в Риме в 71 году н. э.

Здание табулария (государственный архив) на форуме, 78 г. до н. э. - самое ранее из дошедших до наших дней сооружений, в котором была применена система римской архитектурой ячейки, сочетавшей в себе два противоположных конструктивных принципа - балочной и сводчатой конструкции.

Городская планировка

Римские города, как Остия в Италии или Тимград (в Африке), похожи строгой правильностью своего плана на военные лагери. Прямые улицы окаймлены рядами колонн, сопровождающих всякое движение по городу. Улицы завершаются огромными триумфальными арками. Жить в таком городе означало всегда чувствовать себя солдатом, быть в состоянии мобилизации.

Тимград — древнеримский город в Северной Африке, расположенный на территории современного Алжира. 100 г. н. э.

Триумфальные арки

Новым типом римской архитектуры были триумфальные арки. Одна из лучших — арка Тита. Арки воздвигались для того, чтобы служить воспоминанием о победах среди поколений. В построении этой арки существует два типа ордера: один подразумеваемый — на котором покоится полуциркульная арка, отделенная от него карнизом; другой ордер, обозначенный могучими полуколоннами, поставлен на высокий подиум и придает всей архитектуре характер напыщенной торжественности. Оба ордера пронизывают друг друга; карниз первого сливается с карнизами ниш. Впервые в истории архитектуры здание складывается из отношения двух систем.

Пристрастие римлян к впечатлению тяжести и силы сказывается в арке Тита в огромном антаблементе и аттике. Резкие тени от карниза придают напряженность и силу архитектурным формам.

Амфитеатры

Амфитеатры служили ареной занимательных и эффектных зрелищ для многолюдной толпы: выступлений гладиаторов, кулачных состязаний. В отличие от греческих театров, они не давали высоких художественных впечатлений. Например, здание Колизея, которое имело 80 выходов и это позволяло зрителям быстро заполнять ряды и так же быстро выходить. Внутри Колизей производит неотразимое впечатление своей ясностью и простотой форм. С наружной стороны он был украшен статуями. Весь Колизей выражал сдержанность, одновременно с внушительностью. Ради этого три его открытых яруса увенчаны четвертым, более массивным, расчлененным всего лишь плоскими пилястрами.

Колизей (амфитеатр Флавиев) в наши дни. Год строительства -80 н. э.

Исходный облик Колизея

Колизей внутри

В сооружении Пантеона был использован весь многовековой опыт римского строительства: его двойные стены с бутовой массой внутри, разгрузочные арки, купол диаметром и высотой 42 м. Такого огромного художественно оформленного пространства ранее не знала архитектура. Особая сила Пантеона — в простоте и в целостности его архитектурных композиции. В нем нет сложной градации масштабов, нарастания черт, которые придают повышенную выразительность.

Термы

Потребности городской жизни создали в середине I в. н.э. новый тип зданий — термы. Эти здания отвечали различным нуждам: начиная с культуры тела и кончая потребностью в умственной пище, размышлениях в одиночестве. Снаружи термы имели малопримечательный вид. Главное в них — . При большом многообразий форм плана, строители их подчиняли симметрии. Стены были облицованы мрамором — красным, розовым, пурпурным или нежно-зеленым.

Руины термы императора Каракаллы (Антониновые термы). III век (212-217 годы)

Римским искусством завершается история античного искусства.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»


КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Знаменитые архитектурные памятники Древнего Рима»


Выполнила: Непомнящая Валерия Александровна

Проверила: Бавина Л.Г.


Москва 2012



ВВЕДЕНИЕ

1 Характеристика архитектуры периода VIII?VI вв. до н.э

2 Храм Сатурна

3 Римский форум

ГЛАВА 2. ЭПОХА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (V?I вв. до н.э.)

2 Особенности строительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


История культуры Древнего Рима - это история становления, развития и упадка огромного государства, раскинувшегося по берегам Средиземного моря и включавшего в сферу своего влияния Европу, Северную Африку и Передний Восток.

Одним из важнейших видов искусства в Древнем Риме являлась архитектура. Витрувий, вероятно, является самым значительным древнеримским зодчим. Именно он сформулировал три основных принципа древнеримской архитектуры: польза, прочность, красота.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства.

История архитектуры Древнего Рима делится на три этапа. Первый - ранняя или царская эпоха, которая началась VIII?VI вв. до н.э. Второй этап -эпоха республики, наступивший в конце VI в. до н.э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и длившийся до середины I в. до н.э. Третий этап- императорский - начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до V в. н.э.

Целью данной работы является исследование своеобразия архитектуры Древнего Рима

Задача исследования: рассмотреть особенности архитектуры Древнего Рима и ее характерные черты.


ГЛАВА 1. РАННИЙ ИЛИ ЦАРСКИЙ РИМ (VIII?VI вв. до н.э.)


1 Характеристика Архитектуры периода VIII?VI вв. до н.э


Центр будущей великой державы? город Рим? возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Существует несколько версий его возникновения, но самая распространенная - легенда о Ромуле и Реме, они были сыновьями бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, дочери царя города Альба-Лонги. Коварный брат царя, желая завладеть троном, заключил его в тюрьму, а близнецов уложил в корзину и бросил в Тибр. Однако корзину с близнецами прибило к Капитолию - священному холму, где младенцев вскормила своим молоком волчица. Когда мальчики выросли, они вернули трон деду, а сами решили основать новый город. Его главный храм они возвели на Капитолийском холме. Очерчивая границы города, братья поссорились, и Ромул убил Рема, став единовластным правителем города и дав ему свое имя. Считается, что Рим был основан в 753 г. до н. э.

Развитие Рима происходило под этрусским влиянием. Были заимствованы многие этрусские достижения, например, в области строительства, различных ремесел. Рим позаимствовал письменность, римские цифры, способы толкований и гаданий и многое другое.

По преданию, в Риме в VIII?VI вв. правили 7 царей: Ромул, Нума Помп Тулл Гостилий, Анк Марций, Таркв Древний, Сервий Туллий, Тарквим Гордый. Особое значение в истории раннего Рима и его культуры занимает время правления трех последних римских царей, которые, как полагают ученые, происходили из этрусков, но в отличие от остальных царей, были реальными историческими лицами.

Искусство этрусков, живших в первом тысячелетии до н. э. конец VIII - I вв. до н. э. на территории Апеннинского полуострова, оставило значительный след в истории мировой культуры и сильно повлияло на древнеримскую художественную деятельность. Покорив этрусков, римляне восприняли их достижения и в своем зодчестве, пластике и живописи продолжили начатое этрусками.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе? Тарквинии Гордом, в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба? Великая клоака, которая служит «вечному городу» и поныне.

Произведения этрусского искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественные мастерские в этрусских городах на север от этих границ Марцаботто, Спина и на юг Пренесте, Веллетри, Сатрик.

Этруски известны современному человеку, пожалуй, больше своим искусством, чем какими-нибудь другими формами деятельности, так как многое в их истории, религии, культуре, включая и пока еще не вполне понятную письменность, остается загадочным.

Культура этрусков свидетельствует об их значительной художественной одаренности. Искусство их самобытно, хотя в нем можно выделить следы малоазийских, позднее греческих влияний. Ему свойственно стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц этрусской знати. Этрусские художники не заботятся о передаче деталей, но уделяют все внимание наиболее существенным чертам изображаемого. Если римский портрет достиг небывалого прежде художественного совершенства, то этим он был обязан усвоению римскими мастерами этрусского наследия. Так называемый ложный купол, постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей, применялся в архитектуре уже в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить своды из клиновидных балок, создав, таким образом, купол в собственном смысле слова. Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к VI - началу V в. до н. э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет.

Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к VI в. до н. э. Наиболее известным этрусским скульптором был работавший в Веях мастер Вулка, ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей.

Одним из таких произведений VI в. до н. э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима.

Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро - черной земли: глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет.

После формовки и обжига изделие подвергалось лощению- полировке трением. Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий, где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив, замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Рим.


2 Храм Сатурна


Самая древняя часть Римского Форума - храм Сатурна. Храму Сатурна предшествовал очень древний алтарь, который легенда относит к мифическому городу, основанному самим Сатурном на Капитолии. Возможность существования селения на холме еще с доисторических времен и древность самого религиозного культа подтверждают в некоторой мере эту легенду. Строительство храма Сатурна было данью богу Сатурну, которого римляне отождествляли с греческим богом Кроносом и почитали его способность избавлять город от бедствий.

Строительство храма, возможно, было начато уже в царский период. Открытие же его было осуществлено только в первые годы Республики возможно в 498 г. до н. э.

Здание было полностью перестроено, начиная с 42 г. до н. э., Мунацием Планком, и восстановлено после пожара, возникшего во время правления Карина 283 г. н. э. Вероятно, именно к этой реставрации относится сохранившаяся часть - восемь колонн шесть колонн из серого гранита по фасаду и две из красного по бокам и главный фронтон в значительной мере построенный из восстановленного материала. Надпись, которая до сих пор видна на фризе, напоминает о том, что эта реставрация была произведена по причине пожара Senatus populusque romanus incendio consumptum restituit - Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили.

Это был единственный в Риме храм, куда верующие могли входить с открытой головой, и первый храм, в котором стали жечь восковые свечи. Здесь хранилась статуя бога Сатурна, которую носили во время процессий по случаю триумфальных торжеств.


3 Римский форум


Одна из главных достопримечательностей Рима. С глубокой древности Римский форум был тем местом, куда люди приходили узнать политические новости, обменяться впечатлениями, заключить удачную торговую сделку.

Возник Римский Форум еще во времена первых римских царей, примерно в VII веке до н.э., когда на пространство между холмами Капитолия, Палатина и Квиринала стали собираться местные жители.

Форум, расположенный в долине между тремя холмами - Палатином, Капитолием и Эсквилином, в давние времена был пустынной болотистой местностью, которая была осушена во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке каменной Большой клоаки, соединенной с дренажной системой. После осушения области началось строительство Форума, одна часть которого предназначалась для лавок, другая - для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.

В центре Форума стоит высокая мемориальная колонна- Колонна Фоки, которая представляет собой коринфскую колонну, воздвигнутую перед Рострой на Римском Форуме и в 608 году посвященную византийскому императору Фоке.

Колонна 13,6 м высотой, была установлена на четырёхугольном пьедестале из белого мрамора, первоначально использовавшемся в монументе в честь Диоклетиана. На вершине колонны раньше находилась статуя императора из позолоченной бронзы - до тех пор, пока в 610 г. Фока не был свергнут, После чего началось медленное запустение этого места.


ГЛАВА 2. ЭПОХА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (V?I вв. до н.э)


1 Характеристика архитектуры периода V?I вв. до н.э


От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве Римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский, заимствованный у этрусков, дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческую архитектуру своей прямоугольной формой и использованием портиков, но, в отличие от греческих, были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких подиумах. В V?IV вв. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. Позднее в республиканский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.

Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, то есть круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов? храм Весты или Геркулеса, находившийся на Форуме.

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры. Но римляне не отказывались и от колонн? ими украшались общественные здания, например, огромный театр Помпея, первый каменный театр в Риме I в. до н.э. Весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады? ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.

Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках? многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

В середине I в. до н.э. в Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум, достойный столицы великой державы. Там была сооружена базилика Цезаря? здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний,по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви. На Форум также был возведен храм в честь Венеры, покровительницы рода Юлиев.

Главные улицы и площади города Рима позднее в республиканский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.

Благоустраивается центральная торговая и общественная площадь города - Римский форум, где проходили народные собрания, ярмарки, вершился суд. Он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Здесь был центр политической жизни столицы мира, украшавшийся на протяжении веков базиликами для собраний, храмами и мемориальными сооружениями.

К II в. до н. э. сложилась застройка на равнине, ограниченной тремя холмами (Капитолием, Палатином и Квириналом). Впоследствии к Римскому форуму примкнули еще пять форумов: Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Теперь - это поле руин огромного комплекса римских форумов времен республики и ранней империи.

Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках, расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы. Не только Рим, но и небольшие города, например, Помпей превращаются в I в. до н.э. в благоустроенные, культурные центры с разнообразными зданиями, прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром и амфитеатром, цирком, многочисленными лавками и тавернами.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд -мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы.


2 Особенности строительства


Из общественных зданий важнейшим в Древнем Риме являлась базилика, где заседал суд и заключались торговые сделки. Прямоугольные объемы базилик республиканского периода на форуме в Помпеях и императорского на форуме Граяна в Риме состояли из пяти проходов, разделенных колоннами: очень широкого центрального и четырех более узких, несших галереи второго яруса. Трибунал, где вершился суд, имел форму огромного полукруга, диаметр которого занимал одну из узких сторон и был отделен от остального пространства базилики портиком. Вход находился прохода, вероятно, не имело перекрытия, оставаясь под открытым небом. В базиликах всегда было людно и оживленно: заседал суд, выступали ораторы, заключались торговые сделки. Об атмосфере, которая там царила, свидетельствует, например, такая надпись, сохранившаяся на стене помпейской базилики.

Цирки строились по образцу, который являл собой грандиозный римский цирк Массимо, сооруженный в эпоху республики. Каменные трибуны, расположенные ярусами, имели форму эллипса. Вход находился на его закруглении и отмечался массивными триумфальными арками. Центр поля по длине занимал высокий подиум, украшенный статуями, обелисками и колоннами. Стоящие на торцах каменные столбы - меты - служили ориентиром для возниц.

Амфитеатры представляли собой круглое в плане сооружение. Массивные полуциркульные арки из тесаного камня, так называемые римские ячейки, составленные в два-три яруса, окружали открытую арену.

От арены ярусами поднимались каменные сиденья. Исключительное место среди сооружений такого рода занимал четырехэтажный амфитеатр Флавиев в Риме (Колизей) строительство которого началось в 75 г. н. э. при императоре Веспасиане из династии Флавиев. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тыс. зрителей. Через открытую аркаду первого этажа они равномерно проникали внутрь и по 60 лестницам попадали на свои места. Сиденья в первом, нижнем ярусе предназначались для привилегированного сословия - сенаторов, жрецов, весталок и судей, здесь же находилась трибуна императора; во втором - для граждан; в третьем - для плебса; четвертый этаж отводился под стоячие места для рабов. В подземелье под ареной размещались камеры для гладиаторов, клетки для животных, помещения, куда сносили трупы убитых. Для боя гладиаторов арену засыпали песком, для морского сражения заполняли водой с помощью подходившего к зданию рукава акведука. Внутри здание было облицовано мрамором, снаружи - известковым туфом и украшено колоннами - по одной на плоскости стены между арочными проемами. На первом этаже это колонны тусского ордера, приземистые и массивные. Второй этаж опоясывают изящные, стройные колонны ионического ордера, третий - еще более высокие коринфские, четвертый - пилястры коринфского ордера. Такое расположение колонн обеспечивает визуальный эффект, при котором здание, массивное снизу, кажется менее тяжеловесным и более высоким. Просветы арок некогда заполняли величественные мраморные статуи римских богов и сенаторов. Помпезный вид довершал шелковый тент, натягиваемый над ареной в жаркие или дождливые дни.


3 Знаменитые памятники республиканского периода

древнеримский архитектура памятник дорога

От большинства республиканских храмов, а было их в Риме несколько десятков, не сохранилось даже руин. Наиболее знаменитые - грандиозные сооружения, древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в VIII в. до н.э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квирипале, выложенные из камня ранняя - VI в. до н.э. и так называемая Сервиева стена - 378-352 гг. до н.э.

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога VI-III вв. до н.э. для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене 197 м длиной, 11 м высотой, расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э., акведук Марция, 144 г. до н.э., пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.

К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал клоака Максима в Риме, сохранившийся до наших дней. Общественная жизнь протекала на рыночной площади. У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, она служила ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов.

В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан, политических деятелей и были окружены колоннами, портиками.

Древнейший форум в Риме - республиканский форум Романум VI век до н.э. к которому сходились все дороги. Сейчас от Форума Романум остались лишь фундаменты построек; первоначальный его вид представляет реконструкция.

В последние века республики форум приобрёл законченный архитектурный облик. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива - Табуларий, который стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые у римлян, говорит об их исключительном уважении к истории.

Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы часто встречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримы в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальняя цель достижима.

На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры - носы побеждённых вражеских кораблей отсюда и название - ростральная колонна, и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны - лавки ювелиров и золотых дел мастеров. В эпоху республики, особенно в V-II вв. до н.э., храм - основной тип общественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырехугольные псевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм - моноптер состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой, стороны.

Круглый храм Сивиллы или Весты в Тиволи I в. до н.э., под Римом, окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива - бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность.

Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сибиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.

Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме(I в. до н.э.) - уникальный образец раннего завершенного римского храма типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуколоннами, сливающимися со стеной. Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колоннами и парадной лестницей входа, архитектор объединил его с замкнутой целлой ионическим ордером. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно «негреческий», без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями.

Великолепны римские мосты I вв. до н.э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. На арках сверху лежит карниз, придающий мосту особую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерывно идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив.

Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых землевладельцев, торговцев, ремесленников. Римские особняки - это большей частью одноэтажные дома, в которых уютность семейного быта сочеталась с приспособленностью к деловой жизни.

Частично внешний вид римского города можно представить на примере Помпеи - италийского города, который погиб в 79 г. н.э. в результате извержения вулкана Везувий.

Погребённый под пеплом город случайно обнаружили при строительстве водопровода в XVII в. С 1748 г. до наших дней продолжаются его раскопки. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесён прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города и предназначался также для приезжих. В городе было два театра.

Замечательны помпейские дома - «домусы». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум от лат. atrium - «закопчённый», «чёрный», т.е. помещение, почерневшее от копоти, который выполнял священную функцию. Рим при основании имел в самом центре культовую яму - «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Открывалась она лишь один раз в году - в день Подземной богини или не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме часто было отверстие в центре крыши - комплювий. Под ним находился бассейн для сбора воды, родственный мундусу, - имплювий.

В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. Не случайно в атриуме стояли все самые важные вещи: тяжелый сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей - ларов и пенатов.


ГЛАВА 3. ЭПОХА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I в. до н.э.?V в. н.э.)


1 Характеристика архитектуры периода I в. до н.э. ?V в. н.э


Имперский период наступил в конце I в. до н. э., когда Римское государство из аристократической республики превратилось в Римскую империю. Развитие архитектуры в императорский период можно разделить на три этапа.

Архитектура первого этапа императорского периода (I в. до н. э. - I в. н. э.),для которого характерно укрепление императорской власти, отличалась простотой композиционных решений. Образцом для нее служили произведения греческой классической архитектуры. В числе главных памятников - форум Августа с храмом Марса Ультора (Мстителя). Коринфские колонны храма поставлены тесно, с интерколумнием (расстоянием между колоннами) в 1,5 диаметра колонны. Получает широкое распространение конструктивная система, основанная на сочетании в стенах и перекрытиях обожженного кирпича с так называемым римским известковым бетоном. Кирпич вводился в виде арок или пластов, чередовавшихся с бетонными слоями, что позволило возводить своды и купола большого пролета. Снаружи здания облицовывали травертином или мрамором, внутри стены штукатурили и расписывали.

Второй этап императорского периода (II в. н. э.) называют золотым веком Римской империи. В этот период архитектором Аполлодором Дамасским был построен самый крупный архитектурный ансамбль Древнего Рима - Форум римского императора Траяна, который отличался не только своими размерами и разнообразием композиционного решения, но и богатством отделки. Пятинефная базилика Ульпия вытянута параллельно поперечной оси Форума. Громадная 38-метровая колонна обвита непрерывной лентой рельефов, изображающих победоносные походы Траяна.

Появился новый тип общественного здания для суда, торговых сделок - базилика греч. basilike - царский дом. Здание прямоугольной формы в плане разделялось на три - пять нефов рядами колонн, причем средний неф был выше боковых Другое выдающееся произведение Аполлодора Дамасского - Пантеон (125 г. н. э.) - «Храм всех богов», перестроенный из круглого бассейна: гигантский цилиндрический объем, перекрытый сферическим куполом диаметром 43,2 м со световым отверстием в центре. Интерьер отделан полихромным мрамором

На третьем этапе императорского периода (III в. н. э.) для архитектуры характерен повышенный интерес к декоративному началу, грандиозному масштабу. Так, были построены термы Каракаллы - сложный комплекс общественных бань на 1800 человек, включающий бассейны, ванны, библиотеки, магазины и пр., грандиозные термы Диоклетиана - огромное прямоугольное здание с помещениями, перекрытыми куполами.

В альпийских и придунайских провинциях с I в. н. э. выросло много городов по римскому типу - с арками, храмами, амфитеатрами. Во II в. н. э. приобретает большое значение сирийский город Пальмира. Его архитектурные сооружения отличались древневосточной пышностью декоративных элементов. Недалеко от Пальмиры располагался культурный центр Баальбек - святилище римских местных богов (I-III вв. н. э.) - колоссальное по своим размерам. Так, высота коринфских колонн храма Юпитера - около 20 м.

Следует отметить, что в принципах построения плана Парфенона, которые выявлены историками архитектуры, существуют не только черты древних традиций, но и некоторые новации, которые можно посчитать зарождением новых традиций. Греки использовали древние приемы пропорционирования, но придали им свою соразмерность. Квадрат, заложенный в основу плана Парфенона, имел абсолютные размеры, исчисляемые уже в греческих мерах длины. Это сто греческих футов, что в переводе на современные меры составляет 30,86 м. Данный факт имеет особое, поистине эпохальное значение. С этого времени и до конца периода Античности, все главные сооружения своего времени и своей государственной системы строились на основе квадрата со стороной в сто аттических футов. Эту соразмерность можно выявить в построении композиции планов Пантеона в Риме и храма Святой Софии Константинопольской.

Римский Пантеон (118-128 гг.) - сооружение периода, когда Римская империи двигалась к апогею своего развития. Он задумывался и строился как уникальное, единственное в своем роде здание. К идее возведения Пантеона имел непосредственное отношение сам император Адриан (эта информация носит легендарный характер и, конечно, не доказательна, но и в таком виде она весьма красноречива). Пантеон стал архитектурным воплощением стержневой религиозной идеи имперского Рима о соединении воедино верований и божеств разных народов. Объемно-пространственная композиция здания Пантеона очень проста. Объем предельно близок к простой геометрической форме, или, можно сказать, состоит из простых геометрических элементов.

Основной объем храма можно представить себе как толстостенный цилиндр с внутренним диаметром 43,2 м при толщине стен около шести метров.

Цилиндрический объем перекрыт полусферическим куполом полусферическое очертание купол имеет только в интерьере, снаружи он выглядит совершенно иначе. Высота цилиндрической части рассчитана так, что если продлить образующую полусферы купола вниз, то она должна будет коснуться земли. Образно полусфера купола Пантеона символизирует небо, а весь интерьер - мироздание,ведь языческие божества существуют не только на небе, но и на земле. Впечатление, производимое этим сооружением на зрителя, поистине ошеломительное. Разумеется, и геометрическое построение, и эффект воздействия на человека, все это получилось не случайно, а изначально закладывалось в идейную и художественную «программу» храма архитектором Аполлодором Дамасским. Идейная подоплека читается и в применении некоторых архитектурных приемов. Как известно, верховный бог сонма латинских богов - Юпитер, аналог греческого Зевса. Но в представлениях о верховном божестве у греков и римлян существовали серьезные различия. На воззрения римлян оказало свое влияние наследие этрусков, у которых божества не имели антропоморфного образа. Юпитер отождествлялся со светом неба. Поэтому главным элементом купола стал опайон - круглое отверстие в зените купола. Когда в солнечный день в полумрак храма врывался столб ослепительного света, верующим представлялось, что это и есть Юпитер, вошедший внутрь храма. Созданный римскими архитекторами образ внутреннего пространства Пантеона - один из сильнейших в мировой архитектуре за все время ее существования.

Строго говоря, круглые в плане храмы (фолосы) строились и ранее, уже в классической Греции. Посвященные всем богам круглые храмы создавались в эллинистическую эпоху, и в Риме первый цилиндрический Пантеон был построен еще в конце I в. по приказу Агрипы.

Все эти сооружения были не столь внушительны по размерам, и, видимо, не столь впечатляющи по своему архитектурному решению. Однако о том, что сама идея уже витала в воздухе, следует помнить. Тот факт, что в основе плана Пантеона лежит стофутовый квадрат, внутренняя окружность плана Пантеона описана вокруг этого квадрата, также не случаен

Это продолжение традиции, декларация неразрывных связей с культурой предшествовавшей эпохи. Не следует забывать, что вплоть до раннего периода Империи Рим вообще не являлся лидером в сфере культуры и искусства, следуя путями, которые проложили этруски, эллинизированные народы италийского полуострова (например, самниты, чьи города римляне со временем перестроили и превратили в свои). На самом деле, пропорции Пантеона не ограничиваются одним только квадратом в сто футов. Весь Пантеон строго пропорционируется, практически все его элементы можно вычислить и построить геометрическим способом. Однако эти пропорциональные закономерности для нас менее важны, так как они носят второстепенный, вспомогательный характер.

Римский Пантеон задумывался и строился как уникальный храм. В Риме были и другие уникальные сооружения: Колизей, Табуларий, гигантские термы Диоклетиана, Каракаллы. Но все эти сооружения уникальны совсем по-другому. Функциональная схема Колизея мало отличается от тех, что применялась в других больших цирках. В основе объемно-пространственной структуры всех амфитеатров лежал типовой элемент - арочно-ордерная ячейка. Из таких ячеек, как из конструктора, «собирались» многие римские общественные сооружения цирки, театры, некоторые административные здания, как Табуларий. Иными словами, уникальность Колизея, только в его необыкновенных размерах.

Колизей - самый большой среди многих больших амфитеатров, первый среди равных, сравнимых с ним.

Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы. Конец I и нач. II в. н. э. период правления Флавиев и Траяна-время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.

До сих пор поражают своим суровым величием развалины гигантских дворцов цезарей на Палатине (I в. н. э.).

Воплощением мощи и исторической значительности императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активными проводниками римской культуры, идеологии.

Арки сооружали по разным поводам - и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом - торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира. У входа на римский Форум в память победы римлян в Иудейской войне была воздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э.), подавлявшего восстание в Иудее. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79-81 гг.). Совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка 15,4 м высоты, 5,33 м ширины служила основанием скульптурной группы императора на колеснице.


2 Колизей - архитектурный шедевр.70-80 гг. н. э


Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров, знаменитый памятник древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии). Находится в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев.

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, длина арены - 85,75 м., её ширина 53,62 м., высота его стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн, для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria от лат. vomere «извергать», применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания.

Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей в Риме имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой. Нижний ряд, или подий, был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище.

Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места для публики, образующие три яруса, соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей, сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников, второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности, это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям.

На крыше Колизей, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Все арочные пролеты второго и третьего этажей были украшены статуями, недошедшими до наших дней. На площадке перед амфитеатром стояла тридцатиметровая бронзовая статуя Нерона, под названием Колосс. Предполагают, что название Колизей - колоссальный - произошло как раз от этого колосса. Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Строительство было завершено в 80 императором Титом.

Колизей издревле считался символом величия Рима. Колизей являлся театром пышных зрелищ, где, было убито много животных. Но уже в 405 году император Гонорий запретил гладиаторские бои, а позже были запрещены и звериные травли. Колизей перестал быть главной ареной Рима. В конце XIII века Колизей в Риме был превращен в каменоломню. Из него были построены дома, церкви, в 1495 году из материала Колизея построили канцелярию римского папы, а в XVI веке из квадров «великана» строили мосты.

Впоследствии арену легендарного римского амфитеатра довольно долго связывали с мучениями ранних христиан. Так, в 1744 году Колизей был освящен в память христианских мучеников, погибавших здесь в бою с дикими животными на глазах у неистовствующих римских толп. В центре Колизея до сих пор возвышается крест. В XXI веке Колизей в Риме оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.


3 Пантеон - храм всех богов 125 г. н э


Выдающимся сооружением, имевшим центричный круглый план, является римский, «храм всех богов» Римской империи Пантеон (125 г.н.э.) - самый прекрасный и лучше всего сохранившийся памятник античного Рима. Этот наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды при императоре Адриане был перестроен из круглого бассейна Аполлодором Дамасским, автором самого крупного архитектурного ансамбля Древнего Рима - форума Траяна. Пантеон вмещает более двух тысяч человек.

Его пространство перекрыто куполом смелой конструкции диаметром 43 м, который оставался непревзойденным до 2-й половины XIX в. и послужил образцом купольной постройки для всех последующих веков.

Конструкция Пантеона свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его в гармоничном сочетании четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика.

Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен - 6,3 м. Стена ротонды состоит из восьми опор - пилонов, соединенных арками. Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма - пронаос. Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красного египетского гранита, а их капители и базы - из греческого мрамора. Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма.

В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет. Диаметр ротонды равен общей высоте внутреннего пространства храма 43 м так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол.

В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особенного, возвышенного величия. Внутреннее убранство храма - мраморные облицовки и стуковые украшения - необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены.

Купол Пантеона достигает в диаметре 43 м, а толщина его около 1 м, его не превзошли купола храмов Средневековья, Возрождения, Нового времени, вплоть до конца XIX века. Верхняя зона купола создана из пемзобетона, чтобы уменьшить вес купола. Для освещения в центре купола оставлено круглое отверстие диаметром 9 м. Здание снаружи необычайно массивно. Сплошное пятидесяти шестиметровое в диаметре кольцо глухих стен замыкает его. Купол кажется вдавленным в эти стены, переходя к ним рядами плоских уступов. Сооружение образует монолитную глыбу, под тяжестью которой, кажется, прогнулась земля. Глубокий портик нисколько не смягчает этого мощного эффекта тяжести. Его колонны возносятся почти на пятнадцатиметровую высоту. Их цельные стволы вытесаны из темно-красного египетского гранита. Их коринфские мраморные капители почернели от времени, придав сооружению черты несколько мрачной пышности.

Внутреннее пространство древнего храма - огромное, торжественное, но наполненное мягким, умиротворяющим светом. Диаметр круглого зала чуть больше сорока трех метров. Облицованные мрамором стены прорезаны глубокими нишами, то прямоугольными, то полукруглыми. Отгораживающие их от основной части зала колоннады образуют ажурные завесы, позволяющие этому пространству сохранить идеально круглящиеся границы, но в то же время не быть геометрически замкнутым.

Кольцеобразный накладной антаблемент и расчлененный филенками аттиковый ярус над ним плавно описывают окружность зала, прерываемую, однако, входной аркой и конхой главной экседры в глубине.

Вертикали колонн, пилястр, филенок привлекают взор к увенчивающему зал полусферическому куполу, в котором все пространство храма приводится к невиданно гармоническому единству.

Купол Пантеона - подлинное чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Это правильная полусфера диаметром в 43,2 метра,размеры его пролета были превзойдены лишь в XX столетии. Его высота равна высоте стен, на которые он опирается. Тяжелый и массивный снаружи, он внутри покоится на опорных стенах с необычайным спокойствием и легкостью. Зрительно облегчающие его пять рядов убегающих вверх кессонов собирают в своих углублениях мягкий сумрак, и можно представить себе, что некогда украшавшие их позолоченные розетки поблескивали как звезды

Пантеон долгое время оставался образцом для многих архитекторов, он подкупал простотой и цельностью замысла. Неоднократно известные зодчие пытались спроектировать и построить здание, превосходящее Пантеон в размерах и совершенстве воплощения. Однако он как истинный шедевр остался неповторим. Пантеон и поныне стоит в центре Рима. Это единственный памятник древнеримского зодчества, не разрушенный и не перестроенный в Средневековье. В подражание Пантеону возводились многие христианские храмы. Самый знаменитый из них - парижский Пантеон.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Архитектура Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, круглое внутреннее помещение римского пантеона - храма всех богов - имело 40 метров в поперечнике. Оно было перекрыто гигантским куполом, который потом на протяжении столетий был образцом для архитекторов и строителей.

Римляне переняли греческие колонны. Они предпочитали коринфский стиль, как самый пышный. В римских постройках колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части постройки. Они превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе пилястры.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Алферова М.А. История и легенды Древнего Рима М.,2006.

.Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима М.,1938.

.Головашин В.А. Культурология М.,2004

.Дождев Д. В. Римское частное право. Уч. для вузов. -М., 1996

.Кириллин В.А. Древний Рим М.,1986

.Колпинский Ю.Д Памятники мирового искусства М., 1970

.Кузищин В.И., Гвоздева И. А. История Древнего Рима М.,2008

.Миронов В.Б. Древний Рим М.,2007

.Николаев Д.В. Культура Древнего мира. - СПб, 2010

.Ярхо В.Н. Античная культура - М., 1995.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сентябрь 25, 2018

Одним из самых популярных туристических маршрутов у превеликого множества путешественников является посещение Вечного города – величественного, с многовековой историей и огромным культурным наследием. Архитектура Древнего Рима поражает своей монументальностью, удивляет своим возрастом и просто приводит в восторг. Благодаря работе сотен тысяч человек различных профессий сегодня для нас античный Рим – это не только иллюстрации в учебнике истории, а целый неизведанный мир.

Акведуки

Еще одной важнейшей составляющей частью архитектуры Древнего Рима и жизненно необходимым элементом, без которого было бы невозможно развитие города, является система водоснабжения. Внушительные по своим размерам водоводы, в основе конструкций которых лежит все та же арка, функционируют до сих пор.


К подобным памятникам архитектуры Древнего Рима можно, также, отнести и Элиев Мост, более известный как «Мост Сант Анджело», располагающийся напротив одноименного замка. Эта переправа через Тибр, впервые построенная при императоре Адриане, была полностью капитально реконструирована лишь в эпоху Возрождения.

Понте Мульвио – еще один античный мост Рима, сохранившийся до наших дней. В древние времена он располагался за пределами города. К нему вели улицы Фламиния, Кассия и Клодия — основные магистрали, соединявшие северные города Империи с ее центром.

Триумфальные арки

Многие правители Рима, боровшиеся за расширение и могущество Империи, не стеснялись возводить в честь своих собственных заслуг монументальные триумфальные арки. В Древнем Риме подобные сооружения прославляли императора как полководца и защитника родины, увековечивали память о его грандиозных победах и завоеваниях, служили символами воинской мощи и политического доминирования.



Триумфальные арки, демонстрируя инженерно-технический прогресс и художественные вкусы римлян, устанавливали по всей Империи: от Германии и Испании до Северной Африки и Малой Азии. В самом же Риме можно увидеть сразу несколько дошедших до наших дней монументов славы, находящихся и сегодня в прекрасном состоянии.

В Древнем Риме возводились и иные интересные архитектурные сооружения общественного нежилого назначения. Прежде всего это, конечно же, храмовые комплексы, базилики, амфитеатры, цирки, театры, термы, триумфальные арки и колонны.

Храмовые комплексы. Если говорить о римском храмовом зодчестве, то храмы часто возводились в городах Римского государства либо в виде встроенных храмовых комплексов на форумах, либо как отдельно стоящие здания. Первоначально римляне заимствовали у этрусков типовой храм и ввели в его композицию тосканский ордер с антаблементом, состоящим из одного архитрава, позднее стали использовать ионический, коринфский ордера, а в период империи – и композитный ордер. Кроме того, римляне заимствовали у этрусков сильно выступающие крыши. Если сравнивать общий силуэт римского и греческого храмов, то римские храмы отличаются большей динамичностью и стройностью, нежели греческие храмовые здания. Кроме того, римский храм отличается от греческого более крутыми скатами кровли. В плане римские храмы мало отличаются от греческих, в основном они имели вытянутый прямоугольный план и решались как периптер или простиль, однако иногда встречались и круглые храмы – моноптеры. В Риме к этому типу можно отнести храм богини Весты на Форуме, круглый храм двуликого Януса на Форуме и храм Venerum Barbarum (Венеры бородатой) там же на Форуме. В отличие от греческих храмов, поставленных на высокий стилобат, римские храмы стоят на подиуме с лестницами обычных размеров, размещенными только со стороны главного входа, с западной стороны. Это было также заимствовано римлянами от этрусков. Ярким примером подобного храма является знаменитый храм в городе Ниме, возведенный в 27–24 гг. до н.э., уже в период правления Октавиана Августа (рис. IV.9).

Базилики . Базиликой называется огромное сооружение, служившее местом общественных собраний (торговых съездов, политических совещаний, судебных заседаний). В плане это вытянутый прямоугольник, разделенный на продольные залы – нефы – рядами колонн. Причем средний неф выше остальных и закапчивается полукруглой нишей-абсидой. В зависимости от величины базилики она может быть трех- или пятинефной. Все здание перекрывалось деревянной крышей. Наиболее интересной римской базиликой являлась базилика Максенция на римском Форуме, в которой пространство главного нефа было перекрыто крестовыми сводами. Из наиболее интересных римских базилик уже периода империи можно отметить перестроенный из базилики дворец императрицы Елены и императора Константина Великого в городе Трире (сейчас в этой базилике с 350 г. н.э. находится кафедральный католический собор Успения Богоматери). Там же в Трире находится и более ранняя базилика эпохи императора Константина (рис. IV.10). Помимо этого можно привести пример прекрасно сохранившихся базилик в городе Маастрихте (Голландия), где в римской базилике IV в. н.э. освящен кафедральный городской собор Св. Сервасия, епископа Маастрихтского, а также римской базилики на Латеранском холме в Риме, которая после 313 г. была перестроена в первый дворец римских пап и в кафедральный Латеранский собор, освященный в честь Св. Иоанна Крестителя (рис. IV.11).

Амфитеатры служили для массовых зрелищ. Обычно в центре амфитеатра имелась овального типа арена для гладиаторских битв. Выходы с арены были с двух сторон, с обоих концов арены.

Обычно под ареной располагался цокольный этаж, а в его галереях – служебные помещения. Некоторые амфитеатры могли при помощи акведуков заполняться водой, и тогда устраивались гладиаторские сражения на плотах или битвы на мини-галерах. Вокруг арены располагались зрительские ряды. По сути, планировка и архитектура римских амфитеатров напоминают современные цирки. Самый грандиозный амфитеатр римской эпохи – это овальный в плане амфитеатр Флавиев (Колизей), построенный в эпоху правления династии Флавиев во II в. н.э. Также интересными являются знаменитый Веронский амфитеатр в городе Вероне и амфитеатр города Пальмира (Ваальбек в современном Ливане), который был построен в период правления в Пальмире проконсула провинции Сирии Марка Луция Септимия Одената в 268–270 гг. н.э. Последние два амфитеатра продолжают использоваться и в настоящее время для театральных и оперных фестивалей (рис. IV. 12).

Цирки в Римском государстве – это специальные сооружения для конных состязаний, подобные греческим и более поздним византийским ипподромам. До наших дней в Риме сохранились остатки большого римского цирка, который вмещал до 250 000 зрителей. Цирки возводились продольными и подковообразными в плане (рис. 4.20).

Рис. 4.20.

Римский театр в отличие от греческого располагался не на естественном склоне, а на специальных сводах. Это позволило римлянам не зависеть от условий рельефа при строительстве театров. Обычно римский театр возводился как возвышающееся над землей здание, имеющее несколько этажей. Планировка римского театра отличалась от планировки греческого. Так, хоры римского театра были перенесены на трибуну, а освободившаяся площадь использовалась для размещения зрителей. Театральное действие происходило не в орхестре, как в греческом театре, а на скене. На Марсовом поле в Риме до нас дошел хорошо сохранившийся римский театр I в. до н.э. – театр Марцелла (рис. 4.21). Он интересен тем, что в этом театре сохранились все три яруса аркад, каждая из которых украшена тремя ордерными стилями: нижние аркады – дорическим ордером, верхние – ионическим и аркады третьего яруса – композитным.

Рис. 4.21. :

а – реконструкция; б – современный вид

И наконец, к числу наиболее интересных общественных сооружений в Риме можно отнести термы и триумфальные мемориальные арки и колонны.

Термы – римские бани, самые сложные в конструктивном и технологическом отношении сооружения Древнего Рима. Они играли роль места общественных собраний. В комплекс терм входили залы для отдыха, спортивные залы, библиотеки. Термы состояли из трех основных комплексов. Фригидарии – залы, где были бассейны с холодной водой, кальдарии – залы, где были бассейны с горячей водой, и терпидарии – залы, где помещались бассейны с теплой водой. Вокруг этих залов располагались библиотеки и спортивные комплексы. Термы отапливались при помощи калориферного отопления. Они имели симметричную планировочную структуру, которая была рассчитана на два параллельных людских потока (мужской и женский). Надо сказать, что гигантские термы строились государством для людей малого и среднего достатка и были бесплатными. Поэтому там можно было увидеть и сенатора, и вольноотпущенника, и раба, и свободного ремесленника. Но все же основная масса богатых римских патрициев предпочитала термам собственные домашние бани. Термы были открыты 24 часа в сутки. До наших дней в Риме сохранились термы императора Каракаллы (рис. 4.22) и термы императора Диоклетиана. В небольшом австрийском городе Магдалененберг сохранились архитектурные фрагменты бывшего римского военного поселения, где также можно видеть как общественные термы, так и домашнюю баню в доме начальника местного военного гарнизона.

Рис. 4.22.

Триумфальные арки и колонны обычно возводили в Риме в память о победах римского оружия. Высота арок обычно достигала 30–40 м, например колонна Траяна высотой именно 30 м. Наиболее грандиозные сооружения были воздвигнуты в Риме в ранний период империи. В период поздней империи в колоннах и арках сильно ощущалось декоративное начало, например в арке Константина высотой 21,5 м возле Колизея, сооруженной в 315 г. н.э. в память победы над Максенцием (рис. IV.13).

Вершиной строительной деятельности римлян являются инженерные сооружения. Они возводили коллекторы, канализационные системы, подземные водопроводы, акведуки, склады, а также общественные уборные в городах. В Риме до наших дней сохранились такие сооружения, как склады Эмилиев, которые протянулись на 500 м вдоль берега Тибра. Территория империи была покрыта сетью дорог. Обычно римская дорога строилась таким способом: снизу была мощная подушка из песка и гравия, на которую настилались каменные плиты огромной толщины на растворе (рис. IV.14). На мостах настилались плоские каменные плиты. До нашего времени сохранилось много мостов, например понте Фабрицио (арочный пролет которого равен 24,5 м), построенный в 62 г. до н.э. в Риме через реку Тибр, Траянов мост через Дунай, возведенный инженером Апполодором. Длина моста превышает 1 км, и возвышается он на 20 каменных пилонах высотой 44 м. Еще во II в. до н.э. общая длина водопроводов в государстве составляла около 430 км.

В эпоху поздней империи в государстве стали возводить и крепостные сооружения. В основе римских городов лежала планировка римского военного лагеря – каструма, где под прямым углом пересекались две "улицы", кардо и декуманос. Раннесредневековые романские крепости и замки создавались под сильным влиянием крепостной архитектуры позднеримского периода.

Римляне ценили те виды искусства и науки, которые имели непосредственно практическое знание. Ведущими искусствами Рима были архитектура и инженерные сооружения. В архитектуре преобладали гражданские здания преобладали над культовыми. Если у греков главной постройкой был храм , то римляне создали много новых типов архитектуры, подчеркивавшие могущество Римской империи.

Главным строительным материалом в Риме были камень и кирпич . Был создан прочный и водоупорный строительный материал - бетон .

Основными конструктивными элементами римлян были: арка, свод и купол, которые позволяли перекрывать пространства без внутренних опор.

Вершиной строительной деятельности римлян являются безупречные инженерные сооружения: дороги и мосты (виадуки), водопроводы и аквидуки.

Рационализм римлян отразился в градостроительстве. Самым распространенным видом застройки был город - лагерь. Он имел прямоугольную форму с двумя главными взаимно перпендикулярными улицами - кардо (север - юг) и декумануса (восток - запад). На пересечении этих улиц располагался форум - административный центр города., где располагались общественные сооружения:

    храм , например, храм Весты и Пантеон - "храм всех богов"

    базилика (суд, архив города), например, базилика Константина.

    термы (комплекс включающий в себя библиотеку, лекционные и гимнастические залы, зал для игр, холодные, тёплые и горячие ванны). Например, термы Диоклетиана и Каракаллы, которые вмещали 3 тыс. человек и занимали 11 га.

    театр , в основе которого лежал греческий. Строился на подпорных сооружениях и имел несколько этажей. Например, театр в Помпеях.

    одеон - маленький театр для музыкальных и поэтических представлений.

    амфитеатр - для боёв гладиаторов. Был овальной формы, а по фасаду - ярусы аркад, оформленные ордером. Например, Колизей.

    Цирки - для конных состязаний, имели вытянутую подковообразную форму. Например, Большой цирк в Риме.

О славе и могуществе великой империи напоминают нам триумфальные арки и колонны . Самые известные - это арка Августа в Риме и арка Константина , колонна Трояна .

В погребальном зодчестве преобладали мавзолеи и гробницы (для знати), саркофаги и колумбарии (для средних слоёв населения).

Жилые сооружения римлян делились на городские дома и сельские жилища (виллы). например, к городскому типу жилища относится Патрицианский домус . Он имел замкнутое прямоугольное здание с двором в центре. Для неимущего населения города (плебеев) строились инсулы - многоэтажные городские жилые дома. Для знати - дворцы.

К сельскому типу - загородная вилла (вилла рустика) с господским домом, хозяйственным двором, садом, парком, термами, фонтаном и бассейном.

2. Древнегреческий театр. Его конструкция. Спектакль и актёры.

Древнегреческий театр, считался "школой для взрослых ", школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль. Своё начало театр берёт от религиозных праздников в честь бога весны, солнца и плодоносной земли, покровителя виноделия - Диониса.

Два раза в году (осенью, после сбора урожая, и весной, когда расцветала земля и открывались бочки молодого вина) древние греки устраивали в честь бога виноделия "страсти Диониса " - празднества, осенью - Сельские Дионисии , весной - Великие , или Городские, Дионисии . Праздник длился 5 дней - в первый проходили шествия и жертвоприношения, а в течение остальных четырёх дней показывали спектакли.

Организовывал театральное представление архонт - представитель городских властей . Он назначал из состоятельных граждан хорега - мецената , который оплачивал постановку пьес.

Ещё во времена Сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражали сатирам. Они пели в честь Диониса хвалебные песни-гимны - дифирамбы - и изображали какой-нибудь подвиг. Эта группа певцов называлась - хором . В первых представлениях пел только хор, позже руководитель хора - корифей - и изображавший бога Диониса актёр стали вести с хором и друг с другом разговор - диалог .

Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства:

    трагедия - рассказывала о богах и героях из мифов, поднимала вечные проблемы: о чести и доблести.

    комедия - персонажи здесь были обыкновенные люди, высмеивались их недостатки и пороки.

    "драма сатиров" ("трагедия, которая шутит"). Здесь, трагические герои изображались комически, а хор был одет сатирами, которые представляли полулюдей - полузверей.

Театр состоял из трёх основных частей:

    Театрон - место для зрителей, на склоне холма и вмещал тысячи людей.

    Орхестра - это круглая площадка, на которой выступали актёры и хор.

    Скена - небольшое здание, где переодевались актёры. Находилась у края орхестры напротив мест зрителей. . Первоначально спектакль представлял собой песни и танцы в исполнении хора. Позднее появились актёры, которые вели диалог с предводителем хора. Участниками представлений в древней Греции были только мужчины. Чтобы лучше было видно происходящее на сцене, актёры играли на - котурнах - специальной обуви на толстой подошве, возвышающей рост актёра. и в мужских и женских масках, которые были больше лица героя и имели крупные, выразительные черты. У масок был большой рот в виде рупора, что усиливало голос актёра. Маски изображали состояние героя: радость, горе, боль, страх, жестокость и т.д. Поверх маски надевался парик с пышной прической. Выступали актёры в костюмах: счастливые персонажи - в ярких костюмах, а трагические - в тёмном.

Всемирную славу греческому театру принесли Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан .

Эсхил - его считают "отцом трагедии", ввел второго актера и перевел внимание с хора на диалог актеров.

Софокл - вводит третьего актера и сократил объём партии хора.

Еврипид - третий мастер греческой трагедии. приблизил трагедию к жизни, показывая своих героев такими, какие они есть.

Аристофан - "отец комедии", которые высмеивали уродливые стороны жизни людей, затрагивал вопросы о войне и мире, о несчастных политиках, о неравенстве и т.д.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых