Кем был святой георгий. Георгий Победоносец - биография, фото

Оригинал статьи на моем авторском сайте
"Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах"

Самое известное чудо святого Георгия — это освобождение царевны Александры (в другом варианте, Елисавы) и победа над дьявольским змеем.

Произошло это в окрестностях ливанского города Ласии. Местный царь платил ежегодную дань чудовищному змею, жившему среди Ливанских гор, в глубоком озере: ему по жребию отдавали на съедение ежегодно одного человека. Однажды жребий отправиться на съедение змею выпал дочери самого правителя, целомудренной и прекрасной девушке, одной из немногих жителей Ласии, веровавшей во Христа. Царевну привели в логово змея, и она уже с плачем ожидала ужасной смерти.

Внезапно ей предстал воин на коне, который, осенив себя крестным знамением, поразил копьем змея, силою Божией лишенного бесовской силы.

Вместе с Александрой Георгий явился в город, спасенный им от страшной дани. Язычники приняли победоносного воина за неведомого бога и стали воздавать ему хвалу, но Георгий объяснил им, что служит истинному Богу — Иисусу Христу. Множество горожан во главе с правителем, слушая исповедание новой веры, приняли крещение. На главной площади построили храм в честь Богородицы и Георгия Победоносца. Спасенная царевна совлекла с себя царскую одежду и осталась при храме простой послушницей.
От этого чуда берет начало образ Георгия Победоносца — победителя зла, воплощенного в змее — чудовище. Сочетание христианской святости и воинской доблести сделало Георгия образцом средневекового воина-рыцаря — защитника и освободителя.

Т аким увидело Георгия Победоносца Средневековье. И на его фоне как-то потерялся и поблек исторический Георгий Победоносец — воин, отдавший за веру жизнь и победивший смерть.

Сан Джорджио Скьявони. Св. Георгий сражается с драконом.
Отличные

В чине мучеников Церковь прославляет тех, кто перенес страдания за Христа и принял мучительную смерть с Его именем на устах, не отрекшись от веры. Это самый большой чин святых, насчитывающий тысячи мужчин и женщин, стариков и детей, пострадавших от язычников, безбожных властей различных времен, воинствующих иноверцев. Но среди этих святых есть особо почитаемые — великомученики. Выпавшие на их долю страдания были настолько велики, что человеческий разум не может вместить силу терпения и веры таких святых и только объясняет их помощью Божией, как все сверхчеловеческое и непостижимое.

Таким великомучеником был Георгий, прекрасный юноша и мужественный воин.

Георгий родился в Каппадокии — области в самом центре Малой Азии, входившей в состав Римской империи. Область эта с ранних христианских времен была известна своими пещерными монастырями и подвижниками-христианами, ведущими в этом суровом краю, где приходилось терпеть дневной зной и ночной холод, засухи и зимние морозы, аскетическую и молитвенную жизнь.

Родился Георгий в III веке (не позднее 276 года) в богатой и знатной семье: его отец по имени Геронтий, родом перс, был высокопоставленным вельможей — сенатором с достоинством стратилата 1 ; мать Полихрония — уроженка палестинского города Лидды (современный город Лод возле Тель-Авива) — владела обширными имениями у себя на родине. Как часто бывало в то время, супруги придерживались различных верований: Геронтий был язычником, а Полихрония исповедовала христианство. Воспитанием сына занималась Полихрония, поэтому Георгий с детства впитал христианские традиции и вырос благочестивым юношей.

Георгия с юности отличали физическая сила, красота и мужество. Он получил блестящее образование и мог бы жить в праздности и удовольствиях, тратя родительское наследство (его родители умерли еще до того, как он вступил в возраст совершеннолетия). Однако юноша выбрал для себя иной путь и поступил на военную службу. В Римской империи в армию принимали с 17-18 лет, а обычный срок службы составлял 16 лет.

Походная жизнь будущего великомученика началась при императоре Диоклетиане, ставшим ему государем, командиром, благодетелем и мучителем, отдавшим приказ о его казни.

Диоклетиан (245-313) происходил из бедной семьи и начал службу в армии простым солдатом. Он сразу отличился в боях, благо таких возможностей в те времена было предостаточно: Римское государство, раздираемое внутренними противоречиями, терпело к тому же набеги многочисленных варварских племен. Диоклетиан быстро прошел путь от солдата до полководца, завоевав при этом популярность в войсках благодаря уму, физической силе, решительности и храбрости. В 284 году солдаты провозгласили своего командира императором, выразив ему любовь и доверие, и вместе с тем, поставив его перед сложнейшей задачей управления империей в один из самых тяжелых периодов ее истории.

Диоклетиан сделал своим соправителем Максимиана — старого друга и соратника, а потом они разделили власть с молодыми цезарями Галерием и Констанцием, по обычаю, усыновленными. Это было необходимо, чтобы справиться с мятежами, войнами и трудностями разрухи в разных частях государства. Диоклетиан занимался делами Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, а резиденцией сделал город Никомидию (ныне Исмид, в Турции).
Пока Максимиан подавлял восстания внутри империи и противостоял набегам германских племен, Диоклетиан двинулся с войском на восток — к границам Персии. Вероятнее всего, в эти годы юноша Георгий и поступил на службу в один из легионов Диоклетиана, проходящих походом через его родную землю. Затем римское войско сражалось с племенами сарматов на Дунае. Юный воин отличался храбростью и силой, а Диоклетиан таких замечал и продвигал по службе.

Особенно Георгий отличился в войне с персами в 296-297 годах, когда римляне в споре за армянский престол разбили персидское войско и отогнали его за Тигр, присоединив к империи еще несколько провинций. Георгий, служивший в когорте Инвикторов («непобедимых»), куда попадали за особые боевые заслуги, был назначен военным трибуном — вторым командиром в легионе после легата, а позже назначен комитом — так называли старшего военачальника, сопровождавшего императора в его путешествиях. Поскольку комиты составляли свиту императора и вместе с тем были его советниками, то должность эта считалась очень почетной.

Диоклетиан, закоренелый язычник, первые пятнадцать лет своего правления относился к христианам вполне терпимо. Большую часть его ближайших помощников, конечно, составляли его единомышленники — приверженцы традиционных римских культов. Но и христиане — воины и чиновники — могли вполне благополучно продвигаться по карьерной лестнице и занимать самые высокие государственные посты.

Римляне вообще проявляли большую терпимость к религиям других племен и народов. Различные чужеземные культы свободно отправлялись повсюду в империи — не только в провинциях, но и в самом Риме, где от чужеземцев требовалось лишь соблюдать уважение по отношению к римскому государственному культу и отправлять свои обряды частным образом, не навязывая их другим.

Однако почти одновременно с появлением христианской проповеди римская религия пополнилась новым культом, ставшим источником многих бед для христиан. Это был культ цезарей.

С появлением в Риме императорской власти появилось и представление о новом божестве: гении императора. Но очень скоро почитание гения императоров переросло в личное обожествление венценосцев. Поначалу обожествляли только умерших цезарей. Но постепенно, под влиянием восточных представлений, в Риме привыкли считать богом и живого цезаря, ему предоставляли титул «бог и властитель наш» и падали перед ним на колени. С теми, кто по небрежности или неуважению не хотел выражать чествования императору, поступали как с величайшим преступником. Поэтому даже иудеи, во всем остальном твердо державшиеся своей религии, старались ладить с императорами в этом вопросе. Когда Калигуле (12-41) донесли на иудеев, что они недостаточно выражают почитание к священной особе императора, то они отправили депутацию к нему сказать: «Мы приносим жертвы за тебя, и не простые жертвы, а гекатомбы (сотенные). Мы делали это уже три раза — по случаю твоего вступления на престол, по случаю твоей болезни за твое выздоровление и за твою победу».

Не таким языком говорили с императорами христиане. Вместо царства кесаря они благовествовали Царство Божие. У них был один Господин — Иисус, поэтому нельзя было одновременно поклоняться и Господу, и цезарю. Во времена Нерона христианам запрещалось пользоваться монетами с изображением на них цезаря; тем более не могло быть никаких компромиссов с императорами, требовавшими, чтобы императорскую особу титуловали «Господом и Богом». Отказ христиан приносить жертвы языческим богам и обожествлять римских императоров воспринимался как угроза установленным связям между народом и богами.

Языческий философ Цельс обращался к христианам с увещеваниями: «Разве есть что худое в том, чтобы приобретать благоволение владыки людей; ведь не без божественного благоизволения получается власть над миром? Если от тебя требуют клятвы именем императора, тут нет ничего дурного; ибо все, что ты имеешь в жизни, получаешь от императора».

Но христиане думали иначе. Тертуллиан поучал своих братьев по вере: «Отдай деньги твои кесарю, а себя самого Богу. Но если все будешь отдавать кесарю, что же останется для Бога? Я хочу называть императора владыкой, но только в обыкновенном смысле, если меня не принуждают поставлять его владыкой на место Бога» (Апология, гл.45).

Диоклетиан в конце концов также потребовал воздания себе божественных почестей. И, конечно, сразу же натолкнулся на неповиновение христианского населения империи. На беду, это кроткое и мирное сопротивление последователей Христа совпало с возрастающими трудностями внутри страны, которые возбудили открытые толки против императора, и было расценено как мятеж.

Зимой 302 года соправитель Галерий указал Диоклетиану на «источник недовольства» — христиан и предложил начать преследование иноверцев.

Император обратился за предсказанием относительно своего будущего в храм Аполлона Дельфийского. Пифия сказала ему, что не может сделать прорицание, потому что ей мешают те, кто уничтожает ее силу. Жрецы храма истолковали эти слова так, что всему виной — христиане, от которых в государстве происходят все беды. Так ближайшее окружение императора, светское и жреческое, толкнуло его совершить главную ошибку в его жизни — начать гонения на верующих во Христа, получившее в истории название Великого гонения .

23 февраля 303 года Диоклетиан издал первый эдикт против христиан, который предписывал «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей» . Вскоре после этого императорский дворец в Никомидии дважды охватывал пожар. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах. Вслед за тем появились еще два указа — о гонениях на священников и об обязательном для всех жертвоприношении языческим богам. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались тюремному заключению, пыткам и смертной казни. Так начались преследования, унесшие жизни нескольких тысяч граждан Римской империи — римлян, греков, выходцев из варварских народов. Все христианское население страны, довольно многочисленное, разделилось на две части: одни ради избавления от мучений соглашались принести языческие жертвоприношения, а другие исповедовали Христа до смерти, потому что считали такие жертвоприношения отречением от Христа, памятуя Его слова: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16,13).

Святой Георгий и мысли не допускал о поклонении языческим идолам, поэтому приготовился к мучениям за веру: золото, серебро и все остальное свое богатство он раздал нищим, рабам и слугам своим даровал свободу. Затем он явился в Никомидию на совет к Диоклетиану, где собрались все его военачальники и приближенные, и открыто объявил себя христианином.

Собрание изумилось и взирало на императора, сидевшего в молчании, как будто пораженного громом. Диоклетиан не ожидал от своего преданного военачальника, давнего соратника, такого поступка. Согласно Житию святого, между ним и императором состоялся следующий диалог:

— Георгий, — сказал Диоклетиан, — я всегда дивился твоему благородству и мужеству, от меня ты получил высокую должность за боевые заслуги. Из любви к тебе, как отец, даю тебе совет — не обрекай свою жизнь на муки, принеси жертву богам, и ты не лишишься своего сана и моего расположения.
— Царство, которым ты сейчас наслаждаешься, — ответил Георгий, — непостоянно, суетно и преходяще, вместе с ним погибнут и его наслаждения. Никакой пользы не получают те, кто обольщен ими. Уверуй в истинного Бога, и Он даст тебе лучшее царство — бессмертное. Ради него никакие муки не устрашат мою душу.

Император разгневался и велел стражникам арестовать Георгия и бросить в тюрьму. Там его распростерли на тюремном полу, надели на ноги колодки, а на грудь положили тяжелый камень, так что трудно было дышать и невозможно сдвинуться с места.

На следующий день Диоклетиан велел привести Георгия на допрос:
— Раскаялся ли ты или опять будешь проявлять непокорство?
— Неужели ты думаешь, что я изнемогу от столь малого мучения? — ответил святой. — Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я — терпеть мучения.

Разгневанный император отдал приказ прибегнуть к пыткам, чтобы заставить Георгия отречься от Христа. Когда-то, в годы Римской республики истязания применялись только к рабам, чтобы выбить из них показания в ходе судебного следствия. Но во времена Империи языческое общество настолько развратилось и ожесточилось, что пытки стали часто применяться и к свободным гражданам. Истязания святого Георгия отличались особым изуверством и жестокостью. Обнаженного мученика привязали к колесу, под которым мучители положили доски с длинными гвоздями. Вращаемое на колесе, тело Георгия раздиралось этими гвоздями на части, но ум и уста его молились Богу, сначала громко, потом все тише и тише…

Микаэл ван Кокси. Мученичество святого Георгия.

— Он умер, что же христианский Бог не избавил его от смерти? — сказал Диоклетиан, когда мученик совсем затих, и с этими словами покинул место казни.

На этом, видимо, исчерпывается исторический пласт в Житии святого Георгия. Далее агиограф повествует о чудесном воскрешении мученика и приобретенной им от Бога способности выходить целым и невредимым из самых страшных мучений и казней.

Судя по всему, мужество, проявленное Георгием во время казни, оказало сильное влияние на местных жителей и даже на ближайшее окружение императора. Житие сообщает о том, что в эти дни христианство приняли многие люди, в том числе жрец храма Аполлона по имени Афанасий, а также жена Диоклетиана Александра.

По христианскому пониманию мученического подвига Георгия, это была брань с врагом рода человеческого, из которой святой страстотерпец, мужественно претерпевший самые тяжелые пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, вышел победителем, за что и наречен Победоносцем.

Свою последнюю победу — над смертью — Георгий одержал 23 апреля 303 года, в день Великой Пятницы.

Великое гонение завершило эру язычества. Мучитель святого Георгия, Диоклетиан, всего лишь через два года после этих событий вынужден был сложить с себя полномочия императора под давлением своего же придворного окружения, и провел остаток своих дней в далеком имении за выращиванием капусты. Гонения на христиан после его отставки стали стихать и вскоре совсем прекратилась. Спустя десять лет после кончины Георгия Император Константин издал указ, по которому христианам возвращались все их права. На крови мучеников была создана новая империя — христианская.

Отличные

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Читатели, которые считают, что всякий труд должен быть оплачен, могут выразить своё удовлетворение от прочитанного через

Сбербанк
5336 6900 4128 7345
или
Яндекс-Деньги
41001947922532

Святой великомученик ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (†303)

6 мая (23 апреля) верующие православной Церкви отмечают день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в день его преставления.

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей.

Святой Георгий родился в городе Бейруте (в древности - Белит ), в Каппадокии, не позднее 276 г. в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере.

Георгий получил блестящее образование и, отличаясь физической силой, красотой и мужеством, в юном возрасте поступил на воинскую службу.

За отличное знание военного дела Георгий уже в 20 лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых). Во время войны римлян с персами (296-297 гг.), Георгий выказал удивительную отвагу, за что был императором назначен комитом (спутником) - приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание.

Император Диоклетиан правил с 284 по 305 год и был ярым приверженцем древней римской религии, расходуя огромные суммы денег на строительство языческих храмов. Он обвинял христианских священников в колдовстве, которым, по его мнению, они срывали все его начинания. 23 февраля 303 г. император издал первый эдикт против христиан: «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей».

Вскоре после этого императорский дворец в Никомидии дважды охватывал пожар. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах. Началось величайшее из гонений в истории христианства. Диоклетиан обнажил свой меч на праведных людей Божьих. Вместо преступников темницы наполнялись исповедниками истинного Бога. Первыми жертвами стали христиане, служившие в императорской армии.

Находясь однажды в судилище и слыша беззаконный и страшный суд об истреблении христиан, Георгий воспылал святой ревностью за веру. Он раздал нищим все, что имел: золото, серебро, драгоценные одежды, освободил рабов в своих имениях и решил насмерть стоять за Христа, вступил на путь борьбы с императором Диоклетианом, поняв, что наступило время, которое послужит для спасения его души.

На последнем совещании императора с единомышленниками Георгий смело выступил: «Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос, гонимый вами. Я раб Христа, Бога моего и пришел сюда свидетельствовать об истине». Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Георгия в темницу, забить ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Потом Диоклетиан приказал принести новоизобретенное орудие пытки - колесо с вбитыми в него железными остриями. Когда после колесования все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и услышаны были слова: «Не бойся Георгий! Я с тобою!» Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя Бога. Увидев чудесное спасение Георгия, царские сановники Антоний, Протолеон и царица Александра захотели принять христианство. За исповедование Христа царь приказал схватить сановников, вывести за город и отсечь головы. Царицу Александру было приказано запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. Через три дня император велел выкопать кости мученика, но слуги нашли святого Георгия невредимым и привели к царю.


«Скажи Георгий, - спросил Диоклетиан, - откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься?» «Царь, - ответил Георгий, ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах». Диоклетиан приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Вельможа Магненций предложил Диоклетиану обратится к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: «Или победи и уничтожь волхвование Георгия и сделай его покорным нам, или лиши его жизни».

Утром в суде Афанасий показал два сосуда и велел привести осужденного. «Если безумец выпьет из первого сосуда, - сказал колдун, - будет покорным царской воле; от второго же питья он умрет». Выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредимым, а Афанасий сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это он был казнен императором.

Святого Георгия вновь заключили в темницу. Народ, уверовавший в чудеса и обратившийся к христианству, подкупает стражников, чтобы увидеть святого и получить наставление и помощь.

Царские советники просили осудить Георгия за то, что множество людей отвращается от их языческих богов. Ночью перед новым испытанием Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел в сонном видении Господа. Христос обнял его, возложил на голову мученика венец и произнес: «Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Диоклетиан приказал привести Георгия в храм Аполлона и стал убеждать принести жертвоприношение идолам. Святой Георгий обратился к изваянию Аполлона: «Ты ли хочешь принять от меня жертву, как бог?» Злой демон, обитавший в идоле, возвестил всю правду о себе: «Я не бог. Истинный Бог - Христос, которого ты исповедуешь». «Как вы смеете оставаться здесь, когда пришел служитель истинного Бога?!» - произнес Георгий. После того, когда святой Георгий сотворил крестное знамение, храм наполнился стонами, демоны покинули идолов и статуи рухнули.

Ревностные язычники и жрецы бросились бить святого и требовали от императора убить Георгия. Царица Александра, услышав шум и крики, поспешила в храм и бросилась в ноги Георгия со словами: «Бог Георгиев, помоги мне! Ты один всесилен». Диоклетиан. увидев царицу Александру у ног осужденного, с изумлением спросил: «Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов?» Святая Александра отвернулась и ничего не ответила императору. Разгневанный Диоклетиан тотчас же вынес смертный приговор обеим.

Воины повели мучеников за город к месту казни. Благороднейшая царица с радостью последовала за святым Георгием. Она усердно молилась, призывая имя Господа, устремляя глаза к небу. В пути царица изнемогла, присела на дороге у стены и предала свой дух Богу.

Когда святого Георгия привели к месту казни, он попросил освободить от оков и стал вслух молиться. Затем святой Георгий преклонил голову и был усечен мечом. Кончина святого великомученика Георгия произошла 23 апреля 303 года , в пятницу, в семь часов вечера.

Страстотерпец Георгий исповедовал Христа, когда тьма безумного идолопоклонства разлилась по всей Вселенной и мужественно претерпел самые тяжелые пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, и вышел из этой брани победителем над врагом рода человеческого, за что и наречен святой Церковью Победоносцем.

Милосердному и человеколюбивому Богу для нашей пользы, назидания и спасения было угодно возвеличить имя Георгия Победоносца необычными чудесами и знамениями, совершаемыми святым после своей блаженной кончины. Из множества чудес, совершенных святым великомученикам Георгием, самым знаменитым является его победа над порождением дьявола - громадным змеем.


На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей, по облику напоминавший дракона. Выходя из озера, он пожирал людей, овец, опустошал окрестности, наполнял воздух ядовитым смрадом, от которого люди отравлялись и умирали. Чтобы умилостивить чудовище, жители по совету жрецов-язычников стали бросать жребий, отдавать своих детей в жертву змию. Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте.
В то время, когда народ издали смотрел на царевну и ожидал ее смерти, вдруг появился святой Георгий на белом коне с копьем в руке и сказал царице: «Не бойся девица, я именем моего Бога, Иисуса Христа спасу тебя и твой народ от змея».

Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» устремился на чудовище, потрясая копьем. Всадник прижал копьем гортань змея к земле, а конь стал топтать чудовище, словно смирного пса. Жители же обратились в бегство. Но святой Георгий остановил их: «Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея». После этих слов святой Георгий вынул меч и убил змея, а жители сожгли чудовище. Видя великое чудо, царь и горожане уверовали во Христа, приняв святое крещение.

Святой великомученик Георгий является покровителем воинства. С именем Георгия Победоносца связаны многие победы русского воинства, он особо любим и почитаем народом.

Святой Георгий широко почитается не только в России, но и в Грузии, Арабских странах и Англии.

Он считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется "Георгией", и одно время широко распространилась версия что имя это было дано в честь святого Победоносца.

Почитание в арабских землях связано с преданиями о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Святой Георгий является также покровителем Англии со времен короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения "старой доброй Англии".

Тропарь, глас 4:
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Ин тропарь, глас тойже:
Подвигом добрым подвизался еси страстотерпче Христов верою, и мучителей обличил еси нечестие, жертва же благоприятна Богу принеслся еси: темже и венец приял еси победы, и молитвами святе твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Кондак, глас 4:
Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши. Страдальчествовав же кровию, Христа приял еси, и молитвами святе твоими всем подеши прегрешений прощение.

Молитва 1-я великомученику Георгию:
Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Молитва 2-я великомученику Георгию:
О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго Имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати и Того выну славити со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

ГИОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (284-303 гг.)

Великомученик, чудотворец

Память: 23 апреля (6 мая) в день кончины; 3 ноября (16 ноября) в день обновления Георгиевского храма в Лидде в IV в.; 10 ноября (23 ноября) в память колесования (Грузия); 26 ноября (9 декабря) в день освящения Георгиевской церкви в Киеве в 1051 г. (Русский "Юрьев день").

Му́ченик — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру.

Церковь почитала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убеждение, что человек не оступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия. Не могли, естественно, быть причислены к святым пострадавшие еретики или схизматики, а также отпавшие из-за церковного раскола или из-за предательства, или по не церковным мотивам (не за веру во Христа). Церковью, как правило, не признавались мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением. Святитель Григорий Богослов (329-389 гг.) писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие».

Великому́ченик - мученик, особо чтимый Церковью как претерпевший особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере.

Чудотво́рец - эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление и т.д. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

============================================================

ГИОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (СВЯТОЙ ГИОРГИЙ) — христианский святой, великомученик, чудотворец. Пострадал во время правления императора Диоклетиана (245-313 гг.), после восьмидневных тяжких мучений в 303 году был обезглавлен.

Согласно греческим сказаниям Гиоргий родился в Каппадокии, в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.

Поступив на военную службу, Гиоргий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна (по обязанностям, правам и почестям трибуны могут быть приравнены к современным полковникам), он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Диоклетиан почтил его саном комита (важное должностное лицо в римском обществе).

Гиоргию было 20 лет, когда его мать скончалась, и он получил богатое наследство. Когда начались гонения на христиан, Гиоргий, будучи в Никомедии (древний город в Малой Азии на берегу Мраморного моря), раздал имущество бедным, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям и пыткам.

  • В 1-й день его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа.
  • На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Гиоргий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
  • Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.
  • Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
  • Его заставили бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
  • Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
  • На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему.

Его исцеление после стольких мук и пыток обратило ко Христу ранее уже оглашенных преторов Анатолия и Протолеона, а также, по одному преданию, императрицу Александру, супругу Диоклетиана. Когда призванный императором Диоклетианом волхв Афанасий предложил Гиоргию воскресить мертвого, святой вымолил у Бога это знамение и множество народа, включая и самого бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия каким "волхованием" тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твердо что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.

Когда великомученик Гиоргий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, и был возвращен к жизни по молитве святого Гиоргия.

В конце концов, император решил устроить последнее испытание - предложил Гиоргию принести жертву языческим богам. На 8-й день его привели в храм Аполлона. Гиоргий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Гиоргий осенил себя и статую Аполлона кре́стным зна́мением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме. Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Гиоргия. А прибежавшая в храм жена императора, Александра, бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы обоим!».

В ночь перед смертью Гиоргию во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Гиоргий тотчас позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.

На 9-й день Гиоргий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомедии 23 апреля 303 (304) года. Вместе с Гиоргием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана (реальную супругу императора, известную по историческим источникам, звали Приска).

Еще восемь лет после казни Гиоргия в империи лилась потоками кровь христианских мучеников. Казалось, Диоклетиан одержим одной безумной идеей - уничтожить всех христиан, стереть их с лица земли. Восемь лет гонений унесло больше жизней, чем самая кровопролитная война в истории Рима. Но церковь осталась непоколебимой. И Диоклетиан признал свое поражение. Он отрекся от престола, оставил столицу и уехал к себе на родину. Христиан он ненавидел, а римлян презирал. Впоследствии, как и Нерон, он кончил жизнь самоубийством. А почитание Святого Гиоргия, начатое на заре христианства, продолжается поныне.

Слуга Гиоргия, записывавший все его подвиги, также получил от святого завет предать тело великомученика погребению в его родовых палестинских владениях. Мощи святого Гиоргия положили в палестинском городе Лида (ныне город Лод). Над его гробницей построен храм, который принадлежит Иерусалимской православной церкви. Глава святого хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Часть мощей Святого великомученика Гиоргия Победоносца содержатся в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Реликвию сохранил французский король Людовик IX Святой (1214-1270), после чего она неоднократно служила на церковных празднествах в честь святого Гиоргия. Десница (правая рука до локтя) хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция).

Мученичество святого Гиоргия было подобно триумфальному шествию победителя, а его смерть - коронованию. Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности стали называть Победоносцем.

Святой Гиоргий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало прекращению языческих жертвоприношений и обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — это церковь, змей — язычество. Также это рассматривалось как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр. ; ).

Чудеса святого Гиоргия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна стал почитаться покровителем воинства. Чудо о змее сделалось излюбленным сюжетом в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — “древним змием” (Откр. 12, 3 ; 20, 2 ).

К наиболее ранним источникам апокрифических сказаний о Святом Гиоргии относятся: Венский палимпсест (V в.), «Мученичество Гиоргия», упоминаемое в Декрете папы Геласия (ранняя редакция конца V - начала VI вв.), «Деяния Георгия» - Нессанские отрывки (VI в., найдены в 1937 году в пустыне Негев). Апокрифическая агиография относит мученичество Св. Георгия к правлению легендарного персидского царя Дадиана. Эти жития повествуют о его семилетних мучениях, троекратной смерти и воскрешении. В четвертый раз Георгий умирает усеченный мечом, а его мучителей постигает кара небесная. Легенды о святом Гиоргии излагал Симеон Метафраст (византийский писатель и государственный деятель X в,), Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский. Мученичества Св. Гиоргия известны в латинских, сирийских, армянских, коптских, эфиопских и арабских переводах, которые содержат различные подробности о перенесенных Гиоргием страданиях. Один из лучших текстов его жития находится в славянской Минее.

ГИОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ И ГРУЗИЯ

Святой великомученик Гиоргий Победоносец вместе с Богородицей считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. На многих языках Грузия называется "Гиоргией", и одно время широко была распространена версия, что имя это было дано в честь святого Победоносца.

Почитание святого Гиоргия в Грузии началось на заре христианства. По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, Святая равноапостольная Нино, просветительница Грузии, была двоюродной сестрой Святого Гиоргия. Из ее уст народы Грузии узнали о жизни и мученичестве ее великого брата. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования (23 ноября), и завещала новообращенным грузинам любить великого святого. Первый храм в честь Святого Гиоргия был построен в Грузии уже в 335 году первым грузинским христианским царём Мирианом на месте погребения Святой Нино, а с IX века строительство церквей в честь Гиоргия стало массовым.

Святой Гиоргий считается покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путников. Ему молятся об избавлении от демонических сил. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска (память 26 января и 18 сентября). Храмы Святого Георгия возводились не только в городах и селениях, но и на вершинах гор. В средние века в разных уголках страны во имя Святого Гиоргия было возведено 365 молелен, по числу дней в году. И храмы во имя святого Гиоргия и их руины пользовались среди народов Грузии особым почитанием. Всадник, даже если он преследовал врага или спешил передать важную весть, останавливал на всем скаку коня перед храмом Святого Гиоргия, чтобы осенить себя крестным знамением и попросить святого о помощи. Некоторые храмы войско возводило по обету после победы. Полководцы и цари участвовали в этих работах и носили камни для постройки храмов.

Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день Святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей, воздвигнутых на его имя, или с иконой, или же с чудом Победоносца.

Православная Церковь Грузии практически ежедневно упоминает Святого Гиеоргия в молитвах, приуроченных к памятным событиям его жития или посвященным ему иконам. Особо празднично отмечается день Святого Гиоргия («Гиоргоба») два раза в год - 23 ноября (день колесования святого, причем отмечается только в Грузии) и 6 мая (день мученической смерти святого). Во всех православных храмах страны проходят праздничные службы. День Святого Гиоргия официально объявлен в Грузии нерабочим.

Гиоргий Победоносец - всадник, поражающий змия, стал составной частью грузинского сознания и православной веры, и запечатлен на государственном гербе страны. Гиоргиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре (1165-1213).

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ГИОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

В исламе Гиоргий (Джирджис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур и легенда его весьма похожа на греческую и латинскую. Жил он в те же времена, что и пророк Мухаммед. Аллах послал его к правителю Мосула с призывом принять истинную веру, но владыка повелел казнить его. Его казнили, но Аллах его воскресил и послал обратно к правителю. Его казнили во второй раз, затем в третий (сожгли и пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а властитель и его приближенные были истреблены.

Житие святого Гиоргия было переведено на арабский язык в начале VIII века, и под влиянием арабов-христиан почитание святого Георгия проникло в среду арабов-мусульман. Арабский апокрифический текст жития святого Георгия содержится в «Истории пророков и царей» (начало X века), в нём Гиоргий называется учеником одного из апостолов пророка Исы, которого язычник царь Мосула подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом.

Греческий историк XIV века Иоанн Кантакузин сообщает, что в его время существовало несколько храмов, возведенных мусульманами в честь Святого Гиоргия. О том же говорит путешественник XIX века Буркхард. Дин Стэнли в XIX веке писал, что видел мусульманскую «часовню» на берегу моря вблизи города Сарафенд (древней Сарепты), которая была посвящена Эль-Худеру. Внутри неё не было усыпальницы, а только ниша, что являлось отступлением от мусульманских канонов и объяснялось по словам местных крестьян тем, что Эль-Худер не умер, а летает по всей земли, и везде, где он появляется, люди возводят подобные «часовни».

Отмечают большое сходство легенды с историей о воскресающем халдейском божестве Таммузе, известной из «Книги о набатейском земледелии», праздник которого приходится примерно на тот же период, причем на это сходство указал ещё её древний переводчик Ибн Вахшия. Исследователи предполагают, что особое почтение, которое питают к Святому Гиоргию на Востоке, и его необыкновенная популярность объяснялись тем, что он представлял собой христианский вариант Таммуза — умирающего и воскресающего бога, подобного Адонису и Осирису.

В мифологии ряда мусульманских народов имеется сказание, напоминающее Чудо Св. Гиоргия о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Гиоргия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Гиоргия. Такой образ святого Гиоргия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

На Руси Святой Гиоргий почитался с первых лет принятия христианства под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах благоверный князь Ярослав Мудрый (в крещении Гиоргий), следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало мужским монастырям Св. Гиоргия в Киеве и Новгороде (ныне Свято-Юрьев монастырь). Храм Св. Гиоргия в Киеве находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события - «творити праздник» святого Гиоргия 26 ноября (9 декабря). В русских землях народ почитал Гиоргия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего «Юрьева дня». В весенний «Юрьев день» крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. В "Юрьев день" или "осенний Гиоргий", как его стали называть, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли свободно переходить к другому помещику. Изображения Святого Гиоргия издревле встречаются на великокняжеских монетах и печатях. Со временем образ Святого Георгия на коне, поражающего змия, стал символом Москвы и Московского государства.

Святой Гиоргий - покровитель Англии со времен короля Эдмунда III (XI век). Английский флаг представляет собой Гиоргиевский крест.

В Каппадокии , в знатной семье язычника Геронтия и христианки Полихронии . Мать воспитала Георгия в христианской вере. Однажды, заболев горячкой, Геронтий по совету сына призвал имя Христа и исцелился . С этого момента он также стал христианином, и вскоре сподобился принять мучения и смерть за свою веру. Это произошло, когда Георгию было 10 лет . Овдовевшая Полихрония переселилась с сыном в Палестину , где была её родина и богатые владения.

Поступив в 18 лет на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна , он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Ещё не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы.

С того времени как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменён, он решил, что настало время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он раздал всё свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключён в темницу, где его положили спиной на землю, ноги забили в колодки, а на грудь положили тяжёлый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашёную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, поили ядом. Святой мученик всё терпеливо переносил, непрестанно призывая Бога и будучи затем чудесно исцеляем. Его исцеление после нещадного колесования обратило ко Христу ранее уже оглашённых преторов Анатолия и Протолеона , а также, по одному преданию, императрицу Александру , супругу Диоклетиана. Когда призванный императором волхв Афанасий предложил Георгию воскресить мёртвого, святой вымолил у Бога это знамение, и множество народа, включая и самого́ бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия, каким "волхованием" тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твёрдо, что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.

Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и крестным знамением святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий , чей вол разбился до смерти, но был возвращён к жизни по молитве святого Георгия.

В конце концов император, видя, что Георгий не отрекается от Христа и приводит всё больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем, если тот принесёт жертву языческим богам. Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения изгнал оттуда бесов, обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились, а собравшийся люд набросился на святого в ярости. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля года .

Мощи и почитание

Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать его тело погребению в родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидда , в храме, получившем его имя , глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему . Святитель Димитрий Ростовский добавляет, что в Римском храме также сохранялись его копьё и хоругвь. Десница святого ныне пребывает на Афоне в монастыре Ксенофонт в серебряной раке.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть Победоносцем.

Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил копьём змея и спас девицу. Этим юношей был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, до этого бывших язычниками.

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна почитался как покровитель воинства. "Чудо Георгия о змие" - излюбленный сюжет в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом - "древним змием" (Откр. 12, 3 ; 20, 2).

В Грузии

В Арабских странах

На Руси

На Руси особое почитание великомученика Георгия распространилось с первых лет по принятии Христианства. Благоверный князь Ярослав Мудрый , во святом крещении Георгий, следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало храму и мужской обители в честь великомученика Георгия. Храм находился перед вратами Святой Софии в Киеве , на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября года храм был освящен святителем Иларионом , митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события. В "Юрьев день", как его стали называть, или на "осеннего Георгия" до времён царствования Бориса Годунова крестьяне могли свободно переходить к другому помещику.

Изображение всадника, поражающего змия, известное на русских монетах с раннего времени, впоследствии стало символом Москвы и Московского государства .

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

В Англии

Святой Георгий - покровитель Англии со времён короля Эдмунда III . Английский флаг представляет собой Георгиевский крест . Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения "старой доброй Англии", в частности в известной балладе Честертона .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вра́ч,/ царе́й побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тот же

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою и мучи́телей обличи́л еси́ нечестие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́./ Те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся:)

Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́/ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак из службы Обновления храма святого Георгия в Лидде, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

К возбра́нному и ско́рому заступле́нию Твоему́/ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в,/ от собла́зн вра́жиих воспева́ющим тя́,/ и вся́ких бе́д, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.

Тропарь из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 4

Дне́сь блажа́т тя́ ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́/ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й тво́й хра́м/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 2 (Подобен: Твердый:)

Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.

Использованные материалы

  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых :

Военные считают святого великомученика Георгия Победоносца своим покровителем. Он защищает тех, кто связан с воинской службой и является защитником членов их семей. На одной из икон Георгий Победоносец изображен убивающим змея верхом на коне, что олицетворяет собой величие воинской силы и отваги. Существуют даже монеты с этим образом.
Кроме этого святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Молитвы ему помогают в сохранении урожая и здоровье скота, защищают от природных стихий, вредящих сельскому труду.
Георгий Победоносец помогает обратившимся к нему за помощью людям защитить их от врагов, и обрести победу и мир. Святой великомученик также помогает в излечении от тяжелых недугов, есть свидетельства об избавлении от женских болезней.
Святой великомученик Георгий помогает всем, у кого есть вера в то, что его просьба будет услышана и исполнена. Все страдания, которые перенес великомученик Георгий Победоносец, он претерпел за православную веру, которую не предал и не променял на богатство и власть.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

Святой Георгий родился в Ливане в Каппадокии в городе Белит (сейчас это Бейрут в Ливане) около 276 г. Его родители были зажиточные и благочестивые люди, живущие по христианским заповедям. Георгий был еще маленьким, когда лишился отца, замученного за исповедание Христа.
Святой Георгий , получив хорошее образование, избрал для своей деятельности воинскую службу, где он проявил себя мужественным и талантливым командиром. Благодаря своим талантам, он вскоре получил звание тысяченачальника, а в войне римлян с персами (296-297 гг.), Георгий показал себя отважным воином, после чего получил расположение самого императора Диоклетиана и был назначен в личную охрану комитом (спутником) правителя.

Диоклетиан был талантливым правителем (годы правления 284-305), но отличался своим фанатичным отношением к язычеству, и поэтому в историю он вошел, как самый жестокий правитель в отношении христиан. В 303 году император повелел:

«разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей»

Совсем скоро случились два пожара императорского дворца в Никомидии, виновниками которых Диоклетеан посчитал христиан и начал их уничтожение. В тюрьмы и на казни отправлялись те, кто исповедовал истинного Бога.
Когда Георгий стал свидетелем о беззаконном суде над невинными, и услышал приказ об истреблении христиан, он сочувственно отнесся к гонимым и воспламенился ревностью к вере.

Предполагая, что его тоже ждут мучения, Георгий раздал нищим все, что у него было, включая золото и драгоценности, освободил на волю всех своих рабов и после этого, на совещании, где присутствовал Диоклетиан, произнес обличительную речь.
Он сказал, что император со своими князьями и подчиненными заблуждаются в своей вере. Не идолам нужно поклоняться, но Иисусу Христу, веру в которого они пытаются уничтожить. Он обличил их в жестокости и несправедливости, а в конце своей речи Георгий объявил себя Христовым рабом, проповедником истины.
Взбешенный император повелел заточить своего вчерашнего любимчика в тюрьму, где его заковали в колодки, положили на пол, а сверху привалили тяжелым камнем. Но Георгий отважно перенес испытание и продолжил славить Господа.

Затем Диоклетиан велел продолжить мучение святого на колесе с железными остриями. После этой пытки, когда палачи посчитали Георгия умершим, неожиданно все услышали голос:

«Не бойся Георгий! Я с тобою!»

Это Ангел Господень помогал праведнику. Когда святейший, прославляя Бога, сам сошел с колеса, царица Александра и некоторые царские сановники захотели принять христианство. За такое неповиновение воли Диоклетиан отдал приказ о казни сановников, а императрица была заперта в одной из комнат дворца.

Самого великомученика кинули в яму и засыпали известью, полагая, что она сожжет его плоть. В яме Георгий находился три дня, после чего его живого и невредимого вытащили, и привели к изумленному императору.
«Скажи Георгий , – спросил Диоклетиан, – откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься? »
«Царь , – ответил Георгий- ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах ». Царь приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Тогда император обратился к знаменитому в то время волхву Афанасию и велел ему победить святую силу непокорного Георгия. Колдун приготовил два напитка, один из которых должен был подчинить волю мученика, а второй был ядом, выпив который Георгий должен был умереть. Наполнив два кубка этими снадобьями, Афанасий предложил их Георгию. Он выпил оба, но остался живым, после чего сам колдун уверовал во Христа и исповедовал Его, как всемогущего Бога, чем и поплатился своей жизнью.

И опять мученика отправляют в темницу, но люди уже узнали о чудесах, которые произошли с Георгием Победоносцем, они подкупают охранников, чтобы увидеть святого и попросить у него наставления и благословение.
Ночью, перед следующими испытаниями святого Георгия, ему во сне было явление Христа, Который сказал:

«Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Когда мученика привели в языческий храм, и Диоклетиан стал уговаривать его поклониться идолам, Георгий сотворил крестное знамение, в храме раздались демонские стоны, и языческие статуи начали разрушаться. Жрецы с язычниками набросились на святого и начали избивать его, но тут на защиту его встала сама царица Александра, которая пришла на шум, доносящийся из храма. Император был очень удивлен поступком супруги:
«Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов? » Но она лишь отвернулась от мужа и ничего ему не ответила, тогда Диоклетиан приказал ее предать казни.

Святая Александра, идя на казнь, усердно молилась Богу, по пути она попросила стражников разрешения присесть у стены, где и предала свой дух Господу – Бог услышал ее молитвы и избавил от мучений.

Святой Георгий 23 апреля (6 мая по новому стилю) 303 года был казнен через отсечение головы.

Великомученика Георгия за его отвагу и за несомненную духовную победу над палачами, которые подвергли его жесточайшим истязаниям, но так и не сумели принудить отречься от святой христианской веры, Церковь называет Победоносцем. Святые мощи страстотерпца Георгия были положены в Лидде (Палестина) в храме, который носит его имя, а глава его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

После мученической кончины Георгия Победоносца, милосердный Господь, для нашей пользы и спасения, возвеличил в сердцах людей память святого многими чудесами, самым знаменитым из которых является его победа над страшным чудищем, диавольским порождением- змием.

По преданиям, недалеко от Бейрута, места рождения святого Георгия, было озеро, в котором обитал большой змей-дракон. Чудище выходило на землю и пожирало людей, скот, уничтожало посевы. Для того чтобы его успокоить, люди были вынуждены кидать жребий и отдавать детей в жертву этому дракону. Однажды царю-правителю выпало отдать свою дочь на растерзание змею, ее привели на жертвенное место, где она стала покорно ожидать своей участи. Когда злое чудовище начало приближаться к царевне, неожиданно для всех наблюдавших издали людей, вдруг появился юноша на белом коне, напал на змея и своим копьем поразил его, а затем, вынув меч, отрубил тому голову. Этим храбрецом был святой Георгий Победоносец, который сказал людям:

«Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея».

После такого чудесного избавления, люди уверовали во Всемогущего Бога и приняли Святое Крещение.
Существует еще одна легенда, связанная с чудесами святого Георгия, согласно преданию, это чудо произошло в Рамеле. После того, как один из воинов-сарацинов выстрелил из лука в икону Георгия, у него сильно опухла рука и он, из-за нестерпимой боли, обратился к христианскому священнику за советом. Тот предложил возжечь лампаду перед иконой святого Георгия и оставить ее горящей на всю ночь. А утром нужно было взять масло из лампады и помазать им свою больную руку. После того, как сарацин все сделал, как было ему сказано, рука исцелилась и он уверовал во Христа, за что его другие сарацины предали мученической смерти.
Поэтому иногда на иконе, где Георгий Победоносец поражает змея, изображается маленький человек с лампадой в руках, сидящий позади святого.
Этот образ, пришел из одной арабской легенды, он также является очень популярным в Греции и на Балканах.

Георгий Победоносец считается покровителем русского воинства, с его святым именем связаны многие победы в царские и советские времена. До революции среди наград были орден Святого Георгия, Георгиевский крест и Георгиевская медаль. К этим наградам полагалась двухцветная Георгиевская лента, черный и оранжевый цвета которой в одной из интерпретаций означали «дым и пламя», символ победы над драконом. В советское время эту ленту немного изменили, она стала называться «Гвардейская лента», ее использовали для оформления ордена Славы и медали «За победу над Германией».
С 2005 года в нашей стране ежегодно в День праздника Победы проводится добровольная акция «Георгиевская ленточка – я помню! Я горжусь», когда участники прикрепляют ленту к своей одежде, к сумке или к ручке (антенне) автомобиля.
В честь основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого (Юрий – это русский вариант имени Георгий),святой Георгий Победоносец изображен на древнем гербе Москвы.

Возможно, защита жителей и их стад от змея и послужило поводом для почитания святого Георгия защитником скотоводов. До революции крестьяне в день его памяти, после молебна святому, окропив животных святой водой, в первый раз после долгой зимы выгоняли скот на пастбища.
Кроме этого, крестьяне до времен Бориса Годунова, очень любили «Юрьев день», в который им разрешалось переходить от одного помещика к другому.

Грузия была обращена в православную веру святой († 335), которая доводилась Георгию двоюродной сестрой.
В воспоминание о колесовании великомученика Георгия Победоносца 10/23 ноября святой Ниной был установлен день памяти, который до сих пор является одним из важных в Грузии.
Грузию называют Джорджией (Георгией) во многих языках мира и считается, что такое название эта страна получила в честь Георгия Победоносца. Самое популярное имя среди новорожденных мальчиков – Георгий, Гога, Джордж.

16 ноября (по новому стилю) в Русской православной Церкви вспоминают освящение и обновление храма святого Георгия в палестинской Лидде.

Еще находясь в заключении и предвидя кончину, святой Георгий попросил своего слугу, чтобы он перенес его тело по смерти в Палестину. Это повеление было исполнено — тело святого было перевезено и захоронено в городе Рамле.
В годы царствования императора Константина в Лидде был выстроен красивый храм в честь Георгия Победоносца и из Рамлы 3/16 ноября перенесены нетленные мощи святого. По прошествии многих лет этот красивый храм, гордость Лидды, оказался запущенным, целым в нем остался алтарь и гроб святого.
И только благодаря жертвам русских благотворителей и русского правительства, храм в Лидде был восстановлен и в 3/16 ноября произошло его вторичное освещение, в тот же день, когда это было сделано впервые.

Князь Ярослав, сын равноапостольного князя Владимира, во святом крещении получил имя Георгий.
В Киеве, недалеко от Софийского собора, он задумал построить храм в честь своего ангела-хранителя Георгия Победоносца. Работы начались и, однажды, когда князь приехал посмотреть на ход строительства, он был удивлен малым числом работающих человек.
Вызвав управляющего, Ярослав спросил: “Почему так мало трудящихся у храма Божиего?”
Тот объяснил, что “так как – дело властительское” (т.е. княжеское), то люди не хотят тут работать, так как боятся остаться без оплаты своего труда.
Когда князь объявил, что каждый работник будет получать по монете в день, на работу сразу подвизались множество людей и храм достаточно быстро был достроен.
26 ноября (9 декабря по новому стилю) 1051 года храм в честь великомученика Георгия был освящен митрополитом Илларионом, а день освящения Ярослав Мудрый повелел праздновать по всей стране ежегодно.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величием тя, страстотерпче святый великомучениче и победоносче Георгие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

ВИДЕОФИЛЬМ

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых