Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи
считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием
процессов фонемообразования, издано много коррекционной логопедической литературы
по преодолению и предупреждению дисграфий и дислексий.
На что же необходимо обратить внимание родителей?
1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко
Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:
Навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.
Звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША,
соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова.
Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.
2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:
М и А будет МА.
Побуквенное чтение: М, А, М, А.
Прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.
МММА – МММА СССОК РРРАК
3. Если р-к плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и
выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;
прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;
обведение пальцем контура букв, штриховка букв;
применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже
спины, руки).
4. Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную
моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто
техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует
выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики
Пальчики здороваются- пальчики бегают по столу- игра на рояле
Разведение пальцев в стороны- поочередное поднимание пальцев руки- кулак-ладонь
Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению
различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и
вообще определенной ручной умелости.
Кроме этого родители должны знать, что:
Ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не
требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.
5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у р-ка устойчивое желание писать.
Но при этом необходимо помнить:
ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а
кончик карандаша “смотрит” в плечо);
тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить
(леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном);
правильно сидеть за столом;
не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;
необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок,
тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).
Вот перечень немногих советов, которые помогут родителям избежать типичных
ошибок и оградить своего р-ка от некоторых проблем при подготовке к школе.
88.Предупреждение речевых нарушений. Предпосылки для нормального развит. подрастающ. поколения создаются мерами по охране здоровья населению.Одним из важных направлени. развития логопедич. помощи населению явл. предупреждение речевых наруш. и последствий речевой патологии. Первичная профилактика . Предупрежд. наруш. в речевом развит. основывается на мерах соц., педагогич. и, прежде всего психологич. предупреждения расстройств психических функций. Своевременное генетическое консультирование бедующ. родителей с целью предупрежд. развит. тех или иных отклонен. в нервно-психич. и речевом развитии реб. Создание для будущей матери в период берем. максимально благоприятных условий. Психолого-педагог. просвещение молодых родителей. Внимательно следить за ходом становления и разв. всех физиологич. реакций реб. Содействовать тому, чтобы период овладения реб. двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и т.д.), и в частности речевыми моторным аппаратом, протекал благопр. Родит. совместно с врач. должны следить за ходом становлен. и развития реакций реб.(сон, крик, движение), принимать необход. профилакт. меры в случ. их отклонения. Не следует в начальн. период развит. перегружать реб. усвоением трудных для произнош. и малопонятных слов, заучивание стихов и песен. Нельзя переучивать левшу. Правильная речь окружающих. Сенсорное воспит. и развит. игровой деят-ти. Положит. психолгич. климат в семье и в д/у. Вторичная проф-ка . Наруш.речи отражаются на психич. развитии реб., формир-нии его личности и поведения (вторичные расстройства). Внимание учит-деф. д.б. максим. сконцентрировано на своевремен. предупрежд. возможных вторичных, более отдаленных последствий речев. патологии. Особенно внимательно следует проанализир. с этих позиций состоян. звуков. стороны речи, т.к. недостаточная сформированность фонематич. процессов даже при полностью скомпенсирован. дефектах звукопр. может привести к недостаткам в овладении навыками письма и чтения. В проц. воспитан. д., имеющих речев. наруш. родителям и педагогам необход. постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Когда у д. наблюд. психологич. осложнения типа личностных пережив., связан. с налич. реч. дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих речевого общения, и т. д., логопеду необх. существенно усилить психотерапевтич. акцент в своей раб. Логопедич. профилактика м.б. действенной лишь при услов. полного знания о развит. реб. (физич., психич., речевого и т. д.) с опорой на нормативы развития. Третичная проф-ка : профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающ. патолог. речи Некотор. деф. речи ограничивают возможности выбора профес. Основным направл. этого этапа явл. глубокий учет личностных возможност. и интересов каждого реб., страдающего ТНР. У таких учащихся д.б. возможность выбора с помощ. педагога, психолога, врачей такого пути обучен., который позволит конкретно этой личности достичь наилучш. результатов.
Профилактика нарушений письма и чтения у детей. Виды заданий по профилактике нарушений чтения и письма
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетическойдеятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Дисграфия – стойкие специфические затруднения в овладении деятельностью письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего.
Логопедическая работа включает в себя формирование произносительных навыков,развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.Программой обучения предусмотрены специальные занятия по развитию речи,по формированию произношения и обучению грамоте.Именно в эти занятия и были включены упражнения,направленные на развитие зрительно- пространственных представлений,зрительного анализа и синтеза,памяти,восприятия,внимания,мышления с целью предупреждения возникновения дислексии и дисграфии.
С целью профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников на занятиях по произношению и обучению грамоте провожу работу по:
1.Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:а)развитие анализа предложения;б)развитие слогового анализа и синтеза;в)формирование фонематического анализа и синтеза;
2.Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:а)развитие зрительного восприятия и узнавания;б)уточнение и расширение объема зрительной памяти;в)формирование пространственного восприятия и представлений;г)развитие зрительного анализа и синтеза;
3.Развитию внимания, памяти,мышления.
4.Развитию понимания прочитанных слов, предложений, текста.
Использование отдельных приемов коррекционной работы
При изучении букв использую следующие игры и задания:а)« Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и тд.
б)для определения правильно и неправильно написанных букв применяю следующие задания: называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями; называние букв, наложенных друг на друга.
Дописывание букв, обведение контура букв,выполненного пунктиром.
в) реконструирование букв:а)добавление элементов;б)убавление элементов;
г) изменение пространственного расположения элементов,например,из буквы т получить букву г;
д)нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).
е)Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек;
ё)письмо буквы в воздухе,пальцем на ладони, спине, колене;
ж) никтография(изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели;
На занятиях заучиваем с детьми стихи о буквах(С. Маршака, С Михалкова,)
Для закрепления зрительных образов букв, буквы соотношу с каким – либо сходным по форме предметом: «о»,-с обручем, «з»- со змеей ит.д
С первого периода обучения начинаю работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти использовались следующие игры и задания:1)«Запомни,назови».Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.2)« Найди картинки».В ряду картинок ребенок находит те, которые назвал логопед. 3)запоминание трех, пяти фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других(7-10.);4.раскладывание 3-4 картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
С целью развития зрительного восприятия использую следующие задания и игры: а)называние контурных изображений предметов;б)распределение изображенных предметов по величине;в) дорисовывание незаконченных контуров кругов,треугольников;г)составление разрезанных на части картинок;д)нахождение различий в двух картинках.
Формирование пространственного восприятия и представлений начинаю с работы по дифференциации правых и левых частей тела.
Использую следующие виды заданий:а)показывание и называние руки, которой надо есть,писать,рисовать т. д.;б) показывание левой руки; в)показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой- левого глаза,уха, ноги.
Формирование ориентировки в окружаемом пространстве начинаю с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком.
Проводится работа над определением пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. Используются игры и задания: игра «Домик».Детям предлагается нарисованный домик, дается задание дополнить рисунок, например,справа от него нарисовать забор, а слева-дерево. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например,от елки и т. д
Графический диктант. Задание: нарисовать точку, слева от нее–круг,- справа-треугольник, ниже точки крестик.
Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа: а) «Угадай какой звук потерялся (по картинкам);б)узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам:..от,..оза,..ык,..орова; в) составить из букв следующих слов новые слова(ствол,картина); г)«Цепочка слов».От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом-мак кот.) д) придумать слово к графическим схемам;е)разложить картинки под графическими схемами.
Закрепление операций слогового анализа и синтеза с использованием следующих заданий и игр: а) определить количество слогов в названных словах –поднять соответствующую цифру; б)игра «Домики»:дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов; в)определить пропущенный слог в названии картинок; г)определить слово или предложение,произнесенное по слогам. д) игра«Телеграф»:ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают что это за слово(по картинкам).
Работа над предложением.
Виды заданий: составить графическую схему предложения;придумать по графической схеме предложение; определить место слова в предложении (какое по счету);поднять карточку с цифрой,соответствующей количеству слов;составить из двух предложений одно.
С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте использую следующие игры и задания: прочитать слово и показать соответствующую картинку; прочитать слово и ответить на вопрос; объяснить значение прочитанного слова; задания:« придумай начало сказки», « Придумай конец сказки».
Игры и упражнения направленные на развитие мышления и внимания:«4-й лишний»;
«Назови одним словом», например: свекла, огурец, помидор-овощи; «Угадай по описанию» ,например,игрушку.
Разрезные картинки:«Угадай,что за предмет по части картинки».
Раскладывание картинок по стопкам.Например: что мы едим, что одеваем, …
Головоломки:
«Куда спряталась кукла?»:отыскивание игрушки с помощью плана.
«Собери бусы».Детям предлагается нанизать,раскрасить бусинки,различающиеся цветом или формой(3-10)элементов.
«Телеграфист»:дети учились отстукивать ритм по образцу.
«Подумай,назови».Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, и.т.д.
Тема: «Профилактика нарушений письма и чтения».
Разнообразные нарушения устной и письменной речи, являются одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Сегодня более половины учащихся начальной школы имеют серьезные нарушения развития. С началом учебной деятельности ребенка, имеющего задержки развития, происходит неправильное формирование письменной речи на базе уже неправильной сформированной устной речи. Эти недостатки со временем активно развиваются, и к 9-10 годам у ребенка наблюдаются стойкие нарушения письменной речи (дисграфия) и специфическое нарушение чтения (дислексия). Ребенок обречен на безграмотное письмо с большим количеством ошибок, его отличает несформированная речь, неумение выразить свои мысли, непонимание причинно - следственных связей, в результате чего он не способен решать простые задачи.
Существует несколько видов нарушения письма и чтения. Каждому виду соответствуют и свои ошибки:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, у-и, ш-щ, х-ж и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка), лыба (рыба).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например, тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята), клумпа(клумба).
4. Недостаточная сформированность фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.
5. Часты при дисграфии ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина), предвосхищения, упреждения: Дод небом лолубым (Под небом голубым).
6. Большой процент ошибок возникает из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.
8. Дети, страдающие нарушением письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
Данное нарушение чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. К сожалению, усиленные занятия с репетиторами не всегда ведут к успеху. Необходимо комплексное воздействие всех специалистов: неврологов, логопедов, психологов. Очень важна помощь специалистов. При этом возникает вопрос: ведь всем понятно: нарушение легче предупредить, чем лечить.
Какие меры необходимо предпринять родителям для профилактики нарушений письма и чтения:
Ежегодное посещение всех специалистов, в том числе и логопедов. Специалист поможет вовремя выявить и устранить нарушение. Известно, как ребенок говорит, так он и пишет.
Не надо надеяться, что недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий, организация режимных моментов с обязательными систематизированными ежедневными занятиями.
Даже если ребенок достаточно неплохо говорит, необходимо все равно развивать его речь, а именно: словарный запас, фонематическое восприятие, связную речь.
Немало важным является для вашего ребенка и речь окружающих (особенно ваша речь должна быть четкой, грамотной, без лишних слов) - ребенок как «магнитофон» записывает каждый звук, интонацию.
Для профилактики дисграфии - необходимо развивать мелкую моторику рук:
рисование, лепка, конструирование (можно использовать графический диктант); для дислексии правильное обучение чтению. Важно и общее физическое и психическое развитие ребенка.
Родителям следует взять на вооружение простую истину: у младших школьников самооценка еще только формируется, ребенок не становится сильнее и умнее от перечисления и многократного повторения списка его недостатков.
Желаю Вам успехов в учебе!
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звукового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, сукцессивных функций (функций последовательности). Несформированность какой –либо одной из этих функций или нескольких может вызвать нарушение процесса овладения письмом (дисграфию) или чтением (дислексию), или и то и другое.
Дисграфия и дислексия - есть одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, в одних случаях, речевое развитие ребенка, в других – формирование ряда важных неречевых процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, либо включающего сочетание тех и других факторов.
Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения, перестановки, пропуски и замены букв, слогов; слитное написание слов, предлогов со словами; аграмматизмы на письме.
Дислексия проявляется в заменах, перестановках, пропусках, искажениях и заменах букв и слогов при чтении; повторении букв, слогов и слов при чтении; вставках лишних букв и слогов в слово, слов в предложение; аграмматизмах, непонимании смысла прочитанного.
Профилактика нарушений письменной речи заключается а) в устранении основных этиологических (причинных) факторов, приводящих к нарушениям письменной речи; б) в раннем выявлении предрасположенности к этим нарушениям и проведении комплекса предупредительных мер.
А) Для устранения основных этиологических факторов , приводящих к нарушениям письменной речи, могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
Например, позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после
2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия (умение выделить данный звук из ряда других звуков, из слога, слова, фразы на слух), фонематического анализа и синтеза (умение определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков в слове, их количество, составить из данных звуков слово и т.п.) является безусловным показанием для проведения курса логопедической коррекции.
Б) Раннее выявление предрасположенности к нарушениям чтения и письма и проведение комплекса предупредительных мер:
С детьми, имеющими повышенный риск возникновения нарушений чтения и письма, проводится коррекционно – профилактическая работа.
Составление рассказов – описаний, повествовательных рассказов (по сюжетной картине, по серии из 2-х, 3-х и т.д. картин), пересказ текстов.
С помощью игровых дидактических упражнений ребенка подводят к осознанию того факта, что речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки.
Могут быть использованы игры: «Кто придумает конец фразы, слова?» (см. Фомичеву М.Ф.), «Какое слово (звук) потерялось?» (см. Максакова А.И., Тумакову Г.А.). Подбирая картинки к словам-паронимам («дом-том», «рак-лак» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.
6. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений
Детей учат различать на слух близкие по звучанию и по произнесению звуки (изолированно и на фоне слова). Работа проводится со словами, данными в разной грамматической форме. Например, ребенка просят показать на картинках: где нарисован стол, а где столы; где девочка рисует карандаш, а где девочка рисует карандашом и т.п. Можно использовать такие упражнения: «Отбери картинки, в названии которых есть звук С », «Придумай слово, в котором есть звук С » и др. (См. консультацию «Фонематический слух»).
7. Формирование операций фонематического анализа и синтеза
Это формирование умения определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков (слогов) в слове, их количество, составить из данных звуков (слогов) слово и т.п.).
Используются следующие упражнения:
(См. в консультации «Фонематический слух» более подробно).
и наглядно – образного мышления
Направления работы и примерные задания:
1. Ознакомление с основными геометрическими фигурами, размерами (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, шестиугольник; широкий – узкий, длинный – короткий и т.п.);
2. Ознакомление с пространственными взаимоотношениями и понятиями, их обозначающими (над – под, впереди – сзади, право – лево и т.д.);
Примерные упражнения :
«Угадай, что задумано?» - один из детей описывает задуманный предмет, о другой должен догадаться, что это за предмет.
«Догадайся, что нарисовал художник?» - аналогичная игра. Взрослый описывает детям рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него - квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест - накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх. Что это?» (Домик).
Полезны игры на запоминание сочетаний различных геометрических форм, которые предлагаются зрительно. (Примерное сочетание геометрических форм: в центре изображен квадрат, слева и справа от него – по одному овалу, сверху и снизу от него – по одному треугольнику).
Для этого могут быть использованы такие упражнения, как складывание картинок, разрезанных на несколько частей, задания на дорисовывание (* «Дорисуй полуовал до какого нибудь предмета»).
4. Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений:
Детей в игровой форме учат, опираясь на «карту-путь», ориентироваться в лабиринте. Той же цели служит игра «Куда спряталась кукла?», в которой ребенок отыскивает в игрушечной комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место. Подобные упражнения облегчают впоследствии усвоение схем фонематического, морфологического и грамматического анализа.
Формирование изобразительно - графических способностей
(функции последовательности)
Используются следующие примерные игры и упражнения:
Развитие внимания
(концентрации, распределения и переключения)
В работе по развитию внимания необходимо предусмотреть упражнения, направленные на формирование как зрительного, так и слухового внимания. Основной акцент следует делать на формировании произвольной регуляции внимания.
Профилактика нарушений письма и чтения у детей. Виды заданий по профилактике нарушений чтения и письма
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетическойдеятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Дисграфия – стойкие специфические затруднения в овладении деятельностью письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего.
Логопедическая работа включает в себя формирование произносительных навыков,развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.Программой обучения предусмотрены специальные занятия по развитию речи,по формированию произношения и обучению грамоте.Именно в эти занятия и были включены упражнения,направленные на развитие зрительно- пространственных представлений,зрительного анализа и синтеза,памяти,восприятия,внимания,мышления с целью предупреждения возникновения дислексии и дисграфии.
С целью профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников на занятиях по произношению и обучению грамоте провожу работу по:
1.Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:а)развитие анализа предложения;б)развитие слогового анализа и синтеза;в)формирование фонематического анализа и синтеза;
2.Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:а)развитие зрительного восприятия и узнавания;б)уточнение и расширение объема зрительной памяти;в)формирование пространственного восприятия и представлений;г)развитие зрительного анализа и синтеза;
3.Развитию внимания, памяти,мышления.
4.Развитию понимания прочитанных слов, предложений, текста.
Использование отдельных приемов коррекционной работы
При изучении букв использую следующие игры и задания:а)« Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и тд.
б)для определения правильно и неправильно написанных букв применяю следующие задания: называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями; называние букв, наложенных друг на друга.
Дописывание букв, обведение контура букв,выполненного пунктиром.
в) реконструирование букв:а)добавление элементов;б)убавление элементов;
г) изменение пространственного расположения элементов,например,из буквы т получить букву г;
д)нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).
е)Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек;
ё)письмо буквы в воздухе,пальцем на ладони, спине, колене;
ж) никтография(изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели;
На занятиях заучиваем с детьми стихи о буквах(С. Маршака, С Михалкова,)
Для закрепления зрительных образов букв, буквы соотношу с каким – либо сходным по форме предметом: «о»,-с обручем, «з»- со змеей ит.д
С первого периода обучения начинаю работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти использовались следующие игры и задания:1)«Запомни,назови».Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.2)« Найди картинки».В ряду картинок ребенок находит те, которые назвал логопед. 3)запоминание трех, пяти фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других(7-10.);4.раскладывание 3-4 картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
С целью развития зрительного восприятия использую следующие задания и игры: а)называние контурных изображений предметов;б)распределение изображенных предметов по величине;в) дорисовывание незаконченных контуров кругов,треугольников;г)составление разрезанных на части картинок;д)нахождение различий в двух картинках.
Формирование пространственного восприятия и представлений начинаю с работы по дифференциации правых и левых частей тела.
Использую следующие виды заданий:а)показывание и называние руки, которой надо есть,писать,рисовать т. д.;б) показывание левой руки; в)показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой- левого глаза,уха, ноги.
Формирование ориентировки в окружаемом пространстве начинаю с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком.
Проводится работа над определением пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. Используются игры и задания: игра «Домик».Детям предлагается нарисованный домик, дается задание дополнить рисунок, например,справа от него нарисовать забор, а слева-дерево. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например,от елки и т. д
Графический диктант. Задание: нарисовать точку, слева от нее–круг,- справа-треугольник, ниже точки крестик.
Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа: а) «Угадай какой звук потерялся (по картинкам);б)узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам:..от,..оза,..ык,..орова; в) составить из букв следующих слов новые слова(ствол,картина); г)«Цепочка слов».От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом-мак кот.) д) придумать слово к графическим схемам;е)разложить картинки под графическими схемами.
Закрепление операций слогового анализа и синтеза с использованием следующих заданий и игр: а) определить количество слогов в названных словах –поднять соответствующую цифру; б)игра «Домики»:дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов; в)определить пропущенный слог в названии картинок; г)определить слово или предложение,произнесенное по слогам. д) игра«Телеграф»:ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают что это за слово(по картинкам).
Работа над предложением.
Виды заданий: составить графическую схему предложения;придумать по графической схеме предложение; определить место слова в предложении (какое по счету);поднять карточку с цифрой,соответствующей количеству слов;составить из двух предложений одно.
С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте использую следующие игры и задания: прочитать слово и показать соответствующую картинку; прочитать слово и ответить на вопрос; объяснить значение прочитанного слова; задания:« придумай начало сказки», « Придумай конец сказки».
Игры и упражнения направленные на развитие мышления и внимания:«4-й лишний»;
«Назови одним словом», например: свекла, огурец, помидор-овощи; «Угадай по описанию» ,например,игрушку.
Разрезные картинки:«Угадай,что за предмет по части картинки».
Раскладывание картинок по стопкам.Например: что мы едим, что одеваем, …
Головоломки:
«Куда спряталась кукла?»:отыскивание игрушки с помощью плана.
«Собери бусы».Детям предлагается нанизать,раскрасить бусинки,различающиеся цветом или формой(3-10)элементов.
«Телеграфист»:дети учились отстукивать ритм по образцу.
«Подумай,назови».Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, и.т.д.