Схема профилактика нарушений чтения и письма. Профилактика нарушений чтения и письма

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи

считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием

процессов фонемообразования, издано много коррекционной логопедической литературы

по преодолению и предупреждению дисграфий и дислексий.

На что же необходимо обратить внимание родителей?

1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко

Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:

Навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.

Звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША,

соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова.

Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.

2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:

М и А будет МА.

Побуквенное чтение: М, А, М, А.

Прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.

МММА – МММА СССОК РРРАК

3. Если р-к плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и

 выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;

 прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;

 угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;

 обведение пальцем контура букв, штриховка букв;

 применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже

спины, руки).

4. Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную

моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто

техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует

выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики

Пальчики здороваются- пальчики бегают по столу- игра на рояле

Разведение пальцев в стороны- поочередное поднимание пальцев руки- кулак-ладонь

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению

различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и

вообще определенной ручной умелости.

Кроме этого родители должны знать, что:

Ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не

требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у р-ка устойчивое желание писать.

Но при этом необходимо помнить:

 ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а

кончик карандаша “смотрит” в плечо);

 тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить

(леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном);

 правильно сидеть за столом;

 не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;

 необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок,

тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).

Вот перечень немногих советов, которые помогут родителям избежать типичных

ошибок и оградить своего р-ка от некоторых проблем при подготовке к школе.

88.Предупреждение речевых нарушений. Предпосылки для нормального развит. подрастающ. поколения создаются мерами по охране здоровья населению.Одним из важных направлени. развития логопедич. помощи населению явл. предупреждение речевых наруш. и последствий речевой патологии. Первичная профилактика . Предупрежд. наруш. в речевом развит. основывается на мерах соц., педагогич. и, прежде всего психологич. предупреждения расстройств психических функций. Своевременное генетическое консультирование бедующ. родителей с целью предупрежд. развит. тех или иных отклонен. в нервно-психич. и речевом развитии реб. Создание для будущей матери в период берем. максимально благоприятных условий. Психолого-педагог. просвещение молодых родителей. Внимательно следить за ходом становления и разв. всех физиологич. реакций реб. Содействовать тому, чтобы период овладения реб. двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и т.д.), и в частности речевыми моторным аппаратом, протекал благопр. Родит. совместно с врач. должны следить за ходом становлен. и развития реакций реб.(сон, крик, движение), принимать необход. профилакт. меры в случ. их отклонения. Не следует в начальн. период развит. перегружать реб. усвоением трудных для произнош. и малопонятных слов, заучивание стихов и песен. Нельзя переучивать левшу. Правильная речь окружающих. Сенсорное воспит. и развит. игровой деят-ти. Положит. психолгич. климат в семье и в д/у. Вторичная проф-ка . Наруш.речи отражаются на психич. развитии реб., формир-нии его личности и поведения (вторичные расстройства). Внимание учит-деф. д.б. максим. сконцентрировано на своевремен. предупрежд. возможных вторичных, более отдаленных последствий речев. патологии. Особенно внимательно следует проанализир. с этих позиций состоян. звуков. стороны речи, т.к. недостаточная сформированность фонематич. процессов даже при полностью скомпенсирован. дефектах звукопр. может привести к недостаткам в овладении навыками письма и чтения. В проц. воспитан. д., имеющих речев. наруш. родителям и педагогам необход. постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Когда у д. наблюд. психологич. осложнения типа личностных пережив., связан. с налич. реч. дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих речевого общения, и т. д., логопеду необх. существенно усилить психотерапевтич. акцент в своей раб. Логопедич. профилактика м.б. действенной лишь при услов. полного знания о развит. реб. (физич., психич., речевого и т. д.) с опорой на нормативы развития. Третичная проф-ка : профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающ. патолог. речи Некотор. деф. речи ограничивают возможности выбора профес. Основным направл. этого этапа явл. глубокий учет личностных возможност. и интересов каждого реб., страдающего ТНР. У таких учащихся д.б. возможность выбора с помощ. педагога, психолога, врачей такого пути обучен., который позволит конкретно этой личности достичь наилучш. результатов.

Профилактика нарушений письма и чтения у детей. Виды заданий по профилактике нарушений чтения и письма

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетическойдеятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Дисграфия – стойкие специфические затруднения в овладении деятельностью письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой дея­тельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие раз­личные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуще­ствляется только на основе достаточно высокого уровня ее раз­вития.

Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего.

Логопедическая работа включает в себя формирование произносительных навыков,развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.Программой обучения предусмотрены специальные занятия по развитию речи,по формированию произношения и обучению грамоте.Именно в эти занятия и были включены упражнения,направленные на развитие зрительно- пространственных представлений,зрительного анализа и синтеза,памяти,восприятия,внимания,мышления с целью предупреждения возникновения дислексии и дисграфии.

С целью профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников на занятиях по произношению и обучению грамоте провожу работу по:

1.Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:а)развитие анализа предложения;б)развитие слогового анализа и синтеза;в)формирование фонематического анализа и синтеза;

2.Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:а)развитие зрительного восприятия и узнавания;б)уточнение и расширение объема зрительной памяти;в)формирование пространственного восприятия и представлений;г)развитие зрительного анализа и синтеза;

3.Развитию внимания, памяти,мышления.

4.Развитию понимания прочитанных слов, предложений, текста.

Использование отдельных приемов коррекционной работы

При изучении букв использую следующие игры и задания:а)« Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и тд.

б)для определения правильно и неправильно написанных букв применяю следующие задания: называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями; называние букв, наложенных друг на друга.

Дописывание букв, обведение контура букв,выполненного пунктиром.

в) реконструирование букв:а)добавление элементов;б)убавление элементов;

г) изменение пространственного расположения элементов,например,из буквы т получить букву г;

д)нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).

е)Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек;

ё)письмо буквы в воздухе,пальцем на ладони, спине, колене;

ж) никтография(изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели;

На занятиях заучиваем с детьми стихи о буквах(С. Маршака, С Михалкова,)

Для закрепления зрительных образов букв, буквы соотношу с каким – либо сходным по форме предметом: «о»,-с обручем, «з»- со змеей ит.д

С первого периода обучения начинаю работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти использовались следующие игры и задания:1)«Запомни,назови».Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.2)« Найди картинки».В ряду картинок ребенок находит те, которые назвал логопед. 3)запоминание трех, пяти фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других(7-10.);4.раскладывание 3-4 картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

С целью развития зрительного восприятия использую следующие задания и игры: а)называние контурных изображений предметов;б)распределение изображенных предметов по величине;в) дорисовывание незаконченных контуров кругов,треугольников;г)составление разрезанных на части картинок;д)нахождение различий в двух картинках.

Формирование пространственного восприятия и представлений начинаю с работы по дифференциации правых и левых частей тела.

Использую следующие виды заданий:а)показывание и называние руки, которой надо есть,писать,рисовать т. д.;б) показывание левой руки; в)показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой- левого глаза,уха, ноги.

Формирование ориентировки в окружаемом пространстве начинаю с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком.

Проводится работа над определением пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. Используются игры и задания: игра «Домик».Детям предлагается нарисованный домик, дается задание дополнить рисунок, например,справа от него нарисовать забор, а слева-дерево. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например,от елки и т. д

Графический диктант. Задание: нарисовать точку, слева от нее–круг,- справа-треугольник, ниже точки крестик.

Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа: а) «Угадай какой звук потерялся (по картинкам);б)узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам:..от,..оза,..ык,..орова; в) составить из букв следующих слов новые слова(ствол,картина); г)«Цепочка слов».От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом-мак кот.) д) придумать слово к графическим схемам;е)разложить картинки под графическими схемами.

Закрепление операций слогового анализа и синтеза с использованием следующих заданий и игр: а) определить количество слогов в названных словах –поднять соответствующую цифру; б)игра «Домики»:дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов; в)определить пропущенный слог в названии картинок; г)определить слово или предложение,произнесенное по слогам. д) игра«Телеграф»:ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают что это за слово(по картинкам).

Работа над предложением.

Виды заданий: составить графическую схему предложения;придумать по графической схеме предложение; определить место слова в предложении (какое по счету);поднять карточку с цифрой,соответствующей количеству слов;составить из двух предложений одно.

С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте использую следующие игры и задания: прочитать слово и показать соответствующую картинку; прочитать слово и ответить на вопрос; объяснить значение прочитанного слова; задания:« придумай начало сказки», « Придумай конец сказки».

Игры и упражнения направленные на развитие мышления и внимания:«4-й лишний»;

«Назови одним словом», например: свекла, огурец, помидор-овощи; «Угадай по описанию» ,например,игрушку.

Разрезные картинки:«Угадай,что за предмет по части картинки».

Раскладывание картинок по стопкам.Например: что мы едим, что одеваем, …

Головоломки:

«Куда спряталась кукла?»:отыскивание игрушки с помощью плана.

«Собери бусы».Детям предлагается нанизать,раскрасить бусинки,различающиеся цветом или формой(3-10)элементов.

«Телеграфист»:дети учились отстукивать ритм по образцу.

«Подумай,назови».Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, и.т.д.

Тема: «Профилактика нарушений письма и чтения».

Разнообразные нарушения устной и письменной речи, являются одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Сегодня более половины учащихся начальной школы имеют серьезные нарушения развития. С началом учебной деятельности ребенка, имеющего задержки развития, происходит неправильное формирование письменной речи на базе уже неправильной сформированной устной речи. Эти недостатки со временем активно развиваются, и к 9-10 годам у ребенка наблюдаются стойкие нарушения письменной речи (дисграфия) и специфическое нарушение чтения (дислексия). Ребенок обречен на безграмотное письмо с большим количеством ошибок, его отличает несформированная речь, неумение выразить свои мысли, непонимание причинно - следственных связей, в результате чего он не способен решать простые задачи.

Существует несколько видов нарушения письма и чтения. Каждому виду соответствуют и свои ошибки:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, у-и, ш-щ, х-ж и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка), лыба (рыба).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например, тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята), клумпа(клумба).

4. Недостаточная сформированность фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.

5. Часты при дисграфии ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина), предвосхищения, упреждения: Дод небом лолубым (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок возникает из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

8. Дети, страдающие нарушением письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.

Данное нарушение чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек. К сожалению, усиленные занятия с репетиторами не всегда ведут к успеху. Необходимо комплексное воздействие всех специалистов: неврологов, логопедов, психологов. Очень важна помощь специалистов. При этом возникает вопрос: ведь всем понятно: нарушение легче предупредить, чем лечить.

Какие меры необходимо предпринять родителям для профилактики нарушений письма и чтения:

Ежегодное посещение всех специалистов, в том числе и логопедов. Специалист поможет вовремя выявить и устранить нарушение. Известно, как ребенок говорит, так он и пишет.

Не надо надеяться, что недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий, организация режимных моментов с обязательными систематизированными ежедневными занятиями.

Даже если ребенок достаточно неплохо говорит, необходимо все равно развивать его речь, а именно: словарный запас, фонематическое восприятие, связную речь.

Немало важным является для вашего ребенка и речь окружающих (особенно ваша речь должна быть четкой, грамотной, без лишних слов) - ребенок как «магнитофон» записывает каждый звук, интонацию.

Для профилактики дисграфии - необходимо развивать мелкую моторику рук:

рисование, лепка, конструирование (можно использовать графический диктант); для дислексии правильное обучение чтению. Важно и общее физическое и психическое развитие ребенка.

Родителям следует взять на вооружение простую истину: у младших школьников самооценка еще только формируется, ребенок не становится сильнее и умнее от перечисления и многократного повторения списка его недостатков.

Желаю Вам успехов в учебе!

  1. чтения и письма у дошкольников.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звукового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, сукцессивных функций (функций последовательности). Несформированность какой –либо одной из этих функций или нескольких может вызвать нарушение процесса овладения письмом (дисграфию) или чтением (дислексию), или и то и другое.

Дисграфия и дислексия - есть одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, в одних случаях, речевое развитие ребенка, в других – формирование ряда важных неречевых процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, либо включающего сочетание тех и других факторов.

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения, перестановки, пропуски и замены букв, слогов; слитное написание слов, предлогов со словами; аграмматизмы на письме.

Дислексия проявляется в заменах, перестановках, пропусках, искажениях и заменах букв и слогов при чтении; повторении букв, слогов и слов при чтении; вставках лишних букв и слогов в слово, слов в предложение; аграмматизмах, непонимании смысла прочитанного.

Профилактика нарушений письменной речи заключается а) в устранении основных этиологических (причинных) факторов, приводящих к нарушениям письменной речи; б) в раннем выявлении предрасположенности к этим нарушениям и проведении комплекса предупредительных мер.

А) Для устранения основных этиологических факторов , приводящих к нарушениям письменной речи, могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

  1. Меры по предупреждению патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.п.
  2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии (во время беременности, родов, первый месяц после родов).
  4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи детей.

Например, позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после

2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия (умение выделить данный звук из ряда других звуков, из слога, слова, фразы на слух), фонематического анализа и синтеза (умение определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков в слове, их количество, составить из данных звуков слово и т.п.) является безусловным показанием для проведения курса логопедической коррекции.

  1. Ранняя диагностика и коррекция выраженной незрелости изобразительных способностей ребенка.
  1. При наличии билингвизма (двуязычие в семье) у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
  2. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов для подготовки ребенка к школе, развития у него пространственно-временной ориентировки и необходимых речевых навыков.

Б) Раннее выявление предрасположенности к нарушениям чтения и письма и проведение комплекса предупредительных мер:

  1. Своевременное выявление группы риска (дети с поздним и нарушенным развитием устной речи, с задержкой психического развития, с выраженной незрелостью изобразительных способностей и др. (см. пункт А)). Эти дети должны быть выявлены до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения нарушений чтения и письма, проводится коррекционно – профилактическая работа.

  1. Развитие слухового внимания.
  2. Исправление фонетико-фонематических нарушений (нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза (умение выделить данный звук из ряда других звуков, из слога, слова, фразы на слух; умение подобрать слово на данный звук; умение определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков в слове, их количество, составить из данных звуков слово и т.п.).
  3. Формирование функционального базиса чтения и письма:
  1. развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой (см. пункт Б: №2 и 3 );
  2. развитие зрительно–пространственного восприятия и наглядно–образного мышления;
  3. формирование изобразительно - графических способностей;
  4. развитие сукцессивных способностей (функции последовательности);
  5. развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
  1. Дети из групы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.
  1. Развитие речевых навыков и функций,
  2. необходимых для овладения грамотой:
  1. Формирование правильного звукопроизношения;
  2. Развитие грамматических навыков:
  1. словоизменение (изменение разных частей речи по числам, падежам и т.д., согласование слов друг с другом);
  2. словообразование (образование слов с помощью приставок и суффиксов: уменьшительно-ласкательные названия (*стол - столик), названия детенышей животных, образование относительных и притяжательных прилагательных (*стол из дерева – деревянный, хвост лисы – лисий), образование превосходной степени (*красивый – красивейший, наикрасивейший, самый красивый) и др.);
  1. Развитие связной речи – диалогической и монологической

Составление рассказов – описаний, повествовательных рассказов (по сюжетной картине, по серии из 2-х, 3-х и т.д. картин), пересказ текстов.

  1. Стимуляция осознания звуковой стороны слова

С помощью игровых дидактических упражнений ребенка подводят к осознанию того факта, что речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки.

Могут быть использованы игры: «Кто придумает конец фразы, слова?» (см. Фомичеву М.Ф.), «Какое слово (звук) потерялось?» (см. Максакова А.И., Тумакову Г.А.). Подбирая картинки к словам-паронимам («дом-том», «рак-лак» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.

  1. Стимуляция слухового внимания
  1. Для этого могут быть использованы игры и упражнения типа: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», Угадай, что делают?» (см. Фомичеву М.Ф.) и др. Также детей учат понимать смысловое значение интонации.

6. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений

Детей учат различать на слух близкие по звучанию и по произнесению звуки (изолированно и на фоне слова). Работа проводится со словами, данными в разной грамматической форме. Например, ребенка просят показать на картинках: где нарисован стол, а где столы; где девочка рисует карандаш, а где девочка рисует карандашом и т.п. Можно использовать такие упражнения: «Отбери картинки, в названии которых есть звук С », «Придумай слово, в котором есть звук С » и др. (См. консультацию «Фонематический слух»).

7. Формирование операций фонематического анализа и синтеза

Это формирование умения определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков (слогов) в слове, их количество, составить из данных звуков (слогов) слово и т.п.).

Используются следующие упражнения:

  1. отхлопывание слоговой структуры слова;
  2. разложить картинки по стопкам: картинки, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога;
  3. «Придумай слово, в котором звук С – первый (второй, третий, последний»
  4. «Составь из звуков с,к,о слово»

(См. в консультации «Фонематический слух» более подробно).

  1. Развитие зрительно-пространственного восприятия

и наглядно – образного мышления

Направления работы и примерные задания:

1. Ознакомление с основными геометрическими фигурами, размерами (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, шестиугольник; широкий – узкий, длинный – короткий и т.п.);

2. Ознакомление с пространственными взаимоотношениями и понятиями, их обозначающими (над – под, впереди – сзади, право – лево и т.д.);

Примерные упражнения :

«Угадай, что задумано?» - один из детей описывает задуманный предмет, о другой должен догадаться, что это за предмет.

«Догадайся, что нарисовал художник?» - аналогичная игра. Взрослый описывает детям рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него - квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест - накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх. Что это?» (Домик).

Полезны игры на запоминание сочетаний различных геометрических форм, которые предлагаются зрительно. (Примерное сочетание геометрических форм: в центре изображен квадрат, слева и справа от него – по одному овалу, сверху и снизу от него – по одному треугольнику).

  1. Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов:

Для этого могут быть использованы такие упражнения, как складывание картинок, разрезанных на несколько частей, задания на дорисовывание (* «Дорисуй полуовал до какого нибудь предмета»).

4. Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений:

Детей в игровой форме учат, опираясь на «карту-путь», ориентироваться в лабиринте. Той же цели служит игра «Куда спряталась кукла?», в которой ребенок отыскивает в игрушечной комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место. Подобные упражнения облегчают впоследствии усвоение схем фонематического, морфологического и грамматического анализа.

Формирование изобразительно - графических способностей

  1. Штриховка по контуру, обводка, срисовывание геометрических фигур;
  2. Дорисовывание незаконченных рисунков (недорисованный круг, треугольник, жук);
  3. Рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей;
  4. Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
  5. Воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;
  6. Письмо букв и слов по шаблонам. Изготавливается шаблон для рукописного шрифта, и по нему ребенок вырабатывает навыковые движения для изображения букв.
  1. Развитие сукцессивных функций

(функции последовательности)

Используются следующие примерные игры и упражнения:

  1. Скопировать ряд, состоящий из кружков разного цвета, расположенных в определенной последовательности;
  2. «Собери бусы» (нанизать, раскрасить), различающиется цветом или формой: по образцу (3 – 6 элементов), по памяти (2 – 6 элементов);
  3. «Что изменилось?» (по памяти обнаружить изменение последовательности) – 3-6 элементов;
  4. Отстукивание ритмов на слух или по графической схеме;
  5. Восстановить порядок фраз в рассказе;
  6. Восстановить порядок слов во фразе;
  7. Восстановить порядок звуков в слове.

Развитие внимания

(концентрации, распределения и переключения)

В работе по развитию внимания необходимо предусмотреть упражнения, направленные на формирование как зрительного, так и слухового внимания. Основной акцент следует делать на формировании произвольной регуляции внимания.

  1. Длительная сортировка и нанизывание бусинок;
  2. Прослеживание взглядом линии от её начала до конца, когда она переплетается с другими линиями (* «Кто с кем говорит по телефону?»);
  3. «Синхронный счет». Посчитать количество изображений 2-х видов (*бабочки и шарики или кружочки и палочки), не обращая внимания на другие предметы, изображенные на этой же картинке;
  4. Чтение алфавита, которое перемежается со счетом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.;
  5. Отыскивать и называть буквы (которые даны вразброс) в алфавитном порядке.

Профилактика нарушений письма и чтения у детей. Виды заданий по профилактике нарушений чтения и письма

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетическойдеятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Дисграфия – стойкие специфические затруднения в овладении деятельностью письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой дея­тельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие раз­личные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуще­ствляется только на основе достаточно высокого уровня ее раз­вития.

Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего.

Логопедическая работа включает в себя формирование произносительных навыков,развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.Программой обучения предусмотрены специальные занятия по развитию речи,по формированию произношения и обучению грамоте.Именно в эти занятия и были включены упражнения,направленные на развитие зрительно- пространственных представлений,зрительного анализа и синтеза,памяти,восприятия,внимания,мышления с целью предупреждения возникновения дислексии и дисграфии.

С целью профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников на занятиях по произношению и обучению грамоте провожу работу по:

1.Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:а)развитие анализа предложения;б)развитие слогового анализа и синтеза;в)формирование фонематического анализа и синтеза;

2.Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:а)развитие зрительного восприятия и узнавания;б)уточнение и расширение объема зрительной памяти;в)формирование пространственного восприятия и представлений;г)развитие зрительного анализа и синтеза;

3.Развитию внимания, памяти,мышления.

4.Развитию понимания прочитанных слов, предложений, текста.

Использование отдельных приемов коррекционной работы

При изучении букв использую следующие игры и задания:а)« Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и тд.

б)для определения правильно и неправильно написанных букв применяю следующие задания: называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями; называние букв, наложенных друг на друга.

Дописывание букв, обведение контура букв,выполненного пунктиром.

в) реконструирование букв:а)добавление элементов;б)убавление элементов;

г) изменение пространственного расположения элементов,например,из буквы т получить букву г;

д)нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).

е)Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек;

ё)письмо буквы в воздухе,пальцем на ладони, спине, колене;

ж) никтография(изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели;

На занятиях заучиваем с детьми стихи о буквах(С. Маршака, С Михалкова,)

Для закрепления зрительных образов букв, буквы соотношу с каким – либо сходным по форме предметом: «о»,-с обручем, «з»- со змеей ит.д

С первого периода обучения начинаю работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти использовались следующие игры и задания:1)«Запомни,назови».Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.2)« Найди картинки».В ряду картинок ребенок находит те, которые назвал логопед. 3)запоминание трех, пяти фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других(7-10.);4.раскладывание 3-4 картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

С целью развития зрительного восприятия использую следующие задания и игры: а)называние контурных изображений предметов;б)распределение изображенных предметов по величине;в) дорисовывание незаконченных контуров кругов,треугольников;г)составление разрезанных на части картинок;д)нахождение различий в двух картинках.

Формирование пространственного восприятия и представлений начинаю с работы по дифференциации правых и левых частей тела.

Использую следующие виды заданий:а)показывание и называние руки, которой надо есть,писать,рисовать т. д.;б) показывание левой руки; в)показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой- левого глаза,уха, ноги.

Формирование ориентировки в окружаемом пространстве начинаю с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком.

Проводится работа над определением пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. Используются игры и задания: игра «Домик».Детям предлагается нарисованный домик, дается задание дополнить рисунок, например,справа от него нарисовать забор, а слева-дерево. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например,от елки и т. д

Графический диктант. Задание: нарисовать точку, слева от нее–круг,- справа-треугольник, ниже точки крестик.

Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа: а) «Угадай какой звук потерялся (по картинкам);б)узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам:..от,..оза,..ык,..орова; в) составить из букв следующих слов новые слова(ствол,картина); г)«Цепочка слов».От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом-мак кот.) д) придумать слово к графическим схемам;е)разложить картинки под графическими схемами.

Закрепление операций слогового анализа и синтеза с использованием следующих заданий и игр: а) определить количество слогов в названных словах –поднять соответствующую цифру; б)игра «Домики»:дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов; в)определить пропущенный слог в названии картинок; г)определить слово или предложение,произнесенное по слогам. д) игра«Телеграф»:ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают что это за слово(по картинкам).

Работа над предложением.

Виды заданий: составить графическую схему предложения;придумать по графической схеме предложение; определить место слова в предложении (какое по счету);поднять карточку с цифрой,соответствующей количеству слов;составить из двух предложений одно.

С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте использую следующие игры и задания: прочитать слово и показать соответствующую картинку; прочитать слово и ответить на вопрос; объяснить значение прочитанного слова; задания:« придумай начало сказки», « Придумай конец сказки».

Игры и упражнения направленные на развитие мышления и внимания:«4-й лишний»;

«Назови одним словом», например: свекла, огурец, помидор-овощи; «Угадай по описанию» ,например,игрушку.

Разрезные картинки:«Угадай,что за предмет по части картинки».

Раскладывание картинок по стопкам.Например: что мы едим, что одеваем, …

Головоломки:

«Куда спряталась кукла?»:отыскивание игрушки с помощью плана.

«Собери бусы».Детям предлагается нанизать,раскрасить бусинки,различающиеся цветом или формой(3-10)элементов.

«Телеграфист»:дети учились отстукивать ритм по образцу.

«Подумай,назови».Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, и.т.д.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых