Черногория (монтенегро). Южные славяне

- 47.64 Кб

ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ: РАССЕЛЕНИЕ, ЯЗЫКИ, РАСА И РЕЛИГИИ.

Славянами называют народы, говорящие на языках славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

К южным славянам причисляют болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев, боснийцев и герцеговинцев. Все перечисленные народы, кроме лужичан, имеют свои государственные образования.

В антропологическом отношении южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или большой европеоидной расе, состоящей из ряда связанных между собой переходных форм - малых рас. Так, словенцы могут быть отнесены к альпийскому типу. Сербы выше их ростом, более темноволосы и темноглазы. В их (как и хорватов) антропологическом типе, по мнению ученых, есть примесь переднеазиатских элементов. Черногорцы являются самым рослым славянским народом Европы.

Население центральных и южных районов Болгарии относится к восточному варианту средиземноморского типа. Болгары-мусульмане по физическому типу не отличаются от болгар- христиан, что говорит о малом влиянии турецкого завоевания страны на антропологический облик современного населения. Славянские племена, жившие в древности в Центральной и юго-восточной Европе, в бассейнах Днестра, Дуная, Вислы и Эльбы, были известны античным авторам под именем венедов. В середине I тыс. н. э. в их произведениях встречаются особые названия для западных славян - склавины и для восточных - анты. Оба названия отражают разные варианты самоназвания славян.

южные славяне в большинстве своем исповедуют христианство различных направлений - православие, католицизм. Православие исповедуют сербы, большинство болгар, черногорцев и македонцев; католицизм -хорваты, словенцы, большинство словаков; протестантизм - некоторая часть словаков словенцев и хорватов; униатство - отдельные группы населения Польши и Словакии. Кроме перечисленных основных вероисповеданий христианства, здесь существует большое количество сект (обособленных религиозных общин), родственных по своему происхождению и вероучению тому или иному из вероисповеданий.

Проникший в Европу в XIV-XV вв. во время турецкого завоевания ислам был навязан турецкими властями части покоренного населения. К славянам- мусульманам относятся: помаки в Болгарии, часть македонцев-торбашей, часть черногорцев-лотуреченцев и часть населения Боснии и Герцеговины.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.

Зарубежные славяне становятся известны античным авторам с первых веков нашей эры - с начала эпохи Великого переселения народов. Прародина зарубежных славян, по мнению ученых, находилась в бассейне Верхней и Средней Вислы, а также в южной части бассейна реки Припяти. BV в., как известно, были разгромлены гунны, стоявшие на пути продвижения славян к восточным границам бывшей Римской империи и Византии. К этому периоду относится начало расселения славян на юг и юго-запад.

В VI-VII вв. часть славян (западные) расселились за Одру (Одер) и Лабу (Эльбу). Через так называемые Моравские ворота славяне продвинулись на юг и юго-запад, в сторону Альп и Адриатики; на юго-востоке славяне вышли к низовьям Дуная и берегам Черного моря. К 580 г. южные славяне заняли значительную часть Балканского полуострова.

Государства у славян. На рубеже VI-VII вв. у западных и южных славян началось становление феодальных общественных отношений и государственных образований. К ним относятся: государство Само (623), в котором временно объединились предки чехов, словаков, лужицких сербов, части хорватов и словенцев, Первое Болгарское царство (681), Великая Моравия (начало IX в.), Чешское государство Пржемысловичей (Хв.), Сербское государство Неманичей (1168). В этих государствах возникают города, зарождается славянская письменность, складываются средневековые народности западных и южных славян.

Раздробленность балканских славянских государств облегчила их покорение турками-османами в XIV в. Это завоевание сопровождалось разрушением многих городов, истреблением и изгнанием местных жителей. В Родопских горах в XVI-XVIII вв. турецкие власти провели насильственную исламизацию части населения.

Турецкие поселенцы осели на лучших равнинных землях. Пребывание в составе Османской империи, произвол турецких феодалов, национальная и религиозная дискриминация - все это тормозило развитие производительных сил и культуры болгар, сербов, черногорцев и других народов, находившихся под турецким игом.

словацкие, словенские и значительная часть хорватских земель к середине XVI в. попали под власть Австрии (династии Габсбургов), что положило начало онемечиванию этих славянских областей. Важным элементом политики Габсбургов было создание централизованного государства и ослабление этнических особенностей в составе империи.

Конец XVIII и начало XIX в. стали вместе с тем временем интенсивного национального развития славянских народов зарубежной Европы. Борьба за сохранение и совершенствование славянских языков и культур связывалась с борьбой за права всех славян. В период «славянского возрождения» были созданы условия для формирования славянских наций. Этому способствовали такие факторы, как складывание внутренних рынков, развитие национальной буржуазии, расширение сферы деятельности ремесленных организаций, формирование литературных языков и литератур, различные проявления национально-освободительной борьбы.

Вопреки тяжелым условиям иноземного господства южные славяне смогли сохранить свои национальные языки и культуры. В 70-е гг. XIX в. при поддержке русского народа обрели свободу болгары, сербы, черногорцы. В 1918 г. после распада Австро- Венгрии объединились в одно государство Сербия, Черногория, Хорватия, большая часть Словении и другие югославянские земли (с 1929 г.- Королевство Югославия).

После Второй мировой войны Польше были возвращены ее исторические земли в Силезии, Поморье и другие, захваченные в свое время немецкими феодалами. Югославия получила часть словенских и хорватских земель, ранее находившихся под властью Италии. Рядом законов были обеспечены права лужицкого населения Германии на национальное и культурное развитие.

Серьезной проблемой является конфликтность отношений Сербии с этническими меньшинствами: албанцами в Косове и Метохии, венграми Воеводины, мусульманами Санджака (область, пограничная с Боснией). Межэтнические противоречия в Косове продолжаются более 20 лет.

Языковой состав

Сербохорватский язык

На протяжении многих лет «сербохорватский язык» был общепринятым государственным языком, который использовался в бывшей Югославии. Однако некоторые сказали бы, что это был скорее «псевдоязык», который создали коммунисты с целью смягчить националистические настроения на территории страны. Термин «сербохорватский язык» нечасто употребляется в наши дни; иногда его используют как обобщающий термин, чтобы обозначить семью родственных языков. Сербохорватский не считают языком, так как сейчас существуют государственные, общепринятые и самостоятельные языки, и многие люди, проживающие в странах бывшей Югославии посчитали бы этот термин политически некорректным или оскорбительным.

Сербия и Хорватия

Сербский язык понятен для людей, проживающих в Сербии, Боснии и Хорватии. Хорватский язык понимают в Хорватии, Боснии и Сербии. Разговорные варианты сербского и хорватского языков, в сущности, взаимозаменяемы, то есть сербы и хорваты понимают друг друга. Однако, из-за этнических противоречий между этими народами, а также из-за того, что перевод, сделанный на сербском языке, легко распознает хорват (и наоборот), документ, предназначенный им, следует переводить на оба языка. То же самое можно сказать о боснийском языке. Несмотря на то, что его понимают в Сербии и Хорватии, перевод документов на боснийском языке следует использовать исключительно для боснийского рынка.

Хорваты настороженно воспринимают любое иностранное влияние на хорватский язык. Они склонны к протекционизму и пуританству по отношению к своему языку. Как результат, хорватский язык, в отличие от сербского, не отличается использованием заимствованных или иностранных слов, а вместо этого создает собственные слова. Например, английское слово «computer» по-сербски переводится «kompjuter», что является транскрипцией английского слова. Вместо того, чтобы позаимствовать иностранный термин, хорваты создали неологизм «računalo».

Босния и Герцеговина

Население Боснии и Герцеговины составляют три этнические группы: боснийцы (мусульмане), хорваты и сербы. Мусульмане Боснии называют свой язык боснийским. Однако хорватское и сербское население Боснии говорит на хорватском и сербском языке соответственно. Все три языка являются официальными языками Боснии и Герцеговины. Так на какой же язык в этом случае лучше переводить документ? Это зависит от того, что конкретно вы переводите, но если у заказчика нет какого-то особенного целевого рынка в пределах Боснии и Герцеговины, то лучшим вариантом будет перевод на боснийский язык.

Черногория

Черногорцы разговаривают на одном из новейших языков мира - черногорском, который стал государственным языком Черногории в 2007г. и общепринятым - в июле 2009г. До того как стать официальным, черногорский язык считался грубым диалектом сербского языка. На самом деле, большая часть населения разговаривает на сербском языке, который раньше был государственным. На протяжении многих лет вопрос о статусе черногорского языка (станет он государственным или нет), был очень спорным, и не теряет своей остроты и сегодня.

Как и другие языки на территории бывшей Югославии, черногорский язык постоянно меняется. Две новые буквы были приняты в состав алфавита в июле 2009г.! До следующего этапа переписи населения может оставаться неясным, перейдет ли большая часть населения с сербского языка на черногорский. Переводы на черногорский язык, безусловно, можно выполнять, что порадует носителей и сторонников нового языка, но переводы на сербский - тоже хороший вариант для Черногории.

Македония

Первоначальный государственный язык Республики Македония - македонский. Македонский является наиболее широко распространенным языком в стране, хотя население разговаривает и на многих других языках. Перевод, предназначенный для этой области, достаточно выполнять на македонском языке. Однако, стремительный рост численности албанского населения на территории Македонии в будущем может привести к возрастающей потребности в документах на албанском языке.

Словения

Переводы для Словении следует выполнять на государственном словенском языке. Македонцы и словенцы, которые получали образование в период существования Социалистической Федеративной Республики Югославии, смогут понять как сербский язык, так и хорватский в отличие от тех, кто учился после середины 1980-х гг. Следовательно, переводы на сербский и хорватский язык не подойдут для этих стран.

ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Земледелие. Славяне с давних пор были оседлыми земледельцами и скотоводами. Но им свойственны и другие виды деятельности: охота, рыболовство, пчеловодство, лесные промыслы и т. п.

В раннефеодальную эпоху на славянских землях обработанные поля засевались несколько лет подряд. После их истощения обрабатывали другие поля. Со временем крестьяне перешли к более продуктивной двухпольной системе земледелия, когда половина полей распахивалась, а вторая половина - не засевалась (находилась «под паром») и использовалась в качестве пастбища. При более совершенной трехпольной системе существовал трехлетний севооборот. После озимых (культур осеннего посева) сеяли яровые (культуры весеннего посева), а третье поле оставляли «под паром».

Сельскохозяйственная техника долгое время сохраняла примитивный характер. Пахали землю деревянным ралом. Со второй половины XIX в. появились усовершенствованные плуги с железным изогнутым отвалом. Сеялки стали использовать на рубеже XIX- XX вв. Бороновали землю примитивной деревянной бороной с деревянными или железными зубьями. Жали в старину серпами с гладким или зазубренным лезви­ем. В XIX в. в крестьянских хозяйствах распространились жнейки. Обмолот зерна у западных славян до середины XIX в. в основном производился цепом. У южных же славян существовали и другие способы. Так, в Сербии и Македонии разбросанные колосья вытаптывал скот. В отдельных районах молотили каменным или деревянным валиком. Чешская земледельческая культура с конца XIX в. стояла на более высоком уровне, чем в других славянских странах. Повсюду применялись удобрения, плодосменная система, сельскохозяйственные машины.

Славяне сеяли просо, пшеницу, овес, ячмень и др. У южных славян шире всего были распространены пшеница и с XVII в. кукуруза. В Польше, Чехии, Словакии выращивание кукурузы началось в XIX в. В это же время стала культивироваться гречиха. Из бобовых культур зарубежные славяне издавна выращивали горох, бобы, чечевицу. Позднее появилась фасоль. Эти культуры возделываются в славянских странах Центральной и юго-восточной Европы и в настоящее время.

Из технических культур славяне издавна возделывали лен и коноплю. В XVII в. в Болгарию турками был завезен табак. Второй специфической для Болгарии культурой была масленичная роза, завезенная из Малой Азии. Ее разводили с целью получения ценного парфюмерного сырья - розового масла.

На Балканах получило развитие шелководство и разведение тутового шелкопряда. Шелковичных червей в этих местах разводили еще во времена Византийской империи. В XVII-XVIII вв. началось массовое насаждение тутовых деревьев.

Большого искусства славяне, особенно на Балканах, достигли в выращивании овощей - капусты, свеклы, брюквы, чеснока, - которые в прошлом высаживались только на.огородах, а не в полях. В конце XIX в. в разных славянских странах, особенно балканских, появились овощи южного происхождения: томаты, перец, баклажаны. Картофель, возделываемый с XVIII в., стал у них одной из главных продовольственных культур только в XIX в. В XVIII в. в славянских землях зародилось товарное и специализированное огородничество, вскоре ставшее важным видом сельскохозяйственного производства.

Краткое описание

Славянами называют народы, говорящие на языках славянской ветви индоевропейской языковой семьи.
К южным славянам причисляют болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев, боснийцев и герцеговинцев. Все перечисленные народы, кроме лужичан, имеют свои государственные образования.
В антропологическом отношении южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или большой европеоидной расе, состоящей из ряда связанных между собой переходных форм - малых рас. Так, словенцы могут быть отнесены к альпийскому типу. Сербы выше их ростом, более темноволосы и темноглазы. В их (как и хорватов) антропологическом типе, по мнению ученых, есть примесь переднеазиатских элементов. Черногорцы являются самым рослым славянским народом Европы.


Сербы

Сербы , народ, основное население Сербии (6428 тыс. человек). Говорят на сербском языке славянской группы индоевропейской семьи. В тех регионах, где сербы живут вместе с другими народами, они нередко двуязычны. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих - православные, незначительная часть - католики и протестанты, есть мусульмане-сунниты.

Этническая история югославянских народов, в том числе и сербов, связана с массовым переселением славянских племён на Балканы в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцев и населения Боснии и Герцеговины заняли значительную часть территории в бассейнах южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка, где во 2-й половине VIII века сложилось раннее государство.

В середине IX века было создано Сербское княжество. В X-XI веках центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца XII века сербское государство активизировало завоевательную политику и в XIII-1-й половине XIV века значительно расширило свои границы, в том числе за счёт византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др. После поражения на Косовом Поле в 1389 Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 была включена в её состав. Османское господство, длившееся почти пять столетий, сдерживало процессы консолидации сербов.

В период Османского владычества сербы неоднократно переселялись как внутри страны, так и за её пределы, особенно на север в Воеводину - в Венгрию. Эти перемещения способствовали изменению этнического состава населения. Ослабление Османской империи и усилившееся движение сербов за освобождение от иноземной власти, особенно Первое сербское восстание (1804-13) и Второе сербское восстание (1815), привели к созданию автономного (1833), а затем самостоятельного (1878) Сербского государства. Борьба за освобождение от османского ига и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобождённые области. В одной из центральных областей - Шумадии - абсолютное большинство составили переселенцы. Эта область стала центром консолидации сербского народа, начался процесс национального возрождения. Развитие сербского государства и рыночных отношений, экономических и культурных связей между отдельными областями приводили к некоторой нивелировке в культуре их населения, размыванию региональных границ и укреплению общего национального самосознания.

Исторические судьбы сербов сложились так, что длительное время они были разъединены политически, экономически и культурно в составе разных государств (Сербии, Османской империи, Австро-Венгрии). Это наложило отпечаток на культуру и быт разных групп сербского населения (некоторая специфика сохраняется и ныне). Так, для сёл Воеводины, застройка которых проводилась по утверждённым властями планам, характерна планировка в форме прямоугольника или квадрата с широкими улицами, с прямоугольной центральной площадью, вокруг которой группируются различные общественные учреждения. Отдельные элементы культуры сербского населения этого региона складывались под влиянием культуры населения Воеводины, с которым сербы жили в тесном контакте.

Сербы сознают своё национальное единство, хотя подразделение на региональные группы (шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане и др.) сохраняется в памяти народа. В культуре отдельных локальных групп сербов отсутствуют резко очерченные границы.

Объединение сербов в рамках единого государства осуществилось в 1918, когда было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее менялось название и отчасти границы этого государства). Однако после распада СФРЮ сербы опять оказались разделёнными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

В прошлом сербы занимались в основном сельским хозяйством - земледелием (главным образом зерновые), садоводством (особое место сохраняет выращивание слив), виноградарством. Важную роль играли скотоводство, преимущественно отгонного типа, свиноводство. Занимались также рыболовством, охотой. Значительное развитие получили ремёсла - гончарство, резьба по дереву и камню, ткачество (в том числе и ковроткачество, преимущественно безворсовое), вышивка и т.д.

Для сербов был характерен разбросанный (главным образом в горных областях Динарского массива) и скученный (восточные области) тип расселения с разнообразной формой планировки (кучевой, рядовой, круговой). В большинстве поселений выделялись кварталы, отстоящие друг от друга на 1-2 км.

Традиционные жилища сербов деревянные, срубные (были широко распространены в середине XIX века в краях, изобилующих лесом), а также каменные (в карстовых областях) и каркасные (моравский тип). Дома строились на высоком фундаменте (исключение - моравский тип), с четырёх- или двускатными крышами. Наиболее старое жилище было однокамерным, но в XIX веке преобладающим становится двухкамерное. Каменные дома могли иметь два этажа; первый этаж использовался для хозяйственных целей, второй - для жилья.

Народная одежда cербов значительно различается по областям (при наличии общих элементов). Наиболее старые элементы мужской одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательной принадлежностью мужского костюма были красиво украшенные пояса (от женских они отличались длиной, шириной, орнаментом). Характерна кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Народная одежда, особенно женская, обычно украшалась вышивкой, тканым орнаментом, шнуром, монетами и т.д.

Для общественной жизни сербов в прошлом характерны сельские общины. Широко были распространены различные формы взаимопомощи и совместных работ, например при выпасе скота. У сербов существовало два типа семьи - простая (малая, нуклеарная) и сложная (большая, задружная). Ещё в 1-й половине XIX века была широко распространена задруга (до 50 и более человек). Для задруг были характерны коллективное владение землёй и имуществом, коллективное потребление, вирилокальность и т.д.

В устном народном творчестве cербов особое место занимает эпический жанр (юнацкие песни), в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа, его борьба за свободу. Для народных танцев характерно круговое движение (коло), близкое хороводу.

Кардинальные социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни cербов во 2-й половине XX века, переход значительного числа их из сельского хозяйства в промышленность, сферу обслуживания, рост интеллигенции приводят к некоторой нивелировке культуры. Однако сербы, отстоявшие в многовековой борьбе свою независимость и свободу, бережно относятся к памятникам истории и культуры, к народной архитектуре, традиционным ремёслам, устному народному творчеству. Народные традиции сочетаются с нововведениями в планировке жилищ, покрое и украшении одежды и т.п. Некоторые элементы традиционной культуры (одежда, пища, архитектура, ремёсла) иногда возрождаются искусственно (в том числе для привлечения туристов). Сохраняется традиционное народное искусство - декоративное ткачество, гончарство, резьба и т.д.

Болгары

Болгары , народ, основное население Болгарии. Численность в Болгарии 7850 тыс. человек. Говорят на болгарском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы. Различаются две группы диалектов - восточная и западная. Верующие - в основном православные, есть мелкие группы католиков и протестантов; значительна группа мусульман.

Основную роль в этногенезе Болгар сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в VI-VII веках. Другие этнические компоненты - фракийцы, обитавшие на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары, пришедшие в 670-е годы из причерноморских степей. Фракийские черты в традиционной культуре болгар в большой мере прослеживаются к югу от Балканского хребта; в северной и западной областях Болгарии ярче пласт славянской культуры.

Истоки болгарской государственности восходят к славянским племенным объединениям VII века - Славиниям у византийских авторов. Она получила дальнейшее развитие с образованием политического объединения славян Мисии и протоболгар, принёсших централизованную организацию. Синтез двух социальных традиций положил начало Болгарскому государству. Главенствующее положение в нём заняла первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним "болгары" дал название государству. С расширением границ Первого Болгарского царства (образовано в 681) в VIII-IX веках в его состав вошли новые славянские племена и небольшие группы протоболгар. Сложение славяноболгарского государства, развитие товарно-денежных отношений способствовали консолидации славянских племён и ассимиляции славянами протоболгар. Ассимиляция осуществлялась не только в силу численного преобладания славян, но и потому, что их хозяйственно-культурный тип создавал более широкую и устойчивую основу для социально-экономического развития в условиях Балкан. Важную для этнического объединения роль сыграло принятие в 865 христианства, а также распространение в конце IX века славянского письма. В конце IX-X веке термин "болгары", означавший прежде подданных Болгарии, приобрёл смысл этнонима. К этому времени процесс этногенеза болгар и сложения народности в основном закончился. В период Второго Болгарского царства культура средневековых болгар достигла наивысшего расцвета. В конце XIV века османское завоевание привело к деформации социальной структуры болгар: знать перестала существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах.

Носителем этнической культуры до XVIII века выступало в основном крестьянство. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями исторической памяти болгар и их культурного наследия. Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное самосознание. Она нашла отражение в фольклоре (юнацкий и гуйдуцкий эпосы). Часть болгар подверглась турецкой ассимиляции, другая часть (в Родопских горах), приняв ислам, сохранила родной язык и культуру.

Традиционные занятия болгар - пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремёсла, в XIX веке зародилась промышленность. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых особенно известны огородничество и строительные ремёсла. Современные болгары заняты в многоотраслевой промышленности и механизированном сельском хозяйстве.

Женская традиционная одежда - поясная с двумя полотнищами (на севере), с одним полотнищем (локально на юге), сарафан (сукман) в среднем поясе страны и распашная (сая) на юге (сукман и сая - с фартуками). Рубаха на севере с поликами (треугольными вставками), в других районах туникообразная. Мужская одежда - белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен или до талии (на западе) и тёмносуконная с широкими штанами и короткой горничной (на востоке). Оба типа - с туникообразной рубахой и широким поясом. В сёлах сохраняются некоторые её модифицированные элементы из фабричных тканей: фартуки, безрукавки, платки, изредка у пожилых - сукманы, широкие пояса и др.

Для традиционного общественного быта характерны обычаи взаимопомощи; патриархальные устои семьи ушли в прошлое.

Много своеобразия сохраняет народная праздничная культура. Новогодние поздравления по старому обычаю - посещение домов родных и друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни. По сёлам Западной Болгарии ходят ряженые парни в зооморфных масках, украшенных птичьими перьями, с бубенцами на поясе - сурвакары (народное название Нового года - Сурва година). Их сопровождают шуточные персонажи: некоторые из них («невеста») имели связь с культом плодородия. Праздник заканчивается утром на площади благопожеланиями сурвакаров и общим хороводом. В этих обычаях синтезированы древнеславянские и фракийские традиции.

Специфичны для болгар два гражданских праздника: День славянской письменности и болгарской культуры 24 мая, посвящённый составителям славянской азбуки Кириллу и Мефодию и деятелям болгарской культуры; День памяти борцов за свободу 2 июня. Широко известны праздники юмора и сатиры, карнавалы, устраиваемые в городе Габрово, прославившемся своим фольклором.

Хорваты

Хорваты , народ, основное население Хорватии (3,71 млн. человек, 1991). Общая численность 5,65 млн. человек. Хорваты говорят на хорватском языке южной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Диалекты - штокавский (на нём говорит основная часть Хорватов, на основе его икавского поддиалекта сложился литературный язык), чакавский (главным образом в Далмации, Истрии и на островах) и кайкавский (главным образом в окрестностях Загреба и Вараждина). Письменность на основе латинской графики. Верующие - католики, небольшая часть - православные, протестанты, а также мусульмане.

Предки хорватов (племена качичи, шубичи, свачичи, магоровичи и др.), переселившись вместе с другими славянскими племенами на Балканы в VI-VII веках, расселились на севере Далматинского побережья, в Южной Истрии, в междуречье Савы и Дравы, на севере Боснии. В конце IX века сложилось хорватское государство. В начале XII века основная часть хорватских земель была включена в состав Венгерского королевства, к середине XV века Венеция (ещё в XI веке захватившая часть Далмации) завладела хорватским Приморьем (за исключением Дубровника). В XVI веке часть Хорватии была под властью Габсбургов, часть захватила Османская империя (в этот период часть Хорватов приняла ислам). Для защиты от османского нашествия была создана укреплённая полоса (так называемая Военная граница); основное её население (получившее название граничары) составляли Хорваты и сербы - беженцы из Восточной Хорватии, Сербии, Боснии. В конце XVII - начале XVIII века земли хорватов полностью вошли в состав империи Габсбургов. Со 2-й половины XVIII века Габсбурги усилили политику централизации и германизации, что толкнуло Хорватию на признание в 1790 зависимости от Венгерского королевства. Венгерские власти стали проводить политику мадьяризации. В 1830-40-х годах развернулось общественно-политическое и культурное движение (иллиризм), направленное на возрождение национальной хорватской культуры. В 1918 хорваты и другие югославские народы распавшейся Австро-Венгрии объединились в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия); часть хорватов Адриатики попала в 1920 под власть Италии. После 2-й мировой войны хорваты вошли в Федеративную Народную Республику Югославию (с 1963 - СФРЮ), из которой в 1991 выделилась независимая Республика Хорватия.

Вследствие различия исторических судеб и географических условий сложились 3 историко-этнографические области, заселённые хорватами, - Адриатическая (Приморье), Динарская и Паннонская. Однако чётких границ между ними нет. Сохраняются региональные группы (загорцы, медьюмурцы, пригорцы, личане, фучки, чичи, буньевцы и др.).

Традиционные занятия - земледелие (зерновые, лён и др.), садоводство, виноградарство (особенно в Приморье), животноводство (в горных районах - отгонное), рыболовство (прежде всего на Адриатике). Ремёсла - ткачество (преимущественно Паннония), плетение кружев (Адриатика), вышивка, гончарство с особым способом обжига (в Динарской области), обработка дерева, металла, кожи.

Возникновение многих городов (Задар, Сплит, Риека, Дубровник и др.) Адриатического побережья связано с греческой и римской эпохами. Для них характерны узкие крутые, иногда ступенчатые улочки с каменными двух-трёхэтажными домами. В равнинной Хорватии города возникали позже, в основном на перекрёстках дорог как торгово-ремесленные центры. Сельские поселения были двух типов - скученные (часть равнинной Хорватии, Приморья и островов) и разбросанные (преобладают в горах, встречаются и в Далмации). Распространены сёла с уличной планировкой, особенно в равнинной части. Традиционное жилище каменное (горные районы, Приморье, острова), срубное или каркасное с двускатной крышей. В холмистых местностях дома строили преимущественно одноэтажные на высоком фундаменте, на побережье и на островах - двухэтажные. Трубы каменных домов стремились оформить красиво, чтобы продемонстрировать достаток хозяина. Планировка в основном двухраздельная, хотя издавна бытовал и трёхраздельный дом. Для обогрева и приготовления пищи использовали духовую печь.

Традиционная одежда преимущественно из домотканого льняного полотна (Паннония), сукна (Динарская область), в Приморье также из шёлковых тканей: у мужчин - туникообразная рубаха и штаны, куртки, жилеты, накидки, плащи, пояса с металлической отделкой (мужские и женские), обувь - опанки (из цельного куска кожи), сапоги; у женщин - длинная или короткая туникообразная рубаха, украшенная кружевами (Приморье) или вышивкой и тканым узором (Паннония и Динарская область), блузы, безрукавки, пояса, фартуки, широкие юбки в сборку, плащи и др. Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, кружевами, монетами и другими металлическими украшениями, особенно в Динарской области.

У хорватов долго сохранялись общинные традиции - взаимопомощь, самоуправление и т.д. Ещё в XIX веке существовали пережитки мужских союзов, большая (задружная) семья. Разложение задруг раньше началось в Приморье, в других областях Хорватии массовые их разделы отмечались в конце XIX века.

В устном народном творчестве хорватов значительное место занимает героический эпос. Развита народная драма, элементы которой вошли в календарную (например, масленичную) и в семейную обрядность. Распространены песни типа частушек, исполняющиеся чаще всего во время танцев. Танцы хороводные (коло) или парные.

Среди современных хорватов распространена городская культура. Многие работают в промышленности, на транспорте, в сфере обслуживания. Сформировалась национальная интеллигенция.

Македонцы

Македонцы - южнославянский народ, возникший в результате ассимиляции древнего населения Балканского полуострова (античные македонцы, фракийцы и др.) с южными славянами. Общая численность около 2 млн. человек. Язык – македонский. Македонский язык принадлежит к южнославянским языкам. Македонский город Охрид в древности был центром славянской письменности и культуры - в частности, именно оттуда родом был святой Климент Охридский, согласно летописям, создавший классический вариант кириллицы. Македонский язык похож на болгарский и сербский языки, но имеет свою лингвистическую специфику. В македонском языке произошли существенные грамматические и лексические изменения, отличающие его от литературного языка соседних славянских народов (иная форма перфекта, иные определённые артикли, иные правила употребления глагольных времён и др.). Несмотря на это, националистические болгары не признают существование отдельного македонского языка, отличного от болгарского, и считают его диалектом или вариантом болгарского языка.

Религия – преимущественно православие, также распространен протестантизм.

Значительного развития достигло высшее образование. В 1939 в Скопье имелось только отделение философского факультета Белградского университета (около 120 студентов). В 1971/72 учебном году на 9 факультетах основанного в 1949 университета в Скопье, а также в 11 других высших учебных заведениях Македонии обучалось свыше 32 тысяч студентов, в 2005 свыше 180 тысяч студентов.

Имеется ряд научных учреждений и обществ: институты - национальной истории, фольклора, экономический, гидробиологический, геологический. Общества - физиков и математиков, географов и другие. В 1967 создана Македонская академия наук и искусств.

В 1971 в Македонии издавалось 80 газет (общим тиражом 21 736 тысяч экземпляров) и 53 журнала (общим тиражом 705 тысяч экземпляров); было издано также 668 названий книг и брошюр общим тиражом 3 634 тысячи экземпляров. Центральный печатный орган Македонии - ежедневная газета «Нова Македониja», основана в октябре 1944, издаётся в городе Скопье (орган Социалистического союза трудового народа Македонии).

Радиовещание на македонском языке осуществляется радиостанцией в Скопье с декабря 1944. Регулярные передачи телевидения начались в СРМ с 1964.

В 1971 в Македонии было 16 клиник и больниц общего типа, 28 других медицинских стационаров на 9 тысяч коек (около 500 врачей), свыше 1000 поликлиник, амбулаторий, диспансеров, консультаций, медпунктов (свыше 600 врачей, более 400 стоматологов и зубных врачей). На территории Македонии имеется ряд курортов, туристские центры.

Ярко фольклорный характер имеет резьба по дереву, относящаяся к XII-XIV векам; в XVII-XIX веках в растительный орнамент вплетаются реалистичные фигуры животных и людей. Резьбой на иконостасах известна школа города Дебар (сочетание греческих и венецианских влияний, элементов барокко и рококо).

Резьба по дереву и другие исторически сложившиеся отрасли декоративно-прикладного искусства (чеканка по серебру, вышивка, ковроделие) развиваются в СРМ как народные промыслы.

В конце XIX - начале XX веков на территории СРМ появляются предпосылки развития светской музыкальной культуры. Возникают культурно-просветительские общества, сыгравшие заметную роль в становлении национального музыкального искусства (первое общество основано в 1894 в Велесе). В 1895 в Скопье создан духовой оркестр, в 1907 - певческое общество «Вардар». В 1900-х годах началась деятельность первого профессионального музыканта А. Бадева - ученика Н. А. Римского-Корсакова и М. А. Балакирева. В 1928 музыкальный педагог С. Арсич организовала первую в Македонии музыкальную школу в Скопье, в 1934 там же была основана музыкальная школа имени Мокраняца, в 1937 - струнный квартет. К 1930-м годам относится творчество профессиональных композиторов - С. Гайдова, Ж. Фирфова и других. В конце 30-х годов активную концертную деятельность и пропаганду македонской музыки вела группа исполнителей и композиторов: П. Богданов-Кочко, И. Джувалековски, Т. Скаловски, И. Кастро. Впервые изданы произведения композиторов М. В годы Народно-освободительной войны 1941-1945 созданы массовые патриотические песни, вокальные произведения.

В СРМ среди композиторов 60 - начала 70-х годов - Т. Прокопьев, Б. Ивановски, В. Николовски, Т. Прошев и другие, работающие в жанрах оперной, балетной, симфонической, камерной, вокальной, инструментальной, хоровой музыки. В Скопье имеются: Филармония (основана в 1944), Государственная опера при Македонском народном театре (основан в 1947), средняя музыкальная школа и кафедра музыки (открыта в 1953) при Педагогическом институте. На радио работают хор (основан в 1945) и струнный квартет (основан в 1946). Создан Союз композиторов.

Черногорцы

Черногорцы - народ, основное население Черногории (460 тыс. человек). Общая численность 620 тыс. человек. Говорят на штокавском диалекте сербского языка. Верующие - в основном православные.

В культуре и быту черногорцев много общего с сербами, однако изолированность, связанная с природными условиями (горы), многовековая борьба против османского ига за независимость и как следствие этого - военизированный быт замедлили социально-экономическое развитие Черногории и способствовали длительному сохранению патриархально-племенных устоев. Хотя этнический состав черногорских племён (васоевичи, пипери, кучи, белопавличи и др.) был довольно пёстрым (в них входили беженцы из разных областей страны, а также группы албанского происхождения), по народным представлениям все члены племени имели общего предка и были связаны кровным родством. Традиционные занятия черногорцев - скотоводство и земледелие. После провозглашения в 1945 социалистической Югославии и создания республики Черногории в сельское хозяйство черногорцев внедряются механизация и новая агротехника, возникли промышленные предприятия. Прежняя культурная отсталость черногорцев исчезает.

Получили дальнейшее развитие самобытное прикладное искусство черногорцев (резьба по дереву и камню, художественная обработка металлов, вышивка и др.), устно-поэтическое творчество, музыка, танцы.

В Черногории издавна бытовал богатый фольклор. От средневековья сохранились религиозные произведения, жития святых, требники и др. Известны рукописи А. Змаевича (1624-49), И. А. Ненадича (1709-84); «История Черногории» (1754) В. Петровича (1709-66), «Послания» Петра I Петровича Негоша (1747-1830) и др.

Большинство исследователей относят начало развития новой черногорской литературы к концу XVIII - 1-й половины XIX вв. Её основоположник - поэт и государственный деятель Петр II Петрович Негош (1813-51), творчество которого продолжало героические традиции народного эпоса. В своих произведениях Негош создал поэтическую картину жизни Черногории, воспел борьбу черногорцев и сербов за освобождение от османского ига; вершина его поэзии - драматическая поэма-эпопея «Горный венец» (1847), проникнутая идеей единения южных славян. Негош сыграл также видную роль в развитии раннего романтизма в сербской литературе.

Большинство научных учреждений Черногории находится в Титограде: высшее научное учреждение республики - Академия наук и искусств Черногории (основана в 1976), Исторический институт, Институт геологических и химических исследований, Гидрометеорологический институт, Сейсмологическая станция; в Которе - Институт биологии моря.

Боснийцы

Боснийцы - славянский народ, населяющий Боснию и Герцеговину. Возник в результате обращения в ислам сербов, проживавших в составе Османской империи. Численность 2100 тыс. человек. Язык – босанский (диалект сербохорватского). Письменность на латинице хорватского образца («гаевица»), ранее применялись также арабское письмо, глаголица и босанчица (местная разновидность кириллицы). Верующие мусульмане-сунниты.

Боснийцы - название принявшего ислам во времена османского владычества населения исторической области Босния и Герцеговина, в основном сербов и хорватов. Территория современной Боснии и Герцеговины была заселена славянскими племенами в VI-VII веках. Османское господство в Боснии и Герцеговине продолжалось со 2-й половины XV века до 1878. В период османского владычества на Балканах наибольшее распространение ислам получил в Боснии и Герцеговине. Здесь сталкивались различные религиозные течения - православие и католицизм, богомильство, сложившаяся здесь своеобразная боснийская церковь, что создавало атмосферу религиозной терпимости и облегчало распространение ислама, тем более что переход в ислам приносил уменьшение налогов, некоторые юридические права. Сюда переселилось много турок, выходцев с Северного Кавказа, арабов, курдов и представителей других народов, исповедующих ислам. Часть их была ассимилирована местным населением, их культура повлияла на культуру боснийцев. Исламизация охватила не только верхний социальный слой (землевладельцы, чиновники, крупные торговцы), но также часть крестьян и ремесленников. Когда Османская империя стала терять свои владения в Европе (с конца XVII века), мусульманское население различных южнославянских земель хлынуло в Боснию, ещё более усложнив её этнический состав. Оккупация этой области Австро-Венгрией в 1878 вызвала массовый отлив мусульманского населения в Турцию.

Основа культуры боснийцев - древняя славянская, но на неё наслоились черты, привнесённые турками и другими выходцами из Малой Азии. Представители богатых слоёв общества стремились копировать образ жизни высших слоёв османского общества. Элементы восточной, преимущественно турецкой, культуры проникли и в быт народных масс, хотя и в меньшей степени. Сильнее всего это влияние чувствуется в архитектуре городов (мечети, ремесленные кварталы, большие базары, выступающие верхние этажи домов и т.д.), в планировке жилищ (деление дома на мужскую и женскую половины), их убранстве, в пище - обилие жирных блюд и сластей, в одежде - шаровары, фески, в семейной и особенно в религиозной жизни, в личных именах. Характерно, что именно в этих областях жизни больше всего заимствований из турецкого и других восточных языков.

Словенцы

Словенцы - южнославянский народ. Общая численность около 2 млн. чел. Язык – словенский. Большинство верующих - католики, но есть и протестанты, православные и мусульмане. Многие являются атеистами.

Предки современных словенцев в VI-VII вв. занимали обширные области в бассейне Среднего Дуная, Паннонской низменности, Восточных Альпах (Карантания), Приморье (территория, примыкающая к Адриатическому морю). В середине VIII в. Словенцы Карантании попали под власть баварцев, а в конце VIII в., как и словенцы нижней Паннонии, вошли в состав Франкского государства. Большинство словенских земель почти тысячу лет находилось под властью немецких феодалов; немецкие и венгерские колонисты заселяли эти земли. Восточные словенские земли были заняты венгерскими магнатами; часть паннонских словенцев была мадьяризована. С последней трети XIII в. значительная часть словенских земель была подчинена австрийским Габсбургам. В 1918 основная масса словенцев вместе с другими югославскими народами вошли в единое государство (с 1929 называется Югославия), однако около 500 тыс. словенцев Юлийской Крайны попали под власть Италии, а около 100 тыс. словенцев Каринтии и Штирии - под власть Австрии. После 2-й мировой войны 1939-45 большая часть Юлийской Крайны, заселённой словенцами, вошла в состав Югославии. Историческое прошлое словенцев, в течение многих столетий не имевших государственного единства, их географическая разобщённость способствовали образованию ряда этнографических групп.

Словенцы Словенского Приморья, Истрии и Венецианской Словении испытали влияние итальянцев, большинство их двуязычно; словенцы Каринтии подверглись значительному австрийскому влиянию. После установления в Югославии народно-демократического строя (1945) словенцы получили возможность развивать социалистическую экономику и национальную культуру на равных правах с другими народами Югославии.

В Словении выходят 3 ежедневные газеты и свыше 20 еженедельных газет, журналов и др. периодических изданий. Словенские издательства выпускают около 1200 книг и брошюр в год. Центральный печатный орган - ежедневная газета «Дело» («Delo», основана в 1959), выходит в Любляне, орган Социалистического союза трудового народа Словении, тираж 94,7 тыс. экз.

Помимо национального радио и телевидения, действуют 12 местных радиостанций. Радиовещание в Любляне с 1928, телевидение с 1958.

На рубеже XIX-XX вв. в словенской литературе возникают такие направления, как натурализм (Ф. Говекар, 1871-1949, А. Крайгер, 1877-1959, и др.) и словенский модерн (И. Цанкар, 1876-1918, О. Жупанчич, 1878-1949, Д. Кетте, 1876-99, И. Мурн-Александров, 1879-1901, и др.), в котором реализм переплетается с элементами импрессионистической и символистской поэтики. Основы пролетарской литературы заложил Цанкар («Для блага народа», 1901; «Король Бетайновы», 1902; «На улице бедняков», 1902; «Батрак Ерней и его право», 1907). Крупнейшее достижение словенской поэзии начала 20 в. - лирика Жупанчича («По равнине», 1904; «Монологи», 1908, и др.). Значительным явлением словенской прозы стало творчество Ф. Финжгара (1871-1962; «Под свободным солнцем», 1906-07, и др.).

Список литературы

  1. Лавровский П., Этнографический очерк кашубов, "Филологические записки", Воронеж, 1950г.
  2. История Югославии, т. 1-2, М., 1963г.
  3. Мартынова И., Искусство Югославии, М., 1966г.
  4. Рябова Е. И., Основные направления в межвоенной словенской литературе, М., 1967г.
  5. Дымков Ю., Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967г.
  6. Семиряга М. И., Лужичане, М., 1969г.
  7. Шелов Д.Б., Славяне. Заря цивилизации, М., 1972г.
  8. Ровинский П. А., Черногория в ее прошлом и настоящем, т. 1-3, М., 1980г.
  9. Шилова Н. Е., Искусство Македонии, М., 1988г.
  10. Григорьева Р. А., Белоруссия моими глазами, М., 1989г.
  11. Грушевский М. , История Украины-Руси. т. 1, второе изд., Киев, 1989г.
  12. Горленко В.Ф., Заметки об Украине, М., 1989г.
  13. Геннадьева С., Культура Болгарии, Харьков, 1989г.
  14. Филиогло Е., Югославия. Очерки, М., 1990г.
  15. Смирнов А.Н., Древние славяне. М., 1990г.
  16. Трофимович К., Моторний В., История серболужицкой литературы, Львов, 1995г.
  17. Киселев Н.А., Белоусов В.Н., Архитектура конца XIX-XX веков, М., 1997г.
  18. Нидерле Г., Славянские древности, М., 2001г.
  19. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность, М., 2006г.
  20. www.czechtourism.com
  21. www.wikipedia.ru
  22. www.narodru.ru
  23. www.srpska.ru

Черногорцы являются южнославянским народом, проживающим на территории Черногории и Сербии. Их отличает сложное происхождение и сравнительно недавнее обретение независимости. В значительной мере черногорский народ сформировался под влиянием соседей и войн, в том числе с Османской империей.

Название

Ранее черногорцев называли зетами, поскольку на территории страны находится река Зета. Дословно ее название можно перевести как «урожай». В 1439 году сюда приходят завоеватели из Венеции, которые называют местность в честь горы Ловчен, имевшей черный цвет. Причем эта «чернота» обусловлена произрастанием здесь хвойных лесов, имеющих темный окрас. По другой версии, название произошло от 1296 года и впервые было упомянуто королем сербов Стефаном Урошем Вторым. Итальянцы также называли область Монтенегро.

История

В истории черногорцы прославились как воинственный и смелый народ. Это напрямую связано с постоянной угрозой со стороны захватчиков. Историки считают, что появление Черногории произошло после 6 века нашей эры с приходом сюда славянских племен. Первое славянское государство, образованное на территории страны, называлось Дукля и входило в Византийскую империю. В 11 веке страну стали называть Зета. Народ Зеты сумел получить независимость в начале 11 века, но буквально через 2 сотни лет сербские завоеватели взяли государство. Позднее (примерно в 15 веке) сюда вторгаются венецианцы, прозвавшие страну Черногорией.
После этого начитается самый сложный периода войн, связанный с регулярным нашествием османов. Черногория оказывается под влиянием империи турков и обретает независимость только в 1645 году. В 17 веке ей удается достигнуть расцвета торговли, заняв прочную позицию. Здесь проходило множество торговых и транспортных путей.
К концу 19 века Черногории приходится вступить в войну с Турцией и принять участие в русско-турецкой войне. История страны прочно связана с Российской империей. Ведь именно дочери князя Николы Первого были выданы замуж за русских царей. Так продолжалось до последних дней Российский империи - черногорские правители регулярно выдавали своих дочерей замуж за российских представителей.
В Первую мировую войну Черногория объединилась с сербами и хорватами, впоследствии став Югославией. Во время Второй мировой черногорцы активно противостояли силам немецко-фашистской армии и сумели дать серьезный отпор, не позволив захватить важные территории. Окончательная независимостью страной была обретена совсем недавно - в 2006 году.

Культура

Подобно другим странам, Черногория, испытывавшая влияние завоевателей и соседей, вобрала культурные особенности других народов. Так, прибрежные районы страны демонстрируют влияние романского стиля, неоготики, барокко и позднего ампира. Находясь в Черногории, вы непременно увидите улицы, созданные по образам Венеции, о чем свидетельствуют аутентичные витражи, резьба, экстерьеры.
Значительную роль в архитектурном облике играют монастыри и церкви, а также старинные крепости. Самые знаменательные архитектурные памятники расположены на Которском побережье.
В конце 19 века большое внимание стали уделять писателям, что обуславливается правлением Петра Второго Негоша. Именно он написал «Горный венец», в котором можно почерпнуть интересные сведения о культуре черногорцев. 20 век стал веком авангардистов. В стране прославились Михайло Лалич и Щипанович, написавшие произведения, которые получили положительные отзывы во всем мире.
Почитатели изобразительного искусства непременно оценят Петара Лубарда - прославленного черногорского художника, а среди скульпторов ярче всех в мире выделился Ненат Шошкич, который прославился в скульпторском деле как мастер, использующий разные материалы для изготовления своих работ.
Долгое время музыка в Черногории находилась под влиянием этнических мотивов. Сейчас она стала многожанровой. Черногорцы предпочитают слушать зарубежных исполнителей и находятся в курсе модных тенденций, смотрят современные голливудские фильмы. Тем не менее влияние глобализации практически не затронуло местные коммуны, бережно хранящие и чтящие традиции страны.

Танцы

Традиционных танцев в Черногории насчитывается три: Шота, Оро и Коло.

  • Коло является групповым танцем, который напоминает русский хоровод. Музыка во время танца разнообразная, может быть очень динамичной;
  • Наиболее популярными стали танцы Оро, поскольку именно в них проявляется задор и веселье. Оро считается не просто танцем, а способом развлечения. Танец проходит с построением в кольцо и последующим выбором мужчинами партнерш для танца;
  • Шота считается наиболее сложным танцем, поскольку требует соблюдения координации;
  • Таким образом, проявить себя в танцах могут как профессионалы, так и новички. Для черногорцев танцевать - значит, показывать себя во всей красе. Здесь вы сможете стать и орлом, и продемонстрировать гордость, и как следует развеяться.

Характер


Часто черногорцев отождествляют с сербами. Это совсем не случайность, ведь они происходят от одного этноса. Однако характер черногорцев в целом отличается довольно сильно.

  1. Жители страны чрезвычайно горды и одновременно миролюбивы. По отношению друг к другу черногорцы всегда вежливы, их не волнуют политические взгляды, погоня за прибылью, религиозность, стремление к богатству.
  2. Важнейшим качеством черногорец считает храбрость.
  3. Сохранение и приверженность традиции особенно заметны на примере местных кланов, которые чтят коллективизацию.
  4. Черногорцы, как и другие южные славяне, характеризуются гостеприимством. Самыми любимыми темами для разговора являются спорт и сельское хозяйство. Больше всего черногорцы не любят обсуждать войну. Люди благосклонно относятся к выходцам из СНГ. Здороваются черногорцы рукопожатием, когда ходят в гости, непременно дарят подарки.
  5. Самым любимым занятием у жителей страны остается общение. Черногорцы любят встречаться в барах, сидеть в кафе или ресторанах.
  6. Среди черногорцев немало тех, кто любит выпить, однако пьянство в стране не в почете.

Традиции


В Черногории довольно много праздников. Наиболее яркие проходят в Которе. Например, именно там можно увидеть праздник мимозы, который жители отмечают весь февраль. Камелии тоже посвятили отдельный праздник - это маленький цветок, напоминающий розу. Его день отмечают в апреле. Главным религиозным праздником остается Пасха. Ее празднуют во всей Черногории. Примечательной особенностью Пасхи являются богатые пиры. Люди водят хороводы на улицах, устраивают концерты и выступают с оркестрами прямо на улицах города. Черногория славится ярмаркой вина, которая проходит в Подгорице.
А если вы предпочитаете книги или кино, вам нужно отправиться на книжную ярмарку и фестиваль киноиндустрии, который начинается в мае. Одновременно с ними проходят фестивали танца.

Еда


В Черногории доминирует балканская кухня, в которой прослеживается влияние Средиземноморья, Турции, Германии и Венгрии. Конечно, в ней есть и славянские мотивы. Самым распространенным блюдом среди сербов и черногорцев стало мясо со специями вешалица. Очень любят в Черногории колбасы, название которых покажется многим очень знакомым - чевапчичи.
Удивительно, но в Черногории даже печенье является мясом. Именно так называется мясо, приготовленное на вертеле.
Основными ингредиентами черногорской кухни считаются сыр и овощи. Большим уважением пользуются сыры сенички и липский. Овощи же едят постоянно - с мясом, рыбой, во время завтрака и ужина, в качестве закуски, дополнительного блюда.
В Черногории также популярны рыбные блюда и морепродукты. Форель фаршируют черносливом, карпа запекают в сливках, плов подают с морепродуктами - фантазия местных поваров не знает границ.
Самый популярный десерт черногорцы называют сладкишей - это пирог с творожной начинкой, у него есть аналог бурек с сыром и мясом. Сыр черногорцы настолько любят, что готовят его со сливами, а еще здесь популярны ореховые палочки.
Излюбленным напитком черногорцев стал кофе. Чай пьют обязательно с медом и травами. А еще здесь много свежих соков. Любителям вин следует попробовать «Вранац». Из винограда делают не только вина, но и самогонку ракия.

Внешность

Одежда


Национальный костюм Черногории изготавливается из материалов высшего качества, в том числе шелка и атласа. Для декорирования используются золотые нити. Именно черногорский национальный костюм считается одним из самых дорогих в Европе. Многие путники, бывавшие в Черногории в 18 веке, удивлялись, насколько велик контраст между национальной одеждой и интерьером. Если костюм отличался роскошью, то дома черногорцы всегда сохраняли скоромными, как в плане утвари, так и в плане экстерьера.
Сами жители связывают роскошь костюма с внутренней гордостью. Неудивительно, ведь им приходилось бороться с Османской империей. Турки не только навязывали традиции, но и стремились искоренить культуру народа. Захватчики обязывали людей носить черные одежды. Люди противились и надевали яркие костюмы в знак протеста. Конечно, многие за подобную дерзость погибали.
Сейчас национальные костюмы надевают по случаю свадьбы или во время государственных праздников. Особой честью считалось быть похороненным в таком прекрасном костюме. Наиболее дорогой частью костюма считают чемер (пояс). И совсем неслучайно, ведь эта часть украшена драгоценными камнями и серебром.

Мужчины носили на поясе пистолеты, сделанные вручную. Некоторые были отняты у турков, что делало их предметами особой гордости. Красный цвет является основным и символизирует пролитую кровь. Черный - цвет трагедии, символ скорби по ушедшим.

Жилье

Традиционно основным материалом для постройки жилья в Черногории выступал камень. Крыши делали из черепицы. Венецианский стиль можно видеть в Которе и Будве (старые районы). Муниципалитеты стараются сберечь архитектурный облик, поэтому дома подвергаются регулярной реставрации. Здания построены таким образом, чтобы в холодное время года отапливать только одно помещение - первый этаж и кухню. Для отопления использовалась печь. Сейчас ее заменили камины. Благодаря каменным стенам тепло в доме сохранялось длительное время. Черногорцы подходят к выбору домов рационально. Например, для молодой пары достаточно однокомнатной квартиры, когда же у нее рождаются дети, выберут двух-, трехкомнатную. А когда они станут старше - четырехкомнатную.

Черногорцы стали очень популярным народом в Европе благодаря гостеприимству и красивой стране. Они стараются поддерживать престиж, чтобы привлекать как можно больше путешественников каждый год. Страна считается одной из самых благополучных в Европе и пользуется неизменной популярностью у туристов из Украины и России.

Видео

Собственно, у предков нынешних черногорцев поначалу все было точно так же. Брел себе по Европе народ из древней славянской Панонии (Закарпатья), воевал понемногу, кем-то вытеснялся с насиженных мест, кого-то сам вытеснял. Строил поселения, разводил скот, рыбачил, охотился. Перенимал опыт древних цивилизаций, учил младших.

Родовые связи в Черногории до сих пор очень крепки.

Почему же до сих пор, разговаривая с черногорцем, можно услышать: «Я гражданин Черногории, но я не черногорец, я бокелец!» Или: «Из маин я!». Откуда, отчего именно в европейской Черногории до XXI века дошло разграничение на на-родности и племена?

Национальность - это еще не все

Южные славяне с подачи византийского Императора Константина Багрянородного в XI веке стали называться «сербы». Впрочем, не Император изобрел это название народа - «лужицкие сербы», пятидесятитысячный славянский народ, до сих пор проживающий в Германии, получил свое общепризнанное имя по самоназванию. Так было и с балканскими сербами. Император просто использовал самоназвание одного из самых заметных народов, уже имевших к XI веку княжеские, а позже - монархические династии. Повезло сербам, что их назвали так, как и они звали сами себя. Существует множество других случаев, к примеру, латыши до сих пор называют русских «кривичи», по самоназванию исчезнувшего соседнего славянского племени. И никто в мире не называет финнов «суоми», по самоназванию, впрочем, они и не обижаются.

Но вот внутри славянских племен, вернее, не внутри, а между ними все было сложнее, в том числе в названиях народов. Например, раннефеодальные княжества Болгария и Македония формировалась с сильной ассимиляцией славянского народа с булгарами (родственниками нынешних татар) и македонцами большой Греции. В свою очередь те греческие македонцы уже со времен Александра Великого были ассимилированы с греками и всеми народами Пелопоннеса. Естественно, у болгарско-македонских царей был великий соблазн перехватить брэнд в названии нации от известного древнего экспансиониста Александра Македонского, что и было сделано. И вот уже современная Греция, справедливо имеющая в своем составе область Македонию, до сих пор судится со славянским государством Македонией за такое же название.

Еще пример. Хорватские славяне были ассимилированы с остатками граждан и рабов Рима области Далмации, с более поздними италийскими племенами, и получили собственное название. Хотя до раздела христианских конфессий на католическую и православную в 1054 году «хорват» - это была скорее народность среди сербов, а не национальность. До сих пор в Хорватии выделяются далматинцы, претендующие на генетическое наследство римлян, и другие народности.

Черногорцы, без сомнения, схватили свою долю генетики от иллирийских племен. Получили кое-что от турков и даже от монголов, осаждавших древний Улцинь. А также взяли от всех остальных, побывавших здесь, понемногу. Некоторые антропологи выделяют в европеоидной расе некую динарскую подрасу, которой и соответствует большинство современного населения Черногории. Поэтому на основании этноса идет процесс формирования национальности - а это уже и язык, и культура, и традиции.

Дело не в расе, не в генетике. Дело, конечно же, в самоидентификации людей, в том богатом культурном и историческом багаже, «опыте» народа, который он бережно охраняет и передает из поколения в поколение.

Посмотрим на эту самую самоидентификацию. Статистика - вещь сухая. Около 30% населения республики считает себя сербами. Албанцев - 7%. Бошняки или босанцы – еще 7% (принявшие ислам сербы, раньше на Балканах их национальность определяли как «мусульмане», по вероисповеданию - парадоксально). Ныне же многие местные мусульмане определяются как черногорцы мусульманского вероисповедания, что, конечно же, более логично и исключает путаницу между бошняками (славянами, мусульманами) и боснийцами (жителями Боснии и Герцеговины). Кстати, Черногория в период распада Югославии оказалась наиболее толерантной страной, если, конечно, не брать в сравнение моноэтническую Словению. Есть в стране хорваты, греки и многие другие. Национальностей и конфессий в Черногории довольно много, но здесь не было никаких серьезных межэтнических и национальных конфликтов, характерных для Боснии или Сербии. И это тоже характеризует традиции страны.

Народность - это история и география. И не только.

Итак, какие еще народности сейчас вы найдете среди жителей Черногории, среди черногорцев, которых в стране около 40%?

Прежде всего, брдяне. «Брдо» по-сербски - это гора. Поэтому все славянские жители севера Черногории называли себя брдяне, то есть «горный народ». Культурно и традиционно привязаны к сербам из южных районов Сербии, многие из них до сих пор относят себя именно к сербам, а не к черногорцам. Формировались как народность при последовательном включении славянских племен в регион княжества Рашка, княжества Зета, в Сербское Королевство в XI – XVII веках. Брдяне были крещены в XI веке вместе с жителями современной Сербии. После Вселенского собора 1054 года, окончательно разделившего христиан, брдяне отошли к православной конфессии. Самоназвание «брдяне» в настоящее время почти исчезло из обихода.

Бокельцы - наиболее понятное название народности, это жители залива, Боки Которской, и всего прибрежного района, кроме ареала Герцег-Нови. Формировались в ареале трех основных сильных средневековых городов Котора, Рисана, Пераста. Первые два из них вообще никогда не захватывались турками и восточного влияния на жителей избегли. Ни культурной, ни генетической ассимиляции со стороны османов в этих городах не было. Именно стойкость бокельцев позволяет современным черногорцам утверждать, что Черногория никогда полностью не была под султанами. Культура бокельцев, вплоть до стиля национальных костюмов и музыки, испытала сильное влияние Венеции, «старшего брата» средневековых бокельских мореходов и торговцев. Бокельцы - давние союзники черногорцев. Внутри страны никогда не называют себя сербами, иногда - только в эмиграции (как многие белорусы и украинцы в эмиграции называют себя русскими). Бокельцы в подавляющем большинстве также православные, тем не менее именно среди них в Черногории часто встречаются католики. Самоназвание используется активно, вплоть до полной самоидентификации по национальности (не черногорец, не серб, а бокелец).

Герцеговинцы. Жители Герцег-Нови и его ареала, потомки подданных славянского герцога Стефана Косачи, с XIV-XV веков вышедших с Герцеговиной к морю в городе Нови. Старое название города Святой Стефан, новое – Герцег-Нови. Западный титул герцог, по которому получило название герцогство и народность, равен славянскому «воевода». Остатки средневековой Герцеговины в перипетиях истории разделены между Черногорией, Хорватией, Сербией, Боснией и Герцеговиной. Причем у последней державы приставка «Герцеговина» - это атавизм. Жители страны боснийцы определяют свою национальность как бошняки, и даже в христианской части нынешней Боснии и Герцеговины, в Республике Сербской, народ определяет свою национальность как сербы, а не герцеговинцы. Герцеговинцы компактно остались только в Черногории. Они в свое время испытали влияние Венеции и Италии, но в меньшей степени, чем бокельцы. Герцеговинцы в основном православные. Самоназвание «герцеговинцы» используется редко, чаще при географической привязке к месту проживания.

Собственно черногорцы. Жители побережья от Грбаля (долина рядом с Тиватом) до города Бар, и на север - до Подгорицы. Народ формировался в период создания средневековых княжества Зеты и Дуклянского королевства в XV-XVIII веках. В трехсотлетний период формального пребывания под османской империей были периоды безвластия на территории страны, когда среди черногорцев преобладала тенденция относить себя к сербам, или к черногорским сербам. Этому способствовала консолидация в антитурецкой освободительной борьбе племен Черногории и кнежевин Сербии (в Сербии «кнежевина» - аналог черногорскому племени, см. ниже). Отзвуки этого можно найти в стихах великого черногорского поэта Владыки Петра II Петровича Негуша.

И все-таки, даже при всей стойкости бокельцев, за период первой (1918) и второй (1944) Югославии разделение на народности в значительной мере стерлось. Некоторые пожилые люди до сих пор с гордостью говорят: «Я югослав!», про народности вспоминают редко, тем более редко вспоминают об этом молодые люди. Но стоит перейти к племени - и вам с гордостью расскажут историю своего рода до 20 колена.

О племена, о нравы!

Так почему же среди черногорцев так стойко держится племенная идентификация?
Стремление славян к самоуправлению хорошо известно. Южные славяне еще до появления раннесредневекового деления образовывали жупы - эдакие самоуправляемые районы. Управлялись жупы жупским собором. Даже некоторые соверены возникли именно как избранное лицо от такого вот парламента. Например, Великий Жупан Стефан Неманя основал целую сербскую династию Неманичей, которая правила и Сербией и Черногорией. В этой династии позже были православные короли, даже коронованные католическим Папой Римским, настолько Ватикан признавал силу и мощь соверена.

Котор, опять же, поначалу успешно управлялся классическим славянским вече, впоследствии «модернизированным» на венецианский манер - с судьей, князем (на латинско-итальянский лад они позже назывались приор, комес, ректор). И такая демократия не мешала войску успешно оборонять город от захватчиков, а предпринимателям вести прибыльный бизнес. Впрочем, все это было до поры до времени, как и в Великом Новгороде на Руси.

В XV-XVI веках и Сербия, и Черногория оказались под властью османской империи. Если в Сербии при этом образовалась какая-никакая централизованная власть турецких санджаков (турецких областей, управляемых наместниками султана), то в Черногории ни турецкой, ни местной власти практически не было. Народ стихийно сопротивлялся туркам, черногорские гайдуки грабили турецкие караваны, пираты грабили корабли. Периодически города или монастыри со своими лидерами - священниками отбивали у турков целые регионы и правили там самостоятельно. Турки свирепствовали, но из своих крепостей и центров санджаков сделать ничего не могли с гордым горным народом. Напротив, к примеру, были случаи, черногорцы брали подгоричский санджак в осаду, добиваясь справедливого суда за расправу над единоплеменником.

Появилась необходимость ввести какое-то административное деление страны. Южные славяне раньше уже жили во власти славянских феодальных соверенов - черногорских князей Црноевичей, сербских князей и королей Неманичей, Воислав-левичей, боснийского короля Твртко и македонского царя Самуила. Власть эта была разрушена турецким нашествием. Восстановить власть, которая была призвана давать защиту и покровительство мирянам, было делом непростым в условиях оккупации. И тут вспомнили о старых племенах и жупах. Скотоводческие и прочие хозяйства объединялись вместе с жупанскими селами в племя, которое лишь отдаленно сохраняло признаки ранних родовых племен, а по сути являлось более современной единицей местного самоуправления. Племена в Черногории были разделены на несколько территорий, «нахий». Иерархия управления была такая: дом - братство - племя - нахия. Племена имели свои традиции и уклад хозяйства, избирали своих старейшин - сердаров, воевод, кнезов.

С этих пор отношения с турками стали договорными. Де-факто Черногория получила автономию. Филурию (налог) для султана собирали местные старейшины, служили в армии черногорцы только на своей земле.

Первая область племен находилась к юго-востоку от реки Зета, к западу от Скадарского озера и к северу от Боки Которской. Это регион Цетине и четырех нахий (Катунской, Риечской, Црмничской и Лешанской). Там проживали Цетинцы, Цуци, Чекличи, Негуши, Озриничи и Пьешивци.

Вторая область находиласть в горной части между реками Зета и Лим, там проживали племена Семи гор - Белопавличи, Пиперы, Морачаны, Кучи, Васоевичи, Ровчаны, Дробняки.

Баняне - Риджаны и Никшичи - племена древней Герцеговины.

Приморские племена - Маины, Поборы, Паштровичи и Грбляне.

Поэтому племенная организация, существовавшая в XV-XVIII веках, позволила создать крупные поселения и экономические единицы. До сих пор можно видеть и слышать «монастырь Подмаинэ», «соляной завод Кучи», « город Никшич », «село Глухи До». Можно заметить, что народности Черногории впоследствии формировались в основном из групп нахий, кроме «космополитов» бокельцев, включивших представителей всех племен, способных жить жизнью моря.

Возможности у племен были разными, однако самоорганизация народа позволила подготовить в стране борьбу за независимость и освобождение от османской оккупации. Например, для сражения с турками в 1613 году племя Кучи могло поста-вить под ружье 1650 чело¬век, Белопавличи - 800, Пипери - 700, Клименти-650, Хоти (североалбанское племя) - 600 человек. Для такой борьбы требовалась уже более серьезная консолидация сил и ресурсов. Консолидацию проводили владыки Черногории начиная с XVII века, однако дело шло туго. Племена погрязли в междоусобных распрях, как какие-нибудь сиу и могикане.

О самозванцах. Как "Русский царь Петр III" объединил племена черногорцев.

Удивительно удачно пресек межплеменные междоусо¬бицы самозванец Степан Малый. Некий врачеватель невысокого роста и неясного происхождения (позже говорили - беглый русский офицер) представился эмигрировавшим русским царем Петром III. Опираясь на популярность России в Черногории Степан Малый...объявил себя черногорским совереном и ввел в Черногории централизованную государственную власть. Племена Черногории, ревновавшие к возвышению своих, подчинились «русскому» варягу. Степан казнил за малейшие проявления непослушания, собирал дань и войско, один раз даже разбил турецкую армию. Князь Долгорукий прибыл в Черногорию из Петербурга, арестовал самозванца, но... вскоре выпустил его, будучи пораженным его успехами на поприще организации суверенитета державы. Степан невольно сделал хорошую подготовку: внутренние распри практически прекратились, и на базе религиозного объединения под властью православных владык в XVIII веке создалось теократическое, а еще двумя веками позднее и светское княжество.

При создании княжества племена имели разную судьбу. Например, те же Кучи отказались платить налоги первому светскому князю Черногории Даниле Петровичу Негушу. За бунт они были практически уничтожены, вырезаны были практически все мужчины племени числом около 300 человек. Остальные племена после этого смирились с княжеским бюджетом, и в стране появились и гвардия, и школы. Князь Данило, оставивший немало хорошего Черногории, даже в XIX веке жил по законам гор своего народа и правил огнем и мечом.

Память народа.

История черногорских племен не просто осталась в сознании людей. Она оставила современности памятники и действующие до сих пор храмы, монастыри и предприятия. Например, всемирно знаменитый остров-отель «Святой Стефан» создан сильным племенем Паштровичей на рифе как крепость и международный торговый город. Именно поэтому память о тех средневековых племенах с гордостью хранится в каждой черногорской семье. Хранится как символ истинного, внутреннего, природного, даже без волевых королей и диктаторов, стремления народа к свободе и суверенитету. Вот почему эта память о племенах в Черногории так прочна. Это не столько знание своего генеалогического древа, сколько знание вех жизни людей, сумевших выжить, самостоятельно организоваться, наладить и экономическую жизнь, и борьбу против оккупации. Это осознание национального достоинства своего народа.

  ЧЕРНОГОРЦЫ - народ, основное население Черногории.

Земли, которые впоследствии стали называться Черногорией, выделились из состава Сербского царства в качестве отдельной территории под властью собственных князей во второй половине XIV в. Этот регион, сократившийся до горных районов в результате захвата побережья Венецией, а равнинной части османами, значительно отставал по своему социально-экономическому развитию от окружающих земель. Здесь сложилась особая территориально-административная структура, состоящая из военно-политических объединений - племен. При этом созывалась и общая скупщина из их представителей. Формально Черногория входила в состав османского государства, однако черногорцы успешно сопротивлялись распространению на свои земли фактической власти Порты. С ХVII в. политическими и духовными лидерами черногорцев стали местные митрополиты, резиденция которых находилась в Цетинском монастыре.

В XVIII в. заметное влияние на внешнеполитическое положение на западе Балканского полуострова оказывали Венецианская республика и Российская империя. В особенности это влияние сказалось на политическом развитии Черногории. С Венецией у Черногории издавна были установлены тесные связи, но лучшие времена Республики св. Марка остались уже позади, а вот присутствие России на Балканах постепенно возрастало.

Следствием участия Венеции в войне Священной Лиги явилось признание со стороны черногорского "сбора" и митрополита Виссариона верховной власти Республики св. Марка. Этот акт состоялся в 1688 г., и оценивается историографией как важный этап в истории завоевания черногорцами автономного положения.

Митрополит Данило Негош (1697-1735), основатель знаменитой впоследствии династии Петровичей Негошей, проводил политику укрепления единства Черногории и устранения межплеменной вражды. Он учредил общечерногорский судебный орган - "Суд владыки Данилы". Во время его правления начались контакты Черногории с Россией.

В 1711 г. в страну прибыли русские эмиссары (серб Михаил Милорадович и др.) с царской грамотой и деньгами, призывая принять участие в борьбе против общего врага - Османской империи. Воодушевленные этим, черногорцы предприняли нападение на турецкие крепости. В ответ последовала карательная экспедиция, разрушившая Цетинский монастырь - резиденцию мятежного митрополита Данилы.

В 1715 г. владыка бежал в Россию, где получил денежную субсидию для возмещения ущерба, нанесенного турецким нашествием. С тех пор Россия неоднократно оказывала Черногории материальную помощь и политическую поддержку.

  Венеция также старалась удержать здесь свои позиции. По совету венецианцев в Черногории с первой четверти XVIII в. стал избираться светский правитель - гувернадур. Когда же Черногория потеряла выход к Адриатическому морю, она оказалась в значительной степени зависимой от Венецианской республики, получившей ряд при морских черногорских общин по Пожаревацкому миру.

Владыка Василий (1750-1766) приложил немало сил для организации централизованного управления в Черногории. Главным своим союзником он считал Россию. Для русского читателя им была написана "История о Черной Горе", где Черногория предстает в виде мощного независимого государства, способного противостоять туркам. Василий скончался во время своего очередного визита в Россию.

Неожиданным продолжателем политики Василия стал самозванец Степан Малый (1767-1773), выдававший себя за спасшегося российского императора Петра III, которого черногорцы, сторонники Василия, с радостью у себя приняли. Российские власти пытались его арестовать, но затем убедились в том, что он не опасен для России, а наоборот, полезен в борьбе с турками. Степан Малый был убит наемным убийцей, подосланным Портой. После его гибели отношения России с Черногорией расстроились, и последняя обратилась за поддержкой к монархии Габсбургов.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых