Что такое абсолютная свобода человека. Гипотезы и заблуждения, о которых должен знать современный человек

ЭССЕ на тему: «Существует ли полная свобода человека?» студентки 22 группы

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Я думаю, что абсолютной, безграничной свободы быть не может, пока человек живет. Ее не может быть ни в физическом аспекте, т.к. мы должны есть, пить, дышать - значит, мы зависимы, соответственно не свободны. Ещё есть законы природы, которые тоже ограничивают человека. Свободы не может быть и в социальном существовании человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Под социальной свободой я понимаю вседозволенность. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Мы вольны делать все, что нам и другим приносит радость, пользу, удовлетворение. Мы вольны делать все, что не запрещено законами того или иного государства. Но ведь мы можем и нарушить закон, несмотря на то, что мы знаем, что за этим последует наказание. В тоже время в мире есть много людей, которые нарушают закон, но они не свободны, т.к. это наказуемо, а свобода ни как не может быть связана с ограничением. Осознание того, что, будучи обременены различными ограничениями на полную свободу в виде различных табу, мы все-таки можем проявить своеволие и сделать все, что захотим, это дает нам право считать себя свободными. Важно, однако, заметить, что ограничения на безграничную свободу внесены нами же, а еще ранее – нашим Творцом, и что они не случайны. Также важно вспомнить, что никогда на земле люди не считали нужным пользоваться безграничной свободой, но всегда сознательно вносили ограничения на ее использование. И зачастую их мотивами руководили не религиозные увещевания, а страх за собственное настоящее и будущее. Ведь полная или безграничная свобода в действиях людей производят хаос. Безграничная свобода – это хаос, беспорядок, неустройство. Хаос не несет никакого организующего принципа, который бы смог регулировать, регламентировать и контролировать жизнь людей на земле. Хаос это не просто беспорядок и неразборчивость в поступках, мыслях и делах, – хаос это неминуемая гибель для человечества. И это очевидно. Если посмотреть даже на жизнь животных, то не найдется ни одного вида животных, живущих на земле бессмысленно, бесцельно и без определенных правил поведения. Таким образом у социальной свободы есть два ограничения - общество и религия (полная свобода значит, что человек имеет право на все, вне последствий осуждения Богом, а в любой религии есть запреты, которые верующие люди соблюдают и которыми они ограничены в действиях). Поэтому, я считаю, что свобода не бывает полной и она такой никому и не нужна. Полная свобода человека, это ни что иное, как абстракция. На самом деле, у каждого из нас свой «коридор», по которому мы идем по жизни. И, у каждого он конечен. Мы не знаем, какой длины его протяженность, до тех пор, пока не дойдем до конца. В его пределах мы можем совершать некоторые действия, и тем самым обманывать себя иллюзией свободы. Коридор периодически разветвляется, и вот здесь уже человеку предоставлена свобода выбора. Опять же, не абсолютная. Вариантов, к сожалению, немного. Но, от этого выбора как раз и зависит дальнейшая судьба. Вопрос только в одном: Каким образом сделать этот выбор правильным? Так человек проживает жизнь, в ограниченной свободе (у каждого эти ограничения разные). Смертность - это тоже отсутствие свободы.

Человек не может быть абсолютно свободным, он будет, постоянно находится под прессом свободы права общества и социума и его физическая сущность либо будет ограничена в действии, передвижении, либо просто ликвидирована. Что может быть абсолютно свободным? Может быть это фантазия и воображения, тут уже все зависит от

Группа 1: Власовец Кристина, Дзидзигури Тамара, Капустина Янина, Кобелева Кристина, Пяткова Дарья, Шафикова Яна.


Свобода в деятельности человека

Свобода- это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Свобода личности- несомненно важная ценность для цивилизованного человечества. Стремление к свободе пронизывает всю историю человечества. Категория свободы является одной из центральных тем философских рассуждений. Почти все политические лидеры клянутся привести руководимые ими массы к подлинной свободе, но каждый вкладывает собственный смысл в данное понятие. (Пяткова Дарья )


1 . Абсолютно свободным человек быть не может. Свобода - это прежде всего уважение свободы другого.

Свободный человек соблюдает законы общества, сам не нарушает
этики в межличностных отношениях. Одним из ограничителей здесь - права и свободы других людей. Всегда существовал определенный строй. (Племенной, государственный и т.д.), и человеку приходилось подчиняться правилам. Например: Племя ацтеков, общественный строй индейцев разделялись на касты свободных людей и рабов. Рабами могли быть не только военнопленные, но и должники, попавшие в рабство, а также бедный люд, продавший себя и свои семьи. Но те самые, так называемые " свободные люди " были подчинены своему хозяину и выполняли все его приказы.

Люди всегда стремились к свободе, но всегда понимали, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего по тому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Можно привести и пример из наших дней: какому то человеку захотелось покурить в общественном месте. Закурив сигарету он осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае, ущемила права других людей.(Власовец Кристина ).

2. Каждый человек может сказать необдуманно - да. Но стать свободным - значит отречься от всех законов, от традиций, очистить полностью разум и освободиться от своих слабостей.

Люди должны обладать правом на свободу своей мысли, слова и печати. Всякое существующее в обществе мнение должно иметь уважение. Человека, смело высказывающего то, что он думает, непременно можно назвать свободным. Пусть даже при этом его мысли будут ошибочными. Быть свободным – это иметь возможность самостоятельного принятия решений. Вообще, нужно стремиться стать свободной в рамках своих возможностей от привычек, от страхов, от глупостей, от слабостей. (Дзидзигури Тамара ).

3. “Я живу в обществе абсолютной свободы”.

Абсолютная свобода - это состояние, когда человек полностью свободный, становится творцом своей жизни. Кроме этого, это отсутствие каких-либо ограничений и стеснений - вседозволенность. Но в нашем обществе есть ограничения. Существуют вещи, которые человек выбирает сам (таких немного), но в большинстве случаев человек руководствуется различными факторами, которые способствуют принятию решения и действий человека. Например: выбор религии, выбор будущей профессии, выбор продуктов в магазине (но не без участия различный факторов). Человек самостоятельно встает на тот путь, который он считает нужным. Пример: в будущем ему нужна прибыльная профессия в определенной сфере, он и будет стремиться получить желаемое и достигнуть результата самостоятельно, без чьей - либо помощи, как свободный человек, потому что он сам сделал выбор - зарабатывать хорошо. Также, родители при рождении ребенка придумывают имя самостоятельно, без строгого напутствия государства. Приходя в магазин, мы сами решаем, что покупать: какой хлеб купить (белый или черный), какого производителя и т.д. Но в конечном счете очень мало действий, которых человек выполняет без всяких ограничений. Прибегая к этим же примерам: прибыльная профессия нужна каждому, чтобы в дальнейшем обеспечить свое существование. Исходя из этого,если человек не будет работать над собой, заставляя себя выполнять порученные обязанности, он не достигнет результата, не сможет обеспечить себя, поэтому у него нет возможности выполнять или не выполнять то, что от него требуется. Приход в магазин обеспечивает нужда в приобретении нужных продуктов. Мы бы были и рады потратить деньги на что-то другое, чего душе угодно, но наш организм требует пропитания, следовательно человек хочет, не хочет, а идет. Таких противоречий много, которые всеми последствиями указывают на то, что человек не обладает абсолютной свободой. Таким образом, практически всегда будут ограничения, которые предотвращают абсолютную свободу человека. Есть ряд противоречий: почему свобода для одного человека может означать насилие другого человека? Почему свобода всегда будет зависеть от других факторов? А это противоречит самому понятию свободы. (Капустина Янина ).

4. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

Как бы люди не стремились к свободе, они понимают, что абсолютной свободы быть не может. 1) Полная свободна одного означала бы произвол в отношении другого. 2)Абсолютно свободным человек быть не может. Один из ограничителей - права и свободы других людей. Индивид абсолютно свободен в своей внутренней жизни. => Человек не может быть свободен от общества. Всю свою жизнь у нас есть ограничения свободы: образование, работа,воспитание своих детей и правила поведения в обществе. Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако, при реализации своих интересов он должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида до определенной степени. Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. 4)Свобода всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками. Например, правилами поведения в обществе,соблюдение законов. Если мы будем полностью свободны и делать то,что хотим, то мы впоследствии получим либо административное нарушение,либо уголовное наказание. Мы постоянно подчиняемся законам, которые существуют в нашей стране. 5) Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека. (Кобелева Кристина ).

5 . Притча о Буридановом осле.

1) Проблема Буриданова осла заключается в том, что решить эту задачу было легко или наоборот невозможно. Две охапки сена были абсолютно одинаковыми, но осел никак не мог выбрать, потому что, выбирая один стог, он терял другой. Жадность ума погубила осла, т.к. он хотел сразу две кучи сена. Однако, отказ от угощения тоже можно считать выбором.

Если посмотреть на данную задачу логически, то любой здравомыслящий осел не умрет с голоду, хотя и нельзя предположить какую копну он выберет. Возможно, он выберет один стог сена, а потом, как тот закончится, он перекинется на другой.

Таким образом, осел никогда не выберет третий вариант действий (голодная смерть), потому что он является хуже остальных вариантов.

2) Притча говорит нам о том, что проще отказаться от всего, чем владеть только половиной. Часть меньше целого погубила много талантливых людей. Достигнув одного, человек редко останавливался, ему нужно больше и больше. Это нам говорит о невозможности свободы. (Шафикова Яна ).


Существует общественный договор, согласно которому человек жертвует часть своей свободы в обмен на блага и удовольствия жизни в организованном обществе. В различных обществах структуры власти и силовые структуры различны, и эти различия порождают конфликт, зависть, идеологии, преследования, политические игры и борьбу за власть.

Потребность в свободе, или частичный отказ от нее, или ее любые другие модификации – все это порождается ограничениями и оковами «Я», и его эгоистичной деятельностью...

Учение Бодхисатв об Абсолютном срединном пути.

Сначала я хочу дать свое представление о классическом, или относительном Дзен-Буддизме.

Классический Дзен-Буддизм – это гармоничный срединный путь через обретение срединного или гармонического сознания. Целью классического Дзен-Буддизма было достижение состояния полного освобождения, достижение сознания...

И опять очередной мой призыв к духовно ищущим.
Люди братья и сестры.
Осознайте момент истины.
В данный момент, вы свободны, но свободны духом и чем больше вы свободны духом, тем больше вы приобретаете и духовной свободы.
Не обращайте внимание на телесные ограничения, какие либо внешние или даже ваши внутренние болезни, трудности или ваши личные или общественные ограничения.
Я объявляю полную, даже более полнее, чем можно вообразить свободу в духовном.
Свобода - это царства Бога. Любые...

Хронологическое время или время, которое можно измерить, - фактичекое и техническое. Биологическое или циклическое время – фактическое и естественное. Но время, основанное на психологической регистрации (запись в память психологических облачений, коннатаций) и накоплении вызывает реакцию и суждения, порождающие стремления и притязания.

И это – потворство в поисках «того, что должно быть», вместо видения «того, что есть». Это психологичекое время – фундаментальное расстройство разделяющего...

Важность свободы в выборе своей духовной жизни.

Духовное пробуждается в человеке. И пробудившееся духовное тянет его естественно в духовное. Этот процесс должен быть избавлен от человеческой силовой пропаганды.

Как допустим в православие или мусульманстве.

Любая религия как духовная практика используемая как силовое воздействие на умы и души не согласных, это " опиум для народа". Духовное не опиума, не " услада угнетенного раба, который в сивухе топит не довольство жизнью" (сивуха...

Евгений шахов разъясняет понятие свободы

Самый свободный, это тот кто находится на уровне бесконечности или тот кто поднялся туда. Это вне сосуда и значит вне получения. Это выход из места, а выйти из места возможно находясь в месте, но на уровне Бины. Уровень Бины имеет огромную силу отдачи и этим выходит из места или сосуда. И соединяется в полном единстве, потому что уже не имеет ограничения в своем сосуде ни вверху ни внизу.

Почему так происходит, да потому что при полной отдаче...

В начале нашей работы мы будем опираться на учение Дмитрия Леушкина "Турбосуслик".В его книге дается около 430 таких дуальностей. С них и начнем.

Вы произносите полярность, потом слово "Слив" и повторяете это до зевания.

Например:
Абсолютное - Относительное - слив
Абсолютное - Относительное - слив
Абсолютное - Относительное - слив
Абсолютное - Относительное - слив
Абсолютное - Относительное - слив
Абсолютное - Относительное - слив
Абсолютное...

Смотря как придет, или пойдет ган или пойдет дан. То есть раем или судом. А это совсем разные вещи. Или я иду или я ползу. Во всем есть разница и нет такой вещи, что бы ее не было. Весь вопрос стоит в том, в каком состоянии находиться сосуд человека. Если он не может принимать свет, который попадая в него убивает человека судом. Нет у него на этот свет, сосуда подобного свету.

Поэтому и попадает под суд. Бог не хочет суда не кому, но есть духовный закон заполнения обшей малхут светом и от...

Абсолютная свобода - это очень высокий уровень развития человека. Достигнув состояния абсолютной свободы и став абсолютно свободным, человек в полном смысле этого слова становится творцом. Только в этом состоянии человек способен полностью открыть для себя мир, поскольку мир раскрывает себя целиком и полностью только перед свободным человеком, и только в этом состоянии человек способен полностью .


Свобода выше любви и поэтому подняться на уровень абсолютной свободы могут только те, кто поднялся до уровня любви.


В абсолютном смысле свобода - это отсутствие зависимости от кого бы то ни было или чего бы то ни было. Любовь позволяет людям избавится от своих зависимостей и стать абсолютно свободными.


Многие полагают, что абсолютная свобода невозможна по той причине, что человек всегда находится в той или иной зависимости. Так думают те, кто не понимает, что такое зависимость и по этому путают зависимость с потребностью.


Потребность и зависимость - это разные вещи. Потребность - это ощущение недостаточности необходимого для полноценной и здоровой жизни, а зависимость - это ощущение недостаточности в том, что наоборот мешает человеку вести полноценный и здоровый образ жизни.


Человек часто превращает потребность в зависимость . Потребность в еде, в развлечениях, в отдыхе и так далее, человек превращает в зависимость от еды, в зависимость от отдыха, в зависимость от развлечений. А потребность в людях человек превращает в зависимость от других людей. Здесь всё зависит от уровня развития человека, от того, насколько высоко поднялся человек в своём развитии. Чем выше уровень развития человека,тем меньше он превращает свои потребности в свои зависимости.


Наши возможности - безграничны, по той причине, что безграничны скрытые в нас (ещё неразвитые) способности. Человек может всё. Абсолютно всё. Но наши возможности ограничиваются нашими зависимостями, которые не дают развиваться нашим способностям. Чем больше человек становится независимым, тем больше он становится свободным, его способности развиваются, а возможности увеличиваются.


До тех пор, пока человек не поднимется в своём развитии до уровня честности, до тех пор, пока он не станет избегать обмана и лжи он не сможет признавать что-то истинным без всякой проверки, то есть, он не научится верить. Без веры, человек не сможет порождать другие идеи, не сможет мечтать не может формировать в своём сознании те или иные идеалы.


Став честным человеком и научившись верить в те или иные идеалы (например: добро, милосердие, сострадание) человек поднимается выше и становится способным надеяться. Надежда позволяет человеку не только полагать истинным те или иные идеалы, (что даёт человеку вера) но и испытывать потребность в этих идеалах и ожидать удовлетворения этих потребностей. И только такой человек, который избегает обмана, который способен признать что-то истинным без всякой проверки, который смиренно ожидает своё счастье, способен любить, то есть, способен и в другом человеке увидеть свой идеал и сам стать идеалом для другого человека.


Видите, какой долгий путь приходится проходить человеку к абсолютной свободе? Это и - как избегание обмана, лжи. Это и Вера, как признание истинным что-то без всякой проверки. Это и Надежда, как смиренное ожидание удовлетворения потребностей. Это и , как способность видеть идеал в том, кто видит вас своим идеалом. Путь долгий. Путь не простой. Но только пройдя весь этот путь и став честным, научившись верить, надеяться и любить, человек находит в себе силы избавится от многих своих зависимостей и стать абсолютно свободным.


А заключении скажу о том, что даёт человеку абсолютная свобода. Абсолютная свобода позволяет человеку воплощать в реальность любые, абсолютно любые свои идеи. Абсолютная свобода - это такое состояние человека, при котором .

1.2 Почему свобода не может быть абсолютной. Границы свободы

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.

Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы.

Именно поэтому в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Следовательно, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

Таким образом, абсолютно свободным человек быть не может, и один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

При всем различии приведенных выше точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, «себе дороже». Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Так, Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».

Таким образом, цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.

1.3 Свобода и необходимость

Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей.

Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.

Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения, согласно которой необходимость рассматривается как невозможность изменения людьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности, однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средств своей деятельности.

Свобода как познанная необходимость - так трактовали свободу многие философы - Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Что же стоит за этой формулой?

В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Но что же это за силы, какова природа необходимости? На этот вопрос даются разные ответы. Одни усматривают здесь Божий промысел. Им предопределено все. В чем же состоит тогда свобода человека? Ее нет. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего», - утверждал религиозный реформатор Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения.

В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предполагают такую трактовку соотношения Божественного предопределения и свободы человека, т.е. Бог задумал Вселенную так, чтобы все творение имело бы великий дар - свободу. Свобода, прежде всего, означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Следовательно, Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошел.

Понятие «необходимость» может иметь и иной смысл. Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции, в отличие от фаталистов, конечно, не считают, что все в мире жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.

Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут быть жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится. В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».

Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых