Система и политика здравоохранения теория сестринского дела. Определение сестринского дела, его цели и задачи

Сестринское дело — это наука и искусство, которое комплексно охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента, так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание и семьи, и общества, и индивида (Всемирная Организация Здравоохранения, 1944).
Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность (Международный Совет медицинских сестер, 1987).
Сестринское дело — неотъемлемая составная часть системы здравоохранения, являющаяся многогранной медико-санитарной дисциплиной. Сестринское дело имеет медико-социальное значение, так как призвано поддерживать, укреплять и охранять здоровье населения, оказывать помощь страждущим и проводить реабилитацию пациентов.
Философия сестринского дела является частью общей философии и определяет:
1) основные этические обязанности специалистов по обслуживанию человека и общества;
2) цели, к которым стремится профессионал;
3) моральные качества добродетели и навыки, ожидаемые от практикующих специалистов.
Основным принципом философии сестринского дела является уважение жизни, достоинств и прав человека. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребность общества и отдельных пациентов в охране здоровья. Сестринское дело не имеет ограничений по расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.
Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь больному, медицинская сестра должна стремиться создать атмосферу уважительного отношения к его духовным ценностям, обычаям и убеждениям. Медицинская сестра сохраняет конфиденциальность, оберегает полученную информацию в интересах пациента, если эта информация, не противоречит его здоровью и здоровью членов общества.
Большинство теорий сестринского дела создано в США. Это объясняется тем, что именно там впервые было введено высшее образование для медицинских сестер, обеспечившее проведение научных исследований в сестринском деле. Теории и научные публикации по вопросам сестринского дела в других странах, в том числе и в европейских, в значительной мере основываются на американском опыте, так как первые медицинские сестры, начавшие исследования в сестринском деле, получили образование в университетах США.
Понятие «теория сестринского дела», как и само «сестринское дело», имеет много определений. Ряд исследователей считает, что теория есть упрощенное отражение реальных явлений, происходящих в обыденной жизни. Другими авторами подчеркивается, что теория — это систематизированное описание или объяснение одного или нескольких явлений.
Применительно к теориям сестринского дела можно считать, что их возникновение во многом объясняется стремлением авторов теорий систематизировать сестринскую деятельность, объяснить наиболее важные феномены сестринского дела, описать что есть сестринское дело и каким оно должно быть, а также разъяснить, чем оно принципиально отличается от других профессий. Современные исследователи рассматривают работы Найтингейл в качестве первой теоретической концептуальной модели сестринского дела.
Некоторые разработчики теорий, расценивавшие сестринское дело как практическую прикладную дисциплину, считали, что теории должны направлять сестринскую деятельность, помогать объяснять типичные ситуации, связанные с уходом, предоставлять необходимую медицинскую информацию, особенно в части выбора стратегии и тактики действий.
Одновременно признавалась необходимость развития сестринского дела как научной дисциплины, а это означало, что теории сестринского дела должны были иметь четкую структуру, однозначно понимаемый терминологический аппарат, ясно очерченные предположительные связи между элементами, философию сестринского дела. Иными словами, создаваемые теории должны были базироваться на научных методах исследования, использовать только объективную информацию.
Однако по мере того как теоретики и практики совместно осмысливали и развивали теорию, этот разрыв уменьшался, и сейчас за рубежом сложилось устойчивое мнение, что любая теория, обосновывающая практические или теоретические положения, способствует формированию основы для практической деятельности медицинской сестры.
В результате дискуссий назначение любой теории зарубежные исследовательницы сестринского дела сформулировали, используя следующие научные термины:
. описательная;
. разъясняющая;
. прогнозирующая (предвидящая);
. контролирующая (предписывающая);
. нормативная.

В описательных теориях содержится описание какой-либо области исследования. Эта область может ограничиваться одним или несколькими явлениями. Теории, которые не просто описывают одно или несколько явлений, а объясняют, почему данные явления таковы, каковы они есть, называются разъясняющими. Теория называется прогнозирующей или предвидящей, если она определяет, каким образом можно предвидеть изменение ситуации в данной области. Обозначение «контролирующая» применяется в отношении теорий, которые указывают, что нужно делать, чтобы изменить ситуацию в нужном направлении. Нормативные теории, как правило, практические, дают конкретные рекомендации, методики как этого добиться. Структурными компонентами таких теорий являются:
. основополагающие морально-этические ценности;
. методики (описание процедур и манипуляций);
. типичные ситуации (условия практической деятельности). Помимо вышеуказанных основных назначений теорий сестринского дела зарубежные авторы выделяли степень абстрактности теории и «границы теории».
Под степенью абстрактности подразумевается та дистанция, которая существует между практической реальностью и описанием ее в терминах той или иной теории. Если перед нами очень отвлеченная теория, то требуется ряд усилий, чтобы понять, каким образом эти понятия связаны с практической деятельностью медицинской сестры, тогда данная теория имеет высокую степень абстрактности. Теория с низкой степенью абстрактности требует гораздо меньше усилий, чтобы соотнести ее с теми элементами действительности, которые она истолковывает, и, как правило, ее методики возможны для применения в практическом здравоохранении.
Понятие «границы теории» связано с тем, какую часть области сестринского дела та или иная теория охватывает. С этой позиции теории бывают глобальные, промежуточные и ограниченные.
Глобальные теории — это такие теории, которые являются масштабными, всеобъемлющими и хорошо разработанными. В них описывается несколько, но крупных явлений. Примером могут служить теории В. Хендерсон (V. Henderson), Д. Орем (D. Огет), К. Рой (С. Roy). Авторы данных теорий не ограничивали свои подходы к уходу за пациентом в определенной области сестринского дела. Другими словами, практическое применение данных теорий возможно в любых организациях, при любых заболеваниях и разной степени состояния пациента.
Промежуточные теории охватывают меньшую область сестринского дела, и здесь все понятия более четко разграничены между собой. Примером может служить группа теорий, которые посвящены деятельности медицинских сестер с различной конкретной специализацией, например, в психиатрии как в теории X. Пеплау(X. Peplau).
Ограниченные или «узкие» теории — это те теории, которые описывают только одно или несколько явлений. Зато эти явления и взаимоотношения между ними описаны детально. Примером ограниченной теории может служить теория, которая описывает влияние применения стероидов на кожные высыпания, сопровождающиеся зудом.
Одной из наиболее активно обсуждаемых проблем является проблема развития теорий. Очень многие аспекты данной проблемы считаются спорными. Следует отметить, что, обсуждая научные подходы, их различают как по методу, так и по фундаментальному базовому знанию. В связи с этим можно говорить о двух подходах к исследованию, а именно дедуктивном и индуктивном.
При дедуктивном методе исследователь идет от общего к частному от каких-то первоначальных предпосылок и с помощью логических умозаключений приходит к выводам, которые следуют из этих посылок. Чаще всего эти исходные предпосылки заимствованы из других теорий сестринского дела или вообще из других научных областей.
При индуктивном методе исследователь исходит из конкретных наблюдений, и путем анализа и синтеза формулируются выводы. Исследователь исходит из наблюдаемых явлений, выбранных им в качестве типичных (т.е. исследователь идет от частного к общему).
Интересным моментом в развитии теоретических подходов к сестринскому делу является изучение вопроса о количестве самих теорий. Особенно остро этот вопрос обсуждался в 1960-1970 гг. Сторонники существования одной теории приводили следующие аргументы:
. развитие сестринского дела как научной дисциплины возможно только при наличии одной теории;
. одна теория будет способствовать созданию единого профессионального «языка» в сестринском сообществе, однозначной трактовке терминов, понятий, феноменов сестринского дела.
В пользу существования множества теорий назывались следующие контраргументы:
. в настоящее время существует множество теорий сестринского дела, внесших определенный вклад в его развитие;
. ни одна из созданных теорий не охватывает в равной степени все области сестринского дела;
. выбрать из существующих теорий одну — значит уменьшить значение других.
В России с теориями сестринского дела познакомились лишь в 1990-х гг., когда началось реформирование отечественного здравоохранения и были введены программы подготовки медицинских сестер повышенного уровня.
Для развития отечественного сестринского дела сегодня является важным использование в практической деятельности уже существующих теорий сестринского дела, позволяющих с научной позиции улучшить сестринскую практику. Поэтому в качестве основополагающего понятия теории сестринского дела взято определение М. Киркеволд (M. Kirkevold): теория сестринского дело — это письменное изложение того, что представляет собой сестринское дело в целом или определенная его область.
Таким образом, теория играет важную роль в развитии сестринского дела, направляя и объединяя образование, научные исследования и практическую деятельность. Она способствует также формированию профессионального сознания и укреплению связей между медицинскими сестрами, работающими в различных областях.
Учитывая значительный объем информации, касающийся развития сестринского дела в зарубежных странах, и необходимость его осмысления для дальнейшего анализа, далее приводится хронологическое описание важнейших этапов развития теорий сестринского дела в зарубежных странах, на основе обзора, выполненного А. Мелеиз (A. Meleis) в 1991 г. Эти этапы приводятся в табл. 1 и более подробно рассматриваются ниже.
Таблица 1.
Периодизация и хронология основных этапов развития теорий сестринского дела

Период Продолжительность Характеристика периодов
1 до 1955 г. От принципов Флоренс Найтингейл до фундаментальных исследований в области сестринского дела
II 1955-1970 гг. Бурное развитие теорий сестринского дела
III 1971-1975 гг. Формирование структур теории, терминологии. Развитие теорий — цель научных сестринских исследований
IV 1976-1980 гг. Период осмысления, возрастание роли практики.
V 1981-1990 гг. Стремление к систематизации, обоснование теорий и развитие профессиональной терминологии
VI 1991 г. — по наст, время Развитие доказательной сестринской практики

Период I: до 1955 г От принципов Флоренс Найтингейл до фундаментальных исследований в области сестринского дела.

В этот период накопление знаний о сестринском деле и их распространение носило бессистемный характер. Большую часть знаний медицинские сестры приобретали в больницах, при которых существовали учебные заведения, а потом совершенствовали эти знания на практике.
Такое положение дел, наряду с нехваткой сестринских кадров и низким уровнем преподавания, не устраивало профессиональное сообщество. Американское правительство после серии рабочих совещаний, проверок деятельности больниц приняло специальное постановление об улучшении системы образования, перенеся процесс подготовки преподавателей и администраторов сестринского дела в университеты. Первые школы и колледжи при университетах появились в США на рубеже XIX-XX вв. Более широко университетское образование для медицинских сестер и педагогов стало развиваться в 1950-х гг. Важнейшей задачей было определение содержания сестринского образования, и решение этой проблемы послужило толчком для появления первых теорий сестринского дела.

Период 2: 1955-1970. Бурное развитие теории сестринского дела.

В эти годы, благодаря начавшейся подготовке медицинских сестер в университетах, сестринское дело активно развивается. Медицинские сестры, работающие в больницах, выполняли все больший объем работы, что способствовало росту их профессионального статуса.
Естественным следствием этого стало растущее недовольство врачей, считавших, что медицинские сестры выполняют врачебные функции. Врачи начали контролировать деятельность медицинских сестер. В ответ на этот контроль и растущее недоверие к компетентности сестер лидеры сестринского дела пытаются создать теории, которые бы описывали, что входит в обязанности медицинской сестры и за что она несет ответственность.
К ранним концептуальным теориям этого периода относится теория Хильдегард Пеплау (Hildegard Peplau, 1952), ставшая впоследствии моделью сестринской практики в психиатрии. Сестринское дело Пеплау представляла в виде сложного процесса межличностного и терапевтического взаимодействия между сестрой и пациентом, где сестра выступает в роли помощника, советчика и опекуна для пациента, а процесс их межличностного взаимодействия включает ряд последовательных этапов: ориентацию, идентификацию, объяснение и решение.
Наибольшую известность и популярность среди сестер в данный период получила теория Вирджинии Хендерсон (Virginia Henderson, 1955), основанная на удовлетворении 14 базовых потребностей пациента. Она отмечала, что «уникальная задача сестры в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний. Помощь, оказываемая пациенту сестрой, должна способствовать обретению им в кратчайшие сроки полной независимости».
В 1961 г. Американская Ассоциация медицинских сестер опубликовала официальный документ, в котором определила сестринскую деятельность как самостоятельную профессию. В качестве одной из важнейших целей развития профессии было выдвинуто создание теорий сестринского дела.
Новая группа теорий (Orlando, 1961; Wiedenbach, 1964; Travelbee, 1966) строилась уже не на основе теории потребностей, а на взаимодействии медицинской сестры с пациентом. Эти теории описывают, что характеризует хорошие и конструктивные отношения между сестрой и пациентом. Они оказали большое влияние на преподавание сестринского дела, выдвинув на первый план межличностный аспект сестринского дела и определив уход за больным, как процесс, позволяющий медицинской сестре целенаправленно выявлять осознаваемые потребности больного и рассматривать процесс лечения в перспективе и динамике.

Период 3: 1971-1975. Формирование структур теории, терминологии. Развитие теорий — цель научных исследований.

В начале 1970-х гг. было признано необходимым создание теории с четко выраженными структурными признаками. В США опубликован ряд статей, авторы которых наметили подходы к формированию приемлемых теорий сестринского дела. Это были критерии и характеристики, заимствованные из других областей знаний. Они определили необходимые составные части теорий сестринского дела, пути их практическою применения. Были сформулированы рекомендации по анализу и оценке теорий. Признание получили следующие критерии: объективность, эмпирическая достоверность, возможность применения количественных показателей, надежность, клиническая пригодность, гласность, коллегиальность и пр. Также в это время обсуждались следующие вопросы:
. нужна ли теория сестринского дела и если да, то почему;
. какая именно нужна теория;
. что должно характеризовать эту теорию;
. сестринское дело — это фундаментальная или прикладная наука.
Были определены две базовые точки зрения относительно дальнейшего развития сестринского дела. Представители первой из них полагали, что теория сестринского дела в первую очередь должна быть ориентирована на практическую деятельность с целью ее улучшения. Другая часть исследователей придавала большее значение естественнонаучному фундаменту теорий, и для них приоритетным было, чтобы теория сестринского дела отвечала научным критериям, принятым в других областях знаний, таких как психология, социология, биология ит.д. Смысл дискуссии состоял в том, чтобы проанализировать, какой тип научного знания может стать фундаментом сестринского дела. Было аргументировано доказано, что для того чтобы сестринское дело могло считаться самостоятельной профессией и наукой, оно должно отвечать тем же научным критериям, что и другие научные дисциплины.
В 1973 г. Американская ассоциация медсестер (ANA) опубликовала Стандарты сестринской практики, где значительная роль отводилась сестринским диагнозам. В этом же году в США состоялась первая конференция по классификации сестринских диагнозов, а двумя годами позже — вторая.
В это время появилось много солидных и влиятельных теорий, авторами которых явились: Каллиста Рой (Callista Roy, 1970), Марта Элизабет Роджерс (Marta E. Rogerc, 1970), Имогин Кинг (Imogene King, 1971), Д. Орем (D. Огет, 1971) и др.

Период 4. 1976-1980 гг. Период осмысления. Возрастание роли практики.

В конце 1970-х гг. американские преподаватели сестринского дела приобрели некоторый опыт работы с теориями сестринского дела, принимая участие в дискуссиях и используя теории или модели сестринского дела в преподавании. Новое поколение медицинских сестер, знакомясь с теориями в процессе обучения, работая в практическом здравоохранении, пыталось внедрить их в свою деятельность. Научное осмысление существующих теорий позволило выделить основополагающие для сестринской профессии понятия: личность, окружающая среда, здоровье, сестринское дело. В 1978 г. Д. Фоссет (J.Fawcett) объединила их в единое понятие «метапарадигма».
Были также определены вопросы, которые входят в сферу компетенции сестринского дела как научной дисциплины:
. какие факторы влияют на жизненные процессы, функции и благополучие человека;
. каковы типы поведения человека по отношению к окружающим в критических ситуациях;
. какие факторы могут оказывать влияние на состояние здоровья.

Период 5. 1981-1990 гг. Стремление к систематизации, обоснование теорий и развитие профессиональной терминологии.

Дискуссии по поводу того, нужны ли теории в сестринском деле, прекратились. На сестринское дело стали смотреть как на самостоятельную научную дисциплину. В этот период вышло несколько книг, в которых различные теории сравнивались межу собой. Были сделаны попытки внедрить теории в научные разработки и практику, а также соединить результаты различных исследований в единой теории.
Теперь на передний план выступили вопросы:
. что нам дали возникшие теории сестринского дела;
. как теория может использоваться в практике.
В середине 1980-х гг. большинство исследователей пришли к общему выводу, что теория сестринского дела является важным инструментом в научной работе и практической деятельности.
Эти годы были отмечены ростом интереса к серьезному обсуждению научно-философских проблем. Был проделан глубокий анализ различных философских направлений для поиска ответов на фундаментальные вопросы, связанные с развитием теорий в сестринском деле.
Внимание привлекли и онтологические проблемы: что такое человек, каково его происхождение и развитие, как он воспринимает действительность.
Еще одна особенность, характеризующая развитие сестринского дела в конце 1980-х гг. — это интерес к сестринскому процессу и сестринским диагнозам среди медицинских сестер многих стран мира.
В данном периоде деятельность медицинских сестер была определена как научно обоснованная методология сестринского ухода в процессе предоставления помощи пациентам. В большинстве сестринских школ новую концепцию деятельности медицинских сестер включили в содержание учебных программ. В отдельных штатах, например, Канзас, Нью-Йорк, постановка сестринского диагноза была определена Законами о практической профессиональной деятельности медицинских сестер как юридической обязанности профессиональной медицинской сестры.

Период 6. 1991 г. — по настоящее время. Развитие доказательной сестринской практики.

После 1991 г. в США была продолжена дальнейшая систематизация и унификация профессионального сестринского языка и практики. К наиболее успешным результатам этой работы можно отнести созданные в Северной Америке Классификацию сестринских диагнозов (NANDA), Классификацию сестринских вмешательств (NIC) и Классификацию сестринских результатов (NOC).
Доказательная сестринская практика своим появлением во многом обязана концепции доказательной медицины (ДМ), которая была предложена клиническими эпидемиологами из Канадского университета Мак-Мастера (McMaster University), г. Онтарио. Авторы ДМ предлагали врачам и другим специалистам проводить систематический поиск и анализ достоверных фактом в медицинской литературе и использовать полученную информацию для принятия решения об оказании медицинской помощи, Доказательная сестринская практика может быть представлена следующим алгоритмом действий:
. формулирование вопроса, на которой может быть получен ответ, и оценка ситуации, в которой находится пациент;
. систематический поиск доказательств, полученных в научных исследованиях, которые могут быть использованы для ответа на поставленный вопрос;
. интеграция доказательств, полученных в исследованиях, с другой информацией, которая может повлиять на решение проблем пациента: клинический опыт медицинской сестры, предпочтения пациента в отношении альтернативных форм помощи, доступность ресурсов;
. принятие решения об оказании доказательной сестринской помощи;
. оценка результатов принятого решения.
Следует отметить, что в настоящее время объем статей, посвященных различным аспектам деятельности медицинских сестер, значительно уступает количеству публикаций по клиническим вопросам. При этом, начиная с первой четверти XX в., исследования по сестринскому делу проводятся в различных странах мира, и к текущему моменту они представляют значительные объемы литературы, которым вполне применимы технологии поиска, оценки степени надежности представленных доказательств, обобщения результатов, используемых в доказательной медицине.

Лекции

Теоретических занятий

По учебной дисциплине

«Сестринское дело и манипуляционная техника»

Специальность 2-79 01 31 «Сестринское дело»

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПО УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ.

Раздел 1. История развития сестринского дела.

Тема: «Цели и задачи сестринского дела. История развития сестринского дела»

Сущность сестринского дела.

Профессия медицинской сестры очень трудна. К избравшим её предъявляются, как минимум, четыре вида требований: профессиональная компетенция, физическая выносливость, порядочность и постоянное совершенствование умений и знаний.

Профессиональная компетенция необходима для успешной работы. Постоянное совершенствование умений и знаний обеспечивает возможность общения с представителями других профессий. От медицинской сестры требуется порядочность, потому что она получает конфиденциальную информацию и от пациента, и от его семьи, имеет дело с множеством наркотических веществ, оценивает работу других медсестёр, участвует в принятии решений, сложных с этической точки зрения.

Что же такое сестринское дело? Что представляет собой профессия медицинской сестры?

Одним из «нестареющих» является определение профессии медицинской сестры, которое дала Верджиния Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор: «Медсестра – это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребёнку, источник знаний и уверенность для молодой матери,уста тех, кто слишком слаб или погружён в себя, чтобы говорить».

Понятие «сестринское дело» сравнительно недавно вошло в профессиональный лексикон. Всё больше привыкли к понятию «уход за больными» или «деятельность медсестры». Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988г.,когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина –основы сестринского дела. Однако точного определения понятия «сестринское дело» нет. Это обусловлено целым рядом факторов: географическое положение страны, окружающая обстановка, количество медицинских сестёр и их обязанности в данной местности.

История развития сестринского дела.

Самосовершенствование и совершенствование в профессии невозможно без опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего. Поэтому мы прежде всего остановимся на истории возникновения профессии медицинской сестры.

Общество во все времена высоко ценило и ценит здоровье и благополучие, потому что здоровые люди способны творить, защищать своих близких. Людям,которые могут облегчить страдания или исцелить, всегда отводилась важная роль, особенно во время войн и эпидемий. Между здоровьем, целительством и религией существовала связь, религиозные фигуры древности – жрецы, жрицы - считались наделёнными целительной силой. Для лечения использовались приготовленные по необходимым рецептам лекарства, различные процедуры, молитвы и обряды. Ещё в глубокой древности женщины нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными и инвалидами.


Начало организованного ухода за больными и ранеными было положено во время правления Петра I. В 1715г. им был издан указ,в котором шла речь о применении женского труда по уходу за больными детьми. Несколько позже по указу Петра I создаётся «медицинская коллегия» (канцелярия, которая для работы в госпиталях в 1728г. ввела штатную единицу для женщин по уходу за больными и ранеными). Но после смерти Петра Iвсе его начинания были прерваны практически на 100 лет. Только к концу XVIII в. Женский труд по уходу за больными начал применяться в гражданских больницах (Павловская больница).

Следующий шаг в развитии сестринского дела – появление службы «сердобольных вдов». В1807г. в Москве и Петербурге были открыты приюты для бедных вдов. В январе 1814г. в одном из таких приютов при Мариинской больнице 24 вдовы изъявили желание посвятить себя уходу за больными. В январе 1818г. в Москве был учреждён институт «сердобольных вдов». Большой вклад в подготовку персонала внёс главный врач Мариинской больницы Оппель, который издал учебник Руководство и правила, как ходить за больными,в пользу каждого сим делом занимающегося,а иначе для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших…». В нём подчёркивалось: «Без надлежащего ухода и самый искусный врач мало, или никакого даже, в восстановлении здоровья или отвращении смерти сделать не может».

В службу «сердобольных вдов» могли вступить обитательницы вдовьих домов и их незамужние дочери после долгих испытаний добродетелей. В книге Оппеля содержались требования, которые предъявлялись к испытуемым. Они должны были обладать трезвостью ума, верностью, человеколюбием, совестливостью, терпением, молчаливостью, опрятностью, отсутствием брезгливости. Если в этих качествах убеждались их наставники, то начиналась специальная подготовка сердобольных вдов.

Новый этап в развитии женской медицинской помощи - это появление в России общин милосердия. Первая община сестёр милосердия была организована в 1844г. в Петербурге, в дальнейшем (1873) она стала именоваться Свято-Троицкой общиной. Существовала община на средства благотворительных организаций. В неё принимались вдовы и девушки в возрасте от 20 до 40 лет. Сёстры милосердия обязаны были дежурить у больных на квартире, в больнице и помогать врачу на приёме больных, обслуживаемых общиной. Таким образом, женский труд стал применяться в больницах и госпиталях, однако для оказания помощи раненым женщин пока не привлекали.

В 1854г. (период Крымской войны) в Петербурге была создана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия для ухода за больными и ранеными. Устав Крестовоздвиженской общины был составлен Н.И.Пироговым. Главной целью общины была подготовка сестёр милосердия для ухода за больными и ранеными в военных госпиталях Крыма, где ощущалась острая нужда в медицинском персонале.

Вступившие в общину женщины в течение 2-3 месяцев проходили стажировку, а затем направлялись на фронт. Многие русские женщины оказывали помощь раненым на поле боя в условиях тяжёлой боевой обстановки. Среди них Даша Севастопольская, Екатерина Бакунина, Екатерина Хитрова, Варвара Щедрина и др. Н.И. Пирогов так характеризовал сестёр милосердия: «Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простая, богопочтительная женщина с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, а при том, она должна непременно сохранить чувствительное сердце». Вот характеристика условий, в которых сёстры милосердия оказывали помощь больным и раненым в крымских госпиталях.

Обстановка в крымских госпиталях была исключительно тяжёлой. Наступила осень, шли дожди, дороги стали трудно проходимыми. В госпиталях в суконных палатках становилось прохладно и сыро. Сёстры милосердия в солдатских сапогах, топая в грязи, обходили насквозь промокшие палатки, стоя порой на коленях, делали перевязки, раздавая чай, чтобы согреть промокших больных, лежавших на подстилках или просто на земле. Отмечались заболевания сыпным тифом, холерой, цингой, лихорадкой. В таких случаях сёстры оказывали свою посильную помощь. Все эти женщины были разные, но их роднила любовь к Отчизне, желание служить своему народу.

Международное признание получила жизнь и деятельность сестры милосердия англичанки ФлоренсНайтингейл. Она родилась во Флоренции в 1823г.,получила хорошее воспитание. С детства ей было свойственно обострённое чувство сострадания ко всем больным и несчастным. В возрасте 31 года, к моменту добровольной поездки в Крым на войну (1855), она уже посетила все госпитали в Лондоне и многие в Европе. В сложных условиях войны Найтингейл, возглавив отряд добровольных «сиделок», сумела организовать уход за ранеными, обеспечить снабжение их пищей, одеждой,книгами.

«Там, где болезнь является в самом сильном развитии, там, где рука смерти приближается к своей жертве, там можно встретить эту несравненную женщину. Её кроткое присутствие производит утешительное действие на больного, даже в последней его борьбе со смертью», - писали газеты того времени.

Ухаживая за больными в условиях повальных эпидемий, ФлоренсНайтингейл заболела лихорадкой, но по выздоровлении, несмотря на уговоры друзей возвратиться домой, осталась при госпитале. Большой вклад внесла она в дело обучения женщин, желающих посвятить себя уходу за больными. В работе «Как нужно ухаживать за больными» ею были развиты многие идеи по санитарии и гигиене лечебных учреждений,практике и лечению заболеваний, отражены вопросы медицинской деонтологии.

В 1860г. ФлоренсНайтингейл основала первую школу сестёр милосердия в Англии при больнице Святого Фомы. Она впервые отметила,что в сестринском деле есть две важные области: уход за здоровыми и уход за больными пациентами. Уход за здоровыми определялся как «поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезни». Уход за больными раскрывался ею как «способность помогать жить человеку, страдающему от болезни», не просто выжить, а жить как можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение. Она настаивала на том, что предотвратить болезнь легче, чем лечить. Эта точка зрения была предшественницей теорий микробиологов и психологов. ФлоренсНайтингейл впервые применила в здравоохранении научные методы и статистические исследования, сочетание решения проблем с профилактическими методами, такими, как соблюдение чистоты, здоровое питание,внимание к эмоциональному состоянию пациентов, соответствующее образование медицинских сестёр.

В знак благодарности за выдающиеся заслуги в области развития сестринского дела в 1912г. английским правительством были учреждены Международный фонд и медаль имени ФлоренсНайтингейл.

Во Флоренции, на родине Найтингейл, в старинном храме рядом с гробницами Данте и Микеланджело, в глубокой нише стоит изваяние женщины с лампой. У подножия его высечены слова: «Она была примером служения людям и прообразом международного милосердия, носителем которого позднее стал Красный Крест».

Ежегодно, 12 мая, в день рождения ФлоренсНайтингейл проводится награждение лучших медицинских сестёр во всём мире. В Беларуси этой высокой награды удостоены шесть медицинских сестёр: Мария Афанасьевна Горячук, г. Гомель (1983), Софья Адамовна Кунцевич, г. Минск (1981), Софья Васильевна Белухова, г. Гомель (1975), Екатерина Ефимовна Сиренко, г. Барановичи (1971), Евгения Максимовна Шевченко, г. Скидель (1967), Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко, г. Полоцк (1957). На обратной стороне медали выгравирована надпись: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».

После Крымской войны в России начали возникать многочисленные новые общины сестёр милосердия, они стали более широко привлекаться для ухода за ранеными в госпиталях. В 1867г. было организовано Общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879г. в Российское общество Красного Креста. Одной из задач этого общества была подготовка сестёр милосердия. В1868г.в Петербурге возникла Георгиевская община, одним из руководителей которой был выдающийся врач С.П.Боткин. Возникали и другие общины Красного Креста (в Петербурге, Москве, Харькове, Тифлисе и др.).

Кроме общин Красного Креста, сёстры милосердия готовились и монастырскими общинами, а также на курсах при больницах. В 1894г. Крестодвиженская община была передана в ведение Российского общества Красного Креста. Завоевала своим героическим трудом право ухаживать за больными и ранеными в Крымской войне, русские сёстры милосердия в дальнейшем принимали участие в русско-турецкой войне (1877-1878), русско-японской войне(1904-1905), первой мировой войне(1918-1920). Женский труд в медицине занимает подобающее ему место в лечении и уходе за ранеными и больными. Высокие моральные качества, служение, порой жертвенное, страдающим людям стали характерными для русских сестёр милосердия. На них воспитывались и воспитываются поколения медицинских сестёр. Многое для обеспечения медицинского образования женщин сделал сподвижник Н.И.Пирогова С.П. Боткин. По инициативе С.П.Боткина и М.А.Сеченовой- первой русской женщины – хирурга – в 1872г. был создан Комитет попечения о сёстрах милосердия и начат поиск средств на устройство приюта для престарелых медицинских сестёр.

К концу 1912г. в ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сёстрами милосердия. В соответствии с уставом в общину принимались только лица христианского вероисповедания. Сёстры не получали оплаты за свой труд, а обеспечивались от общины жильём, пищей, одеждой.

Вторая половина XIX в. характеризуется интенсивным открытием учебных заведений для подготовки средних медицинских кадров в Беларуси. Это были повивальные, фельдшерские, зубоврачебные школы, школы для подготовки сестёр милосердия.

В январе 1865г. было открыто первое в Беларуси среднее медицинское учебное заведение – Могилёвская повивальная школа. Инициатор её создания Н.М.Мандельштам – один из виднейших деятелей медицины Могилёвской губернии того времени. В октябре 1876г. была открыта повивальная школа на 20 человек в г. Гродно.

Кроме того, на территории Беларуси существовали школы при больницах Приказа общественного призрения: специальная школа сестёр милосердия в г. Минске(1890-1902) и фельдшерская школа в г. Витебске(1872-1875).

Медицинские школы открывались также некоторыми общественными организациями. Так, в Минске с декабря 1902 г. при Общине сестёр милосердия Красного Креста были открыты одногодичные курсы подготовки сестёр милосердия. С1904 по 1910 г. в Минске работала десятимесячная школа повивальных бабок при родильном приюте Минского отделения Российского общества защиты женщин.

Немалую роль в подготовке средних медицинских кадров играли частные медицинские школы. В 1907 и 1908 гг. в Минске были открыты две первые в Беларуси зубоврачебные школы. В 1909г. они слились в одну школу, обучение в которой длилось два с половиной года.

Развитие медицинских школ сопровождалось рядом преобразований. В 1869г. в паевое содержание Могилёвской повивальной школы вступила Витебская губерния, поэтому школа официально приобрела межгубернское значение.

В то время уставы медицинских школ отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872г. правительством был учреждён типовой устав фельдшерско-акушерских школ.

На курсах медицинских сестёр изучались латинский язык, физиология, хирургия и десмургия, гигиена, анатомия, внутренние болезни, уход и первоначальная помощь, фармакология и рецептура. Ежедневно теоретические занятия длились 2 ч., в остальное время учениц обучали уходу за больными в больницах и на дому.

В частной школе, чтобы получить звание акушерки второго разряда, необходимо было учиться 1год, акушерки первого разряда - 2 года, фельдшера – 3 года. Школа придерживалась утверждённой программы для фельдшерских школ.

Таким образом, в Беларуси в конце XIX - начале XX в. Имелось несколько видов учебных заведений, в которых готовились средние медицинские кадры. Широкая подготовка сестёр милосердия началась после Октябрьской революции. К сожалению, одним из первых мероприятий по усовершенствованию подготовки кадров медицинских сестёр были не только ликвидация общин сестёр милосердия, но и отмена наименования такой профессии. Теперь сёстры милосердия стали называться медицинскими сёстрами. В первые годы после окончания Гражданской войны разрушенная сеть медицинских учреждений восстанавливалась очень медленно, поэтому проблема медицинских кадров в это время была одной из важнейших и самых острых в здравоохранении.

Система среднего медицинского образования в 20-40-х годах неоднократно изменялась. В октябре 1922г. Главным управлением по профессиональному образованию была проведена I Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, которая определила систему подготовки средних медицинских кадров и типы средних медицинских учебных заведений в Беларуси.

В 1936-1937гг. в Беларуси произошла перестройка средней медицинской школы на единой основе. Число школ увеличилось с 6 в 1932г. до 33 в 1937г.

После присоединения Западной Беларуси в 1939г. были открыты медицинские школы в Гродно, Слониме, Барановичах, Пинске. К 1940г. в республике функционировало 35 средних медицинских школ: 4 фельдшерско-акушерские, 2 фельдшерские, 3 фармацевтические, 23 для медицинских сестёр, 2 для медицинских лаборантов и 1 зубоврачебная. Одновременно проводилась подготовка среднего медицинского персонала на курсах. К началу Великой Отечественной войны в Беларуси 15293 средних медицинских работника.

Героизм и самоотверженность проявили медицинские работники во время Великой Отечественной войны: 72,3% возвращённых в строй раненых и 90% больных - таков итог их труда. В действующей армии находились 500 тыс. средних медицинских работников. В период с 1941 по 1945г. организацией Красного Креста было подготовлено 300 тыс. медицинских сестёр, 500тыс. сандружинниц и 300 тыс. санитарок. Оказание помощи раненым на поле боя приравнивалось к ратному подвигу. Таких подвигов в годы Великой Отечественной войны было совершено медицинскими сёстрами бесчисленное множество.

В первые месяцы войны наши войска вынуждены были отступать под натиском превосходящих сил противника, неся большие потери. На медиков войскового звена, персонал немногочисленных госпиталей легли огромная нагрузка и ответственность. Люди работали, забывая об отдыхе, до изнеможения. С первых же дней войны 1000 врачей, фельдшеров, медицинских сестёр пришли в военкоматы с просьбой послать их в действующую армию, на фронт. В годы войны медицинская служба почти наполовину была представлена женщинами. Работая наравне с мужчинами, принимая на себя те же опасности и невзгоды, наши женщины не уступали им в храбрости и мужестве. Среди 44 медиков –Героев Советского Союза – 17 женщин. Нет таких слов, которые могли бы передать всё благородство того, что сделали в годы войны женщины – медики, как нет слов,достаточно полно передающих и глубину благодарности, которую испытывали воины к своим медицинским сёстрам. Среди них И.Н.Левченко (в бою за Крым вынесла из горящих танков 28 солдат и офицеров), В.С.Кащеева. Особого внимания заслуживает подвиг юной медицинской сестры Зинаиды Туснолобовой-Марченко, уроженки г. Полоцка. В начале войны она добровольно пошла на курсы медицинских сестёр и после их окончания была назначена санитарным инструктором стрелковой роты. За три дня боёв Зинаида оказала помощь 40 раненым бойцам и командирам. Её наградили орденом Красной Звезды и вскоре присвоили звание старшины медицинской роты. За время боёв Туснолобова-Марченко вынесла из-под огня 123 раненых бойца и командира.

Зимой 1943г. дороги войны привели Зину в Курскую область. В одном из боёв, оказывая помощь раненому командиру, она сама была тяжело ранена в обе ноги разрывными пулями. Около суток пролежала девушка, истекая кровью,на февральском морозе. Только на следующий день нашли её разведчики и отправили в госпиталь. Чтобы спасти жизнь, Зинаиде пришлось ампутировать руки иноги. Казалось, такая беда сломит её дух, но жизнь продолжалась.

Молодёжь одного из заводов г. Свердловска выпустила сверх плана 5 танков и написала на башнях: «За Зину Туснолобову». За неё мстили воины-однополчане. В 1957г. она была удостоена звания Героя Советского Союза, а Международный комитет Красного Креста наградил её медалью «ФлоренсНайтингейл».

Высокие награды,которыми были отмечены лучшие военные медики, явились признанием больших заслуг всего медицинского состава, признанием высокого героизма, проявленного медиками на полях сражений.

Маршал К.К.Рокосовский в своих мемуарах писал: «Поистине наши медики были тружениками-героями. Они делали всё, чтобы скорее поставить раненых на ноги, дать им возможность вернуться в строй. Нижайший поклон им за заботу и доброту».

Во время войны здравоохранению Беларуси был нанесён огромный ущерб. Сеть лечебных учреждений была разрушена на 80%, практически все медицинские школы уничтожены вместе с оборудованием.

С началом освобождения Беларуси от немецких захватчиков стали восстанавливаться и медицинские учреждения. В марте 1944г. начали функционировать медицинские школы в Могилёве, Мозыре, Гомеле. К декабрю 1944г. в Беларуси было восстановлено 22 средних медицинских учреждения. Медицинские школы не имели достаточного количества помещений, не хватало учебной литературы и учебных пособий.

В 1954-1955гг. медицинские школы Беларуси были преобразованы в медицинские училища.

В настоящее время в республике имеется 17 медицинских колледжей, 1колледж повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников и 10 филиалов повышения квалификации в медицинскихколледжах.

Подготовка среднего медперсонала ведётся по специальностям: фельдшерско-акушерское дело, санитария, гигиена, лабораторная диагностика, техника массажа (для слабовидящих и слепых), зубоврачебное дело, зуботехническое дело, сестринское дело. В лечебно – профилактических учреждениях медицинские сёстры могут работать палатными, процедурными, перевязочными, операционными медицинскими сёстрами и т. д.

Палатная медицинская сестра ведёт наблюдение за состоянием здоровья пациентов: общим видом, деятельностью сердца, органов дыхания и пищеварения; выполняет врачебные назначения. Когда медицинские сёстры специализируются по уходу за хирургическими больными, их называют хирургическими медицинскими сёстрами, работающих в операционной – операционными, в отделениях и кабинетах физиотерапии – физиотерапевтическими, ведающих вопросами диетического питания пациентов – сёстрами по диетпитанию, осуществляющих патронаж на дому – патронажными, работающих на участках в поликлинике – участковыми медицинскими сёстрами. В поликлинических учреждениях медицинские сёстры помогают врачу на приёме, выполняют различные медицинские процедуры по назначению участковых врачей у пациента на дому, ведут санитарно-просветительную работу среди населения. Работой медицинских сестёр руководит старшая медицинская сестра отделения.

Старшая медицинская сестра участвует в проведении утренних конференций, в обходах, организует сестринские посты, составляет график работы палатных медицинских сестёр в отделении, выписывает и получает из аптеки необходимые медикаменты, предметы ухода за пациентами в отделении, контролирует правильность хранения историй болезней организует приём пациентов в отделение и их выписку, составляет отчёт о работе отделения.

На медицинских сестёр детских воспитательных учреждений возлагаются уход за детьми, контроль за санитарным состоянием помещений и др.

Обязанности медицинских сестёр других лечебно-профилактических оздоровительных и санитарных учреждений определяются в зависимости от их профиля.

Медицинским сёстрам необходимо систематически повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования и специализации. В медицинских училищах организуются отделения повышения квалификации, в лечебно-профилактических учреждениях проводятся конференции, читаются лекции по различным разделам медицины. В целях повышения квалификации медицинских сестёр, освещения наиболее злободневных проблем медицины издаются специальные журналы: «Мир медицины» (учредитель - Ассоциация медицинских сестёр г. Минска), «Сестринское дело», «Медицинские знания» и др.

Здравоохранение является важнейшим фактором формирования здоровья населения, по оценкам экспертов ВОЗ среди факторов, определяющих здоровье отдельного индивидуума и людей в целом, имеется следующее соотношение: в 50% и более здоровье обусловлено условиями и образом жизни, в 20-25% - состоянием (загрязнением) внешней среды, в 20% - генетическими факторами, в 8-10% - состоянием здравоохранения. Однако мнение о том, что здоровье определяется только на 8-10% развитием системы здравоохранения, по современным представлениям, не имеет реального подтверждения, это лишь условная оценка. По данным академика РАМН О.П. Щепина, выступавшего на прошедшем в 2004 году в г. Иркутске Всероссийском конгрессе «Человек и здоровье», роль здравоохранения существенно выше. Причём правильно организованное оно приносит пользу людям, а неправильно организованное – вред, который сложно оценить. Для более точной оценки роли здравоохранения требуется создание полного представления о том, какие параметры здоровья отражают влияние именно системы здравоохранения.

Наиболее важной и приоритетной функцией здравоохранения является профилактическая. Врачи, анализируя вредные факторы возникновения и развития болезней в состоянии предлагать пути профилактики по некоторым из них и соответственно снижать поражённость болезнями. В России профилактическая медицина долгие годы имела довольно высокий уровень и занимала лидирующие позиции. Широко известны программы по йодированию соли и других пищевых продуктов, внедрению фтора в зубные пасты и т.д. Таких инициатив предложено очень много, лишь малая толика внедрена. Очень важную роль играют исследования гигиенистов по оценке роли факторов окружающей среды на здоровье и путей профилактики рисков здоровью.

Состояние и развитие системы здравоохранения определяется тремя основными позициями 1:

    Объективно существующими закономерностями формирования здоровья населения, реальными тенденциями;

    Уровнем представлений о путях развития и коррекции медицинскими мерами основных недугов человека;

    Возможностями общества, интеллектуальными и в основном экономическими, для выработки (или восприятия) и внедрения современных технологий ведения больных, управления здоровьем, исходя из действующих приоритетов.

Сестринское дело – это одна из важнейших составляющих системы здравоохранения любого государства.В России доминирует врачебная модель взаимоотношений старшего и среднего медицинского персонала, а также организации ухода за больным. Медицинская сестра из активной действующей фигуры, которой она является во всём мире, превращена в безликое существо, функции которого ограничиваются, чаще всего, лишь удовлетворением потребности врача в безропотном и исполнительном помощнике. Подобная ситуация привела к тому, что в статистических ежегодниках ВОЗ, посвящённых проблеме организации здравоохранения, Россия по своей сестринской практике не выдерживает сравнения с другими государствами и потому просто исключается из перечня. Низкая социальная значимость профессии медицинской сестры в нашей стране подчёркивается, кроме всего прочего, малой оплатой труда и значительным недостатком профессионально подготовленных и квалифицированных специалистов в этой области. По данным статистики в России на 1 врача приходится 2,7 медицинских сестры, при этом в центре страны, в Москве – 3,5, на окраине, например, в Приморском крае – 1,1, в Иркутске – 1,6 (для сравнения, в Швеции - 5). Безусловно, при сложившемся положении сёстры не могут выполнять в необходимой степени функцию ухода за больными. Но ведь известно, что уход представляет собой не менее, а иной раз, даже и более важный этап в реабилитации пациента и возвращении его в общество в качестве активного элемента.

Реформа сестринского образования, ставящая своей целью формирование нового статуса медицинской сестры – академического (менеджера здравоохранения), позволит изменить положение вещей в позитивную сторону. Средний медицинский персонал с высшим образованием будет представлять собой принципиально новый и высокий в качественном отношении слой медицинских работников: это будут не пассивные и часто равнодушные исполнители, а активные и творчески мыслящие администраторы и специалисты по уходу. Чрезвычайно важной составляющей, позволяющей сформировать мировоззрение медицинской сестры нового типа, представляется гуманистически ориентированное образование, направленное на понимание важности прав и свобод пациента, высшей ценности человеческой жизни. И в этом процессе важная роль отводится этическому воспитанию, которое имеет определяющее значение в процессе профессионального становления медицинской сестры, ее личностного роста, позволяющего принимать взвешенные, грамотные и ответственные решения.

Проследим эволюцию понятия «Сестринское дело». Пожалуй, самое первое определение дала Ф. Найтингейл (1859 г.), основоположница сестринского дела, о ней мы коротко скажем чуть ниже. По её словам сестринское дело – это действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. Это глубокое понимание предмета, которое однако, очень абстрактно отражает его сущность для непосвящённого. Более метко и ёмко звучат другие определения: «наука ухода» (Arnold и Carson, 1990), «забота о другом ради его блага» (Д. Орэм), «практика челове­ческих взаимоотношений» (ВОЗ). Тем не менее, проблема определения сестринского дела остаётся существенной. Попытки выразить сущность сестринского дела предпринимались на многочисленных съездах и конференциях, различными авторами (можно познакомиться с ними в глоссарии), но все они имеют существенные недостатки – фрагментарность в отображении понятия и сложность формулировки. Последнее может быть обусловлено трудностями перевода, т.к. большинство терминов – иноязычные. Мы предлагаем собственную попытку определить сестринское дело с учётом опыта других дефиниций и, прежде всего, определения данного Международным советом медицинских сестёр 2 .

Сестринское дело – это комплекс организованных мероприятий по уходу, осуществляемый специально подготовленными профессиональными медицинскими сёстрами, направленный на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода нуждающимся лицам всех возрастных групп, с учётом существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды 3 .

Это определение позволяет чётко выделить ряд существенных позиций, типичных для сестринского дела:

    Мероприятия по уходу носят организованный характер, т.е. являются составляющей частью системы здравоохранения и благодаря этой системе получают организацию.

    Проводятся профессиональными медсёстрами – эта позиция показывает важность получения образования сёстрами для достижения своего положения и подчёркивает их социальный статус.

    Мероприятия имеют определённую цель – эти цели составляют ведущие компоненты деятельности медицинской сестры и всех сестёр в целом: укрепление здоровья, профилактика заболеваний, предоставление помощи и ухода нуждающимся.

    Обязательный учёт конкретной ситуации – в данном контексте, учёт состояния больного и состояния окружающей его среды.

Таким образом, в этом определении слились воедино все 4 компонента философии сестринского дела, которые были сформулированы J. Fawcett в 1989 г. и получили название метапарадигмы сестринского дела. Коротко разберём их:

    Человек (личность больной, клиент, индивидуум, семья, коллектив) – это основное понятие сестринского дела. В сестринском деле под определение «человек» может подходить как индивидуум, так и общность – семья, школа или рабочий коллектив. Всеобъемлющее понятие о человеке означает, что он рассматривается с физической, психической и социальной точек зрения, что означает наличие у него физических, психологических и социальных потребностей. Понятие о человеке включает в себя понимание ценности человеческой жизни. Человек в сестринском деле рассматривается через призму гуманистической теории. Человек чувствует, переживает, творит, непрерывно растет и развивается. Человек – это неповторимый индивидуум, который самостоятельно способен определить свои потребности и хорошее самочувствие. В сестринском деле человек воспринимается как целостность. Человек живет, общаясь и контактируя с другими людьми, и его необходимо воспринимать самостоятельно способным принимать решения и их выполнять. Физическая сущность человека представляет собой совокупность органов. К чувственной стороне психических особенностей человека относится память, мышление, способность оперировать понятиями, стремления и чувства, а также надежда. Каждый человек обладает духовностью, что проявляется в присущем только ему чувственном и духовном мире. Человек растет и развивается в социальном плане, общаясь и контактируя с другими людьми и усваивая принятые в его окружении нормы и обычаи. Человек живёт, поддерживая отношения с природой, культурой и обществом, он живёт как социальный индивид, а также как член различных групп и обществ. Наиболее важной социальной группой для человека является его семья.

    Окружающая среда (окружение). Окружение человека неотделимо от здоровья и благосостояния человека. Человек живёт строя продолжительные социальные отношения со своим окружением. Он оказывает влияние на окружение, равно как и окружение влияет на него. К физическому окружению относятся те отношения, в которых человек живёт. Психическое и социальное окружение состоит, в том числе из отношений между людьми, общения, языка, культуры и норм повеления. Одной из целей сестринского ухода является оказание поддержки человека в условиях, максимально приближенных к условиям его окружения, обычно дома. Стационарный уход требует от человека приспособления к новым условиям. Хорошее окружение во время стационарного ухода позволяет человеку чувствовать себя безопасно и комфортно. Благосклонное и обходительное окружение во время ухода способствует улучшению состояния пациента. Решающим фактором может стать поддержка, оказываемая родственниками и близкими, посредством чего пациенту легче адаптироваться к больничным условиям, а в дальнейшем к домашним.

    Здоровье . Здоровье можно определить с различных точек зрения. По определению ВОЗ (1947), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов. Человека можно рассматривать с точки зрения состояния здоровья по шкале, на одном конце которой находиться идеальное здоровье, а на другом - смерть. Здоровье не означает лишь отсутствие заболевания, учитывается достаточно хорошее физическое, психическое и социальное равновесие, посредством чего достигается хорошее самочувствие и дееспособность. Под дееспособностью понимается способность человека удовлетворять свои основные потребности в физической, психической и социальной областях жизни. Человек воспринимает своё здоровье индивидуально, по-своему приспосабливаясь к заболеваниям. В уходе мы стремимся к тому, чтобы человек достиг как можно более хорошей дееспособности. Исходной точкой ухода является собственное понятие человека о том, что для него лучше в повседневной жизни.

    Уход . Уход – это профессиональная деятельность, отвечающая потребностям пациента. Сестринский уход исторически связан с уходом за больными людьми. Это очень узкое понятие. В современном понимании сестринского ухода на первый план выходят предупреждение заболеваний, поддержание здоровья путем обучения и просвещения, консультирования. Медсестра должна уметь просвещать учить и консультировать пациента с тем, чтобы он мог максимально самостоятельно обходиться в повседневной жизни. Уход включает в себя общение между пациентом и медсестрой. Общение строится на ценностях и принципах ухода. Также важными при осуществлении ухода являются умение дать пациенту надежду и поддерживать её, а также уменьшать страдания. Уход – это всегда совместная работа с пациентом, его семьей, при этом как можно больше необходимо использовать внутренние резервы пациента. С точки зрения улучшения состояния пациента важно, чтобы он сам как можно более активное участие принимал в уходе за собой. Основными методами ухода являются помощь клиенту / пациенту, умение слушать, разговаривать, оказывать поддержку, проявлять заботу, обучение, консультирование.

Сестринское дело несёт множество функций, которые мы должны коротко перечислить (ЛЕМОН, 1996):

1. Предоставление сестринского ухода и управление им, будь то меры профилактики, лечения, реабилитации или психологической поддержки пациента, семьи. Эта деятельность наиболее эффективна, если основана на сестринском процессе (5 этапов).

2. Обучение пациентов, их семей и представителей здравоохранения, что включает:

    оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья;

    подготовку и предоставление необходимой информации на соответствующем уровне;

    оценку результатов подобных просветительных программ;

    применение принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов.

3. Исполнение роли эффективного члена медико-санитарной бригады, что предусматривает:

    сотрудничество с пациентами, семьями, другими работниками здравоохранения в целях планирования, организации, управления и оценки сестринского ухода;

    выполнение роли лидера сестринской бригады, в которую входят другие медицинские сестры и вспомогательный персонал;

    делегирование работы и функций медицинской сестры другому сестринскому персоналу и координация их деятельности; сотрудничество с другими профессионалами в целях создания нормальных условий труда, способствующих эффективной сестринской деятельности;

    участие в подготовке и предоставлении необходимой информации населению, руководству, политикам в виде докладов, семинаров, конференций, средств массовой информации и т.п.

4. Развитие сестринской практики через критическое мышление и исследование. Эта функция сестринского дела включает:

    внедрение новаторских методов работы для достижения лучших результатов в сестринской практике;

    определение областей сестринских исследований;

    использование культурных, этических и профессиональных стандартов для осуществления руководства сестринскими исследованиями.

Конечно же, чрезвычайно важную информацию о любом предмете даёт определение его цели. По С.И. Двойникову и соавт. (2002), выделяется четыре основных цели сестринского дела 4:

    объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

    привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;

    обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менедже­ров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;

    выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

Несколько шире позволяет ощутить важность предмета рассмотрение его задач, которые также очень детально сформулировал С.И. Двойников и соавт. (2002):

    развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

    консолидирование профессиональных и ведомственных уси­лий по медицинскому обслуживанию населения;

    ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

    разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

    осуществление консультативной сестринской помощи;

    обеспечение высокого уровня медицинской информации;

    ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

    проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

    создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

Ключевой фигурой сестринского дела, как мы это усвоили из определения, является медицинская сестра . В соответствии с современным пониманием, представленным в Глоссарии МАНГО (1994) 5 , –это лицо, завершившее программу базового медсестринского образования общего характера и полу­чившее у соответствующего регламентирующего органа полномочия на занятия сестринским делом в своей стране. Причём отмечается, что базовое медсестринское образование представляет собой официально признанную программу учёбы, которая даёт широкую подготовку по поведенческим наукам, биологии и сестринским наукам для осуществления общей практики сестринского дела, выполнения лидерской роли или более высокой подготовки по специальности. Предполагается, что медицинская сестра имеет подготовку и необходимые полномочия для того, чтобы:

    Заниматься общей сестринской практикой, включая укрепление здоровья, профилактику болезней и оказание помощи лицам с физическими недостатками, психическим больным и инвалидам всех возрастов, преимущественно в условиях учреждений здравоохранения и иных учреждениях коммунально-общинного характера.

    Осуществлять обучение по вопросам охраны здоровья.

    Принимать всемерное участие в деятельности в качестве члена группы (бригады) здравоохранения.

    Осуществлять контроль работы медицинских сестёр по уходу (сиделок) и вспомогательного персонала.

    Принимать участие в научных исследованиях.

Кроме определения медицинской сестры общего профиля необходимо выделить медицинскую сестру-специалиста . В соответствии с Глоссарием МАНГО – это медицинская сестра с более высоким уровнем подготовки, превышающим уровень медсестры общего профиля, имеющая право на деятельности в качестве специалиста по узкому разделу сестринского дела. Деятельность медсестры-специалиста подразумевает клинические, учебные, организационно-административные и консультативные функции.

Обобщённо ключевые функции медицинских сестёр можно свести к четырём:

    Первая: обеспечение и руководство сестринской помощью, будь то содействие, профилактика, лечение, реабилитация или поддержка отдельных лиц, семей или группы. Эти функции наиболее эффективны, если они осуществляются, как серия логических шагов, известных в качестве сестринского процесса.

    Вторая: обучение больных, клиентов и персонала медико-санитарной помощи.

    Третья: сотрудничество - работа в качестве эффективного члена бригады медико-санитарной помощи.

    Четвертая: развитие практики сестринского дела, что предполагает: научные исследования, использование новых методов работы, расширение знаний, развитие практики сестринского дела и образования, определение наиболее актуальных направлений научных исследований, использование при проведении научных исследований принятых культурных, этических и профессиональных стандартов.

Учебная дисциплина «Теория сестринского дела» имеет своею целью познакомить студента, обучающегося по специальности «Сестринское дело» на факультете высшего сестринского образования, с эволюцией представлений о сестринском деле, с важнейшими философскими концепциями лежащими в его основе и теоретической основой практических подходов, которые в настоящее время применяются.

Контрольные вопросы:

    Дайте определение понятия «Сестринское дело».

    Укажите значение теории сестринского дела для формирования статуса профессии медицинской сестры.

    Что включает философия сестринского дела?

    Назовите функции, цели и задачи сестринского дела.

    Какова цель изучения дисциплины «Теория сестринского дела»?

ГОУ ВПО Крас ГМУ

им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Росздрава

Кафедра «Сестринского дела»

Зав. Кафедрой, доцент Камаева Т.Р.

Контрольная работа

По дисциплине: Теория сестринского дела.

ТЕМА: «Функции, цели и задачи сестринского дела, соответствующие Вашим взглядам и определяющие деятельность среднего медицинского персонала Вашего ЛПУ»

Выполнила студентка 1 курса

ФВСО гр. 158

Поляховская А.А.

Проверила доцент, к.м.н.,

преподаватель

Мудрова Л.А.

Красноярск


3. Введение

4. Сестринское дело

5. Определение сестринского дела

6. Функции сестринского дела

7. Цели сестринского дела

8. Задачи сестринского дела

9. Заключение

11.Список литературы


План

1.Введение.

2.Сестринское дело.

Определение сестринского дела

Функции сестринского дела

Цели сестринского дела

Задачи сестринского дела

3.Заключение.


Введение

Одной из основных задач модернизации российского здравоохранения и деятельности любой медицинской организации является повышение качества и доступности медицинской помощи. В профессиональном сообществе ширится осознание того, что проблема качества медицинской помощи связана с работой не только врачебного, но и сестринского персонала. Врачебное и сестринское дело являются самостоятельными профессиями.


2. Сестринское дело

Во всем мире основоположницей сестринского дела является английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910). В своих «Записках об уходе» (1859) она дала определение сестринскому делу и показала отличие сестринского дела от врачебного.

Определение сестринского дела

Сестринское дело- действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению.

Она считала, что уход за больными и уход за здоровыми - это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровым – это «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными – это «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение».

С тех пор определение сестринского дела, как и сама деятельность медицинской сестры, прошло определенный путь эволюционного развития и претерпело существенные изменения.

Существует множество определений сестринского дела, на каждое из которых влияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, существующую систему здравоохранения и уровень ее развития, особенности структуры сестринского персонала с четко определенными функциональными обязанностями, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также представления и личное мировоззрение человека, дающего определение сестринской науке. Не удивительно, что определения сестринского дела, данные врачом, медицинской сестрой, пациентом, его родственниками, администрацией, страховыми и законодательными органами, представителями других профессий будут отличаться друг от друга.

«Сестринское дело» сравнительно недавно вошло в наш профессиональный язык. Впервые официально понятие «Сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988 году, когда в номенклатуре образования специальностей в сфере здравоохранения место «медсестринской» специальности заняла специальность «Сестринское дело». В связи с этим в содержании базовой подготовки медицинских сестер возникла новая учебная дисциплина- «Основы сестринского дела». Введение любого нового понятия в профессиональную терминологию предполагает его точное определение.

В настоящее время в комплексе государственных мер по преодолению кризисного состояния здравоохранения, приостановлению ухудшения показателей общественного здоровья, их стабилизации большое значение придается сестринскому делу, которое получило новое определение.

Сестринское дело – важнейшая составляющая часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи (Г.М.Перфильева, 1996).

Функции сестринского дела

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс между врачами и сестринским персоналом требуют существенной корректировки кадровой политики на всех уровнях управления здравоохранением. Сегодня на одного врача приходится 1,7 сестринского персонала. Если система здравоохранения теряет медицинских сестер, то от этого в первую очередь страдают наши пациенты, которые не получают качественной сестринской помощи.

В проекте Государственной программы поставлены такие задачи:

1. Повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии.

2. Обеспечение социальной защищенности сестринского персонала.

3.Содействие развитию профессиональных сестринских, акушерских, фельдшерских ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела.

Необходимо выделить основные функции сестринского дела:

1.Предоставление сестринского ухода и управление им, будь то меры профилактики, лечения, реабилитации или психологической поддержки пациента, семьи. Эта деятельность наиболее эффективна, если основана на сестринском процессе.

2.Обучение пациентов, их семей и представителей здравоохранения, что включает:

· оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья;

· подготовку и предоставление необходимой информации на соответствующем уровне;

· оценку результатов подобных просветительных программ;

· применение принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов.

3.Исполнение роли эффективного члена медико-санитарной бригады, что предусматривает:

· сотрудничество с пациентами, семьями, другими работниками здравоохранения в целях планирования, организации, управления и оценки сестринского ухода;

· выполнение роли лидера сестринской бригады, в которую входят другие медицинские сестры и вспомогательный персонал;

· делегирование работы и функций медицинской сестры другому сестринскому персоналу и координация их деятельности;

· сотрудничество с другими профессионалами в целях создания нормальных условий труда, способствующих эффективной сестринской деятельности;

· участие в подготовке и предоставлении необходимой информации населению, руководству, политикам в виде докладов, семинаров, конференций, средств массовой информации и т.п.

4.Развитие сестринской практики через критическое мышление и исследование. Эта функция сестринского дела включает:

· внедрение новаторских методов работы для достижения лучших результатов в сестринской практике;

· определение областей сестринских исследований;

· использование культурных, этических и профессиональных стандартов для осуществления руководства сестринскими исследованиями.

Цели сестринского дела

При значительных положительных сдвигах в медицине одновременно увеличиваются опасности, которым подвергается человек, попадая в сферу медицинских действий. При быстром росте населения, распространенности бедности среди жителей нашей планеты актуальными становятся принципы оказания медицинской помощи – эффективность – равенство – безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской сестры. Таким образом, миссия сестринского дела заключается в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.

При этом основными целями сестринского дела являются:

1. Объяснение населению и администрации лечебно-профилактических учреждений важности и приоритетности сестринского дела в настоящее время;

2. Привлечение, развитие и эффективное использование сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;

3. Обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подготовки специалистов среднего и высшего сестринского звена;

4. Выработка у медицинских сестер определенного стиля мышления.

Задачи сестринского дела

Сестринское дело решает следующие задачи:

1. Развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

2. Консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

3. Ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

4. Разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

5. Осуществление консультативной сестринской помощи;

6. Обеспечение высокого уровня медицинской информации;

7. Ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

8. Проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

9. Создание стандартов улучшения качества, которые бы направляли сестринский уход в нужное русло и помогали бы оценить результаты деятельности.

Известно высказывание: «Медицина представляет ствол дерева, а ее специальности – отдельные ветви. Но когда ветвь достигает размеров целого дерева, то она приобретает право на самостоятельное значение». Эта ветвь – сестринское дело, которое выделяется из системы медицинского образования, из зависимого подраздела медицины в отдельную, самостоятельную науку.


Заключение

Таким образом, сестринское дело – это самостоятельная профессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом. Отсюда ясно, что функции медицинской сестры значительно шире, чем простое выполнение указаний врача. На нее возложены основные обязанности по уходу за пациентами – это профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Она должна быть прекрасным руководителем (на любом уровне), обладающим задатками лидера, менеджера, педагога и психолога. Потребность в деятельности медицинской сестры не имеет ограничений ни по политическим, ни по социальным признакам, ни по национальной или расовой принадлежности, ни по вероисповеданию, но по возрасту или полу.

Все вышеперечисленное, и функции, и цели, и задачи по определению должны соответствовать взглядам человека, выбравшего профессию медицинского работника. Концепция сестринского дела целиком и полностью соответствует моим взглядам.

Я работаю в Родильном доме №1. На базе нашего Родильного дома работает непосредственно родильное отделение, отделение новорожденных, патологии беременности, реанимационное отделение, гинекология, и женская консультация.

К сожалению не все, но некоторые функции, цели и задачи сестринского дела выполняются в нашем ЛПУ. Работа отделений направлена на профилактику, лечение, реабилитацию пациентов во время и после заболеваний. Обучение пациентов и их семей в процессе лечения и после выписки из стационара.

Сотрудники Родильного дома постоянно повышают свою квалификацию в Красноярском краевом центре повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием на базе ККБ №1.

Большинство медицинских сестер обучены работе с внедренными в медицину новыми технологиями. Такими как аппараты ИВЛ (взрослые и детские), искусственная почка, кувезы, прикроватные мониторы, инфузоматы – для дозированного введения лекарственных средств, помпа для энтерального питания, аппарат для подогрева инфузионных растворов, лапороскопические и гистероскопические операционные, аппараты для измерения тонов (стационарные и переносные). Для облегчения работы старшей медсестры и медсестры статиста используются ПК.

Для работы с подобной техникой требуются высококвалифицированные и подготовленные кадры.

Сестринский процесс в РФ не так распространен как зарубежом. Это объясняется не только недостатком кадров, но и финансированием здравоохранения в России.

Но основные этапы сестринского процесса в той или иной степени осуществляются. Большинство медицинских сестер, получая образование или повышая квалификацию, изучают сестринский процесс, получают необходимые знания в области философии, методологии сестринского дела, психологии человека, способны к педагогической и исследовательской деятельности. Но для внедрения сестринского процесса требуются конкретные изменения не только профессионального, но и организационного характера, и чтобы эти изменения произошли, важно признание необходимости таких перемен в законодательном порядке.

Сестринский процесс, положенный на практику выглядит иначе, чем в учебнике. При общении с пациентом медицинская сестра, как бы то ни было, оценивает ситуацию (I этап), выявляет проблемы пациента (II этап), планирует уход и реализует планы (III и IV этапы) и в конечном итоге, оценивает результат своей работы(V этап). Но в основном все это происходит на подсознательном уровне и у тех медицинских работников, кто правильно выбрал профессию. Ведь и само сестринское дело было основано именно на желании помочь страдающим и нуждающимся в помощи.

«Перед Богом и пред лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, могущего принести вред.

Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родными.

Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных моей заботе».


Список литературы

1. Теория сестринского дела. Учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования. Самара: Г.П. «Перспектива»; 2002 – 160с.

2. Мухина С.А., Тарановская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие. В 2 частях. Ч. I. – М.: 1996. -184с.

3. П. Бейер, Ю. Майерс и др. Теория и практика сестринского дела в двух томах(Т.I):Учебное пособие. Пер. с англ. /Под ред. С.В. Лапик, В.А. Ступнина, В.А. Саркисовой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 800с.

4. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 512с.

  • Экономика и география государства
  • Социальные тенденции в обществе
  • Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
  • Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
  • Положение системы здравоохранения в государстве
  • Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое

Определения сестринского дела, которые могут дать:

  • врачи
  • медицинские сестры
  • пациенты и их близкие
  • работники системы образования
  • социальные служащие
  • страховые агенты, будут очень сильно отличаться

Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:

Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.

В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.

В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:

Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.

Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.

В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:

Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.

Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:

Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.

Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:

  • уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
  • уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).

Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.

Отличия врачебной и сестринской профессии

Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.

Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.

Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.

Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.

Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:

  • уход за пациентом
  • оказание необходимой помощи
  • сохранение здоровья
  • профилактика заболеваемости
  • реабилитация
  • облегчение страданий
  • обучение и консультация пациентом

Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:

  • социальными
  • политическими
  • религиозными
  • государственными
  • расовыми
  • возрастными
  • половыми
  • личностными
  • какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду

Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:

Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.

Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых