В пункте 1 статья 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1«1 Ильина А.Ю. Заполняем справку для службы занятости // Зарплата, 2012, № 4»
Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями.
В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока. 1«1 Егоркина О. «Арсенал предпринимателя», как рассчитать средний заработок для пособий по безработице 2013, № 2»
Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.
Из пункте 2 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с которыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил соответствующий договор. Для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.
Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.
Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.
В соответствии с пункте 4 статьей 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:
В п. 6 статьи 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.
Из пункта 1 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения: 1«1 Сойфер В.Г. "Законодательство и экономика", занятость рабочих мест: некоторые актуальные проблемы, 2011, № 10»
Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ № 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.
Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:
Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со стаьей 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. 1«1 Полятков С. Консультируют специалисты службы занятости // Арсенал предпринимателя, 2012, № 10»
Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом. 2«2 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать... // Главная книга, 2011, № 8»
К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в статье 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" отнесены:
Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными.
Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите. Таким образом, квотирование предполагает создание новых рабочих мест для указанных лиц. Тогда как бронирование означает установление брони для приема этих лиц на имеющиеся у работодателя рабочие места.
Квотирование и бронирование рабочих мест влечет возникновение у работодателей обязанности по приему на эти места лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Соответственно у названных лиц возникает право поступления на работу на данные рабочие места. При отказе работодателя выполнить обязанность по приему на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите, они могут требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке, например, путем предъявления к работодателю иска об обязании заключить трудовой договор в счет квоты или забронированных рабочих мест. 1«1 Гусева Т.С. «Российская юстиция», правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность, 2011, № 10»
Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может быть осуществлена путем предоставления возможности в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В пункте 3 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости предоставлено безработным инвалидам, безработным гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы, гражданам, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих или гражданам, уволенным с военной службы, выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности).
Праву перечисленных граждан пройти в приоритетном порядке профессиональное обучение корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить возможность обучения в привилегированном порядке. Невыполнение органом службы занятости данной обязанности позволяет перечисленным гражданам защищать свои права в установленном законодательством порядке, к примеру, путем предъявления требований к органу службы занятости о направлении в учебное заведение, с которым у этого органа имеется соответствующий договор. Подобные заявления могут быть рассмотрены в суде общей юрисдикции.
Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, может быть осуществлена путем предоставления им преимущественного права на участие в общественных работах.
По действующему законодательству таким правом пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Однако в региональном законодательстве может быть предусмотрено право приоритетного участия в общественных работах и других категорий безработных граждан. Данному праву должна корреспондировать обязанность органов службы занятости по приоритетному направлению указанных лиц на общественные работы. При невыполнении данной обязанности граждане могут требовать в судебном порядке заключения с ними срочного трудового договора на выполнение общественных работ. Такие требования также могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции.
В рамках Федеральной программы развития кадрового потенциала России на период до 2000 года внедряется специальная Программа содействия развитию персонала на производстве (1994)1. Она предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по содействию предприятиям в подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала. Общая стратегия намечаемых мер заключается в предоставлении широких возможностей персоналу предприятий для профессионального роста и самореализации, получения знаний и навыков непосредственно на рабочих местах, необходимых в период перехода к рыночным условиям хозяйствования, и построения в перспективе на этой основе непрерывного обучения кадров на производстве.
Профессиональная переподготовка безработных относится к системе дополнительного профессионального образования. Это поднятие более широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии профессиональную переориентацию человека, потерявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте после переобучения. Организатором профессиональной переподготовки безработных становится служба занятости населения, основной функцией которой является содействие безработным; гражданам в трудоустройстве.
Специалисты службы занятости оказывают профессионально ориентационные услуги безработному на этапе поиска нового профессионального старта, на этапе выбора нового профессионального пути и направления переподготовки. Безработный нуждается в такой помощи, поскольку не готов самостоятельно сделать выбор.
Государственная служба занятости участвует в программе «Поддержка развития предпринимательства и самостоятельной занятости», предусматривающей широкий спектр мер по развитию малого бизнеса в России, и берет на себя организацию профконсультирования и обучения основам предпринимательства, финансовую поддержку малого бизнеса на стадии становления; создание бизнес-инкубаторов и социально-деловых центров содействия самозанятости населения. В рамках программы обучения основам предпринимательской деятельности и организации собственного дела свыше 30 тыс. человек в течение 1997 г. заключили договор со службой занятости. В период реформы резко обострилась проблема роста квалификации работников, занятых на предприятиях.
Многим из них недостает не только профессиональных знаний, но и культуры труда, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях.
Повышение эффективности обучения безработных невозможно без обращения к андрагогике, в центре внимания которой находится взрослый учащийся с его жизненным опытом, проблемами, потенциальными возможностями и интересами. Поэтому важно, чтобы преподаватели, работающие с безработными, имели специальную подготовку в области андрагогики. Их деятельность должна предусматривать: отзывчивость к требованиям и ожиданиям взрослых, потерявших работу, понимание их проблем; способность реально оценивать потенциал обучающихся и прогнозировать ожидающие их трудности; свободное владение современными технологиями обучения; умение проводить как групповую, так и индивидуальную работу.
Ключевой вопрос в организации обучения безработных - разработка его содержания.
Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице.
Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности.
Есть четко фиксированные международные требования к уровням освоения английского языка, правилам вождения транспорта в условиях той или иной страны, оформлению конкурсных заявок, составлению резюме и др. Важно подчеркнуть, что выбор содержания образования должен быть личностно ориентирован. Ведь безработный, как и всякий взрослый человек, приступающий к обучению, располагает неким запасом знаний и сложившимся набором личностных характеристик, которые неизбежно повлияют на успешность обучения и потребуют выбора в нем индивидуального пути.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие особенности безработных как социальной группы необходимо учитывать в организации их профессиональной переподготовки? 2. В чем сущность факторов, определяющих развитие системы профессиональной переподготовки безработных? 3.
Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения, носит андрагогический характер и предусматривает: - формирование минимума профессиональных знаний и умений, необходимых для того, чтобы работник приступил к выполнению своих профессиональных, производственных функций; - формирование готовности к овладению и овладение обобщенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений; - обеспечение адекватности подготовки специалиста его новому рабочему месту. Вторая группа целей связана с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях, умения мобилизовать потенциальные возможности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализация этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер.
Это побудило государство выступить инициатором воссоздания системы внутрипроизводственной подготовки кадров, приведения ее в соответствие с требованиями становления рынка труда. При этом предполагается, что система внутрипроизводственного обучения персонала будет обеспечивать расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с запросами развития техники, технологии, организации труда и производства; одновременно с этим корректировать стандарты качества образования в стране на всех ступенях профессионального обучения; носить массовый и вместес тем дифференцированный характер; иметь целевую направленность на решение практических задач предприятий; стимулировать работников к приобретению новых знаний и навыков.
Для изучения и распространения опыта эффективного использования профессионального потенциала, организации труда, управления, применения новых технологий и реорганизации производства создана Ассоциация развития персонала (АРП), которая действует на договорной основе между предприятиями и организациями различных отраслей экономики и форм собственности. В сферу деятельности Ассоциации развития персонала входит проведение мониторинга производственной сферы; разработка методологии программ развития персонала предприятий и др. В современных условиях возрастает значение не только всей системы подготовки как особого направления социальной защиты, но и профориентации, что обусловливает необходимость расширения спектра профориентационных услуг на рынке труда.
Социальная защита трудящихся, осуществляемая в этом направлении, может считаться эффективной при условии, если она удовлетворяет ряду требований. Социальная защита безработных граждан, стремящихся повысить свою квалификацию или получить новую профессию, должна основываться не только на свободном выборе самими гражданами форм и видов обучения, нои одновременно с этим, по возможности, должна быть обеспечена преемственность между имеющейся и вновь приобретаемой квалификацией, навыками трудовой деятельности, а также соответствие получаемой профессии потребностям рынка труда. Обучение целесообразно проводить на блочно-модульной основе с использованием высокоэффективных интенсивных учебных технологий и компьютерных методик в соответствии с образовательными стандартами и требованиями работодателей1.
При этом в 1998 г. доля прошедших обучение в ПТУи техникумах составила 21,9%; в вузах, на факультетах и в институтах повышения квалификации — 13,6%; в учебно-курсовых комбинатах, технических школах — 32,9%; в учебных центрах службы занятости — 17,9%. Безработным гражданам при отсутствии подходящей работы, исходя из требований работодателей и с учетом их индивидуальных интересов и склонностей, службой занятости может быть предложена первичная профессиональная подготовка, если они не имеют профессии, переподготовка и освоение второй (смежной, совмещенной) профессии, если невозможно подобрать им подходящую работу с учетом прежней профессии и квалификации, а кроме того, повышение квалификации. Доля прошедших подготовку (первичное обучение) и переподготовку составляет 81,9%, обученных вторым (смежным) профессиям — 15%, повысивших квалификацию — 3,1%.
В п. 1 ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.
Служба занятости предоставляет не только работу для людей, но и обучение. Если своя профессия не очень востребованная, то можно освоить новую. Обычно такие центры предлагают несколько специальностей, из которых можно выбрать подходящую для себя. Обучение от центра занятости позволяет получить документ, с помощью которого можно Причем все это предоставляется бесплатно, поскольку для финансируется бюджетом. Необходимо лишь знать, что для этого требуется.
После потери работы человек обычно обращается на биржу труда, где предлагаются вакансии. Иногда люди не могут выбрать подходящую специальность. Но для этого есть от центра занятости. Преимущества таких курсов заключается в том, что:
Обучение от центра занятости проводятся опытными преподавателями, специалистами различных учебных заведений. Безработным предлагается не только переобучение, но и Выданный документ послужит для трудоустройства.
Но профессиональное обучение от центра занятости имеет и недостатки:
Поэтому следует тщательно подумать, прежде чем записываться на обучение от центра занятости. Отзывы свидетельствуют о необходимости переподготовки, ведь после этого появляются возможности трудоустройства. Многие граждане рады получить бесплатное обучение по интересующей специальности, тем более, что оно проводится в удобное время. Большинство людей курсы привлекают из-за отсутствия платы.
Все же есть и такие отзывы, свидетельствующие о малоэффективности переподготовки. На бирже не всегда могут предложить интересную для человека профессию. И тогда приходится ждать нужной вакансии достаточно долго.
Бесплатные курсы при центре занятости для безработных положены по законодательству России. На них могут записаться все безработные граждане. Обучение выполняется в следующих случаях:
Главной целью курсов является дальнейшее трудоустройство, повышение конкурентоспособности, открытие своего бизнеса.
Список предложений для переподготовки достаточно богатый. Во многих центрах он достигает 70 профессий. Самыми популярными являются следующие сферы:
В каждом регионе перечень профессий может отличаться, все зависит от рынка труда региона, а также наличия учебных заведений и преподавателей. Во многих организациях можно пройти обучение на сварщика от центра занятости. Курсы бухгалтеров тоже являются востребованными, поскольку с этой специальностью сотрудники требуются практически везде. Всю необходимую информацию можно получить только в центре занятости.
У каждого человека есть право выбора специальности, никто не может произвольно записать его на обучение любой профессии. При желании можно не идти на курсы, а ждать появления подходящей вакансии.
Срок обучения длится 1-6 месяцев в зависимости от программы. Группы набираются в разное время года. В некоторых заведениях есть очереди, благодаря чему можно обучиться на желаемую профессию.
Курсы бухгалтеров - самое востребованное направление, поскольку оно предоставляет возможность выгодного трудоустройства. Профессия эта всегда ценится, и тем более такие сотрудники получают высокую и стабильную зарплату. Распространено обучение мам в декрете от центра занятости. В этот период они получают пособие и осваивают новую профессию.
Хоть право повышения квалификации есть у всех безработных граждан, все же есть приоритетные группы лиц, которым отдается большее предпочтение:
Таким людям центр занятости предлагает все имеющиеся профессии, из которых можно выбрать понравившиеся. Государству важно трудоустроить их в первую очередь.
Если есть опыт профессионального обучения, то в центре занятости надо требовать поступление на необходимый курс. Также важно узнать, откуда финансируется такое повышение квалификации.
Обучение от центра занятости для многих граждан осуществляется с выплатой стипендии. Также предоставляется одноразовая материальная помощь, компенсация проезда, проживания, если есть необходимость пребывания в другой местности.
Средства могут и не выплачивать, когда человек не посещает обучение. После этого предоставляется документ, подтверждающий получение специальности. С ним можно трудоустраиваться.
Обучение от центра занятости предлагается и для молодых мам, которые находятся в декрете. Важно, чтобы ребенку было до 3 лет, а у женщины официальное трудоустройство.
Необходимо соблюдение следующих условий:
Прежде чем приступить к обучению, в центре занятости предлагают собрать список документов:
Центром занятости предлагается полноценное обучение, в которое входят следующие услуги:
В зависимости от необходимости выбираются следующие виды обучения:
В центре занятости профессии подбираются на основе пожеланий, а также имеющегося образования, профессиональной квалификации, времени отпуска.
Обычно его осуществляют вузы, образовательные учреждения, сотрудничающие с центром занятости. Перечень заведений должны быть предоставлены работниками биржи труда или на их сайте.
Иногда на обучение отправляют в другой город. В этом случае положена компенсация расходов за проезд и проживание. Все это подтверждается документально.
По формам обучение бывает:
Занятия могут проходить в индивидуальной и групповой форме. Также практикуется дистанционное обучение. Длительность курсов зависит от программы, но обычно она не больше 6 месяцев.
После обучения можно устроиться, но следует знать, как правильно это сделать, чтобы найти подходящую вакансию. Работодатели выдвигают определенные требования к соискателям. Это связано с тем, что сотрудник будет выполнять одну из важных работ по развитию предприятия или компании. Поэтому к соискателям выдвигаются следующие требования:
Если по всем критериям человек подходит, то его обязательно возьмут на работу. Также могут требоваться дополнительные навыки: вождение машины, знание английского языка. Эту информацию в резюме надо указать честно, поскольку неправда все равно будет выявлена.
При поиске работы важно правильно составить резюме. Главной информацией в нем считается:
Резюме должно включать наличие дополнительных навыков. Нередко это помогает подобрать подходящую работу. К ним можно отнести знание языков, пользование компьютерными программами, вождение автомобиля.
После обучения можно получить направление на работу. Необходимо взять характеристику по прохождению практики. В резюме надо включить даже подработку, если такая была. Если же опыта нет, то это следует указать.
Если резюме работодателя устроило, то он приглашает соискателя на собеседование. Чтобы подготовиться к этому мероприятию, необходимо воспользоваться следующими советами:
Даже при отсутствии опыта работы можно устроиться, если зарекомендовать себя. Важно показать желание работать и развиваться дальше. Нередко это позволяет получить желаемую должность.
После обучения центр занятости обычно предлагает несколько вакансий, предоставляя направление на работу. Большинство людей после обучения все-таки находят необходимую вакансию и успешно трудоустраиваются.
Каждому гражданину, получившему статус безработного, предоставляется возможность не только получить государственную поддержку в виде социальных выплат, но и пройти курсы переподготовки. Девятая и двенадцатая статья Закона «О занятости населения» предусматривает, какие курсы можно закончить от центра занятости.
Деятельность биржи труда регулируется:
ЦЗН ведет учет людей, занимающихся поиском работы, способствует их трудоустройству, а также выплачивает пособие лицам, получившим статус безработных. Подобные выплаты начисляются на определенный срок, а их размер зависит от средней заработной платы на предыдущем месте работы, а также времени, на протяжении которого гражданин не работает.
Функции трудовых бирж:
ЦЗН вправе предложить гражданину получить другую профессию, если:
Бесплатные курсы в центре занятости населения могут помочь:
Первоочередное право бесплатно пройти обучение от Центра занятости имеют получившие статус безработного:
Согласившись пройти курсы от биржи труда, гражданин сможет приобрести одну из свыше пятидесяти специальностей. Выбор профессии зависит от региона проживания. Рынок труда Москвы и районного центра имеют разные потребности в квалифицированных кадрах.
Приоритетными являются такие специализации:
Точную информацию относительно перечня специальностей, на которые можно бесплатно переучиться, предоставит местная биржа труда.
Длительность обучения составляет от одного месяца до полугода. Начало учебы зависит от формирования групп. Некоторые квалификации пользуются повышенным спросом, поэтому в такие группы существует очередь. Если вас заинтересовала определенная специальность, начала обучения придется подождать. К ому же сразу после постановки на учет, сотрудник биржи труда не сразу предложит пройти переобучение.
Чтобы попасть на курсы от центра занятости, соискатель должен предоставить необходимые документы:
Если вы записываетесь на обучение повторно, понадобятся:
Не так давно биржи труда начали работать по новой схеме переобучения. Новая система модулей позволяет обучить соискателей необходимым профессиональным навыкам в кратчайший срок. Многие преподаватели проводят занятия в доступной игровой форме. Некоторые гуманитарные дисциплины абитуриенты изучают самостоятельно.
Для повышения квалификации или приобретения новой профессии используется очная форма учебы. Теоретические занятия чередуются с практической отработкой полученных навыков. Курсы предполагают как индивидуальные, так и групповые занятия. Чаще всего это зависит от набора групп.
После окончания курсов, абитуриенту предлагают пройти экзамен для получения сертификата. Проходит он в устной или письменной форме (по желанию соискателя). Свидетельство о прохождении курсов имеет информацию о присвоении разряда или квалификации.
На время обучения за соискателем сохраняется пособие, предусмотренное законодательством. Размер пособия не зависит от статуса гражданина, имеет значение только присвоение ему статуса безработного.
Материальная помощь не начисляется или ее выплата прекращается, если:
Выделяют такие преимущества прохождения бесплатной переподготовки от биржи труда:
Обратите внимание, изучать профессию вы будете не с сотрудниками ЦЗН, а с преподавателями учебных заведений, выигравших тендер на предоставление таких услуг. Гражданин может не только переучиться, но и повысить квалификацию по имеющейся специальности. Любой сертификат о повышении профессионализма – ваш бонус при устройстве на работу.
Конечно, есть в этой «бочке меда и ложка дегтя». Соглашаясь на курсы от ЦЗН, помните:
Соискатели, уже прошедшие курсы переквалификации от ЦЗН, советуют выбирать специальность, представляющую для вас интерес и отдавать предпочтение занятиям с преподавателями высших учебных заведений.
Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях - календарного года.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если: 1)
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2)
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3)
гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, во время обучения выплачивается стипендия.
При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.
Вопросы и задания 1.
Дайте определение понятия «занятость». Какие виды занятости вам известны? 2.
Чем заработок отличается от трудового дохода? 3.
Перечислите полномочия Федеральной службы по труду и занятости. 4.
Кто и в каком порядке может быть признан безработным? 5.
Какие граждане не могут быть признаны безработными? 6.
Охарактеризуйте правовой статус безработного. 7.
Что такое пособие по безработице? В каком порядке оно выплачивается? 8.
Как осуществляются профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан?