Национальная политика Османской империи в отношении армянского населения в конце XIX - начале XX ВВ. “Демографические процессы и население Восточной Армении в Армения в 19 веке

сайт - Социалистический информационный ресурс [email protected]

Politsturm
2017-Мар-Вс

Конец XIX века , ознаменовался развитием капиталистических отношений, особенно после крестьянской реформы 1870 года Восточная Армения была окончательно включена в общий рынок Российской Империи. Как следствие, значительно оживилась торговля, усилилась капитализация натурального хозяйства, банковский капитал начал проникать в село.

Экономические связи Восточной Армении c другими российскими регионами получили новый толчок к развитию благодаря ускоренному строительству дорог. Достаточно вспомнить, что в 60–70-е годы XIX века были реконструированы и построены дороги Тифлис–Ереван, Александрополь–Горис. В конце же XIX–начале XX веков в Закавказье были построены железные дороги Тифлис–Ереван–Джульфа, Баку–Тифлис–Батуми.

Сложилось так, что деятельность армянского капитала протекала в основном вне территории Восточной Армении. Армяне предпочитали вкладывать деньги в крупнейшие торгово-экономические центры Закавказья – Тифлис, Баку и Батуми, а также города Северного Кавказа. Согласно статистике, в конце XIX века, больше половины предприятий и банков Тифлиса принадлежали армянскому капиталу, доля которого в общем обороте составляла целые 73 %. Армянский капитал доминировал и в нефтяной промышленности Баку. Обществу «Мирзоян и другие» в 1879 году принадлежали 155 из 295 нефтяных скважин Баку. Меценаты армянского происхождения основывали типографии, школы, больницы и благотворительные общества по всей территории Российской Империи. Ереванские коньячные заводы Шустова и Сараджева с начала ХХ века каждый год увеличивали объемы производства. Около 80% производимых в Армении коньяка, спирта и вин продавались на территории России.

Начиная рассказ о ХХ веке, отметим, что в него Армения вступила разделённой на две части. В Восточной Армении происходили прогрессивные процессы, непосредственно связанные с общим развитием Российской Империи, частью которой она являлась. Западная же Армения изнывала под жесточайшим режимом турецкого деспотизма. Впрочем, самому страшному из деяний турок, Геноциду армян, ещё только суждено было произойти.

В 1914-ом году началась Первая мировая война. 16 (29) октября на стороне германо-австрийского блока в войну вступила Турция. Младотурки видели в этой войне способ претворить в жизнь идею пантюркизма - объединения всех тюркоязычных народов в единое государство под руководством Турции. По их планам в состав «будущего великого турецкого государства» должны были войти весь Кавказ, Крым, Башкирия, Татария и Средняя Азия. Понятно, что эта программа была откровенно антирусской и антихристианской в целом. Младотурки считали Россию главным противником на пути их фантастических планов.

По итогам кампании русских войск на Кавказском фронте Турция фактически лишилась Западной Армении. Районы Центральной Анатолии были под угрозой захвата. В составе русской армии сражались армянские добровольческие отряды. Их численность доходила до 10 тысяч человек. Армяне были воодушевлены идеей скорого освобождения Западной Армении, население которой могло бы быть спасено от истребления. В целом, не считая добровольцев, в русской армии служило около 250 тысяч армян. Но в 1916 году царское правительство расформировало эти отряды, так как не питало доверия к национальным воинским соединениям из-за революционного движения, которое нарастало с каждым днём.

В начале Первой мировой войны, традиционные армянские партии, такие как Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн и Партия Гнчакян связывали решение Армянского Вопроса (освобождение земель Западной Армении) с Россией, Англией и Францией. От их партийных органов печати постоянно исходили призывы поддерживать Россию и её союзников. Впрочем, надежды эти были пустыми. Ни одна из великих держав того времени не была заинтересована в независимости или даже автономии для Западной Армении. Руководство же Турции, напротив, призывало армян к созданию добровольческих отрядов, которые должны были воевать против России. В 1916 году освобождённые русской армией армянские территории были объявлены временным генерал-губернаторством, управление которым переходило к командованию Кавказской Армии. Надо отметить, что в то время, армянские большевики во главе со Степаном Шаумяном, которого иногда называли “кавказский Ленин”, не верили, что армянский вопрос может быть решён по итогам этой войны и всячески пробовали превратить её в войну гражданскую, революционную, направленную против царского руководства.

В 1915 году произошла страшная трагедия. Младотурецкое правительство в невиданных до этого времени масштабах и поистине неслыханной жестокостью организовало массовое убийство армян. Необходимо отметить, что по иронии судьбы, дашнаки в первое время после появления младотурков на политической арене Турции заигрывали с ними, считая их прогрессивной силой, с которой можно договариваться. Истребление армянского населения происходило не только в Западной Армении, но и по территории всей Османской Империи. Путём осуществления геноцида армян, младотурки планировали навсегда покончить с армянским вопросом. Подробная история хода геноцида известна, и не попадает в список задач данной статьи. Однако, считаем, важным остановиться на следующих вопросах.

Во-первых, нужно усвоить, что кайзеровская Германия, будучи союзницей Турции, покровительствовала турецкому правительству. Германия хотела полностью захватить весь Ближний Восток, в то время как освободительная борьба западных армян этим планам препятствовала. Кроме того, немецкий империализм рассчитывал с помощью депортации западных армян получить бесплатную рабочую силу для строительства железной дороги Берлин-Багдад. Руководство Германии подстрекало младотурок к осуществлению насильственного выселения западных армян. Имеются свидетельства о том, что немецкие офицеры, которые находились в Турции, сами участвовали в организации резни и депортации.

Страны Антанты, на словах объявляющие армян своими союзниками, тоже не предпринимали никаких практических шагов против действий младотурок. 24 мая 1915 года они опубликовали дежурное заявление, в котором обвинили младотурок в резне армян. Примечательно, что США вообще не сделали ни одного заявления. Напротив, Государственный Департамент США, вопреки всем доходившим до него фактам, пытался создать впечатление, что сообщения о массовом истреблении армян преувеличены.

В 1919 году Верховным комиссаром США в Турции был назначен адмирал Марк Бристоль, который был против американской помощи армянам. Он выступал за увеличение американского экономического влияния в Турции, в деле достижения которого, был готов пожертвовать национальными меньшинствами, в том числе армянами, которые воспринимались им как фактор, угрожающий стабильности Турции. Бристоль критиковал действия американских организаций по помощи армянам. Известна его циничная цитата о попытке «Ближневосточной помощи» вывезти из Турции армянских сирот. Профессор Дональд Блоксхэм приводит её в своём исследовании: «лучше пожертвовать этими сиротами, если это необходимо для установления доверия ». Он всячески мешал попыткам по освобождению армянских женщин, попавших в турецкие семьи. Бристоль заявлял, что армяне и греки - это «пиявки, на протяжении веков высасывающие кровь». Позже, в 1923 году в США была создана организация «Американские друзья Турции», которую впоследствии возглавил Бристоль. Как известно, США до сих пор официально не признали Геноцид армян, что было одним из предвыборных обещаний Барака Обамы армянской общине Америки.

Второй вопрос, который требует прояснения. Многие противники армяно-русских отношений заявляют, что геноцид армян был совершен на глазах у российской армии, и та не сделала ничего, чтобы его предотвратить. Попробуем рассмотреть правдивость этого тезиса.

В начале 1915 года русские войска на территории Турции вели себя странно. Армия постоянно и хаотично перемещалась, зачастую наступая, а затем необъяснимо отступая с захваченных территорий. Естественно, младотурки действовали только там, где в этот момент русских войск не было. Великий армянский историк Лео писал: «Практически сразу, одновременно началось непонятное и паническое отступление из Вана и Маназкерта до российской границы ». Эту же тему исследовал профессор А. Арутюнян. Он тоже отмечал «намеренные либо неоправданные перемещения русских войск », которые сыграли «катастрофическую роль в судьбе армянского народа» . В своём труде он пробует дать им объяснение.

Историк приходит к выводу, что Николай II, военный министр генерал В. А. Сухомлинов, начальник генерального штаба генерал Н. Н. Янушкевич, министр иностранных дел С. Д. Сазонов, главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и другие чиновники были полностью погружены в дела Западного фронта и совершенно не обращали внимание на Кавказский фронт, который целиком был оставлен на усмотрение наместника Кавказа, графа И. И. Воронцова-Дашкова, который с самого начала войны слёг с серьёзным заболеванием. Практически не вставая с постели, граф не мог достойно заниматься делами фронта, на котором начался хаос. Профессор пишет, что было бы абсолютно нелепо искать злой умысел. Естественно, царское руководство не хотело независимости Западной Армении, но при этом нельзя допускать, что оно было заинтересовано в уничтожении союзнического христианского населения. Невозможно одновременно организовывать и вооружать армянские отряды для освобождения Западной Армении и при этом хотеть истребления армянского населения.

Суммируя сказанное, отметим, что главная причина, по которой русская армия не смогла предотвратить геноцид, была в неправильных, необдуманных приказах, а зачастую и вовсе в их отсутствии. К тому времени, когда командование было полностью восстановлено, основные зверства младотурок уже были совершены.

В подтверждение этой версии, полезно вспомнить ещё одно событие того периода. Как известно, армяне поднимали восстания, организовывали очаги самообороны против турецких карателей. Одно из самых известных восстаний - Ванское. Героическая самооборона города Ван длилась с 20 апреля по 19 мая. На его подавление младотурки отправили целую дивизию. Несмотря на героизм защитников, падение Вана было бы лишь делом времени, если бы не вмешался 4-й Кавказский армейский корпус русской армии с примкнувшими к нему армянскими добровольцами. Перейдя в наступление они пришли на помощь восставшим ванским армянам. В результате турки отступили, а русские освободили ряд населенных пунктов, включая сам Ван. Русский генерал Николаев провозгласил в Ване армянское правительство. Приход русских войск 19 мая спас от неминуемой гибели тысячи армян. Через шесть недель, отступая из Вана, русские брали с собой тех армян, которые могли и хотели уйти. В целом, многим западным армянам удалось с помощью русских войск избежать геноцида и перебраться на Кавказ. В течении 1914–1916 годов туда переселилось около 350 тысяч человек.

Весть о победе Февральской революции по всей России встретили с ликованием. В Ереване, Карсе, Александрополе, Эчмиадзине и других городах состоялись митинги, на которых собравшийся народ приветствовал свержение самодержавия. Людям казалось, что в стране установится мир и демократия, что будут решены наболевшие аграрный и национальный вопросы.

Впрочем, как известно, Временное Правительство не исполнило ни одного обещания и показало свою полную неспособность управлять страной. Оно продолжило колониальную политику времён Империи, право народов на самоопределение вновь было забыто. По всей стране, в том числе и в Армении, стали формироваться Советы, которые брали на себя все больше функций. По сути, установилось двоевластие.

Вскоре после победы Великой Октябрьской Революции и провозглашения Советской власти, 29 декабря 1917 г. большевики издали так называемый «Декрет о Турецкой Армении», в котором Совет Народных Комиссаров объявлял армянскому народу, что новое правительство России поддерживает право армян в оккупированной Российской Империей «Турецкой Армении» на свободное самоопределение вплоть до полной независимости . Однако местные партии Закавказья – эсеры, грузинские меньшевики, мусаватисты и дашнаки не признали Советское правительство. Установление Советской власти в Закавказье было пресечено. Большевикам удалось взять власть лишь только в Баку, во главе которого встал Бакинский Совет рабочих депутатов во главе с виднейшим армянским большевиком С. Шаумяном. Остальные же закавказские Советы в ноябре 1917 года создали в Тбилиси свой орган власти, Закавказский Сейм. Эти события очень приветствовали недавние союзники России из Антанты, Германия и, что самое важное, Турция.

Таким образом, начался короткий период охлаждения армяно-русских отношений.

Политическое движение в Османской империи, которому удалось свергнуть Султана. Оно же ответственно за Геноцид Армян.

Антанта (фр. entente - согласие) военно-политический блок в который входила Россия, Англия и Франция, он был создан в качестве противовеса “Тройственному союзу” Германии, Австро-Венгрии и Италии.

Д. Блоксхэм, The great game of genocide: imperialism, nationalism, and the destruction of the Ottoman Armenians, Оксфорд, 2005, стр. 195.

Там же, стр. 185-197.

Лео, Из прошлого, Тифлис, 1925.

А. О. Арутюнян, Кавказский Фронт 1914–1917 гг., Ереван, 1971, стр. 186.

История Армянского Народа с древнейших времен до наших дней, Ереван, 1980, стр.268.

Название “Демографические процессы и население Армении в XIX – начале XX курса Восточной вв.” (исторические и антропологические аспекты) ______________________________________________________ Автор(ы) курса Арсен Акопян Статус курса: читается __1___лет/ включен в программу на 2006 год другое:___________________________________________________ Курс ориентирован на: студентов__5___курса аспирантов другое____________________________________________________ Курс подготовлен на базе (назовите ВУЗ, факультет, кафедру) _Гаварский гос. универсиет, факультет гуманитарных наук, кафедра истории ____ _____________________________________________________ Arsen Hakobyan The demographic process and the population in the Eastern Armenia in the 19-th and the beginning 20-th centuries. (The historical and anthropological aspects) Resume The cours presents the ethno-demographic and ethno-historical description of Eastern Armenia’s population in the period between the 18-th and 19-th centuries and the beginning of the 20-th century. In the different historical periods the notion of “Eastern Armenia” was associated with a diversity of territories. Armenia has been s scene for clash of interests of the neighboring powerful countries for centuries and was finally divided between Turkey and Persia in the frontier of the 18-th and 19th centuries. Devastating raids and disasplacments, as well as the anti- Armenian policy of Foreign rulers, led to the drain of the Armenian population from Armenia, especially from it’s eastern part, a s a result of which Turkish and Iranian language ethnic groups gradually seeped in and settled East Armenia, achieving quantitive prevalence toward the native Armenian population of the country. During the first thirty years of the 19-th century the greatest part of Eastern Armenia was gradually unified with the Imperial Russia. For the Armenian people were of especially fatal 1 significance the treaties, signed between Russia and Persia, Turkey in the 19 century. These treaties gave opportunity to the native Armenian population of Eastern Armenia for stable development and also for the immigration of some parts of Western Armenians as well as Armenians resided in Persia to Eastern Armenia. In the 19 century Eastern Armenia had often been under admistrative reformations, being divided between different provinces and districts. The correlation in the ethnic and social structure was also under changes. The anthropological method and view give us opportunities to understand the process in deep. “New” view to the history. The ethno-demographic processes in the anthropological context. “Resettlement” and memory. The “oral history”. What is this? “Past” and “Present”. The “oral history” in Armenia. The histories of villages, female’s “stories” in the context demographic, historical process in the 19- beginning 20 centuries. The role of memory and the “landscape”. Арсен Акопян “Демографические процессы и население Восточной Армении в XIX – начале XX вв.” (исторические и антропологические аспекты) Резюме Изучение более чем столетнего периода этнический истории населения Восточной Армении свидетельствует о монжестве изменений в его этнодемографических харакеристиках. В разные исторические времена названия “Восточная Армения” в териториальном смысле имела разная значения. Нарубеже 18-18вв. почти вся территория Восточной Армении находилась под владычеством Персии, что накладывало сильное воздействие на динамику этнического состова и численности населения. А до этого Армения была ареной борьбы между Турцией и Персий. Депортация армянского населения, национальный гнет привели к резкому сокращению коренного армянкого населения во многих частях Восточной Армении, вследствие чего множество армянских поселений было разрушено, а в дальнейшем заселено в основном тюркоязычными и ираноязычными этническими группами, ведшими частично оседлый, а в основном кочевой и полукочевой образ жизни. В первой трети 19-го века територия Восточной Армении окончательно перешла в состав России. Многие армяне Персии и Западной Армении /в передалах Турции/ получили возможность переселения в переделы Восточной Армении. Эти обстоятельства 2 послужили предпосиылкой для востановления прежного удельного веса армян в этнической структуре населения. В контексте этих процессов были провидены также разные административные реформы. Изманилась этническая и социальная струкура региона. Антропологический метод дает возможность более глубоко понять эти исторические процессы. В Армении есть целые районы, где копкатно обосновались переселенцы 19-го века и память в разных проявленых до сих пор сохраняется. Переселения, память. Устная история. Что это? “Прошлое” и “настоящое”. Теоритические подходы. Устноистoрические проекты в Армении. Истории поселений, семейные истории в контексте исторических, демографических процессов 19 –начала 20-го вв. Память и ландшафт. 3 Обоснование Изучение демографических процессов и народонаселния является одной из наиболее актуальных проблем в социальных науках. Известно, что кавказский регион был и является зоной активных этнических, политических, демографических процессов. Между тем, история армян тоже “богота” разными демографическими, переселенческими сдвигами. В рамках Гаварского гос. университета данный курс представляет также локальный интерес, так как население области сформировалось именно в 19-ом веке, в контексте демографических процессов, которые изучаются в рамках курса. Актуальность курса в рамках исторических дисциплин важен и в контексте кавказксой и армянской закономерсности развития истории 19-20вв. Он дает возможность понимать этнокультурной истории Восточной Армении, вскрыть региональные и внутрирегиональные особенности, пролить свет на динамику и струкуру населения в этническом и демографическом планах, а также представить антрпологические аспекты этих процессов. Исторический контекст этих событий дает широкую возможность использования собственно устноисторических методов. По сути курс представляет “симбиоз” политической истории, демографии и антропологии. Он дает возможность понять другие “измерения” политической истории, т. е. под “однолинейным” процессом просмотреть переселенческие группы, семьи, поселения, так как использование антропологических подходов дает возможность понять процесс изнутри, используя антропологические подходы (устная история, память...). Курс включет в себе также компоненты региональной истории, микроистории. Цель изучени курса: освещение демографических процессов и формирования народонаселения Восточной Армении в 19-20вв. Задачи: - раскрыть особенности воздействия политических, социально-экономических и социально-психологических факторов на этно-демографические процессы. - Выявить основные тенденции развития и функционирования населения региона. - Дать антропологические “измерения” этих процессов в контексте устноисторических методов и подходов. ТЕМАТИКА КУРСА 4 Тема 1. Постановка проблемы. Предмет, задачи и содержание курса. Основные составлющие демографических процессов. Особенности изучения демографических процессов в исторической ретроспектив. Алтуальность изучения курса в рамках региональной и отчественной истории. Антропологические аспекты изучаемых процессов /введение/. Методика историко-демографического исследования. Составление статичных и динамичных таблиц. Интерпретация полученных результатов. Тема 2. Источники и историография Армянские, зарубежные источники. Российские источники 19-го века по Кавказу. Особенности российских источников и царская политика на Кавказе. Статистические данные. Первые переписы – 1886, 1897гг. Содержаные статистических данных. Архивные материалы. Историография. “Нарративные” истории и “локальные” истории, т. е. истории отдельнеых деревень, регионов. Может ли устная история быть источнкиом для исследуемых процессов? Устные воспоминаные и антропологические материалы о переселениях 19 века. Тема 3 “Другая история…?” 5 Устная история и политическая история, история историческая антропология. повседневности, “Нарративные” истории и “локальные” истории, т. е. истории отдельных деревень, регионов. Демократизация исторической науки через фиксирование "голоса и голосов молчаливого большинства". История "снизу" и история "сверху". Альтернативная наука. Основные жанры исторических исследований, использующих устные источники: биографика, история малых социумов, этнических групп, политических и социальных маргиналов и др. Тема 4 Практика и методология устной истории: Работа исследователья: проведение интерьвю и его интерпретация: Процесс написания/создания истории как документирование настоящего и прошедшего для будущего. Фиксирование событий через наблюдение (при прямом или косвенном участии) и через использование письменных и устных нарраций, повествований. Соответственно - устная история и устная традиция через прямое или опосредованное отношение к событию/факту. Устноистoрические проекты в Армении. Понятия "ключевых текстов" и "мировых событий".. Интерьвю. Типы интервью и методы интервьюирования. Хранение и отбор материалов. Инерпретация. Создание научной работы. Тема 5 Восточная Армения на рубеже 18-19 вв. Понятия Восточная Армения. Историко-культурная и географическая характеристика региона. Политичиеская ситуация региона. Армения между Ираном и Турции. Политические, демографические, этнические, культурные последствия этих владычествь. Этническая ситуация в регионе в конце 18 –начале 19 вв. Особенности социальной структуры населения. Тема 6 Динамика этнического состава населения Восточной Армении в Первой половине 19 в. 6 Этапы присоединения Восточной Армении к Росси и особенности переселенческих процессов. Переселенческая политика России. Преселеные армян из Ирана и Турции в первой половине 19 века. Переселенческие районы. Армянский “проект“ и “Армянская область”. Переселение иноэтнических групп. Население Восточной Армении в середине 19 в. и процесс стабилизации этнического состава. Изменение общей численности населения. Особенности изменения социальной структуры в 19 веке. Тема 7 Этнодемографическая характеристика населения Восточной Армении во второй пловине 19-начале 20 вв. Сдвиги в этническом состове и размещении населения региона во второй половине 19 в. Переселение из Турции. Русские сектанты в Восточном Армении. Появленые русских топонимов и поселении. Этнический состав населения Восточной Армении в начале 20 в. и особенности этнодемографических процессов. Основные источники формирования национальной структуры. Особенности соотношения представителей отдельных национальностей в различных видах поселений и районах. Половозрастная и социальная характеристика национальных сообществ. Административно-территориальные деление Восточной Армении –каонец 19начало 20вв. Социальный состав и социальная структура населения. Тема 8 Переселение и миграция в антропологическом контексте 7 Переселения, память. Устная история. “Прошлое” и “настоящое”. Теоритические подходы. Виды и типы миграций. Виды и типы миграций, характерные для региона. Истории поселений, семейные истории в контексте исторических, демографических процессов 19 –начала 20-го вв. Память и ландшафт. Топонимика. Основная литература 1. Абелян П., Население Армении досоветского и советского периода, Ереван, 1930.(на арм. языке). 2. Адонц М., Экономическое развитие Восточной Армении в 19 в., Ереван, 1957. 3. Акопян М., Сельская община в Восточной Армении во второй половине 19-начале 20 вв., Ереван, 1988. 4. Аристова Т., Курды Закавказье, Моксва, 1966. 5. Аристова Т., Материальнаÿ культура курдов 19-первой половуны 20вв., М. 1990. 6. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М.Сокольской. – М.: Языки славянской культуры, 2004. 7. Айтян А., Русские переселенцы в Армении 1830-1920 гг., Ереван, 1989. /на арм. языке/ 8. Бадалян А., Население Армении со времен приосединениÿ ее к России до наших дней, Известиÿ АН Арм. ССР, 1953, И5. 9. Бдоян В. Армянская этнография, Ереван, 1977. 10. Бороздин К. Переселенцы в Закавказье, СПб, 1891. 11. Валентей Л., Кваша А., Основы демографии, М., 1989. 12. Волкова Н., О расселении армÿн на Северном Кавказе до начала 20-го в., ИФЖ, 1966, И3. 13. Виноградов В., Волкова Н., Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 века, СЭ, 1975, И3. 14. Газарян И., Переселение армян из Персии в Армяскую область 1828 г., Известия АН Арм. ССР, Общественные науки, 1957, И7. 15. Григорян З., Присоединение Восточной Армении к России в начале 19 века, М., 1959. 8 16. Дарбинян М., Переселение западных армян в Армянскую область и соседные районы 1828-1829гг., ИФЖ, И2, 1974. /на арм. языке/. 17. Демографические процессы и их закономерности. - М: Мысль, 1986. 18. Документы и материалы по истории армянского народа. Социально-экономическое положение Восточной Армении после присоединение к Росси /1830-1870/, Ереван, 1985. 19. Документы о переселении персидксих и западных армÿн, Вестник архивов Армении, 1973, И3. 20. Долженко И., Хозяйственный и общественный быт русских крестьян Восточной Армении /конец 19 –начало 20вв./, Ереван, 1985. 21. жур. Азгагракан андес, 1898, 1904, 1906, 1907, 1908, 1910. 22. Исмаил заде Д., Население городов Закавказского края в 19-начале 20вв., М. 1991. 23. Историческая демография, М. 1989. 24. История Армянского народа т 4. Ереван, 1972. 25. История Армянского народа т 5. Ереван, 1974. 26. История Армянского народа т 5. Ереван, 1978. 27. Карапетян Э., Родственная группа “азг” у армян, Ереван, 1966. 28. Козлов В., Этническая демография, М., 1977. 29. Марутян А. Историческая память в структуре национальной идентичности, Ереван, 2006. /на арм. зыке/. 30. Население Восточноы Армении в последные 100 лет /1831-1931/, Ереван, 1932. 31. Населенные пункты и население Армянской ССР с 1831 по 1959гг. Ереван, 1962. 32. Саркисян Г., Этногеографическая характеристика Алекснадраполького уезда /конец 19 века/, Научные труды, 1, Гюмры, 1998. /на арм. языке/. 33. Саркисÿн Г., Население Восточной Армении в 19-начале 20 вв., Ереван, 2002. 34. Смбатянц М., Описание Гекаркуникского уезда, который называется Новым Баязетом, Вагаршапат, 1895. /на арм. языке/. 35. Статистический анализ в демографии, М., 1980. 36. Томпсон П. Голос прошлого: Устная история/ П. Томпсон; Пер. М. Л. Коробочкин, Пер. Е. М. Криштоф, Пер. Г. П. Бляблин. 37. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. Часть 1-2. 38. Ходжабекяÿн В., Население Армении и ее занятость /1828-1978/, Ереван, 1979. /на арм. языке/ 39. Хрестоматия по устной истории / Пер., сост., введение, общ. ред. М. В. Лоскутовой. СПб: изд-во ЕУСПб, 2003. 9 40. Этнические процессы в Закавказье в 19-20вв. КЭС, т.4, Москва, 1974. 41. Hobsbawm E. Introduction: Inventing Traditions // The Invention of Tradition / Ed. Eric Hobsbawm and Terence Ranger. – Cambridge: Cambridge University Press, 1983. P. 1 – 14. Русский перевод: Хобсбаум Э. Изобретение традиций / Пер. с англ. С. Панарина // Вестник Евразии. 2000. № 1 (8). С. 47 – 62. Дополнительная литература 1. Арутюнян Вл., Село Норатус, Ереван, 2000, /на арм. языке/. 2. Дарвешян М., Скотовдческое хозятсво курдов Восточной Армении, Ереван, 1986. 3. Манукян К., Село Сарухан, Ереван, 1998, /на арм. языке/. 4. Мезиховский В., Краткий очерк Новобаязатеского уезда, Эриванской губернии, СПБ, 1908. 5. Миграция из Армении /ред. Г. Харатян/. Ереван, 2003. 6. Нора П. Франция – память / Пер. Д. Хапаевой. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1999 (Нора П. Между памятью и историей (Проблематика мест памяти); Нора П. Нация – память.) 7. Саркисян Г., Этнический состав Армянской области 1828-1840, Вестник Ереванского университета, 1986, И2, /на арм. языке/. 8. Свазлян В., Киликия: устная традиция Западных армян, Ереван, 1994/на арм/. 9. Свазлян В., Армянский геноцид и историческаÿ память, Ереван, 2005 /на арм/. 10. Словарь топонимов Армении и соопредельных областей /на арм. языке/, т1-4. 11. Элиаде М., История и космос, М. 1987. 12. Portelli A. The Battle of Valle Giulia: Oral History and the Art of Dialogue/ A. Portelli . 1997. 13. Titon J. T. The Life Story, in: The Jounal of American Folklore. 1980, vol. 3, issue 369. P. 276-292. 14. Schuman H., Scott J. Generations and Collective Memories, in: American Sociological Review. 1989. Vol. 54. No. 3. P. 359-381. 15. Bauman R. “We was always pullin’ jokes”: the management of point of view in personal experience narratives, in: Bauman R. Story, Performance and Event, in: Bauman R. Story, Performance and Event. Contextual Studies of Oral Narrative. Cambridge, 1986. P.33-53. 10 16. Olick J. K., Robbins J. Social Memory Studies: From “Collective Memory” to the Historical Sociology of Mnemonic Practices, in: Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. P. 105-140. Degh L. Manipulation of Personal Experience, in: Degh L. Narrarives in Society: A Performer-Centered Study of Narration. Helsinki 1995. P. 70- 70-78. 17. Формы контроля Курс заканчивается зачетом. Планируются также семинары и написание реферативных работ. Тематика рефератов – история отдельных поселений, родов, семей, разные аспекты “освоения” ландшафта и т.д.1 Метод реферативных работ- устноисторический. Интерактивные методы работы в рамках курса Обсуждение отдельных “историй” записанных студентами. Представление, сопоставление и обсуждение “историй” в разных версиях, т. е. “нарративных”, “локальных”, семейных историй и т. д. Просмотр и обсуждение фильмов, которые демонстрируют исторический контекст этих процессов или разные аспекты переселений. 1 Поскольку регион является “переселенческим”, то тематика вполне соответствует реалиям и дает возможность на конкретных примерах “понять” и “представить” процесс переселения 19-го века. 11

В конце XIX - начале XX вв. усилилась национально-освободительная борьба нетурецких народов Османской империи, стремившихся отделиться от Турции и заложить основу для создания независимых национальных государств. Это движение было результатом бурного социального и национального развития, которое нельзя было приостановить никакими силами. армянский население османский империя

Именно по этой причине младотурки в конце XIX века восприняли концепцию Османизма. Ю.А. Петросян пишет: "Когда в 90-х годах XIX века началась активная пропагандистская деятельность общества "Единение и прогресс", паносманизм, как идейная концепция, занял в ней ведущее место. Он стал в сущности основой программы младотурок в национальном вопросе". Петросян Ю A. К изучению идеологии младотурецкого движения. Тюркологический сборник. - М., 1966. С.67. Османская империя была ими объявлена для живущих на ее территории мусульманских и немусульманских народов общей родиной. Младотурецкие идеологи стремились с помощью доктрины османизма достичь того, чтобы эти народы отказались от национально-освободительной борьбы и стремления к созданию независимых национальных государств, объединились с турками в борьбе за создание конституционной монархии Там же. С.78.. Концепция османизма была призвана сохранить целостность Османской империи, а в конечном итоге обеспечить ассимиляцию всех народов многонациональной Османской империи. Младотурки утверждали, что они стремятся добиться с помощью режима конституционной монархии "равенства всех соотечественников - турок, курдов, болгар, арабов и армян", заявляли, что Османская империя является "достоянием всех Османов - подданных султана. Петросян Ю A. К изучению идеологии младотурецкого движения. Тюркологический сборник. - М., 1966. С. 68. Они утверждали, что можно добиться "искреннего единства" всех Османов, объединить их едиными "патриотическими переживаниями". Между тем, на страницах газет младотурок сплошь и рядом можно встретить рассуждения об особом положении и роли турок в историческом развитии и современном положении Османской империи Там же. С.143..

Убедившись впоследствии, что Османизм не в силах предотвратить национально-освободительную борьбу народов Османской империи и подвергнуть их ассимиляции, младотурки приступили к осуществлению политики геноцида, которая, по их мнению, должна была, несомненно, обеспечить целостность Османской империи.

Геноцид предполагает координированный план действий, направленный на разрушение основ существования национальных групп с целью их искоренения Саакян Р.Г. Геноцид армян в оценке передовой общественности. - "Вестник общественных наук" АН Арм. ССР, - Ереван, № 4, 1965. С.43.. Для этого осуществляется уничтожение политических и общественных институтов, культуры, языка, национального самосознания, религии, экономических основ существования этносов, а также лишение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и жизней людей. Но этой концепции соответствует также термин "этноцид", который в современной политологической литературе часто включают в понятие "геноцид", хотя это не тожественные понятия. Инджикян О.Г. Социальная психология геноцида. - Ереван, Айастан, 1990. С.57. В понятие геноцид включается попрание права народа как определенной совокупности людей и является преступлением против человечества, так как такое уничтожение нарушает наследственный генофонд, репродуктивную способность, интеллект, духовность представителей рода человечества.

А.Р. Анклаев рассматривает геноцид как определенное регулирование этнополитического конфликта "на основе стратегии устранения и/или политизации этнических различий". Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. - М., 2005. С.58.

Массовое уничтожение армян в Османской империи и кемалистской Турции на рубеже ХIX-XX вв. является первым геноцидом в мировой истории. Это самое крупномасштабное и протяженное во времени преступление геноцида. Время осуществления Геноцида армян распадается на два основных периода: 1876 - 1914гг. и 1915 - 1923гг. Барсегов Ю. Геноцид армян преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации). - Ереван: Айастан, 1990. С.122. На первоначальном этапе была предпринята попытка частичного уничтожения армянской этнической группы в Османской империи с целью предотвращения активизации армянской национально-освободительной борьбы и исключения из повестки международной дипломатии Армянского вопроса. Это позволило бы предотвратить вмешательство великих держав во внутренние дела оттоманского государства с целью проведения под международным контролем реформ, направленных на обеспечение безопасности армянского населения. Армянский вопрос. Энциклопедия. /Под. Ред. Худавердяна К.С. - 1991. С.167.

Политические условия и причины начала армянских погромов в Османской Турции были связаны, прежде всего, с системным общегосударственным кризисом, провалом реформаторской эпохи "танзимата", зарождением буржуазных отношений, пробуждением национально-освободительной борьбы подвластных нетурецких народов империи и с соответствующей геополитикой великих держав. Там же. С.168.

Всеобъемлющий кризис Османской империи привел к зависимости от западного и сионистского капитала. Османское общество во второй половине XIX в. нуждалось в объединительных идеях, в новой модели социально-экономического развития. В экономической сфере наметились определенные диспропорции, связанные с зарождением буржуазных отношений и сосредоточением национального капитала в руках у нетитульных наций империи: 45% производственного капитала оказались в руках у греков, 25% - у армян и всего 13% - у турок, в торговле же армяне контролировали от 60 до 80% капитала. Мандельштам А.Н. Младотурецкая держава. Историко-политический очерк. - М., 1975. С.174.

Экономическое и культурное развитие армян позволило им иметь четкую систему национальной политической организации (партии "Гнчак", "Арменакан" и АРФ "Дашнакцутюн"); политическую программу освобождения Западной Армении при поддержке и в союзе с Россией, Францией и Англией; самодостаточную национальную интеллигенцию и политическую элиту, сформировавшиеся в противоборстве с реакционной политикой оттоманов; поддержку в лице России. Стремление армян Западной Армении к освобождению от турецкого порабощения дополнялось положительным примером судьбы соотечественников из Восточной Армении, входящей в состав Российской империи.

В свою очередь военно-политическая элита Османской империи оказалась неадекватной тем политическим и экономическим задачам, которые стояли перед обществом, неспособной обеспечить эволюционный процесс развития государства и преодоления кризиса. Это привело турок к откату в средневековье и принятию упрощенных решений, что, в свою очередь, обернулось разрушительной политикой в отношении к подвластным нетурецким народам, то есть к уничтожению армян и других народов империи. Там же. С. 178.

С 1878г. Турция вычеркнула слово "Армения" из официальной географии и приступила к массовому уничтожению армян с использованием этнорелигиозного фактора. Регулярные конные отряды "хамидие", созданные в 1891г., активно использовались в карательных экспедициях против армян и для образования военного заслона на турецкорусской границе Киракосян Д.С. Младотурки перед лицом истории. - Ереван, 1986. С.28..

В середине 90-х гг. XIX в. армянское население Османской империи подвергалось смертоносным ударам со стороны турецких властей.

По определению А. Дживелегова, "...султан Хамид решил истребить своих армянских подданных, а державы робко протестовали против хамидовых игр". "С 1892 по 1912 год армянское население Великой Армении убыло на 612000 человек" Дживелегов А. Будущее Турецкой Армении. - М., 1911. С.10.. Турецкий государственный деятель Исмаил Кемаль в своих воспоминаниях писал, что в глазах Абдул-Хамида армяне стали опасными вследствие активного вмешательства Европы, в частности, Англии Амфитеатров А.В. Армянский вопрос. - СПб.: Пушкинская скоропечать, 1906. С.182.. Рассеянные по всей империи армяне, писал он, свободно пользовались турецким языком, общались со своими соседями-мусульманами и, по мнению султана, были единственным народом, который мог распространять губительные идеи. Султану не нравилась эволюция христиан, в частности армян, которые открывали школы европейского типа, вели успешную торговлю и "стали влиятельной активной силой в мусульманском государстве". Он был враждебно настроен к армянам, успешно развивавшим торговлю с Европой Мандельштам А.Н. Младотурецкая держава. Историко-политический очерк. - М., 1975. С. 68..

Характеризуя положение армян, еще в октябре 1890 г. корреспондент одной из парижских газет сообщал, что "избиваемые христиане умоляли о помощи, и их голос находил сочувственный отклик в России", что "Турецкая Армения превратилась в обширную бойню, откуда народ в ужасе бежит в Персию и Закавказье". Марунов Ю.В. Политика младотурок по национальному вопросу (1908-1912). - М., 1961. С.172.

При ознакомлении с иностранными документами, а также материалами турецкой печати 1890-1893 гг. бросается в глаза то обстоятельство, что официальные турецкие круги поначалу воздерживались приписывать армянам более или менее серьезные политические намеренияМарунов Ю.В. Политика младотурок по национальному вопросу (1908-1912). - М., 1961. С.128.. Но вскоре положение резко изменилось. После событий в Малой Армении, когда достоянием гласности стали подробности избиений армян, даже произнесение слов "гнчак", "свобода", "революция" могло расцениваться как преступление. Теперь "султан твердо замыслил избиение армян", сведение на нет их "активной роли в экономической жизни страны" и направил "всю свою энергию на подготовку основ этого ужасного будущего", - писал Арп. Арпиарян Киракосян Дж. С. Младотурки перед лицом истории. - Ереван, 1986. С.123..

В 1893 г. турецкие власти развернули бурную деятельность по аресту гнчакских пропагандистов. Арестованных собрали в Анкаре. Сюда привезли молодых борцов из Марзвана, Йозгата, Сиверека, Кайсери. На судебном процессе армяне резко критиковали существующие в стране порядки, систему управления, выступали против притеснений и несправедливости. Суд приговорил к смертной казни через повешение 17 человек, однако султан "великодушно" довел их число до пяти (приговор был приведен в исполнение 10 июля 1893 г.) Там же. С.136..

Советский востоковед Г. Бондаревский пишет, что в результате политики расселения иммигрантов-мусульман на армянских землях в восточных провинциях в Сасуне в 1894 г. вспыхнуло восстание крестьян, которое послужило для Абдула Хамида II и его министров удобным предлогом для расправы с ними. Он отмечает, что "турецкие паши получили лично от султана приказ потопить в крови восстание" Бондаревский Г.Л. Багдадская дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток (1888-1903). - Ташкент, 1955. С. 59.. Относительно этих событий 90-х гг. в "Истории дипломатии" сказано: "Султан Хамид организовал массовую резню армянского населения в ряде местностей Малой Азии, а затем в самой столице своей империи" История дипломатии. Т. II. - М., 1963. С.333.. Аветис Назарбек в статье, опубликованной в 1896 г. в журнале "Контемпорари ревью", разъяснял, что демонстрация, состоявшаяся 18 сентября 1895 г., была мирным мероприятием, о котором гнчакский оргкомитет за два-три дня официально поставил в известность как Высокую Порту, так и посольства шести держав. История дипломатии. Т. II. - М., 1963. С.337.

Дикие избиения армян 1895 г. начались 30 сентября. 3 октября состоялись погромы армянского населения в Ак. Хисаре, 8 октября - в Трабзоне (куда из Стамбула была направлена специальная воинская часть), 27 октября - в Битлисе, 30 октября - в Эрзуруме, 1-5 ноября - в Арабкире, 1 ноября - в Диярбакыре, 4-9 ноября - в Малатье, 10 ноября - в Харпуте, 2 ноября - в Сивасе, 5 ноября - в Амасье, 18 ноября - в Мараше, 30 ноября - в Кайсери и т. д. Наиболее ужасным было второе избиение в Урфе (28-29 декабря 1895 г.), когда турецкие палачи заперли в церкви 3 тыс. человек и сожгли их Там же. С.339..

В течение многих месяцев на просторах от Мраморного моря до границы с Ираном христианство уничтожалось город за городом. По словам Дж. Брайса, "многие села были преданы огню, церкви превращены в мечети, женщины изнасилованы, мальчики и девочки вывезены и проданы в рабство" Барсегов Ю. Геноцид армян преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации). - Ереван: Айастан, 1990. С. 162.. Он подытоживает сказанное им такими словами: "Абдул-Хамид сеял смерть одним мановением руки" История дипломатии. Т. II. - М., 1963. С.338..

А вот что говорит об организованной Абдул-Хамидом бойне в Стамбуле А. Витлин: "Он зашел так далеко, что решил, какое оружие должно применяться. Он не любил стрелковое оружие. Сильный шум действовал на его нервы. Он распорядился вооружить свою армию головорезов дубинками со свинцовыми головками, и три дня подряд из портовой слободы, где находился рынок, слышался шум станков, на которых работали слесари, выполняя его заказ. Три дня подряд не утихал шум от ударов дубинок, пока мертвая тишина не опустилась на армянские улицы". История дипломатии. Т. II. - М., 1963. С.339.

В 1894-1896гг. в результате погромов и резни в Малой Азии (в Сасуне, Зейтуне, Урфе, Ване и др.) было уничтожено около 350 тыс. армян, сотни тысяч вынуждены были спасаться бегством и покинуть свою историческую Родину. Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX в. - М. - Л., 1960. С.172.

Указывая на факт заранее подготовленных массовых избиений и гнусную роль в этом деле турецких правителей, германский генерал фон дер Гольц в 1897 г. писал в газете "Милитар Вошенблат": "Избиения армян в Малой Азии и Константинополе не есть результат турецкого фанатизма, а следствие заранее задуманного политического заговора, так что в этих жертвах надо винить несколько человек, а не народ" Там же. С.174..

В годы погромов часть западных армян взялась за оружие и организовала самооборону; в некоторых местах это сопротивление увенчалось успехом. Достойна особого упоминания оборона армянского населения Зейтуна. Осенью 1895 г. султанские войска совершили поход на Зейтун. Произошли ожесточенные бои, турецкие войска понесли большие потери, но не смогли сломить сопротивление горцев Геманян Е. Армянское освободительное движение в XIX в. - М., 1915. С.96.. Весть о героическом сопротивлении зейтунцев распространилась во многих странах. Исходя из дипломатических соображений, в дело вмешались представители великих держав. Между султанским правительством и зейтунцами начались переговоры, стороны пошли на взаимные уступки. По заключенному соглашению турецкие войска были выведены за пределы Зейтуна Там же. С. 172..

В 1896 г. вооруженную самооборону организовали также армяне города Вана. Они героически боролись против турецких погромщиков, но потерпели поражение.

В период резни 1890-х годов представители, различных слоев армянского общества неоднократно обращались к великим державам, прося их заступничества и помощи. Эти обращения, однако, не имели последствий; ни одно государство не предприняло действенных шагов для предотвращения или прекращения резни. Напротив, некоторые из этих государств проводили покровительственную политику в отношении султанского правительства Дарбинян А. Со времен армянского освободительного движения. - Париж, 1947. С.79.. Резня армян вызвала возмущение среди прогрессивной мировой общественности во многих странах. Состоялись митинги и демонстрации протеста, Абдул Гамид был назван "погромщиком", "кровавым". В роли защитников западных армян и обличителей султана выступили видные писатели, публицисты и политические деятели. Однако общественное мнение было не в состоянии приостановить зверства султанского правительства.

С зарождением идеолого-политического и организационного движения пантюркизма и приходом в 1908г. к власти правительства младотурок начинается новый процесс ликвидации армянского народа в пределах Турции Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX в. - М. - Л., 1960. С.172..

Очередная волна уничтожения армян в Османской империи, предпринятая в 1909г. в Адане (в результате чего было убито 30 тыс. человек), стала предвестником новой пантюркистской политики младотурецкого правительства. Захарян К. Генезис катастрофы: Становление Армянского вопроса в Х 1Х в. - Ереван: Изд-во НТВ, 2006 - 140с. Истребив в Адане 30 тыс. армян, младотурки фактически последовали по пути Абдул-Хамида. В том же году подверглись резне греки, халдеи, ассирийцы. Год спустя, в 1910 г., - албанцы, затем - македонцы, болгары, арабы и другие. Эти события привели к тому, что "армяне перестали верить младотуркам" Григорян М. Геноцид: память и ответственность: // Голос Армении.- 1998.- 22 окт. С.17.. Английский автор Бенсон назвал резню в Адане "экспериментальной", пробной в политике младотурокГригорян М. Геноцид: память и ответственность: // Голос Армении.- 1998.- 22 окт. С.17. .

Крах младотурок, падение Османской империи, казалось, предоставили западным армянам возможность перевести дух, встать на ноги, чтобы стать хозяевами своей родины. Однако поднявшаяся в Турции волна кемалистского движения была направлена не только против империалистических держав, но и против законных интересов армянскаго народа. Насколько была справедлива борьба турецкого народа за свою независимость, настолько была несправедлива проводившаяся в 1920-1923 гг. националистической Турцией политика лишения исконной земли аборигенов Западной Армении - истерзанного, рассеянного по свету армянского населения.

Успешное наступление русских и англо-французских войск в 1914-1915гг. приближало освобождение Западной Армении и Киликии, что, в свою очередь, способствовало активизации политики Геноцида в отношении армянского народа Османской империи Арутюнян А.А. Первая мировая война и армянские беженцы (1914-1917). - Ереван, 1989. С.145.. Получив отказ армянских политических организаций от совместного участия в войне против России и блока Антанта в целом, правительство младотурок в 1915-1918 гг. осуществило поголовное и повсеместное уничтожение и депортацию более 1,5 миллионов армян Захарян К. Генезис катастрофы: Становление Армянского вопроса в Х 1Х в. - Ереван: Изд-во НТВ, 2006 - 140с..

С мая-июня 1915 года начинается массовая депортация и резня армян Западной Армении. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Посол США в Турции Моргентау отмечал "истинной целью депортации было уничтожение и ограбление, это действительно является новым методом резни" Захарян К. Генезис катастрофы: Становление Армянского вопроса в ХIХ в.- Ереван: Изд-во НТВ, 2006. С.46.. Г. Монтгомери в статье, посвященной причинам армянских избиений 1915 г., подчеркивает, что "план преступления был разработан и декретирован центральным комитетом Иттихада" Акопян Сейран Юрьевич. Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02..

Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направляли в глубь страны, Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для депортированных Нерсисян М.Г., Саакян Р.Г. Геноцид армян в Османской империи. - Ереван, 1966. С.164.. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути следования караванов. Вследствие этого до мест назначения доходила лишь часть депортированных армян. Но дошедшие до пустынь Месопотамии, также были в опасности: известны случаи, когда армяне выводились из лагерей и вырезались в пустыне.

Действие турецких погромщиков отличались жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так министр внутренних дел Талаат требовал прекратить существование армян, не обращать внимание ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужас депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армян.

В октябре 1916 года в газете "Кавказское слово" была опубликована корреспонденция о резне армян в деревне Баскан: "Мы видели как с несчастных сначала сдирали всё ценное, потом раздевали и убивали…..". Авакян А. Геноцид 1915 г.: Механизмы принятия и исполнения решений. - Ереван: Гитуцюн, 1999. С.72.

В результате геноцида армян, осуществленного младотурками в 1915-1916 гг., погибло 1,5 млн. армян, 600 тыс. стали беженцами Там же. С.85..

Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу своего успешного злодеяния: уже в августе 1915 года министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что " действия против армян в основном завершены и Армянского вопроса практически не существует" Виноградов К.Б. Мировая политика 60-80-х гг. XIX в. События и люди. - Л., 1991. С.165..

Сравнительная лёгкость, с которой погромщикам удалось осуществить геноцид армян, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а так же армянских политических партий к надвигающемуся уничтожению. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых армянских обществах существовала идея о том, что неподчинения младотуркам приведет к еще большим жертвам. Однако в некоторых местностях армянское населения оказало турецким вандалам существенное сопротивление. Армяне Вана, успешно прибегнув к самообороне, отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск.

Октябрьская революция 1917г. позволила туркам не допустить освобождения Западной Армении и Армянской Киликии, а также возрождения независимой Армении под протекторатом США Саркисян Е.К. Политика османского правительства в Западной Армении последней четверти XIX и начале XX вв. - Ереван, 1972. С.168.. Турки смогли дважды аннексировать Закавказье в 1918 и 1920гг., а также осуществить Геноцид армян Восточной (Русской) Армении.

Во время агрессии против Армении в 1918 году, турки, заняв Караклис, учинили резню армянского населения, убив несколько тысяч человек Там же. С.99.. Это было прямое продолжение геноцида армян 1915-1916 гг. В сентябре 1918 года турецкие войска заняли Баку, и вместе с азербайжанскими националистами устроили резню армянского населения Там же. С.101..

В результате новой волны Геноцида уничтожалось армянское население Карсской области, Нахичевана, Нагорного Карабаха, Баку, Ахалкалаки, Ахалциха, Александрополя. Нерсисян М.Г., Саакян Р.Г. Геноцид армян в Османской империи. - Ереван, 1966. С.143.

В ходе турецко-армянской войны 1920 года, туркам удалось захватить Александрополь. Продолжая политику своих предшественников - младотурок, кемалисты тоже пытались организовать геноцид в Восточной Армении, где помимо местных жителей находились беженцы с Западной Армении. В Александрополе и селах уезда турецкие оккупанты устроили резню мирного армянского населения. В одном сообщении описывалось положение дел в Александропольском уезде: " Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды….. улицы переполнены трупами. Все это дополняется холодом, голодом" История армянского народа. Т. 6. - Ереван, 1981. С.172.. Жертвами бесчинств турецких оккупантов стали десятки тысяч армян.

В 1918-1920 г. Ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши, центр Карабаха. В сентябре 1918 года турецкие войска двинулись на Шуши, по пути разоряя села армян и уничтожая население.

25 сентября 1918 года турецкие войска заняли город, но после окончания Мировой войны вынуждены были его покинуть. В декабре 1918 года в Шуши вступили англичане. Вскоре генерал-губернатором Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов. С помощью турецких военных инструкторов он сформировал отряды, которые были размешены в армянской части Шуши. Силы погромщиков постоянно пополнялись, в городе было много турецких офицеров. В июне 1919 года прошли первые погромы армян Шуши, в ночь на 5 июня в городе и в окрестностях было убито не менее 500 армян. 22 марта 1920 года турецкие банды учинили страшный погром армянского населения Шуши, убив свыше 30 тыс. человек и предав огню часть города, где проживали армяне Армянский вопрос. Энциклопедия. /Под. Ред. Худавердяна К.С. - 1991. С.269..

Последним эпизодом армянской трагедии стала резня армян в Западной части Турции в ходе Греко-Турецкой войны в 1919-1922гг. В августе-сентябре 1921 года турецкие войска добились перелома в ходе военных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9 сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянского населения. Турки потопили стоявшие в портах Измира корабли, на которых были армянские беженцы, преимущественно женщины, старики и дети Там же. С.269..

По итогам Московского и Карсского договоров 1921г., туркам удалось осуществить раздел сфер влияния с большевистской Россией на Кавказе и в Малой Азии, аннексировать территорию Карса, Ардагана, Артвина, Сурмалинского уезда с Большим и Малым Араратом, а также отторгнуть от Армении территории Нахичевана, Нагорного Карабаха и Джавахка. Последние акты Геноцида армян были свершены кемалистами в Стамбуле, Измире и Киликии История дипломатии. Т. II, - М., 1963. С.272..

Политика преследований, истребления уцелевших остатков западных армян продолжалась и в 1921, и в 1922 гг. на всей территории Турции. Националисты полностью переняли методы младотурок. Многие темные стороны внутренней политики националистов пока еще плохо освещены в советской туркологической литературе. Долгое время господствовала практика, согласно которой историки старались обходить факты враждебных действий кемалистов в отношении национальных меньшинств. В частности, все еще обходится молчанием факт поджога города Измира и истребления его греческого и армянского населения.

Всего с 1919 по 1923гг. было уничтожено 400 тыс. армян. Ростовский С.Н., Рейснер И.М., Кара-Мурза Г.С., Рубцов Б.К. Новая история колониальных и зависимых стран. Том 1 - М. Политиздат, 1960. С.124.

Таким образом, политика геноцида Османской империи против армянского населения была совершена с политической целью ликвидации армянского этнического клина, бывшего препятствием на пути реализации агрессивных пантюркистских интересов Турции по созданию империи "Великий Туран". Геноцид армян также был направлен на недопущение России в Малую Азию и предотвращение освобождения Западной Армении от турецкого ига, а также на минимизацию либо ликвидацию решающей роли армянского фактора на Южном Кавказе.

1. Экономическая и общественно-политическая жизнь Восточной Армении
В XX столетие. Армения вступила по-прежнему разделенной на две части: Восточную, находившуюся в составе Российской империи, и Западную, изнывавшую под гнетом султанской Турции. Этим и определялись особенности социально-экономической и общественно-политической жизни двух частей армянского народа: в Восточной Армении происходили прогрессивные процессы, неразрывно связанные с общим развитием России; жизнь западных армян, протекавшая в условиях жесточайшего режима турецкого деспотизма, стала еще более тяжелой, полной трагических событий.

В конце XIX века Россия вступила в эпоху империализма. Интенсивное развитие промышленности охватило не только центральные, но и окраинные районы империи, в, том числе Закавказье. Здесь возникли крупные промышленные -центры-Баку, Тифлис, Кутаиси, Батуми, возросло городское население, увеличилась численность рабочего класса. Подъем промышленного производства был характерен и для Армении.
Ведущей отраслью промышленности Восточной Армении было медеплавильное производство, базировавшееся на местном сырье-медных рудниках Алаверди и Зангезура. С конца XIX века выплавка меди в Армении стала резко возрастать, что было стимулировано, с одной стороны, возросшей потребностью России в меди, а, с другой стороны, проникновением в меднорудную промышленность Армении иностранного, в частности французского капитала. Нещадно эксплуатируя местную рабочую силу, совершенствуя технологию производства, иностранные промышленники добились увеличения выплавки меди. Если в 1900 г. выплавка меди на алавердских заводах не превышала 20 тысяч пудов, то уже в 1901 г. было произведено 59,7, а в 1904 г.-116 тысяч пудов. В Зангезуре в 1900 г. было выплавлено 50 тысяч, в 1904 г.-68,4, а в 1907 г.-94 тысячи пудов меди.
Производство меди продолжало увеличиваться и в последующие годы, вплоть до начала первой мировой войны. Так, в 1910 г. в Армении было произведено 278,2 тысячи, в
1913 г-343 тысячи пудов. Накануне первой мировой войны на долю Армении приходилось 17 процентов всей производимой в царской России меди.
Значительное развитие получило также винно-коньячное производство. Крупными предприятиями этой отрасли являлись ереванские заводы Шустова и Сараджева. В Эриванской губернии стоимость продукции спирто-коньячного производства в 1901 г. составляла 90 тысяч, а в 1908 г.-595 тысяч рублей. В 1913 г. в Армении было произведено 188 тысяч декалитров вина и 48 тысяч декалитров коньяка. Около 80 процентов производимых в Армении коньяка, спирта и вин вывозились в Россию, а также поступали на международный рынок.
Предприятия меднорудного и винно-коньячного производства по существу определяли собой промышленный облик Армении, так как, помимо них, здесь имелось лишь несколько предприятий пищевой промышленности, а также большое число различных мастерских кустарного типа. Согласно официальным данным, в 1912 г. в Эриванской губернии насчитывалось 2307 производственных предприятий, на которых были заняты 8254 человека. Таким образом, в среднем на каждое предприятие приходилось не более 3-4 рабочих. В основном это были примитивные производства по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, механические мастерские и т. д.
Развитие промышленности сопровождалось увеличением численности рабочих в Армении. (Этому способствовало также развернувшееся железнодорожное строительство. В 1895г. было начато строительство железнодорожной линии Тифлис- Каре; первые поезда по этой дороге пошли в 1899 г. Началось также сооружение железных дорог Александрополь- Ереван (окончилось в 1902 г.) и Ереван-Джульфа (завершилось в 1906 г.). Помимо рабочих-строителей дорог, ряды пролетариата Армении пополнили железнодорожники, обслуживавшие эти дороги. Сложились рабочие коллективы на железнодорожных станциях и в депо Александрополя, Санаина, Карса, Еревана, Джульфы. В начале XX века численность рабочих в Армении достигла примерно 10 тысяч человек.
Пролетариат Закавказья с самого начала своего формирования был по составу интернациональным. Основные отряды рабочего класса были сконцентрированы на нефтяных промыслах и промышленных предприятиях Баку, на заводах и фабриках Тифлиса, Батуми, Кутаиси и других городов Закавказья. В этих промышленных центрах вместе работали грузины, русские, армяне, азербайджанцы, украинцы, грекв и рабочие других национальностей. Большое количество безземельных и бедных крестьян из Армении уходили на заработки в эти города, зачастую оседали здесь и превращались в пролетариев.

Особенно много армян работало на предприятиях Баку-этого крупнейшего промышленного центра Закавказья. Много рабочих-армян было и на предприятиях Тифлиса, Батуми, Кутаиси. В начале века около одной трети рабочих, занятых на предприятиях Батуми, составляли армяне, в числе которых-беженцы из Западной Армении, переселившиеся сюда после учиненной в Турции резни армянского населения в 1894-1896 гг. В свою очередь, на промышленных предприятиях Армении работало значительное количество рабочих-русских, азербайджанцев, греков, персов. В первом десятилетии XX века общая численность рабочих-армян в Закавказье достигала 35-40 тысяч человек.
Армянская торговая и промышленная буржуазия также была рассеяна по всему Закавказью. Крупные промышленники Манташев, Тер-Гукасов, Арамянц и другие вложили свои капиталы в нефтяную промышленность Баку, получали громадные прибыли, выдвинулись в первые ряды промышленной буржуазии России. Армянским капиталистам принадлежало немало предприятий легкой и пищевой промышленности в Тифлисе. В самой Армении медными рудниками и различными промышленными предприятиями владели капиталисты Мелик-Азарян, Мелик-Карагезов и другие.
Тяжелым было положение рабочих. Они подвергались жестокой эксплуатации со стороны предпринимателей, стремившихся лишь к получению максимальной прибыли. Особенно изнурительным был труд рабочих медных рудников и медеплавильных заводов Алаверди и Зангезура. Рабочий день длился здесь 12-14 часов, а то и больше; заработная плата была низкой; техника безопасности на рудниках и предприятиях фактически отсутствовала; среди рабочих были распространены профессиональные заболевания - следствие вредных условий труда. Рабочие не имели своих профессиональных союзов, не принимали никакого участия в общественной жизни. Семьи их жили в невыносимо тяжелых условиях. Постепенно нарастало недовольство рабочих, протест которых против необузданной эксплуатации принимал все более настойчивые и организованные формы.
Более бедственным было положение крестьянства. В начале XX века в деревне продолжался процесс разложения патриархальных отношений и роста товарного земледелия. Углубилось расслоение крестьянства, обнищание его большинства. Лучшие земли переходили в руки помещиков и кулаков. Безземелье стало страшным бичом для трудовых крестьян, которые были вынуждены в поисках заработка покидать деревню и уходить в города, на чужбину. Отходничество стало привычным явлением сельской жизни. Тяжелые
налоги, подневольный труд, полное бесправие, засилие торговцев и ростовщиков делали беспросветной жизнь крестьянина-труженика. Описывая положение армянского села, корреспондент одной из газет того времени писал:. «Горе, боль, слезы, пот, нужда, нищета, угнетение, разорение, лишения- такова деревня».
Несмотря на общую отсталость сельского хозяйства Армении, с конца XIX века расширялись посевы хлопчатника, что было обусловлено нуждами текстильной промышленности России, увеличились площади виноградников, обеспечивающих сырьем винно-коньячную промышленность Армении.
Начало XX века ознаменовалось крупными событиями в общественно-политической жизни Закавказья: подъемом рабочего революционного движения, бурными выступлениями
широких масс против царизма, возникновением социал-демократических организаций. Начавшиеся в Закавказье революционные выступления рабочих были частью охватившего Россию общего революционного движения и проходили под влиянием марксистских идей.
Известно, что с начала XX века Россия становится центром мирового революционного движения. Революционная борьба русского рабочего класса, поддержанная крестьянскими массами, оказала громадное воздействие на всемирный исторический процесс. Российский пролетариат стал ведущей силой освободительного, революционного движения. Особенность нового этапа рабочего движения в России заключалась в соединении его с марксистской теорией. В этом- одна из величайших исторических заслуг Владимира Ильича Ленина, великого революционера, гениального ученого и теоретика, создателя марксистской партии нового типа-Коммунистической партии Советского Союза.
Вступив на путь революционной борьбы еще в студенческие годы, В. И. Ленин с первых же шагов своей деятельности тесно увязывал пропаганду марксистских идей с политической и экономической борьбой рабочих на предприятиях,. Усилиями В. И. Ленина и его соратников осенью 1895 г. петербургские рабочие кружки были объединены в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация, вместе с созданными вскоре подобными союзами и группами № Москве, Киеве, Иваново-Вознесенске и других городах страны, знаменовала собой начало соединения марксизма с рабочим движением. В рядах Петербургского «Союза» получили закалку многие революционеры, в том числе и выходцы из Закавказья.
В армянскую действительность идеи марксизма стал» проникать с 80-х годов XIX века. От первых сведений в армянской демократической печати о К. Марксе, его учении,. Международном товариществе рабочих-Интернационале до-переводов на армянский язык марксистской литературы и ее-нелегального распространения, от деятельности первых марксистов-армян-участников общероссийского революционного» движения до возникновения местных социал-демократических, организаций, являвшихся частью созданной В. И. Лениным Российской социал-демократической партии,- таков путь, проникновения марксизма в армянскую действительность.
Первые попытки перевода марксистской литературы на-армянский язык были предприняты обучавшимися в Европе-студентами-армянами в конце 80-х и начале 90-х годов XIX, века. Первым произведением, к переводу которого они обратились, был программный документ марксизма-«Манифест Коммунистической партии». В конце XIX века на армянском языке были изданы «Наемный труд и капитал»-К. Маркса, «Научный социализм» Ф. Энгельса, ряд работ видных западноевропейских марксистов того времени П. Лафарга, Ф. Лассаля, В. Либкнехта и других, а также популярная революционная литература. Эта литература различными путями доставлялась в Закавказье, распространялась среди рабочих и студенчества.
Распространению марксистских идей в Закавказье, первым шагам революционного движения пролетариата края во многом способствовали высланные на Кавказ и работавшие здесь русские, революционеры-В. Г. Курнатовский, Г. Я. Франчески, И. И. Лузин, М. И. Калинин, С. Я- Аллилуев и другие.

Армянские революционеры-марксисты, вместе с революционными деятелями других народов России приняли активное участие в революционной борьбе российского пролетариата, в создании марксистской партии нового типа. Крупными революционными деятелями общероссийского масштаба стали Исаак Лалаянц (1870-1933)-соратник В. И. Ленина по самарскому периоду деятельности вождя, принимавший затем активное участие в издании газеты «Искра» Богдан Кнунянц (1878-1911)-видный революционер, прошедший революционную школу в возглавлявшемся В. И. Лениным Петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса»,затем активно боровшийся за ленинские принципы построения пролетарской партии на II съезде РСДРП Степан Шаумян (1878-1918)

Выдающийся революционер, крупный теоретик марксизма, славный руководитель героической Бакинской Коммуны; Сурен Спандарян (1882-1916) - профессиональный революционер, пламенный пропагандист марксизма, входящий в руководящее ядро РСДРП.

Под воздействием российского революционного движения в Закавказье, прежде всего в его промышленных центрах, стали возникать марксистские группы и кружки, объединившиеся под знаменем социал-демократии. В 1898 г. в Тифлисе была создана первая марксистская группа армянских рабочих, в которую входили Мелик Меликян (Дедушка), Асатур Кахоян и другие. Группа вела пропагандистскую работу среди рабочих, поддерживала связи с грузинскими и русскими социал-демократами Тифлиса, издавала рукописную газету «Банвор» («Рабочий»).В 1901 г. группа была разгромлена царскими властями. Летом 1899 г. в Джалалоглы (ныне Степанаван) возник иервый в Армении марксистский кружок, руководителем которого был Степан Шаумян.
В кружок входила местная революционная молодежь, которая изучала марксизм и распространяла революционные идеи среди трудящихся.
Создание в России марксистской рабочей партии стимулировало возникновение в Закавказье социал-демократических организаций, которые строились по принципам интернационализма и представляли собой местные организации РСДРП. Их большая часть активно поддерживала В. И. Ленина и редактируемую им газету «Искра» в борьбе против всякого рода оппортунистов, пытавшихся воспрепятствовать созданию в России подлинно марксистской революционной партии.
В 1901 г. были образованы Тифлисский, Бакинский, Батумский комитеты РСДРП, имевшие свои подпольные типографии. В конце 1902 г. была создана первая социал-демократическая ячейка в Ереване, в состав которой вошли рабочие железной дороги и завода Шустова. Вслед за этим социал-демократические кружки были организованы в Александрополе-в городе и гарнизоне, в Карее, Алаверди, в ряде сел Лори.
Летом 1902 г. в Тифлисе по.инициативе С. Г. Шаумяна, Б. М. Кнунянца и А. Зурабяна был создан «Союз армянских социал-демократов». Организация эта работала под руководством Тифлисского комитета РСДРП, а затем вошла в его состав. «Союз» основал первую нелегальную марксистскую газету на армянском языке -«Пролетариат». В
октябре 1902 г. вышел первый номер этой газеты, в котором был помещен манифест «Союза армянских социал-демократов». Ознакомившись с русским переводом этого документа, В. И. Ленин откликнулся на него специальной статьей «О Манифесте Союза армянских социал-демократов», которая была опубликована в 1903 г. в «Искре». В. И. Ленин высоко оценил деятельность Союза и изданный им манифест. По всем основным вопросам революционной теории и практики «Союз армянских социал-демократов» стоял на позициях ленинской «Искры». «Союз» защищал ленинские организационные принципы построения партии, пропагандировал идеи пролетарского интернационализма, активно боролся против оппортунистических течений в российской социал-демократии. «Союз армянских социал-демократов» и его орган-газета «Пролетариат» сыграли большую роль в распространении марксистской идеологии в армянской действительности и революционном воспитании армянских трудящихся.
Интересы руководства рабочим движением в Закавказье, усиление деятельности социал-демократических организаций края требовали организационного объединения разрозненных социал-демократических групп и организаций и создания единого краевого руководящего центра. Эта задача была выполнена первым съездом кавказских организаций
РСДРП, который нелегально состоялся в марте 1903 г. в Тифлисе. Съезд принял решение об образовании Кавказского Союза РСДРП и провозгласил его неотъемлемой частью-Российской социал-демократической рабочей партии. На съезде был избран руководящий орган Кавказского Союза- Кавказский союзный комитет РСДРП. В его состав в разное время входили видные революционные деятели Закавказья- Б. Кнунянц, А. Цулукидзе С. Шаумян, А. Джапаридзе, М. Цхакая, Ф. Махарадзе и другие. Создание Кавказского Союза РСДРП явилось важным этапом в сплочении революционных сил края накануне первой русской революции.
Развернувшееся в начале XX века в России революционное движение рабочих вскоре охватило и Закавказье. 1 мая 1901 г. в Тифлисе состоялась мощная демонстрация-трудящихся, прошедшая под, руководством тифлисской социал-демократической организации. Первомайская демонстрация в Тифлисе послужила сигналом для развертывания; революционного движения во всем крае. Газета «Искра» отмечала, что «с этого дня на Кавказе начинается открытое революционное движение».
Революционное движение рабочих Кавказа развивалось в тесной связи с общероссийским рабоче-крестьянским; революционным движением. Известно, что в годы, предшествовавшие первой русской революции, йакал революционной; борьбы в России неуклонно усиливался. По стране прокатилась волна рабочих выступлений, проникнутых духом политической сознательности. Особенно мощной была всеобщая; стачка на юге России, начавшаяся в 1903 году. В отличие-от забастовок предшествующего периода, в этой стачке активную роль играли социал-демократические организации, связанные с «Искрой». Сочетание экономических и политических требований, участие в движении наряду с русским» рабочими украинского и закавказского пролетариата делалш это движение особенно опасным для царизма. В Закавказье забастовки состоялись на предприятиях Баку, Тифлиса, Батуми, Александрополя, Алаверди. Особенно упорный характер носила всеобщая забастовка рабочих бакинских нефтяных промыслов и предприятий в июле 1903 года. В Армении в авангарде забастовочного движения шли рабочие алавердских медных рудников. Местные социал-демократические организации стремились направить движение рабочих в русло организованной политической борьбы.
Под воздействием революционного движения рабочих.накануне первой русской революции оживилось крестьянское движение. В конце 1903 г. произошло восстание крестьян села Ахпат Лорийского уезда. Помещик этого села отличался своей жестокостью, беспощадной эксплуатацией крестьян. Ему принадлежали лучшие пахотные земли и пастбища. Доведенные до крайней нищеты, возмущенные крестьяне отказались арендовать землю, самовольно захватили те участки земли, которые они обрабатывали до этого. Помещик обратился в суд, который, разумеется, защитил его интересы. В ноябре в Ахпат были направлены полицейские и стражники, чтобы привести в исполнение решение суда и отобрать у крестьян земли, скот и имущество. Ахпатцы оказали сопротивление властям; произошло столкновение между крестьянами и полицией, во время которого были убиты пять крестьян. Разгневанные крестьяне подняли восстание и прогнали стражников из села. Власти направили в Ахпат войска и полицию. Восстание было подавлено, над его участниками учинена расправа. Около 200 крестьян было арестовано и отдано под суд, село подверглось жестокой экзекуции.
Крупным событием общественно-политической жизни Армении в начале XX века явилось мощное выступление армянских народных масс против реакционной национальной политики царского самодержавия. Еще с конца XIX вежа царское правительство и его местные органы в Закавказье стали осуществлять ряд мер, направленных в частности против национальных прав армянского населения края. Закрывались армянские школы, была ограничена деятельность благотворительных и издательских обществ, установлена строгая цензура периодической печати. Особенно усердствовал в проведении этих репрессий наместник Кавказа жнязь Голицын-ревностный проводник великодержавной политики царизма в подвластном ему крае.
12 июня 1903 г. царское правительство приняло закон о (конфискации земель и доходного имущества армянской церкви и передаче их в ведение соответствующих министерств России. Этот закон не только подрывал экономические ос-;новы армянской церкви, но и одновременно был направлен против народа, его политических прав, национальной самобытности и культуры, против армянской школы, поскольку именно на средства церкви содержалось большинство армянских школ в Закавказье. Ликвидация же армянских
культурно-просветительных учреждений должна была облегчить осуществление колониальной политики царизма. Именно так и был воспринят закон от 12 июня 1903 г. широкими слоями армянского народа. Царский закон вызвал всеобщее возмущение армянского населения Закавказья. Когда правительство и его местные органы попытались приступить к осуществлению закона, массы армянского населения повсюду поднялись на борьбу против царского самодержавия.
В июле-сентябре 1903 г. во многих городах Закавказья-Александрополе, Карее, Ереване, Эчмиадзине, Тбилиси, Елизаветполе (Кировабад), Шуше, Баку, Каран лисе (Киро-вакане), Батуме, Игдире, Джалал-Оглы и других-состоялись многолюдные митинги и демонстрации, участники которых требовали отмены царского закона и призывали не подчиняться властям. Во многих местах выступления армянских трудящихся переросли в столкновения с полицией и казаками. Кровавые события имели место в Александрополе, Елизаветполе, Тифлисе. В Елизаветполе были введены в действие войска, власти жестоко расправились с участниками антицарских выступлений: среди армянского населения имелись жертвы, сотни людей были арестованы. В Тифлисе власти были вынуждены ввести военное положение.
Выступление трудящихся против царского самодержавия приобрело характер общенационального движения. В борьбе принимали участие все слои армянского народа-рабочие, крестьяне, ремесленники, интеллигенция, духовенство. Активно включились в борьбу и политические партии, каждая из которых, разумеется, преследовала свои цели, стремилась, направить это движение по угодному ей пути. Партия дашнаков, которая ранее отрицала необходимость политической борьбы кавказских армян, теперь, перед лицом развернувшихся событий, была вынуждена заявить, что наряду с «общенациональным вопросом турецких армян» она признает и наличие «вопроса русских армян». Дашнаки стремились использовать национально-освободительное движение народа в своих политических целях, изолировать борьбу армянских трудящихся от общего революционного движения народов-России и направить ее в узко-национальное русло.
Партия «Гнчак» после армянских погромов в Турции в 1894-1896 гг. переживала серьезный кризис, обусловленный разочарованием значительной части трудящихся в политике партии гнчакисгов. Многие члены этой партии покинули ее рады и вступили в РСДРП. В период борьбы армянских трудящихся, развернувшейся после принятия закона от 12 июня 1903 г., партия «Гнчак» прибегла к тактике террора, которая, конечно, не могла привести к положительным результатам, а лишь отвлекала массы от организованной борьбы против самодержавия. В октябре 1903 г. гнчакистские террористы совершили неудавшееся покушение на наместника Кавказа Голицына, который был лишь легко ранен.
В отношении антицаристского движения армянского народа иную позицию заняли социал-демократические организации. Разоблачая подлинную сущность колониальной политики царизма, они поддерживали армянский народ и призывали его сплотиться с русским и другими народами России в их общей борьбе против царского самодержавия. Большевистские комитеты выпустили множество листовок и воззваний, в которых, откликаясь на события дня, призывали трудящихся сплотиться под знаменем пролетариата. Центральный орган РСДРП-газета «Искра» с удовлетворением отмечала, что социал-демократы Кавказа «совершенно правильно оценили политическое значение царского похода на армянские церковные имущества и показали своим примером, как следует вообще социал-демократии относиться ко всяким подобного рода явлениям».
Социал-демократические организации Закавказья призывали народы края поддержать справедливую борьбу армянских трудящихся. Это было тем более важно, что царские власти стремились вызвать межнациональную рознь в Закавказье и тем самым предотвратить дальнейшее усиление революционного движения. Однако грузинские, азербайджанские и русские рабочие промышленных центров края солидаризировались с армянскими трудящимися, сорвали коварные планы самодержавия. Одновременно социал-демократические организации выступали против попыток дашнаков отвлечь армянских трудящихся от классовой борьбы, давали отпор их националистической проповеди, осуждали тактику индивидуального террора. После неудавшегося покушения на Голицына Кавказский союзный комитет РСДРП выпустил листовку «Зверь ранен», в которой в частности говорилось, что Голицыны исчезнут лишь со свержением самодержавия.
Царское правительство, Однако, сломив с помощью вооруженной силы сопротивление народа, приступило к осуществлению закона от 12 июня 1903 г. До конца этого года была в основном завершена конфискация имущества и земель армянской церкви.
Но борьба продолжалась. Армянские крестьяне отказывались обрабатывать захваченные царскими властями земли, не брали в аренду торговые, ремесленнические и прочие предприятия. Усиливалось волнение «народа. Начавшаяся в России первая русская революция принудила царизм отступить. 1 августа 1905 г. царь отменил закон от 12 июня 1903 г.; имущество армянской церкви, как и полученные от него в течение 1903-1905 гг. доходы, были возвращены.
События 1903 г. показали армянским трудящимся, что их освобождение может быть достигнуто только в общей борьбе всех трудящихся России против царского самодержавия. Вместе с тем эти события сыграли большую роль в революционизировании трудящихся. Именно поэтому С. Г. Шаумян отмечал, что «1903 год явился поворотным пунктом в истории кавказских армян».

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых