Почему вера бахаи не признается мировой религией. Бахаи религия

Бахаизм — религиозная доктрина, возникшая в 19-том веке на основе ислама , за короткое время выросла от уровня секты до одной из значимых мировых религий .

Бахаизм относится к религиям авраамического толка — иудаизм, христианство и ислам. Все эти учения объединяет наличие священных писаний (Библия, Коран и др.), вера в единого Бога и его пророков (в бахаизме называются богоявлениями). В настоящее время вера Бахаи насчитывает более 5 миллионов приверженцев и она распространена практически во всех странах мира.

Ключевым отличием Бахаизма является стремление к объединению всех людей , независимо от их вероисповедания, признание множественности путей к Богу, максимальная толерантность .

Бахаизм своеобразно толкует концепцию рая и ада. Согласно представлениям бахаев, рай — это приближение души к Богу, а ад — удаление души от Бога. Взаимодействие с Богом и движение по духовному пути осуществляется посредством молитв, медитаций, изучения священных книг, соблюдения моральных норм и выполнения своих обязанностей по служению человечеству на выбранном поприще.

Бахаизм с исторической точки зрения делится на ряд этапов:

  • Апостольский — с 1844 по 1921 годы (оканчивается со смертью Абдул-Баха),
  • Век становления — идёт в настоящее время (укрепление администрации бахаи, распространение бахаизма),
  • Золотой век — время, когда бахаизм станет нравственной и религиозной основой жизни людей.

История возникновения Бахаизма во многом пересекается с зарождением христианства и ислама — появление пророка , гонения, мученическая смерть, развитие общины от секты до религии . 23 мая 1844 года торговец из персидского города Шираз (его звали Баб, что переводится с арабского как "врата"), провозгласил весть о появлении в ближайшем будущем нового посланника Бога . Проповеди Баба были негативно восприняты исламскими лидерами, в результате чего Баб был арестован и затем расстрелян . Жестоким преследованиям подверглись его последователи — так за 9 лет в Персии были казнены более 20 тысяч человек .

Согласно постулатам бахаизма, Баб по своему духовному статусу превосходит всех Пророков, родившихся до него — Мухаммеда, Иисуса, Моисея и др. Считается, что жизнь и смерть Баба были отражены в пророчествах всех религий: для зороастрийцев ассоциируется с Ушидар-Махом, для иудеев — представляется как возвратившийся Пророк Илия, для христиан — Баб является воплощением Иоанна Крестителя.

Но непосредственным основателем бахаизма считается не Баб, а Бахаулла . Он родился в 1817 году в богатой и знатной персидской семье. Став последователем Баба, Бахаулла как и многие другие подвергся репрессиям со стороны властей, потерял всё своё состояние и был выслан из страны. В 1863 году Бахаулла заявил, что он является тем, о чьём скором пришествии пророчестовал Баб. После смерти Бахауллы общину бахаи возглавил его сын Абдул-Баха, а затем Шоги Эффенди.

Бахаизм включает ряд постулатов, признание которых является обязательным условием для верующего:

  • Единство всех религий;
  • Отсутствие посредничества между Богом и человеком, при этом каждый верующий должен самостоятельно искать истину ;
  • Толерантность — отсутствие притеснения по расовому, половому, религиозному и другим признакам;
  • Гармония религии и научного знания ;
  • Стремление ко всеобщему образованию ;
  • Социальная справедливость — борьба с бедностью ;
  • Стремление к политическому объединению мирового сообщества как единой федерации;
  • Создание новой цивилизации, в основе которой лежат духовные приоритеты ;
  • Личное следование моральным принципам , отказ от фанатизма, азартных игр, потребления алкоголя и наркотиков.

В повседневной жизни бахаизм налагает на своих последователей ряд обязательств, например, бахаи должен ежедневно читать три обязательные молитвы , соблюдать пост один раз в год, приветствовать членов своей общины словами "Алла-у Ахба ", что переводится с арабского — "Бог преславен".

Интересно, что у веры бахаи есть свой собственный календарь , в котором год разделён на 19 месяцев по 19 дней в каждом.

Изначально бахаизм большое внимание уделял вопросам административного управления общиной. Так в каждом городе должен выбираться "Дом справедливости ", в который входят девять и более представителей местной общины, для управления всеми её делами. На более высоком уровне иерархии существуют национальные Дома справедливости, а венчает пирамиду Всемирный дом справедливости. Последний расположен в городе Хайфе, на территории Израиля. Впервые Дом справедливости был избран в 1963 году.

Бахаи активно строят храмы своей веры, называемые Домами Поклонения . В идеале такой храм должен быть создан в каждой местности, где есть община бахаи. Внешне храм имеет девять входов и один купол , что символизирует единство мировых религий. Первый в мире Дом поклонения был сооружён на территории Российской империи в Ашхабаде.

За свою короткую историю бахаизм проделал большой путь , достигнув международного признания наряду с мировыми религиями. Учитывая, что нравственные и духовные постулаты бахаизма созвучны стремлениям в духовном поиске современного человека (единство религий, толерантность, ценность науки и образования) можно предположить, что в ближайшем времени численность последователей бахаизма будет только расти.

Перед заключительным рассказом о нашей поездке в Венгрию, хочется прервать ненадолго череду рассказов о Будапеште.

Уже довольно давно у нас скопилось немного материала про "единую мировую религию" Бахаи, о которой мы впервые узнали в Индии, где расположен один из храмов этой веры, Храм Лотоса в Дели:

Гид рассказал нам, что это один из самых популярных храмов или "домов поклонения", как называют их сами последователи веры Бахаи, но не главный. А где же тогда главный храм? Сколько их всего? Каковы постулаты религии Бахаи, хотя бы в целом? Когда, где и кем основана эта религия? Ответить на все наши вопросы гид, который сам был индуистом, конечно, не мог.
Позже, удовлетворяя свое любопытство, мы отыскали в интернете кое-что об этой молодой религии. Если вам интересно, результаты наших поисков

под катом!

Так о чем же, вообще, речь? :) Сначала самые общие факты:

Религия Бахаи - это попытка объединить последователей всех основных мировых религий под сенью общей веры в Единого Бога: "Бог един для всех людей, просто в разных религиях Он известен под разными именами". Более того, на этом Бахаи не останавливаются. Кроме единства всех религий, они проповедуют баланс и единство религии и науки: ведь доминирование религии ведет к суеверию, доминирование науки - к материализму.
- Религия Бахаи создана как единая вера, не для национальностей и государств, а для всего человечества в целом и претендует на звание первой истинно мировой религии. Поэтому, дома поклонения или храмы Бахаи расположены на всех континентах, а точнее, даже "частях света".
- Основателем религии Бахаи подразумевалось даже создание некой общемировой федерации, стирая государственные границы вместе с религиозными.
- Бахаи осуждает любые предрассудки, разделяющие людей и не дающие им почувствовать себя истинными братьями и сестрами. Вместо этого предлагается идея всеобщего равенства - религиозного, национального и равенства полов.

Конечно, такие революционные идеи не могли вызвать одобрения ни у религиозных, ни у государственных лидеров.. Да и простые люди в основной массе с трудом приняли бы такие идеи, дополненные довольно жесткими морально-этическими требованиями и новыми традициями. Тем не менее, сейчас религия насчитывает более пяти миллионов последователей почти в двухстах странах мира.

По сравнению с другими мировыми религиями, Бахаи еще очень молода. Тем не менее, история создания новой религии довольно интересна - мы приведем ее в самых общих чертах.

Годом рождения религии Бахаи считается 1844 г. Именно тогда молодой персидский купец Сейид Али Мухаммад возвестил о скором пришествии нового Мессии. Он был назван "Баб", что означает "Врата" - предвестник Пророка. Несмотря на то, что он не пытался объявить этим новым пророком себя самого, а брал на себя лишь роль вестника, он скоро обзавелся последователями и, естественно, противниками. В первую очередь против такой "новости" выступило мусульманское духовенство. После недолгого периода колебаний, все последователи зарождающегося нового религиозного течения были объявлены еретиками и начались жестокие гонения. В течение первых пяти лет было казнено более 23 тысяч человек, в том числе и сам Сейид Али. Те, кто избежал смерти, были брошены в тюрьмы или высланы из страны.

Находясь в ссылке в Османской Империи, один из первых последователей "предвестника", Мирза Хусейн Али, объявил, что он получил новое божественное откровение. Он принял новое имя: "Бахаула", что означает "Слава Божия". Он написал множество трудов, в которых определил основные каноны новой религии. Всю оставшуюся жизнь он посвятил проповедованию нового учения.

После смерти Бахаулы в 1892 году, по его личному завещанию, дело его продолжил сын, взявший себе имя Абдул-Баха, что означает "Слуга Баха". К этому времени новая религия распространилась на довольно значительной территории и приобрела много сторонников, даже на территории Царской России.

Как ни странно, но именно Россия стала первой страной, в которой был построен храм, или дом поклонения Бахаи. В 1902 году в Ашхабаде, существовавшая там община Бахаи начала сбор подписей в поддержку строительства собственного храма. На то время это была крупнейшая община Бахаи в мире, причем численность ее неуклонно росла. Была написана просьба к правительству о разрешении строительства храма, которая была удовлетворена. За образец для вдохновения был взят знаменитый мавзолей Тадж-Махал, вместе с тем, в архитектуре здания воплотились принципы новой религии.

Храм представлял собой правильный девятиугольник, в центральное помещение, увенчанное куполом, вели 9 входов, символизирующих 9 путей к Единому Богу. Храм имел три архитектурных уровня, по аналогии с тремя ступенями религиозной администрации Бахаи. По такому же принципу впоследствии строились и другие храмы в разных странах. Отличием ашхабадского храма стал яркий восточный колорит здания, минареты по краям фасада, обращенного к священному городу Акко и украшения в персидском стиле.
Вокруг храма был разбит сад с фонтанами и бассейнами. Это имело не только эстетическое значение. Основатель религии Бахаула всегда любил сады и в своих проповедях часто использовал всевозможные метафоры и аналогии, среди которых самая известная: "Мы все цветы одного сада и листья одного дерева"..

Храм начал функционировать в 1908 году, но полностью строительство было завершено только через 19 лет после закладки, уже в Советской России.

Конечно, как легко предположить, при Советской Власти, у Бахаи, как и у всех религий, жизнь была крайне нелегкой.. После того, как в 1948 году храм пострадал от землетрясения, восстанавливать его правительство не стало, а в 1963 году храм и вовсе был пущен под снос. Сейчас там находится сквер, в облике которого ничто не напоминает об истории этого места.

Собрание последователей Бахаи в Ашхабадском храме.


Но Ашхабадский храм Бахаи не стал последним. После практически полного исчезновения общины на территории Советской России, религия продолжила свое развитие в других странах.

На сегодняшний день последователями Бахаи возведены семь домов поклонения, отличающихся уникальной и интересной архитектурой и объединенных теми же архитектурными принципами, что были использованы в первом храме.

Главным центром религии является комплекс, называемый "Сады Бахаи", расположенный в городе Хайфа в Израиле.


Здесь же находится усыпальница первого пророка религии Баба, которую можно считать главным храмом Бахаи.

Комплекс Садов Бахаи в Хайфе внесен в список всемирного наследия Юнеско.

Конечно, нам, как туристам, очень интересно знать, где находятся остальные храмы Бахаи и как они выглядят. После недолгого поиска, интернет дает ответ и на эти вопросы:

Храм Лотоса в Индии считается одним из красивейших храмов Бахаи и это единственный из них, который мы видели своими глазами:

Но, не менее достойны и другие храмы и на их посещение стоит отвести время, если уж вы окажетесь поблизости!

Храм Бахаи в Сиднее, Австралия.


Храм в Германии.


Её основатель Бахаулла (1817-1892) почитается как последний в ряду «явлений Бога», который, помимо Бахауллы, включает Авраама , Моисея , Будду , Заратустру , Кришну , Иисуса Христа , Мухаммеда , Баба . Всемирный центр находится в Хайфе .

Основные положения

Учение бахаи иногда рассматривают в качестве синкретической комбинации предшествующих религиозных верований . Хотя изначально религиозное течение возникло в русле шиитского ислама, сегодня большинство религиоведов считают, что вера бахаи стала самостоятельной религией .

По мнению бахаи, религия всецело основана на учении её основоположника Бахауллы. Существует точка зрения, что бахаи не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя её назвать и просто философской системой .

В 1925 году исламский суд Египта определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама .

Однако в истории и настоящее время известны другие мнения на этот счёт . Так, согласно Оксфордской иллюстрированной энциклопедии всемирной истории, бахаизм - это ветвь бабизма .

В исламе учение расценивается как вероотступничество , в связи с чем в Иране и некоторых других мусульманских странах бахаи подвергались преследованиям .

О человеке

Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека - это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.

История

Вера Бахаи́ зародилась в середине XIX века в Персии и в настоящее время объединяет свыше 5 млн последователей в 188 странах и на 45 зависимых территориях . Это представители многих народов, народностей и племён, выходцы из разных социальных слоёв. Части священных писаний бахаизма переведены более чем на 800 языков мира .

Развитие веры бахаи, согласно классификации Шоги Эффенди , делится на несколько периодов развития. «Героический» (или «Апостольский») век длился с 1844 по 1921 год, до момента смерти Абдул-Баха ; окончательно он завершился в 1932 году со смертью Бахиййе-ханум , старшей из дочерей Бахауллы. Сейчас идёт «Век Становления», или «Переходная эпоха», когда строится и укрепляется основание Администрации бахаи и эта вера выходит из безызвестности. Последней стадией развития веры будет «Золотой Век», когда она станет основанием для всей общественной жизни людей . В дореволюционной России имелось несколько крупных общин бахаи. Первый в мире храм бахаи был построен в начале XX века в Ашхабаде .

Баб

23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сейид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб » (араб. врата ‎), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по его словам, он сам являлся носителем божественного откровения, главной целью была провозглашена подготовка человечества к «новому Богоявлению». Исламские духовные лидеры враждебно встретили проповедь Баба и использовали своё влияние для преследования Баба и его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе .

Статус Баба с точки зрения религии Бахаи

Для последователей религии Бахаи Баб является независимым Богоявлением и одновременно Предшественником Бахауллы. Шоги Эффенди определяет статус Баба следующими положениями:

  • Двойственный характер Откровения Баба. С одной стороны, Баб был независимым Богоявлением, с другой - позиционировал Себя как «Врата» к «Тому, Кого явит Бог» - Богоявлению, которое будет неизмеримо величественнее Него Самого.
  • Главная причина величия Баба, Его первичная роль - в Его ранге самодостаточного Богоявления.
  • В качестве Предтечи, Баб связан с Откровением Бахауллы. Миропорядок бахаи был порождён двойным Откровением Баба и Бахауллы . Сам момент начала Откровения Бахаи - Провозглашение Баба Мулле Хусейну 23 мая 1844 г.
  • Баб дал начало новому пророческому циклу, пришедшему на смену предыдущему, адамическому . Творческая энергия, высвобожденная в час рождения Его Откровения и духовный импульс Его миссии и Его мученичества наделила человечество потенциалом, необходимым для достижения зрелости; в настоящее время эта энергия раскачивает сложившееся равновесие мирового порядка, чтобы, в конечном итоге, привести его к состоянию всемирного единства.
  • Величие Баба не преуменьшается краткостью Его Откровения (Провозглашение Бахауллы состоялось спустя всего 19 лет после Провозглашения Баба) и краткостью того времени, в которое были действительными Его законы.
  • Баб являлся олицетворением исполнения пророчеств всех мировых религий. Он был «Ушидар-Мах» зороастрийских писаний, возвращение Пророка Илии еврейской традиции, второе пришествие Иоанна Крестителя для христиан и «вторым бичом» Книги Откровения; Каим и Махди , ожидаемый мусульманами.
  • Распространённое в своё время на Западе мнение о том, что Баб был всего лишь «вдохновенным предшественником» Бахауллы, побудило Шоги Эффенди приняться за перевод «Вестников рассвета» Набиля Заранди,- монументального исторического отчёта о личности и эпохе Баба, «чтобы дать возможность лучше понять и ближе воспринять огромное значение возвышенного статуса Баба».

Бахаулла

Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Слава Божья»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Бахаулла стал одним из первых и наиболее ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу и подвергнут пыткам. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь , затем в Адрианополь и, наконец, в Акко , куда он был доставлен в 1868 году.

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени , призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен. В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока .

Абдул-Баха

Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 23 мая 1844 года. Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха (то есть «Слуга Баха») с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи Веры Бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.

В 1898 году, когда Абдул-Баха ещё оставался узником Османской империи , в Акко прибыли первые паломники-бахаи с Запада. После освобождения из тюрьмы в 1908 году Абдул-Баха предпринял несколько путешествий в Египет , Европу и Америку . Там он провозглашал весть Бахауллы о единстве и социальной справедливости в религиозных общинах, профсоюзах, на университетских факультетах, перед журналистами и государственными чиновниками, а также во время многочисленных общественных собраний.

Абдул-Баха скончался в 1921 году, за годы своей жизни укрепив основание Веры Бахаи и распространив её по всему миру.

Шоги Эффенди

В своём завещании Абдул-Баха назначил своего внука Шоги Эффенди Раббани (1897-1957) «Хранителем Веры Бахаи» и толкователем учения бахаи. Шоги Эффенди работал на протяжении 36 лет до самой своей смерти в 1957 году. За эти годы он перевёл многие писания Бахауллы и Абдул-Баха на английский язык , разъяснил их смысл, ускорил становление местных и национальных институтов бахаи и осуществил множество планов, целью которых было распространение веры бахаи по всему миру.

Социальная практика

Символы

Общепринятыми символами Веры Бахаи являются девятиконечная звезда, каллиграфическое написание «Величайшего Имени» (араб. «Йа-Баха-уль-Абха» - «О Слава Всеславного!»), а также каллиграфическое написание имени Баха (араб. بهاء ‎ - «слава»).

Символ «Баха» символизирует непрерывную связь между тремя мирами - мира людей, Явителей и Бога, соединенных Святым Духом.

Основные принципы вероучения Бахауллы

  • Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира.
  • Самостоятельный поиск истины каждым верующим.
  • Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических).
  • Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием.
  • Значимость и необходимость всеобщего образования.
  • Осуществление равноправия мужчин и женщин.
  • Устранение крайних форм бедности и богатства.
  • Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости.
  • Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам.
  • Всеобщий вспомогательный язык, например эсперанто , с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга.
  • Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
  • Отказ от фанатизма .
  • Отказ от азартных игр .
  • Отказ от употребления алкоголя или наркотиков . За исключением предписанного врачом.

Календарь

Администрация

В своём завещании Бахаулла назначил своего старшего сына Аббаса Эффенди (Абдул-Баха) толкователем Писаний Бахаи. Абдул-Баха, в свою очередь, назначил своего старшего внука Шоги Эффенди «Хранителем Веры», с тем же самым правом единоличного толкования Писаний. Шоги Эффенди никого не назначил своим преемником, но сделал все возможное для подготовки избрания первого состава Всемирного Дома Справедливости .

К 1963 году община бахаи стала достаточно велика, чтобы, наконец, можно было избрать представительный Всемирный Дом Справедливости. В первых выборах принимали участие 56 Национальных Духовных Собраний (прообразов национальных Домов Справедливости). Всемирный Дом Справедливости переизбирается каждые пять лет, Национальные и Местные Духовные Собрания - каждый год. Таким образом, с 1963 года делами мирового сообщества бахаи руководят только выборные органы.

У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Образ жизни бахаи включает ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака. Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост , воздерживаясь от приёма пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение.

Национальные и местные духовные собрания

Ежегодно в мире бахаи избираются 182 национальных духовных собрания (с 2001 года число неизменно). Духовных собраний (ни местных, ни национального) нет в Иране , где бахаи по-прежнему подвергаются преследованиям . Существует более 13 тыс. местных духовных собраний (органы самоуправления общины уровня отдельного населённого пункта (регионального значения); данные за 2005 год).

Святыни и храмы

Всемирный центр бахаи

Всемирный административный и духовный центр религии бахаи находится на севере Израиля . Он является также местом паломничества бахаи со всего мира . В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив. Другие святыни, связанные с жизнью Бахауллы, расположены в городе Акко и его окрестностях, включая самое святое для бахаи место - Усыпальницу Бахауллы в Бахджи.

8 июля 2008 года на своём заседании в Квебеке , Канада , комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внёс Всемирный центр бахаи в реестр Всемирного Наследия . Таким образом, сады бахаи в Хайфе и Бахджи стали первыми достопримечательностями в реестре ЮНЕСКО, которые связаны с религиозными традициями, возникшими в современный период истории .

Дома поклонения - храмы бахаи

Свои храмы бахаи называют «Дома поклонения», или Машрикуль-Азкар (араб. «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий .

Первый Дом поклонения бахаи был сооружён в 1908 в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова (серьёзно повреждён землетрясением в 1948 и снесён в 1963) . В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими храмами» на каждом континенте или части света: в Индии (Азия), Австралии , США (Северная Америка), Германии (Европа), Панаме (Центральная Америка), Уганде (Африка), Государстве Самоа (Океания) и Чили (Южная Америка) .

Некоторые из храмов бахаи получили широкое публичное признание. Так, «Материнский храм» бахаи в Северной Америке назван одним из семи чудес штата Иллинойс , а Храм Лотоса в Нью-Дели получил целый ряд престижных архитектурных наград .

Бахаи в Иране

Власти Ирана во все периоды относили бахаи к категории «незащищенных неверных», у которых нет никаких прав, несмотря на то, что это самое крупное религиозное меньшинство Ирана, численность которого (350 тыс. человек) существенно превышает численность всех остальных религиозных меньшинств страны, вместе взятых .

В конце сентября 1998 года стало известно об арестах в разных городах страны свыше 36 преподавателей и сотрудников Института Высшего Образования Бахаи (ИВОБ), учрежденного, чтобы дать молодежи бахаи возможность альтернативного образования; имущество и оборудование ИВОБ было конфисковано .

Численность последователей

Ежегодник Британской энциклопедии за 1998 год называет цифру 6,67 млн. , однако бахаи считают, что на тот момент она была значительно завышена, предпочитая говорить, что их было около 5 млн . Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5 % в год по всему миру.

В России общее количество бахаи на конец 2004 года равняется 3676. На Украине с августа 2005 года чуть больше 600 бахаи. В Беларуси на начало 2008 года насчитывается около 350 бахаи.

Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом . Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям .

Бахаи в России, СССР, СНГ

Когда в Туркестане была установлена российская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи - беженцы из Ирана . Через некоторое время Ашхабад стал настоящим прибежищем для бахаи. До революции 1917 года на территории Российской Империи общины бахаи существовали по крайней мере в четырнадцати городах, в том числе в Ашхабаде , Баку , Бухаре , Москве , Ташкенте и Тбилиси , однако все они были уничтожены в советское время . Начиная с 1991 местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ . В настоящее время в Российской Федерации существует 43 местных духовных собрания. Общее количество населённых пунктов, где проживают бахаи, достигло к началу 2004 года 424. Централизованная религиозная организация «Община последователей веры бахаи в России» зарегистрирована в Министерстве юстиции под номером 218.

Упоминания бахаи в русской культуре

  • Чингиз Айтматов , «Встреча с одним бахаи»
  • Александр Городницкий , Песня «Бахайский храм»
  • Пьесы Изабеллы Гриневской

См. также

Примечания

  1. Ибрагим Т. К. Бахаизм // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 . - Архивировано
  2. Encyclopedia of Religion / Lindsay Jones. - USA: Thomson Gale, 2005. - Т. 2.
  3. Китаб-и-Агдас, К182
  4. Иоаннесян Ю. А. Бахаи религия // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2002. - Т. IV. - С. Страницы. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-009-9 . - Архивировано из первоисточника 05-11-2012.
  5. , с. 37.
  6. Stockman, Robert. The Baha"i Faith and Syncretism // . - 1997.
  7. Van der Vyer, J.D. Religious human rights in global perspective: religious perspectives. - Martinus Nijhoff Publishers, 1996. - P. 449. - ISBN 90-411-0176-4 .
  8. Удо Шефер. Вера бахаи - секта или религия?
  9. 1925 г., мусульманский суд в городе Беба рассматривал дело о заключении браков семи мужчин-бахаи с мусульманками. Поскольку вера бахаи была признана отдельной религией, «полностью независимой», со своими собственными «верованиями, принципами и законами», браки были расторгнуты. (недоступная ссылка)

Три главные фигуры религии Бахай - Баб (1819-1850), Бахаулла (1817-1892), Абдул-Баха (1844-1921)...

Религия Бахаи

Татьяна Лагутина

Религия Бахаи зародилась в Персии, в её основе лежат подвергшиеся беспрецедентно кардинальной ревизии доктрины ислама.

Три главные фигуры религии Бахай - Баб (1819-1850), Бахаулла (1817-1892), Абдул-Баха (1844-1921).

Баб

23 мая 1844 г. в Ширазе молодой человек, известный в Персии под именем Баб (Врата), объявил о предстоящем появлении нового Духовного Лица, а себя назвал его Предтечей. Этот день бахаи считают началом нового Божественного откровения. После шести лет скитаний и тюремного заключения Баб был предан мученической смерти в Иране. Более 20 тысяч его последователей также отдали жизни за веру. (Видимо, только это и могли сделать, вместо того чтобы заняться делом более полезным для жизни своей и других людей, своих родных и своей страны ). Учение Баба распространилось по стране с быстротой огня.

Бахаулла

Бахаулла, что значит «Слава Бога», - Посланник Бога нашей эпохи. Присоединившись а движению Баба, претерпел 40 лет тюремного заключения и окончил свою жизнь в 1892 году в Акке, 75 лет от роду.

Бахаулла родом из именитой семьи Ирана, старший сын министра шахского двора. Ребёнок рос, окружённый роскошью, он любил природу, птиц, проводил время за городом, а не при дворе. Обладал необыкновенными знаниями, черпая их не из книг. В 13-14 лет он стал известен своей учёностью. Когда ему предложили пост министра, то он не принял это предложение. Следовав учению Баба, тратил всё своё состояние на заботы о бедняках и голодных, на утешение несчастных. (Мы видим, что очень «много брал на себя», не заботясь о том, чтобы эти несчастные сами позаботились бы о своей жизни, о тех жизненных проблемах, которые сами же и создали ).

Абдул-Баха

В завещании Бахаулла назначил своего старшего сына, Абдул-Баха (Слуга Баха) лидером общины Бахай и единственным полномочным толкователем учения. С девяти лет Абдул-Баха сопровождал отца в ссылке.

Принципы Бахай, провозглашенные Бахауллой :

а) Единство человечества - принцип единства человечества - основа учения Бахауллы. Единство мира - последний этап в эволюции человека на пути к зрелости. Единство мира станет возможно лишь тогда, когда каждый осознает, что единство человечества есть главный духовный принцип нашей жизни.

б) Самостоятельный поиск истины становится практической реальностью. Искренний поиск истины требует от человека гораздо большего, нежели слепая вера.

в) Единая основа всех религий - Бахай считают, что все религии Божественны в своем происхождении. Все они были открыты Богом в разных местах, в разное время в соответствии с нуждами и возможностями людей.

г) Гармония науки и религии - Бахаулла учит, что наука и религия существуют в гармонии друг с другом. Истинная религия и истинная наука никогда не противоречили друг другу. Это дополняющие друг друга аспекты истины.

д) Равенство мужчин и женщин - впервые в истории религии Бахаулла провозгласил принцип равенства мужчины и женщины. Этот принцип прочно вплетён в ткань социального порядка, разработанного им, и закреплён законами, согласно которым мужчинам и женщинам предоставлены равные права в обществе.

е) Устранение всякого рода предрассудков - лучшее лекарство от предрассудков - осознание единства человечества. Как только человек духовно осознает единство человечества, он преодолеет свои собственные предрассудки.

ж) Всеобщее обязательное образование - знание -
один из величайших даров Бога человеку. Те, кто лишает себя возможности получить знания, ограничивает свою жизнь.

В чём же заключается учение Бахауллы , Пророка и основателя веры, носящей его имя? Бахаи верят, что Бог - непостижимая сущность, небесное Единство, неизмеримо выше любых людских определений.

Религия Бахаи утверждает, что между Создателем и человеком необходим посредник, тот, кто получает полный свет от Божественного сияния и отражает (видимо, как Луна от Солнца) его всему человечеству. Единство подчёркнуто на всех уровнях - от учений о Боге до социальных принципов. Среди основных самостоятельных религий только религия Бахаи сохранила своё единство. Основная мысль учения Бахауллы заключается в том, что человечество - это единая раса, и настало время для объединения в глобальное сообщество. Если рассматривать это религиозное учение в плане глобализации, то люди, сохраняющие приверженность своим национальным традициям, культуре будут зачислены в «преступники», «изоляционисты». В чьих интересах будет действовать всемирное государство?

Все способности, данные человеку Богом, он должен употребить на приобретение Истины, не веруя ничему, что не принимается здоровым разумом, работать для всего мира, всеобщего братства.

Главный постулат религии Бахаи - объединение всего человечества.

В религии Бахаи нет выработанных ритуалов и церемоний, требующих профессиональной подготовки, нет духовенства. Они призывают смотреть на божественные явления собственными глазами, понимать их собственным разумом. Цель этой религии - сделать людей независимыми от всего, кроме Бога, с тем, чтобы обращаться к нему непосредственно. Чем ближе люди к истинному Источнику, тем ближе они друг к другу.

Собрания Бахаи обычно проводятся в частных домах или зданиях, приобретённых для встреч общины. В настоящее время в мире имеется семь храмов Поклонения Богу - в Уганде, США, Панаме, Индии, Австралии. Эти дома Поклонения открыты для представителей всех религий. Богослужение проводится в виде чтения текстов из любых писаний мира. Читаются молитвы - три обязательные по выбору читаются ежедневно.

К чему призывает религия Бахаи?

Признать не только основателя их веры, но и Божественность всех других посланников Бога, понимать, что их учения находятся в полной гармонии и являются частями великого плана воспитания, духовного возвышения и объединения человечества.

Бахаи верят, что Бахаулла установил новый Завет между Богом и человечеством, соответствующий зрелости человеческой цивилизации. Часть этого Завета -
право преемственности лидерства. Бахаулла назначил своего сына Абдух-Баха (1844-1921) лидером Веры Бахаи, тот же в свою очередь назначил внука Шоги-Эффенди (1896-1957 г.) «Хранителем Веры». Выбираемый теперь каждые пять лет членам всех Национальных Духовных собраний Всемирный Дом Справедливости управляет духовными и административными делами мировой общины Бахаи. Иерархия полная.

Священные писания, написанные Бахауллой, составляют более 100 томов на персидском и арабском языке. Писания учат, что человек создан прекрасным духовным существом, что семья - основа человеческого общества, что работа в духе служения людям - молитва, что истинное счастье - это счастье жизни с любовью к Богу и ко всем его созданиям.

Священные Дни - Бахаи празднуют начало каждого месяца. Есть 9 священных праздников: Новый год - 21 марта, Ризван (Провозглашение своей миссии в саду Ризван в конце апреля), Декларация Баба - 23 мая, Вознесение Бахауллы.

Праздники 19 дня бахаи состоят из трёх частей: молитв, обсуждения проблем и нужд в духе братской Любви и внимания друг к другу, рассказ местного духовного собрания о своей работе, новостях Всемирного Центра, третья часть -
угощение, танцы, музыка.

Предписания в религии Бахаи - чтение молитв, священных писаний, которые читаются каждое утро и каждый вечер.

Пост - с 2 до 20 марта каждого года в возрасте от 15 до 70 лет людям, находящимся в полном здравии, нельзя ни есть ни пить от восхода до заката солнца.

Запреты . Один из самых важных запретов на злословие, запрещение опьяняющих напитков, наркотиков. Значение семьи. Брак занимает высокое моральное положение и рассматривается как исполнение Божьего замысла. Запрещено монашеское безбрачие.

Бахаи должны уважать Законы страны, в которой они живут и подчиняются им.

Религия бахаи - явление новое и молодое по сравнению с самыми крупными и распространенными на Земле, прошедшими длинный путь становления и развития. Бахаизм зародился в 19 веке и не привязан к верованию какого-то народа. Последователи считают свою веру отдельной, самостоятельной религией, а не сектой или ответвлением. Общее число верующих сравнительно небольшое и насчитывает всего несколько миллионов.

Религия бахаи в России тоже есть, более того, она появилась здесь еще до событий революции. Считается, что ее корни уходят в Персию, откуда она распространилась в Индию и Российскую империю. Религия бахаи изначально считалась мусульманами исламской сектой, поскольку на ее возникновение и постулаты серьезно повлияла шиитская ветвь ислама. Сегодня даже в мусульманском мире новое вероучение признали самостоятельной религией.

Религия бахаи: откуда все началось

19 век был временем, когда приверженцы христианства и ислама верили в скорое пришествие нового Пророка, и последние были заняты поиском новоявленного Мессии. Один из ищущих, мулла Хусейн, в 1844 году случайно повстречал в Ширазе необычного юношу, который верил в то, что он - новый Пророк. Его звали Сайид Аль Мухаммед, 25 лет, он был невысоким, красивым и набожным. Все свое время он проводил в размышлениях о Коране и Боге. Он сочинял стихи и утверждал, что они - божественное откровение Аллаха, дарованное ему. Себя же юноша именовал "баби", то есть "указывающий врата к Богу".

В этом же году Пророк пошел еще дальше. Держась за кольцо двери Каабы, он перед толпой провозгласил себя Мессией. Сказать такое в столь священном месте было настоящим святотатством. Несмотря на то что у юноши были последователи, его посчитали возмутителем спокойствия, подрывающим устои ислама, и приговорили к тюремному заключению. Вскоре Сайид был переведен в крепость Маку.

По замыслу властей, курдская община, проживающая здесь, должна была принять в штыки слова юноши. На деле оказалось совсем не так, курды глубоко прониклись его идеями. Перевод в более отдаленный район не помог - проповеди Баба настолько захватили умы людей, что даже комендант-курд не устоял перед ними. Для того чтобы пресечь распространение учения, пророка предали суду. Приговор предусматривал телесное наказание. Реакция на эти события последовала незамедлительно. Бабиды организовали восстание, объявив начало эры заката ислама. Проблему надо было решить, и власти приговорили Баба к казни. Но это было только началом. Религия Бахаи, источник которой - сочинения Баба, развилась в самостоятельное течение благодаря другому человеку.

Бахаулла

Именно он продолжал дело Баба. Он был из обеспеченной, знатной семьи, но после того, как уверовал в новое учение, бросил все свое состояние. Занимаясь распространением идей Сайида, он попал в тюрьму, где получил откровение от Бога. После этого Бахаулла провозгласил себя человеком, о приходе которого говорил Баб. Впоследствии благодаря ему возникла религия бахаи. Но до этих событий было еще далеко. Как и предшественника, его сослали в местность с очень плохим климатом, а затем в тюрьму, куда заточали самых опасных преступников. Но Бахаулла выжил.

Более того, он успел написать "Наисвятейшую книгу", ставшую основой вероучения бахаи. Его проповеди были услышаны и здесь, и под их влияние попал даже глава местного духовенства. К месту ссылки начали стекаться паломники. Позже Бахаулла стал жить в личном особняке, название которого в переводе значило "радость". Умер он тут же, подхватив лихорадку.

Основы бахаизма

Бахаи (религия) кратко может быть представлена несколькими простыми постулатами. составляющими ее суть. Во-первых, за аксиому принимается утверждение, что

существует только один Бог, который создал все вокруг. Во-вторых, считается, что Бог ничем не выделял этносы и народы, создавая их. То есть все люди равны и имеют одинаковые права вне зависимости от расы, народности и цвета кожи. В-третьих, все религии есть одно целое. Последователи бахаи уверены, что источник всех религий один, и это Бог. Отличие обусловлено тем, что религии развивались в разных условиях в различные эпохи. Именно это стало причиной изменения и трансформации изначальной единой идеи.

Бахаи (религия) кратко говорит о том, что люди равны независимо не только от этноса, но и от пола. То есть равенство мужчины и женщины признается как само собой разумеющееся. Коренное отличие бахаизма от других религий - наличие конкретной программы, шагов, которые необходимо сделать для достижения нового мирового порядка. Например, один из таких шагов - уничтожение необразованности как явления. В мировом масштабе это сделать сложно, но в рамках общины предписано отдавать в школы всех детей. Если у семьи недостаточно для этого денег, а община по каким-то причинам не может оказать финансовую поддержку и выделить деньги на образование всех детей, то выбор должен быть сделан в пользу девочек. Такой подход считается самым рациональным, так как девочка в будущем станет матерью, а именно мать - первый наставник для ребенка.

То есть так проявляется забота о последующих поколениях. К тому же за угнетение, которому подвергались женщины в прошлом.

Особенности жизни

Мировая религия бахаи имеет свой календарь. Год в нем разделен на 19 месяцев по 19 дней в каждом из них. - девятиконечная звезда. В месте проживания общины действует орган, называющийся Домом справедливости. Из общины ежегодно избираются три человека для ведения дел и управления жизнью последователей культа. Бахаиты негативно относятся к употреблению алкоголя и пагубным привычкам.

Важное место в их системе ценностей занимает институт семьи, а брак как союз мужчины и женщины свято почитается.

Религия бахаи: вероучение, культ и организация

В отличие от других религий, культовая часть в бахаи минимальная. Любое действие, совершенное с мыслями о служении Богу, может рассматриваться как богослужение. Обязательным считается чтение всего трех молитв. На общих собраниях, которые проводятся в последний день месяца, приверженцы религии читают тексты Священных писаний бахаи, а также тексты других мировых религий. Пост в течение года всего один и соблюдается со 2 по 20 марта включительно. От него освобождаются дети, старики, беременные и кормящие женщины, а также путешественники. Чтобы примкнуть к религии, человек, достигший 15 лет, должен сообщить о своем желании на духовном собрании. Процесс выхода из общины происходит так же.

Дома поклонения

Так называются храмы последователей бахаи. Они имеют один центральный купол как символ Единого Бога и девять арочных входов. Они символ единства и разнообразия людской мысли в мире.

Дома поклонения включают не только место для молитв и собраний, но и различные вспомогательные институты. Они носят просветительский, образовательный и административный характер.

Духовенство

Религия бахаи не признает института духовенства как такового. Все решения принимаются на ежегодных духовных собраниях, а решения выносятся в процессе тайного голосования всех взрослых членов отдельной общины. Духовенство как институт бахаизму не нужен, поскольку для них любое действие, совершенное с и в контексте служения Ему, - уже культовая практика, не требующая посредников.

Лев Толстой о религии бахаи

Во времена писателя уже была известна религия бахаи в России. Толстой и бахаи, если можно так выразиться, прекрасно знали друг о друге. Писатель, захваченный новой идеей, ведет переписку с последователями религии по всему миру. Бахаизм распространялся очень быстро, подхваченный интеллигенцией разных стран. Толстой положительно отзывался о бабизме и считал, что он имеет большое будущее в мусульманском мире как нравственное учение о жизни.

Габриэль Саси написал три письма. Излагал постулаты новой религии, ее значение и тяжелое положение последователей. В ответ Толстой высказался в защиту бахаи в письме, которое должно было быть опубликовано в странах арабского мира.

Бахаи России

Религия бахаи в Москве также имеет последователей, несмотря на то что представители православного духовенства считают религию мусульманской сектой. Их число не так многочисленно, как в арабских странах. Несмотря на это, община ведет просветительскую деятельность и следует постулатам веры. Религия бахаи в Воронеже только начинает развиваться благодаря деятельности последователей религии. Они проводят занятия по духовному воспитанию бахаи не только у себя в городе, но и в Москве. Большинство общин не зарегестрированы. Примерное количество последователей в основных городах России не достигает и 100 человек. Религия бахаи в Воронеже проповедуется Марией Скребцовой и Алесей Лопатиной.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых