Плюсы и минусы демократии, её достоинства и недостатки. Плюсы и минусы современной демократии

Историческая оценка демократического политического режима

В современном мире демократические основы государственного управления признаются и в разной степени обеспечиваются во всех развитых и развивающихся государствах. При этом, рассматриваемый политический режим не следует идеализировать, признавая его безусловным благом, на что, в том числе, указывают неоднозначные исторические оценки демократии.

В частности, известно, что древнегреческий философ Аристотель, в работах которого большое внимание уделялось изучению форм правления и поиску наиболее оптимальных из них, в зависимости от особенностей государственного устройства, относил демократию к «плохой» форме правления, обращая внимание на то, что абсолютная власть народа, безотносительно к имущественному положению, образованию граждан, и т.д. (власть «черни»), не отвечает потребностям поступательного эффективного развития государства, поскольку, в конечном итоге, соответствующая власть используется преимущественно в личных, а не общественных интересах.

В Средние века и Новое время отношение к демократии постепенно менялось, в том числе в связи с повышением грамотности населения и совершенствованием политической культуры граждан, и, постепенно, демократия перестала считаться «плохой» формой правления, при сохранении неоднозначного отношения к ней представителей различных направлений политической науки.

Кроме того, и среди крупных государственных деятелей демократия не всегда признавалась абсолютным благом.

Пример 1

Так, например, широко известно высказывание британского государственного и политического деятеля XX в. Уинстона Черчилля, который называл демократию «наихудшей» формой правления, за исключением всех других форм, выработанных человечеством.

Иными словами, отношение к демократии может быть охарактеризовано как неоднозначное, но тем не менее, по словам У. Черчилля, ничего лучшего мировой политической наукой не придумано.

В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть положительные и отрицательные стороны демократического политического режима, исходя из содержания которых возможно формирование целостного представления и выработка собственного отношения к рассматриваемой форме государственной организации.

Общая характеристика положительных и отрицательных сторон демократии

Переходя к рассмотрению вопроса о плюсах и минусах демократического политического режима, прежде всего, следует обратить внимание на то, что безотносительно к признакам, которые будут описаны ниже, подлинная демократия способствует сохранению политической стабильности при минимизации использования принудительных механизмов со стороны государства. Во многом это становится возможным благодаря тому, что в демократических условиях между властными решениями и населением страны существует устойчивая, прозрачная обратная связь, отражающая критику или поддержку соответствующих решений со стороны граждан.

Анализ специальной литературе позволяет сделать вывод о том, что в числе положительных аспектов демократического правления можно назвать:

  • Признание на высшем законодательном уровне и реальное гарантирование естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности;
  • Обеспечение формального равенства граждан, то равенства их положения перед законом и судом, безотносительно к имущественному и социальному положению;
  • Обеспечение возможности и реальная поддержка активного участия населения страны в ее политической жизни;
  • Постепенное формирование эффективных механизмов общественного контроля и самоуправления;
  • Разумное ограничение государственной власти, необходимое для недопущения ее абсолютизации;
  • Существование условий для постоянного обновления властных структур, отказа от необоснованного применения насилия с их стороны, как способа решения политических вопросов;
  • Четкое распределение функций между органами государственной власти, в условиях функционирования системы разделения властей, предполагающей эффективные механизмы сдержек и противовесов, для недопущения сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках.

Замечание 1

В то же время отмечается, что даже сформировавшийся демократический режим отличается наличием ряда негативных признаков, в числе которых можно назвать фактическое отсутствие реального равенства возможностей политических партий и граждан, несмотря на их юридическое провозглашение; зависимость принимаемых решений от лоббизма со стороны крупных промышленников, сохранение коррупционной составляющей, нередко – также слабость механизмов общественного контроля за выдвижением кандидатов в органы государственной власти.

Плюсы и минусы различных форм демократии

Выше были рассмотрены положительные и отрицательные стороны демократии в целом, безотносительно к тому, о какой конкретно ее форме идет речь. При этом в литературе подчеркивается, что прямая и представительная демократии, как основные типы рассматриваемого политического режима, также отличаются наличием сильных и слабых сторон.

Так, например, в числе недостатков прямой демократии принято называть сложность принятия согласованных решений в условиях больших социальных групп, нередко – также недостаточность компетенции и излишнюю эмоциональность населения в процессе принятия политически значимых решений, и связанную с этим высокую подверженность общественного сознания манипулированию со стороны профессиональных политиков.

В свою очередь, сильными сторонами прямой демократии выступает непосредственное участие народа в выработке и принятии важных решений, обеспечение возможности совершенствования политической культуры граждан, и т.д.

В свою очередь, негативными сторонами представительной демократии можно назвать:

  • Отрыв органов государственной власти и их конкретных представителей от избирателей;
  • Расширение возможностей для влияния мощных групп давление;
  • Ослабление подлинно демократического контроля;

Плюсами представительной демократии выступают:

  • Высокая компетенция лиц, принимающих государственно-властные решения;
  • Повышение оперативности и эффективности политической деятельности и т. д.

В современном языке слово «демократия» имеет огромное количество значений. Одно из них связано с происхождением этого термина. Демократия происходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» -- народ и «kratos» -- власть, правление. Всё вместе - «народовластие».

Рассмотрим ещё два варианта трактовки этого понятия:

1) Демократия - форма политической организации общества, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти, при которой граждане участвуют в управлении государством, имеют равные права и свободы и правовые гарантии этих прав.

2) Демократия - политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством напрямую или через свободно избранных представителей, обеспечиваются личные, политические и гражданские права граждан, свобода общественных объединений, политический плюрализм, многопартийность, а также свобода СМИ.

Демократия абсолютно противоположна автократии, аристократии и олигархии.

Сущность демократии заключается в следующих, основополагающих чертах:

1) В демократии присутствует политическая свобода, то есть свобода выбора народом общественного строя и формы правления, право граждан определять и изменять конституционный строй.

2) Гарантировано обеспечение защиты прав человека.

3) Одной из главных черт демократии является равноправие граждан -- равенство всех перед законом, все несут равную ответственность за совершенное правонарушение, женщины, мужчины, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений.

4) В демократии избираемые должностные лица соблюдают контроль за решением государственных проблем и задач, направленных на улучшении жизни народа, каждого гражданина страны. Здесь предполагается формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления. Демократия строится на свободных и честных выборах, исключающих применение методов принуждения.

5) Наличие разделения властей -- законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства.

6) Соблюдается правило принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства.

7) Граждане имеют право создавать относительно независимые от государства ассоциаций или организаций, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Все эти права и институты, составляющие реальную основу режима демократии, не просто декларируются, а являются реально действующими.

8) Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, социально-экономического строя и идеологии правительства. То есть в демократии приветствуется свобода слова.

9) Признается существование альтернативных источников информации, которые охраняются законом.

Теперь разберемся в функциях демократии, узнаем какие же цели и задачи, она ставит перед собой. Итак, функции демократии:

Организационно-политическая (она заключается самоорганизации народа в качестве источника государственной власти, а так же в наличии организационных связей между субъектами демократии).

Регулятивно-компромиссная (заключается в обеспечение сотрудничества и компромиссов между субъектами демократии).

Общественно-стимулирующая (заключается в обеспечении оптимального служения государства обществу, стимулировании, учете и использовании общественного мнения и активности граждан).

Учредительная (в неё входит формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем).

Контрольная (то есть контроль за всеми звеньями государственного аппарата).

Охранительная (обеспечение государством безопасности каждого человека, охрана и защита его прав и свобод).

Далее нам необходимо рассмотреть разновидности демократии, её деление в зависимости от ряда факторов. Исторически в представлениях о данном политическом режиме преобладали две базовые формы. В зависимости от способа осуществления государственной власти, от ее носителей демократия делится на представительную и непосредственную (прямую).

Прямая демократия представляет собой право граждан самим, непосредственно (лично) осуществлять государственную власть: избирать депутатов в представительные органы, принимать наиболее важные решения путем прямого волеизъявления. Напомню, что такая форма участия доминировала в античных демократиях. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления.

Представительная демократия представляет собой право народа выражать свою волю не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив признание и доверие от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Во всем мире представительная демократия остается главной формой осуществления государственной власти.

В зависимости от равенства прав граждан на участие в управлении государством, от характера этого равенства, демократия делится на:

Политическую (предполагает лишь формальное равенство)

Социальную (основывается на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении государством).

В зависимости от подчинения меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений демократия делится на деспотическую (представляет собой абсолютную, ничем и никем не ограниченную власть большинства), тоталитарную (где власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля) и конституционную (ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия и функции с помощью конституции и разделения властей, обеспечивает автономию и свободу меньшинства).

Необходимо также отметить существование элитарной демократии, где власть осуществляется правящей элитой. Её формируют и её же передают властные полномочия.

Что касается моделей демократии, то в настоящее время существует огромное количество её разновидностей. Я бы хотела рассказать лишь про основные, главные на мой взгляд.

Итак, рассмотрим модели демократии, основывающиеся на идеологии:

1. Социалистическая демократия (Для неё характерно классовое господство, ярко выражённый социальный аспект. Она исходит из однородности воли рабочего класса. Власть народа реализуется через советы, которые обладают полной властью над всеми сферами хозяйственной, политической, общественной. Основной особенностью социалистической демократии является полное отрицание частной собственности и всякой автономий личности. Поскольку социалистическая демократия отрицает само понятие оппозиции, то, вполне естественно, система предусматривает однопартийность).

2. Либеральная демократия (Её сущность заключается в приоритете интересов личности и отделении их от государственных интересов. Источником власти признается отдельная личность, права которой защищены и закреплены в конституции. Народ выражает свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. Власть конструируется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые противопоставлены друг другу).

3. Партиципаторная демократия (Для неё характерно возвращение к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни. Идеальное партиципаторное общество характеризуется прямым вовлечением граждан в управление без посредников).

4. Репрезентативная демократия (Здесь воля народа исполняется далеко не по всем вопросам и выражается гражданами как непосредственно на выборах, так и делегируется представительным органам и депутатам, которые формируют общую волю народа, а иногда поступают и вопреки ей. Репрезентативная демократия обычно воплощается в парламентаризме -- системе правления, основанной на разделении властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах).

5. Плюралистическая демократия (Здесь демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в условиях ее распределения между различными силами. Не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государств).

6. Консоциальная демократия (Такая модель предполагает, прежде всего, создание коалиционного правительства с участием всех партий, представляющих основные слои общества).

7. Экономическая демократия (Заключается в открытых и состязательных выборах, где политиков можно представить как предпринимателей, стремящихся получить власть, а избирателей - как потребителей, голосующих за ту партию, политическая линия которой лучше всего отражает их предпочтения).

8. Рыночная демократия (Главная задача демократии состоит в применении избирательных стратегий, которые должны связывать кандидата во власть с позициями избирателей. Акт подачи голоса трактуется как своего рода «покупка» или «инвестиция», а избиратели в основном рассматриваются как пассивные «потребители»).

9. Интегральная демократия (Считается, что этот строй должен быть основан на науке)

10. Делиберативная демократия (Модель основывается на убежденности в том, что человек способен перейти от роли клиента к роли гражданина государства, что он склонен к беспартийности, готов к компромиссу и даже к отказу от своих предпочтений, если они компромиссу мешают).

О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ ДЕМОКРАТИИ

Все положительные и отрицательные черты демократии я бы хотела рассмотреть на примере двух основных её разновидностей: прямой и представительной.

Прямая демократия:

Минусы: сюда необходимо отнести такие вещи как сложность принятия согласованных решений, вследствие большого разброса мнений; недостаточная компетентность; эмоциональная неуравновешенность народа; высокая степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков; высокая стоимость и сложность проведения референдумов; низкий уровень гражданской активности; уклонение избирателей от голосования (абсентеизм).

Плюсы: к ним можно отнести истинность и расширение политического кругозора граждан.

Представительная демократия:

Минусы: отрыв депутатов от народа; возможность коррупции; приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления; отстраненность рядовых депутатов от принятия решений; ослабление демократического контроля снизу.

Плюсы: некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, к тому же могут использовать экспертов для оценок этих решений; присутствует возможность достичь баланса интересов.

Как мы видим, что в прямой, что в представительной демократии отрицательные черты превосходят положительные, доминируют над ними. Это говорит лишь о том, что в настоящее время нет абсолютно идеальной и до конца продуманной модели, которая устраивала бы всех до едина. Необходимо работать и совершенствовать системы государственного устройства и политические режимы.

Но, на мой взгляд, всё равно демократия это наиболее нужный и необходимый политический режим не только для нашей страны, но и для всего мира.

Благодаря ей обеспечивается свобода слова, свобода выбора, равные права всех кандидатов, стремящихся стать представителями власти, разрешается свободная критика власти, в том числе на центральных телеканалах, закон распространяется на всех, от власти до простых граждан. Самое главное это верно, честно и правильно придерживаться этих критериев и законов. Уметь их соблюдать, контролировать и совершенствовать во благо народа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

демократия политический режим

Важной составной частью формы любого государства является государственный режим. Наряду с формами правления и государственного устройства, а также принадлежностью к тому или иному типу он позволяет провести четкую грань между различными государствами.

Государственный режим представляет собой совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.

Развитие процесса демократизации в XIX и особенно в XX в., повышение влияния демократии на все стороны жизни общества привели к тому, что в наше время содержание термина "демократия" значительно усложнилось. В современной науке существуют различные трактовки демократии, что обусловлено отсутствием единства подходов и критериев к ее анализу. Наиболее распространенными являются нормативный и эмпирический подходы.

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ

В более узком значении под демократией понимается:

1) принцип устройства любых негосударственных (в том числе международных) организаций; в этом смысле можно говорить о демократии партийной, профсоюзной, производственной, спортивной и т.п.;

2) демократический мировоззренческий идеал и деятельность различных демократических организаций (политических партий, социальных движений), добивающихся его осуществления;

3) как политическая форма организации общества, основу которой составляет определенная система институтов, способов формирования и методов осуществления власти.

В последнем значении демократию обычно называют политической, и именно она является основным предметом политологического анализа.

В зависимости от того, как понимается воля народа, в политологии различают идентитарные и конкурентные теории демократии.

Идентитарные теории демократии (от лат. identitas - тождество, идентичность) исходят из того, что существует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без опосредующих звеньев. Основной акцент переносится на прямую демократию, а принцип представительства ограничивается либо отрицается вообще. Суверенитет понимается как осуществление общей воли, при этом сам индивид отчуждает свои права в пользу общего. Подобная трактовка демократии берет начало в теории Ж.-Ж. Руссо, нашла продолжение в марксизме и реализована в социалистической практике. Отрицательными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет на право иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации), сведение свободы личности к принятию того, что хорошо для всех.

Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля. Основой для соглашения считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанным. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии.

Мажоритарная теория исходит из классического представления о демократии. Правление народа понимается как правление большинства народа. В этой интерпретации демократия должна быть максимально приближена к прямым формам, а правительство обязано реагировать на мнение народа. В свою очередь, граждане имеют возможность контролировать своих представителей в органах власти, избирать мудрых и компетентных, вновь переизбирая их или отказывая им в доверии.

Слабым моментом этой теории является изначальное предположение, что все граждане хорошо осведомлены о политической жизни, желают участвовать в политическом процессе и руководствуются рациональными мотивами при голосовании.

Теория партисипаторной демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипаторной демократии, или демократии участия. Сама теория, разработанная в 60-х гг. была очень популярна среди идеологов левых партий и движений. Остановимся на основных положениях теории:

1) вовлечение всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления;

2) распространение принципа участия на неполитические сферы, например в образовании (доступность получения образования), в экономике (самоуправление и рабочий контроль на производстве);

3) децентрализация принятия решений, означающая, что по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии;

4) упрощение процедуры выборов. Так, применительно к США идеологи левых настаивают на отмене института выборщиков и на переходе к прямым выборам, на отмене системы регистрации избирателей.

Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют право "отозвать" депутата.

Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы. Эта теория включает в себя следующие положения:

1) общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами;

2) группы являются главным субъектами политики, пытаются повлиять на власть;

3) признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений;

4) в обществе существуют разнообразные, независимые от правительства центры власти - фирмы, университеты, партии и др.;

5) политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами;

6) государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам.

Теория полиархии. Одной из наиболее известных теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять. Полиархия, как политический режим, включает в себя:

1) политическую конкуренцию и участие;

2) политический плюрализм;

3) право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам;

4) политические свободы, среди которых - право граждан получать информацию из альтернативных источников;

5) право оппозиции оспаривать решения правительства;

6) свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.

Теория консенсуальной демократии. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель может быть эффективна в многосоставных обществах, т.е. в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Так же как и в других плюралистических теориях, политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов. Ключевыми моментами данной модели демократии являются четыре принципа:

1) максимальная автономность каждой группы в решении своих внутренних вопросов;

2) пропорциональное представительство в органах власти и в распределении ресурсов;

3) коалиционное правительство;

4) принцип взаимного вето, гарантирующий меньшинствам дополнительные механизмы защиты собственных интересов.

Теория элитарной демократии. Спорным является и вопрос о масштабе политических атрибутов представительной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериями либерализма.

Основу демократии как политического режима, отличающего ее от других режимов, составляют семь реально функционирующих институтов:

1) Выборные должностные лица. Контроль за решениями правительства относительно политического курса конституционально закреплен за избираемыми должностными лицами.

2) Свободные и честные выборы, исключающие применение методов принуждения.

4) Право претендовать на выборные должности в правительстве всего взрослого населения.

5) Свобода слова. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, социально-экономического строя и идеологии правительства.

6) Существование альтернативных источников информации, которые охраняются законом.

7) Свобода самоорганизации, т.е. право граждан создавать относительно независимые от государства ассоциаций или организаций, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Все эти права и институты, составляющие реальную основу режима демократии, не просто декларируются, а являются реально действующими.

2. «ПЛЮСЫ» И«МИНУСЫ» ДЕМОКРАТИИ

Демократия - это политический режим, который во многом считается режимом будущего, он обеспечивает гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

1) на сложность принятия согласованных решений;

2) на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;

3) на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

4) на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

1) отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

2) приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

3) отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

4) на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но и у нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности"), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших.

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

Выделим плюсы демократии:

1 признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности;

2 равноправие граждан

3 поощрение активного участия народа в политической жизни

4 формирование механизмов общественного контроля

5 ограничение всевластия государства

6 существование условий для постоянного обновления властных структур

7 стимулирование многообразия общественной жизни

8 отказ от диктатуры

9 отказ от насилия

10 отказ от применения всевозможных видов силы как способов решения вопросов

11 четкое распределение функций.

Минусы демократии:

1 отсутствие реального равенства между возможностями политических партий и граждан, хотя это и оформлено юридически;

2 зависимость политиков от финансово- промышленных групп;

3 слабы механизмы контроля общества за выдвижением кандидатов в представительные и исполнительные органы власти;

4 возможность коррупции;

5 возможность дезорганизации всей общественной жизни.

3. РАЗНОВИДНОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Различают две формы демократии. Ровная демократия предполагает, что все граждане конкретно участвуют в принятии и выполнении решений. В публичных организациях и остальных коллективах ровная (непосредственная) демократия реализуется на общих собраниях их членов. В современных государствах активно работают два института непосредственной демократии: референдум и выборы.

Референдум - это всенародное голосование по какому-или вопросу. Посредством референдума могут приниматься конституции, законы, а также выявляться мировоззрение народа (к примеру, выхода той либо другой местности из состава страны). Референдумы проводятся по инициативе главы страны, парламента, правительства, а также людей, если в поддержку данного предложения будет собрано нужное (установленное законом) количество подписей. Поэтому конкретно референдум дозволяет каждому гражданину выразить свое отношение к определенной проблеме.

Выборы - форма прямого волеизъявления людей, осуществляемого в согласовании законами, в целях формировании органа гос власти, органа местного самоуправлении либо наделения возможностями должностного лица. Граждане участвуют в выборах на базе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом роль является свободным и добровольным. Выборы обязаны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

Непосредственная демократия постоянно дополняется представительной, при которой граждане перепоручают принятие и реализацию решений своим избранным представителям.

Как разновидности демократического режима можно выделить президентский и парламентский, гуманистический и либерально-демократический режимы. Из них более современный - либерально-демократический режим. Он отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни. В экономической сфере человек владеет собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен. Либеральный режим обусловливается, до этого всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Правительство провозглашает формальное равенство всех людей, свободу слова, мнений, форм принадлежности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не лишь закрепляются в конституции, но и стают осуществимыми на практике.

Таковым образом, экономическую базу либерализма составляет частная собственность. Правительство высвобождает производителей от собственной опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а лишь устанавливает общие рамки свободной конкуренции меж производителями. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении меж ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма правительство воспринимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, беря во внимание эти интересы, создает особые процедуры учета этих интересов. Не считая того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, компаний, публичных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Появляются организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности.

При либерализме государственная власть формируется методом выборов, исход которых зависит не лишь от представления, народа, но и от денежных возможностей тех либо других партий, нужных для проведения избирательных компаний. Воплощение государственного управления делается на базе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме, а в государственном управлении употребляется децентрализация: центральная власть берет на себя решение лишь тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Очевидно, либеральный режим имеет свои трудности, главные посреди них - социальная защита неких категорий людей, расслоение общества, фактическое неравенство возможностей. Внедрение этого режима более эффективно становиться вероятным лишь в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и общественного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если оценивать политические режимы по соотношению работающих сил, разных по основным принципам собственного существования, то, естественно, хорошим является демократический режим. Потому что в условиях этого режима люд, будучи источником власти, прямо и конкретно сформировывает представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Правительство не лишь провозглашает, но и практически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус разных форм принадлежности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония.

При тоталитарном же режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем. Стираются различия меж личным и публичным, личным и общественным, так как тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на контроле всех сфер жизни, включая образование, здравоохранение, средства массовой информации.

В демократическом государстве люд является источником власти, в то время как в тоталитарном власть принадлежит одной правящей партии либо политическому фавориту, в большинстве случаев харизматическому. При демократии есть разные партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения. Народные инициативы, обсуждения, демонстрации стают необходимыми атрибутами публичной жизни. Тоталитарный режим допускает только лишь одну правящую партию, остальные же стремиться запретить, используя в собственных целях полицейский сыск.

Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем остальные типы политических режимов. Она выступает массивным средством преодоления разных видов диктатуры и деспотических правлений. Обстановка в мировом обществе свидетельствует, что тоталитарный режим исторически и политически изжил себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. Таковым образом, демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на базе понятных и принятых обществом принципов, имеет главные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Политология: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2001.-288с.

2. Политология: Учебник - 2-е издание, испр. и доп.- М.: Дело,2003.-424с.

3. Политология: Учебник / под ред. С.Г. Киселева.- М.: ТК Велби, издательство Проспект,2008-480с.

4. Политология: учебник для студентов ВУЗов/ под ред.В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 591с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы и перспективы демократического развития России. Демократия как одна из форм государственной власти (типов политического режима) и ее основные признаки. Национальная политическая модель демократии. Ближайшие перспективы российской демократии.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Демократия: сущность, исторические формы. Вклад Лейпхарта в развитие теории демократии. Особенности демократического режима. Условия, необходимые для демократии. Последствия демократии по Р. Далю. Отличия российской демократии от классических образцов.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2010

    Основные типы политический режимов. Характеристика сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов. Основные теории и модели демократии. Сравнительная характеристика политической системы и политического режима.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима. Сущность демократического политического режима. Основные формы демократии и ее теоретические модели.

    реферат , добавлен 19.02.2008

    Возможные модели и основные формы перехода к демократии. Первые однолинейные теории модернизации и их приверженцы. Необходимые предпосылки и факторы утверждения демократии. Этапы демократического процесса, возможные уровни политического консенсуса.

    реферат , добавлен 22.05.2012

    Понятие, определение, принципы и основные черты демократии - такой формы государства, его политического режима, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Классическая, протективная, народная демократия.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2011

    Изучение признаков политического режима как способа общественной власти, системы методов и средств осуществления политической власти. Анализ теории плюралистической и плебисцитарной демократии, проблем перехода от одного политического режима к другому.

    реферат , добавлен 04.03.2012

    Эволюция значения и термина "демократия". Основные трактовки демократии. Современные теории демократии. Теория рыночной демократии. Теория социалистической демократии. Теория прямой (или идентитарной) демократии.

    реферат , добавлен 28.06.2007

    Понятие, истоки и содержание демократии. Описание ее современных моделей - коллективистской (идентарной) и представительской (либеральная, элитарная, партиципаторная концепции). История становления демократического правового режима в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Демократический режим, его характеристика. Характеристика демократии и диктатуры. Антидемократические режимы, их особенности. Сравнительная характеристика авторитарного, тоталитарного и демократического режимов. Процесс распада тоталитарных режимов.

Вокруг этого определения вращается вся современная политика и международные отношения. Многочисленные оппозиционные силы регулярно обвиняют друг друга в недостатке демократичности. Мировые государства, имеющие

другие принципы управления, становятся изгоями. Апогеем всего этого триумфа демократии в конце XX века стала концепция известного американского философа и политолога о конце времени. Согласно этому влиятельному мыслителю современности, после распада передовых государств социалистического лагеря и отхода Китая от ортодоксальных маоистских позиций стало очевидно, что либеральные ценности (а именно они обычно отождествляются с демократией) являются высшей точкой развития человеческой цивилизации. Демократия в современной России, пришедшая на смену старой командно-административной системе, является, по мнению политолога, лучшим тому подтверждением. Дееспособную альтернативу ей не смогли предложить ни монархические, ни фашистские режимы, ни тем более попытки восточных религиозных лидеров в установлении исламского господства.

демократия. Истоки

Рождение этого феномена относят к политическому устройству греческих городов-полисов, правительственные органы которых избирались путем тайного голосования

среди граждан такого города. Органы власти (например, ареопаг, буле, советы архонтов и другие) зачастую избирались на ограниченный срок из признанных дееспособных членов сообщества. Была в античной Греции и интересная процедура, призванная предотвратить узурпацию власти. Когда кто-то из богатых граждан или просто высокопоставленных должностных лиц становился слишком могущественным и угрожал демократическим началам правления, проводилась процедура так называемого остракизма - "черепкования", когда посредством тайного голосования с помощью черепков такой потенциальный тиран мог изгоняться из города на десять лет. С упадком древнегреческой цивилизации многие ее достижения подхватили латиняне, создавшие могущественное Римское государство. Они же развили Именно там родилось близкое к современному а так же, в период республики, разделение И, разумеется, выборность.

Что такое демократия. Новое время

С падением Рима и утверждением варварских народов во всей Европе многие достижения, в том числе и политического характера, были утрачены на тысячелетия. Культ силы военных старейших и их воевод у варваров сменился наследственными привилегиями королевских династий и дворянских родов, которые были потомками той самой военной элиты. Вновь человечество вспомнило о том, что такое демократия, лишь с эпохой Возрождения и мыслителями нового времени: Гоббсом, Локком, Монтескье, Руссо и многими другими. Одним из ключевых моментов в становлении современного мироустройства стала Великая французская революция 1789 года когда впервые был изгнан ранее неприкосновенный в любой стране король, а народ

провозгласил себя высшим носителем власти. Разумеется, никто не зажил припеваючи сразу после этого. Прогрессу еще предстояло бороться с реакцией по всему миру, однако следующие века, девятнадцатый и двадцатый, стали временем постоянного утверждения человеческих и гражданских прав и свобод.

Демократия: плюсы и минусы

Принцип и неприкосновенности человеческой личности окончательно утвердился в современной политической и социальной мысли. Однако, помимо колоссальных достижений, демократия по-прежнему имеет множество критиков, справедливо обращающих внимание на ряд ее недостатков. Главный недостаток такого устройства вытекает уже из достоинства. Всеобщее право на выбор власти, безусловно, является в теории гарантом того, что народ может сам выбирать свой путь развития. Однако следует признать, что не все население страны равно в своей образованности и просто информированности относительно политических течений в целом, экономической ситуации в стране, международных отношений и так далее. В такой ситуации это может означать неправильный выбор со стороны значительного количества граждан.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

на сложность принятия согласованных решений;

на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;

на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов (Аним. 3):

отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но и у нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности"), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших3.



Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

Основные черты

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.



4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Политическое лидерство

Политический лидер – человек руководящий не только политическими процессами, но и осуществляющий функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способный изменять ход событий и направленность политических процессов. Сущность лидерства: отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Политическое лидерство – это социальное отношение, выражающее взаимосвязи и взаимодействие социальных общностей по поводу преодоления неравенства их статуса в структуре общества с целью утверждения приоритета своих интересов посредством овладения политической властью. В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней: 1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы. 2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов. 3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института. Типология лидерства, связанная со способом легитимации власти :1) традиционное лидерство, основанное на обычаях, традициях; 2) рациионально-легальное лидерство, связанное с избранием лидера демократическим путем; 3) харизматическое лидерство (от греч. «харизма» – милость, божественный дар), авторитет которого опирается на веру и эмоции. Типы лидеров в зависимости от характера их деятельности: -лидер-консерватор (привержен стереотипам социального поведения, стремится консервировать или адаптировать их к изменениям); лидер-реформатор (стремится к изменению идеалов или приведению в соответствие с ними социальной реальности);-лидер-революционер (стремится к коренному преобразованию всей общественной жизни). По отношению к власти можно выделить оппозиционного и властвующего лидера. По типу деятельности: Политик, идеолог. По стилю деятельности: авторитарное лидерство (единоличное направляющее воздействие) и демократическое (вовлекающее членов группы, общности в управление ею). функции лидерства: социально-организационную (интегративную) – процесс организации и управления, мотивации и интеграции в единую социальную общность;-культурно-организационную (социокультурную) – социализация ценностной ориентации людей; -нормативно-регулятивную – координация и регулирование политических интересов.

Черты политического лидера

Характерные черты политического лидерства:

Острый ум, политическая интуиция;

Организаторский талант, ораторские способности;

Политическая воля, готовность брать на себя ответственность

Популярность, умение нравится людям, завоевывать их симпатии;

Наличие яркой политической программы, отвечающей интересам большихполитических групп.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых