Каковы приоритеты политики российского государства в экономике? Цели и приоритеты экономической политики РФ. Экономические интересы и приоритеты россии Приоритеты экономического развития в современной

Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Национальные интересы в своей основе опираются на стратегические цели и должны быть учтены при обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке. Усиление международной конкуренции еще более обостряет проблему национальной экономической безопасности.

С учетом отечественного и мирового опыта, собственных возможностей и тенденций глобального развития необходимо разрабатывать и корректировать экономическую политику. Она должна быть направлена на обеспечение экономического роста и его поддержку основной частью населения, которое должно понять выгоды отечественного развития для социальной стабилизации. Другими словами, требуется переход к экономической политике развития.

При восстановлении воспроизводства и переходе к экономическому росту России предстоит определить и соблюсти трудный баланс между степенью открытости отечественной экономики и сохранением государственного суверенитета.

Экономическая политика, решающая эти проблемы общего характера, призвана:

Выражать стратегические интересы развития основных политических и экономических групп интересов и их объединений;

Обеспечивать согласование интересов различных слоев и групп населения, а также различных поколений;

Учитывать и гарантировать суверенитет гражданских прав;

Считаться с социально-культурными особенностями страны; избавиться от любых форм доктринерства и мифотворчества в целях идеологического и политического манипулирования поведением субъектов рыночной экономики;

Сочетать все ценное, накопленное в зарубежной и отечественной политической и экономической мысли и практике;

Реабилитировать и раскрыть ценности подлинного правового государства и полезность государственного регулирования для общественного блага.



Экономическая политика развития государства должна опираться на практическое осознание перспектив устойчивого развития. От своевременного приложения искусных экономических решений, в которых задачи выхода из кризиса видятся сквозь призму точного и ясного видения будущего России, зависит прорывная модернизация, использующая все интеллектуальные возможности общества и наличный научно-производственный потенциал.

Новые начала внешнеэкономической стратегии (геоэкономический подход) базируются на другом принципе: включение национальной экономики либо ее составной части в мировые хозяйственные связи не может выжидать благоприятного момента, не должно следовать за мирохозяйственной конъюнктурой - национальная экономика вписывается в мирохозяйственную экономическую среду без предопределения каких-либо условий. Это стратегическая задача для национальной экономики и решается она активно, не выжидательно.

Обеспечение экономической безопасности - задача, по существу, долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку и утверждение государственной стратегии (доктрины экономической безопасности страны). Это должна быть именно государственная стратегия, отвечающая высшим национально-государственным интересам и имеющая нормативный характер.

Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделения этапов их достижения.

При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах.

Разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.

Выработка концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в итоге происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепции экономической безопасности и меры по ее достижению обретают свой смысл, становятся действенным началом массового сознания.

По набору основных среднесрочных приоритетов экономической политики в обществе вполне возможно достичь согласия. Такие приоритеты включают:

Восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития;

Восстановление и сохранение равновесия между степенью открытости экономики и интересами отечественных товаропроизводителей в условиях, с одной стороны, крайнего превышения пороговых норм национальной экономической безопасности, а с другой - формирования новой архитектуры мировой экономики;

Осуществление инвентаризации, контроля и управления внутренними и внешними государственными долгами и активами;

Повышение доходов и на этой основе платежеспособного спроса населения и товаропроизводителей;

Усиление роли социального партнерства в обеспечении стабильной поддержки социальной и экономической политики;

Обеспечение социальных гарантий на базе минимальных социальных стандартов и социальной адресной помощи;

Обеспечение и защита экономической самодеятельности и предпринимательской инициативы населения;

Нормализация воспроизводственного процесса в основных производственных комплексах;

Реструктуризация конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности с целью создания конкурентоспособных структур;

Развитие экономических основ федерализма не только на базе распределения предметов ведения, но и по пути формирования механизмов бюджетного регулирования.

Видимо, это стало одной из причин того, что в нашей стране была разработана и утверждена Концепция национальной безопасности, образующая систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции национальной безопасности широко освещаются вопросы экономической безопасности страны, высокий уровень экономической безопасности, который определяется уровнем экономического развития страны, позволяет:

Проводить независимую экономическую политику, в частности, самостоятельно осуществлять крупные экономические мероприятия, не связывая это с получением финансовой или иной помощи из-за рубежа;

Поддерживать стабильность действующих в стране экономических нормативов;

С минимальными потерями реагировать на мировые и региональные финансовые и иные кризисы, резкие геополитические изменения в мире и быстро восстанавливать утраченное равновесие;

Оказывать помощь другим странам, в частности сопредельным, в случае, когда сложившаяся там несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах государства.
Заключение

Понятие «экономическая безопасность» относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой. Это понятие, хорошо известное в практической деятельности управленческих структур западных стран, допускает весьма широкую интерпретацию. Экономическая безопасность – синтетическая категория политической экономики и политологии, тесно связанная с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.д.

На наш взгляд, экономическая безопасность – это такое состояние экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера, как внешним, так и внутренним.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Объекты безопасности – выделяемая субъектом часть материального мира для цели управления безопасностью. Основными объектами безопасности РФ являются:

Личность – ее права и свободы;

Общество – его материальные и духовные ценности;

Государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:

Экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера;

Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах;

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире.

Международная экономическая безопасность – это такое состояние международной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера, то есть каждому государству – члену мирового сообщества обеспечивается:

Свобода пути экономического развития;

Защищенность от враждебного внешнего воздействия, закрепленная международным правом;

Устойчивость к глобальным внешним и внутренним экономическим потрясениям и кризисам.

Угрозы национальной экономической безопасности определены в Государственной стратегии экономической безопасности РФ, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года №608.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности РФ, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти являются следующие:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

2. Деформированность структуры российской экономики.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Однако, ситуация меняется, что предполагает возникновение новых угроз и, следовательно, требуется разработка новой Государственной стратегии экономической безопасности РФ, которая учитывала бы их в полной мере.

В любом обществе, в том числе и российском, существуют десятки острейших хозяйственных проблем, из-за которых власти периодически оказываются поставленными в условия, когда многие задачи надо разрешать одновременно. Однако в чисто экономическом плане есть несколько проблем, доставляющих во все времена наибольшую головную боль членам кабинета министров. Обычно государство нацелено на выбор оптимального баланса серии основных макроэкономических целей.

Рассмотренные основные цели, которые конечно же не исчерпывают содержания многозвенной целевой функции государства, тесно взаимосвязаны. Так, в случае наращивания обеспечивающих экономический рост той или иной страны инвестиций, например в модернизацию предприятий автомобилестроения, снижаются издержки производства в автомобильной промышленности, что способствует сокращению импорта транспортных средств и тем самым расширяет занятость на отечественных предприятиях, которая в свою очередь снимает социальную напряженность в обществе и способствует дальнейшему ускорению экономического роста.

Содержание целевой функции экономической политики во многом определяется типом хозяйственной системы, сложившейся в определенном обществе. Так, если национальная экономика базируется на рыночных отношениях, государство решает в основном лишь те проблемы, перед которыми отступает механизм рынка. В нерыночной же хозяйственной системе правительство стремится решать все и нередко доходит до обещаний накормить население, модернизировать основные фонды предприятий, убрать урожай, предоставить каждой семье квартиру и т.п. При выдвижении основных целей развития должны, кроме того, учитываться доминирующие в данном обществе ценности, исторические традиции народа, геополитическое положение страны и др.

При построении целевой функции, имеющей обычно достаточно сложную конфигурацию, правительство должно в первую очередь ответить на вопрос, следует ему стремиться к одновременному достижению многих целей или же нужно выработать некую очередность в их реализации, расставив целевые установки по степени важности. Накопленный к настоящему времени мировой опыт доказывает бесспорные преимущества второго варианта. Причины этого выбора таковы:

Дело в том, что сокращение безработицы (движение вверх по кривой) достигается путем ускорения темпов экономического роста с помощью мер стимулирующей государственной политики, использующей дешевый кредит, масштабные долгосрочные государственные инвестиции, социальные пособия и другие инструменты, что обычно порождает рост общего уровня цен. И наоборот, борьба с инфляцией (движение вниз), «охлаждая экономику» посредством удорожания кредита или урезания социальных программ одновременно, провоцирует падение ВВП, сопровождающееся вынужденной безработицей. В связи с этим одной из важнейших задач государства является не столько удержание инфляции и безработицы на низком уровне, сколько поиск ответа на вопрос, какая комбинация этих двух зол наилучшим образом способствует устойчивому росту экономики страны в обозримой перспективе.

Цели экономического роста и справедливого распределения доходов также могут противоречить друг другу: стремление достичь большего равенства в распределении может заметно ослабить стимулы к труду, инвестированию, научно-техническому прогрессу (НТП) и предпринимательскому риску. Более справедливое распределение доходов тождественно повышению налогов для высокодоходных групп населения, что сдерживает их мотивацию. Жесткой связи между усилением общего неравенства в доходах и темпами хозяйственной динамики мировая статистика не обнаруживает. Так, в Венгрии, Польше, Словакии доходы 10% самых бедных граждан отстают сегодня от доходов 10% наиболее обеспеченных жителей всего в 4,5-5,5 раза, в то время как в Болгарии и Румынии - более чем в 10 раз. Между тем экономика первой группы стран развивается на постсоциалистическом пространстве более успешно. Научное объяснение подобного соотношения темпов можно получить, разложив общее неравенство на две его составляющие - нормальное и избыточное. И если нормальная дифференциация населения оказывает, безусловно, позитивное, стимулирующее воздействие на экономический рост, то избыточное (несправедливое) расслоение порождает бедность широких масс населения и ограничивает его платежеспособный спрос, что резко тормозит хозяйственную динамику современного общества.

Противоречивым выглядит и.соотношение между целями достижения полной занятости и экономической эффективности. Так, в СССР у работников не было страха потерять работу, что являлось немаловажным фактором невысокой производительности труда. С другой стороны, если безработица излишне велика, то возникает вопрос, как достичь эффективного использования производственных (прежде всего трудовых) ресурсов. Связь экономического роста и экономической свободы столь же неоднозначна. Бесспорно, что наивысшие темпы роста благосостояния в XX в. обеспечивали те страны, в которых оказались наиболее защищенными демократические свободы во всех сферах общественной жизни, включая и экономику, где на деле была реализовано право выбора форм и видов хозяйственной деятельности, приобретения и продажи недвижимости, участия в забастовках и т.п. И наоборот, как отмечал видный немецкий экономист В. Ойкен, тоталитарное государство, лишая людей свободы экономического выбора, тем самым освобождает их от ответственности и в конечном счете приводит к бедности. Правда, в СССР в период индустриализации оказался возможным рост объема производства в обстановке резкого подавления свободы выбора сферы экономической деятельности, жесткого ограничения предпринимательской активности, отсутствия рынка жилья, формализации профсоюзного движения. Китайское «экономическое чудо» в последние 30 лет тоже произошло в далеко не самом демократическом государстве мира. Как отмечала еще в XVIII в. президент Российской академии наук княгиня Е.Р. Дашкова, если свобода шествует впереди просвещения, то это приводит к хаосу. Экономическая свобода, видимо, является благом для роста национальной экономики далеко не всегда, а лишь при условии достижения страной определенного уровня социально-экономического развития, когда величина создаваемого в стране национального продукта в расчете на душу населения превышает, скажем, 5 тыс. дол. в год. Именно после достижения данного порогового значения благосостояния начали разрастаться демократические процессы в странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Чили и др.). Перестройка времен М.С. Горбачева в нашей стране тоже, с позиций данной теории, началась вовсе не случайно, а была экономически обоснована достижением страной некоего рубежа процветания. Дело в том, что на определенном этапе - в условиях, когда резко возрастают роли субъективного фактора производства, уровня образования и общей культуры населения в развитии общества, - ограничение экономических прав личности вполне может стать главным тормозом дальнейшего прогресса. Австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сформулировал перед Второй мировой войной альтернативу; свобода или благосостояние. Он считал, что во имя повышения уровня жизни человечество может принести в жертву даже некоторые из своих экономических свобод. К тому времени мир еще не вкусил сполна от тоталитарного «благосостояния». Это была ошибка, признанная Ф. Хайеком в его книге «Дорога к рабству» уже в 1944 г. В общем случае свобода и благосостояние неразделимы, точно так же как тоталитаризм и нищета. По индексу экономической свободы, определяемому на основе сопоставления удельного веса продукции, производимой на государственных предприятиях, степени влияния государства на бизнес, величины налогового бремени, доли «черного рынка», степени защищенности прав собственности и ряда других показателей, Россия в 2002 г. занимала 131 место из 155 стран, пропустив вперед даже такие «свободные» страны, как Чад и Нигерию, не говоря уже о лидерах, например Гонконге, Сингапуре, Новой Зеландии, Эстонии, США, Голландии, Ирландии, Люксембурге, Австралии, Чили. Крупный спад, случившийся в нашей стране в 1990-е гг. и передвинувший ее далеко вниз по шкале хозяйственного развития, вполне может сопровождаться поиском властью возможностей ускорения экономического роста в арсенале средств не самого демократического характера. В бурно развивающейся рыночной экономике государство имеет в ряде случаев основания ограничивать экономическую свободу отдельных субъектов во имя процветания общества в целом.

Во всяком случае, серьезная утрата экономических основ демократического устройства общества характерна не только для Российской Федерации. Сходная ситуация сложилась и во многих восточно-европейских странах, где в настоящее время свыше 61 млн человек считаются нищими (т.е. живут на сумму, не превышающую 2,15 дол. в день). Немало здесь и так называемых незащищенных граждан, чей располагаемый доход ниже 4,3 дол. в день. В африканских странах уровень благосостояния еще ниже: многочисленные нищие «черного континента» проживают всего на 1 дол., а бедные - на 2 дол. в день. Однако в более холодных европейских странах не обойтись без дополнительных расходов на одежду и отопление жилья.

Опыт преодоления Великой депрессии 1929-1933 гг. подвел науку к выводу о том, что одновременное достижение даже трех главных макроэкономических целей (экономический рост, стабильность цен, полная занятость) подвластно только магу, волшебнику, и в экономической теории возникло понятие «магический треугольник». Этот треугольник после Второй мировой войны превратился в многоугольник. Все обозначенные в нем цели сразу достигались на практике лишь в нескольких случаях. Высокие темны роста экономики при сравнительно низком уровне инфляции и безработицы были зафиксированы в послевоенной Японии и Германии. Наглядным примером «экономического чуда» могут считаться реформы Л. Эрхарда, в результате которых за 15 лет, прошедших с момента их накала в 1948 г., ВВП Германии возрос более чем в 4 раза (а значит, была ликвидирована вынужденная безработица), в разрушенной войной стране быстро была решена жилищная проблема (и это несмотря на развернушиеся миграционые проблемы), погашены крупные иностранные кредиты, представленные в рамках плана Маршалла, а также развернута масштабная денежная помощь ряду развивающихся государств. Такое же «экономическое чудо» произошло позднее в новых индустриальных странах Восточной и Юго-Восточной Азии, а в конце 1990-х гг. - в США и отдельных государствах Западной Европы (например, во Франции). Эти страны вступили в XXI в. в обстановке высоких темпов экономического роста и занятости экономически активного населения, с годовой инфляцией менее 2%, относительно стабильными валютными курсами и неуклонно улучшающимся качеством жизни. Однако эта успешность не устраняет противоречия в системе экономических целей, а лишь свидетельствует об искусстве поиска властями адекватных форм разрешения глубинных противоречий экономической системы.

Макроэкономические цели развития общества и характеризующие их показатели могут быть не только взаимосдерживающими и конкурирующими, но и несовместимыми. В этой ситуации правительство должно выработать систему приоритетов, определив, что важнее для страны в данный момент. В ходе разработки приоритетов и нахождения целевых компромиссов обычно происходит острая политическая борьба партий. Так, если социал-демократы и другие партии левой ориентации, опирающиеся на рекомендации кейнсианской теории и доказывающие необходимость государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики, традиционно выступают за полную занятость, то правые партии консервативного толка, отстаивающие на практике либеральные ценности неоклассиков, способность рыночного механизма самостоятельно разрешать возникающие проблемы, - за преодоление инфляции. При этом проблемы несправедливости в деятельности последних уходят в тень. Не случайно всего 1% домохозяйств США располагают 33% совокупных активов, а в Великобритании, с учетом уникальной концентрации земельных ресурсов в руках горстки лиц, дифференциация оказывается еще более высокой. Поэтому приход, уход и возвращение во власть тех или иных политических партий в немалой степени предопределяются ситуацией, сложившейся в национальной экономике. Например, если темпы инфляции в стране замедляются за счет нарастания безработицы, то резкий социальный протест против нее закономерно приводит к власти кейнсианцев. Однако последствия проводимой ими зачастую проинфляционной политики обычно возвращают в кресло президента сторонника классической экономической теории.

По мнению норвежского экономиста, лауреата Нобелевской премии Р. Фриша, процесс формирования целей экономической политики должен разделяться на два этапа. Первый обеспечивается высшими правительственными чиновниками. Их обязанность - на основе любой политической процедуры (демократической, связанной с изучением мнения различных социальных сил и стремлением достичь консенсуса в обществе, либо авторитарной, при которой целевые установки жестко задаются центральной властью) четко определить предпочтения, очередность решения тех или иных народно-хозяйственных проблем. Наиболее типичные примеры таких предпочтений в последние десятилетия являются сдерживание инфляции, переход к новому качеству экономического роста, снижение вынужденной безработицы. Эффективность прохождения второго этапа зависит от макроэкономистов, призванных обеспечивать разработку и предоставление политикам более или менее широкого набора альтернативных вариантов развития, каждому из которых соответствуют определенные значения целей регулирования. При этом принципиально важно, чтобы эти варианты не выходили за рамки имеющихся в распоряжении государства ресурсов, отвечали складывающейся в стране социально-политической ситуации, учитывали фазу экономического цикла, через которую проходит страна, и наконец, просто соответствовали здравому смыслу (как это случилось, например, при принятии решения об отказе от поворота сибирских рек в Среднюю Азию или от размещения крупного нефтепровода вблизи озера Байкал). В демократическом обществе президент, законодательная и исполнительная власть просто обязаны выслушивать рекомендации экономической науки, решительно избавляясь от келейности при формировании экономической политики. Вследствие этого предложение академика Л.И. Абалкина закрепить «за Российской академией наук роль эксперта при принятии важнейших стратегических решений» заслуживает немедленной реализации.

После проведения взвешенной научной экспертизы функция политиков состоит в обеспечении осуществления какого-либо одного из предложенных вариантов в практике хозяйствования. Вместе с тем нередки ситуации, когда члены кабинета министров бракуют весь спектр возможных альтернатив. Тогда дело чести для научного сообщества - предупредить, что они проявляют некомпетентность, так как желают невозможного. Впрочем, более вероятным является смещение приоритетов между макроэкономическими целями в ходе итеративной процедуры. Как следствие, появляется новый набор вариантов и т.д. Внутренние и внешние условия развития национальной экономики далеки от постоянства, поэтому экономисты должны периодически обновлять число вариантов хозяйственной эволюции общества, а также иметь в запасе еще несколько альтернатив.

В последние десятилетия во всем мире по мере укрепления субъектов рыночных отношений и решения механизмами рыночной конкуренции многих, ранее считавшихся сугубо правительственными, задач (повышения эффективности, социальной защищенности, развития фундаментальной науки и т.п.) происходит обратный процесс неуклонного снижения размерности целевой функции экономической политики. Известный теоретик экономической политики голландец Я. Тинберген в 1955 г. выдвигал восемь целей, характеризующих: объем государственных расходов, темп изменения реальной заработной платы, уровень занятости, индикатор распределения доходов, размеры инвестиций, совокупный спрос, уровень производства, сальдо платежного баланса. В целевых функциях, которыми руководствовались правительства индустриально развитых стран в 1970-е гг., остались четыре компонента: полная занятость, стабильность цен, отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса, устойчивый уровень экономического развития. В настоящее время многие правительства ограничиваются двумя целями: достижение нового качества экономического роста (связанного с НТП и достижением экологического равновесия) и борьба с неуправляемой инфляцией. При этом выдвижение правительствами тех или иных целей в разряд приоритетных в немалой степени детерминируется не столько внутренними факторами, сколько необходимостью выполнения ими тех или иных международных соглашений. Например, вступление страны в Европейский Союз (ЕС) специально оговаривается недопустимостью чрезмерной инфляции на ее территории. Главный приоритет российского государства в 1990-е гг. - достижение относительной стабильности цен - являлся внешним требованием Международного валютного фонда (МВФ) и условием предоставления им нашей стране масштабных кредитов.

Уменьшение числа одновременно реализуемых правительством целей свидетельствует о бесспорных достижениях современной рыночной экономики, которая оказалась способной самостоятельно, без вмешательства государства обеспечить стихийно действующими механизмами саморегулирования разрешение многих сложных проблем. Сокращение размерности целевой функции выступает и как реакция властей на известное правило осуществления экономической политики (называемое неравенством Тинбергена). Его экономический смысл состоит в следующем: во избежание подрыва доверия со стороны населения государству не следует возлагать на себя то, что оно не в состоянии сделать; число целей не должно превосходить числа имеющихся в его распоряжении инструментов экономической политики. Иначе говоря, всякому желательному состоянию национальной экономики следует придавать статус политической цели не раньше, чем будут найдены ресурсы, необходимые для ее достижения.

Контрольные вопросы

  1. Каков предмет экономической теории? Назовите функции, выполняемые этой наукой.
  2. Чем отличаются объекты макро- и микроэкономического анализа?
  3. Какова роль Дж. Кейнса в становлении и развитии макроэкономики? В чем состоит суть «кейнсианской революции» в экономической науке?
  4. С какой целью различают микроэкономические проблемы при анализе вопросов макроэкономики, и наоборот, макроэкономические проблемы в ходе исследования проблем микроуровня?
  5. Какие восемь-десять актуальных для современной России и всемирного хозяйства проблем исследуются в макроэкономике?
  6. Докажите необходимость понимания изучаемых макроэкономикой проблем:

    а) предпринимателем;

    б) менеджером;

    в) премьер-министром;

    г) избирателем;

    д) юристом - депутатом Государственной Думы;

    е) студентом экономического и неэкономических факультетов;

    ж) банкиром;

    з) безработным.

  7. Каковы основные макроэкономические цели? Попытайтесь разместить их по степени важности для современной России.
  8. Каково содержание понятия «экономическая свобода»? Что побуждает правительства рассматривать экономическую свободу в качестве одной из важнейших целей проводимой ими макроэкономической политики?
  9. Продемонстрируйте свое знание истории при ответе на вопросы: всегда ли экономическая свобода способствует экономическому росту страны? Поможет ли некоторое ущемление свободы выбора в современной России достичь удвоения создаваемого в ней национального продукта?
  10. Какое содержание вы вкладываете в понятие «справедливое распределение доходов»? В чем состоят значимость построения кривой Лоренца и исчисления коэффициента Джини?
  11. Какова взаимосвязь между экономическим ростом и экономической эффективностью? В чем состоят отличия между экстенсивным и интенсивным типами роста? В каком направлении должны изменяться известные вам показатели экономической эффективности для достижения интенсивного роста национальной экономики?
  12. Какой вариант действий правительства вы считаете предпочтительным: стремление к одновременному достижению нескольких целей или движение по приоритетам в экономической политике?
  13. Используя свои представления о кривой Филлипса, раскройте соотношение между целями достижения полной занятости и стабильности общего уровня цен.
  14. Раскройте соотношение следующих макроэкономических целей (под углом зрения их взаимодополнения или взаимоисключения):

    а) экономический рост и полная занятость;

    б) экономический рост и стабильный общий уровень цен;

    в) экономический рост и экономическая свобода;

    г) экономический рост и справедливое распределение доходов;

    д) экономический рост и социальная защищенность;

    е) полная занятость и социальная защищенность;

    ж) экономическая свобода и экономическая эффективность;

    з) справедливое распределение доходов и экономическая эффективность.

  15. В чем заключается проблема «магического треугольника (многоугольника)»? Встречались ли в мировой хозяйственной истории случаи разрешения данной проблемы?
  16. Действие каких факторов определяет размерность целевой функции проводимой государством экономической политики?
  17. Каковы политические процедуры, посредством которых правительство определяет приоритеты экономической политики в плановой и рыночной экономике?
  18. Каким вам видится «разделение труда» между политиками и учеными-экономистами при формировании целей экономической политики?

Опять в России о том, что же надо делать, как запустить рост, как будто он является панацей будущего страны безотносительно к тому, каким он будет - этот рост. Попробуем выделить очень кратко (эскизно) несколько важных вещей, без которых ничего «запустить» не удастся, даже при наличии некоторого количественного роста в 2017-2019 гг. до 1,5-2,5%.

Самое важное концептуальное условие новой экономики - отказ от спекулятивно-торгашеской модели, возведённой в ранг системы. В пиковом случае, подчинение спекуляций развитию реального сектора - всё иное является обычной риторикой, которая ни к чему не приведёт, кроме регалий тем, кто этой риторикой занимается (включая член-коррские звания и др.). Системные изменения должны также и готовиться как системные. Работа группы А.Кудрина здесь никуда не годится (по озвучиваемым уже сейчас позициям).

Экономический рост в России и его организация потребует снятия «кризиса потребления», следовательно, в рамках бюджетной политики необходимо искать компромисс между инвестициями в фонды, технологии, образование человека и социальными статьями. Социальные статьи должны быть приоритетом - и это задача бюджета! Этой цели подчинить, например, налоги, сборы, планирование расходов, контроль и т.д. Элиминирование «кризиса потребления» на первой фазе политики роста позволит и расширить возможности инвестирования далее. Это не значит, что первая фаза «отказывает» инвестициям. Стимулировать их необходимо, но структурная задача их распределения между секторами и направлениями (приоритеты) не является тривиальной задачей управления.

Необходимо остановить воздействие на экономику - «методом вала», авось что-то сработает, причём этот подход просматривается не только у либерального крыла, но и у градуалистов. Такой подход не верен! Надо чётко подбирать инструменты, учитывая и их взаимодействие, пытаясь определить при этом чувствительность параметров системы к этим инструментам. Последовательность ввода будет иметь весомое значение.

Необходимо на макроуровне сформировать 3-4 контура саморазвития российской экономики, подчинив им программы и институты развития, финансовые назначения, статьи бюджета, политику субсидий, развитие госсектора, создание стимулов в частном секторе и т.д. и т.п.

Такими контурами выступают: 1) сельское хозяйство и пищевая промышленность, 2) строительство и материалы, 3) оборонно-промышленный комплекс 4) добывающая промышленность (сырьевой комплекс), 5) социальные секторы - наука, образование, медицина.

Требуется развёртывание/создание рынков средств производства под эти контуры, которые завершаются конечной продукцией для внутреннего (замещение импорта) и внешнего рынка (экспортная стратегия) с разделением задач в государственном и частных секторах промышленности (при их взаимодействии).

Кстати, нельзя сводить экспортную стратегию к замещению импорта и обратно, такой идеальный случай бывает в экономике, но не является показательным, разные фирмы в одном секторе или виде деятельности подчиняют свою работу разным стратегиям, и далеко не всегда одна покрывает другую.

Необходимо определить разрывы рынков по каждому контуру, создать схему взаимодействия контуров (включая и частный сектор) этих секторов и создавать программы и рынки в рамках взаимосвязи секторов и контуров (определяя возможности государственного сектора). При этом, требуется решать такую макроэкономическую задачу: управлять переливом ресурсов из трансакционных в обрабатывающие секторы, при целесообразной связке добывающего и обрабатывающего секторов (обеспечение технологиями, кадрами, дешёвыми ресурсами). Сведение стратегии развития к подавлению инфляции до 4% и самовосхитительные от упоения успехом в этом деле комментарии о том, что при отклонении денежные власти опять будут возвращать экономику к этой отметке, ничего, кроме торможения развития по факту уже не дают и нет оснований полагать, что дадут, ибо эта инфляция достигается именно за счёт торможения развития реальных секторов.

Будет полезно, на мой взгляд, условно разделить бюджетные расходы на три большие группы, являющиеся приоритетными:

а) расходы на поддержание обороны (включая оборонную науку) двойное назначение этих расходов помимо прямой защиты страны ещё и реализация экспортной стратегии;

б) расходы на стимулирование экономики - создание новых рынков, реализация программ с участием частного бизнеса и др. (проведение индустриализации, развёртывание высоко технологичных секторов и рынков, создание потребности под эти новые технологии);

в) расходы на науку, образование, медицину - как социальные инвестиции, включая систему НИОКР, оканчивающуюся созданием или усовершенствованием (адаптацией) необходимых технологий в реальном секторе, продуктов, рынков.

Кстати объединение академий в один громадный организм (такая схема окончательного уничтожения РАН, придуманная отнюдь не глупцом, а очень хитрым и одарённым человеком - снимаю шляпу перед ним - великолепная схема нанесения урона России - так же великолепная идея переноса науки в вузы - трансакционная по своей сути при росте часовой нагрузки для преподавателей вузов при примерно той же заработной плате эта идея как нельзя лучше подрывает возможности научного развития. В итоге этого развития лишаются и вузы, и РАН), ослабляет возможности как раз бывших отраслевых академий. Они и проводили именно исследования отраслевого назначения (сейчас они в РАН, формально им придан статус фундаментальной науки). Хотя после проведенных выборов в 2016 году я более не буду защищать РАН, не способную оценить многих по заслугам, на мой взгляд. Я полагаю, что давно в современных демократиях родилась модель «выборы по блату» - этот феномен требует своего изучения, но он повсеместно тормозит любое развитие, делает его рыхлым, не заслуженным, но, к удивлению, в общем и целом, видимо, не отменяет. Вот такой парадокс.

Основным генератором новой модели роста на первом этапе, полагаю, можно считать сельское хозяйство в связке с пищевой промышленностью, однако, важно учитывать институциональные ограничения, например, кто именно владеет (доля иностранного капитала) и какой долей этой промышленности. Иначе политика расходов не достигнет цели, если агенты не восприимчивы к ней. Основной перечень задач, охватываемых бюджетом - это задачи развития государственного сектора как основного в запуске новой модели роста. Наиболее мультиплицирующие направления развития - машиностроение для сельского хозяйства, НИОКР и сельскохозяйственная наука - генетика, биотехнологии (позволит создать свой семенной фонд, провести селекцию пород скота, выйти из ресурсной зависимости сельского хозяйства, сегодня пороги продовольственной независимости достигнуты по многим направлениям, однако, ресурсная зависимость при этом сохраняется крайне высокой.).

Следующим направлением являются те виды машиностроения, которые создают средства производства для нефтяных компаний, Газпрома, то есть, энергетическое машиностроение, а также транспортное машиностроение (авиа, судо, железнодорожное и автомобиле строение).

Важно стимулировать экономику по мультипликации расходов как таковых, а также так называемого «технологического мультипликатора».

Бюджетное планирование необходимо развернуть в рамках общей схемы: «потребности-возможности-результаты», три параметра которой являются взаимообусловленными. Если вести речь о структурных изменениях, о чём сегодня опять много разговоров в различных аналитических центрах, то нужно отметить, эти разговоры во многом лишены смысла.

Больших причин две. Во-первых, описываемые структурные изменения по своему смыслу и содержанию таковыми не являются (судебная, даже пенсионная реформа, защита собственности и т.д.)

Во-вторых, никто не говорит, какой ресурс на них необходим и будет отпущен. В любом случае организацию процесса изменений экономической структуры в масштабах страны необходимо искать посредством согласования различных программ развития в рамках единого процесса планирования новой модели роста. Когда программы создаются различными органами - это только способствует распылению финансовых средств и понижает эффективность развития и управления по факту имеющегося результата.

Должно быть обеспечено соответствие между бюджетными приоритетами и целями модели роста. Это может быть осуществлено, если процесс планирования по закону «О стратегическом планировании в РФ» будет поставлен на научно-аналитическую основу, что исключит, например, оценки, прозвучавшие совсем недавно, что бедность является ограничителем роста России, но неравенство, при этом, менее острая проблема!

Подобные оценки и противопоставления двух взаимосвязанных вещей в серьёзной аналитической аудитории недопустимы, как ив области государственного строительства и управления. Конечно, нужна модель роста, но запустить её паллиативными средствами и сделать устойчивой нельзя.

Требуется система действий, где даже порядок их введения будет сказываться на развитии экономики. Что напрямую касается бюджета и бюджетного планирования. Нужно изменить психологию: бюджет является инструментом развития, а не экономика подчинена «святому писанию», в котором присутствует и «логика решения методом большого пальца».

Структурные изменения требуют переливов ресурсов, причём массивного, из одних секторов в другие (из трансакционных в реальный сектор). Однако, этот перелив не может быть быстрым, но его перманентная организация - является задачей государства (подлинно структурной задачей управления, а не надеждой, что саморегулирующийся рынок это сделает), требует изменения денежно-кредитной и бюджетной политики. Разговоры, что они недостаточны, не должны прятать необходимость их изменения, конечно, при явной недостаточности мер воздействий, которые должны быть системными и последовательными.

Чехарда с пенсиями, с принятием новых законов «в режиме пулемёта», когда должник, например, будет выселяться из единственного его жилья, превращаясь в бомжа, но жульё, которое будет это «разыгрывать», не имеет, по сути, должных ограничений и противодействий - вызывает горькую досаду к сопровождению разговоров о новой модели роста и о необходимости новой социальной политики, либо политики индустриализации. Нужна индустриальная - производительная психология, поощрение интеллекта и его работы, а не система сокращений, изъятий, подавления, при процветании торгашей и посредников. Когда 69% в структуре валовой добавленной стоимости в 2015 году приходится на услуги, проблема технологического развития и индустриализации приобретает особое звучание, но это звучание должно быть не риторикой, а действием, причём конкретным и понятным.

Основа новой модели роста - в широких слоях населения, причём в том, как их подключить и сделать выигрывающими от этой модели, а не как их обмануть, привлекая их сбережения. На этом должен сосредоточить усилия экономический блок правительства.

Олег Сергеевич Сухарев , профессор, доктор экономических наук

«Мировое Правительство» в течение сотен и тысяч лет властвовало над подконтрольными странами с помощью различных средств управления, которые называются также приоритетами управления. Приоритеты - это, говоря военным языком, различные способы ведения агрессии, войны с целью овладения людскими, природными, энергетическими и другими ресурсами какой-либо страны. Различаются шесть приоритетов управления, иными словами, шесть видов оружия. Чем выше приоритет, тем сильнее оружие, однако, тем ниже его быстродействие.

Одна страна может завоевать другую силой военного оружия. Так ведутся «горячие» войны. Это оружие шестого приоритета, самого слабого по необратимости воздействия, но быстрого. Когда-то древние завоеватели поняли, что оно позволяет быстро покорить другую страну, но также быстро и получить ответный удар и даже погубить самого агрессора. Кроме того, рабы в завоëванной стране работают плохо. Поэтому древние завоеватели стали совершенствовать способы агрессии, не меняя при этом своих целей: захватывать ресурсы других стран. Так было изобретено оружие пятого приоритета - геноцид с помощью алкоголя и наркотиков.

Потом было открыто оружие четвертого приоритета - экономическое. Оно даёт ещё более устойчивые во времени результаты. От алкоголя и наркотиков враги могут освободиться, а могут и умереть. Другое дело дать в долг сегодня, а расплачиваться за него будут дети и внуки ресурсами своей страны. И никакого кровопролития! Поэтому такую агрессию стали называть «культурным сотрудничеством». Кредитно-финансовая система (КФС) устроена таким образом, что отдать долг практически невозможно. Её основой является ростовщический ссудный процент. Применяемая к целым странам и народам в мировом масштабе эта кредитно-финансовая система в принципе не позволяет выйти из кабалы.

Оружие третьего приоритета - фактологическое (включает религии, идеологии, технологии). Чтобы народ не разобрался, что с ним творят, древние завоеватели создали различные идеологии. С их помощью происходит обработка сознания людей, их оболванивание. В первую очередь, для этого используются различные религии. Позже появились «светские идеологии». «Отсутствие идеологии» - это тоже идеология. Могут «работать» даже такие «идеи»: «деньги делают деньги», «вино в малых количествах очень полезно», «кто курит Мальборо - тот ковбой» и т.д., и т.п.

Оружие второго приоритета - хронологическое, информация исторического характера, хронология всех отраслей знания. Кто ей владеет, тот может видеть направленность всех процессов и формировать исторические мифы, позволяющие закабалять страны и народы. Пример – Библейский миф о казни Христа.

Оружие первого приоритета - методологическое. Самое мощное по необратимости воздействия, но медленное. Оно позволяет понимать и различать процессы, протекающие в мироздании, в том числе, и в человеческом обществе. То есть, говоря военным языком, «правильно оценивать обстановку и принимать правильные решения», выявлять «невидимые» процессы.

Оружие шестого, пятого и четвертого приоритетов - материальное, оружие высших приоритетов - информационное. Для реального надгосударственного управления необходимо владеть оружием всех шести приоритетов.

Можно уверенно делать выводы о том, на каком приоритете управления «работают» политики, партии, движения, что можно ждать от вождей и партий. Сможет ли какая-либо партия достигнуть обещанных целей, если желает действовать только с помощью силы (шестой приоритет), или исключительно экономическими реформами (четвëртый приоритет), или «духовным возрождением» (третий приоритет). Ответ очевиден, НЕ СМОГУТ! Тот, кто владеет оружием более высокого приоритета, рано или поздно всегда одержит победу над тем, кто «работает» на более низких. Мы, сторонники Концепции Общественной Безопасности, действуем информационным оружием первого, высшего приоритета. Поэтому утверждаем: Победа будет за нами! Но каждый человек должен осознать, что Победа зависит и от него! Теперь более подробно рассмотрим оружие разных приоритетов, разных видов.

Военное оружие

Слабость военного оружия связана с его очевидностью, с возможностью организованного противодействия. Поэтому в сценариях концептуальной власти прямая агрессия применяется не часто. Как правило, внутри страны-жертвы две противоборствующие стороны аккуратно подталкиваются к военному конфликту, обе финансируются из двух отделений одного и того же кошелька. Под каждое из противоборствующих знамëн собирается по возможности равное количество сочувствующих, равное количество газет и движений. В результате возникающего конфликта в данном регионе создаются предпосылки для вмешательства третьей стороны – внешней. Именно по такому сценарию проходят все современные конфликты и перевороты.

Оружие геноцида

Цель оружия геноцида подрыв генофонда, ослабление и уничтожение будущих поколений. В числе его средств - алкоголь, курение, наркотики, генная инженерия.

Приведем примеры его действия. Муравейник - это иерархически организованное сообщество, в котором чëтко определены роли для всех участников. Имеются даже отдельные «охранные отряды». Нападение на муравейник со стороны других насекомых - дело безнадежное из-за хорошо организованной обороны. Однако борьбу с муравьями могут выигрывать ломехузы. Эти насекомые способны вырабатывать алкоголь и выделять его из организма. Они безобидно размещаются у входа в муравейник и в нём самом. В лапках ломехузы имеется особая железа, выделяющая алкоголь. Эти выделения слизывают муравьи, после чего от их былой организованности не остается и следа. Завершается же дело разорением муравейника.

Подобным образом были покорены коренные жители Америки - индейцы. Здоровая психика и тонкая интуиция делали их неуязвимыми. Тогда была завезена веками проверенная «огненная вода». Когда индейцы попривыкли к алкоголю, они стали получать в подарок самогонные аппараты с инструкциями по применению. Дальнейшее не заставило себя долго ждать. Сегодня сохранившихся потомков индейцев в США демонстрируют в качестве реликвии.

Библия, как известно, допускает употребление вина. Лука передает мнение толпы об Иисусе Христе: «… любит есть и пить вино…» (7:34). Но ведь Иисус был назореем, которые, как известно, вина не пили. По таким деталям и угадывается извращение истинного учения Христа.

А вот Коран запрещает употребление алкоголя. «Вино, майсир , жертвенники, стрелы - мерзость из деяния сатаны». (Сура 5: 90).

Самыми опасными алкогольными ядами являются пиво и шампанское. Именно с них начинается, как правило, движение по наклонной плоскости. Без них было бы практически невозможно втягивание в пьянство детей и женщин. Наиболее опасными типами пьющих являются «культурно пьющие». Именно они несут в общество позитивное отношение к алкоголю. Спившиеся люди вызывают к нему неприязнь.

Экономический приоритет управления, или экономическое оружие

На экономическом приоритете управления страна-инвестор проводит финансовые операции, которые позволяют через кредитно-финансовую систему со ссудным процентом изымать богатства из стран-доноров.

В XIX ‒ XX веках особую зловещую роль сыграл золотой стандарт - способ организации денежных отношений, при котором роль всеобщего эквивалента играет только золото. Страны вынуждены были приостанавливать печатание собственных денег под товары, которые имелись в достаточных количествах, и оказывались в ростовщической петле внешних заимствований.

С момента своего возникновения деньги обеспечивались товарами, по крайней мере, юридически. В 1944 г. 44 государства-участника антигитлеровской коалиции подписали соглашение на конференции, которая состоялась в США в г. Бреттон-Вудс. Оно наполняло валюты мира материальным содержанием через привязку к доллару, который должен был беспрепятственно обмениваться на золото в пропорции 35 $ за унцию (31,1 г). Президент Франции Шарль де Голль догадался обменивать бумажные доллары на золотой запас США. Его примеру последовали другие страны. 15 августа 1971 года, когда золотой запас США был практически исчерпан, Президент США Ричард Никсон в одностороннем порядке подписал указ о приостановлении Бреттон-Вудского соглашения. Все без исключения мировые валюты утратили связь с товаром-инвариантом, лишились масштаба, сохраняя лишь условные относительные соотношения между собой. С тех пор раскрашенные бессмысленные бумажки и цифры в компьютере вот уже 40 лет воспринимаются одураченным человечеством в качестве денег. Но до сих пор доллар востребован в мире именно потому, что за него можно покупать российские богатства. Соотношение валют - мафиозная договоренность, а не экономика.

Наиболее точно схему этого надгосударственного управления охарактеризовал Майер Амшель Ротшильд (1744 – 1812), основатель финансовой династии: «Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела до тех, кто создает еë законы».

Кризисы, банкротства и войны являются неотъемлемым атрибутом социальной системы, допускающей ссудный процент.

Существо этой концепции управления не нужно искать в архивах западных спецслужб. Оно открыто и доходчиво изложено в Библии, в книгах «Второзаконие» и пророка Исаии:

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего‑либо другого, что можно отдавать в рост. Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост…». (Второзаконие, 23:19-20).

«… и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы». (Второзаконие 28:12).

«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе… народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся». (Исаия 60:10, 12).

Напротив, Коран расценивает предоставление денег в долг под проценты как самый тяжкий грех:

«Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это - за то, что они говорили: “Ведь торговля - то же, что рост”. А Аллах разрешил торговлю и запретил рост. К кому приходит увещание от его Господа и он удержится, тому (прощено), что предшествовало: дело его принадлежит Аллаху; а кто повторит, те - обитатели огня, они в нем вечно пребывают!». (Сура 2: 275).

Ростовщичество является прямым воровством. Особенность этого воровства в том, что оно освящено Библией и разрешено законодательством.

Инвестор должен претендовать не на проценты, а лишь на долю той реальной прибыли, которая будет получена в стране с участием его средств.

Иными словами, все банки должны работать в режиме инвестиционных фондов, то есть принимать активное участие в развитии экономики. Так работают исламские и японские банки.

Самый выгодный бизнес, какой только можно придумать, - присвоение сеньораджа. Сеньорадж - доход, который получается как разница между себестоимостью изготовления денег и их номиналом. Например, себестоимость изготовления стодолларовой купюры составляет десять центов. Доход подсчитать нетрудно. Сеньорадж должен быть государственной собственностью, а не частной. Однако если в какой-либо стране имеется центральное финансовое учреждение, независимое от Правительства, это означает, что оно подчинено транснациональным финансовым корпорациям и выполняет в этой стране функцию их посредника. Страна при этом теряет свой экономический суверенитет. Правительство США имеет колоссальный долг перед Федеральной резервной системой (ФРС) - порядка 15 триллионов долларов! В России Центральный банк учреждëн в декабре 1990 г. и является частной корпорацией. В. В. Путин неоднократно пытался подчинить Центральный банк Правительству, но, видимо, эта акция должна иметь широкую народную поддержку.

После того, как рухнул золотой стандарт, товаром-инвариантом фактически являются энергоресурсы. Они входят составной частью в любой другой товар. Страна с мощным энергетическим потенциалом, какой является Россия, может иметь самую надежную в мире валюту, прекрасно развиваться, даже не имея в запасниках ни одного грамма золота, ни одного доллара.

Каждая страна должна продавать свои товары только за свои деньги, в противном случае еë финансовое рабство неизбежно.

Фактологический приоритет управления, или идеологическое оружие

На фактологическом приоритете управления формируются «противостоящие» друг другу партии, идеологии, религии, средства массовой информации. Для концептуальной власти - это единый фронт, составленный из левых, правых и центра.

Эта схема удивительно проста: разделяй, стравливай и властвуй. Как правило, народу подконтрольной страны пропагандистской машиной предлагается выбор из двух одинаково ложных версий.

Например, современная наука признает, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и духа. Учение о первичности материи называется материализмом, учение о первичности духа - идеализмом. В течение веков раскачивается маятник непонимания от идеализма к материализму и наоборот.

В Концепции Общественной Безопасности все процессы, протекающие во Вселенной, понимаются как процессы триединства материи-информации-меры (по-русски «информация» означает «образ»), что позволяет соединить науку и религию.Материя обладает конкретными информационными характеристиками, которые всегда предстают в определëнной мере. В свою очередь, информация и сознание всегда имеют конкретный материальный носитель и мерные характеристики. «Нет вещи без образа», утверждает русская пословица.

Мы, сторонники Концепции Общественной Безопасности, относим себя к искренне верующим, хотя не ходим в церковь и не связаны с обрядностью. Для нас основополагающей является идея Единого для всех Бога - Творца и Вседержителя.

Все учения Пророков, если исключить из их текстов явные злонамеренные искажения более поздних периодов, представляют собой Единый Завет, единую стройную систему знаний о Мироздании.

Мы, сторонники Концепции Общественной Безопасности, находимся вне какой-либо религиозной конфессии. Мы в равной мере интересуемся и руководствуемся истинными Божественными Откровениями, которые содержатся в христианстве, буддизме, исламе, иудаизме и других религиях. Такое понимание далеко от экуменизма, который пытается примирить различные вероисповедания вместо очищения их от всего злонамеренного.

Согласно Марксу, основное противоречие в сфере экономики - противоречие между наëмным работником и собственником предприятия. Это надуманное противоречие более чем на сто лет закрыло реальное противоречие между участниками производительного труда (как собственниками, так и наëмными рабочими) и кредитно-финансовой системой. Единую сферу материального производства разделили на две части, стравили их между собой и продолжают их ограбление.

Другой приëм манипуляции сознанием - противопоставление парных понятий, которые не имеют содержания без контекста. Им придаются ярко выраженные надуманные противоположные оценки с позиции «хорошо – плохо». К таким парным понятиям относятся: план – рынок, демократия – диктатура, экономическая открытость – железный занавес, свободное общество – тоталитаризм, социализм – капитализм. Когда подобные искусственные альтернативы определены, то для ведения бесполезного спора и той, и другой стороне оказывается приблизительно равная финансовая и пропагандистская поддержка. Истина состоит в том, чтобы в определëнной мере использовать как одно, так и другое понятие из каждой пары.

Хронологический приоритет управления, или хронологическое оружие

Наиболее точно о значении этого оружия говорит Дж. Оруэлл («Год 1984»): «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее, а кто контролирует настоящее, тот всевластен над прошлым».

Реально управляет тот, кто имеет возможность писать и заново переписывать историю.

Например, для усиления разрушительных действий возвеличили роль Петра I, который навязал худший вариант поклонения Западу. Именно он приходится крëстным отцом нынешней бездумной «элите», которая пренебрегает благополучием собственного народа.

Методологический приоритет управления, или методологическое оружие

Характеризует миропонимание, методологию. На этом уровне формируются цели развития, основы управления, как правило, на столетия. Такое миропонимание может быть изложено в лексических формах (Библия, Коран), но может присутствовать в подсознании и сознании живущих и находить отражение лишь в народном эпосе, сказках, пословицах, поговорках, в народных песнях, обычаях, традициях, в общественной нравственности. Знания, которые хранились в коллективном бессознательном российского народа, Концепция Общественной Безопасности вывела на уровень сознания.

Примером применения этого оружия является внедрение ложного представления о Мире, о том, что материя, энергия, пространство и время - первооснова Мироздания. Согласно этой концепции, людям предложено самим решить, что первично - дух-информация или материя; кто прав - религия или наука. В результате была реализована схема «разделяй и властвуй»: дух-информацию отдали религиям и оккультизму, материю - науке и поставили человека перед выбором между двумя частями одной лжи, а триединую материю-информацию-меру спрятали для избранных.

Ежегодно перед каждым государством ставятся определенные экономические задачи. В первую очередь они зависят от качеств рыночной экономики. Демократическая система правления имеет множество недостатков. Это требует своевременного вмешательства в экономику государства. В настоящее время это вмешательство подверглось серьезной переориентации. Рассмотрим, каковы приоритеты политики российского государства в экономике. Также постараемся найти ответы на вопрос, от чего зависит благосостояние граждан и страны в целом.

Социально-экономическая политика России и ее основные направления

Государство оказывает существенное влияние на экономическое развитие общества. Отсутствие его регулирования может привести к серьезным негативным последствиям. Главнейшей функцией государства в экономике страны является использование для обеспечения экономического развития всех существующих возможностей. Это существенно увеличивает эффективность экономики. Интерес государства состоит в обеспечении правовой надежности социально-экономической деятельности. Это необходимо для того, чтобы можно было в полной мере пользоваться ее результатами. В экономике Российской Федерации существует ряд негативных аспектов, которые и призвана устранить социально-экономическая политика РФ. К ним можно отнести:

  • Неспособность рыночной экономики сохранить ограниченные ресурсы.
  • Невозможность обеспечить в должной мере охрану окружающей среды от негативных последствий деятельности человека.
  • Отсутствие нормативов, регулирующих применение ограниченных ресурсов, которыми располагает природа.
  • Нехватка стимулов для создания товаров и услуг общественного пользования (строительство дорог и т. п.).
  • Отсутствие ответственности за последствия, которые влекут за собой принятые правительством решения.
  • Невозможность обеспечить гарантирование прав граждан на труд.
  • Ориентирование экономики на удовлетворение потребностей тех слоев населения, которые готовы платить за товары и услуги.
  • Нестабильность развития страны.

Необходимость проведения государством социально-экономической политики

Поскольку ежегодно масштабы производства увеличиваются, то возникает необходимость в постоянных глобальных инвестиционных вливаниях в экономику. Это не под силу даже самым крупным отечественным предприятиям. Именно поэтому крайне важно держать под контролем политики экономику страны. В Российской Федерации в настоящее время существует множество предприятий, деятельность которых контролируется государством. Они никак не могут быть переданы в частный бизнес. Государство при управлении экономикой преследует исключительно цели глобального масштаба. Это обеспечивает поддержание на должном уровне макроэкономического баланса. Кроме того, гарантируется общественное производство, чего никогда не обеспечит частный бизнес.

Цели и приоритеты государственной политики могут меняться. В первую очередь их определяют особенности экономического развития страны в данный период времени. Поэтому правильная постановка целей крайне важна для российского государства. Это определяет его дальнейшее развитие.

Правительство Российской Федерации ставит перед собой следующие приоритеты:

  • Обеспечение поддержки финансовой системы государства, формирование ее устойчивости к действию различных факторов, уменьшение инфляции.
  • Принятие мер по увеличению притока в страну инвестиций, уменьшение давления на частных предпринимателей, формирование конкуренции.
  • Поддержание на должном уровне социального развития, направление инвестиций в человеческий капитал.
  • Усовершенствование инновационных секторов экономики.
  • Улучшение оборонного комплекса.
  • Обеспечение сбалансированного развития регионов.
  • Диверсификация экономики.
  • Адаптация экономики России в соответствии с требованиями, предъявляемыми ВТО.

Долгосрочный план по экономическому развитию

Для обеспечения экономического роста государства крайне важно формирование долгосрочного плана по экономическому развитию, так как это помогает определить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике.

Концепция, предусматривающая меры по социально-экономическому развитию государства до 2020 г., установлена в соответствующем распоряжении. Главными приоритетами, которые она закрепляет, являются:

  • Улучшение благосостояния граждан России.
  • Принятие мер по улучшению уровня национальной безопасности страны.
  • Высокая динамика развития экономики.
  • Укрепление позиций, занимаемых Российской Федерацией на мировом рынке.

Обеспечению нормального развития государства способствуют цели, которые ставятся перед российским правительством при определении своей политики. Четкое следование этим целям обеспечит положительную динамику в развитии государства. Можно выделить следующие основные цели экономической политики:

  • Формирование наиболее актуальной структуры общественного производства.
  • Стимулирование увеличения объема производства.
  • Обеспечение максимальной занятости населения.
  • Правильное распределение дохода.
  • Поддержание на рынке стабильных цен и формирование гибкой ценовой политики.
  • Уменьшение негативных последствий инфляции.
  • Обеспечение сохранности природных ресурсов.

Достижение этих целей позволит повысить уровень развития экономики России, от чего зависит богатство и процветание страны. Однако при таком раскладе могут появиться определенные противоречия. Например, наращивание объемов производства может привести к ухудшению состояния окружающей среды. Именно поэтому крайне важно определить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике. Это будет способствовать устранению противоречий между целями и поможет выработать правильную методику управления государством.

Меры по реализации направлений, установленных социально-экономической политикой России

Проведение пересмотра программ, утвержденных государством, что поможет привести их в соответствие с финансовыми возможностями государства.

Утверждение «дорожных карт», что будет способствовать улучшению условий ведения бизнеса.

Принятие мер по совершенствованию налогового администрирования, что поможет снизить налоговую нагрузку на бизнес и привлечет дополнительные средства для развития отечественного предпринимательства в качестве инвестиций.

Разработка предложений, способствующих развитию моногородов в комплексе, ликвидация аварийного жилого фонда.

Принятие мер по усовершенствованию государственной долговой политики субъектов РФ.

Необходимо усовершенствовать закон о занятости населения.

Формирование более сплоченных межбюджетных отношений.

Ускорение процесса принятия федеральных законов.

Основные стратегические задачи, которые ставятся перед экономической политикой государства

Достижение макроэкономической стабильности.

Координирование стратегического и бюджетного планирования.

Обеспечение поддержания инноваций.

Улучшение качества человеческого капитала.

Рассмотрим их подробнее.

Обеспечение макроэкономической стабильности, как одна из основных целей экономической политики

Данная цель предполагает создание сбалансированного бюджета, постепенное ежегодное снижение дефицита бюджета и сведение его к минимуму, возможность предсказания параметров инфляции.

В перспективе предусматривается ограничение использования доходов от добычи нефти и газа, обеспечивая сбалансированность бюджета РФ при разумных прогнозных показателях стоимости нефти.

Меры по обеспечению координации бюджетного и стратегического планирования в долгосрочной перспективе

Стратегические задачи государства в обязательном порядке необходимо оценивать в соответствии с приоритетами. Для этого их следует сопоставить с имеющимися реальными возможностями, от чего зависит богатство и процветание страны. Лишь применение комплексного подхода с учетом всех прошлых проблем позволит эффективно распределить ресурсы государства по направлениям экономической политики.

При этом любое решение должно приниматься лишь после предварительного анализа возможностей его финансового обеспечения и того, как оно повлияет на достижение главных стратегических целей, которые стоят перед государством.

Разработка и внедрение инструментов, необходимых для обеспечения поддержки инноваций

Государство в обязательном порядке должно применить комплексный подход при формировании благоприятной инвестиционной среды. Для этого необходимо обеспечить в стране макроэкономическую стабильность, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, а также устранить имеющиеся административные барьеры.

Улучшение качества человеческого капитала

При осуществлении модернизации крайне важно наличие квалифицированных специалистов, а потому государство должно уделять внимание качеству образования и контролировать проведение профессионального обучения.

Помимо образования необходимо совершенствовать систему отечественных научных школ, привлекать к процессу обучения иностранных специалистов. Также нужно направить силы на создание достойных условий труда и повышение работоспособности, для этого следует внести ряд поправок в "Закон о занятости населения".

Таким образом, основные приоритеты экономической политики России определяются спецификой переходного периода на новый инновационный уровень, который ориентируется на социальные потребности. Для выхода российского государства на новую ступень развития необходимо установить правильные долгосрочные цели и приоритеты, которые будут определять весь необходимый комплекс преобразований в экономике государства.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых