Меценат респондент плюрализм ностальгия. Плюралистическая демократия: концепция, принципы, ценности

Запомните значения следующих слов:

1. Аббревиатура - образованноею начальных букв или слогов слово.

2. Абитуриент - поступающий в вуз.

3. Абонемент - документ, дающий право на неоднократное посещение чего-либо (театра).

4. Абориген - коренной житель страны, местности.

5. Абсентеизм - уклонение от участия в выборах и других формах общественной жизни.

6. Абсолютный - безусловный, взятый вне сравнения с чем-либо; совершенный, полный.

7. Абстракция - мысленное отвлечение, отвлеченное понятие.

8. Авангард - передовая часть общества, класса.

9. Авангардный - передовой.

10. Аванс - сумма средств, выдаваемая вперед в счет предстоящих платежей.

11. Авансцена - часть сцены перед занавесом.

12. Авантюра - рискованное начинание с расчетом на случайный успех.

13. Аврал - срочная (по тревоге) работа на судне; спешная работа.

16. Агрессивный - захватнический; враждебный, вызывающий, наглый.

17. Адаптация - приспособление к изменяющимся условиям.

18. Адъютант - офицер, состоящий при начальнике для различных поручений.

19. Акселерация - ускоренное формирование, развитие детей и подростков.

20. Актуальный - важный, значительный, злободневный.

21. Альманах - непериодический сборник литературных произведений разных авторов.

22. Альтернатива - необходимость выбора из двух возможностей, исключающих друг друга.

23. Альянс - союз, объединение (например государств) на основе договорных обязательств.


24. Амбиция - обостренное самолюбие, самомнение, спесь.

25. Аморфный - бесформенный, расплывчатый, лишенный определенности.

26. Аналогичный - сходный, подобный.

27. Анархия - безвластие, безначалие.

100. Галерея - место для постоянной выставки картин; коридор, соединяющий части здания; ряд, вереница .

101. Гарантия - ручательство, условие, обеспечивающее что-либо.

102. Гармония - согласованность, стройность в сочетании чего-либо.

103. Генетика - наука о законах наследственности и изменчивости организмов.

104. Гениальный - обладающий высшей степенью творческой одаренности, таланта.

105. Гипербола - образное преувеличение.

106. Гипотеза - предположение, требующее подтверждения.

107. Глобальный - всеобъемлющий, всемирный.

121. Демагогия - пустая болтовня; использование лживых обещаний для достижения к.-л. цели.

122. Демография - наука о народонаселении.

123. Демократия - народовластие.

124. Депрессия - подавленное, угнетенное состояние.

125. Депутат - выборный представитель.

126. Деспотизм - самовластие и произвол по отношению к окружающим.

127. Деструктивный - разрушительный.

128. Диалект - местная разновидность общенародного языка.

129. Диалог - разговор между двумя лицами.

130. Диаметральный - делящий пополам; совершенно противоположный.

131. Диапазон - область изменения какой-либо величины.

132. Диггер - знаток подземной географии города.

133. Дизайнер - художник-конструктор, специалист по оформлению.

134. Дилер - посредник при купле-продаже, заключающий сделки за свой счет.

135. Дилетант - любитель, занимающийся каким-л. делом без специальной подготовки.

136. Династия - ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство.

137. Дипломат - должностное лицо, имеющее полномочия на переговоры с иностранными

государствами; человек, добивающийся своей цели тонким и умелым отношением с людьми.

138. Дискотека - танцевально-развлекательное мероприятие для молодежи с музыкой.

139. Дискредитация - подрыв доверия, умаление авторитета , значения кого/чего-либо.

140. Дискриминация - ограничение или лишение прав по каким-либо убеждениям.

141. Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати.

142. Диспут - публичный спор на научную, литературную и т. п. темы.

143. Диссидент - инакомыслящий.

144. Дистрибьютор - агент или торговая фирма, занимающиеся распределением товара между.

145. Дифирамб - преувеличенная, неумеренно восторженная похвала.

146. Догма - положение, принимаемое за непреложную истину.

147. Доктринер - человек, слепо следующий какой-л. теории, системе.

148. Доминировать - господствовать, преобладать, возвышаться.

168. Интерпретация - истолкование, объяснение.

169. Интуиция - способность постижения истины без обоснования, доказательств.

170. Инфляция - обесценивание бумажных денег, вызванное увеличением их выпуска.

171. Инцидент -случай, происшествие.

172. Ирония - тонкая, скрытая насмешка.

173. Ирригация - орошение.

174. Истеблишмент - правящие и элитарные группы общества; система власти и управления.

175. Кадр - отдельный снимок.

176. Казуистика - ловкость, изворотливость в спорах, в защите ч.-л. сомнительного или ложного.

177. Казус - случай, обычно сложный, запутанный или необычный, смешной.

178. Каламбур - игра слов, основанная на двусмысленности.

239. Мегаполис - гигантский город, образовавшийся в результате слияния городов.

240. Медальон - ювелирное украшение (в виде овальной плоской коробочки с цепочкой).

241. Медитация - состояние полного сосредоточения, отрешенность от внешнего мира,

242. Мелиорация - улучшение плодородия земель путем их осушения, орошения и т. п.

243. Меморандум - дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по.

244. Менеджер - руководитель компании, предприятия, банка.

245. Метаморфоза - полная, совершенная перемена, превращение.

246. Метафора - скрытое уподобление, сближение слов на базе их переносного значения.

247. Меценат - богатый покровитель наук и искусства.

248. Миграция - переселение людей, связанное с изменением места жительства.

249. Мизантроп - человек, испытывающий ненависть к людям, отчуждение от них.

250. Милитаризм - система различных средств, используемых для наращивания военной мощи.

251. Мимикрия - приспособление к окружающей обстановке; защитная способность животных.

252. Минимум - наименьшая величина, наименьшее количество.

253. Миссия - ответственное задание, роль, поручение; высокое предназначение кого/чего-либо.

254. Мистификация - намеренное введение кого-либо в заблуждение, в обман.

255. Миф - сказание, передающее представления древних народов; вымысел.

256. Мобилизация - призыв военнообязанных на действительную военную службу.

257. Мобильный - подвижный, способный к быстрому передвижению.

258. Моветон - дурной тон, невоспитанность.

259. Модификация - видоизменение, разновидность, вариант.

260. Мониторинг - слежение, наблюдение, сопоставление результатов.

261. Монолог - речь, обращенная к слушателям или к самому себе.

262. Мораль - нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей.

263. Мораторий - отсрочка, приостановка каких-л. действий, обязательств.

264. Натюрморт - в изобразительном искусстве изображение неодушевленных предметов.

265. Негативный - отрицательный.

266. Негоциант - оптовый купец, ведущий крупные торговые дела.

267. Нейтралитет - невмешательство в чужие споры, борьбу.

268. Неологизм - новое слово, языковое новшество.

269. Нивелировать - уравнивать, сглаживать различия, приводить к одному уровню.

270. Нигилизм - отрицание всяких норм, принципов, законов.

271. Номенклатура - совокупность наиболее высокопоставленных чиновников.

272. Нонсенс - бессмыслица, глупость, нелепость.

273. Ноосфера - сфера деятельности человеческого разума и техники.

274. Ностальгия - тоска по родине.

275. Нувориш - быстро разбогатевший на спекуляциях человек; богач-выскочка.

276. Нюанс - оттенок, тонкость, едва уловимое различие.

277. Обструкция - прием борьбы, направленный на срыв чего-либо.

278. Объективность - беспристрастность; независимое от воли человека существование мира.

279. Оказия - удобный случай для какого-н. дела, приключение.

280. Оккупация - занятие чужой территории военной силой.

281. Олигархия - правление в государстве небольшой группы лиц.

282. Оппозиция - противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов.

283. Оппонент - противник в опоре.

284. Оптимальный - наиболее благоприятный, наиболее соответствующий.

285. Оптимизм - жизнерадостность, бодрость, вера в будущее.

286. Ординарный - обычный.

287. Ортодоксальный - правоверный, следующий определенному учению, системе взглядов.

288. Остракизм - изгнание, неприятие, бойкот .

289. Охлократия - власть толпы.

290. Паб - бар, кабак.

291. Павильон - постройка, предназначенная для торговли, выставочной экспозиции, киносъемок.

292. Пакт - международный договор.

293. Палиндром - фраза, имеющая одинаковый смысл при чтении справа налево и наоборот.

294. Паллиативный - приносящий лишь временное облегчение, полумера.

295. Памфлет - произведение, осмеивающее в резкой форме какое-л лицо или явление.

296. Панацея - мнимое всеисцеляющее средство.

297. Панегирик - неумеренное восхваление кого/чего-либо.

298. Парадокс - мнение, расходящееся о общепринятым, противоречащее здравому.

299. Парировать - отражать нападки или доводы противника в споре, полемике.

300. Паритет - равноценность, равенство.

301. Парламент - высшее законодательное представительное собрание.

302. Пародия - шуточное или насмешливое подражание какому-либо произведению.

303. Партер - места в зрительном зале, расположенные рядами параллельно сцене.

304. Партнер - сотоварищ, участник в совместном деле.

305. Пасквиль - оскорбительное, клеветническое сочинение против кого-либо.

306. Пассивный - неактивный.

307. Патент - свидетельство, выдаваемое изобретателю.

308. Патология - ненормальность, отклонение от нормы.

309. Патриотизм - любовь к Родине, к Отечеству.

310. Пафос - воодушевление, подъем, энтузиазм.

311. Пацифизм - политическое течение, выступающее против всяких войн.

312. Педант - формалист.

313. Перманентный - непрерывно повторяющийся, постоянный.

314. Пессимизм - человек, склонный к мрачному взгляду на жизнь.

315. Пиетет - глубокое уважение, благоговение.

316. Плагиат - незаконное присвоение чужого авторства .

318. Плеяда - группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.

319. Плюрализм - множественность идей, мнений.

320. Полемика - спор в печати, на диспуте.

321. Превалировать - преобладать, иметь преимущество.

322. Презумпция - признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное.

323. Прерогатива - исключительное право.

324. Прессинг - давление, оказываемое на кого-либо.

325. Претензия - притязание, требование, жалоба, выражение неудовольствия.

326. Прецедент - случай, имевший ранее место, служащий примером или оправданием.

327. Приватный - частный, неофициальный.

328. Привилегия - преимущественное право.

329. Примитивный - простейший, неразвитый, ограниченный.

330. Приоритет - первенство в каком-либо открытии; преобладание, первенствующее значение.

331. Провокация - предательская деятельность, подстрекательство.

332. Прогресс - развитие нового, передового, движение вперед.

333. Продюсер - финансовый деятель в мире искусства.

334. Проект - план, замысел.

335. Проекция - изображение какого-либо предмета на плоскости.

336. Прожект - надуманный, неосуществимый проект, план.

337. Прожектерство - составление неосуществимых планов.

338. Прострация - состояние полной физической и нервно-психической расслабленности.

339. Протекция - покровительство.

340. Профанация - искажение, опошление, извращение чего-либо (идеи, учения).

341. Пьедестал - подножие, основание памятника, постамент.

342. Радикальный - коренной, основной, решительный; придерживающийся крайних взглядов.

343. Рандеву - свидание.

344. Раритет - редкость.

345. Ратификация - утверждение органами верховной государственной власти международного договора, уже заключенного уполномоченными договаривающихся сторон.

346. Раунд - тур трудных и длительных переговоров; в боксе трехминутная часть в поединке.

347. Раут - торжественный званый вечер, прием.

348. Реабилитация - восстановление доброго имени, восстановление в правах.

349. Реванш - отплата за поражение, вторичная борьба.

350. Регресс - переход от высоких форм развития к низшим, движение назад.

351. Резидент - дипломатический представитель; тайный уполномоченный иностранной разведки.

352. Резон - довод, разумное основание, смысл.

354. Ректор - руководитель университета.

355. Реликвия - вещь, свято хранимая, как память о прошлом.

356. Респондент - отвечающий на опросы анкеты; тот, у кого берут интервью.

357. Реставрация - восстановление в первоначальном виде произведений искусства.

358. Ретироваться - отступить, уйти, удалиться.

359. Ретроград - противник прогресса, человек с отсталыми взглядами.

361. Реформа - преобразование, перестройка, переустройство чего-либо.

362. Ротация - круговращение, смена, обновление состава (например в Думе).

363. Рэкет - незаконное вымогательство денег со стороны преступных элементов.

365. Серенада - песня, исполняющаяся на открытом воздухе, в честь возлюбленной.

366. Сибарит - изнеженный, праздный, избалованный роскошью человек.

367. Симметричный - расположенный в полном соответствии относительно средней линии.

368. Симпозиум - конференция (обычно международная) по какой-либо научной проблеме,

369. Симптом - характерное проявление, признак болезни.

370. Синонимы - слова, тождественные или близкие по значению.

371. Ситуация - положение, обстановка, совокупность обстоятельств.

372. Скептик - сомневающийся во всем, не доверяющий никому и ничему.

373. Скейтборд - доска на роликах; катание на доске с роликами.

374. Скептицизм - философское воззрение, не признающее существование критерия истины.

375. Скрупулезный - чрезвычайно тщательный, точный до мелочей.

376. Солидный - основательный, надежный.

377. Спикер - глава парламента.

378. Спонсор - финансирующее лицо или организация.

379. Стабилизация - приведение в устойчивое состояние, поддержание постоянства.

380. Стабильный - постоянный, неизменный, устойчивый.

381. Стагнация - застой в производстве, общественной жизни.

382. Сталкер - человек, хорошо ориентирующийся в запрещенных или малоизвестных местах.

383. Статист - актер, исполняющий роли без слов; участник массовых сцен.

384. Суррогат - заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами заменяемого продукта..

385. Тавтология - повторение того же самого другими словами.

386. Тактичный - деликатный.

387. Тезисы - кратко сформулированные основные положения лекции, доклада.

388. Тоталитарный - всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества.

389. Традиция - исторически сложившиеся обычаи, передающиеся из поколения в поколение.

390. Тривиальный - избитый, пошлый, лишенный свежести.

391. Трилогия - три художественных произведения одного автора, связанные общим замыслом.

392. Трюизм - общеизвестная, избитая истина (то же, что и банальность).

393. Турне - кратковременное путешествие; поездка на гастроли, соревнования.

394. Уик-энд - время отдыха с субботы до понедельника.

395. Ультиматум - требование, сопровождаемое какой-либо угрозой.

396. Универсальный - охватывающий все, многое, всеобъемлющий,

397. Уникальный - редкий, единственный в своем роде.

398. Унисон - в музыке: созвучие; согласованность каких-либо поступков.

399. Унитарный - единый, объединенный, составляющий единое целое.

400. Унифицировать - приводить что-либо к единообразию, к единой форме, системе.

401. Урбанизация - сосредоточение населения, экономической и культурной жизни в городе.

402. Утилизация - переработка.

403. Утилитарный - прикладной, проникнутый стремлением из всего извлечь выгоду.

404. Утопия - нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований.

405. Утрировать - преувеличивать.

406. Фабула - сюжетная основа художественного произведения.

407. Фаворит - любимец высокопоставленного лица; имеющий наибольшие шансы на первенство.

408. Фактор - движущая сила, причина процесса, существенное обстоятельство в к.-л. явлении.

409. Фальшь - неестественность, неверно взятая: нота.

410. Фанатизм - страстная преданность своим убеждениям, нетерпимая к чужим вер.

411. Фарс - комедия грубоватого содержания; грубая шутка, нечто лицемерное.

412. Фатализм - вера в неотвратимость судьбы, предопределение, рок.

413. Фаталист - мистически верящий в судьбу, в предопределение.

414. Фауна - животный мир.

415. Феномен - редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный человек.

416. Филантроп - покровитель нуждающихся; занимающийся благотворительностью.

417. Фимиам - восторженная похвала, лесть; благовонное вещество, ароматический дым.

418. Финансирование - снабжение денежными средствами .

419. Флора - растительный мир.

420. Фолиант - толстая книга большого формата.

421. Форсировать -увеличивать темп какой-л. деятельности, преодолевать препятствия.

422. Фортуна - богиня судьбы; судьба, счастливый случай.

423. Фрондировать -демонстративно выражать недовольство, находиться в оппозиции:

424. Футуризм - разрыв с традиционной культурой.

425. Хамелеон - ящер; беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды.

426. Хаос - полный беспорядок, неразбериха.

427. Хобби - увлечение, любимое занятие на досуге.

428. Хронология - последовательность исторических событий во времени.

429. Цейтнот - недостаток времени на обдумывание ходов при игре в шашки, шахматы.

430. Цивилизация - уровень общественного развития, современная мировая культура.

431. Цинизм - наглость, бесстыдство, вызывающая откровенность.

432. Циник - человек, пренебрегающий нравственными, этическими нормами поведения.

433. Чемпион - победитель в каком-л. соревновании за первенство.

434. Шаблон - образец, которому слепо подражают.

435. Шарж - изображение чего-л. в карикатурном виде.

436. Шарм - обаяние, очарование.

437. Шедевр - образцовое произведение, верх искусства.

438. Шлягер - модная, популярная песня с запоминающейся мелодией.

439. Шовинизм - политика преследования, травли, угнетения других народов.

440. Эволюция - процесс изменения, развития.

441. Эгоизм - себялюбие.

442. Эйфория - неоправданное реальной действительностью повышенно-радостное настроение.

443. Эквивалент - нечто равноценное или соответствующее чему-либо другому.

444. Экология - наука, изучающая взаимоотношения фауны и флоры с окружающей средой.

445. Экспансия - расширение сферы влияния, господства.

446. Экспертиза - исследование с предоставлением мотивированного заключения.

447. Экспонат - предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

448. Экспорт - вывоз за границу.

449. Экс-президент - бывший президент.

450. Экстаз - состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления.

451. Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам.

452. Электорат - круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на выборах.

453. Элементарный - простейший, основной, необходимый.

454. Эмансипация - освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков.

455. Эмбарго - запрещение ввоза или вывоза золота, товаров, ценных бумаг .

456. Эмиграция - переселение из своего отечества в другую страну.

457. Энтузиазм - сильное воодушевление, душевный подъем.

458. Эпигон - последователь какого-л. направления, лишенный творческой оригинальности.

459. Эпиграмма - стихотворная острота, короткий сатирический выпад в стихах.

460. Эпитет - художественное определение.

461. Эпоха - период в развитии культуры, творчества науки.

462. Эра - период времени, начатый важным событием, с которого ведется отсчет лет, самая большая. единица времени в истории Земли (эры подразделяются на периоды).

463. Эрудиция - начитанность, глубокие познания в какой-либо области.

464. Эскиз - предварительный набросок к картине; рисунок, по которому создается что-нибудь.

465. Эскорт - военный конвой, охрана, прикрытие, сопровождение.

466. Эстакада - сооружение для транспорта, пешеходов над поверхностью земли.

467. Эстафета - прохождение определенного расстояния спортсменами, сменяющими друг друга в пути и предающими друг другу какой-либо предмет, также называемый эстафетой.

468. Эталон - образцовая мера.

469. Этикет - установленный порядок поведения.

470. Эфемерный - скоро проходящий, непрочный; мнимый, призрачный, нереальный.

472. Юниор - спортсмен возрастом до 18 лет, участвующий в соревновании.

Ситуация «перехода», сформировавшаяся после распада Советского Союза, поставила вопрос о коллективной идентичности и ценностях российского общества. Незавершенность этого перехода, отмечаемая в современных исследованиях, выявляет значительное число смыслов и символов, принадлежащих к советскому прошлому, но, при этом являющихся составными частями новой, находящейся в становлении культуры. Наличие подобных «универсалий», к которым удобно обращаться, порождает феномен ностальгии.

Ностальгия , которая может проявляться, как и настойчивое требование возвращения утраченного, так и приятное «наслаждение временем» связывающее прошлое и настоящее, является характерным признаком переходного периода. Конец советской эпохи обозначил начало новой вехи отечественной истории, однако он не смог принципиально изменить форму и содержание советской/российской культуры, что и породило проблему «постсоветского».

Данная проблема на уровне этики может быть выражена, прежде всего, как отсутствие исторического контекста, в котором ценности, сформированные в советский период могут быть правильно прочитаны. Таким образом, «советское» становится формой без содержания, а точнее формой, содержание которой помещено в пространство коллективной памяти. Одной из стратегий «наполнения» формы новым содержанием может быть приспособление их к новому контексту (как в случае с ремейками советских фильмов «на новый лад»), что должно служить сокращению разрыва между поколениями, характерного для ситуации переходного периода.

Таким образом создается «общее место», в котором ценности советской культуры так же аутентичны, как и в то время, когда они изначально возникли. Также в случае внешнеполитического кризиса обращение к «исконному», «своему», которое противопоставляется «чужому» играет на руку властным структурам, стремящимся к максимальной консолидации общества. Таким образом, ностальгия раскрывает свое наиболее характерное свойство – создавать «общее место» в памяти культуры.

Будучи воображенным событием, ностальгическое воспоминание не способно иметь отрицательных черт, его признаки – это универсальные ценности, которые понимаются (как минимум в рамках одной культуры) как «разумное, доброе, вечное». Переход индивидуального, личного переживания события в культурную память, согласно Алейде Ассман, укладывается в трехчастную схему. В контексте этой схемы выделяется три этапа, которые проходит память: индивидуальная память, социальная память и культурная память.

В процессе коммуникации с другими членами группы индивид увеличивает объем собственного опыта, за счет воспоминаний других, в результате чего образуется определенный набор практик, обозначаемых как «символические медиаторы». Символические медиаторы, будучи извлеченными из временного и пространственного контекста, обретают способность воспроизводить себя, создавая культурную память.

Однако, в случае ностальгии , тому, кто не переживал событие (или лишь частично коснулся его) предоставляется символический медиатор, который уже имеет свое место в культурной памяти, но, тем не менее, благодаря своему притягательному образу, сформированному апелляцией к универсальным ценностям, может стать частью индивидуального опыта. Тем самым, событие ностальгии проходит обратный путь из культурной памяти в личное переживание, создавая определенный(положительный) образ прошлого, который становится «схемой» для формирования настоящего, требующей быть воплощенной в жизнь.

Подобное происходило, например, в Германии времен Веймарской республики, где очарование молодого поколения «величественным прошлым» породило спрос на праворадикальные идеи. Подводя итог, можно сказать, что этика ностальгии это, прежде всего, основание для апелляции к определенному образу прошлого, который «очищен» от негативных коннотаций, и поэтому так притягателен во времена кризисов, в том числе и для тех, кто не связан непосредственным опытом с этим прошлым, а также весьма удобен властным структурам для их деятельности по политической мобилизации.

от лат. responsum - ответ) - англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕСПОНДЕНТ

от лат. responsare - отвечать, реагировать) - участник социологич. опроса, отвечающий на вопросы анкеты, т. е. выступающий в качестве источника первичной эм-пирич. информации об изучаемых явлениях и процессах. Р. занимает в процессе социологич. исследования одну из ключевых позиций, детерминирующих надежность его конечного рез-та. Ролевая позиция Р., с одной стороны, определяется и достаточно жестко регламентируется целым рядом объективных факторов, связанных с природой опроса как средства соц. коммуникации. С другой - участие Р. в опросе и надежность сообщаемой им информации зависят от целого ряда его соц., соц.-психологич. и психологич. особенностей и связаны с относительной свободой его волеизъявления, со степенью интериоризации ролевой позиции, предлагаемой ему исследователем в ситуации опроса. К числу внешних по отношению к Р. факторов относятся следующие. Во-первых, процессы демократизации существующего об-ва, ведущие к возрастанию роли обществ. мнения в планировании и реализации целей соц. политики. Данные социологич. опросов становятся необходимым компонентом информационного обеспечения управленч. решений различн. уровня. В связи с этим возможность участия в социологич опросе для каждого члена об-ва является одним из средств участия в управлении, проявлением его соц. активности и гражданского самосознания. Во-вторых, включение Р. в ситуацию опроса определяется принципами выборочн. процедуры обеспечивающей равный шанс для каждого члена генеральной совокупности быть включенным в выборку, репрезентирующую изучаемую соц. общность. Т. обр., инициатива участия в опросе принадлежит не Р., а исследователю. В-третьих содержание вопросника, форма вопросов, их последовательность, а также ситуация опроса определяются исследователем до начала опроса и предлагаются Р. в виде завершенных стандартизированных процедур (методика отбора, установление контакта, разновидность опроса, форма вопросов и т. д.). Ход опроса и форма контактов Р. с вопросником регламентируется анкетером или интервьюером в соответствии со стандартной инструкцией, единой для всех Р. Т. обр., в ситуации опроса ролевая позиция Р. является априори заданной, требующей подчинения целому ряду весьма жестко регламентированных требований. В то же время это не означает, что Р. является пассивным объектом воздействий со стороны исследователя. Природа коммуникативного взаимодействия социолога и Р. в социологич. опросе имеет субъектный характер. В связи с этим возникает необходимость учитывать при разработке методики опроса комплекс требований, обусловленных свойствами Р. как носителя и потенциального источника информации. Во-первых, Р. массовых социологич. опросов являются носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от научн. сознания, в сфере к-рого формируются исследовательские цели и задачи опроса. С этой особенностью связано требование "перевода" программных, исследовательских вопросов на уровень обыденных, житейских представлений Р., его повседневного опыта. Без учета специфики сознания Р. рез-ты опроса могут содержать систематические ошибки. Во-вторых, существенным свойством Р. является его компетентность, информированность. Уровень информированности определяется способом и интенсивностью включения респондента в изучаемую сферу соц. реальности. Р. может быть либо непосредственно участником или наблюдателем процессов и явлений, либо носителем косвенного опыта, знаний, опосредствованных процессами социализации (воспитание, обучение, деятельность средств массовой информации и др.). Уровень компетентности учитывается при разработке вопросника и при интерпретации рез-тов опроса. В-третьих, Р. характеризуется наличием более или менее выраженного отношения к опросу и к практике социологич. опросов вообще. Последнее связано с состоянием обществ. мнения по поводу необходимости и эффективности опросов в конкретно-историч. ситуации. Напр., польские социологи фиксируют значительный рост общего числа неответивших в опросах, проводимых в периоды кризисных состояний об-ва. Установка на участие в конкретном опросе во многом зависит от квалификации интервьюера или анкетера, от степени заинтересованности Р. темой опроса, от степени учета его психич. характеристик. Эта установка динамична и может меняться по ходу опроса в различн. направлениях. Индикаторами отношения к опросу являются число отказов от участия в опросе, число неответивших на отдельные вопросы, логич. не-лротиворечивость ответов, заинтересованность и внимание в течение опроса. Использование этих индикаторов обеспечивается неукоснительным соблюдением права Р. на отказ от участия в опросе, обязательным включением вариантов ответов типа "не знаю", "затрудняюсь ответить", не думал об этом", "не имею мнения" и т. п. В-четвертых, существенным для успешности опроса является учет социокультурных и национальных особенностей Р. С этими особенностями связаны нормативные, престижные представления Р. о способах установления контактов интервьюерами и анкетерами, о приемлемых тематич. границах беседы с незнакомым человеком, о возможном языке и психологич. стиле опроса, о нормах формирования и высказывания уценок различн. явлений и т. д. Значение этих особенностей возрастает в межнациональных мнительных исследованиях и в опросах специфич. соц. слоев и групп (городское и сельское население; дети, молодежь и пенсионеры; отдельные профессиональные группы; группы с отклоняющимся поведением и др.). В-пятых, психич. особенности Р. также оказывают значительное влияние на рез-ты опроса, поскольку ответы на вопросы анкеты, образующие первичные эмпирич. данные, формируются в ситуации индивидуального контакта опрашиваемых с содержанием вопросников. К этой группе относятся такие признаки Р., как устойчивость внимания, уровень интеллектуального развития, аналитич. возможности, коммуникабельность уверенность в себе, память, воображение, темперамент, искренность, конформизм и др. Эта группа характеристик Р. учитывается с помощью психологич. тестов, включаемых в структуру анкеты. Подавляющее большинство нормативных представлений и рекомендаций в социологии по поводу метода опроса призваны обеспечить учет вышеназванных особенностей Р. В настоящее время методич. исследования особенностей Р. и их влияния на рез-ты опроса не имеют система-тич. характера как в отечественной, так и в зарубежной социологии, хотя число таких исследований постепенно возрастает. По признанию большинства ведущих социологов, поведение Р. в ситуации опроса является наименее изученным звеном процесса социологич. исследования. Лит.: Процесс социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978; Рабочая книга социолога. М., 1983. О.М. Маслова.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis - множественный) , филоо. позиция, согласно которой существует несколько или независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии) , оснований и форм знания (П. в гносеологии) . Термин «П.» был предложен нем. философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму.

Понимание действительности до возникновения точного естествознания было связано с выдвижением разнородных начал («четырёх стихий» - земли, воды, воздуха и огня, и т. п.) . Наука и философия нового времени, стремившиеся выявить внутр. связи явлений, снести качеств. многообразие явлений к единым основаниям, в принципе отвергли П.

Развитие идеалистич. философии в кон. 19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к П. При этом гносеологич. основой нлюралистич. концепций выступает . П. находит своё прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс) , экзистенциализме, «критич.» онтологии Н. Гартмана.

Превращение П. в осознанную , позицию характерно для таких направлений бурж. философии науки, как, напр. , конвенционализм А. Пуанкаре, «критич. рационализма», предложенная К. Погшером и его учениками и наз. ими «теоретич. П.». П. в гносеологии и методологии науки, отстаивая о множественности истин, абсолютизирует одну из черт науки 20 в. - кон-курирующих друг с другом концепций, многовариантность развития совр. теоретич. знания.

В совр. бурж. социологии П. как методология, ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политич. П., трактующей политич. власти как противоборство и равновесие обществ. групп. Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что П. допустим внутри марксизма, выражающийся в различных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.) , в существовании множества «моделей» социализма. Политич. П. проявляется также в абсолютизации и универсализации социально-политич. структур бурж. «плюра-листич.» демократии, противопоставляемых реальному социализму.

Утверждая принципиальное науя. знания, предполагающее многообразие науч. подходов и , методы обсуждения и решения конкретных проблем познания и обществ. жизни, марксизм-ленинизм решительно отвергает филос. и полития. П.

Джемс В., Вселенная с плюралистич. точки зрения, иер. с англ. , М., 1911 ; Цехмистpо И. З., Диалектика множественного и единого, М., 1972 ; Федосеев П. Н., Философия и мирововзренч. проблемы совр. науки, «ВФ», 1978 , № 12; 1979 , № 1; Jakowenkо В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928 ; Der Methoden und Theorienpluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis множественный)

философская (метафизическая) , согласно которой состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом являются атомизм (понимаемый в абсолютном смысле) и . Само выражение «плюрализм» ведет свое происхождение от Хр. Вольфа. Современная философия, отклоняющая всякий , плюралистична в своей основе. Она признает множество самостоятельных, часто отдельных существований (см. Персонализм), детерминированных сущностей и «слоев бытия». В особенно яркой форме плюрализм представлен у Уильяма Джемса, в философии жизни и неотомизме.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis – множественный) – концепция, согласно которой существует несколько или множество не зависимых друг от друга субстанциальных начал или видов бытия. П. противостоит монизму. По своей сущности П. – идеалистич. направление, он исторически возникал либо как трансформация дуализма, либо как попытка эклектич. разрешения противоречий идеалистич. монизма.

Классич. примером П. была Лейбница, по к-рой состоит из бесчисленного множества духовных субстанций. В последующих системах идеализма П. в ряде случаев приобретал форму тезиса о том, что мир состоит из отдельных существ (личностей). П. получил широкое распространение с сер. 19 в. начиная с Прудона, Ренувье и Бутру и кончая Ройсом, Расселом и Витгенштейном. Концепции П. проникли в большинство идеалистич. филос. построений. П. свойствен филос. учениям Гербарта, Лотце, Яковенко и др. Наиболее типичным видом П. в 20 в. является философия персонализма (Боун , Брайтмен и др.). К онтологич. П. тяготеет Н. Гартмана и Александера с их учениями о качественной разнородности "слоев", или "уровней", бытия, а также критич. Сантаяны с его концепцией четырех "царств" бытия. Сторонники П. пытаются изобразить свое учение как якобы возвышающееся над противоположностью материализма и идеализма.

В совр. бурж. философии нередко употребляют "П." в широком значении. В агностич. и релятивистских теориях познания возникла своя гносеологическая разновидность П. – в виде утверждения об отсутствии объективной истины. Гносеологич. П., отрицающий объективную истину, характерен для прагматизма, философии жизни, экзистенциализма и неопозитивизма. За мнимой апологией активности человека в теориях этого рода кроется пессимистич. неверие в познават. возможности человечества. К выводам в духе П. пришел конвенционализм, ложно истолковывавший множества изоморфных интерпретаций для теоретич. построений. Термин "П." получил распространение и в бурж. социологич. лит-ре, где используется для обозначения различных концепций множественности факторов. Эклектич. методологич. основу этих концепций подвергли критике с позиций историч. материализма Маркс, Энгельс, Ленин. Маркс, в частности, подверг критике П. представителей вульгарной политэкономии. Бурж. теоретики развивают концепции различных "возможных путей" развития человечества, также характеризуя их как социологич. П. В ряде случаев П. стал выражением углубляющегося распада бурж. сознания и потери перспектив историч. развития. "...Единственное, что есть у вещей общего, – это то, что у них нет никакой взаимосвязи" (Sсhrеу H. H., Weltbild und Glaube im 20. Jahrhundert, Gött., 1956, S. 6).

Несостоятельными являются утверждения, будто П. органически присущ раннему или, наоборот, более развитому материализму. Эта т. зр. ошибочно истолковывает историч. роль наивных материалистич. концепций Ван Чуна, чарваков, Эмпедокла, Чжоу Яня и др., учивших о двух, четырех, пяти и более материальных началах бытия, а также подводит под рубрику П. все историч. виды материалистич. атомистики, замалчивая материалистов о единстве мира и односторонне трактуя их положения о дискретности материи, многообразии способов и форм ее существования. Поскольку домарксистским материализмом не была выявлена материи и сознания, его представители не всегда достаточно последовательно могли провести монистич. т. зр. Если они и проводили ее, то упрощенно, иногда примитивно, вульгарно. Однако это не превращало их в плюралистов. В указанных утверждениях софистически интерпретирован также признания диалектич. материализмом специфичности сознания и социальных явлений, отнюдь не означающей, что таковые сами по себе являются "разновидностью" материи.

Совр. П. софистически истолковывает все более открывающуюся человеч. познанию дналектич. неисчерпаемость многообразия свойств и явлений действительности, изображая ее как переплетение, а иногда как разнородных событий, фактов, состояний сознания и т.п. По своей сущности это метафизич. концепция, враждебная диалектич. и историч. материализму.

Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911; Делограмматик M. H., Методология П. и совр. бурж. социальной теории, "ФН" (НДВШ), 1963, No 2; Laner P., Pluralismus oder Monismus, В., 1905; Marcus H., Die Philosophie des Monopluralismus, В., 1907; Wahl J., Les philosophies pluralistes d"Angleterre et d"Amérique, P., 1920 (Thèse); Jakowenko В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928.

И. Нарский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Плюрализм противоположен монизму. Термин “плюрализм” ввел X. Вольф в 1712.

Разновидностью плюрализма является , сводящий независимых первосущностей к двум. В истории философии последовательный плюрализм встречается не чаще, чем последовательный монизм. Классическим плюралистом, признающим более чем два независимых первоначала, считается Эмпедокл. Он учил, что мир образован четырьмя элементами - землей, водой, воздухом и огнем, которые вечны, неизменны и, следовательно, не влияют друг на друга и не переходят друг в друга. Все в мире объясняется их механическим смешением.

С гносеологической точки зрения плюрализм - это частный эклектики. Плюрализм - такой же неблагополучия теории, как и возникающие в ней парадоксы. Его начинают исповедовать, только когда, несмотря на все усилия, не удается последовательно провести монистическую интерпретацию исследуемых явлений.

От мировоззренческого отличают методологический плюрализм - стремление объяснить исследуемый взаимодействием множества независимых и не связанных между собой начал. Таков, напр., многофакгорный подход к исследованию человеческого общества. Ему противостоит однофакторный подход, объясняющий общества каким-то одним явлением - географической средой, экономикой и т. д.

Плюрализмом называют также социально-политическое учение, настаивающее на необходимости для нормального развития общества разнообразия политических, религиозных, экономических и др. взглядов.

Г.Д.Левин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЛЮРАЛИЗМ" в других словарях:

    - (pluralism) В буквальном смысле слова (лат. pluralis – множественный), вера в существование более чем одного вида бытия или тенденция к бытию, обладанию или деланию более чем одной вещи. Именно в этом смысле данный термин используется в… … Политология. Словарь.

    - (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм может относиться к:… … Википедия

    плюрализм - а, м. pluralisme m. <лат. pluralis множественный. 1. Дух общественности. Михельсон 1866. Мы говорили о синекуризме, о плюрализме, о незаслуженных пенсиях, вообще о расточительных тратах казенных денег. ОЗ 1879 11 1 197. 2. Антинаучное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (ново лат., от pluralis множественный). 1) философское направление, допускающее не единое начало, а множество самостоятельных сущностей материальных (атомизм) или духовных («монады» Лейбница, «реальности» Гербарта и др.). 2) предоставление… … Словарь иностранных слов русского языка

    плюрализм - (социально психологический аспект) (от лат. pluralis множественность) проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П.… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от латинского pluralis множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом (1712). Разновидность плюрализма дуализм… … Современная энциклопедия

    - (от лат. pluralis множественный) 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом (1712).2) Характеристика демократической политической… … Большой Энциклопедический словарь

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых