Главные сущностные функции библиотеки. Мотульский Р.С

Понятие ВлфункцияВ» является одним из основных в терминологическом аппарате любой науки. С его помощью определяют значение, роль объектов действительности, выполняемые обязанности, цели и назначение отдельных процессов и элементов действующих систем. В содержании рассматриваемого понятия специалисты видят то общее, что присуще родственным социальным системам, и те особенности, которые позволяют их дифференцировать.

Особую роль понятие ВлфункцияВ» играет в рамках системного подхода, где оно выступает в тесной связи с понятием структуры. В библиотековедении примером такого понимания функций может служить структурно-функциональный анализ библиотеки как системы, проведенный Ю. Н. Столяровым.

Несмотря на ключевое положение понятия ВлфункцияВ» в аппарате науки, в современном библиотековедении нет общепринятого его понимания, по разному определяется и состав функций библиотек. Как правило, в функции видят средство приспособления библиотеки к существующим социальным условиям и в связи этим выделяют разные группы функций: главные, основные, общие, сущностные, имманентные, онтологические, генетические, исходные, системообразующие, внешние, специфические, типообразующие, исторические, производные, прикладные, дополнительные, вспомогательные, частные, технологические и другие.

Библиотека как один из элементов общества выполняет в нем определенные функции, которые для нее являются внешними. Одновременно она образует систему, состоящую из нескольких элементов, со своими функциями, которые по отношению к ней выступают в качестве внутренних,

Основной отличительной характеристикой социальных и технологических функций является сфера их распространения. Социальные - это внешние, выходящие за пределы библиотеки функции. Они формируются под влиянием потребностей общества, непосредственно воздействуют на него и отдельных его членов. Технологические - это внутренние функции, не выходящие за пределы библиотеки. Они являются средством осуществления библиотекой своих социальных функций, формируются под их влиянием и обеспечивают осуществление деятельности библиотеки в соответствии с действующими стандартами. Технологические функции выступают в качестве вторичных по отношению к социальным и служат для их реализации.


Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

С учетом сказанного социальные функции библиотеки можно определить как социальную роль, которую она выполняет в качестве социального института по отношению к обществу.

Социальные функции библиотек большинство исследователей делят на несколько групп. Первым попытку классификации социальных функций в 1977 году предпринял И.М. Фрумин, назвав общие и специфические. Вслед за ним Ю. Н. Столяров выделил имманентные, сущностные и другие, В.Р. Фирсов - основные и подчиненные, А. В. Соколов - сущностные и прикладные и т.д. Е. Т. Селиверстова выделила даже четыре группы социальных функций: главные, типообразующие, производные и дополнительные.

При изучении деятельности любого социального института, в том числе и библиотеки, правомерно выделять два взаимосвязанных аспекта, характеризующих его сущность и изменчивость. В соответствии с первым аспектом каждый социальный институт обладает внутренней неизменной сущностью, которая позволяет ему выполнять четко определенную роль в обществе независимо от исторического периода, социально-демографической структуры общества и конкретных текущих задач, стоящих перед ним. С учетом сказанного сущность библиотеки проявляется в сборе и хранении социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей. Это являлось и является основной целью деятельности библиотек независимо от того, в какой стране они находятся, какие группы пользователей обслуживают и какие задачи ставят перед ними учредители. Это позволяет считать, что данные социальные функции отражают сущность библиотеки, и называть их сущностными.

Следовательно, сущностные социальные функции библиотек - это функции, обусловленные сущностью библиотеки как социального института. Указанные функции библиотека стала выполнять с момента своего возникновения. Отмечая это, А. В. Соколов подчеркивает, что данные функции первичны, исходны и необходимы. Изменение сущностных социальных функций привело бы к преобразованию библиотеки в другой общественный институт, поэтому они стабильны, неизменны и ограничены по составу.

Второй аспект характеризуется изменчивостью, так как в процессе развития общество постоянно трансформируется: меняются его идеология, мораль, религия, политическая и социальная структура, уточняется ценностная система общества и его отдельных социальных групп. Все это вносит коррективы в деятельность библиотек, выдвигает перед ними новые задачи, которые, в свою очередь, требуют внесения изменений во внутреннюю организацию их работы, уточнения особенностей взаимодействия с внешней средой. Выполнение общественной роли, связанной с изменениями во внешней среде, осуществляется библиотеками посредством производных социальных функций. Эти функции связаны со стремлением общества использовать сущностные возможности библиотек для решения текущих задач. Часть производных функций появилась одновременно с сущностными, часть возникла в процессе исторического развития. В связи с их производностью от сущностных они считаются вторичными.

Сущностные социальные функции

Выше мы указали, что к сущностным следует относить функции, которые определяют сущность библиотеки как особого социального института, указывают на то, ради чего она создана и существует, что отличает ее от других учреждений или объединяет с родственными.

В подходе к формированию перечня сущностных социальных функций библиотек наблюдаются две тенденции - одни авторы (И. М. Фрумин, Л. А. Шилов, А. Н. Хропач и другие) называют в качестве сущностных:

Ø воспитательную,

Ø образовательную,

Ø производственную функции,

другие (Ю. Н. Столяров, А. В. Соколов, В. Р. Фирсов, Е. Т. Селиверстова, И. К. Джерелиевская, Н. В. Жадько):

Ø кумулятивную,

Ø мемориальную,

Ø коммуникативную.

В последнее время библиотековеды занялись активным поиском единственной функции, определяющей сущность библиотеки как социального института. Главный методологический принцип данного подхода заключается в утверждении, что всем общественным институтам, сферам человеческой деятельности, продуктам культуры, в том числе и библиотекам, свойственна строгая и однозначная специфическая функция.

В начале 1990-х годов в качестве единственной сущностной социальной функции выдвигается информационная. Сторонники этой точки зрения утверждают, что Влединство большинства нынешних концепций социальной роли библиотеки заключается в том, что явно или неявно, в большей или меньшей степени внимание акцентируется на выполнении библиотекой информационной функцииВ» и что, Влнесмотря на внутреннюю противоречивость информационного подхода к анализу перспектив библиотечного развития, именно он стал доминирующимВ». Пересмотр отношения к информационной функции сторонники информационного подхода связывают с поиском Влместа и роли библиотеки в информационной сфереВ», перспективами интеграции Влбиблиотеки с другими информационными учреждениями в информационной инфраструктуре обществаВ», Влпереходом от сдержанной конфронтации между библиотечным сообществом и информационной сферой к признанию важности информатизации библиотекВ», творческим осмыслением опыта зарубежных коллег, которое Влмогло бы помочь нам исподволь подготовиться к превращению в информационное общество с наименьшими экономическими издержкамиВ».

В 1990 году информационная функция была признана В. В. Скворцовым одной-единственной сущностной для библиотеки, поскольку Влсущность субстанции, с которой оперирует библиотека, составляет не документ, не публикация, а информацияВ». Такой же точки зрения придерживалась и Н. И. Тюлина, по убеждению которой информационная функция Влизначально присуща библиотеке как социальному институтуВ»: она Влвыходит из общего перечня библиотечных функций, по какому бы критерию он ни строилсяВ».

Несмотря на широкое распространение взгляда на информационную функцию как главную и единственную, ее содержание трактуется по-разному: как информирование пользователя об имеющихся в библиотеке или за ее пределами документах; как деятельность по аналитико - синтетической переработке информации; как предоставление пользователям концептографической и фактографической информации. Существует и более широкое понимание, когда все процессы, связанные с движением информации в библиотеке, представляют как единую информационную функцию.

Наряду с информационным широкое распространение в последние время получил также коммуникационный подход. Его основоположником является Ю. Н. Столяров, который в начале 1980-х годов, основываясь на том, что Влсоциальное предназначение библиотеки.. состоит в обеспечении пространственно-временного акта коммуникацииВ», пришел к выводу, что Влимманентная социальная функция библиотеки - коммуникативнаяВ». В дальнейшем данную функцию наряду с другими сущностными социальными называли В. Р. Фирсов, А. В. Соколов, Е. Т. Селиверстова, И. К. Джерелиевская, М. С. Слободяник, Н. В. Жадько.

Из предложенного нами определения Влсоциальной функции библиотекиВ», с учетом позиций ученых, следует, что сущностные социальные функции обусловлены общественным назначением библиотеки. Следовательно, сущностными должны быть функции, обеспечивающие сбор, хранение документов и удовлетворение потребностей пользователей, то есть коммуникационная, кумулятивная и мемориальная.

Коммуникационная функция библиотек

Основная цель деятельности библиотек - удовлетворение информационных потребностей пользователей - реализуется посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем, поэтому данную функцию резонно назвать коммуникационной. Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документом массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Библиотека выполняет также коммуникационную функцию, когда организует процесс коммуникации непосредственно между пользователями, минуя процесс создания документов. В этом случае часть пользователей, являющихся носителями социально значимой информации, одновременно выступает и в качестве реальных или потенциальных авторов документов.

Данный вид коммуникации осуществляется во время проведения разнообразных мероприятий (встреч, дискуссий, Влкруглых столовВ», конференций и иных) с участием ученых, писателей, поэтов, политиков и других обладателей интересующей пользователей библиотеки информации. Названные мероприятия, как правило, сочетают в себе устное общение с применением различных видов документов. Они характерны для библиотек разных типов, однако формы их проведения разнообразны и специфичны. Так, в публичных библиотеках эти мероприятия чаще связаны с ознакомлением с художественными литературными произведениями и другими видами искусства, встречами с писателями, режиссерами, композиторами, обсуждением актуальных социальных вопросов с политиками, экономистами, юристами, организацией свободного времени пользователей.

В специальных, например научно-технических библиотеках такие мероприятия характеризуются узкоспециальной направленностью и чаще всего проходят в виде презентаций, встреч, Влкруглых столовВ» и дискуссий с участием ученых и специалистов определенного профиля, носителей научных и технологических идей. Благодаря этой деятельности библиотекам удается значительно сократить путь доступа пользователей к новым идеям, то есть миновать документный этап.

Таким образом, коммуникационную функцию библиотека осуществляет посредством предоставления пользователю документа, сведений о нем, информации, в нем содержащейся, организации устного общения между пользователями и реальными или потенциальными авторами документов либо носителями социально значимой информации. Критерием эффективности выполнения библиотекой коммуникационной функции следует считать организацию наиболее полного и оперативного доступа пользователей к необходимым им документам. Идеальный вариант выполнения данной функции - это мгновенное предоставление пользователю исчерпывающего перечня всех необходимых ему документов.

Кумулятивная функция библиотек

Для обеспечения коммуникации между пользователями и необходимыми им документами данные документы необходимо для начала собрать, что является содержанием кумулятивной функции. Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Мемориальная функция библиотек

Однако для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает ВлзапоминаниеВ» всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи.

Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Все три названные функции возникли одновременно с возникновением библиотеки, и без выполнения какой бы то ни было одной из них, она не может существовать как социальный институт. Вместе с тем одновременное выполнение сущностных функций ведет к возникновению объективных противоречий в деятельности библиотек. Эти противоречия ярко проявляются, например, между кумулятивной и мемориальной функциями. Как уже отмечалось, суть кумулятивной функции заключается в сборе в одной точке пространства различных видов документов, то есть чем больше документов собрано в библиотеке, тем успешнее она выполняет свою кумулятивную функцию. Суть мемориальной функции сводится к обеспечению сохранности всех собранных документов в течение как можно более длительного времени, желательно - вечной. Добиться сохранности тем проще, чем меньше в библиотеке документов. Постоянное увеличение объемов фондов библиотек в результате выполнения ими кумулятивной функции ведет к дефициту площади фондохранилищ.

Снять эти противоречия можно путем сокращения объема фонда или увеличения площади фондохранилищ. Сокращение физического объема фонда достигается посредством снижения количества документов, находящихся в хранилищах библиотеки, или уменьшения объема самих документов.

Традиционный, опробованный веками способ снятия рассматриваемых противоречий - увеличение объема фондохранилищ за счет строительства и аренды новых зданий и помещений. Вместе с тем это экстенсивный способ решения проблемы, так как увеличивающийся объем документов требует все новых и новых помещений, для приобретения и эксплуатации которых нужны большие финансовые расходы.

Более эффективным и перспективным способом является уменьшение объема самих документов. Сокращение количества документов достигается благодаря определению оптимальной полноты комплектования фонда библиотеки, четкого фиксирования тем и видов документов, подлежащих приобретению, их числа, сроков хранения. Значительное снижение объема достигается также при помощи координации и кооперации в области формирования фондов с другими библиотеками региона или отрасли. Достижение абсолютной полноты фонда, то есть идеальное выполнение библиотекой как социальным институтом кумулятивной функции, возможно только посредством координированных действий библиотек всего мира, когда каждая из них, собирая свою, строго определенную часть документов, таким образом формирует целое - информационный ресурс всемирной библиотеки.

С целью сокращения физического объема фондов библиотеки также всегда стремились минимизировать объем документов. Этому служат как создание новых видов тонких и вместе с тем прочных видов бумаги, так и уменьшение шрифта. Лучшим примером в данном аспекте могут быть книги - малютки. Во второй половине XX в. указанное направление получило активное развитие благодаря созданию новых компактных видов документов, сначала микрофильмов и микрофиш, а несколько позже - электронных. Библиотеки стремятся, как приобретать эти документы взамен или параллельно с бумажными, так и переводить документы с традиционных на новые, более компактные носители. Например, фонд РНТБ, включающий в основном патенты, стандарты, описания изобретений и другие материалы, на 80% состоит из микроформ. Несмотря на финансовые трудности, количество электронных носителей в фондах крупнейших библиотек за последнее десятилетие резко возросло, и объем содержащейся в них информации в отдельных случаях уже превышает данный показатель для бумажных носителей. На снятие этого противоречия направлена и реализация программ типа ВлПамять мираВ».

Не менее сложны противоречия между мемориальной и коммуникационной функциями. Высокая степень сохранности документов обеспечивается не только необходимыми условиями хранения (соответствующий температурный, влажностный, световой режимы и др.), но и степенью использования документов. Для идеального выполнения мемориальной функции использование фонда, то есть выдачу документов пользователям, следовало бы вообще прекратить. Ведь в процессе использования документы подвергаются дополнительным нагрузкам, нарушается режим их хранения, кроме того, документ может быть поврежден или даже утерян, что сводит мемориальную функцию к нулю. В соответствии с коммуникационной функцией, наоборот, важно добиться наиболее частого использования документов.

С целью устранения данного противоречия крупные библиотеки, в первую очередь национальные, формируют страховые фонды, которые не подлежат активному использованию. Одним из широко распространенных вариантов является приобретение публичными библиотеками большого количества экземпляров документов, пользующихся повышенным спросом. В ряде библиотек, особенно специальных, активно применяется копирование документов с целью последующей выдачи копий, а не оригиналов. Важным шагом на пути решения названной проблемы является приобретение современных электронных документов, так как они компактны в хранении, легко архивируются для создания страховых копий и активность их использования практически не влияет на долговременность хранения.

Не лишено противоречий взаимодействие между коммуникационной и кумулятивной функциями. Как уже отмечалось, суть кумулятивной функции заключается в концентрации документов в одной точке пространства, и их повторное рассредоточение, то есть выдача, крайне нежелательна, так как в это время документ может понадобиться другим пользователям. В интересах выполнения коммуникационной функции документы должны быть максимально территориально приближены к пользователям, которые вправе иметь на руках необходимое их количество. Снятие данного противоречия осуществляется посредством создания разветвленной сети библиотек разного профиля, организации как непосредственного, так и опосредованного доступа пользователей к информационным ресурсам, формулирования требований к условиям использования документов. Для устранения противоречия создаются большие коллекции, различные по форме и содержанию документов, собранных в одной точке пространства, к которым могут обращаться пользователи независимо от места их нахождения в момент возникновения информационной потребности. Такими коллекциями, как правило, располагают библиотеки национальные, региональные, ведущие университетские. Их услугами могут пользоваться все жители как непосредственно, так и опосредованно. К услугам библиотек обычно прибегают непосредственно пользователи, территориально наиболее приближенные к месту их нахождения. Остальные же пользуются ими на расстоянии при помощи МБА, издаваемых библиотекой библиографических пособий, в том числе печатных каталогов, библиографических указателей, списков новых поступлений, реферативных, обзорных и иных публикаций, раскрывающих как фонд библиотеки, так и информационный поток по определенному параметру.

Кроме этого, для снятия противоречия между коммуникационной и кумулятивной функциями библиотеки стремятся как можно более приблизить коллекции документов к месту жительства, работы и отдыха читателей. Фонды библиотек формируются в соответствии с информационными потребностями потенциальных пользователей - жителей определенного населенного пункта или его части, сотрудников предприятия или организации, преподавателей и учащихся определенных учебных заведений и т. д. В фонды включают по нескольку экземпляров одного названия документа, что дает возможность пользоваться одним и тем же документом одновременно многим пользователям. Библиотеки приобретают современные электронные документы, которые, при наличии определенных технических средств, одновременно могут использовать несколько посетителей. Тем самым создаются благоприятные условия для коммуникации между пользователем и документом.

С целью ликвидации противоречий между кумулятивной и мемориальной функциями в каждом государстве формируется сеть библиотек, соответствующая потребностям и возможностям общества.

Подводя итог сказанному, отметим, что сущностные функции библиотек - коммуникационная, кумулятивная, мемориальная - не могут быть подвержены трансформации, они стабильны, даже смена общественно - экономической формации не может повлиять на них. Оставаясь неизменными, они лишь углубляют свое содержание, совершенствуются под влиянием происходящих в обществе изменений.

Сущностные функции присущи библиотекам всех типов и видов, однако реализуются по-разному, что проявляется в полноте комплектования фонда, сроках хранения документов, круге пользователей и условиях их обслуживания. Так, национальные библиотеки стремятся с наибольшей полнотой формировать фонд национальных документов и обеспечивать как можно более длительное их хранение. Непосредственному же обслуживанию пользователей в режиме выдачи документов во временное пользование ими уделяется значительно меньше внимания, чем созданию национальной библиографии, баз и банков данных, обслуживанию в удаленном режиме. Небольшие публичные библиотеки, наоборот, в своей деятельности основное внимание уделяют непосредственному обслуживанию пользователей. Библиотеки учебных заведений многих стран, формируя свои фонды, не стремятся приобрести широкий спектр разнообразных документов, а наоборот, ограничиваются узким кругом учебных изданий, но приобретают их в большом количестве. После потери актуальности для целей учебного процесса данные пособия исключаются из фонда и заменяются другими.

Организация работы библиотек с учетом их специфики и особенностей сущностных функций, а также способов снятия объективно возникающих между ними противоречий позволяет достигнуть равновесия между их выполнением, избежать возникновения конфликтных ситуаций. Понимание объективной природы противоречий, возникающих между сущностными функциями библиотек, и владение способами минимизации их отрицательных последствий будут способствовать созданию сбалансированной системы, учитывающей особенности всех этих функций, формированию оптимальной единой сети библиотек страны.

Производные социальные функции

Как было отмечено выше, сущностные функции конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных социальных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - просветительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную.

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций, по нашему мнению, можно выделить такие основные производные социальные функции:

Ø содействия образованию и воспитанию,

Ø информационного обеспечения научно-производственной деятельности, библиотека социальный функция самообразование

Ø социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Наиболее изученной является группа функций, которые условно можно назвать педагогическими. Среди них наиболее часто упоминают образовательную, воспитательную, учебную, просветительную, в помощь образованию и самообразованию и другие

Направление деятельности, связанное с самообразованием, получило дальнейшее развитие в массовых библиотеках и заключается сейчас в предоставлении пользователям документов, содействующих дальнейшему развитию их общеобразовательных и профессиональных знаний. Данное проявление образовательной функции библиотек во многом соприкасается с деятельностью по организации досуга, которая направлена на содействие развитию индивидуальных склонностей пользователей, не связанных с их профессией (изучение иностранных языков, техническое моделирование и конструирование, кулинария, кройка и шитье, садоводство, огородничество и т.д.).

Воспитательная функция реализуется за счет формирования фонда необходимых документов и предоставления их в распоряжение учащихся и преподавателей, путем проведения различных массовых мероприятий, направленных на достижение учебно - воспитательных целей.

Изучению функций библиотек данной группы посвятили свои работы ряд специалистов. Так, А. Я. Айзенберг относит образовательную и воспитательную функции наряду с производственно - вспомогательной к числу основных социальных. Смысл образовательной функции он видит в том, что Влбиблиотеки, содействуя различным видам образования читателей, способствуют повышению их культурного уровня, духовному обогащению человека, воспитанию научного мировоззрения, укреплению познавательного интересаВ». А. Н. Хропач считает, что воспитательная функция заключается в комплексном воспитательном воздействии на абонентов.

Н. Е. Добрынина в число основных функций включает просветительскую, Влсутью которой является распространение знанийВ». Объектом просветительской деятельности библиотеки, считает Н. Е. Добрынина, являются Влсамые различные категории читателей, а в центре - личность с ее свободными, причем ничем не ограниченными интересамиВ». По ее мнению, нельзя ставить знак равенства между просветительской и воспитательной функциями, Влпотому что вторая подразумевает формирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с точки зрения воспитателя, качествВ» и связана с Влдискредитировавшим себя в нашей стране понятием Влруководство чтениемВ».

Изучая взаимодействие библиотековедения с педагогикой, В. И. Терешин неоднократно высказывался за необходимость формирования библиотечной педагогики как научной и практической дисциплины. По его мнению, библиотека является педагогической системой, и поэтому педагогическая функция - одна из основополагающих для библиотек. ВлБиблиотека, ведущая читателей в мир информации (а информация всегда выступает как знание), к высотам культуры, к социализации личности, выполняет педагогическую функцию, охватывающую практически всю ее деятельностьВ». Понимание педагогической функции библиотек как ВлведенияВ» детей и взрослых сформировалось в советском библиотековедении в теорию руководства чтением.

Суть деятельности современной библиотеки за редким исключением состоит не в непосредственном осуществлении процесса образования и воспитания, а в содействии ему в качестве вспомогательной структуры. Поэтому данную функцию, по нашему мнению, более целесообразно назвать функцией содействия образованию и воспитанию. Она присуща библиотекам разных типов и видов, однако реализуется ими с учетов собственных целей и задач.

Следующей наиболее часто называемой специалистами является функция содействия развитию науки и производства. В специальной литературе она еще иногда именуется следующим образом: научно-информационная, научно - производственная, производственная, информационного обеспечения науки и производства, обеспечения научно - технического прогресса, в помощь научно - техническому прогрессу, в помощь профессионально - производственной и научной работе, производственно-вспомогательная.

Задача содействия развитию науки и отдельных отраслей производства была поставлена перед советскими библиотеками еще в период индустриализации и распространялась на библиотеки всех типов. Смысл данного направления заключается в информационном обеспечении научных исследований, а также различных видов деятельности по производству промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции, разнообразных услуг с использованием документов, содержащих необходимую для этого информацию. Библиотеки непосредственно не осуществляют производство каких бы то ни было товаров или услуг (кроме собственно библиотечных), поэтому данную функцию целесообразно назвать функцией информационного обеспечения научно-производственной деятельности. Библиотеки реализуют ее, формируя фонды документов, соответствующие целям и задачам того или иного вида деятельности, и предоставляя их в распоряжение определенных категорий читателей. Данная функция характерна для всех специальных научно - технических библиотек, фонды которых обычно весьма узко специализированы, с учетом потребности сферы деятельности предприятия и организации, структурными подразделениями которых они являются. Вузовскими библиотеками эта функция выполняется посредством содействия развитию науки, самообразованию и повышению квалификации отдельных категорий пользователей.

Для публичных библиотек она характерна в меньшей степени и реализуется наряду с другими. Библиотеками этого типа в настоящее время названная функция осуществляется путем содействия развитию мелкого и среднего бизнеса, деятельности небольших предприятий и организаций, для которых нецелесообразно содержание собственных библиотек.

Нередко, в том числе и в официальных документах, библиотеку называют учреждением культуры и среди основных ее функций выделяют культурную, культурно - просветительную, досуговую, рекреационную и другие. Так как библиотека является частью общечеловеческой культуры и в то же время представляет собой один из важнейших факторов ее развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния, то данную функцию можно определить как социокультурную. В. В. Скворцов сравнивает библиотеку с улицей с двухсторонним движением: Вл..в одном направлении усилиями библиотекарей поступает к читателям информация об имеющихся достижениях культуры, а в другом - движется информация о вновь созданных ее ценностяхВ». Однако необходимо заметить, что это движение основано на выполнении библиотекой сущностных функций, обеспечивающих сбор, хранение и распространение документов, содержащих информацию о достижениях культуры разных народов.

В данном контексте культура понимается в узком смысле как отрасль деятельности по созданию и использованию определенных ценностей, реализация библиотекой данной функции осуществляется по двум направлениям. Первое из них заключается в обеспечении развития культуры необходимыми документами и характерно для публичных и отдельных видов специальных библиотек. Библиотеки учебных заведений, научно-исследовательских и производственных уч

Вместе с этим смотрят.



Введение 2 Глава 1. Возникновение библиотеки как общественного явления 6 1.1. Объективные предпосылки возникновения библиотек 6 1.2. Расширение деятельности библиотек 9 Глава 2. Библиотека и общество 13 2.1. Социальная роль библиотеки, её общественное предназначение 13 2.2. Проблема понятие «функции библиотеки» 14 2.3. Социальные функции 15 2.3.1. Сущностные функции 15 2.3.2. Производные функции 20 Заключение 26 Список литературы 28

Введение

Актуальность данной курсовой работы выражена в том, что роль библиотек в современном обществе стала столь незначительна, что люди, которых опрашивают на улицах, становятся не способными ответить, где находится библиотека. Это происходит даже тогда, когда они проходят мимо здания библиотеки, и 80% из опрашиваемых уверенно скажут, что последний раз они были в библиотеке, еще, когда учились в школе. В связи с быстро развивающимися современными технологиями, легкой доступностью разнообразной информации в интернет сети, на телевидении, свободной продажи книг в магазинах, у людей отпала острая необходимость посещать библиотеки. Люди по большей части воспринимают библиотеку как хранилище старых книг. И библиотеки, особенно муниципальные, в небольших населённых пунктах и в маленьких провинциальных городках, соответствуют данному образу. Фонд таких библиотек на 70% состоит из книг издания середины ХХ века, когда государство осознавало роль библиотеки в жизни общества. Формированию фондов библиотек уделялось огромное значение, но библиотека несла идеологическую функцию, соответственно документы по большей части потеряли свою актуальность и не представляют интереса для современного общества. Не трудно заметить, что в настоящие время, в связи с тяжелой экономической ситуацией в государстве, постоянными не проходящими кризисами, переделом власти и собственности, перераспределением ответственности по финансированию библиотек между государственным, краевыми – областными, муниципальными бюджетами - библиотеки оказались в незавидной роли «бедных родственников». Перед библиотеками встал острый вопрос, как выжить в современных условиях и стать вновь необходимыми не только обществу, но и государству. Потеряв идеологическую функцию, библиотека не может претендовать на доминирующую роль в информатизации населения и конкурировать с телевидением, интернетом и периодическими изданиями из-за недостатка финансирования в первую очередь. В современном мире библиотека должна постоянно развиваться. Уже недостаточно просто хранить и выдавать книги. Ритм жизни современного общества сейчас очень быстр и читателю теперь нужны не просто КНИГИ, ему нужны возможности. Библиотеке, что бы выжить, необходимо внедрять современные информационные технологии: создавать электронные каталоги, сайты библиотек, оцифровывать книги. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки, это меняет всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, ставится вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Современная библиотека, разрушая свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим библиотекам, с другой – сама становится интерактивной, оцифровывая свои фонды и сотрудничая с другими библиотеками через интернет. Но библиотека не должна уходить в виртуальное пространство окончательно и бесповоротно, ее миссия быть как можно ближе к людям, ей нужно вновь занять ту нишу, где библиотека будет местом сосредоточения общественной жизни, деятельности. В библиотеках должны собираться общества по интересам, клубы, кружки. Надо отметить, что для начала, библиотека должна соответствовать всем требованиям современного пользователя библиотек, но сохранить своего «читателя». Цель данной курсовой работы: изучить проблему определения социальных функций библиотеки в современных условиях. Задачи данной курсовой работы: выявить и проанализировать публикации по теме изучения; изучить историю возникновения библиотеки, как общественного явления. рассмотреть вопрос определения социальных функций библиотек; выяснить роль библиотеки в обществе, её общественное предназначение, социальные функции и обязанности; определить доминирующие функции на сегодняшний день. Методы изучения, примененные в данной курсовой работе – теоретические, анализ и синтез материала; эмпирические, метод сравнения. Объект изучения в данной курсовой работе – функции общедоступной библиотеки. Предметом нашего исследования являются социальные функции общедоступной библиотеки на современном этапе развития библиотеки и общества. Теоретическая база изучения включает в себя учебники, учебные пособия по библиотечному делу за последние 13 лет, а также журнальные публикации, начиная с 2009 года выхода по сегодняшний день. При подготовки данной работы использовался и ряд интернет ресурсов. Теоретическая значимость данной курсовой работы заключается в возможности собрать и проанализировать материал о социальных функциях современной библиотеки, представить к рассмотрению тоски зрения, которые удалось выявить по этому вопросу и изложить их максимально системно и доступно. Данная курсовая работа на практике может стать полезной для студентов, изучающих библиотековедение, а также библиотекарей-практиков работающих в публичных библиотеках различных городов и населенных пунктов России. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Библиотеки - хранилища памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил академик Д. Лихачев, «Библиотеки важнее всего в культуре…пока жива библиотека - жив народ, умрет она - умрет прошлое и будущее». Библиотека, в современном обществе, не должна быть просто «хранилищем» человеческой памяти, она должна стать общедоступной, интересной как для читателя, так и для пользователя. Должна стать доступным местом для всех слоёв населения. Предоставить всем гражданам свободный доступ к информации на любых носителях. Библиотека в полной мере должна освоить виртуальное пространство, стать незаменимым флагманом в «море» информационных ресурсов. Задача библиотеки и библиотекарей в максимально короткие (сжатые) сроки предоставить любую информацию по запросу пользователя. Для этого на местах необходимы квалифицированные, интеллектуальные кадры. Роль библиотеки и работу библиотекаря, в развитии современного общества ни в коей мере нельзя недооценивать. Библиотека должна развиваться согласно требованиям и запросам пользователей. Библиотекари на местах, даже в самых маленьких населённых пунктах, должны понимать и осознавать всю значимость библиотеки в жизни и развитии общества. Это должно выражаться в постоянном саморазвитии, самообучению, повышению квалификации. Овладению новыми знаниями и технологиями. В своей работе библиотекарь должен использовать опыт работы, накопленный веками, отслеживать все новые веяния в библиотечном деле, как в России, так и за рубежом. Но стремясь, стать «доступнее», расширяя свои функции и задачи, библиотека не должна потерять своего истинного назначения, своей основной (родовой) функции – прививать любовь к чтению у всех и каждого. Чтение повышает интеллект человека, помогает развиться гражданину, как личности. Библиотечные работники должны постоянно заниматься рекламой своей деятельности. Находиться в тесном контакте с местными телекомпаниями и средствами массовой информации. Исследовать и анализировать читательский спрос.

Список литературы

1. Акилина, М. Информационное учреждение? Да!// Библиотека. - 2006. - N 12. - С. . 61-63 2. Артемьева, Е.Б. Библиотека как социальный институт [Электронный ресурс]. URL: [email protected] 3. Белза, С. Человек пишущий и человек читающий [Электронный ресурс]. URL: redkayakniga.ru 4. Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве: науч.-метод. Пособие. – Москва: Либерия – Бибинформ, 2005. – 288 с. 5. Ванеев, А. Н. Миссия библиотеки – социальная роль – социальные функции// Общее библиотековедение: хрестоматия: В 2.ч.; Ч. 2/ сост. А. А. Фомина, М. В, Шабалина, М. Н. Колесникова; науч. ред. проф. А. Н. Ванеев. – Москва: Либерия - Бибинформ, 2008. – С. 133-137 6. Гарафутдинова, И. С. О роли библиотеки в жизни современного общества (Эссе) [Электронный ресурс]. URL: edu.tatar.ru 7. Гендина, Н. И. Официальный вэб-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института// Научные и технические библиотеки. - 2010. - N 2. - С. 5-15 8. Елисеева, Т. Расширяя пространство общения: коммуникативная функция библиотеки и XXI век// Библиотека. - 2010. - N 7. - С. 32-34 9. Кадырова, Л. З. Крымскотатарские библиотеки в Крыму: история и современность// Научные и технические библиотеки. - 2015. - № 8. - С. 18-30 10. Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общая теория библиотечного дела//Общее библиотековедение: хрестоматия: В 2.ч.; Ч. 2/ сост. А. А. Фомина, М. В, Шабалина, М. Н. Колесникова; науч. ред. проф. А. Н. Ванеев. – Москва: Либерия - Бибинформ, 2008. – С. 279-288 11. Конакова, А. «Мы стали местом, где человеку хочется быть»// Современная библиотека. – 2017. - № 1. – С. 35-39 12. Кугарчинская ЦБС Возникновение и развитие библиотек [Электронный ресурс]// О чтении, библиотеках и библиотекарях. – Республика Башкортостан: Кугарчинская ЦБС, 2011. URL: www.inmoment.ru 13. Кузнецова, Т. Инновационные практики современной библиотеки// Библиотека. - 2009. - N 2. - С. 10-13 14. Мотульский, Р. С. Общее библиотековедение: учеб. пос. для вузов. – Москва: ЛИБЕРИЯ, 2004. – 224с. 15. Пашин А. И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления: учеб-методич. Пособие. – Москва: Либерия-Бибинформ, 2005. – 96с. 16. Ропперт, Ж. В. Роль библиотек в современном обществе (Реферат) [Электронный ресурс]. – Иркутск, 2006 . URL: www.kazedu.kz 17. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. – Санкт-Петербург: изд-во РНБ, 2001. – 112 с. 18. Свергунова, Н. М. Социальная миссия библиотек: аналитический обзор мнений// Научно-технические библиотеки. – 2014. - №7. – С. 7-8 19. Смирнова, И. П. Социальная функция общедоступных библиотек в информационном обществе (Реферат)// Библиотека в эпоху перемен: Дайджест. ? 2015. ? Вып. 2. ? [Электронный ресурс]. ? URL: infoculture.rsl.ru/?news-bep 20. Столяров Ю. Н, Сущностные функции библиотеки: актуальность и значимость библиотеки// Общее библиотековедение: хрестоматия: В 2.ч.; Ч. 2/ сост. А. А. Фомина, М. В, Шабалина, М. Н. Колесникова; науч. ред. проф. А. Н. Ванеев. – Москва: Либерия - Бибинформ, 2008. – С. 186-191 21. Столяров, Ю. Н. О системных функциях библиотеки и их наименовании// Научные и технические библиотеки. - 2015. - № 6. - С. 30-43 22. Тикунова, И. П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ [Рукопись] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук: [специальность] 09.00.11 ? Социальная философия: защищена 13.03.2007 / И.П. Тикунова; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова». [Электронный ресурс] – Архангельск,2007. ? 18 с. URL: http://tikunova

вом осуществления библиотекой своих социальных функций, формируются под их влиянием и обеспечивают осуществление деятельности библиотеки в соответствии с действующими стандартами. Технологические функции выступают в качестве вторичных по отношению к социальным и служат для их реализации.

3.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

3.3.1. Сущностные социальные функции

Выше мы указали, что к сущностным следует относить функции, которые определяют сущность библиотеки как особого социального института, указывают на то, ради чего она создана и существует, что отличает ее от других учреждений или объединяет с родственными.

Библиотековеды не пришли к единому мнению о составе сущностных социальных функций библиотек. В советский период в качестве таковых в официальных документах, как правило, назывались идеологическая, культурно-просветительная и научно-информационная. И.М. Фрумин в 1977 году выделил воспитательную, образовательную и организационную функции. Три года спустя Л.А. Шилов также обозначил три сущностные функции в деятельности библиотек, однако вместо организационной определил функцию информационного обеспечения науки и производства, а А.Н. Хропач, оставаясь на тех же позициях, в 1989 году назвал ее же производственно-вспомогательной. Ю.Н. Столяров в 1982 году в качестве сущностных указал на кумулятивную и утилитарную. А.В. Соколов вслед за В.Р. Фирсовым, выделившим познавательную, ценностноориентационную и коммуникативную, называет в 1984 году ценност- но-ориентационную, коммуникативно-познавательную и кумулятив- но-поисковую функции. Е.Т. Селиверстова, продолжая работу в данном направлении, в 1991 году выделяет кумулятивную, мемориальную

и информационно-коммуникативную, И.К. Джерелиевская в составе сущностных социальных функций видит только две - мемориальную

и коммуникативную, а Н.В. Жадько в 1996 году коммуникативную заменяет информационной.

(_В подходе к формированию перечня сущностных социальных функций библиотек наблюдаются две тенденции: одни авторы (И.М. Фрумин, Л.А. Шилов, А.Н. Хропач и др.) называют в качестве сущностных воспитательную, образовательную и производственную функции, другие (Ю.Н. Столяров, А.В. Соколов, В.Р. Фирсов, Е.Т. Селиверстова, И.К. Джерелиевская, Н.В. Жадько) - кумулятивную, мемориальную и коммуникативную.^

В последнее время библиотековеды занялись активным поиском единственной функции, определяющей сущность библиотеки как социального института. Главный методологический принцип данного подхода заключается в утверждении, что всем общественным институтам, сферам человеческой деятельности, продуктам культуры, в том числе и библиотекам, свойственна строгая и однозначная специфическая функция. Начало этому подходу положил Ю.Н. Столяров, выделив наряду с сущностными (кумулятивной и утилитарной) в качестве имманентной комм

кативную функцию. Свою позицию он обосновывает тем, что "основное социальное предназначение библиотеки... состоит в обеспечении про- странственно-временного акта коммуникации".

В то же время В.Р. Фирсов приходит к выводу, что основная функция библиотек "социализирующая, обусловленная преобразующим свойством фонда... Все остальные функции остаются ей подчиненными и ее конкретизирующими". Главенствующую роль социализирующей функции в деятельности библиотек подчеркивает также Ю.П. Мелентьева.

Э.К. Беспалова, утверждая, что "сущность системы в определенном смысле тождественна ее общей функции", признает необходимость "брать за основу структуры функций общественной системы одну, общую функцию, которая выражает сущность системы", поэтому, по ее мнению, "библиотечная система выполняет библиотечную функцию... И это не тавтология, ибо... (она.- P.M.) определяется как сущность системы".

Несколько позже, во время дискуссии о социальных функциях библиотек, Ж.С. Яцкунас тоже предпринял попытку выделить одну сущностную функцию. Он не разделяет позицию тех авторов, которые считают, что библиотека выполняет целый ряд социальных функций, и ставит задачу определения единственной специфической - "такой функции, которую реализует только библиотека и ничто кроме библиотеки". Ею, по мнению Ж.С. Яцкунаса, является организация общественного пользования определенным образом сформированных фондов документов. Именно в ее осуществлении, считает автор, заключается "важнейшая, ничем незаменимая роль библиотеки, обеспечивающая ее статус самостоятельного учреждения культуры".

В начале 1990-х годов в качестве единственной сущностной социальной функции выдвигается информационная. Сторонники этой точки зрения утверждают, что "единство большинства нынешних концепций социальной роли библиотеки заключается в том, что явно или неявно, в большей или меньшей степени внимание акцентируется на выполнении библиотекой информационной функции" и что, "несмотря на внутреннюю противоречивость информационного подхода к анализу перспектив библиотечного развития, именно он стал доминирующим". Пересмотр отношения к информационной функции сторонники информационного подхода связывают с поиском "места и роли библиотеки в информационной сфере", перспективами интеграции "библиотеки с другими информационными учреждениями в информационной инфраструктуре общества", "переходом от сдержанной конфронтации между библиотечным сообществом и информационной сферой к признанию важности информатизации библиотек", творческим осмыслением опыта зарубежных коллег, которое "могло бы помочь нам исподволь подготовиться к превращению в информационное общество с наименьшими экономическими издержками".

Принято считать, что проблема информационной функции библиотек возникла в мировом библиотековедении в середине 1960-х годов и порождена появлением новых видов документов, стремительным развитием реферативных, аналитических и фактографических журналов, большими возможностями в обслуживании пользователей. Однако данная проблема имеет более глубокие корни. Дискуссия об информационной

функции библиотек возникла в советском библиотековедении еще в 1930-е годы и продолжалась более 40 лет. Ее началом послужила мысль Н.И. Карклиной о том, что вся библиотечная сеть страны, начиная от крупных научных библиотек и заканчивая сельскими, должна вести информационную работу. Как в свое время отметил В.Р. Фирсов, "последний рецидив сомнений в ее правомерности для массовых библиотек прозвучал в дискуссионной статье В.И. Терешина в 1973 году. 40 лет дискуссий по, казалось бы, давно решенному вопросу!". Однако В.Р. Фирсов ошибался: считать вопрос об информационной функции решенным специалисты не соглашались ни в то время, ни сейчас.

В 1970-1980-е годы информационная функция рассматривалась библиотековедами в общем контексте социального назначения библиотеки наряду с идеологической и культурно-просветительной. Прошедшая на страницах библиотечной печати дискуссия о функциях библиотек показала, что информационную в качестве одной из сущностных готовы признать Л.А. Шилов, В.Р. Фирсов, М.Д. Афанасьев, Е.Т. Селиверстова.

В 1990 году информационная функция была признана В.В. Скворцовым одной-единственной сущностной для библиотеки, поскольку "сущность субстанции, с которой оперирует библиотека, составляет не документ, не публикация, а информация". Такой же точки зрения придерживалась и Н.И. Тюлина, по убеждению которой информационная функция "изначально присуща библиотеке как социальному институту": она "выходит из общего перечня библиотечных функций, по какому бы критерию он ни строился".

Н.В. Жадько рассматривает информационную функцию (1996 год) наряду с мемориальной в числе сущностных характеристик библиотеки - института, обеспечивающего социальную коммуникацию. И поскольку коммуникацию она понимает как процесс передачи информации, так и социальный диалог в рамках различных культурных традиций, то фактически ставится знак равенства между коммуникативной и информационной функциями. В то же время М.С. Слободяник выделяет информацион- но-документальную функцию как одну из основных для научной библиотеки.

М.И. Акилина во время развернувшейся во второй половине 1990-х годов на страницах профессиональной печати дискуссии о библиотечной философии говорит о главной функции библиотеки будущего, определяемой "только одним критерием - ее общественным назначением, которое останется неизменным независимо от меняющихся технологий и условий совершенствования библиотеки" и "состоит в том, чтобы быть информационной памятью человечества". В последующих своих работах М.И. Акилина возводит ее в "одно из фундаментальных понятий библиотековедения".

Несмотря на широкое распространение взгляда на информационную функцию как главную и единственную, ее содержание трактуется по-раз- ному: как информирование пользователя об имеющихся в библиотеке или за ее пределами документах; как деятельность по аналитико-синте- тической переработке информации; как предоставление пользователям концептографической и фактографической информации. Существует и более широкое понимание, когда все процессы, связанные с движем

информации в библиотеке, представляют как единую информационную функцию.

Наряду с информационным широкое распространение в последние время получил также коммуникационный подход. Его основоположником является Ю.Н. Столяров, который в начале 1980-х годов, основываясь на том, что "социальное предназначение библиотеки... состоит в обеспечении пространственно-временного акта коммуникации", пришел к выводу, что "имманентная социальная функция библиотеки - коммуникативная". В дальнейшем данную функцию наряду с другими сущностными социальными называли В.Р. Фирсов, А.В. Соколов, Е.Т. Селиверстова, И.К. Джерелиевская, М.С. Слободяник, Н.В. Жадько.

Развивая свое понимание функций библиотеки, Ю.Н. Столяров выступил с резкой критикой сторонников информационной функции. По его мнению, "сейчас информационная функция библиотеки всячески превозносится, но, как и прежде, всего лишь на уровне декларации". Последовательное развитие своей позиции привело Ю.Н. Столярова к выводу, что "библиотека - это документально-коммуникационная система", а "ее сущностная функция - документально-коммуникационная".

Из предложенного нами определения "социальной функции библиотеки", с учетом позиций ученых, следует, что сущностные социальные функции обусловлены общественным назначением библиотеки. Следовательно, сущностными должны быть функции, обеспечивающие сбор, хранение документов и удовлетворение потребностей пользователей, т.е. коммуникационная, кумулятивная и мемориальная.

На роль таких функций не могут претендовать ни библиотечная, названная Э.К. Беспаловой, ни информационная, отстаиваемая В.В. Скворцовым и другими, ни культурная, закрепленная в Законе РФ "О библиотечном деле" и поддержанная В.И. Терешиным и другими, так как названные функции тавтологичны и не раскрывают сущности библиотеки. Даже если признать обоснованными доводы Э.К. Беспаловой о существовании библиотечной функции, то все равно необходим дальнейший поиск функций! раскрывающих сущность и особенности библиотеки.

Основная цель деятельности библиотек - удовлетворение информационных потребностей пользователей - реализуется посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем, поэтому данную функцию резонно назвать коммуникационной. Выполняя ее, биб-

лиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно-временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документом массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми иными рамками: местом и временем производства документов, ав-

горской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь с библиотекарем.

Если пользователь получает необходимую ему информацию, находясь у персонального компьютера далеко за пределами библиотеки, то у него создается впечатление, что пользуется он не библиотекой, а услугами компьютерной сети, работает не с документом, а с информацией и сотрудники библиотеки не оказывают ему никаких услуг. Суть деятельности библиотекаря в данном случае сводится не к поиску библиографического описания в каталоге библиотеки или книги на полке в книгохранилище и даже не к извлечению определенных сведений из документа, а к созданию и обеспечению работы системы технических и программных средств в заданном технологическом режиме, формированию и упорядочению электронных информационных ресурсов. Независимо от того, в каком режиме осуществляется процесс, все равно речь идет о коммуникации между пользователем и документом, только сотрудник библиотеки наряду с традиционными для него посредническими функциями по формированию информационного массива и создания необходимого поискового механизма берет на себя еще дополнительные обязанности по поиску и предоставлению пользователю нужных ему сведений.

Библиотека выполняет также коммуникационную функцию, когда организует процесс коммуникации непосредственно между пользователями, минуя процесс создания документов. В этом случае часть пользователей, являющихся носителями социально значимой информации, одновременно выступает и в качестве реальных или потенциальных авторов документов. Данный вид коммуникации осуществляется во время проведения разнообразных мероприятий (встреч, дискуссий, "круглых столов", конференций и иных) с участием ученых, писателей, поэтов, поли& -й

тиков и других обладателей интересующей пользователей библиотеки 1 информации. Названные мероприятия, как правило, сочетают в себе уст- ] нов общение с применением различных видов документов. Они характерны для библиотек разных типов, однако формы их проведения разнообразны и специфичны. Так, в публичных библиотеках эти мероприятия чаще связаны с ознакомлением с художественными литературными1 произведениями и другими видами искусства, встречами с писателями, режиссерами, композиторами, обсуждением актуальных социальных вопросов с политиками, экономистами, юристами, организацией сво* бодного времени пользователей. В специальных, например научно-тех- нических библиотеках такие мероприятия характеризуются узкоспециаль-1 ной направленностью и чаще всего проходят в виде презентаций, встреч, "круглых столов" и дискуссий с участием ученых и специалистов определенного профиля, носителей научных и технологических идей. Благодаря этой деятельности библиотекам удается значительно сократить путь до- , ступа пользователей к новым идеям, т. е. миновать документный этап.

Таким образом, коммуникационную функцию библиотека осуществ-

ляет посредством предоставления пользователю документа, сведений о

нем, информации, в нем содержащейся, организации устного общения

между пользователями и реальными или потенциальными авторами до-

кументов либо носителями социально значимой информации. Критери-

ем эффективности выполнения библиотекой коммуникационной функ-

ступа пользователей к необходимым им документам. Идеальный вариант

выполнения данной функции - это мгновенное предоставление пользо-

вателю исчерпывающего перечня всех необходимых ему документов.

Для обеспечения коммуникации между пользователями и необходи- ] мыми им документами данные документы необходимо для начала со- j брать, что является содержанием кумулятивной функции. Благодаря ее i

выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках Пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобрете- i ния и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечест- ] вом документов.

Однако для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их рас- i пространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности

собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности меж-

юхами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает "запоминание" всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи (рис. 3.1). Если кумулятивная и комму-

никационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, т.е. концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Рис. 3.1. Взаимосвязь сущностных социальных функций библиотеки

Все три названные функции возникли одновременно с возникновением библиотеки, и без выполнения какой бы то ни было одной из них она не может существовать как социальный институт. Вместе с тем одновременное выполнение сущностных функций ведет к возникновению объективных противоречий в деятельности библиотек. Эти противоречия ярко проявляются, например,между кумулятивной и мемориальной функциями. Как уже отмечалось, суть кумулятивной функции заключается в сбо-

ре в одной точке пространства различных видов документов, т.е. чем больше документов собрано в библиотеке, тем успешнее она выполняет свою кумулятивную функцию. Суть мемориальной функции сводится к обеспечению сохранности всех собранных документов в течение как можно более длительного времени, желательно - вечной. Добиться сохранности тем проще, чем меньше в библиотеке документов. Постоянное увеличение объемов фондов библиотек в результате выполнения ими кумулятивной функции ведет к дефициту площади фондохранилищ.

Пожар в БАН СССР, многочисленные аварии, предупреждения пожарных и санитарных служб и даже временные закрытия ГБЛ - яркий пример неразрешенных противоречий между кумулятивной и мемориальной функциями. Они присущи и библиотекам Беларуси во главе с Национальной. Кризисная ситуация, возникшая в деятельности НББ в последние десятилетия, прямо связана с неразрешенными противоречиями между кумулятивной и мемориальной функциями. Снять эти противоречия можно путем сокращения объема фонда или увеличения площади фондохранилищ. Сокращение физического объема фонда достигается посредством снижения количества документов, находящихся в хранилищах библиотеки, или уменьшения объема самих документов.

Традиционный, опробованный веками способ снятия рассматриваемых противоречий - увеличение объема фондохранилищ за счет строительства и аренды новых зданий и помещений. Вместе с тем это экстенсивный способ решения проблемы, так как увеличивающийся объем документов требует все новых и новых помещений, для приобретения и эксплуатации которых нужны большие финансовые расходы. Сказанное не означает, что следует отказаться от строительства новых зданий. Библиотеки необходимо строить, но вместе с тем надо помнить, что только этим путем решить проблему противоречия между кумулятивной и мемориальной функциями невозможно.

Более эффективным и перспективным способом является уменьшение объема самих документов. Сокращение количества документов достигается благодаря определению оптимальной полноты комплектования фонда библиотеки, четкого фиксирования тем и видов документов, подлежащих приобретению, их чийла, сроков хранения. Значительное снижение объема достигается также при помощи координации и кооперации в области формирования фондов с другими библиотеками региона или отрасли. Достижение абсолютной полноты фонда, т.е. идеальное выполнение библиотекой как социальным институтом кумулятивной функции, возможно только посредством координированных действий библиотек всего мира, когда каждая из них, собирая свою, строго определенную часть документов, таким образом формирует целое - информационный ресурс всемирной библиотеки.

С целью сокращения физического объема фондов библиотеки также всегда стремились минимизировать объем документов. Этому служат как создание новых видов тонких и вместе с тем прочных видов бумаги, так и уменьшение шрифта. Лучшим примером в данном аспекте могут быть книги-малютки. Во второй половине XX в. указанное направление получило активное развитие благодаря созданию новых компактных видов документов, сначала микрофильмов и микрофиш, а несколько позже - электронных. Библиотеки стремятся как приобретать эти документы взамен или параллельно с бумажными, так и переводить документы с традиционных на новые, более компактные носители. Например, фонд РНТБ, включающий в основном патенты, стандарты, описания изобретений и другие материалы, на 80% состоит из микроформ. Несмотря на финансовые трудности, количество электронных носителей в фондах крупнейших библиотек за последнее десятилетие резко возросло, и объем содержащейся в них информации в отдельных случаях уже превышает данный показатель для бумажных носителей. На снятие этого противоречия направлена и реализация программ типа "Память мира".

Не менее сложны противоречий между мемориальной и коммуникационной функциями.Высокая степень сохранности документов обес-

печивается не только необходимыми условиями хранения (соответствующий температурный, влажностный, световой режимы и др.), но и степенью использования документов. Для идеального выполнения мемориальной функции использование фонда, т.е. выдачу документов пользователям, следовало бы вообще прекратить. Ведь в процессе использования документы подвергаются дополнительным нагрузкам, на-

ается режим их хранения, кроме того, документ может быть повреж-

ден или даже утерян, что сводит мемориальную функцию к нулю. Древние были правы, когда считали, что "хранение можно надежно обеспечить, если максимально затруднить доступ к книгам". В соответствии с коммуникационной функцией, наоборот, важно добиться наиболее частого использования документов.

С целью устранения данного противоречия крупные библиотеки, в первую очередь национальные, формируют страховые фонды, которые И© подлежат активному использованию. Одним из широко распространенных вариантов является приобретение публичными библиотеками большого количества экземпляров документов, пользующихся повышенном спросом. В ряде библиотек, особенно специальных, активно применяется копирование документов с целью последующей выдачи копий, а не оригиналов. Важным шагом на пути решения названной проблемы является приобретение современных электронных документов, так как они компактны в хранении, легко архивируются для создания страховых копий и активность их использования практически не влияет на долговременность хранения. Для обеспечения сохранности и одновременно организации обслуживания пользователей фонд библиотеки также распределяется по структурным подразделениям с разными условиями его хранения и использования. Разрабатываются правила пользования библиотеками, регламентирующие условия и сроки выдачи документов, ответственность пользователей за их сохранность.

Не лишено противоречий взаимодействие между коммуникационной и кумулятивной функциями.Как уже отмечалось, суть кумулятивной

функции заключается в концентрации документов в одной точке пространства, и их повторное рассредоточение, т.е. выдача, крайне нежелательно, так как в это время документ может понадобиться другим пользователям. В интересах выполнения коммуникационной функции документы должны быть максимально территориально приближены к пользователям, которые вправе иметь на руках необходимое их количество. Снятие данного противоречия осуществляется посредством создания разветвленной сети библиотек разного профиля, организации как непосредственного, так и опосредованного доступа пользователей к информационным ресурсам, формулирования требований к условиям использования документов. Для устранения противоречия создаются большие коллекции, различные по форме и содержанию документов, собранных в одной точке пространства, к которым могут обращаться пользователи независимо от места их нахождения в момент возникновения информационной потребности. Такими коллекциями, как правило, располагают библиотеки национальные и паранациональные, региональные, ведущие университские. Их услугами могут пользоваться все жители как непосредственно, так и опосредованно. К услугам библиотек обычно прибегают непосредственно пользователи, территориально наиболее приближенные к месту их нахождения. Остальные же пользуются ими на расстоянии при помощи МБА, издаваемых библиотекой библиографических пособий, в том числе печатных каталогов, библиографических указателей, списков новых поступлений, реферативных, обзорных и иных публикаций, раскрывающих как фонд библиотеки, так и информационный поток по определенному параметру.

Возможности устранения противоречия между коммуникационной и кумулятивной функциями посредством организации обслуживания пользователей, находящихся за пределами библиотеки, значительно возросли с применением компьютерных технологий. Наличие электронных баз данных различного профиля, в том числе полнотекстовых, и доступ к информационным ресурсам других библиотек и учреждений позволяют одинаково эффективно обслуживать пользователей независимо ot степени их удаленности от библиотеки. Даже пользователи, находящиеся в одном населенном пункте с нею, все чаще отказываются от непосредственного посещения ее, прибегая к услугам компьютерных сетей, не говоря уже об абонентах, удаленных за сотни и тысячи километров от интересующих их собраний носителей информации.

Кроме этого, для снятия противоречия между коммуникационной и кумулятивной функциями библиотеки стремятся как можно более приблизить коллекции документов к месту жительства, работы и отдыха читателей. Фонды библиотек формируются в соответствии с информационными потребностями потенциальных пользователей - жителей определенного населенного пункта или его части, сотрудников предприятия или организации, преподавателей и учащихся определенных учебных заведений и т.д. В фонды включают по нескольку экземпляров одного названия документа, что дает возможность пользоваться одним и тем же документом одновременно многим пользователям. Библиотеки приобретают современные электронные документы, которые, при наличии определенных технических средств, одновременно могут использовать несколько посетителей. Тем самым создаются благоприятные условия для коммуникации между пользователем и документом.

С целью ликвидации противоречий между кумулятивной и мемориальной функциями в каждом государстве формируется сеть библиотек, соответствующая потребностям и возможностям общества. В Беларуси сейчас продолжается процесс реорганизации существующей и создания оптимальной единой сети библиотек, соответствующей современным экономическим возможностям республики и информационным потребностям пользователей. В рамках данного процесса идет сокращение количества библиотек, перераспределение информационных ресурсов в рамках регионов и отраслей, создание новых библиотек, как правило, в новых микрорайонах крупных городов и на вновь возникающих предприятиях и в организациях.

Подводя итог сказанному, отметим, что сущностные функции библиотек - коммуникационная, кумулятивная, мемориальная - не могут быть подвержены трансформации, они стабильны, даже смена общественноэкономической формации не может повлиять на них. Оставаясь неизменными, они лишь углубляют свое содержание, совершенствуются под влиянием происходящих в обществе изменений.

Сущностные функции присущи библиотекам всех типов и видов, однако реализуются по-разному, что проявляется в полноте комплектования фонда, сроках хранения документов, круге пользователей и условиях их обслуживания. Так, национальные библиотеки стремятся с наибольшей полнотой формировать фонд национальных документов и

:печивать как можно более длительное их хранение. Непосредствен-


Библиотека как социальная система изначально являлась и является в сущности в первую очередь информативным учреждением. Это означает, что ее главное социальное предназначение состоит в выполнении информативной функции, т.е. предоставлении пользователю документированных источников необходимой информации. Отбор же самой информации, ее оценка, использование в каких бы то ни было целях и иные логические и семантические операции над информацией составляют прерогативу пользователя.
Поскольку особенность библиотеки как социального института состоит в том, что она имеет дело по преимуществу с информацией, зафиксированной на вещественном носителе, т.е. с документом, библиотека имманентно относится к классу документных систем и вне этого класса теряет свою качественную специфику, т.е. перестает быть библиотекой.
Библиотека выполняет и информационную функцию, но лишь в собственном, весьма специфическом смысле: она формирует, содержит и предоставляет информацию о существовании, наличии и местонахождении требуемого документа, о правилах пользования библиотекой, о спектре предлагаемых ею услуг и т.п. Выполнение библиотекой фактографических справок допустимо - еще один аспект информационной функции. Это очень ограниченный аспект в структуре библиотечной деятельности, причем библиотека берет на себя ответственность только за достоверность источника информации, отвлекаясь от самой оценки достоверности информации. Библиотека есть информационная система главным образом лишь постольку, поскольку содержательные операции над информацией осуществляет один из ее атрибутивных элементов - контингент пользователей. Информационную функцию выполняет документ библиотечного фонда, а сам фонд выполняет функцию информативную.
Кроме того, библиотека реализует утилитарную функцию, обеспечивая возможность использования документов (точнее говоря, информации, содержащейся в документах), всемерно расширяя и облегчая эту возможность.
До последнего времени технические возможности, находящиеся в распоряжении библиотеки, предполагали физическое наличие документов в ее стенах, что предопределяло объективную необходимость выполнения ею кумулятивной и мемориальной функции, т.е. формирования и сохранения каждой отдельно взятой библиотекой собственного документного фонда. Стремление умалить роль кумулятивной и мемориальной функций библиотеки, а равно попытки убедить научное сообщество, будто в библиотековедении господствует преувеличение их действительной роли лишены оснований.
Даже в условиях ограниченных технических возможностей теория формирования библиотечного фонда ориентирует на широкое использование фондов других библиотек, обеспечивающее выполнение до 30% читательских заявок. (Фактически эта цифра всегда была в 10-20 раз меньше). Теоретически разведены и согласованы понятия информационной и документной полноты фонда. Допускается и - более того - всемерно развивается возможность все более широкого использования документов библиотечного фонда за пределами читальных залов, т.е. вне стен библиотечного здания (помещения), что обеспечивается функционированием абонементных отделов. При этом, однако, информацию было невозможно отделить от ее носителя.
Современные технические средства позволяют разнести в пространстве информацию и ее носитель, пользователя и материально-техническую базу библиотеки. Читатель обретает возможность получать нужную информацию по-прежнему при посредстве библиотеки, но в большей мере, чем сейчас, не обязательно из ее собственных фондов.
В этой ситуации возникает представление, что библиотека постепенно утрачивает свою роль документной системы, либо вообще выпадает из акта документной коммуникации. Но это не более чем иллюзия. Фактически в условиях информатизации каждая отдельно взятая библиотека, сохраняя за собой статус юридического лица и профиль собственного фонда, фактически перестает быть изолированной единицей, во все возрастающей мере становясь подсистемой некой интегральной “библиотеки без границ”, с одной стороны, все более завися от состава фондов других библиотек системы и иных информационных систем, а с другой стороны, в той же мере ставя их в зависимость от себя. Ее собственный фонд продолжает сохранять и даже увеличивать свое прежнее значение, поскольку по-прежнему ориентируется на общее и особенное в потребностях и запросах своего контингента пользователей. Как и в настоящее время, библиотеке будет со всех точек зрения целесообразнее иметь активно и сверхактивно спрашиваемый документ в собственном фонде, чем обращаться за ним в другие фонды. Теоретически можно предположить, что доля собственных документов, по закону Брэдфонда, по-прежнему будет такой, чтобы обеспечить приблизительно две трети запросов “собственного” контингента пользователей. То, что информация из этого документа доставляется практически абоненту при том, что сам документ будет, положим, оставаться без движения, меняет лишь библиотечную технологию, но отнюдь не суть библиотечного обслуживания.
Иными словами, фундаментальные положения формирования библиотечного фонда, теории библиотечного обслуживания, теории библиографирования и библиографического обслуживания полностью сохраняют свою силу и в информатизированном обществе. И, следовательно, лишено оснований стремление отказаться от ключевых положений традиционной теории библиотечной деятельности и замены ее так называемой информационной концепцией, в которой гипертрофируется одна из составляющих документа в ущерб другим - знаковой системе, кодам, вещественной основе. Доведенная до практического внедрения, эта концепция предполагает сначала упразднение библиотечных фондов, а затем и самой библиотеки, которая без своей основы неизбежно переродится в качественно иную систему. Если библиотека все же останется (что более вероятно, поскольку необходимость в такой документной системе в обществе сохранится), “информационную” концепцию придется отбросить как не оправдавшую на практике. Лучше это сделать до того, как она получит “права гражданства” в основополагающем вузовском учебнике, библиотечной энциклопедии и тому подобных определяющих документах. Она имеет право на существование лишь как одна из точек зрения, парадигмой же имеет право называться лишь, когда и если будет принята библиотечным сообществом. Идея выпячивания только информационной составляющей документа есть не что иное, как попытка реанимировать кардинальное заблуждение информатиков 60-70-х гг. с их потугами создать “библиотеку без книг, без читателей, без библиотекарей”, а еще лучше - просто ликвидировать библиотеку как исторический анахронизм. Жизнь, однако, распорядилась иначе, ликвидировав ГАСНТИ, но сохранив библиотеки. Не будем же вновь, теперь уже сами, посягать на библиотеку как документную систему, в которой информация, знаки, коды и носитель учитываются в единстве и разумном балансе.
Должен быть отвергнут и тезис о “высокоинтеллектной библиотеке”, в котором на библиотекаря возлагается функция семантической переработки информации, т.е. решение задачи, присущей исключительно пользователю.
Отрицательно должна быть воспринята и идея замены библиотеки медиатекой, поскольку библиотечный фонд со времен Ашшурбанипала гостеприимен к любым видам документов, и профильные медианосители независимо от их местонахождения воспринимаются им также охотно, как и документы на бумажных носителях.
Неологизм “виртуальная библиотека”, имеющий в своей основе тоже превратное в своем роде представление об информационной функции библиотеки, вообще должен быть исключен из библиотечного лексикона просто по этимологическим соображениям. Правомерно вести речь о библиотеке с дистанционным доступом к документам, о распределенной в пространстве библиотеке и т.п., но только не о “виртуальной”.

Социальное предназначение библиотеки – сбор, хранение и предоставление документов пользователю. Отсюда ее онтологическая функция - коммуникационная ,т.е. обеспечение связи между документом и пользователем. Наличие библиотеки – объективная необходимость существования любого социального института, социальный закон его успешной деятельности.

Ряд специалистов полагают, что библиотека выполняет информационную функцию. Более того, утверждают, что эта функция – самая главная. Однако информацию несет документ , даже не фонд и тем более не библиотека . Если информационную функцию она и выполняет, то опосредованно, т.е. посредством документов, составляющих библиотечный фонд. Функция же библиотеки как системы именно коммуникационная: соединить пользователя с документом, в котором содержится требуемая информация. Что пользователь с этой информацией сделает: усвоит ли ее, использует ли – во благо или во вред, - за это библиотека не отвечает. Ее задача – документ с нужной документацией найти, предоставить, всячески облегчить пользование им, но и только! В редком случае по просьбе пользователя и в пределах своей компетенции библиотекарь может взять на себя ответственность разъяснить содержание документа, оценить его, порекомендовать воспользоваться другими источниками по тому же вопросу.

Правильнее считать, что библиотека выполняет функцию информационной поддержки обслуживаемого института. Ее целевое назначение состоит в том, чтобы оказывать пользователям помощь в удовлетворении разнообразных инфопотребностей, охватывающих все стороны бытия, социализации и самореализации, будь то (само)образование, (само)обучение, (само)воспитание, здоровье, а также бизнес, политика, управление, развлечения. Иными словами, она выполняет вспомогательно-производственную, вспомогательно–образовательную, вспомогательно–научную и другие функции. Библиотеке принадлежит ведущая роль в содействии культурному прогрессу и информатизации общества.

Во все тысячелетия своего существования библиотека выполняла просветительскую функцию , приобщая население ко всему знанию, выработанному человечеством во всех сферах: науке, искусстве, литературе, политике, экономике, морали, мировоззрении и т.д. Библиотека осуществляет функцию социализации , облегчая личности адаптацию в обществе благодаря информированию по широкому кругу вопросов, касающихся его жизнеобеспечения и социальной приспособленности. Частное проявление функции – ценностно-регулятивная. Она ориентирует личность в социальных ценностях, их иерархии в каждый исторический период, в каждом конкретном социуме.

Библиотека имеет возможность осуществлять реакционную функцию, представляя пользователям развлекательную литературу, организуя вечера отдыха, юморины и тому подобные увеселительные мероприятия. Выполнение этой функции радикально отличает библиотеку от других документально-коммуникационных систем типа архивов, органов научно-технической информации.

Прагматическая функция библиотеки позволяет ей быть ценным подспорьем при решении ими любых производственных, учебных, деловых, управленческих и тому подобных вопросов. Деятельность библиотек подчиняется потребностям пользователей, в результате чего сущностные функции каждой из них проявляются по-особому при неизменности главной – документально-коммуникационной.

В зависимости от вида и типа, специфики решаемых библиотекой задач и инфопотребностей ее пользователей на передней план те или иные функции, и тогда остальные играют вспомогательную роль или исчезают вообще. Трудно, к примеру, ожидать, что академическая библиотека, в отличии, скажем, от библиотеки дома отдыха, станет выполнять развлекательную функцию, хотя в качестве кратковременного досуга ученый может заинтересоваться юмористической публикацией или кроссвордом. Напротив, от сельской библиотеки неправомерно требовать, чтобы она удовлетворяла научные запросы, однако выполнение ею культурно-просветительской функции, равно как и других функций (помощь учебе, воспитанию детей, домоводству, садовничеству и огородничеству), вполне правомерно.

Содержание библиотечной деятельности заключается в предоставлении пользователям по их запросам библиотечных продуктов, а также библиотечных, библиографических, информационных услуг. Предоставление основных бесплатных услуг гарантировано Федеральным законом;о библиотечном деле». Пользователь имеет право на свободное получение любой неконфиденциальной документированной информации.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых