Основные показатели государственного бюджета. Показатели состояния бюджета Основные характеристики бюджета

В статистике государственного бюджета используются абсолютные и относительные показатели.

К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся:

1) налоги – это доходы – это обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления;

2) обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, которые взыскиваются государственными учреждениями для удовлетворения государственных потребностей;

3) неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий и др.) и некоторые безвозмездные поступления (частные пожертвования, штрафы и др.);

4) официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющих нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций;

5) расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования (текущие или капитальные);

6) чистое кредитование (кредитование минус погашение) – это вся совокупность операций учреждений государственного управления с финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

7) дефицит (или профицит) – это итоговый показатель финансовой деятельности государства. С точки зрения финансирования дефицит может быть определен следующим образом:


Дефицит (превышение расходов над доходами) = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.


Профицит (превышение доходов над расходами) = (Погашение – Заимствование) + Увеличение остатков ликвидных финансовых средств.


8) государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторам экономики и остальным миром. В государственный долг не включаются:

а) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

б) обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

в) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;

г) любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

На основании абсолютных показателей статистики государственного бюджета рассчитываются относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:

Если показатель доли налогов и сборов растет более быстрыми темпами, чем показатель доли налогов, то можно сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения.

1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

    Основные показатели государственного бюджета.

    Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.

    Статистика внебюджетных фондов.

  1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

Государственные финансы – важнейшая составная часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения своих функций.

Задачами статистики государственных финансов являются:

    Изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов;

    Определение основных направлений изменения величины и структуры государственных финансов;

    Характеристика показателей, определяющих содержание и направление фискальной политики государства.

Государственные финансы складываются из нескольких элементов:

    Государственный бюджет, включающий бюджеты разных уровней государственного управления;

    Внебюджетные фонды;

    Государственный кредит;

    Финансы государственных предприятий.

Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет. Это очень значительный инструмент управления экономикой страны. Направленное изменение фискальной политики государственного бюджета позволяет государству оперативно влиять на экономическую ситуацию в стране, правильное распределение собранных средств – сглаживать социальное напряжение в обществе, изменять пропорции между различными отраслями экономики, вызывать изменение темпов роста производства и потребления. Такой широкий круг проблем, решаемых при помощи государственного бюджета, вызывает потребность в его глубоком изучении.

Изучают государственный бюджет при помощи статистических методов анализа, которые позволяют:

    Совершенствовать бюджетные классификации в соответствии с международными стандартами;

    Определять общую величину бюджетных доходов и расходов, рассчитывать размер превышения одного показателя над другим;

    Изучать структуру доходов и расходов, ее изменение в течение определенного периода;

    Выявлять основные источники финансирования дефицита государственного бюджета или направления размещения свободных средств при наличии профицита;

    Определять размеры государственного внутреннего долга;

    Проводить анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

    Выявлять влияние фискальной политики государства на экономическое развитие страны и уровень жизни населения.

  1. Основные показатели государственного бюджета.

Для правильного построения, расчета и анализа выполнения государственного бюджета необходимо определить основные принципы его построения, правильно очертить круг институционных единиц, операции которых подлежат отражению в государственном бюджете, классифицировать экономические категории, учитываемые при его составлении.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы одного сектора экономики – «Государственные учреждения». Задачей статистики в данной области является осуществление группировки основных операций данного сектора. Такая группировка создает аналитическую базу для определения потребности органов государственного управления в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов.

В сектор «Государственные учреждения» включаются институционные единицы, деятельность которых заключается в предоставлении услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Перераспределение производится, как правило, путем налогообложения институционных единиц, включаемых в другие сектора экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

К основным показателям государственного бюджета относятся:

  • официальные трансферты;

    кредитование минус погашение (чистое кредитование);

    превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит);

    государственный долг.

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Они разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относят налоговые и неналоговые поступления, к капитальным – доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли).

Официальные трансферты – это безвозмездные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный характер в виде субвенций, репараций, дарений, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций. Если аналогичные платежи поступают из негосударственных источников, они включаются в состав неналоговых доходов бюджета.

Расходы – это все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются. В состав расходов включаются и трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование включает предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Чистое кредитование объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Дефицит или профицит бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или преобразована в бессрочный долг.

Государственный долг разделяется на внешний и внутренний с подразделением каждого вида долга по типу держателя.

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.1 Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющимися, в соответствии с бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицитов бюджета.

Классификация доходов - это группировка доходов бюджетов всех уровней БС РФ.

К доходам бюджета относятся :

  • 1. Налоговые и неналоговые доходы
  • 2. Безвозмездные поступления (в т.ч. межбюджетные трансферты)
  • 3. Собственные доходы

Мною проведен анализ показателей областного бюджета за 2013 - 2015 годы, из которого можно сделать вывод, что общий объем доходов бюджета Амурской области за три анализируемых года увеличивается..

2.2 Расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ ИФДБ.

Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или действующего от их имени бюджетного учреждения, предоставить юридическому или физическому лицу, субъекту международного права денежные средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные ассигнования - это предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, для выполнения бюджетных обязательств.

Классификация расходов - это группировка расходов бюджета всех уровней БС РФ, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления (СГУ) и местного самоуправления основных функций, а также решение основных социально - экономических задач.

В результате проведенного мною анализа функциональной структуры классификации расходов областного бюджета на 2014 - 2015 годы можно сделать следующий вывод, что общий объем расходов областного бюджета имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение данного показателя.

2.3 Дефицит бюджета - это превышение расходной частью бюджета над его доходной частью.

Причины дефицита бюджета:

  • 1) Опережающий рост расходов по сравнению с доходами (эта причина свойственна для развитых стран);
  • 2) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
  • 3) Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становиться недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

Методы покрытия дефицита бюджета:

  • 1) Дополнительная эмиссия денег;
  • 2) Ужесточение налоговой политики;
  • 3) Выпуск долговых государственных ценных бумаг;
  • 4) Государственные займы и кредиты;

Виды источников финансирования дефицитов бюджета:

  • 1) Внутренние источники (в валюте Российской Федерации) :
    • · бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
    • · поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
    • · сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
    • · изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
  • 2) Внешние источники (в иностранной валюте):
    • · государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • · кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Мною в процессе прохождения учебной практики был проведен анализ источников финансирования дефицитов бюджета Амурской области на 2013 - 2015 годы. По его результатам можно сделать следующее утверждение, что на протяжении 3 анализируемых лет ИФДБ имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение анализируемого показателя.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. бюджет источник дефицит контроль

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Мною в процессе прохождения учебной практики был определен дефицит бюджета Амурской области за период с 2013 - 2015 года. По результату анализа, который был проведен, можно сделать следующее утверждение, что областной бюджет носит дефицитный характер.

Налоговая система - совокупность разных видов налогов, в построении и исчислении которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов.

По экономическому содержанию доходы бюджета представляют собой финансовые отношения, возникающие между государством, хозяйствующими субъектами, гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета.

Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

  • · федеральные налоги и сборы;
  • · налоги и сборы субъектов РФ - региональные;
  • · местные налоги и сборы.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетную систему.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с налоговым законодательством налоги распределяются между бюджетами различных уровней по установленным нормативам отчислений.

Так мною в процессе прохождения учебной практики произведено распределение налогов между федеральным, региональным и местным бюджетами.

Профицит бюджета - это превышение доходной части бюджета над расходной его частью.

В процессе прохождения учебной практики мною был проведен анализ сводной ведомости учета доходов по счету №40102 за 2015 год. Было выявлено что наибольший остаток на конец 2015 года занимают доходы от «Штрафов, санкций, возмещений ущерба» и составляют 159 272,60 тыс. руб. А наименьший остаток на конец занимают доходы от «Административных сборов и платежей» и составляют 545,5 тыс. руб.

При составлении бюджетов и сопоставлении плановых (бюджетных) показателей с фактическими результатами необходимо принимать во внимание поведение затрат . Например, если бюджетный и фактический объем производства различны, какие затраты отреагируют на это различие, а какие нет Как будет показано в гл. 13, игнорирование влияния изменений объема на бюджетные и фактические затраты может свести к нулю ценность бюджетного контроля , поскольку будут сравниваться несопоставимые величины. Если бюджет, рассчитанный на один объем выпуска, сопоставляется с фактическими результатами, базирующимися на другом объеме, то выявленное расхождение частично связано с различными значениями объема выпуска, и только  


Типичная система бюджетирования определяет сферу ответственности менеджеров и соотносит ее с определенными элементами бюджета (таким образом, речь идет об учете ответственности). Финансовый контроль и оценка результативности при этом часто основываются на сравнении бюджетных и фактически достигнутых показателей (контроль с обратной связью) и на сравнении бюджетных показателей с установленными организацией целями (контроль с прямой связью). Очень часто величина вознаграждения руководителей (льготы, премии и другие выплаты) бывает связана с результативностью деятельности организации , определенной через механизмы контроля с прямой или обратной связью . Этот вопрос обсуждается в гл. 13, 14, 15, где будет показано, что контроль финансовых результатов имеет ограничения и даже таит в себе некоторые опасности.  

Реакция на отклонения (называемая также управлением по отклонениям) формирует базу финансового контроля и строится на оценке того, насколько организация продвинулась к поставленным целям за определенный период. Такая оценка осуществляется выявлением расхождений бюджетных и фактических затрат и доходов (контроль с обратной связью или бюджетных показателей с установленными организацией целями (контроль с прямой связью). Действия менеджеров, направленные на преодоление выявленных в результате анализа значимых отклонений, и составляют суть управления по отклонениям.  

Сравнение фактических и бюджетных показателей  

Как Вам известно, в нашей фирме руководители служб отвечают за исполнение бюджета своего отдела. Ниже приведено сравнение плановых и бюджетных показателей деятельности Вашей службы, по данным истекшего финансового полугодия.  

Напомним, что калькулирование по полным затратам согласуется с требованиями, предъявляемыми к бухгалтерской отчетности для внешних пользователей , однако оно несет в себе некоторые искажения, связанные с распределением постоянных накладных затрат . В то же время анализ на основе маржинального калькулирования позволяет более точно отразить факторы отклонения выручки от бюджетного показателя. Кроме того, он служит, пожалуй, наилучшей иллюстрацией альтернативных затрат (т.е. затрат упущенных возможностей в случае невыполнения плана продаж) или альтернативных прибылей, когда имеет место перевыполнение плана.  

На практике бывает сложно определить, какими должны быть пересмотренные стандарты, и проследить новые взаимосвязи показателей. Например, будет ли цена 38 ф.ст. за пачку разумной в сложившихся обстоятельствах для компании АМС Ltd. Если ответить на этот вопрос положительно, то возникает другой вопрос как новая стандартная цена будет соотноситься с бюджетными показателями объемов продаж, учитывая, что план даже по менее высокой цене (37 ф.ст.) выполнен не был  

Если рост спроса значителен, то для его удовлетворения потребуются дополнительные затраты, причем весьма срочно. Например, встанет вопрос о сверхурочной работе , понадобится незамедлительно разместить заказы на материалы у поставщиков. Вполне вероятно, что придется согласиться с более высокими закупочными ценами на материалы и увеличением почасовой ставки оплаты труда . Этот перерасход не отражен в бюджетных показателях. Иными словами, необходимость срочной реакции на изменения внешней среды обусловит рост неблагоприятных отклонений. В подобных ситуациях анализ отклонений от бюджета акцентируется на двух моментах  

Возможно ли, что отклонения вызовут негативную реакцию со стороны менеджеров (т.е. отказ от реагирования на изменения спроса из-за боязни ответственности за невыполнение бюджетных показателей).  

Реакцией менеджеров на неоправданно жесткий с их точки зрения бюджет может быть намеренное создание бюджетного "зазора" в качестве резерва на случай возникновения непредвиденных ситуаций и возможного "урезания" бюджета. (Формирование менеджерами бюджетных показателей, благоприятных для них самих, носит название бюджетных смещений.) Менеджеры также могу ощущать давление, побуждающее к неоправданно оптимистичным прогнозам (например, объемов продаж), что, в свою очередь, создает видимость дефицита бюджетных ресурсов или обусловливает принятие недостижимых бюджетных заданий. Однако попытки уменьшить бюджетный зазор встречают активное сопротивление менеджеров. Свидетельством наличия бюджетного "зазора" могут служить ситуации, когда организация в конце бюджетного периода предпринимает интенсивные усилия потратить побольше денег, хотя такие расходы не продиктованы необходимостью.  

Раздувание бюджета. Не отвечает общим интересам и стремление руководителей ориентироваться только на бюджетные показатели своих подразделений, стараясь возвысить свою значимость.  

Из отчета, составленного в новом формате, ясно видны возникшие отклонения, их причины, ответственность руководителя и принимаемые меры по устранению нежелательных расхождений фактических и бюджетных показателей. Так, например, невыполнение плана по реализации программных продуктов коммерческим предприятиям (процент выполнения задания - 72,61%) является для анализируемого центра ответственности неблагоприятным отклонением. Его причина состоит в том, что ряд фирм отказался от новых версий программ из-за частых сбоев, возникающих не по вине пользователей. Это отклонение является контролируемым для начальника отдела вторичных продаж коммерческим организациям . Единственная мера, которая может быть принята в данном случае, - повышение качества программных продуктов . Необходим более тщательный подход к разработкам новых версий. Ответственный за возникновение подобного неблагоприятного отклонения Иванов И.О. может понести наказание.  

Данный принцип может быть реализован лишь при наличии у предприятия нормативной базы , содержащей нормативные, сметные (бюджетные) показатели, рассчитываемые на основании первичной технологической, конструкторской, финансовой и административной документации и используемые для разнообразных нужд управления определения нормативных сумм затрат на производственные и коммерческие процессы, лимитирования отпуска в производство и на хозяйственные цели материальных и топливно-энергетических ресурсов , расчетов фондов оплаты труда , численности персонала , смет расходов на содержание аппарата управления , проектов отпускных цен и т.п. Вместе с тем в отечественной практике действуют лишь отдельные фрагменты нормативной базы.  

Прогнозы бюджетных показателей.  

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.  

Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета . Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.  

Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии , надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели  

Наиболее простой метод - сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.  

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным (все остальные показатели остаются неизменными). Метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.  

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Они могут использоваться для сравнения показателей состояния бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения состояния бюджетов территорий.  

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели - бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами , соотношения собственных и регулирующих доходов и др.) выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.  

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата , начисления, все виды хозяйственных расходов , трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета . Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис. 6.7.  

В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей государственного бюджета во времени. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.  

Исходной точкой расчета управленческого результата является фактурирование. Этот расчет проводится на базе калькуляционных и бюджетных показателей, в структуре которых выделены организационная и техническая составляющие, и дополняется сравнением плановых и фактических величин. Управленческий результат является той итоговой информацией, на которую сориентирована вся работа по формированию отчетности контроллера . Этот результат, по сути, не является чистым результатом, а в большей мере показывает факт достижения или недостижения цели. Так, калькуляционные амортизационные отчисления и целевой доход с капитала были установлены на основании решений руководства.  

Риск анализируется, и в случае высокого показателя неблагополучного исхода предлагаемые проекты контролируются более тщательно. Менеджеру на этапе планирования полезно ответить на ряд вопросов как в предыдущие годы завершились проекты по НИР, уложились ли затраты и сроки в рамки бюджетных показателей если нет - что вызвало превышение затрат и увеличение сроков существуют ли проблемы сегодня или они были устранены.  

Важно постоянно оценивать выполнение программ по НИР. Если по какому-то проекту необходимо увеличить затраты и сроки по сравнению с бюджетными показателями, выполнимость этого проекта подвергается сомнению.  

Другим существенным моментом является то, что бюджет охватывает только централизованно устанавливаемые аппаратом управления (директивные) показатели для отдельных подразделений (центров ответственности). Методология бюджетирования на отдельных предприятиях может различаться встречается планирование сверху вниз (проекты бюджетов подразделений разрабатываются службами аппарата управления) снизу вверх (проекты бюджетов разрабатываются самими подразделениями) встречное планирование (проекты бюджетов разрабатываются подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления). Однако, в конечном итоге, утверждение бюджетных показателей происходит по линии аппарат управления (директивный орган) - подразделение (центр ответственности за исполнение утвержденных бюджетных показателей) .  

Следующий момент, на который следует обратить внимание, изучая теорию мотивации , связан с индивидуальным восприятием бюджетов и нормативов как некоторой системы целей . Напряженность бюджетных показателей может заставить менеджера делать все, чтобы не выйти за границы допустимых расходов, хотя это редко позволяет достичь лучших показателей. Один из способов эффективного использования бюджетов и нормативов как системы целей - это соотнести их с личными притязаниями менеджеров, т.е. сопоставить их с личными целями, которые менеджеры надеются достичь (и делают для этого все возможное). Исследования Стедри (1960) и Хофстеда (1968) по изучению взаимосвязи общих результатов деятельности организации, системы бюджетов и уровня притязаний менеджеров показали, что наихудшие результаты деятельности имеют место, когда перед работниками ставятся легко достижимые цели , а наилучшие - при постановке относительно сложных, но реалистичных целей. Иными словами, как слишком "мягкий", лак и слишком "напряженный" бюджет не способствует улучшению результатов деятельности . Результаты работы Хофстеда проиллюстрированы на рис. 16.3.  

Административный контроль присутствует в каждой организации в виде правил и указаний, подобных изложенным в бюджетном руководстве. Нет никаких сомнений в необходимости существования таких механизмов. Одна из проблем

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования экономики, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

1.2. Основные характеристики бюджета

Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с которой потребители бюджетных средств - отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т.е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов.

Доходы бюджета классифицируются:

· по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;

· по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы;

· по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.

Формирование доходной части бюджета приобрело в настоящее время в основном налоговый характер.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжении органов государственной власти.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

· по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

· по функциональному назначению - на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых