Буза — борьба-мамонька: история и техника. Русские боевые искусства: буза Буза русская народная традиция рукопашного боя

Русская Буза или просто Буза – борьба, разновидность рукопашного боя, являющаяся исконно русской боевой дисциплиной. Данная традиция русского народного рукопашного боя легла в основу отечественной системы ближнего боя.

Буза характерна для северных регионов России, так как своё распространение ещё в старые времена она получила именно в северо-западных землях, на которых сегодня располагаются такие области, как Новгородская, Тверская, Вологодская и Псковская. Это единоборство в разное время и в разных местах имело множество разных названий, но Буза – наиболее распространённое и дошедшее до наших дней.

Довольно часто этот вид борьбы получал название от мелодии, под которую происходили показательные состязания. Как правило, такие состязания проводились на ярмарках и других массовых гуляниях народа. Например, буза часто именовалась такими названиями, как «галаниха», «шараевка», «скобарь», «мамонька» и другие. Со временем стиль и техника рукопашного боя приобретали свои индивидуальные черты, что дало им и определённое название. Поэтому «Буза» – это не только бойцовская мелодия и пляска, но и определение конкретной техники ведения борьбы.

Боевой пляс Буза

Но с началом развала Советского союза и массовым появлением на отечественном рынке зарубежных фильмов, которые в своей основе пропагандировали различные «экзотические» боевые искусства, и без того малый интерес к отечественным видам единоборств, переключился на каратэ, айкидо, ушу и прочее. Перестройка вывела различные школы боевых искусств из подполья, толпы падких ко всему новому подростков и не только устремились записываться в те или иные секции. Но это не значит, что не было школ русских единоборств. Они были тоже. Это «спас» или «славяно-горицкая борьба».

Но, согласно древнему изречению, «время лечит», всего через несколько лет пыл новоявленных каратистов угас, и боевые искусства больше не пользовались большой популярностью. Единоборствами увлеклись те, кто действительно хотел получить те или иные боевые навыки, так как борьба – это не только набор боевых приёмов и техник для ведения драки, но это также вера в себя и свои силы, это вера в друзей, и это духовная вера. Основа веры прослеживается во всех боевых искусствах мира. И хотя их философии различны, основы веры примерно одинаковы. И русские боевые единоборства не исключения, в том числе и буза.

Буза — борьба с богатым фольклорным наследием

Конкретных и точных сведений о бузе нет, поэтому возрождение этой борьбы скрупулезно собиралось в различных этнографических экспедициях с 1987 года. Все полученные данные тщательно изучались и систематизировались, что позволило Базлову Г.Н. защитить кандидатскую диссертацию в 2002 году в МГУ на историческом факультете по теме «Деревенская артель кулачных бойцов — рукопашников», который впоследствии стал президентом Центра Традиционного Русского Боевого Искусства.

Буза является не только русским рукопашным боем, но также и довольно богатым источником, который содержит фольклорное наследие. Это знания, которые позволяют изучать Россию с точки зрения культуры. С 90-х годов буза выросла из направления русского единоборства до общественного движения, которое собрало вместе исследователей и любителей исконных русских боевых единоборств.

Как боевая воинская дисциплина, буза сформировалась в северо-западных родовых дружинах кривичей и словен. Наибольшее распространение получила в деревнях, чьи артели славились кулачными бойцами, где и была популярна до второй половины 20 века.

Буза — борьба, включающая в себя как ведение поединка с оружием и без, так и исполнение боевого пляса. Так как Россия постоянно вела войны, как свои, так и чужие, то русским воинам буза помогала не раз одерживать победу в сражениях и с половцами, и с крестоносцами, с татаро-монголоми, шведами, поляками. Боевые приёмы борьбы бузы использовались постоянно, включая и Великую Отечественную Войну.

Последователи бузы достойны самых высоких похвал, так как с приходом советской власти русские боевые искусства были объявлены пережитками прошлого. И за их изучения можно было сесть или быть расстрелянным. Но, тем не менее, русский народ, преимущественно проживающий в деревне, сумел сохранить столь уникальный вид борьбы. Буза известна ещё со времён славянских дружин. В пользу этого говорят результаты этнологических анализов обрядов, которые выполнялись кулачными бойцами. Так, можно с точностью утверждать, что традиция бузы идёт из 12-13 веков, когда были новгородские ушкуйники. Это, если говорить о фактах, не подтвержденных документально историческими записями. Если говорить о записях, то книга «Ода кулачному бойцу», которую можно датировать 1750 годом, рассказывает о том, как воин, владеющий приёмами бузы, побеждает графа Орлова-Чесменского, знаменитого бойца на кулаках.

Основа бузы

Как и любое единоборство, буза имеет свою философию, которая в своей основе имеет три понятия, на которых строится обучение и познание не только боевых приёмов, но и правильность поступков к себе, семье и отчизне. Это вера, соблюдение обычаев и традиций, методы обучения, техника и приёмы. В такой последовательности ещё с древности формировалось и формируется сегодня мышление русских кулачных бойцов. Вера призвана для укрепления характера, для преодоления боязни смерти, так как «голову свою сложить задруги своя – это наибольший подвиг». Соблюдения обычаев и традиций сохраняют уклад семейной жизни, помогают воспитывать детей, поддерживают искренние отношения между мужем и женой, прививают навыки труда.

В общем, прививают те цели, ради которых и живёт человек. Способы обучения приёмам и техникам рукопашного боя учат воина не только банальному ведения боя, но и ответственности, умению защитить не только себя, но и свою семью, свою родину, способам выживать в самых критических жизненных ситуациях. Русский рукопашный бой, буза, призван сохранять и защищать не только веру, традиции и обычаи, но и культуру народа, без которой он не может существовать в принципе.

Техника борьбы бузы

Борьба буза наряду со своей уникальностью обладает и многими элементами, которые свойственны другим боевым рукопашным единоборствам. Это удары ногами и руками, различные броски, болевые хваты и заломы, удушающие приёмы. Так или иначе, но в бузе, как и в любом единоборстве присутствуют заимствованные приёмы и техники, которые накапливались веками и сохранялись. На протяжении многих веков буза впитывала в себя всё то, что способствовало победе и выживанию.

Именно поэтому техника бузы, как рукопашного единоборства была довольно разнообразной, так как в разных регионах она отличалась стратегией ведения боя. Однако, даже в разных стратегиях ведения боя всегда имелся общий, иногда менявшийся, но сразу выделявшийся в стиле бузника.

Бой в технике борьбы бузы может быть боевым, состязательным и прикладным. Состязательная техника боя бузы обычно использовалась для потехи на сборищах друзей и воинов – дружинников, на праздниках в качестве показательных выступлений. В данном виде бои бузников ни в коем случае не допускали использование травмирующих и калечащих приёмов. Так как правил, как таковых не существовало, состязательные поединки проводились «уговором». Бойцы заранее договаривались, как будет проходить бой. При этом «уговор» строго соблюдался. Например, «уговор» мог наложить запреты на битьё палкой в определённые места, нанесение ударов в пах или затылок, залом пальцев и прочее.


В отличие от состязательной бузы, боевая буза не ограничивалась уговорами и разрешала применять всё для достижения победы.

Уникальность борьбы бузы состоит в том, что она является не только боевой, но и культурной дисциплиной. При обучении различным приёмам воины — кулачники также обучались и различным танцам, которые в отдельности от боевых приёмов можно считать культурным развитием. Это так называемая плясовая акробатика или боевой пляс. Также прикладная буза предусматривает обучение на развитие внимания, обучение выживанию в дикой природе и различные упражнения по оздоровлению организма, включая методы народной медицины.

Буза сегодня

Несмотря на то, что такая богатая и уходящая своими корнями глубоко в века традиция русского рукопашного боя, как буза не сохранилась в записях и документах, она всё же сохранилась и активно развивается в наши дни. Благодаря нашим предкам, прадедам и дедам, эта традиция ведения боя передавалась из уст в уста, из поколения в поколения.

Материалы по борьбе бузе собирались долгие годы, систематизировались и упорядочивались в этнографических экспедициях. И продолжают собираться сегодня. Особенно ценными в этом направлении являются жители глубинок нашей страны, жители русских деревень. Это тот костяк, который в военные годы состоял в рядах нашей армии и защищал родину от врагов. Это те люди, которые знают войну, прошли её и применяли бузу в настоящем бою на смерть. Но важно учесть и то, что у одного человека не всегда можно в точности узнать всё о бузе, а за последние 70-80 лет носителей исконного русского стиля рукопашного боя остаётся всё меньше и меньше. К тому же, с укреплением советской власти с 20-х годов прошлого века за боевой пляс бузы и рукопашный бой можно было угодить в тюрьму.

Борьба Буза, как и родовой стиль князя Голицына, уходит своими корнями в северо-западные земли страны, то и приёмы князей Голицыных входят сегодня в неё. Боевые традиции Голицыных были достаточно богаты и смогли скрытно сохраниться до наших дней. А накопленный родовой опыт рукопашных приёмов последний потомок Голицыных, Борис Васильевич Тимофеев-Голицын успел передать нашим современникам, Базлову Григорию и Семёнову Дмитрию.

Кадочников А. А. о бузе сказал так: «Нужно вбирать всё лучшее, чтобы восстановить ту единую систему русского боя, которая способствовала появлению различных боевых стилей. Это и моя система, и приёмы князя Голицына, и буза».

Это была буза — борьба-мамонька русского народа.

— это боевое искусство, которое воссоздал в Твери Г. Н. Базлов в 90-х годах 20 века. Это единоборство состоит из боевого пляса, и боя с оружием.

Борьба эта ранее существовала в северо-западных регионах Росcии — на землях современных Тверской, Новгородской, Псковской, Вологодской областей. Это народное единоборство имело множество названий, из которых буза — это наиболее употребляемое. Зачастую названия у борьбы не было вообще, а собственно традицию боя в различных местах называли по наименованию боевой пляски, под музыку которой и происходила драка. Так, среди различных названий боевых мелодий, по названию которых прозывали и традицию боя, существуют такие варианты, как буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, под-драку, скобарь, горбатого, собака, мамонька… «Буза» — это самое частое в употреблении название, и вместе с бойцовской мелодией и пляской это понятие обозначало как саму драку, так и боевую технику.

История

С 1987 года это боевое искусство понемногу собирали в экспедициях этнографической направленности исторического факультета Тверского Государственного Университета, полученные материалы подвергались анализу и систематизации. В 2002 году в МГУ на историческом факультете Г. Н. Базлов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников». Эта диссертация была написана по данным экспедиций, проходивших более 12 лет. Его автором стал Базлов Григорий Николаевич, научный руководитель — Заседателева Лидия Борисовна, являющаяся доктором исторических наук.

С 1990 года активисты бузы стали взаимодействовать с Российским Фольклорным Союзом, получая дополнительные знания о российской культуре. С начала 1990-х годов буза стала выступать не только в роли направления русского традиционного единоборства, но и в качестве общественного движения, которое объединило исследователей и любителей отечественных традиционных единоборств из разных областей России и за рубежом.

Сейчас проведение исследований традиций и практики бузы, поиск самых эффективных методов обучения бузы ведет Центр Традиционного Русского Боевого Искусства, президентом которого является Базлов Г. Н.

Исторические свидетельства о бузе

Самое древнее упоминание в литературных источниках о бузе, как об искусстве боя приводится в книге Баркова Ивана Семеновича «Ода кулачному бойцу». В этом произведении идет рассказ о том, как бузник побеждает в поединке знаменитого бойца на кулаках графа Алексея Орлова-Чесменского. Эту оду достаточно точно можно датировать 1750 годом. Таким образом, в 18 веке буза являлась очень распространенной и популярной среди народа. При проведении этнологического анализа содержания и характера обрядовых действий бойцов на кулаках, которые сохранились в традиции бузы, можно говорить о том, что начало эта традиция берет во времена новгородских ушкуйников в 12-13 вв и даже ранее — во времена славянских дружин.

Техника бузы, характеристика разделов

Техника бузы, как , была достаточно разнообразной, она была собрана в разных регионах северо-запада России. Часто даже в соседних селениях использовались преимущественно разные стратегии проведения поединка, но в любом варианте имелся общий технический центр, менявшийся, но сразу определявшийся в технике любого бузника.

Техника боя бузы подразделяется на состязательную и прикладную. Состязательная техника использовалась на встречах друзей, во время праздников, когда проводились состязания по борьбе, палочным и кулачным боям. В варианте состязательной бузы недопустимо было использовать технические приемы, которые могли бы привести к тяжелым поражениям соперника. Вместо правил в таких боях был «уговор», в котором бойцы договаривались о том, как будет проходить борьба. Уговоры, как правило, проходили перед каждой схваткой и соблюдались при любых условиях. Те, кто нарушили уговор, наказывались обеими сторонами. Уговор, к примеру, мог запрещать бить в пах и затылок, ломать пальцы, бить палкой и т.п.

В боевой бузе не существовало никаких уговоров, можно было применять все, что могло бы принести победу. Существовали в поединках только определенные этические рамки, которые применялись в боевой технике. Так, существовала поговорка: «своих режем — чужих колем», которая определяла нанесение колющих ударов ножом в ходе поединков против «своих».

По использованию оружия бузу можно разделить на:

1. Бой с использованием ножа;

2. Бой с использованием палки;

3. Метание;

4. Стрельба;

5. Бой с использованием специальных приспособлений и подручных средств.
В технике без использования оружия можно выделить такие разделы:

1. Техника нанесения ударов;

2. Техника борьбы;

3. Способы причинения травм переломами, вывихами, удушениями, др.;

4. Специальная, а также плясовая акробатика.

Особый раздел: в нем происходит обучение специальным методикам управления вниманием, разумом, которые позволяют использовать прикладную технику бузы максимально действенно. Сюда же относится и обучение боевому плясу, ночному бегу, выживанию в сложных природных условиях, упражнения оздоровления и рекомендации народной медицины.

В разделе традиций, притч и боевых сказок изучаются традиции объединений кулачных бойцов. Подробно разбираются приведенные сказки и притчи, которые образно, символически передают традиции системы боя, философия и этика воина.

Буза находится в системе русских национальных единоборств.

Палочный бой

В этом единоборстве есть несколько базовых размеров палок.

1. Кол — размерами от полутора до двух метров. Кол обычно заостряют с одной из сторон. Это оружие часто выламывали из забора во время резко возникшей драки — т.е. они были временным боевым средством, а не специальным оружием боя. Но существовали и специальные колы, заготавливаемые специально для драки. Эти палки предварительно замачивали в воде, чтобы сделать их тяжелее, более прочными и чтобы они «залипали» при нанесении удара. Так, в д. Карманово в Тверской области «моченые колы» надолго ложили в специально приготовленный рассол из брусники, и эти палки обладали особыми свойствами — «вокруг шеи обовьётся, не сломается».

2. Тростка была размером от одного до полутора метров, параметры могли колебаться — от размера трости и до размеров дорожного посоха, доставая до солнечного сплетения бойца. Тростка чаще всего обжигалась, на нее наносился орнамент. Кроме обычного — боевого употребления, тростка выступала в качестве символа кулачного бойца. Глядя на изображенные на ней знаки, можно было определить принадлежность бойца к определенной артели, узнать о его в ней положении, опыте боев. Это один из главных символов, показывающих принадлежность к движению бузы. Также существовали и тростки из металла.

3. Ручник — это палка для боя длиной с руку или с половину руки. Ручник делали из поломанных тросток с орнаментом. Были в употреблении и ручники из металла. В разных районах Тверской области ручники часто дарили полюбившимся девушкам.

4. Чижики или закладки — представляли собой короткие палки размером с ладонь. Использовались в бою как дополнительное средство, которое увеличивало травмирующие качества кулака. Боевые палки делали из различной древесины, чаще всего — из берёзы, можжевельника, дуба.

Техника боя на палках в бузе подразделяется на три основные группы.

1. Подорожная — поединок ведется палкой, которая держится обратным захватом за верхний конец, подобно тому, как ее держат путники.

2. Хвастание — в этой технике палка держится прямым хватом при помощи одной или двух рук, палку держат за один конец, вторым — наносят удары по противнику.

3. Бой переводом — в этом приеме палка держится за ее середину, место удержания при этом постоянно перемещаются.

Во время поединка на палках используются попеременно все три техники, меняясь между собой. Встречаются способы ведения поединка при помощи двух палок сразу, а также техники, которые сочетают применение палки с каким-нибудь иным оружием, к примеру, с ножом.

Ещё новости

Буза - казачье боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в начале 90-х годов прошлого века. Сейчас буза включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также бой с оружием.

Казачья боевая буза - борьба распространенная на северо-западе Росcии, на территории современной Тверской, Псковской, Вологодской, Новгородской областей. Существовало множество названий этой однородной традиции, буза – это одно из самых распространенных.

Часто отсутствовало название собственно борьбы, его просто не было и традицию в разных местах именовали по тому, как называлась боевая пляска, под которую проходило ломание, драка. Вот перечень некоторых названий боевых наигрышей, по которым называли так же и бойцовскую традицию: буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, потешного, под-драку, на-задор, скобарь, горбатого, собака, мамонька и др. «Буза» было названием наиболее распространенным и, наряду с бойцовским наигрышем и пляской обозначало одновременно драку и технику боя.

Этимология слова буза: в современном русском языке употребляется два слова «буза» разного происхождения. Одно – тюркское, обозначающее распространенный на Кавказе вид пива и славянское, обозначающее народные волнения.

Буза (боевое искусство)

Палочный бой

В бузе выделяют несколько основных размеров палок.

  1. Кол - (1.5 - 2 метра). Обычно кол был заострен с одной стороны. Колы чаще отламывали от изгороди во время внезапно вспыхнувшей драки, то есть они были скорее подручным средством, чем специальным оружием. Однако были и специальные колы, которые готовили непосредственно для драк. Такие палки часто заранее вымачивали в воде, чтобы они стали тяжелее, прочнее и, чтобы «залипали» при ударе. В деревне Карманово Тверской области нам рассказывали о «колах моченых», которые надолго клались в специальный брусничный рассол. Говорят, что такая палка «вокруг шеи обовьётся, не сломается».
  2. Тростка, (1,5 - 1 метр). Может быть размером как трость и как дорожный посох, достигая высоты солнечного сплетения. Обычно обжигалась и орнаментировалась . Помимо утилитарного - боевого назначения тростка также являлась символом кулачного бойца. По нанесённым на неё знакам можно было узнать, к какой артели принадлежит боец, какую роль играет в боевой группе, сколько провел боёв. В бузе тростка является одним из основных символов принадлежности к бузовскому движению . Бывали также и металлические тростки.
  3. Ручник - боевая палка длиной с руку или с пол руки. Обычно делалась из сломанных орнаментированных тросток. Изготавливали также и ручники из металла. В Максатихинском , Кашинском , Удомельском и других районах Тверской области было принято дарить орнаментированные ручники понравившимся девушкам.
  4. Чижики или закладки - короткие палки длиной с ладонь. Применялись в рукопашном бою как вспомогательное средство, усиливающее поражающие факторы кулака. Изготавливались боевые палки из различных пород дерева, но чаще из осины , берёзы , можжевельника, дуба.

Техника палочного боя в бузе делится на три основные категории.

  1. Подорожная - когда бой ведется палкой, удерживаемой обратным хватом за верхний конец, так как человек держит её во время ходьбы.
  2. Хваста́ние - когда палка удерживается прямым хватом, одной или двумя руками, за один конец, а другим наносятся удары.
  3. Бой переводом - когда палка удерживается за середину и точки удержания палки постоянно смещаются.

Во время боя на палках все три техники применяются одновременно, сменяя одна другую по мере необходимости. Существуют способы боя двумя палками одновременно и техники, сочетающие в бою палку с каким-либо другим оружием, например, с ножом.

Боевой пляс

Это одиночный, парный или групповой мужской танец, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности русского боевого пляса существует две.

Первая - это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю. Существует техника боя безоружного и вооруженного.

Другая разновидность - это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает ката, тао или другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приемов без партнера. Также это не связки атак и защит. Боевые элементы ломания - это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской - потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7и - до 15и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву. Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это прежде всего ломание ритма. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма, разрушая рамки своего привычного восприятия .

Примечания

Ссылки

  • Базлов Г. Русский рукопашный бой Буза. - 2006. - ISBN 5-9900336-4-8
  • Покровская артель

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых