Фотоотчёт «Осенняя мозаика. Сценарий осеннего праздника "Осенняя мозаика" классный час (1 класс) на тему Вступительное слово учителя

Класс:

#}

Цели: обобщить знания детей об осенних признаках. Проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: корзиночка с карточками, рисунки детей об осени, иллюстрации картин художников, корзины с муляжами фруктов и овощей.

Ход урока

Вступительное слово учителя

А речь сегодня пойдет о …

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (это осень )

Конечно, речь пойдет об осени.

Как разнообразна цветная мозаика.

Так и на нашем уроке будут сегодня различные игры, конкурсы, викторины.

Каждый видит осень по- своему. Посмотрите на иллюстрации картин художников.

А недавно мы слышали спор овощей.

Сценка «Спор овощей.»

1-ведущий:

Урожай у нас хорош,уродился густо.
И картошка, и горох,белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор

2-ведущий:

Кто из вас из овощей и вкуснее и нежней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Выскочил горошек, ну и хвастунишка…

Горошек:

Я такой хорошенький зелёненький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу!

1-ведущий: От обиды покраснев, свёкла проворчала…

Свёкла:

Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала!
Свёклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай - лучше свёклы нету!

Капуста:

Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики – плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой!

Огурец :

Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик всем понравится, конечно.

3-ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго…

Помидор:

Не болтай, огурчик, вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный, уж конечно, сок томатный.

Картошка:

Я, картошка, так скромна - слова не сказала…
Но картошка так нужна, и большим и малым

2-ведущий:

Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Чтоб красивым, сильным быть, надо овощи любить
Все, без исключенья, в этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

Беседа об овощах:

Как разрешился спор овощей?

А известно ли вам о значении овощей в жизни человека? Овощи-копилка витаминов. (От латинского слова «вита» что означает «жизнь».) Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся «докторами» заболевших людей.

Морковь и фасоль лечат от малокровия тех ребят, чьим щёчкам необходимо порозоветь. Перец выпроваживает из организма цингу, то есть лечит дёсны. А салат и томат заставляют толстячков похудеть. Капуста лечит язву желудка, а репа, кабачок, баклажан и арбуз помогают тем у кого болит печень.Бабушки и дедушки, у которых поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к тыкве, петрушке и свекле.

На огородах нашей планеты выращивается более120 видов овощных культур и 70 видов огородных культур.

Угадайте-ка, ребята, а:

1. Какие овощи ещё называют «синенькими»? (баклажаны )

2. Какой овощ называют «змеиной травой»? (чеснок, он отпугивает змей )

3. Какой овощ называют «необыкновенной ягодой»? (помидор, в переводе с итальянского «золотое яблоко» )

Приложение . Слайд 10

4. Какой овощ бывает и сладким, и горьким? (перец )

Приложение . Слайд 11

5. Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко )

Приложение . Слайд 12

6. Синий мундир, жёлтая подкладка,
В середине – сладко. (слива )

Приложение . Слайд 13

7. Над землёй трава, под землёй - алая голова. (свёкла)

Приложение . Слайд 14

8. Красный нос в землю врос, а зелёный хвост - снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен, нужен только сладкий нос. (морковь )

Приложение . Слайд 15

9. Он усатый и ползучий, спрятал ядрышки в стручке-
Саблевидном кулачке. Не раскусишь, коль засох, называется … (горох )

Приложение . Слайд 16

10. На грядке привалился на бочок солидный крутолобый … (кабачок )

Приложение . Слайд 17

Викторина «Определи по вкусу»

Играющим завязывают глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно назовёт фрукт или овощ, получает целый плод в награду.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют 2 ребят. Каждый получает вазу с фруктами и овощами. Побеждает тот, кто быстрее отделит фрукты от овощей.

Приложение . Слайд 18,19

Лук зелёный – объеденье! Он приправа к блюда!
Ешьте, дети, лук зелёный, он полезен людям!
Витаминов в нём не счесть, надо лук зелёныё есть!
И головки лука тоже нам полезны и пригожи.

Приложение . Слайд 20

А морковочка – подружка дорога и люба.
Ешьте,дети,все морковь,очищайте зубы.

Приложение . Слайд 21

А я - толстый помидор, витаминов полный
Очень долго я расту - возраст мой преклонный.
Ешьте, дети, помидоры, пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный и на вкус приятный!

Приложение . Слайд 22

Превосходный огурец лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы, будет всё в порядке!

Приложение . Слайд 23

Наша жёлтенькая репка уж засела в землю крепко,
И кто репку ту добудет,тот здоровым, сильным будет!

Приложение . Слайд 24

Посадили мы картошку ещё в мае месяце.
Выросла у нас на диво –и крупна, и так красива!
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело, не жалей ты сил для дела.

Приложение . Слайд 25

Осень славится не только овощами, но и грибами.Кто из вас собирал грибы?

Какие грибы вы знаете? А как надо правильно собирать грибы?

Конкурс «Грибной кузовок»

По тропинке во весь дух мчится по лесу петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку! Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой и бегу скорей домой.
Из-под елки фыркнул ёж: «Все грибы ты растрясёшь!»
Ёжик прав: у петуха в кузовке одна труха.

Соедините ножки и шляпки вместе. (Каждая команда складывает в свой кузовок карточки со слогами: ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик…т.д., чтобы получились слова и вручают жюри.)

Приложение . Слайд 26

«Грибная викторина»

1. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (грибы )

2. Может ли гриб съесть дом? (да, долговой гриб разрушает древесину )

3. Какие птицы едят грибы? (глухари )

4. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чёртов табачок. Каково настоящее название этого гриба? (дождевик )

5. Какие грибы появляются первыми? (сморчки )

6. Для кого мухомор не является ядовитым? (для оленя, лося )

7. Какой гриб лечит болезни? (чага - древесный гриб, используется для лечения опухолей, язвы )

8. Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями, иногда можно с одного пня собрать целое лукошко. (опята )

9. Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё потому, что на срезанной ножке выступает капелька оранжевого сока, приятно пахнущего смолой. (рыжик )

10. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил своё название. Это царь- гриб. (белый )

Физминутка :

(Ведущий говорит слова и показывает движения, дети повторяют.)

Выходим из дома и идём по тротуару (топают ногами ).

Сворачиваем на просёлочную дорогу, опавшие листья шуршат под ногами (скользящие движения ногами ).

Впереди река, идём по песочку, песок шуршит под ногами (трут ладонью о ладонь ).

Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой как кроны ).

А впереди канавка (прыгаем ).

А теперь кустик (прыгаем ).

Приложение . Слайд 27

«Осенняя викторина»

1. Куда осенью исчезают бабочки? (прячутся в щели, под кору )

2. Собирают ли птицы себе на зиму запасы? (да, сойки, совы )

3. Как готовятся к зиме муравьи? (закрывают ходы и выходы муравейника )

4. Куда исчезают на зиму лягушки? (прячутся на глубину, в ил )

5. Какие деревья сбрасывают листву зелёной? (ольха, ива )

6. Какие садовые цветы до снега цветут? (астры )

7. Когда от нас улетают последние утки? (когда замёрзнут реки )

Приложение . Слайд 28

- А вот вам несколько «полезных советов»:

Если вас тревожит бледность - не хватает вам железа.
Рожь, петрушка и грибы вам помогут в форме быть
Если с кожей случилась беда, поможет фолиевая кислота
Земляника, свёкла, печень от болезней всех излечат.
Салат, шпинат и авокадо – мы снова жизни будем рады!
Если волосы не гладки, и не дружит прядка с прядкой,
Витамина группы Р (пэ) не хватает здесь тебе.
- Масло, рыбу и орехи в рацион включи скорей.
Молоко, бобы, рябина для волос необходимы!

Ребята, что нового для себя вы узнали сегодня об осени? Напоследок, послушайте стихотворение А.С. Пушкина. (читает ученик )

Приложение . Слайд 29

Спасибо за внимание, до свидания!!!

Ведущий 1.

В двери к нам стучится осень

В одеянье золотом.

Листьев горсть в окошко бросит

И расплачется дождем.

Ведущий 2: Добрый вечер, званные гости нашего осеннего бала. Да, да, вы не ошиблись, именно званный осенний бал откроется через несколько мгновений.
Ведущий 1: Позвольте уточнить, что бал в 21 веке - не пользуется особой популярностью, и поэтому лучше назовём нашу программу «Осенняя мозаика». Вы согласны, дорогие гости праздника? Вот и хорошо. Мы приглашаем всех вас принять участие в нашей не совсем обычной программе.
Ведущий 2: Да, но хотя бы нам следует сохранить старые традиции осенних баллов и торжественно открыть наш вечер!

Ведущий 1: Я с тобой полностью согласна, и разрешите мне произнести эти прекрасные слова:

Осень нас к себе на бал
Сегодня пригласила.

Чтоб никто не опоздал,
Осень попросила.

И вот мы здесь
Сверкает зал,
Теплом согреты лица,

Пришла пора открыть наш бал
И в танце закружиться.

Ведущий 2:

Но где же Осень?

Вдруг она
Забыла к нам дорогу?
С делами, может быть она,
Замешкалась немного?
Давайте осень позовём;
Все дружно скажем:
«На бал тебя мы, Осень, ждём!»

Ведущий1:

Слышите? Листвой шуршит,
Каплями играетсень в золотой карете
Мир наш объезжает.
Слышите? Сюда идёт.
Осень принимай народ!

Ведущий 2. Мы открываем наш праздничный Осенний бал.

Встречайте Красавица «ОСЕНЬ»

Под торжественную музыку (Вальс Бастон) входит Красавица «Осень»

Красавица Осень:
Добрый вечер, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето жаркое стояло- долго власть не уступало,
Но всему приходит срок -
Я явилась на порог!

Ведущий -1. Почётное право разрезать ленточку и открыть наш Осенний бал предоставляется Красавице Осени (разрезается ленточка, звучит музыка.

Ведущий 2.

Всех посетителей предупреждаем:

Без чувства юмора не входить!

Кто сколько хочет-смеется,

Смех по порциям не выдается.

Ведущий 1.

Сегодня мы вас решили отвлечь

От серой повседневной жизни.

Развлечь вас. Создать хорошее настроение.

Ведущий 2. Отпылала вешняя заря,

Ласковое лето отгорело.

Добрую погоду октября

Спрашивать, наверное, не дело.

Ведущий - 1. За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень - прекрасное время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме…

Ведущий 2:
Гроздья рябины и липы наряд,
Лишь о прекрасном они говорят!
Осень - чудесное время пришло,
Листья ветрами вдруг понесло.
И зазвучал нежный, медленный вальс…
Бал открывается у нас для Вас!

Ведущий-2. А теперь давайте дадим клятву участников Осеннего бала.

Все. Клянёмся!

1 ведущий. Веселиться от души!

Все. Клянёмся!

2 ведущий. Танцевать до упада!

Все. Клянёмся!

1 ведущий. Смеяться и шутить!

Все. Клянёмся!

4 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.

Все. Клянёмся!

2 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.

Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Красавица Осень: Дорогие,друзья, сегодня я пришла не с грустью, а с радостью и любовью к вам. Предлагаю вам поиграть со мной.

Игра «Осенний волейбол»

Между двумя стульями натягивают веревку. Команды становятся на разные стороны. Им выдается равное количество осенних листьев - 15-20 штук. Листья разбрасываются по полу. Задача игроков за 1 мин перебросить свои листья на сторону соперников. Выигрывает та команда, у которой окажется меньше листьев.

Ведущий 1.

Поздняя осень. Все небо в слезах.

Ветер холодный поет в проводах.

И, отправляясь в последний полет,

Листья танцуют осенний фокстрот.

Все танцуют фокстрот. ПОЯВЛЯЕТСЯ «ОСЕНЬ-РЕПЕР»

Осень - репер: Добрый вечер, дорогие радиослушатели!
- Сегодня в эфире, впервые, новый проект от пришкольного интерната
- «Осенний радио-хит»!
- В студии весь вечер с вами я, диджей ОСЕНЬ

Слушайте и наслаждайтесь!
- В нашей программе лучшие хиты прошлых лет от уже известных исполнителей
- Последние вести со школьных полей
- И наш «Радио-шоп» по магазину никому ненужных товаров.

Я сегодня тоже не с пустыми руками. От меня конкурс:

Дебютанты «Новой волны», которые, мы надеемся, понравятся нашим слушателям

Танцевальный конкурс - 1 «ГАЗЕТА»

Осень -репер

А сейчас новости нашей школы!

И снова с вами я диджей ОСЕНЬ

Ну вроде неплохо выступили.

Да, а ребята реально клёвые, да?

Я уже их в ФАН клуб организовываю.

Красавица Осень: А Меня возьмешь?

Осень-репер: О, Приветик!А ты кто? (осматривает Осень)

Красавица Осень

Я- Осень, Королева бала!
Я сюда всех вас позвала,
Чтобы все тут танцевали,
И меня все прославляли!
За щедрость, красоту мою,
Всех кто пришёл, благодарю!?

Осень-репер: Так ты значит красавица осень?

Ой, какая ты симпатичная. Но я все равно лучше! Есть две осени. Одна - радостная, пышная убранством, богатая урожаем, сияющая лучезарной улыбкой. А другая - невидная собой, но чертовски привлекательна. Каждую осень любят по-своему.

Красавица осень: Ах, так, а давай посмотрим, кого больше любят?
А что вы умеете? Петь умеете? А танцевать? Ну, сейчас посмотрим, кто кого?

Осень-репер: Посмотрите на меня, на яркий мой наряд!
И кто выберет меня, уж точно будет рад!
Красавица - Осень: Чем полезен, расскажи, что ты лучший, докажи!

УЧИТЕЛЬ: Ребята, кто будет бороться в команде Красавицы Осени, а кто в команде Осени-репера.

СОБИРАЕТСЯ 2 КОМАНДЫ: ОДНА ОТ ОСЕНИ_КРАСАВИЦЫ,А ДРУГАЯ ОТ РЕПЕРА. Побеждает та команда, в которой больше всего пуговиц.

Продолжаются соревнования между 2 командами КРАСАВИЦЫ ОСЕНИ И РЕПЕРА ОСЕНИ

Осень - репер: Я -веселый, парень ловок, и без всяких там уловок
Может, мне поверите, судьбу свою доверите?
Красавица Осень Я тонка, стройна, одета и умна сполна при этом.
Я привыкла нравиться, никто со мной не справится!
Ведущий 2. Что-то стало холодать, друзья мои! Надо одеться потеплее. Я вижу, что среди вас есть не по сезону одетые личности.

VIII. Конкурс «Одень друга»

Берется куртка, олимпийка застегивается на молнию и выворачивается на изнанку, затем вешается на спинку стула. Сидя по команде 2 человека должны встать, снять со стула вещь, вывернуть ее, расстегнуть и одеть, кто быстрее?

Ведущий.1 У вас настоящие друзья! В трудную минуту они очень быстро придут на помощь!

IV. Игра «Препятствия» Кто самый смелый, кто всегда идет вперед

Ведущий просит 2-х участников выполнить следующие действия:

Пройти по лежащей на полу веревке;

Перешагнуть через колпак;

Пролезть под скакалкой, которую держат ведущие;

Обойти вокруг стула.

Затем играющему завязывают глаза и предлагают повторить эти действия. В это время убирают все препятствия, и играющий идет по свободному залу. Ребята репликами подзадоривают его.

Ведущий 2 Браво, браво какая точность, какая грация.

Ведущий 1: Мы продолжаем нашу программу конкурс- ИГРА «Экстремальная ситуация»С минуту на минуту должны прийти гости. Все готово, кроме яблочного салата. Ваша задача - очистить яблоко так, чтобы кожура не прервалась, а превратилась в красивую ленту. Учитывается время и качество. Начали! А мы поддержим участников аплодисментами.

Учитель: Дорогие, ребята, я предлагаю вам послушать и посмотреть сказку «Репка», но для этого мне нужны 7 смелых участников и участниц.

Поздравление осенних именинников

Ведущий 1: Ой, мы забыли поздравить осенних именинников с днем рождения.

Ведущий 2:Ничего, мы исправимся.

Ведущий 1. Я прошу выйти сюда тех, кто родился в сентябре, октябре и ноябре. Вам, осенним именинникам, приготовлен подарок.

Вносят черный ящик, делая вид, что он тяжелый.

Ведущий 2:

Сентябрь вздохнул внезапно холодком,

Чуть тронул желтизной листву берез,

Но радостен и счастлив этот дом:

Вас аист маме осенью принес...

И в день рожденья воздух свеж и чист,

Прозрачен день, чуть золотеет даль,

Слетел с осины пожелтевший лист,

Прилип к стеклу, как круглая медаль.

Вам поздравленья принимать пора,

Послушать тосты и принять цветы.

Любви и счастья, света и добра,

Здоровья, исполнения мечты!

Осень-репер: Все устал я, не могу, уступлю тебе я право быть сегодня в центре бала.

Красавица Осень:
Я благодарна всем, что на балу моём были!
За то, что праздник посетили!(Осень бросает листья на счастье всем присутствующим)

Ведущий1:Если вдруг нагрянет осень

И листок вам в руки бросит,

Значит, нечего стоять -

Выходи к нам танцевать!

ТАНЕЦ быстрый

Ведущий 1

Вот и вечер прошел,
Вы довольны, друзья?
Значит все хорошо,
Мы встречались не зря!

С праздником! С наступлением золотой осени!

Конкурсно-развлекательная программа
для учащихся 1-4 классов

Ответственный: учитель начальных классов Усольцева О.Б.

«Осенняя мозаика»

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. За правильный ответ, каждая команда получит жетон.

А начнем мы с разминки ума:

«Доскажи словечко» Разминка (ответы хором)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? …(осень)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор) .

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок )

Ведущий : Молодцы! Отлично справились с заданием. Думаю, каждая команда заслужила по жетону.

А сейчас мы превратимся в осенние листочки…проводится физкультминутка «Листья» на координацию речи и движения (Приложение 1 )

- Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…

Ведущий:

Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками ), что это? ...Правильно - «овощи»

Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? ….Конечно же - поиграем!

Игра: «Собери урожай»

На полу рассыпаны овощи. По одному человеку от команды собирают овощи с завязанными глазами. Кто больше насобирает.

Игра: «Собери осенний букет»

Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать букет цветов из разрезных картинок

Ведущий: - Молодцы, и с этим заданием справились отлично! (раздать жетоны тем группам, кто отвечал на вопросы правильно)

Ребята, кажется, дождик собирается!

-физкультминутка «Дождик» для координации речи и движения (Приложение 1 )

Ведущая: Скажите ребята, а вы загадки отгадывать умеете?

А вот я сейчас проверю…

Загадки об осенних явлениях:

Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь
Озорник, а не уймёшь. (ветер )

Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …(тучи)

Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (осень )

Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима! (осень )

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь )

Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь )

Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь )

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)

Осень в сад
К нам пришла.
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (рябина)

Шёл долговяз,
В землю увяз. (дождь)

Ведущий: Здорово, и с этим заданием вы справились! Получайте свои жетоны. Группа, которая придумала свою загадку (домашнее задание), получает дополнительный жетон.

- Ну, а теперь мы поиграем!

Игра «Перепрыгни через лужи»

Команды по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

Ведущий: У нас осталось последнее задание.

Задания в конвертах (Приложение 4 ) кроссворды.

Ведущий: А сейчас мы подсчитаем свои жетоны.

Победителем считается та команда, у которой больше всех жетонов.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ОСЕННЯЯ МОЗАИКА»

1. Вступление.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все кисти

Начнем мы нашу викторину с разминки ума:

«Доскажи словечко» Разминка (ответы хором)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? - И услышим? …(осень)

Конечно, речь пойдет об осени.

На нашем уроке будут сегодня различные игры, конкурсы, викторины.

Вот и осень пришла,

Как бы мы ни хотели

Свое лето продлить,

Отодвинув метели.

Но не стоит грустить,

Осень тоже прекрасна,

Без нее скучно жить,

Это каждому ясно!

2. «Шкатулка осенних слов»

А начнем мы наш осенний праздник с игры «Расскажи, какая осень»

(Дети называют прилагательные: красивая, золотая, рыжая, мокрая, дождливая…)

дождь, лужи, слякоть, листопад, меланхолия, перелетные птицы, урожай, консервирование, Первый звонок, Яблоневый спас, Бабье лето, Золотая осень грязь, сырость, свежесть, холод, простуда, грибы, засолка, листопад, серые/стальные тучи, дни стали короче, осенние каникулы ветер завывает, пронизывает, рвет, подгоняет, уносит; дождик моросит, капает, льёт, хлещет, стучит, льет как из ведра; иней, туман; День учителя, Осенний балл

3. Игра «Найди осень»

На картинки посмотри,

Осень ты скорей найди.

4. Виды осени

Какая здесь разная осень!

Назвать осенние месяцы.

Учителям: выбрать из предложенных осенние месяцы

Снегогон апрель

Жнивень август

Хмурень сентябрь

Грязник октябрь

Листогной ноябрь

Студень декабрь

5. Осенние приметы

Из перечисленного списка примет, нужно выбрать только осенние:

Птицы улетают в теплые края (осень);

Просыпается медведь (весна);

Птицы строят гнезда (весна);

Сбор урожая (осень);

Насекомые прячутся по щелям (осень);

Появляются проталины (весна);

Солнце светит ярко (лето);

Выпадает первый снег (осень);

Первые заморозки (осень);

Посев семян (весна);

Расцвели ландыши (весна);

Желтеет и жухнет трава (осень);

Опадают листья (осень);

Ветерок легкий и теплый (лето);

Поспела рябина (осень);

Первая гроза (лето);

Метель (зима);

Повесили кормушки (осень);

На полях уборочные работы (осень);

Сенокос (лето);

Повесили скворечники (весна);

Лужи покрыты тонким льдом (осень);

Частые и холодные дожди (осень);

Солнце стало греть меньше (осень);

Появились сосульки (весна);

Наст (зима);

Радуга (лето);

Животные готовятся к зиме (осень);

Листопад (осень);

Небо голубое (лето);

Проклевываются почки (весна);

Небо чуть серое (осень);

6. Загадки об осени

Послушайте внимательно загадки

И поднимите вверх отгадки

1) Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (листопад)

2) Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)

3) Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)

6) Вырос в поле дом —
Полон дом зерном.
И стоит новый дом
На столбе золотом
(колосок)

7) Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а...
(Лук)

8) Над землёй зелёный хвост,
Под землёю красный нос.
Зайчик уплетает ловко...
Как зовут её? ...
(Морковка)

7. Игра «Собери урожай»

Осень - это пора сбора урожая. А что нам дарит осень?

1) НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?

Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

2) СОБЕРИ УРОЖАЙ

Найти вторую половинку.

8. Конкурс «С какого дерева листок»

Прежде чем рассказать узнать, о чем второй конкурс, отгадайте загадку.

Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит,
И сам он в речке не утонет,
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший жёлтенький... (листок)

Настоящий листопад —

Это чудо, говорят.

Всем он людям, без сомненья,

Поднимает настроенье.

9. Чтение стихотворения учителями

Восстановить стихотворение Ф. Тютчева

Осень - это самая яркое и красочное время года. Не зря именно это время особенно воспевали поэты, писатели.

Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы
хрустальный ,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух,
птиц не слышно боле,
Но
далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая
лазурь
На отдыхающее поле...

Мирошниченко Антонина Витальевна – Воспитатель МБДОУ – д/с №17 х. Гречаная Балка, Калининский район, Краснодарский край
Дата поступления работы на конкурс: 28.11.2016г.

Конспект образовательной деятельности «Осенняя мозаика»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Старшая группа (5-6 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Предварительная работа:

· Наблюдения за живой и неживой природой.

· Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

· Рассматривание картин и репродукций об осени.

· Чтение художественной литературы.

· Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята слышите музыку? Давайте послушаем ее.

Дети: Да.

Воспитатель . Ребята какое впечатление вы получили от прослушанной музыки? Грустное или радостное?

Что представляли, слушая музыку?

Ходит осень по Кубани

С красками и кистью,

Чтоб деревьям и кустам

Дать окраску лисью.

Осень красок не жалей,

Радуй ярким цветом!

Мы под музыку дождей

Провожаем лето.

Воспитатель вносит картину с изображение осеннего леса

Воспитатель. Лес точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Посмотрите на картину. Какое время года художник изобразил на картине? Какое чувство рождает у вас пейзаж? А какие стихи вспоминаете вы, рассматривая картину?

Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

Давайте подберем слова к золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т.д.).

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети : сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети: златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют).

Воспитатель: одна из первых примет осени – желтые пряди в листве. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка- сентябрь, да кормить горазд.

Воспитатель: Дети, чем богат сентябрь? (Овощами, фруктами, грибами, ягодами, на полях собирают урожай зерновых культур).

А давайте пойдем в огород и урожай соберем.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Урожай»

В огород пойдем

Урожай соберем

Мы моркови натаскаем
Мы картошки накопаем

Срежем мы кочан капусты, круглый сочный

Очень вкусный

Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке

Воспитатель: А теперь посмотрим, что же мы принесли в своей корзинке.

Конкурс «Угадай-ка».
1. Лето целое старалась - одевалась, одевалась...
А как осень подошла, нам одёжки отдала,
Сотню одежонок сложим мы в бочонок... (Капуста)
2. Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда, вкусная... (Картошка)
3. Круглое, румяное я расту на ветке:
Любят меня взрослые и маленькие детки... (Яблоко)
4. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (Лук)
Воспитатель. Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь - месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети. Листопадом.

Воспитатель. Ушел незаметно сентябрь

Поблекла небесная синь

За окнами бродит октябрь

Средь голых берез и осин

«В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

Воспитатель Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Поздний листопад - к суровой продолжительной зиме.

Паутина стелется по растениям - к теплу.

Если листопад пройдет быстро-ожидайте крутую зиму.

Если во время листопада лист ложится на землю «лицом» вверх-зима будет холодной, «изнанкой» вверх-теплой

Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

Осень, словно искусный художник. Выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Воспитатель раздает листья детям в руки.

Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (красным, жёлтым, багряным, коричневым, и т.д.)

Подберите много - много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные, и т.д.)

И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

ФИЗМИНУТКА

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Кружатся красивые желтые листочки

Кружатся красивые красные листочки

Сели, посидели

Прилетел легкий ветерок

Подул, поднялись листочки

Разлетелись в разные стороны

Закружились, закружились

Листопад, листопад

Листья по ветру летят!

Воспитатель: Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей красотой.

Воспитатель : - Где трудятся люди осенью? (В полях, садах и огородах)

Какую работу люди выполняют в поле? (Хлеборобы, комбайнеры убирают хлеб. Животноводы заготавливают корм для скота. Трактористы пашут землю после уборки урожая.)

Овощи заготовили, травы собрали, зерно убрали. Больше нечего делать человеку осенью?

Работы еще много. Люди окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить кору от вредных грызунов и морозов.

Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов.

Дидактическая игра «Подбери признак».
Осень... - щедрая, золотая, дождливая, хмурая, урожайная, багряная.
Погода... - осенняя, хмурая, сырая, дождливая, пасмурная, ветреная, ненастная.
Дождь... - холодный, сильный, проливной, моросящий, затяжной.
Ветер... - холодный, пронизывающий, порывистый.
Небо... - хмурое, пасмурное, дождливое, серое, облачное, низкое.
Туча... - тёмно-серая, чёрная, дождевая, огромная.
Листья... - осенние, ярко-золотые, золотисто-жёлтые, летящие,
тёмно-красные, увядающие, осыпающиеся

Воспитатель. Ноябрь - последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.

Какая хмурая погода

То дождь, то слякоть во дворе

И кажется сама природа

Грустит о чем-то в ноябре.

Воспитатель. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень - «серебряной». Почему?

Дети . В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

Воспитатель. Чем занимаются лесные жители в ноябре?

Дети. Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.

Воспитатель. Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.

Воспитатель. Ребята, с давних пор на Кубани повелся такой обычай: как заканчивались полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали. Сено косили, в стога метали, и по грибы в лес ходили, а как только солнышко клонилось к вечеру, приходили за околицу красивые девицы, да добрые молодцы, чтобы хороводы водить да добрым словом перемолвиться, так и коротали они осенние вечера вместе. А давай и мы встанем в хоровод да песню веселую споем.

ХОРОВОД «На горе то калина»

Воспитатель . Ребята, а какая осень вам больше нравится?

Давайте сохраним золотую осень в наших работах. Из осенних листьев мы выложим аппликацию.

Дети под музыку работают

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых