В разделе " " размещена подробная информация по приемной кампании 2019 года. Здесь же можно узнать о проходных баллах, конкурсе, условиях предоставления общежития, количестве свободных мест, а также минимальных баллах, которые требовалось набрать для его получения. База вузов постоянно увеличивается!
- новый сервис от сайт. Теперь сдать ЕГЭ будет проще. Проект создан при участии специалистов ряда государственных вузов и экспертов в области ЕГЭ.
В разделе "Прием 2020" с помощью сервиса " ", можно узнать о наиболее важных датах, связанных с поступлением в вуз.
" ". Теперь, Вы имеете возможность напрямую пообщаться с приемными комиссиями вузов и задать им интересующие Вас вопросы. Ответы будут размещены не только на сайте, но и поступят Вам лично на почту, которую Вы указали при регистрации. Причем, достаточно быстро.
Олимпиады в подробностях - новая версия раздела " " с указанием перечня олимпиад на текущий учебный год, их уровней, ссылок на сайты организаторов.
В разделе заработал новый сервис "Напомнить о событии" с помощью которого абитуриенты имеют возможность автоматически получать напоминания о наиболее важных для них датах.
Заработал новый сервис - "
Исследование качества приема в российские университеты НИУ «Высшая школа экономики» и Минобрнауки России вместе с МИА «Россия сегодня» проводят уже пять лет, с 2011 года. В основе исследования лежит анализ информации, представленной на сайтах высших учебных заведений, который сверяется с данными отчетов вузов в Минобрнауки. При необходимости проводится сверка данных с приемными комиссиями вузов.
Результаты исследования (часто их называют мониторингом качества приема) широко используются в первую очередь абитуриентами, принимающими решение о выборе вуза и образовательной программы, а также самими вузами для анализа своего положения на рынке высшего образования. Минобрнауки России и руководство российских регионов опираются на результаты мониторинга при оценке работы вузов и выработке образовательной политики.
По традиции первая часть исследования — итоги зачисления на бюджетные места — представляется министром образования и науки России и ректором ВШЭ в начале сентября. В октябре публикуется вторая часть исследования, которая включает анализ платного приема (количество зачисленных, средний балл и стоимость обучения), а также его сопоставление с качеством и размерами бюджетного набора.
Мониторинг включает только очное обучение, а также только те вузы, прием в которые определяется конкурсом ЕГЭ и олимпиадами. В мониторинге не участвуют творческие вузы и вузы силовых ведомств.
Рис. 1. Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места и общая численность первокурсников, 2011-2016
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
ср.балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места | 63,6 | 63,5 | 67,2 | 64,3 | 65,7 | 66,6 |
зачислено на бюджетные места, чел. | 286 621 | 302 656 | 299 822 | 281 583 | 288 154 | 275 566 |
ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места | 57,5 | 56,6 | 61,9 | 57,3 | 60,3 | 60,8 |
зачислено на платные места, чел. | 99 131 | 151 581 | 158 335 | 148 393 | 136 386 | 154 293 |
Рис. 2. Распределение первокурсников по вузам разных профилей, 2016
Рис. 3. Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места, по вузам разных профилей, 2011-2015
Таблица 1. Топ-20 вузов с наиболее высокими средними баллами ЕГЭ среди зачисленных на бюджетные места, 2011-2015
То, насколько та или иная профессия притягательна в глазах абитуриентов и их семей, можно косвенным образом оценить, сравнивая 1) доли победителей и призеров олимпиад среди зачисленных на разные направления подготовки (так как эта группа абитуриентов наиболее свободна в выборе вуза) и 2) доли зачисленных на платные места (так как эта группа абитуриентов выбирает, куда вложить собственные средства).
Абсолютным лидером остается направление «Международные отношения»: доля «олимпиадников» в нем достигает 13% (и это самая большая доля среди всех направлений) , а зачисленные на платные места составляют три четверти всего набора.
В целом по доле платного приема социальные и гуманитарные направления подготовки заметно опережают технические.
Таблица 2. Группы направлений подготовки с самым большим (более 70%) и самым малым (менее 5%) платным набором
Группа направлений | Зачислено в 2015 г. всего, чел. | Из них зачислено на платные места, % | |
большой | 3973 | 77,9 | |
Экономика | 35526 | 77,7 | |
Международные отношения | 4063 | 77,4 | |
6339 | 76,7 | ||
Юриспруденция | 23129 | 73,1 | |
малый | 3782 | 4,8 | |
Сельское и рыбное хозяйство | 16656 | 4,7 | |
Технологические машины и оборудование | 7578 | 4,6 | |
География | 2319 | 4,4 | |
9429 | 4,4 | ||
Управление водным транспортом | 1050 | 3,9 | |
Полиграфия и упаковка | 332 | 3,6 | |
Лесное дело | 3067 | 3,4 | |
Технологии легкой промышленности | 807 | 2,4 | |
Вооружение | 719 | 1,9 | |
Металлургия | 1492 | 1,9 | |
Материалы | 1839 | 1,5 | |
Морская техника | 1772 | 1,4 | |
Почвоведение | 297 | 1,0 |
Эти же направления подготовки выбирают для себя и льготные категории поступающих: наиболее велика их доля (от 7 до 8,5%) на направлениях «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью», «Международные отношения», «Менеджмент».
Таблица 3. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля абитуриентов с особыми правами превышает 7%, 2015 г.
По доле олимпиадников состав направлений-лидеров менее однороден: наряду с гуманитариями заметные позиции занимают физика, математика и химия.
Таблица 4. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля победителей и призеров олимпиад превышает 4%, 2015 г.
Группа направлений | Доля олимпиадников, % | |
Международные отношения | 4063 | 13,38 |
Физика | 5240 | 7,28 |
Востоковедение и африканистика | 1310 | 6,85 |
Теория искусств | 438 | 6,67 |
Дизайн | 2801 | 6,48 |
7735 | 5,35 | |
Реклама и связи с общественностью | 3973 | 5,01 |
Математика | 10463 | 4,93 |
Ядерные физика и технологии | 1201 | 4,59 |
Экономика | 35526 | 4,51 |
Химия | 3144 | 4,25 |
Потребности предприятий и организаций, региональных и муниципальных органов власти, выраженные в профиле целевого набора, фокусируются на базовых для общества профессиях: медики, педагоги, юристы и технари-специалисты в сфере транспорта.
Таблица 5. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля «целевиков» превышает 15%, 2015 г.
Группа направлений | Зачислено на бюджетные и платные места всего, чел. | Доля «целевиков», % |
Здравоохранение | 41310 | 50,12 |
Авиационная и ракетно-космическая техника | 3782 | 44,59 |
Авиационные системы (эксплуатация) | 1712 | 28,90 |
Вооружение | 719 | 23,26 |
Транспортные средства | 13315 | 21,86 |
Электронная техника, радиотехника и связь | 9429 | 19,59 |
Юриспруденция | 23129 | 19,44 |
Педагогическое образование | 27978 | 16,78 |
Нефтегазовое дело | 3194 | 16,47 |
Машиностроение | 2286 | 16,22 |
Морская техника | 1772 | 15,28 |
Вуз | 2015 (место в рейтинге) | 2014 (место в рейтинге) | 2013 (место в рейтинге) | 2012 (место в рейтинге) | 2011 (место в рейтинге) | Зачислено на бюджет 2015 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2015 | Зачислено на бюджет 2014 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2014 | Зачислено на бюджет 2013 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2013 | Зачислено на бюджет 2012 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2012 | Зачислено на бюджет 2011 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2011 |
Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН | 1 | 59 | 95,5 | ||||||||||||
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 436 | 94,7 | 416 | 93,8 | 450 | 96,5 | 463 | 93,7 | 448 | 93,7 | |
3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 890 | 93,8 | 926 | 92,7 | 944 | 93,6 | 867 | 91,2 | 854 | 90 | |
4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1989 | 91,5 | 1873 | 91,4 | 2102 | 94,2 | 1596 | 93,4 | 1721 | 90 | |
5 | 9 | 4 | 6 | 8 | 208 | 89,4 | 187 | 85,5 | 185 | 90,6 | 171 | 86,8 | 175 | 84,4 | |
6 | 4 | 7 | 9 | 9 | 2340 | 88,1 | 2365 | 88 | 2640 | 89 | 2915 | 84,2 | 2887 | 82,6 | |
7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 3848 | 87,1 | 3919 | 86,3 | 3998 | 89,3 | 3829 | 86,6 | 3912 | 85,6 | |
8 | 10 | 16 | 37 | 36 | 475 | 86,3 | 607 | 84,8 | 865 | 85 | 1249 | 77,2 | 1215 | 76,9 | |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва | 9 | 8 | 17 | 11 | 13 | 611 | 85,6 | 640 | 86 | 575 | 85 | 561 | 83,3 | 511 | 81,1 |
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва | 10 | 11 | 8 | 8 | 5 | 75 | 85,6 | 46 | 83,5 | 42 | 87,6 | 42 | 85,7 | 40 | 89 |
11 | 15 | 21 | 14 | 34 | 529 | 84,6 | 621 | 82,8 | 697 | 84,4 | 444 | 82 | 474 | 77,8 | |
Самарский государственный экономический университет | 12 | 28 | 67 | 65 | 50 | 204 | 84 | 212 | 79,2 | 259 | 77,9 | 219 | 74,3 | 218 | 75,1 |
13 | 5 | 5 | 12 | 19 | 620 | 83,2 | 565 | 87,8 | 592 | 90,1 | 573 | 82,9 | 592 | 80,7 | |
14 | 6 | 9 | 4 | 4 | 1034 | 83 | 1032 | 87,3 | 1398 | 87,4 | 628 | 91,1 | 582 | 89,4 | |
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики | 15 | 12 | 26 | 15 | 20 | 1122 | 82,7 | 1173 | 83 | 1282 | 83,6 | 1372 | 81,9 | 1377 | 80,2 |
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | 16 | 19 | 14 | 13 | 25 | 177 | 82,7 | 181 | 80,7 | 167 | 85,3 | 167 | 82,5 | 169 | 79,1 |
17 | 18 | 13 | 29 | 29 | 576 | 82,6 | 449 | 81 | 540 | 85,3 | 510 | 79,2 | 554 | 78,5 | |
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна | 18 | 34 | 48 | 49 | 71 | 481 | 82,5 | 441 | 78 | 385 | 80,9 | 409 | 75,7 | 500 | 72,5 |
Российская академия правосудия, г. Москва | 19 | 20 | 20 | 5 | 6 | 83 | 82,5 | 91 | 80,4 | 102 | 84,5 | 87 | 87,8 | 78 | 86 |
20 | 14 | 11 | 10 | 17 | 866 | 82,3 | 1142 | 82,8 | 1146 | 85,6 | 926 | 83,3 | 850 | 80,9 | |
21 | 16 | 12 | 20 | 10 | 943 | 82 | 930 | 82,7 | 895 | 85,4 | 791 | 81,3 | 760 | 82 | |
Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова | 22 | 25 | 10 | 26 | 16 | 1262 | 81,8 | 1392 | 79,6 | 1351 | 86,1 | 1084 | 80,2 | 990 | 80,9 |
24 | 13 | 28 | 27 | 58 | 1341 | 81,2 | 1024 | 83 | 1056 | 83,3 | 932 | 79,7 | 1084 | 74,2 | |
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет | 25 | 24 | 24 | 18 | 21 | 430 | 81 | 455 | 79,7 | 445 | 83,7 | 445 | 81,5 | 439 | 80 |
30 | 31 | 15 | 17 | 14 | 425 | 80 | 420 | 78,5 | 366 | 85,1 | 375 | 81,9 | 392 | 81,1 | |
Санкт-Петербургский государственный экономический университет | 31 | 42 | 40 | 25 | 18 | 772 | 79,7 | 1035 | 76,7 | 696 | 81,5 | 702 | 80,4 | 678 | 80,9 |
36 | 17 | 18 | 31 | 15 | 367 | 79,3 | 359 | 81,4 | 345 | 85 | 341 | 78,5 | 334 | 81,1 | |
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана | 42 | 52 | 27 | 22 | 11 | 3088 | 78,5 | 2968 | 75,5 | 2824 | 83,3 | 2520 | 81,1 | 2756 | 81,3 |
Литературный институт им. А.М. Горького, г. Москва | 49 | 21 | 33 | 19 | 22 | 91 | 77,5 | 91 | 80 | 82 | 82,6 | 71 | 81,4 | 71 | 79,5 |
58 | 26 | 19 | 34 | 12 | 635 | 75,8 | 592 | 79,4 | 452 | 84,7 | 474 | 77,9 | 350 | 81,3 | |
Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала | 131 | 94 | 29 | 16 | 23 | 485 | 69,9 | 486 | 71,2 | 485 | 83 | 467 | 81,9 | 484 | 79,4 |
Таблица 9. ТОП-20 вузов по качеству платного приема (2011-2015)
Вуз | 2015 (место в рейтинге) | 2014 (место в рейтинге) | 2013 (место в рейтинге) | 2012 (место в рейтинге) | 2011 (место в рейтинге) | Зачислено на платные места 2015 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2015 | Зачислено на платные места 2014 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2014 | Зачислено на платные места 2013 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2013 | Зачислено на платные места 2012 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2012 | Зачислено на платные места 2011 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2011 |
Московский физико-технический институт | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 149 | 82,5 | 74 | 78,9 | 119 | 80,9 | 113 | 77,7 | 60 | 76,1 |
Московский государственный институт международных отношений | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 645 | 81,3 | 716 | 78,9 | 748 | 84,9 | 597 | 79,4 | 538 | 78,8 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва | 3 | 3 | 2 | 2 | 5 | 1965 | 79,3 | 914 | 77,8 | 1577 | 81,1 | 1145 | 77,9 | 889 | 75,8 |
Санкт-Петербургский государственный университет | 4 | 5 | 9 | 13 | 13 | 774 | 77,3 | 890 | 75 | 1266 | 76,3 | 1298 | 69 | 972 | 68,1 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва | 5 | 9 | 32 | 53 | 62 | 305 | 76 | 66 | 71,8 | 353 | 69,7 | 340 | 61,7 | 251 | 60,8 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | 6 | 6 | 4 | 4 | 6 | 1807 | 74,3 | 1431 | 72,4 | 1352 | 78,3 | 1450 | 73,5 | 1339 | 72,7 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Санкт-Петербург | 7 | 8 | 14 | 12 | 19 | 498 | 74,3 | 300 | 72 | 108 | 73,7 | 88 | 69,1 | 51 | 66,3 |
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова | 8 | 7 | 6 | 6 | 33 | 415 | 72,6 | 253 | 72,2 | 345 | 77,6 | 195 | 71,9 | 222 | 63,3 |
Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва | 9 | 12 | 8 | 10 | 20 | 347 | 72,5 | 373 | 69,1 | 362 | 76,5 | 371 | 69,2 | 227 | 66,2 |
Московский институт электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики» | 10 | 10 | 17 | 28 | 91 | 63 | 71,1 | 12 | 70,4 | 35 | 72,8 | 28 | 64,6 | 24 | 58,2 |
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва | 11 | 60 | 45 | 42 | 72 | 533 | 70,7 | 367 | 61,6 | 623 | 67,7 | 481 | 62,7 | 214 | 59,3 |
Московский архитектурный институт (государственная академия) | 12 | 113 | 101 | 161 | 134 | 70,6 | 129 | 62,5 | 98 | 57,4 | 97 | 55,5 | |||
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва | 13 | 34 | 37 | 39 | 30 | 705 | 70,4 | 1445 | 63,9 | 1211 | 69,3 | 955 | 62,9 | 725 | 63,4 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 14 | 11 | 28 | 19 | 311 | 501 | 70,4 | 557 | 69,5 | 605 | 71 | 705 | 66,2 | ||
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина | 15 | 26 | 20 | 22 | 32 | 269 | 70,2 | 406 | 65,8 | 498 | 71,9 | 420 | 65,2 | 327 | 63,3 |
Казанский государственный медицинский университет | 16 | 15 | 12 | 7 | 41 | 405 | 69,9 | 266 | 68,2 | 371 | 74,3 | 152 | 71,3 | 268 | 62,4 |
Тверской государственный медицинский университет | 17 | 29 | 15 | 21 | 46 | 180 | 69,9 | 166 | 64,3 | 190 | 73,7 | 188 | 65,6 | 144 | 62 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Нижний Новгород | 18 | 18 | 22 | 57 | 29 | 58 | 69,9 | 57 | 67,5 | 146 | 71,5 | 91 | 61,4 | 103 | 63,8 |
Российская таможенная академия, г. Люберцы | 19 | 99 | 67 | 37 | 45 | 168 | 69,3 | 236 | 59,3 | 249 | 66 | 193 | 63,4 | 96 | 62,1 |
Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар | 20 | 22 | 16 | 16 | 12 | 562 | 69,1 | 588 | 66,8 | 650 | 73,5 | 530 | 67,3 | 319 | 68,4 |
вузы, входившие в Топ-20 в 2011-2014 гг. | |||||||||||||||
Московский государственный лингвистический университет | 22 | 4 | 11 | 11 | 15 | 198 | 68,9 | 18 | 75,2 | 110 | 74,6 | 206 | 69,1 | 91 | 67,5 |
Южный федеральный университет | 26 | 20 | 31 | 96 | 75 | 187 | 68 | 45 | 67,4 | 310 | 70 | 1026 | 58 | 276 | 59 |
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург | 28 | 49 | 21 | 18 | 84 | 270 | 67,6 | 286 | 62,8 | 292 | 71,9 | 261 | 66,5 | 279 | 58,6 |
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения | 29 | 62 | 76 | 103 | 11 | 596 | 67,2 | 683 | 61,4 | 592 | 64,7 | 547 | 57,3 | 375 | 69 |
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко | 30 | 13 | 10 | 8 | 8 | 382 | 67,1 | 368 | 68,8 | 398 | 75,6 | 449 | 69,3 | 542 | 70,5 |
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва | 32 | 19 | 29 | 9 | 10 | 1301 | 66,8 | 985 | 67,4 | 785 | 70,5 | 545 | 69,3 | 532 | 69,2 |
Московский государственный медико-стоматологический университет | 43 | 14 | 19 | 334 | 7 | 400 | 65,8 | 531 | 68,4 | 542 | 71,9 | 92 | 72,4 | ||
Ижевская государственная медицинская академия | 58 | 40 | 50 | 66 | 2 | 171 | 64 | 110 | 63,5 | 141 | 67,1 | 183 | 60,1 | 146 | 79,3 |
Ростовский государственный медицинский университет | 62 | 46 | 5 | 5 | 21 | 463 | 63,6 | 328 | 63 | 245 | 77,7 | 190 | 72,5 | 169 | 65,7 |
Московский государственный университет печати | 72 | 41 | 18 | 20 | 53 | 472 | 62,6 | 260 | 63,3 | 256 | 72,1 | 249 | 66,1 | 249 | 61,4 |
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова | 78 | 16 | 70 | 71 | 51 | 108 | 62,5 | 111 | 68,1 | 190 | 65,8 | 344 | 59,8 | 80 | 61,5 |
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) | 85 | 17 | 251 | 221 | 288 | 428 | 62,1 | 226 | 68 | 1003 | 57,1 | 845 | 53,3 | 510 | |
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва | 87 | 63 | 47 | 26 | 16 | 466 | 62 | 556 | 61,4 | 559 | 67,5 | 527 | 64,7 | 402 | 66,9 |
Южно-Российский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону | 112 | 78 | 65 | 51 | 17 | 322 | 61,2 | 369 | 60,5 | 371 | 66 | 357 | 61,9 | 371 | 66,9 |
Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ | 118 | 58 | 7 | 14 | 1 | 88 | 61 | 89 | 61,8 | 127 | 76,6 | 97 | 67,8 | 99 | 81,5 |
Ставропольский государственный медицинский университет | 119 | 108 | 13 | 17 | 14 | 321 | 60,8 | 338 | 59 | 335 | 74,1 | 318 | 66,5 | 253 | 67,9 |
Уральский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Екатеринбург | 131 | 112 | 30 | 15 | 22 | 295 | 60,1 | 103 | 58,8 | 72 | 70,5 | 90 | 67,8 | 23 | 65,6 |
Самарский государственный медицинский университет | 134 | 27 | 41 | 33 | 9 | 265 | 60 | 240 | 64,6 | 206 | 68,4 | 278 | 63,8 | 255 | 69,9 |
Тольяттинский государственный университет | 173 | 158 | 239 | 267 | 18 | 466 | 58,1 | 494 | 56,2 | 505 | 57,5 | 515 | 51,8 | 439 | 66,8 |
Можно выделить пять групп направлений по соотношению платного и бюджетного приема студентов.
Первая группа , наиболее многочисленная (28 направлений из 66) — платный прием незначителен, менее 10% от бюджетного. В том числе в эту группу входят шесть направлений из десяти, имеющих наибольший бюджетный прием: «сельское хозяйство», «транспорт», «энергетика», «математика», «электроника» и «экология». То, что на этих направлениям практически отсутствуют платные студенты, отражает в первую очередь традиционное «перепроизводство» кадров на бюджетных местах.
Вторая группа — платный прием есть, но невелик: от 10 до 35% бюджетного. Таких направлений 11 из 66, самые крупные — «педагогика» и «строительство». Как правило, абитуриенты этих направлений рассматривают свои перспективы будущего трудоустройства как хорошие, однако не рассчитывают на быструю карьеру.
Третья группа — платный прием от 36 до 80% бюджетного, примерно соответствует доле платного приема в системе высшего образования в целом. Это, можно сказать, оптимальное сочетание: платные студенты приносят вузу ощутимый дополнительный доход, при этом вуз не очень сильно от них зависит и может, соответственно, проводить достаточно принципиальную политику контроля качества. В эту группу входят 13 направлений, самое крупное — «здравоохранение», где на 25 тысяч бюджетных первокурсников пришлось 17 тысяч платников. Абитуриенты, зачисленные на образовательные программы по этим направлениям, имеют выраженные карьерные ожидания и настроены на достаточно высокие доходы в будущем.
Четвертая группа — платный прием составляет от 81 до 150% бюджетного. Платный набор для вузов этой группы почти так же важен, как и бюджетный, но последний все остается «опорным звеном» в экономике вуза и формировании его кадровой политики (абсолютное большинство преподавателей — на бюджетных ставках и только получают доплаты за счет платного набора). Таких направлений всего пять: «дизайн», «бизнес-информатика» и «сфера обслуживания», а также имеющие небольшой набор «издательское дело» и «теория искусств».
Наконец, пятая группа включает девять направлений, платный прием на которые более чем в два раза (а часто и в три или четыре) превосходит бюджетный. Здесь, как правило, совсем другая экономика: часть преподавателей оформлена на «внебюджетных» ставках, а платные студенты определяют качество аудитории. Вуз вынужден ориентироваться именно на платных студентов в своей политике качества. Среди наиболее крупных направлений этой группы — «экономика», «юриспруденция», «менеджмент», «лингвистика и иностранные языки», «государственное и муниципальное управление», «реклама» и «международные отношения».
Таблица 10. Группы направлений с наибольшим бюджетным приемом
Группа направлений | Зачислено на бюджетные места, тыс. чел.2015 / 2014 | Зачислено на платные места, тыс. чел.2015 / 2014 | Примечания | |
Здравоохранение | 24,5 / 23,8 | 17,2 / 16,2 | 70% | |
Педагогика | 21,5 / 22,5 | 6,3 / 5,4 | 30% | Рост качества бюджетного и платного приема; рост цен |
Информатика и вычислительная техника | 18,5 / 17 | 2,5 / 2,6 | 13% | |
Сельское хозяйство | 16 / 16 | 0,8 / 1,3 | 5% | |
Строительство | 13,5 / 13,5 | 2,9 / 2,2 | 21% | Рост цен |
Транспортные средства | 12,5 / 12 | 0,8 / 0,6 | 6% | |
Энергетика | 11,5 / 11,5 | 0,8 / 0,5 | 7% | |
Математика | 9,5 / 9,1 | 0,8 / 0,7 | 8% | Рост цен и качества платного приема |
Электроника, радиотехника и связь | 9 / 8,7 | 0,4 / 0,3 | 5% | Небольшое снижение цен |
Экология | 8,5 / 8 | 0,8 / 1,1 | 9% | Рост цен |
Таблица 11. Группы направлений с наибольшим платным приемом
Группа направлений | Зачислено на бюджетные места,тыс. чел.2015 / 2014 | Зачислено на платные места,тыс. чел.2015 / 2014 | Доля платного приема относительного бюджетного | Примечания |
Экономика | 7,9 / 8,9 | 28 / 33,5 | 356% | Единственное крупное направление, где снизились контрольные цифры бюджетного приема. Рост качества платного приема приокращении количества |
Здравоохранение | 24,5 / 23,8 | 17,2 / 16,2 | 70% | |
Юриспруденция | 5,7 / 5,3 | 16,5 / 15 | 289% | Рост бюджетного и платного приема |
Менеджмент | 7,7 / 7,4 | 14 / 20 | 179% | Резкое сокращение платного приема при росте качества и значительном повышении цены |
Педагогика | 21,5 / 22,5 | 6,3 / 5,4 | 30% | Рост качества бюджетного и платного приема, рост цен |
Лингвистика и иностранные языки | 2,9 / 2,8 | 5,2 / 4 | 181% | Рост качества бюджетного приема; резкий рост численности платного приема при резком росте цен |
Государственное и муниципальное управление | 1,5 / 1,5 | 4,9 / 8 | 331% | |
Сфера обслуживания | 3,9 / 3,8 | 4,4 / 5,6 | 113% | Резкое сокращение платного приема при росте качества и значительном повышении цен |
Реклама и связи с общественностью | 0,9 / 0,7 | 3,3 / 3,3 | 378% | |
Международные отношения | 0,9 / 1,0 | 3,2 / 2,9 | 348% |
Можно увидеть, что перечень самых крупных бюджетных направлений и перечень самых крупных платных направлений пересекаются только в двух случаях: по «здравоохранению» и «педагогике». Это результат того, что Минобрнауки за последние несколько лет в 1,5-2 раза сократило бюджетный прием на три наиболее популярных платных группы — «экономику», «юриспруденцию» и «менеджмент». Сокращение отражает в том числе политику вытеснения откровенно слабых образовательных программ, реализуемых непрофильными вузами, не имеющими достаточного кадрового потенциала. Такая политика началась с «обрезания» бюджетного приема, но затрагивает и платный: целый ряд вузов в последнее время сворачивает соответствующие программы.
Традиционно платный прием проводится в первую очередь на социально-экономические и гуманитарные направления, а также медицинские. Если в структуре бюджетного приема они занимают 27%, то в структуре платного — порядка 87%. Естественные науки (направления классических университетов) занимают около 14% в бюджетном приеме, тогда как в платном наборе их доля немногим превышает 2%. На долю технических наук и технологий приходится свыше 40% бюджетного набора и лишь 10% платного. Такая структура в целом воспроизводится на протяжении всего периода наблюдений (2011-2015) с вариациями в пределах 3-5%. См. табл. 10.
Таблица 12. Структура бюджетного и платного приема в разрезе по отраслям знания, 2011-2015
Бюджетный прием | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | |
с / х науки, % | 6,5 | 6,7 | 6,4 | 6,4 | 6,0 | |
гуманитарные науки, % | 7,8 | 7,7 | 8,0 | 7,6 | 8,0 | |
естественные науки, % | 14,1 | 13,8 | 13,8 | 14,0 | 14,5 | |
медицинские науки, % | 8,6 | 8,5 | 7,3 | 6,9 | 7,1 | |
педагогические науки, % | 10,6 | 11,2 | 11,5 | 11,8 | 11,1 | |
социальные науки, % | 10,5 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 13,4 | |
технические науки, % | 41,9 | 41,1 | 41,0 | 40,3 | 40,0 | |
Всего зачислено человек | 288 808 | 282 474 | 307 046 | 314 752 | 301 327 | |
Платный прием | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | |
с / х науки, % | 0,6 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | |
гуманитарные науки, % | 22,9 | 18,6 | 18,5 | 16,9 | 19,2 | |
естественные науки, % | 2,3 | 2,5 | 2,8 | 3,3 | 2,7 | |
медицинские науки, % | 12,3 | 11,0 | 11,2 | 9,9 | 11,2 | |
педагогические науки, % | 6,1 | 4,7 | 4,6 | 4,6 | 3,9 | |
социальные науки, % | 45,1 | 53,8 | 53,1 | 53,0 | 52,3 | |
технические науки, % | 10,7 | 8,3 | 8,7 | 11,3 | 9,8 | |
Всего зачислено человек | 135 524 | 147 660 | 157 878 | 153 389 | 99 620* |
Традиционно платное образование выбирается более слабыми студентами, и здесь порог задают — или не задают — сами вузы.
Больше половины «троечников» (средний балл ЕГЭ ниже 56) на платное обучение набрали в 2015 году 150 вузов из 412, вошедших в рейтинг (36%). Это значительное улучшение ситуации — в прошлом году их было 198, почти половина (48%).
Таблица 13. Распределение вузов по качеству бюджетного и платного приема
Основная масса студентов, самостоятельно оплачивающих свое очное образование, — это уже не «троечники». Это «хорошисты». С чем связан такой сдвиг? Можно сделать два предположения. Первое — студенты 2015 года в целом несколько лучше сдали ЕГЭ. Второе — произошла поляризация как между вузами, так и внутри групп направлений. В популярные вузы студенты готовы поступать и на платную форму, в то время аутсайдерам остаются самые слабые абитуриенты, в том числе на бюджетную форму.
На диаграммах ниже сопоставляется качество бюджетного набора с качеством платного набора. По оси У отложен средний балл платного набора, по оси Х - средний балл бюджетного набора. Цвет "горохов" отражает качество платного набора: зеленые - средний балл выше 70, белые - средний балл ниже 70 и выше 56, красные - средний балл ниже 56. В классических университетах вузы с "отличным" бюджетным приемом (средний балл выше 70) на платные места чаще всего набирают абитуриентов-"хорошистов" (средний балл 56-70). В технических вузах, где по группе в целом больше "хорошистов", до половины платного набора - "троечники" (средний балл ниже 56), однако видно, что "троечники" - как правило, вузы с не крупным набором.
Абитуриенты и их семьи стали лучше различать качество образовательных программ, их вклад (а также вклад бренда вуза) в человеческий капитал студентов. В 2015 г. году МОН РФ впервые обнародовал данные о среднем заработке и профессиональном трудоустройстве выпускников вузов. Если раньше информация о том, что выпускники топовых вузов зарабатывают в среднем в 1,5 раза больше, чем выпускники других вузов по тому же направлению, обсуждалась на уровне отдельных кейсов, мнений и слухов (формируя, тем не менее, общественное мнение), то теперь эту тенденцию можно считать доказанной.
Идет изменение структуры государственного задания — расширение инженерных направлений, дальнейшее сокращение социально-экономических (за счет экономики и бизнес-информатики). Предполагается, что население предъявляет достаточный платежеспособный спрос на программы социально-экономических и гуманитарных направлений, что позволяет обходиться без увеличения бюджетной поддержки.
Многие вузы, не получавшие госзадания на реализацию популярных образовательных программ (экономику, менеджмент и др.), продолжали прием абитуриентов на них уже полностью на внебюджетной основе. Это потребовало кадрового и информационного обеспечения программ, которое у вузов в такой ситуации значительно ослабло. Результат налицо: платный набор в этих вузах сокращается, в иных случаях опускаясь до уровня, критического для дальнейшего продолжения таких программ.
В зоне риска здесь вузы, набирающие на платные программы, не подкрепленные бюджетным набором по соответствующему направлению, менее 30 студентов. Ведь, во-первых, платный студент, как правило, подготовлен слабее, чем поступивший на бюджетное место, и потому больше рискует оказаться в числе неуспевающих. Во-вторых, такой студент может прекратить обучение не только вследствие неуспеваемости, но и по причинам финансового характера. Уже на третьем курсе от первоначально набранных платных студентов может остаться менее половины, и поступающих от них средств будет недостаточно даже для оплаты необходимых преподавателей.
2015 год может стать рубежным примерно для 60% ныне действующих сугубо внебюджетных программ по направлениям «экономика», «менеджмент», «юриспруденция» и другим социально-экономическим и гуманитарным направлениям: в 2016 году эти программы могут прекратить новый набор (в 2015 году они набрали менее 30 человек).
Самое высокое качество бюджетного набора стабильно сохраняется в медицинских и социально-экономических вузах, причем в последних за период с 2011 по 2015 г. "зеленая зона" (средний балл выше 70) заметно расширилась. Аграрные вузы остаются в основном в "красной зоне" (средний балл ЕГЭ по вузу ниже 56). Среди классических университетов и технических вузов пропорции вузов-"отличников", "хорошистов" и "троечников" примерно одинаковы и держатся без особенных изменений. Заметно повысилось качество бюджетного приема в педагогических вузах.
В платном наборе в целом сохраняются такие же пропорции, хотя и с определенным сдвигом к более низким баллам.
Среди вузов, предлагающих платные программы в 2015 г., 47% по сравнению с 2014 г. повысили цены, 36% сохранили их неизменными в номинальном выражении, 17% сочли необходимым снизить цены (в качестве значимых мы рассматривали изменения более 5 тыс. рублей в год). При этом 14 вузов повысили среднюю по вузу стоимость обучения на 50-100 тыс. рублей в год; 39 вузов — на 20-50 тыс. рублей в год; 124 вуза — на 5-20 тыс. рублей в год; 137 вузов никак не изменили стоимость или же изменили ее незначительно (в пределах 5 тыс. рублей), 58 вузов снизили стоимость обучения на 5-20 тыс. рублей, а 8 вузов — на 20-50 тыс. рублей.
При этом модели поведения — распределение вузов на группы повышающих и снижающих цены — разнятся по направлениям. подготовки: в отношении социально-экономических и гуманитарных программ, с одной стороны, и технических программ, с другой, вузы чаще придерживаются разных стратегий. Среди технических направлений заметно выше доля программ, снизивших стоимость обучения в 2015 г. Среди социально-экономических программ преобладает доля тех, кто повысил стоимость обучения относительно незначительно (5-20 тыс. руб.).
Так, по направлению «экономика» платный набор в 2015 году вели 305 вузов, из них 30 вузов повысили стоимость более чем на 20 тыс. рублей в год, 95 вузов — на 5-20 тыс. рублей и 18 вузов снизили стоимость на 5-60 тыс. рублей. По направлению «юриспруденция» платный набор в 2015 году вели 181 вуз, из них 26 вузов повысили стоимость более чем на 20 тыс. рублей в год, 63 вузов — на 5-20 тыс. рублей и 6 вузов снизили стоимость на 5-60 тыс. рублей. При этом по направлению «информатика и вычислительная техника» более трети вузов понизили цены более чем на 5 тыс. рублей, а по направлению «энергетика и энергетическое машиностроение» таких вузов почти половина.
Таблица 14. Изменение стоимости обучения по направлениям подготовки, 2014-2015 гг.
Каковы различия в ценовой политике столичных и регинальных вузов? Разброс цен среди
дорогих образовательных программ значительно
выше, чем среди программ умеренной стоимости. При этом пропорции дорогих и недорогих программ по разным направлениям подготовки примерно одинаковы. Можно выделить три стратегии ценовой политики вузов: единая стоимость для всех образовательных программ (спрос определяется качеством программы и репутацией вуза); ценовая дифференциация программ; сегментирование программ на популярные и непопулярные.
Сильные вузы, что ожидаемо, устанавливают высокие минимальные баллы. В «десятке» сильнейших вузов по качеству бюджетного приема средний минимальный балл составляет 61,3 пункта (в расчете на один предмет по всем вузам) — против 34,2 по порогам Рособрнадзора. Самые высокие баллы среди вузов-лидеров установили МФТИ, МИФИ, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Самые низкие — МГИМО и МГУ им. Ломоносова (прочем, это никак не повлияло на высокое качество приема в эти вузы). А вот среди 74 вузов из «красной» зоны (средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в них ниже 56) ни один не установил минимальный порог выше уровня, предложенного Рособрнадзором.
Только 15% вузов используют минимальные баллы в качестве реального инструмента отбора абитуриентов.
Вузы, установившие самые высокие проходные баллы в 2015 г.:
Направления подготовки, на которые вузы чаще устанавливают высокие проходные баллы.
Проходные баллы в ВУЗы 2015 на бюджет каждый год меняются и зависят от текущей популярности ВУЗа. Если придёт огромное количество абитуриентов со сто балльными результатами, то проходные балы резко взлетят вверх. устанавливает лишь минимальные балы для приёма абитуриентов, полагаясь на итоги ЕГЭ и данные о своей популярности.
В этом году Рособрнадзор установил следящие минимальные балы на ЕГЭ: Обществознание - 39, Русский язык – 36, Информатика – 40, Биология – 36, География – 37, Химия – 36, Физика – 36, Литература – 32, История – 32, Математика – 24, Иностранный язык – 20. Эти балы необходимо набрать на ЕГЭ, чтобы получить зачёт. На основании этого можно выделить предметы, которые правительство считает приобретённым и те, незнание которых прощается студентам. Таким образом, самым важным предметом является информатика и обществознание, далее идёт ряд технических, естественных наук из биологии, географии физики и химии. Знания по литературе, Истории особо не нужны, а математика и иностранный язык вообще лишние. Вот только не понятно, как ученик должен набрать по физике в полтора раза больше баллов, чем по математике. И почему русский язык ценится больше чем история, в том числе отечественная. Многие радуются, что требования к иностранному языку низкие, но радость пройдёт, когда выпускники школ начнут искать работу и увидят в требованиях к соискателям знания английского языка.Как поулчить хотя бы такие баллы? Тренируйтесь! Проходите с результатами и правильными ответами на образовательном портале "Учись тут"
Для поступления в большинство ВУЗов на любые специальности достаточно 270 баллов в сумме по трём предметам. Это значит, что необходимо сдавать ЕГЭ на 90 баллов. Что бы иметь большой список сильных институтов и университетов хватит и 230 баллов, и получить на ЕГЭ по 75 баллов. Самые большие требования к баллам у МИФИ по специальности Информационно-аналитические системы безопасности. Для поступления на эту специальность потребуется 284 балла в сумме по русскому языку, математике и физике. Для поступления в Финансовый университет на специальность экономика потребуется 283 балла по математике, русскому языку и обществознанию