Oa страны африканского союза для патентования. Учредительный акт африканского союза

Год образования -2002

Число членов -53

Штаб-квартира - Аддис-Абеба (Эфиопия)

Рабочие языки - английский, арабский, испанский, французский, португальский, суахили.

Африканский Союз - правопреемник Организации Африканского Единства (ОАЕ), созданной в Аддис-Абебе в 1963 г. Двумя важнейшими задачами ОАЕ являлись укрепление солидарности и сотрудничества африканских стран и изживание негативных последствий колониализма. Одной из важнейших норм, выработанных во взаимоотношениях африканских стран еще в начальный период существования ОАЕ, стал принцип нерушимости границ, не допускающий кардинального пересмотра политической карты Африки.

Инициатором преобразования ОАЕ в более тесное интеграционное объединение АС выступил лидер Ливии Муамар Каддафи. Эта программа стала реализовываться после встречи глав африканских государств в ливийском городе Сирт в 1999 г., а 9 июля 2002 г. ОАЕ официально трансформировалась в АС.

Население Африканского Союза составляет примерно 900 млн человек, территория около 30 млн км 2 . Членами союза являются 52 независимых государства Африки и самопровозглашенная на территории Западной Сахары Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). В 1984 г. в знак протеста против принятия в ОАЕ САДР из организации вышло Королевство Марокко, считающее Западную Сахару частью своей территории. Марокко продолжает сторониться и Африканского Союза. Председатель АС избирается сроком на год из глав африканских государств. В январе 2008 г. на саммите в Аддис-Абебе председателем Африканского Союза был избран президент Танзании Джакая Киквете.

В названиях как самой организации, так и ее органов и подразделений, явно угадываются аналогии с устройством Европейского Союза. Высший орган союза - Ассамблея глав государств и правительств. К участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Высший исполнительный орган - Комиссия АС. С 2004 г. работает Всеафриканский парламент (по 5 депутатов от каждой страны, независимо от численности их населения), его сессии проходят в пригороде Йоханнесбурга (ЮАР) Мидранд. Планируется создание Африканского суда. В будущем у АС появятся единые вооруженные силы.

Важное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что приоритетом организации провозглашается экономическая интеграция. Органами АС разработана экономическая программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки»), в которой определяется стратегия развития экономики государств континента. Озабоченность лидеров государств вызывает крайне низкий уровень экономических связей между африканскими странами: на долю межафриканской торговли приходится менее 5% общего товарооборота континента. Внешнеторговые связи африканских государств с развитыми странами Европы и Америки несравнимо интенсивнее их торгового обмена друг с другом. В странах АС предусматривается введение единой валюты афро (намечено на 2023 г.).

Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций всех стран Африки, защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов. АС участвует в миротворческих операциях в суданском Дарфуре, Сомали, на Коморах.

Процесс интеграции не идет гладко. Затягивается создание Африканского суда и введение единой валюты (изначально ее частичный ввод планировался на 2004 г.). Очень большие сомнения высказываются относительно проекта создания зоны свободной торговли и свободного перемещения населения по примеру Шенгенской зоны в Европе. Внутри АС имеются серьезные противоречия между странами Северной и Тропической Африки, между англоязычными и франкоязычными странами, между региональными лидерами (ЮАР, Нигерия, Египет и др.), стремящимися не упустить свои лидирующие позиции, и рядовыми государствами.

Перспективы. В перспективе в Африканский Союз возможно возвращение Марокко при условии урегулирования конфликта в Западной Сахаре.

- (АС), крупнейшее межгос. политико экон. объединение стран Африки. Заменило существовавшую с 1963 Организацию Африканского Единства. Созд. на учредит. саммите стран чл. в Дурбане (ЮАР) 9.7.2002. Целью АС провозглашено углубление интеграции афр.… … Энциклопедия РВСН

Африканский союз электросвязи - — Тематики электросвязь, основные понятия EN African telecommuncations unionATU … Справочник технического переводчика

Африканский союз железных дорог - (АСЖД; The Union of African Railways), международная межправительственная организация. Создана в 1972 под эгидой ЭКА как орган ОАЕ. Члены АСЖД — национальные и региональные железнодорожные управления 30 африканских стран. Цели —… …

Африканский союз независимости Мозамбика - (União Africana de Moçambique du Independente — UNAMI, УНАМИ), политическая организация мозамбикских патриотов. Создана в 1961 в Ньясаленде (современном Малави) мозамбикскими рабочими мигрантами из провинций Тете, Замбезия и Ньяса. Выступала … Энциклопедический справочник «Африка»

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Южно Африканский Союз вступил в Первую мировую войну одновременно с Великобританией, которая объявила войну Германии 4 августа 1914 года. Южно африканские войска участвовали в операциях против германских колоний в Африке, в операциях на Западном… … Википедия

Флаг ЮАС времён Второй мировой войны Содержание … Википедия

Африкаанс Unie van Suid Afrika англ. Union of South Africa нидерл. Unie van Zuid Afrika Доминион … Википедия

- (ЮАС) (Union of South Africa) с 1910 доминион Великобритании, образованный из Капской колонии, Наталя, Трансвааля, Оранжевой республики. Находившиеся в обращении марки этих колоний могли использ. до 1937. Первая марка ЮАС, посвященная… … Большой филателистический словарь

Книги

  • Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека , А. М. Солнцев. В монографии исследуется возникновение и развитие системы экологических прав человека, выявляются отдельные виды экологических прав человека, анализируются международно-правовые и…

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ – крупнейшее политическое объединение государств африканского континента – стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963–2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют поиска новых подходов и механизмов.

Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г.Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г.Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9–10 июля 2002 в г.Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки . Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки» – New Partnership for Africa"s Development) – новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС располагается в г.Аддис-Абебе (Эфиопия).

Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС, выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и государствами Африки. Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций (в том числе принятие решений, которые будут способны отвечать на вызовы экономической глобализации), защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов.

Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию. В мировой истории немало примеров интеграции, основанной на сближении экономических интересов, и такой путь представляется наиболее эффективным для решения многочисленных проблем африканской действительности. Принятое Союзом решение оказывать содействие развитию интеграционных процессов, опираясь на уже действующие политико-административные объединения юга и севера континента, Западной и Восточной Африки, свидетельствует о понимании главами государств проблем, с которыми придется столкнуться на длинном и нелегком пути и готовности к их преодолению.

Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной. Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д"Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и др. странах, оказавшие влияние на соседние государства, – яркое тому подтверждение.

В Учредительном акте АС акцентируется внимание на взаимозависимости государств-членов. Предусматривается также право Союза на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств (принятом 2/3 голосов) на прямое (в том числе вооруженное) вмешательство во внутренние дела государства-члена в случае возникновения на его территории геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Принципиально новым является положение, согласно которому к участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. В Учредительном акте определен также комплекс мер по обеспечению выполнения решений Ассамблеи АС, в том числе введение политико-экономических санкций (лишение права голоса на Ассамблее, прекращение транспортных и телекоммуникационных связей с государством-«ослушником» и др.), применение которых будет содействовать воплощению в жизнь коллективных решений. Выполнение новых положений должно способствовать повышению политической ответственности африканских лидеров.

Высший орган Африканского союза – Ассамблея глав государств и правительств. Высшим исполнительным органом является Комиссия АС. Председатели АС и Комиссии АС избираются на годичный срок. В Учредительном акте закреплена сложившаяся еще в ОАЕ традиция избрания на пост председателя всеафриканской организации на следующий срок президента государства, где проводился саммит. Кроме Ассамблеи АС, предусмотрено создание Всеафриканского парламента (ВАП) и Суда союза. В структуру АС входят также Африканский валютный фонд, Африканский центральный банк, Африканский инвестиционный банк, а также образуемые Ассамблеей специализированные технические комитеты, Союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры (совещательный орган, состоящий из представителей различных неправительственных организаций и профессиональных групп). Первоначально в АС были сформированы региональные многонациональные войска, а единые африканские войска начали оформляться в 2010.

Штаб квартира ВАП размещается в Мидранде, ЮАР.

Пять из восьми членов Комиссии АС (комиссаров) – женщины. Положение о Всеафриканском парламенте предусматривает введение в состав представительства от каждой африканской страны (по пять депутатов) двух женщин.

В названиях как самой организации («Африканский союз»), так и ее высшего исполнительного органа («Комиссия АС») отчетливо видна определенная аналогия со структурами Европейского союза. Это свидетельствует о твердом намерении лидеров африканских государств в интеграционном процессе учитывать успешный опыт ЕС и существующих объединений Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

АС призван заменить не только ОАЕ, но и Африканское экономическое сообщество (АЭС), которое должно было противостоять негативным аспектам глобализации путем содействия социально-экономическому развитию Африки. Определение принципов, целей и стратегии развития АЭС длилось с 1976 по 1989. Процесс достижения экономической интеграции в рамках АЭС был рассчитан на 34 года и предусматривал шесть этапов. Сама организация была создана в 1991, но ее деятельность не принесла существенных практических результатов.

Второй саммит АС состоялся 9–12 июля 2003 в столице Мозамбика г. Мапуту. Помимо выборов Председателя АС и его заместителей, рассматривались вопросы по интеграции в структуру Союза программы НЕПАД и формирования Совета мира и безопасности (СМБ). Председателем АС на 2003–2004 был избран президент Мозамбика Жоаким Чиссано, а председателем Комиссии АС – бывший президент Мали Альф Умар Конаре.

Возрождение идеи африканского единства, которое реализовалась в форме создания Африканского союза, шло практически параллельно с разработкой концепции «Африканского ренессанса», провозглашенной президентом ЮАР Табо Мбеки. Задачами возрождения, помимо создания демократических политических систем, успешной борьбы против пандемии СПИДа; восстановления культур Африки, поощрение художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии были объявлены также достижение устойчивого экономического развития.

С первых дней своего существования АС столкнулся с определенными проблемами: противостояние лидеров при согласовании на саммите в Лусаке (2001) кандидатуры нового Генерального секретаря ОАЕ (он должен был вести работу по ее преобразованию в АС), затяжной (восемь раундов) процесс выборов постоянного председателя Комиссии АС и его заместителей на Ассамблее АС в 2003 в г.Мапуту.

Серьезной проблемой для руководства АС является нехватка финансовых средств. В октябре 2003 задолженность по уплате членских взносов 11-ти стран-членов организации составила 44 млн. долл. США, и они были лишены права выступать на заседаниях Союза. Такое положение дел ставит АС в зависимость от внешнего финансирования, ограничивает свободу действий и непосредственно отражается на его способности осуществлять миротворческие миссии. Например, после отказа африканских лидеров осудить политику президента Зимбабве Роберта Мугабе Европейский Союз заморозил выделение 250 млн. евро, предназначенных для миротворческой деятельности АС.

Дата инаугурации Всеафриканского парламента (ВАП) в столице Эфиопии г.Аддис-Абебе, назначенное на 31 января 2004, перенесена на 18 марта 2004 (протокол, определяющий его полномочия, функции и состав, хотя и принят единогласно членами АС, до сих пор не вступил в силу – не был ратифицирован половиной стран-членов).

Процесс формирования структур АС привлекал внимание международных организаций. На саммите в Мапуту присутствовали генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, президент Еврокомиссии Романо Проди и исполнительный директор Международного валютного фонда Херст Келер. Главы некоторых государств Африки восприняли как проявление неуважения к континенту в целом и к АС в частности тот факт, что президент США Джордж Буш, совершая поездку по ряду африканских стран непосредственно накануне и в дни проведения саммита Африканского союза (7–12 июля 2003), не посетил Мозамбик.

Россия поддерживает стремление африканских государств к достижению единства. В посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина председателям АС президенту ЮАР Т.Мбеки и президенту Мозамбика Ж.Чиссано подчеркивалась готовность российского руководства к сотрудничеству с Африканским союзом.

Африканский союз в качестве преемника ОАЕ только начинает свою деятельность. Задачи, структура и механизмы функционирования институтов АС еще не полностью сформированы и определены. Проблемы африканского единства и инициативы по его достижению (в том числе сам Учредительный акт АС) хорошо известны лишь узкому кругу политиков, правительственных чиновников и ученых. Потребуется много времени и усилий для определения функций, обеспечения финансовых и других средств, необходимых для нормальной деятельности институтов в структуре Африканского Союза.

Учитывая реалии африканской действительности, объективные трудности и проблемы субъективного характера, с которыми АС столкнулся уже в начале своего существования, большинство зарубежных и отечественных исследователей считают, что его создание открыло новую главу в истории африканского континента. Создание АС означает безусловный шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции и может способствовать выработке государствами континента единой позиции перед лицом глобальных вызовов современности.

Африканский союз в 2012 впервые возглавила женщина – министр внутренних дел ЮАР Нкосазана Диамини-Зума. Она сменила на посту своего предшественника, уроженца Габона Жана Пинга.

Любовь Прокопенко

ПРИЛОЖЕНИЕ

УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА

Мы, Главы африканских государств и правительств, собравшиеся в городе Аддис-Абебе, Эфиопия,

убежденные в том, что все народы обладают неотъемлемым правом решать свою судьбу,

сознавая, что свобода, равенство, справедливость и достоинство являются важнейшими задачами осуществления законных стремлений африканских народов,

сознавая, что нашей ответственностью является поставить естественные ресурсы и людские резервы континента на службу общему прогрессу наших народов во всех сферах человеческой деятельности,

вдохновляемые общей решимостью укреплять взаимопонимание и сотрудничество между нашими государствами, отвечающие стремлению наших народов к братству и солидарности в широком объединении, преодолевающем этнические и национальные различия,

убежденные в том, что для того, чтобы превратить эту решимость в динамическую силу, поставленную на службу прогрессу человечества, необходимо создать и поддерживать условия мира и безопасности,

полные решимости защищать и укреплять добытые дорогой ценой независимость и суверенитет, а также территориальную целостность наших государств и вести борьбу против неоколониализма во всех его формах,

преданные делу всеобщего прогресса Африки,

убежденные в том, что Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, верность принципам которой мы подтверждаем, создают прочную основу для мирного и плодотворного сотрудничества между государствами,

желая видеть все африканские государства объединенными отныне во имя обеспечения благосостояния их народов,

полные решимости укрепить связи между нашими государствами путем создания и укрепления общих институтов,

согласились о создании настоящего Устава.

1. Высокие Договаривающиеся Стороны принятием настоящего Устава учреждают организацию под названием «Организация Африканского единства».

2. Эта Организация будет состоять из африканских континентальных государств, Мадагаскара и других островов, окружающих Африку.

1. Организация имеет следующие цели:

а) укреплять единство и солидарность африканских государств;

б) координировать и укреплять сотрудничество между ними и их усилия, направленные на создание лучших условий существования для народов Африки;

в) защищать их суверенитет, территориальную целостность и независимость;

г) уничтожить все виды колониализма в Африке;

д) поощрять международное сотрудничество в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларацией прав человека.

2. Для достижения этих целей государства – члены Организации будут координировать и согласовывать свою общую политику, в особенности в следующих областях:

а) в области политики и дипломатии;

б) в области экономики, транспорта и связи;

в) в области образования и культуры;

г) в области здравоохранения, санитарии и питания;

д) в области науки и техники;

е) в области обороны и безопасности.

ПРИНЦИПЫ

Для достижения целей, изложенных в статье 2, государства-члены торжественно подтверждают и провозглашают верность следующим принципам:

1) суверенное равенство всех государств-членов;

2) невмешательство во внутренние дела государств;

3) уважение суверенитета и территориальной целостности каждого государства и его неотъемлемого права на независимое существование;

4) мирное урегулирование спорных вопросов путем переговоров, посредничества, примирения или арбитража;

5) безоговорочное осуждение всех форм убийств по политическим мотивам, а также подрывной деятельности со стороны соседних государств или любых других государств;

6) абсолютная приверженность делу полного освобождения африканских территорий, все еще находящихся в зависимости;

7) подтверждение политики неприсоединения в отношении всех блоков.

Членом Организации может стать каждое независимое и суверенное африканское государство.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ

Все государства-члены пользуются равными правами и имеют равные обязанности.

Государства-члены обязуются тщательно соблюдать принципы, перечисленные в статье 3 настоящего Устава.

Организация будет добиваться достижения своих целей через посредство следующих основных органов:

1. Ассамблея глав государств и правительств;

2. Совет министров;

3. Генеральный секретариат;

4. Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу.

АССАМБЛЕЯ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ

Ассамблея глав государств и правительств является высшим органом Организации.

Она обсуждает в соответствии с положениями настоящего Устава вопросы, представляющие общий интерес для всей Африки, с целью координации и согласования общей политики Организации. Кроме того, она может пересматривать структуру, функции и действия всех органов и любых специализированных учреждений, которые могут быть созданы в соответствии с настоящим Уставом.

Ассамблея состоит из глав государств и правительств или их надлежащим образом аккредитованных представителей и собирается минимум один раз в год. По просьбе любого государства-члена и с согласия двух третей государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию.

2. Все резолюции принимаются большинством в две трети голосов государств-членов Организации.

3. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов. Решение о том, является вопрос процедурным или нет, принимается простым большинством всех государств – членов Организации.

4. Две трети всех государств-членов составляют кворум на любом заседании Ассамблеи.

Ассамблея сама устанавливает собственные правила процедуры.

СОВЕТ МИНИСТРОВ

1. Совет министров состоит из министров иностранных дел или любых других министров, назначенных правительствами государств-членов.

2. Совет министров собирается минимум дважды в год. По просьбе любого государства и с согласия двух третей всех государств-членов Совет министров собирается на чрезвычайную сессию.

Совет министров ответственен перед Ассамблеей глав государств и правительств. На него возложена обязанность подготовки сессий Ассамблеи.

Совет министров занимается решением всех вопросов, переданных ему Ассамблеей. Ему поручено выполнять решения Ассамблеи глав государств и правительств.

Он осуществляет межафриканское сотрудничество согласно директивам Ассамблеи глав государств и правительств и в соответствии с пунктом 2 статьи 2 настоящего Устава.

2. Все резолюции принимаются простым большинством голосов членов Совета министров.

3. Две трети всех членов Совета министров составляют кворум на любом заседании Совета.

Совет министров сам устанавливает собственные правила процедуры.

Административный генеральный секретарь Организации назначается Ассамблеей глав государств и правительств. Он руководит работой Секретариата.

Ассамблея глав государств и правительств назначает одного или нескольких заместителей Генерального секретаря.

Функции и условия работы Административного генерального секретаря, заместителей Генерального секретаря и других сотрудников Секретариата определяются положениями настоящего Устава и регламентом, одобренным Ассамблеей глав государств и правительств.

1. При исполнении своих обязанностей Административный генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.

2. Каждый член Организации обязуется уважать исключительный характер обязанностей Административного генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

КОМИССИЯ ПО ПОСРЕДНИЧЕСТВУ, ПРИМИРЕНИЮ И АРБИТРАЖУ

Государства-члены обязуются разрешать споры между собой мирными средствами. Для этой цели они создают Комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу, состав и условия функционирования которой будут определены отдельным протоколом, подлежащим одобрению Ассамблеи глав государств и правительств. Этот протокол рассматривается как составная часть настоящего Устава.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМИССИИ

Ассамблея создает такие специализированные комиссии, какие сочтет нужными, включая следующие:

1. Комиссия по экономическим и социальным вопросам;

2. Комиссия по вопросам образования и культуры;

3. Комиссия по вопросам здравоохранения, санитарии и питания;

4. Комиссия по вопросам обороны;

5. Комиссия по вопросам науки, техники и исследований.

Каждая из упомянутых в статье 20 специализированных комиссий состоит из соответствующих министров или любых других министров, или полномочных представителей, назначаемых для этой цели их правительствами.

Каждая специализированная комиссия функционирует в соответствии с положениями настоящего Устава и Правилами процедуры, одобренными Советом министров.

Бюджет Организации, подготовленный Административным генеральным секретарем, утверждается Советом министров.

Бюджет обеспечивается взносами государств-членов в соответствии со шкалой, установленной для Организации Объединенных наций. Однако взнос любого государства-члена не будет превышать 20% обычного годового бюджета организации. Государства-члены обязуются вносить взносы регулярно.

ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ УСТАВА

1. Настоящий Устав открыт для подписания всеми независимыми и суверенными африканскими государствами. Он должен быть ратифицирован государствами, подписавшими его, в соответствии с их конституционными процедурами.

2. Оригинал документа, составленный, по возможности, на африканских языках, а также на английском и французском, все тексты которого являются аутентичными, передается на хранение правительству Эфиопии, которое передаст заверенные копии его всем независимым и суверенным африканским государствам.

3. Ратификационные грамоты депонируются правительством Эфиопии, которое нотифицирует о каждом случае депонирования все государства, подписавшие Устав.

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

Настоящий Устав вступает в силу немедленно после получения правительством Эфиопии ратификационных грамот от двух третей государств, подписавших Устав.

РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА

Настоящий Устав, должным образом ратифицированный, будет зарегистрирован в Секретариате Организации

Объединенных Наций через правительство Эфиопии в соответствии со статьей 102 Устава ООН.

ТОЛКОВАНИЕ УСТАВА

Любой вопрос, касающийся толкования настоящего Устава, должен решаться большинством в две трети голосов Ассамблеи глав государств и правительств Организации.

ВСТУПЛЕНИЕ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ

1. Всякое независимое и суверенное африканское государство может в любой момент уведомить Административного генерального секретаря о своем намерении вступить в Организацию или присоединиться к настоящему Уставу.

2. Административный генеральный секретарь по получении такого уведомления препровождает его копию всем государствам-членам. Вопрос о приеме решается простым большинством голосов государств-членов. Решение каждого государства-члена передается Административному генеральному секретарю, который сообщает заинтересованному государству о решении после получения требуемого большинства голосов.

РАЗНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Рабочими языками Организации и всех ее органов являются, если это возможно, африканские языки, а также английский и французский языки.

Административный генеральный секретарь уполномочен принимать от имени Организации дары и другие пожертвования при условии одобрения Совета министров.

Совет министров решает вопрос о привилегиях и иммунитетах, предоставляемых персоналу Секретариата на территориях государств-членов.

ОТКАЗ ОТ ЧЛЕНСТВА

Любое государство, которое пожелает выйти из Организации, письменно уведомляет об этом Административного генерального секретаря. Спустя год со дня такого уведомления, если оно не взято назад, Устав перестает применяться к данному государству, которое, таким образом, перестает принадлежать к Организации.

ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР

Настоящий Устав может быть изменен или пересмотрен, если какое-либо государство-член направит Административному генеральному секретарю письменную просьбу об этом. Проект поправки передается на рассмотрение Ассамблеи после того, как все государства-члены будут должным образом уведомлены о нем, и по истечении годичного срока. Поправка вступает в силу только по одобрении ее по меньшей мере двумя третями государств-членов.

С верой в это мы, Главы африканских государств и правительств, подписали настоящий Устав.

Организация африканского единства. История создания и деятельности. Сборник документов . М., 1970

26 мая 2001 г. на базе Организации африканского единства (ОАЕ) была создана новая региональная международная межправительственная организация, объединяющая 53 государства Африки - Африканский союз.

Историческими предшественником Африканского союза считается Организация Африканского Единства, основанная 25 мая 1963 года на основе принципов африканской солидарности и единства.

Появлению Организации Африканского Единства способствовали следующие причины: невозможность освободиться от колониального грета в одиночку; необходимость достижения равноправия в международных экономических отношениях; культурная, историческая и территориальная общность стран континента70. Кроме того, к созданию подобной организации лидеров африканских государств подтолкнула общая обстановка, сложившаяся в мире. Исторический момент освобождения Африки совпал с периодом бурного развития интеграционных тенденций в рамках европейского капиталистического хозяйства (создание ЕЭС, ЕАСТ) и с периодом институционального оформления социалистического блока. Поэтому вполне естественно, что Африка тоже среагировала на это созданием своей общеконтинентальной организации.

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ, стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963-2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г. Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9-10 июля 2002 в г. Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики ТабоМбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД - новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия).

Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС, выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и государствами Африки. Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций (в том числе принятие решений, которые будут способны отвечать на вызовы экономической глобализации), защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов.

Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию.

Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран Африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной.

Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д"Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и др. странах, оказавшие влияние на соседние государства, - яркое тому подтверждение. В Учредительном акте АС акцентируется внимание на взаимозависимости государств-членов. Предусматривается также право Союза на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств (принятом 2/3 голосов) на прямое (в том числе вооруженное) вмешательство во внутренние дела государства-члена в случае возникновения на его территории геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Принципиально новым является положение, согласно которому к участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем.

Высший орган Африканского союза - Ассамблея глав государств и правительств. Высшим исполнительным органом является Комиссия АС. Председатели АС и Комиссии АС избираются на годичный срок. В Учредительном акте закреплена сложившаяся еще в ОАЕ традиция избрания на пост председателя всеафриканской организации на следующий срок президента государства, где проводился саммит. Кроме Ассамблеи АС, предусмотрено создание Всеафриканского парламента (ВАП) и Суда союза. В структуру АС входят также Африканский валютный фонд, Африканский центральный банк, Африканский инвестиционный банк, а также образуемые Ассамблеей специализированные технические комитеты, Союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры (совещательный орган, состоящий из представителей различных неправительственных организаций и профессиональных групп). До 2005 должны быть сформированы региональные многонациональные войска, а единые африканские войска - к 2010. Размещение штаб квартиры ВАП планируется на территории ЮАР или Ливии, а Африканского суда - на территории Маврикия, Нигерии или Судана. Пять из восьми членов Комиссии АС (комиссаров) - женщины.

Второй саммит АС состоялся 9-12 июля 2003 в столице Мозамбика г. Мапуту. Помимо выборов Председателя АС и его заместителей, рассматривались вопросы по интеграции в структуру Союза программы НЕПАД и формирования Совета мира и безопасности (СМБ). Председателем АС на 2003-2004 был избран президент Мозамбика ЖоакимЧиссано, а председателем Комиссии АС - бывший президент Мали Альф УмарКонаре.

Возрождение идеи африканского единства, которое реализовалась в форме создания Африканского союза, шло практически параллельно с разработкой концепции «Африканского ренессанса», провозглашенной президентом ЮАР ТабоМбеки. Задачами возрождения, помимо создания демократических политических систем, успешной борьбы против СПИДа; восстановления культур Африки, поощрение художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии были объявлены также достижение устойчивого экономического развития.

С первых дней своего существования АС столкнулся с определенными проблемами: противостояние лидеров при согласовании на саммите в Лусаке (2001) кандидатуры нового Генерального секретаря ОАЕ (он должен был вести работу по ее преобразованию в АС), затяжной (восемь раундов) процесс выборов постоянного председателя Комиссии АС и его заместителей на Ассамблее АС в 2003 в г. Мапуту.

За время существования АС было проведено 12 саммитов. Последний проходил с 1 по 4 февраля 2009 г. и вновь показал, что противоречия между государствами - участниками АС до настоящего времени так и не были преодолены. Главными темами 12-го саммита АС стали модернизация инфраструктуры в африканских странах и последствия мирового экономического кризиса.

Также была затронута тема решения вооруженных конфликтов, препятствующих развитию континента и уносящих жизни людей, в частности, ситуация в Сомали, суданской провинции Дарфур, разногласия в Конго и политическая ситуация в Мавритании.

Начиная с 2000-х гг. происходит формирование Всеафриканского парламента, формальным основанием для создания которого послужило вступление в силу 14 декабря 2003 г. протокола к Абуджийскому договору об образовании Африканского экономического сообщества 1991 г. Вслед за этим 18 марта 2004 г. в штаб-квартире АС - столице Эфиопии г. Аддис-Абебе состоялась инаугурация общеконтинентального законодательного органа.

Всеафриканский парламент возглавляет президент и четыре вице-президента, представляющие пять африканских регионов согласно классификации, принятой в Афросоюзе, т.е. Восточную, Западную, Северную и Центральную Африку и Юг континента. Президент и вице-президенты образуют бюро ВАП.

Михаил Маргелов призвал ООН разработать механизм национального примирения в субсахарской зоне.

Спецпредставитель Президента РФ по Африке, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов представил российские подходы к урегулированию кризиса в субсахарской зоне на встрече со Спецпосланником Генерального секретаря ООН по региону африканского Сахеля Романо Проди .

«Россия исходит из того, что только сами африканцы могут и должны решать свои проблемы. Мировому сообществу следует только поддерживать их в этом, создавать необходимые условия», - сказал сенатор. В этой связи он высоко оценил рост значимости Африканского союза (АС). «Недавний саммит Афросоюза в Эфиопии показал, что организация стала более активной и эффективной, готовой играть ключевую роль в урегулировании существующих конфликтов».

АС и ООН должны продолжать работать вместе в реализации совместных миротворческих проектов, как например успешная совместная миссия в Дарфуре, убежден спецпредставитель российского лидера. Он также считает важным, что контртеррористическая операция в Республике Мали проводится силами Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) при поддержке французского воинского контингента.

Оценивая обстановку в зоне Сахеля, Михаил Маргелов отметил, что дестабилизирующими факторами являются бесконтрольный поток дешевого оружия из послереволюционной Ливии, а также появление новых маршрутов доставки наркотиков из Латинской Америки, которые пролегают через Африку. События «арабской весны» послужили искрой для тлевшей десятки лет проблемы Сахеля – одной из сложнейших и наиболее чувствительных в международных отношениях, констатировал он.

«Сегодня в субсахарской зоне действует несколько вооруженных группировок, которые позиционируют себя как политические движения. В сущности это боевики, прикрывающиеся политическими лозунгами», - охарактеризовал Михаил Маргелов происходящее в Мали и приграничных странах. При этом он особо обратил внимание, что нестабильность в Мали тесно взаимосвязана с ситуацией в Дарфуре и даже Сомали, поскольку на этих территориях живут близкие племена. «Негативным образом сказывается и неурегулированность проблемы Западной Сахары». Таким образом, нестабильность в субсахарской зоне – это мозаика из целого ряда конфликтов, подчеркнул сенатор.

Спецпредставитель президента РФ по Африке убежден, что военного решения у этого кризиса нет и быть не может, так как такое вмешательство может решить проблему лишь на время. «Для преодоления кризиса необходимо запустить механизм национального примирения», - считает он.

При этом Михаил Маргелов предложил использовать опыт политического примирения, накопленный как некоторыми странами Африки, так и мира в целом. «Мировому сообществу нужно начать с мер, которые позволят инициировать этот процесс. Важно работать без промедления и созидательно», - указал он.

«Россия готова предпринимать усилия как в рамках СБ ООН, так и в контактах со странами Африки. Мы оказываем, в том числе, финансовую поддержку мирным процессам на континенте». В качестве примера спецпредставитель российского лидера напомнил о значительном взносе РФ в Фонд мира Афросоюза. «Мы продолжим оказывать финансовую помощь этой структуре».

На двустороннем треке Россия активизирует политический диалог со странами Африки. Михаил Маргелов заметил, что в марте на «полях» саммита БРИКС в ЮАР по инициативе президента этой страны состоится конференция лидеров различных африканских стран. «Таким образом, у нас будет возможность обсудить вопросы сотрудничества и мирного урегулирования на высшем уровне в столь широком составе».

Романо Проди разделил прозвучавшие оценки ситуации в Африке. Он выразил серьезную озабоченность ростом террористической угрозы в Мали, согласившись, что кризис подпитывается за счет нестабильности в соседних странах. Для ООН важно гарантировать выполнение задач поставленных перед спецоперацией в Мали, сказал он. По оценке спецпосланника Генерального секретаря ООН, там сегодня происходит распад государства и военные столкновения между новыми образованиями. «Мы должны приложить все усилия, чтобы восстановить порядок и целостность страны».

Эмиссар ООН также указал на важность совместных действий всего мирового сообщества в Африке. «Континент не должен превратиться в поле боя, как в период «холодной войны». Мы в одной лодке и должны действовать сообща». Он также обратил внимание на экспансию Китая в Африке, который пока действует активнее других внешних игроков.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых