Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты. Загадочный русский архитектор василий баженов Здание построенное по проекту баженова

Василий Иванович Баженов - русский архитектор, обладающий ярким неординарным талантом и своеобразной загадочной судьбой. Историей ему приписывается множество прекрасных мощных строений, тогда как в действительности он не мог являться их вдохновителем и созидателем. С другой стороны, подлинные работы архитектора Баженова поражают своеобразной творческой фантазией автора, самобытностью его стиля и смелостью его замыслов.

Кем на самом деле был этот выдающийся таинственный зодчий? Чем он прославился? И каков его истинный вклад в российское искусство? Давайте узнаем.

Окутанное тайной детство

Будущий архитектор Василий Баженов родился в Москве, в семье церковнослужителя низшего разряда - дьячка, исполняющего свои обязанности в одной из небольших придворных церквушек Кремля.

Год рождения будущего зодчего до конца не известен. Многие исследователи склонны считать, что это 1738-й, хотя в некоторой научной литературе можно найти как 1737-й и даже как 1732-й.

Как бы там ни было, влечение к изобразительному искусству маленький Вася начал испытывать с самого детства. Он любил рисовать и лепить разного рода здания и фигурки, хотя по велению родителя должен был стать обычным певчим. Юный Василий даже обучался этой должности в монастыре, и лишь случай резко изменил его традиционно уготованную судьбу.

Путь к градостроительству

На детские незрелые работы Баженова обратил внимание местный художник (имя которого так и осталось безызвестным) и взял его себе на обучение.

Как раз в этот период сгорели императорские палаты в пригороде Москвы, и тогда были созваны все окрестные мастера, дабы по приказу Елизаветы Петровны как можно быстрее восстановить постройки.

Шестнадцатилетний будущий архитектор Баженов внес и свою лепту в восстановление дворянских хором. На его талантливое, оригинальное раскрашивание стен обратил внимание князь Дмитрий Васильевич Ухтомский - главный архитектор Москвы того времени. Благодаря этому знакомству одарённый начинающий зодчий имел возможность прослушать курс лекций своего наставника, занять почетное место в его команде и работать под его надзором.

Обучение технике мастерства

Влиятельный благодетель давал возможность Баженову самостоятельно выполнять некоторые заказы, а спустя какое-то время помог поступить в художественный класс гимназии, созданной при Московском университете.

Во время обучения талантливый Василий уверенно заявил о себе как о лучшем и старательном ученике. Его усердие и дарование не остались не замеченными известным меценатом того времени - Иваном Ивановичем Шуваловым, фаворитом действующей императрицы Елизаветы. Благодаря протекции нового покровителя начинающий архитектор Баженов был принят на обучение в Академию художеств.

Там талант молодого человека обрел необходимую виртуозность и грамотность, благодаря чему он стал первым помощником своего преподавателя Чевакинского (главного архитектора Адмиралтейства), когда тот работал над пристройкой к Никольскому морскому монастырю.

Спустя некоторое время одаренный молодой архитектор Баженов был направлен на усовершенствование своего мастерства заграницу.

Обучение за рубежом

Углубляя свои знания и лучше познавая архитектурное искусство, талантливый зодчий несколько лет проработал в Париже и Риме, где не только улучшал своё мастерство в проектировании, но и разрабатывал собственные проекты. За свои труды и умения был удостоен несколькими иностранными грамотами и дипломами.

Говорят, что сам Людовик XV приглашал архитектора Баженова работать при своём дворе. Однако Василий Иванович отказался, возлагая большие надежды на родину. Там ему обещали профессорскую должность, солидный оклад и много дополнительных заказов.

Первые работы в России

Вернувшись в Москву, архитектор Баженов был неприятно удивлен. Академии художеств, где к тому времени поменялось начальство, он уже был не нужен, звания профессора ему не присвоили, да еще и заставили доказывать свой профессионализм в виде пробного бесплатного проекта.

Однако ничто не устоит перед настоящим талантом. Проект был создан в кратчайшие сроки. Он вызвал столько восхищений и восторгов, что на молодого архитектора обратила внимание императорская семья.

Екатерина Великая поручила Баженову разработать план первого в России женского учебного заведения, расположенного при Смольном монастыре, а наследник престола доверил зодчему построить собственный дворец на Каменном острове. И хотя такая удача могла принести архитектору много денег и признания, он потерпел полное фиаско.

Его проект женского института был расхвален, но отвергнут, а строительство Каменноостровского дворца было доверено еще нескольким талантливым мастерам, так что имя начинающего Баженова затерялось в толпе заслуженных зодчих.

Далее искусного ремесленника постигло еще одно разочарование. Императрица Екатерина велела реконструировать московский Кремль. Проект Василия Ивановича был снова одобрен, но потом начались проблемы - из-за рытья котлованов могли пострадать древние памятники.

Чем было утешиться невезучему мастеру?! Фаворит Екатерины Григорий Орлов выхлопотал для своего друга чин капитана и место главного архитектора в артиллерийской ведомости. В этой должности зодчий создал несколько военных зданий и приступил к возведению величественных сооружений.

Резиденция Царицыно

Одним из таких важных императорских заказов был десятилетний строительный проект дворцово-паркового ансамбля на юге Москвы. Ему архитектор Василий Иванович Баженов отдал всю свою душу.

Он жил на стройке всей семьей, сам закупал материалы, сам подбирал рабочих, сам руководил финансами.

Примечательно, что при возведении дворца зодчий не придерживался определенного стиля. Он легко и смело сочетал барокко с готикой, нотки народного фольклора с государственной символикой.

Императрица была в восторге от проекта архитектора, она называла его “мой Баженов” и хотела как можно скорее увидеть в Царицыно достойную резиденцию для своих увеселительных утех.

Мастер старался как никогда. В согласии со вкусами императрицы, как и своими собственными, он отказался от монументальности и величественности единого дворца, создав из белого камня и красного кирпича (таких отличительных друг от друга материалов) настоящий городок. Строительный ансамбль включал в себя несколько великолепных дворцовых сооружений для императорской семьи, а также различные оригинальные и изящные домики для знати и прислуги. Все это было украшено другими, небольшими и изысканными объектами, находящимися в парковой зоне: Фигурными воротами, Кавалерскими корпусами, Оперным театром, Большим мостом, Хлебным домом. Давайте остановимся на этих конструкциях подробнее.

Фигурный мост

Эта часть дворцового комплекса, расположенная на крутом склоне, воспринималась в виде въездных ворот, ненавязчиво скрывавших панораму всего строительного ансамбля.

Выполненный из красного кирпича по принципу виадука и украшенный разнообразными геометрическими рельефами и Георгиевскими крестами, мост стал отзвуком рыцарских времён и старых романтических легенд.

Он дошел до наших дней неперестроенным, ярко отображая силу таланта своего создателя.

Кавалерские корпуса

Так называются три постройки в Царицыно, очень схожие друг с другом: небольшие по размеру, одноэтажные в высоту, с явными геометрическими пропорциями.

Первый из них имеет форму квадрата с изъяном, второй построен в виде восьмиугольника, а третий представляет собой округлое сооружение, возведенное в форме полуротонды.

Именно этот корпус, сооружённый на холме и увенчанный башенкой-бельведером, выполнен настолько изящно и роскошно, что им пользовалась сама императрица.

Печальна и уныла история других построек архитектора Баженова, возведенных в Царицыно. По субъективным причинам они не понравились Екатерине Великой, и она велела их разрушить. Скорее всего, на решение императрицы повлияли масонские символы, которые применил в оформлении известный зодчий. Или же сам гений не понравился императрице своим частым общением с наследником престола.

Как бы там ни было, Баженов был отстранён от строительства и впал в немилость. Главным архитектором Царицына стал его ученик - Матвей Казаков.

Частные строения

После своей опалы Василий Иванович стал заниматься проектированием для частных лиц. Среди работ, устно приписываемых его авторству, можно отметить дом Пашкова - впечатляющее здание, возведённое на возвышенном холме.

В отношении главной улицы дом поставлен несколько скошено, что делает его более особенным и необычным на вид. Особняк, обладая “П”-образной планировкой, поражает своим великолепием и интересным силуэтом. Впечатляет также принцип контраста, применённый архитектором, где противопоставляются большие и малые размеры всего комплекса.

Примечательно также оформление фасадов дома Пашкова - большой ордер, три портика, колоннада, балюстрада, бельведер. Все это гармонично соединяется в одну, устремлённую ввысь композицию.

Другой частной постройкой архитектора Баженова считается дом Долгова, украшенный дорическим ордером в виде фасадного декора с пилястрами.

Окна усадьбы отличаются своими большими объёмами, увенчанными массивными карнизами и декоративными аттиками.

Культовые здания

Здание, облицованное белым камнем, имеет два этажа и сочетает в себе фантастическое соединение форм готики и барокко.

Церковь в Быково архитектора Баженова оснащена великолепной внушительной лестницей на два всхода и световой ротондой, украшенной высоким шпилем. Внутренний и внешний декор храма необыкновенно богат и разнообразен.

Судьба мастера

Чем закончился жизненный путь великого зодчего? Пережив несколько горьких разочарований и неудач, потеряв сына и царскую благосклонность, на старости лет Василий Баженов был обласкан Павлом I. Ему предоставили почётную должность в Академии художеств и предложили заняться эпохальным архитектурным исследованием. Талантливый зодчий был готов отдать всего себя новому важному делу.

Возможно, он мог бы многое свершить и много добиться. Но его жизнь резко оборвалась. В возрасте шестидесяти двух лет, окруженный заботливыми и любящими детьми, Василий Иванович Баженов скончался.

12 марта 1738 года родился Василий Баженов, один из выдающихся архитекторов эпохи Екатерины II и Павла I, основоположник русского классицизма и русской готики. В юности Баженов, будучи самым талантливым вольным слушателем архитектора Д.В. Ухтомского, был направлен в недавно открывшуюся Академию художеств в Санкт-Петербурге. Там будущий архитектор изучал науки об искусстве под руководством скульптора Жиле, живописца Ле Лоррена, рисовальщика Моро, гравера Шмидта, архитекторов Чевакинского и Кокоринова. В числе первых студентов Баженов был направлен академией в Париж для изучения европейской архитектуры, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Именно в парижской Академии художеств, где Баженов два года учился и работал у профессора Шарля де Девальи, архитектор пристрастился к новому стилю — классицизму. К сожалению, зданий по проекту Баженова сохранилось совсем немного, тем не менее оставшиеся чертежи и проекты говорят о нем как об одном из лучших практиков-строителей своего времени. Мы решили рассказать о самых амбициозных проектах Василия Баженова.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

В 1767 году по указанию Екатерины II Баженов приступает к работе над проектом по реконструкции Кремля, предложив вариант постройки Большого Кремлевского дворца, который, по замыслу архитектора, должен был вместить все кремлевские соборы. Этим грандиозным сооружением Баженов стремился выразить идею «Москва — третий Рим», поэтому прообразом дворца стал собор Святого Петра в Риме. К 1769 году проект был готов. Дворец предполагался четырехэтажным: два нижних этажа предназначались для служебных помещений, на третьем этаже, самом торжественном и парадном, должна была находиться резиденция императрицы, на четвертом — главный зал. Дворец богато украшался колоннами, лепниной, фигурами летящих побед, вазами и скульптурами. В центре архитектурной композиции планировалась овальная площадь с колоннадами и амфитеатром, к которой сходились бы основные радиальные улицы центра Москвы. В 1769 году началась разборка старых деревянных зданий Кремля, а 1 июня 1773 года состоялась торжественная закладка дворца. Тем не менее к 1775 году Екатерина начала терять интерес к проекту, который оказался слишком дорогостоящим, к тому же вызывал недовольство москвичей, которые выступали за сохранение исторического облика Кремля. Из-за грунтовых работ просели несущие стены Архангельского и Благовещенского соборов, строительство дворца было остановлено, Кремлевская стена и башни восстановлены. О размахе этого проекта говорит сохранившаяся деревянная модель дворца, в деталях воссоздающая его облик, которую архитектор выполнил в масштабе 1:48. Взглянуть на модель можно в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

ЦАРИЦЫНО

В 1776 году Екатерина II поручила Баженову строительство дворца в Царицыно, высказав несколько своих предпочтений: постройка должна быть в «мавританском» или «готическом вкусе», парк нужно обустроить как пейзажный. Архитектор задумал комплекс в псевдоготическом стиле, по принципу «поэзии геометрии»: все здания имели разнообразные, но всегда правильные геометрические формы. По мнению некоторых современников, расположение ансамбля, его планировка - не что иное, как масонский шифр. В комплекс входили пять дворцов для Екатерины и ее сына Павла, вокруг которых были построены ряд домов для придворной знати, помещений для прислуги, «Оперный дом», «Хлебный дом», всего 17 построек и каменные мосты. Несмотря на то, Баженов сочетал псевдоготику с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, Царицынский комплекс считается самой крупной в Европе псевдоготической постройкой XVIII века и единственным дворцовым комплексом, разработанным в этом стиле. Работу над дворцами и парком Баженов завершил через 10 лет, к 1785 году. Однако императрице дворец не понравился, она сочла его «слишком тесным и мрачным», по ее указанию была снесена вся центральная часть ансамбля и несколько построек. Строительство перепоручили архитектору Матвею Казакову, а Баженова лишили звания придворного архитектора, что стало причиной его душевного кризиса.

ДОМ ПАШКОВА

Дом по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, построенный в 1786 году на Ваганьковском холме напротив Кремля, считается лучшей работой Баженова. Напоминающий своим видом дворец, дом был спроектирован в стиле классицизма, и после завершения строительства был назван «жемчужиной русского зодчества». Современники писали: «Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем то, которое достигнуто здесь», отмечая продуманность мельчайших деталей и сочетание двух начал, усадебно-деревенского и дворцово-городского. Главный фасад обращен на солнечную сторону и строго параллелен кремлевской стене. Общий силуэт дома — ступенчатый. Высота зданий нарастает постепенно от одноэтажных галерей к центральному корпусу. Также, своеобразный ряд ярусов образуют цоколь главного портика, сам портик и расположенный над ним бельведер. Много восторгов вызывал и сад на холме, обращенный к реке Неглинной, тогда еще не заключенной в подземный канал, и Кремлю. Во время пожара 1812 года Дом Пашкова сильно пострадал. После ремонтных работ вид дома несколько изменился, однако и сейчас это здание считается одним из красивейших в Москве. Теперь в нем располагается один из корпусов Российской государственной библиотеки.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК

Первоначальный проект Михайловского (Инженерного) замка в Санкт-Петербурге был разработан Баженовым в 1796 году по повелению Павла I. Долгое время спорным оставался вопрос об авторстве существующего ансамбля. Одни исследователи полагали, что автор — архитектор В. Бренна, руководивший работами по строительству здания, другие, в частности историк русского искусства П. Н. Петров, установил авторство Баженова. Среди чертежей зодчего был обнаружен проект одного из фасадов Михайловского замка, датированный 1792 годом, что позволяет говорить, по крайней мере, о соавторстве Баженова. Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие и сам император, оставивший несколько эскизов дворца.

Михайловский замок представлял собой квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. В комплекс сооружений, помимо дворца, входили Воскресный канал, Трехчастный мост, два павильона и Кленовая улица. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Вход в замок предусматривался с Инженерной улицы. Строительство замка было закончено осенью 1800 года, отделка внутренних помещений продолжалась до весны 1801 года. Замковый ансамбль считается одним из наиболее своеобразных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга и единственным в России дворцовым комплексом в стиле романтического классицизма. Сейчас в некоторых помещениях Михайловского замка открыты постоянные экспозиции Государственного Русского Музея.

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке была переделана по проекту Баженова в присущем ему стиле классицизма в 1791 году. Архитектор полностью перестроил колокольню, сделав ее круглой и трехъярусной. Нижний ярус украшался ионическими колоннами, средний — коринфскими полуколоннами, верхний, на котором расположены колокола, - пилястрами. Трапезная получила характерную для классицизма форму прямоугольника с закругленными углами. Баженов стал первым зодчим, применившим подобный тип трапезной, впоследствии широко распространившийся в Москве. Церковь существенно пострадала от пожара 1812 года и была вновь перестроена в 1831-1836 годах архитектором Бове.

Василий Иванович Баженов - русский архитектор, считающийся одним из основоположников классицизма в России.

Детство и юность. Учеба

Точные место и дата рождения Баженова до сих пор служат предметом дискуссий в ученой среде. Согласно первой теории Василий Иванович родился 1 марта 1737 года в селе , недалеко от города . По другим данным, датой его рождения следует считать 1 марта 1738 года, а местом - город . Несмотря на то, что точные сведения, вероятнее всего, узнать не удастся уже никогда, не ставятся под сомнения заслуги Баженова перед и подлинность богатого культурного наследия, оставленного им для потомков.

Баженов родился в семье псаломщика. Вне зависимости от того, где он появился на свет, первые годы своей жизни будущий великий архитектор провел в Москве - эти сведения не вызывают сомнений. С ранних лет мальчик увлекался рисованием, пытался лепить первые архитектурные творения из снега, срисовывал изображения храмов, церквей и известных зданий. Желание юного Баженова связать всю свою жизнь с искусством поначалу не встретило понимания у родителей. Так, Баженов-старший хотел, чтобы сын пошел по его собственным стопам, поэтому отдал мальчика в Страстной монастырь.

Тем не менее, вскоре стало понятно, что живопись для Василия Ивановича - не просто детская блажь. Вскоре он стал учиться у , хотя, как стало впоследствии известно, самые тяжелые техники он осваивал самостоятельно. Поэтому не будет преувеличением назвать Баженова живописцем-самоучкой. Впоследствии он стал живописцем второго класса, не достигнув и восемнадцатилетнего возраста. Тем не менее, Василию Ивановичу повезло с наставниками. У Баженова не было возможности брать платные уроки, поэтому Ухтомский, убежденный в таланте своего подопечного, взял его к себе вольным слушателем. Он также неоднократно помогал Баженову, предоставляя тому возможность подрабатывать и даже послал его принимать участие в разработке, установке и разрисовке Креста в Сретенском монастыре.

Первые работы Баженова относятся к 1753 году, когда Василий Иванович принял участие в восстановлении дворца Головина, здания, сильно пострадавшего в результате пожара. Там он расписывал печи под мрамор. Вскоре после этого Василий Иванович начал учиться в Московском университете, а потом был переведен в . Архитектурные навыки Баженова были на первых порах во многом заслугой известного в ту пору архитектора С. И. Чевакинского, под руководством которого Василий Иванович работал в северной столице. Чевакинский тоже оценил талант Баженова и взял его к себе в помощники на работы по возведению Никольского Морского Собора. В 1758 году его приняли в Академию художеств, где он занимался у А. Ф. Кокоринова. Учился Баженов блестяще и закончил Академию с золотой медалью. Подобные успехи давали выпускнику право продолжить обучение за границей, чем он вскоре и воспользовался, отправившись в Париж. К тому моменту Баженов уже отлично владел французским языком, любовь к которому началась со времен поступления в Московский университет.

В Париже он успешно выдержал экзамены в Академию Художеств и целых два года (1760-1762) учился и работал у профессора Шарля де Вайи, изучая французскую архитектуру и приобщаясь к совершенно новому для себя стилю - французскому классицизму. На этом заграничные путешествия Баженова не закончились: в 1762 году он отправился в Италию, где активно занимался изучением античности. После окончания стажировки он был выбран членом Болонской и Флорентийской академий. Академия святого Луки в Риме присвоила ему диплом академика и профессора. После этого он опять вернулся в Париж, где продолжил изучение европейских архитектурных стилей. В 1765 году Баженов вновь оказался в России. Впереди был большой творческий путь.

Перестройка Московского Кремля. Нереализованные проекты

По возвращении в Санкт-Петербург, Баженов почти сразу удостоился звания академика Академии художеств. Но в обещанной ему должности профессора Василию Ивановичу было отказано: к этому времени в Академии сменилось руководство, которое предложило ему получить степень профессора по академической программе, в которую входило создание комплекса увеселительных сооружений в Екатерингофе. Свою часть договора Баженов выполнил, а вот обещанной награды в виде желаемой должности, увы, так и не получил. Обиженный архитектор уволился с академической службы. Тогда он еще не знал, что перспективы, готовые открыться перед ним, были намного лучше несдержанных обещаний.

В 1762 году на российский престол взошла . В поле зрения императрицы находилось не только внутреннее укрепление страны, но и культурные аспекты. Так, Екатерина издала указ о возведении . Баженов, удостоенный личной аудиенции с императрицей, произвел на нее благоприятное впечатление, поэтому задача возвести дворец была возложена именно на него. Архитектор целых семь лет провел, тщательно планируя мельчайшие детали реконструкции ансамбля . Итоговый проект получил одобрение Екатерины: по плану Баженова ансамбль должен был представлять собой большой общественный комплекс, а главным фасадом выходить на линию Кремля. Первый камень был заложен в 1773 году, и в это же время Баженов создал и деревянную модель Большого Кремлевского дворца. После этого модель была отправлена в Северную столицу, но проект в итоге так и не был утвержден. Причин тому было множество. С одной стороны, чтобы воплотить в жизнь весь грандиозный замысел Баженова, требовались значительные средства. Турецкая угроза, нависшая в это время над Российской империей, не позволяла выделить солидную часть бюджета на «возвеличивание Москвы». Вдобавок разрушение Кремля в его первоначальном облике вызвало огромное недовольство в обществе. В итоге строительство в 1775 году было прекращено. Для Баженова это решение стало тяжелым ударом.

Тем не менее, нереализованное строительство Большого Кремлевского дворца было не последней возможностью проявить себя. Вскоре Екатерина поручила ему строительство резиденции в Царицыно. Баженов бросил все силы на реализацию идеи императрицы, но итоговый вариант государыню не устроил. Она заявила, что резиденция получилась слишком мрачной и повелела снести всю центральную часть. Это стало новым потрясением для Баженова, который суммарно почти двадцать лет потратил на разработку проектов, так и не ставших реальностью - Кремлевского дворца и резиденции в Царицыно. Все это не могло не сказаться на состоянии здоровья Баженова - неудачи выбили его из колеи и надолго лишили вдохновения.

Частные заказы. Конец пути

Лучшая работа Василия Ивановича, тем не менее, была еще впереди. Таким проектом стало возведение дома П. Е. Пашкова, который был внуком денщика самого . Дом был возведен прямо напротив Кремля и получился больше похожим на грандиозный дворец. Это строение до сих пор считается одной их лучших архитектурных построек Москвы. Сейчас в здании располагается Российская государственная библиотека.

Баженов сыграл немалую роль и в истории Санкт-Петербурга, в 1790 году разработал один из проектов Михайловского замка. Спустя два года он переехал в Петербург, где был принят на службу в Адмиралтейств-коллегию.

После смерти Екатерины в 1796 году на российском престоле оказался ее сын, . Император высоко чтил архитектурные заслуги Баженова и сразу же пожаловал ему чин действительного статского советника, а в 1799 году назначил вице-президентом Академии художеств. Василий Иванович не удостаивался таких почестей при матери Павла, Екатерине. Павел горячо одобрил проект строительства Михайловского замка, который был утвержден в первый же год его правления. К сожалению, пошатнувшееся здоровье уже не позволило Баженову лично руководить строительными работами, поэтому замком занимались архитекторы В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов, воплощавшие замок согласно первоначальному замыслу Баженова. До окончания строительства замка Василий Иванович тоже не дожил, скончавшись в 1799 году. В этом замке впоследствии будет убит сам император Павел I.

Заслуги Баженова перед Отечеством огромны. Он был первым русским архитектором, который создавал свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом. Под его руководством работали М. Ф. Казаков, Е. С. Назаров и многие другие выдающиеся архитекторы. Он возвел выдающиеся архитектурные сооружения в Петербурге и Москве.

Согласно оставленному им завещанию Баженов был похоронен в селе (ныне в Тульской области).


Имеет отношение к населенным пунктам:

Провел в Москве детские и юношеские годы, учился в городе у Д. В. Ухтомского, затем в Московском университете. Наиболее значимым творением Баженова в Москве является проект дома П. Е. Пашкова (1784-1786), расположенный по адресу: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1. По одной из версий, местом рождения архитектора является Москва.


Василий Иванович Баженов (01.03.1737 - 2.08.1799)

Василий Иванович Баженов (01.03.1737 - 2.08.1799), бесспорно, является одним из ярчайших русских архитекторов, чьи работы до сих пор поражают своей смелостью и красотой. Талантливый самобытный архитектор времен императрицы Екатерины, создатель грандиозного проекта реконструкции Кремля, автор дома Пашкова, оставил после себя несколько знаменательных исторических памятников, которые представляют собой огромную ценность и являются прекрасным отражением величия той эпохи. За одухотворенность, свободомыслие и презрение стереотипов Баженова окрестили поэтом в архитектуре.

Он родился в селе Дольском близ Малоярославца Калужской губернии в семье дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711—1774). В возрасте трех месяцев был перевезен родителями в Москву. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу вольным слушателем и частенько помогавшего бедствующему в то время Баженову подработкой. Из школы Ухтомского Баженов перешел в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова, где поразил преподавательский состав своим талантом. Один из преподавателей Баженова, С. И. Чевакинский, сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года подающий надежды Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, а затем в Рим, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

По прибытии в Париж, поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Собора св. Петра, учился он также гравированию, при этом известно, что многие его соученики часто воровали его работы - настолько он был талантлив.

По возвращении в Россию в 1765, проживая в Москве, Баженов принял участие в первом издании труда Витрувия (перевод Каржавина). В это время на архитектора впервые обратила внимание императрица, заказав ему проект Института благородных девиц при Смольном монастыре, который он выполнил с блеском и размахом, заслужив высочайшую похвалу - однако, проект этот осуществлен не был.
Василий Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал сразу при своем возвращении на родину. Он являлся одним из проводников французского стиля в русской архитектуре (ярким памятником которого является Пашков дом). Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины - впрочем, ожидаемой должности, равно как и жалования, не получил (хотя в академики его произвели). Разочарованный таким положением дел, Баженов взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В 1767 году архитектор возвратился в родную Москву, где вскоре после приезда женился на Аграфене Лукиничне Красухиной, дочери каширского дворянина, рано умершего.


Мост авторства Баженова, усадьба Царицыно, Москва

Тем временем Екатерина «заболела» архитектурой. Этим решил воспользоваться Орлов, который тогда как раз делал попытки усилить свое влияние при дворе. Именно Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес. Этим проектом стал проект реконструкции Московского Кремля, в котором основной идеей Баженова было огромное здание, собиравшее под своими сводами все имеющиеся кремлевские здания и соборы. Грандиознейший проект был создан, одобрен императрицей, даже выполнен в виде деревянной модели, но не осуществлен из-за нехватки средств на его исполнение - тридцати миллионов рублей. Однако, по другой версии, Екатерина II и не думала осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768—1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятков миллионов на грандиозный дворец, и созданная архитектором деревянная модель произвела надлежащий эффект - а сооружение самого проекта, уже ненужного императрице, оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова, на строительство которого у архитектора ушло десять лет - причем каждую весну он вместе с семьей переселялся на место проведения работ, для собственноручного их контроля - однако Екатерина летом 1785 года посетила Царицыно, и, найдя его мрачным и чересчур тесным, повелела перестроить уже готовые здания. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время Баженов построил в Москве дом Пашкова, при строительстве которого архитектор сумел реализовать свои градостроительные идеи, возникшие, но не реализованные при проектировании перестройки Московского Кремля. Баженов переработал традиционную схему застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, и связанные с ним флигели, что придало застройке городской облик. Вместо парадного двора создан сад (который впоследствии был уничтожен).


Дом Пашковых

Баженов попал в немилость к царице, что объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также отношениями с кружком Н. И. Новикова, поручившего архитектору доложить цесаревичу Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. Екатерина подозревала политические цели в этих отношениях с цесаревичем, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург. Баженов претерпевает трудный для себя период - чтобы не оказаться в бедности, он берет частные заказы. Нужно добавить, что после эпизода с масонами у царицы до самой ее смерти не нашлось более работы для Баженова.

Однако ему суждено было вновь ощутить на себе благосклонность коронованной особы: по вступлении на престол, Павел I назначил зодчего вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его деятельность. Зодчего похоронили в собственном селе Глазово под Москвой. Последней крупной работой Баженова (с 1792 г.) был проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге, утвержденный в 1796 году.

К сожалению, до сих пор исторически не вполне прояснена ситуация с доказанным авторством архитектора некоторых зданий. Большой мост через овраг в Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.
Он создал архитектурную команду и школу при Экспедиции кремлевского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров. Сохранились многочисленные графические работы Баженова, среди них — панорама Царицына (тушь, гуашь, перо, кисть, 1776, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева)
Василий Иванович Баженов был первым русским архитектором, создававшим свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. Его творчество фактически ознаменовало новую эру русской архитектуры.

Баженов Василий Иванович (1 (12) марта 1738 – 2 (13) августа 1799 гг.) – художник, архитектор, педагог, основатель русской псевдоготики, ярчайший представитель классицизма, масон, а также с 1784 года член Российской академии, действительный статский советник, вице-президент Академии художеств.

Ранние годы

Василий Иванович родился в семье дьячка придворной кремлевской церкви Ивана Федоровича Баженова. Художественные способности, обнаруженные им в раннем детстве, обратили на маленького Баженова внимание архитектора Д.В. Ухтомского, который в 1754 году был главным архитектором в Московском университете. Именно по его рекомендации Василий Иванович в 1754 году был зачислен в художественный класс гимназии Московского университета.

По итогам обучения в 1756 году, Баженов попал в девятку лучших выпускников класса и был переведен в Санкт-Петербургскую гимназию, а после того, как в 1758 году открылась Академия художеств, был зачислен и в нее.

Очень быстро талант будущего знаменитого архитектора раскрылся в такой мере, что преподаватель С. И. Чевакинский привлек Баженова к работе над постройкой Никольского морского собора, а в сентябре 1760 года, вместе с А. П. Лосенко Василий Иванович был отправлен в Париж для совершенствования своих талантов.

Реализованные проекты

Во Франции под руководством профессора Шарля Девайи, Баженов учился гравированию, а также изготавливал из пробки и дерева копии таких известных сооружений как Луврская галерея и собор Святого Петра.

Возвратившись в Москву, Баженов стал одним из лучших строителей-практиков. Его работы отличались изяществом форм и искусной планировкой. Так называемый французский вкус ярко выразился его в сооружении под названием Пашков дом.

Рисунок 2. Пашков дом. копии известных сооружений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Так и не дождавшись от Императрицы Екатерины должности «профессора комплекса увеселительных сооружений», Баженов покинул академическую службу. Вскоре князь Г. Г Орлов определяет Баженова в Артиллерийское ведомство и и дарует ему чин капитана. Именно в то время и был выстроен дом Пашкова в Москве, а в ее окрестностях – Царицынский дворцовый комплекс. Там же, в усадьбе Царицыно Баженов строит изящный мост через овраг.

Баженов пытается организовать свою академию и набрать в нее учеников, но к сожалению, как говорил сам Василий Иванович: «препятствиев к моему намерению весьма есть много».

Масон, член ложи «Латона», а также член ложи «Девкалион» остался без средств к существованию, но все же начал заниматься частными постройками.

В 1792 году Василия Ивановича вновь принимают на службу в адмиралтейство в Петербург.

Замечание 1

После того, как на престол взошел Павел I, Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств. Занимая пост, Баженов, по поручению императора, готовил собрание чертежей российских зданий для дальнейшего исследования архитектуры Отечества.

Нереализованные проекты

Грандиозный проект планировал реализовать Василий Иванович на месте крепостных стен Московского Кремля со стороны Москва-реки. Комплекс имел название Большой Кремлевский дворец на Боровицком холме или «Форум великой империи». Он должен был быть выполнен в виде общественного центра с площадью, к которой должны были стягиваться все улицы Кремля. Также в сооружении присутствовал грандиозный театр. Возможно проект был бы реализован если бы при разборке стен Кремля на стенах древних храмов не появились трещины. Строительство отложилось, а затем, в 1775 году было остановлено насовсем.

Та же участь постигла и архитектурный ансамбль в Царицыно, который представлял собой соединение готического декора западной Европы и нарышкинское барокко конца XVII века. Данное сочетание опробовалось Баженовым не в первый раз: он применял его еще в 1775 году, сотрудничая с М.Ф. Казаковым над увеселительными павильонами на Ходынском поле, по случаю заключения мира с турками.

Вероятнее всего Баженов не имеет никакого отношения к приписываемому ему и утраченному памятнику в Санкт-Петербурге - Старому Арсеналу на улице Литейной. Дворец на Каменном острове (Каменноостровский дворец) и Гатчинский дворец, также бездоказательно причисляют к работам Василия Ивановича. Документами было подтверждено участие Василия Ивановича в проектировании Михайловского замка. Проект несколько раз редактировался различными архитекторами, построена же была последняя версия под редакцией В. Бренна.

Замечание 2

Василий Иванович Баженов скончался и был похоронен в Санкт-Петербурге, но в 1800 году его останки были перенесены на родину, в село Глазово, в Тульской области.

Самые известные творения архитектора

Проекты В. И. Баженова:

  • Михайловский замок – 1792 год, с дальнейшей переработкой В. Бренна;
  • Ходынское поле – 1775 год, оформление к празднику в честь мира в Русско-Турецкой войне;
  • Несколько не снесенных Екатериной II построек в Ансамбле Царицыно – 1776-1786 годы;
  • Дом Пашкова – 1784-1786, спорно с архитектором Леграну;
  • Дом Юшкова – 1780-е годы – возможно работа Баженова;
  • Каменносстровской дворец – предположительно, строительство велось под руководством Кваренги и Фельтена;
  • Здание Арсенала (Санкт-Петербург) – маловероятно авторство Баженова;
  • Дом Долгова Л.И.;
  • Усадьба Ермолова – село Красное -1780 год – возможное авторство Баженова;
  • Усадьба Тутоломина-Ярошенко – 1788-1901 года – совместно с Казаковым;
  • Работы в Павловском и Гатчинском дворцах – 1793-1796 года – не подтверждаются;
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке – 1783-1791 года – выстроена Бове;
  • Усадьба Румянцева – 1782 год – совместно с Казаковым;
  • Усадьба Гендрикова И.С. – 1775 год, совместно с Леграном;
  • Церковь Владимирской Божьей Матери - 1789 год

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых