Понятие киевская русь появилась в 19 веке. Как возникла древняя русь? «Норманнская» и «антинорманнская» теория

Что нужно знать о Киевской Руси

Когда мы говорим "Киевская Русь", то представляем себе централизованное государство со столицей в Киеве, однако по сей день историки не могут однозначно сказать, можно ли Киевскую Русь считать государством.

Когда появилась "Киевская Русь"?



Жители Киевской Руси не называли то место, где они живут, Киевской Русью. Ивана IV, Ивана III и других царей не называли с числовыми обозначениями их современники. И термин "Киевская Русь", и многое другое в истории, к чему мы привыкли относиться как к готовой формуле придумали историки. До начала XIX века термина "Киевская Русь" просто не существовало. Первым его использовал Михаил Максимович в своем труде "Откуда идет русская земля", написанном им в год смерти Пушкина. Здесь важно уточнить, что использовал он его не в значении "государство", а в ряде других "Русей" - Червонной, Суздальской и так далее. То есть учитывался только географический, а никак не государствообразующий фактор.В том же значении употребляли этот термин и Соловьев, и Костомаров. Термин "Киевская Русь" в XIX веке так и не получил своего, привычного нам сегодня значения. Даже националистично настроенные украинские историки во главе с Михаилом Грушевским сторонились его, поскольку он подразумевал, что кроме Киевской Руси есть и другие "Руси". Грушевский обозначал древнерусское государство как "Киевское государство" или "Руська держава", ставя её в противовес "государству московскому". Государством "Киевская Русь" стала уже в годы правления Иосифа Сталина. Сохранилась история о том, как академик Греков работал над своей "Киевской Русью" и "Культурой Киевской Руси". Один из его подопечных вспоминал, что Борис Дмитриевич спрашивал у него: "Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему". Употребив термин "Киевская Русь", историк считает нелишним пояснить, что "... в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле "империи Рюриковичей", соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц". Даже теоретик государственности Киевской Руси напрямую не называет Киевскую Русь государством. А была ли она государством и уж тем более - империей?

Возникновение государственности у славян

Военное ведомство приказало им в больших количествах для нужд армии. В Харькове началось серийное производство самолетов. Был создан Харьковский авиационный завод. Пассажирские самолеты К-4 и К-5 в течение почти двадцати лет были основным пассажирским самолетом Советского Союза. Циолковский и отличная идея вызвали конструктора реактивного двигателя, который он развил так успешно.

Микулин - известный производитель авиационных двигателей. Его двигатель был оснащен самолетом, на котором легендарный пилот Чкалов и Громов совершили полет над Северным полюсом, затем двигатели Микулина подняли в воздухе самолет «Максим Горький». Он был еще одним известным дизайнером авиационных двигателей, дважды Героем Социалистического Труда. Это была его идея и практическая реализация турбореактивного двигателя, получившего самое широкое применение.

Была ли Киевская Русь государством?



Итак, важно выяснить, была ли Киевская Русь государством. Сегодня все больше историков склоняются к точке зрения, что нет, не была. В ней не было классовых структур (были сословные), не было централизованной власти в строгом соответствии с этим термином, не было развитой юридической системы, не было налаженной дипломатии. Княжеское право только зарождалось, право на принуждение имело городское вече, князья и дружина. Это была не монархия, не деспотия, не республика, это было больше похоже на некое корпоративное управление. Также нужно сказать, что в Киевской Руси не было единой валюты, а монета - один из основных признаков налаженной государственной системы. До XV века на Руси в ходу были златники, сребреники и иностранные монеты. Но и их мало, поэтому люди занимались, в основном, натуральным обменом. Мнения историков по вопросу государственности в Киевской Руси серьезно разнятся. Историк Игорь Фроянов считает Киевскую Русь потестарным, доклассовым государством. При этой оценке он говорит о территориальном, а не родовом принципе размещения населения, о том, что была публичная власть, отделенная от народа, которая взимала дань для содержания себя. Конечно, никому бы и в голову не пришло в период "Киевской Руси" даже думать о том, в государстве ли я живу, поскольку сам термин "государство" был впервые применен только в XV веке, а у нас слово "государь" было впервые было обращено только к Ивану Грозному. Люди того времени не могли чувствовать себя частью государства, максимум - частью города, дружины, общины. Русский человек знал, по определению историка Бориса Флори, что он живет в "Русской земле". Историк Романов также замечает: "Русская земля", мысль о которой держит на себе весь идейный слой "Слова о полку Игореве", и близко не лежала к словарному составу и запасу понятий Даниилова "Слова" (написанному в XIII веке).

Взаимоотношения с соседями

Славные традиции создания авиации были присущи Киевскому политехническому институту в начале двадцатого века и продолжались в течение последующей истории. С этой деятельностью, связанной с деятельностью ряда университетских отделов. Первый комплект был сделан на факультете машиностроения.

Отдел системных приборов и систем управления самолетами, теоретическая механика факультета, отдел ориентации и навигации приборов и систем, отдел оптических и оптоэлектронных устройств Приборостроительный факультет Института телекоммуникационных систем готовит высококвалифицированных специалистов для аэрокосмической промышленности Украины и провели обширные исследования. Одним из основных направлений научных работ были гироскопические инструменты, системы управления и контроля, телекоммуникационные средства связи.

Роль церкви


Говоря о таком "фантомном государстве" как "Киевская Русь" нельзя сказать и о другой структуре, которая прямым образом влияла на зарождение русской государственности - Православной церкви. Церковные иерархи могли занимать высокое положением в структурах власти (в той же Новгородской республике), принимали участие в составлении законов. Титул Митрополита Киевского Всея Руси и титул Царя и великого князя Всея Руси были связаны, в том числе и территориально. Когда митрополит переехал во Владимир, то и "Всея Руси" стала прилагаться к титулам владимирских князей, затем - московских, которые именовали себя с приставкой "Всея Руси" уже и в переписке с византийскими правителями. Интересно, что официальной эта приставка стала только в конце XV века, в XVI веке уже был использован эллинизированный вариант "Всея Росiи", а Алексей Михайлович уже был "Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец".

Однако украинская авиация обладает сильными исследовательскими и производственными возможностями. Около 40 высокотехнологичных предприятий и организаций Украины объединяют аэрокосмическую отрасль, пять высших учебных заведений по-прежнему готовят к этому профессионалов.

Основой национальной авиационной структуры стал Авиационный научно-технический комплекс им. Украинские авиационные заводы превратились в мощные современные авиационные предприятия. Самолеты, построенные в Украине, оснащены отечественными двигателями. Эти двигатели произвели Запорожское предприятие «Мотор Сич». Он производит, тестирует, обслуживает и ремонтирует 55 модификаций экономичных и надежных двигателей для более 60 типов самолетов и вертолетов для различных целей.

Чем жила Киевская Русь



Чем жила Киевская Русь? Сбором налогов (князь сам часто ездил в полюдье), контролем за транзитом товаров на Янтарном Пути и Пути из варяг в греки. Это было очень доходное дело. Речные пути, по которым проходил большой объем товаров (от янтаря до рабов) был своеобразной "трубой", на которой сидели князья, каганы (Митрополит Илларион называл каганами киевских князей Владимира и Ярослава Мудрого) и дружинные союзы Древнерусского государства. Важно и то, что любое государство на ранних этапах развития начинает испытывать колониальные, экспансиональные намерения. У Киевской Руси их не было. Не считая походов Святослава, который и вовсе с трудом укладывается в понятие "киевского государя", поскольку хотел перенести столицу в Переяславец. Не совершенным было и лествичное право, которое оказалось настолько сложной системой передачи власти, что приводило к многочисленным спорам, конфликтах и даже войнам. В период, обозначаемый историками как "Киевская Русь" шло только зарождение и государственности, и общественных институтов, русские люди не были ещё "гражданами" в классическом греческом значении.

Таким образом, Украина является одной из немногих стран в мире с полным циклом переработки, производства и эксплуатации передовых самолетов. Сегодня Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», который в этом году отметил столетие первого выпуска своих выпускников, гордится тем, что его преподаватели и студенты заложили основу авиационной власти нашей страны.

Старейшим восточнославянским государством в истории была Киевская Русь. Он родился в первой половине этого периода, в России были ранние феодальные условия. Старые славянские города Киева, Смоленска, Полоцка, Чернигова, Пскова и Новгорода превратились в важнейшие центры торговли и торговли в Древней Руси. Эти профессии были его самой важной связью со Скандинавией и Византией.

Владимирская Русь



"Окончанием" "Киевской Руси" принято считать 1169 год, когда Андрей Боголюбский перенес княжение во Владимир. Так появилась "Владимирская Русь", которую в 1325 году сменит "Московская". Таким образом, от начала княжения в Киеве Олега, "Киевская Русь" просуществовала меньше трех веков. За 30 лет, с 1146 по 1176 год, власть сменялась в Киеве по меньшей мере двадцать раз. Не самая лучшая для государства стабильность. Впрочем, "Владимирская Русь" просуществовала ещё меньше. Основанный в конце X века на месте небольшого поселка племени меря Владимир получил статус стольного града Северо-Восточной Руси. Но монголо-татарское нашествие подорвало перспективное развитие Владимира. Несмотря на условный статус столицы, город быстро утратил свое первенство. Последним князем, княжившим непосредственно во Владимире, был Александр Невский.

Очень важным событием в истории России было предположение о христианстве как государственной религии в 988 году великим князем Владимиром. Этот политический акт не был случайностью, поскольку с появлением социального неравенства и классового образования были установлены объективные исторические предпосылки для замены языческого многобожия и монотеизма, которые до этого были преобладающими в древнерусском обществе. Христианство было в России с самого начала некоторых предков князя Владимира, как и князь Игорь, после него его жена Ольга, уже были христианами.

© Русская Семерка russian7.ru

Хронология событий

  • IX в. Образование Древнерусского государства
  • 862 г. Упоминание в летописи о призвании Рюрика на княжение в Новгород
  • 882 г. Объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега
  • 980 — 1015 гг. Княжение Владимира Святославовича

Возникновение государственности у славян

Образование Древнерусского государства — длительный процесс. Большинство историков относит начало сложения государства к IX веку. В VI — VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской (Восточно — Европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на востоке — верховья Дона, на севере — Нева и Ладожское озеро, юге — Среднее Поднепровье.

В свое царствование князь Игорь посетил Константинополь и был крещен там. Принимая христианство как государственную религию, Владимир был таким образом первым христианским правителем в России. Большое значение для распространения идей христианства в Киевской Руси имели его долгосрочные отношения с Болгарией. Это привело к влиянию на культуру и литературу, особенно через религиозную литературу. Век, Киевская Русь была тесно связана с византийской экономикой и христианской культурой.

Принятие христианства привело к важным политическим последствиям в Киевской Руси. Это способствовало укреплению феодализма, централизации государства и его подхода к европейским христианским странам. Помимо династических браков, это также положительно повлияло на развитие культуры, образования и науки. В культуре Киевской Руси, происхождение которой происходило из традиционной культуры славянских племен и достигло высокого уровня с прогрессивным развитием государства, позднее обогатило культурные влияния византийской культуры.

В литературно-документальной летописи — “Повести временных лет”, написание которой историки относят к середине XII в., подробно излагается расселение восточнославянских племен. Согласно ей на западном берегу Среднего Днепра (Киев) расположились поляне , к северу-западу от них, по южным притокам Припяти, — древляне , к западу от них, по Западному Бугу, — волыняне , или дулебы; на восточном берегу Днепра жили северяне ; по притоку Днепра Сожу — радимичи , а к востоку от них, по Верхней Оке, - вятичи ; на верховьях трех рек — Днепра, Западной Двины и Волги — жили кривичи , к юго-западу от них — дреговичи ; к северу от них, по Западной Двине, поселилась ветвь кривичей полочане , а к северу от кривичей, у озера Ильмень и далее по реке Волхву обитали ильменские славяне.

Князья Киевской Руси

Особенно из Болгарии и Византии в Россию вступили древние и раннесредневековые манускрипты. Славянский язык и письмо были поставлены на попечение монахов, людей, наиболее образованных в то время. С этого времени многие пергаменты и книги сохранились и по сей день.

Под его руководством в России также возросла грамотность. У него были книги, скопированные и переведенные на славянский язык. Киевская власть получила широкое международное признание под руководством Ярослава Мудрого. Это древнерусское государство существовало три века. После смерти последнего великого князя Киева Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха, он ворвался в несколько независимых княжеств. Это начало периода феодальной фрагментации, которая во время вторжения татаро-монгольских полчищ под командованием Бату-хана, внука Чингисхана, способствовала утрате политической независимости российских стран и привела к постоянной зависимости российских стран от Турко-Монгольская империя Золотой Орды.

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами . “Живяху кождо со своим родом и на своих местях, владеюще кождо родом своим”, — пишет летопись. В VI в. родовые отношения постепенно распадаются. С появлением металлических орудий труда и переходом к пашенному земледелию происходит замена родовой общины соседской (территориальной), которая называлась “мир” (на юге) и “вервь” (на севере). В соседской общине сохраняется общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование наделы.

Город был основан в 482 году. Но уже во время жизни Иисуса Христа апостол Андрей должен был создать крест на одном из киевских холмов. Существует легенда, которая описывает развитие Киева: Киев был основан восточнославянскими князьями. Таким образом, братья Кидж, Щек, Чорив и их сестра Лыбид сформировали первое поселение, названное в честь самого старого брата Киджа, между веком и веком. Только в течение многовекового процесса поселение превратилось в настоящий город. Киев долгое время состоял из трех городских поселков Подоль, Оберштадт и Петшерск.

В VII — VIII вв. у славян активно идет процесс разложения первобытного строя.

Возрастает число городов, власть постепенно концентрируется в руках родоплеменной и военной дружинной знати, появляется частная собственность, начинается разделение общества по социальному и имущественному принципу. К IX — X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, определился процесс вызревания феодальных отношений .

Подоль был коммерческим и промышленным центром. В Оберштадте был установлен административный центр. В округе Петшерск был духовный центр. Часто город был разрушен, но он всегда был перестроен мужественными жителями. Век начал эру Киевской Руси. На данный момент - «Русь» не означает «Россия». В то время это был союз восточнославянских племенных ассоциаций. Только в течение последующих веков национальности развивались со своими родными языками: русскими, украинцами и русскими. Историки до сих пор не совсем уверены, была ли «Русь» украинским или российским государством.

В отечественной историографии долгое время шла борьба между норманнистами и их противниками по вопросу происхождения Русского государства. Основоположником норманской теории в XVIII в. был член Петербургской академии наук А.Л. Шлёцер. Он и его сторонники Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер придерживались точки зрения, что до пришествия варягов “обширное пространство нашей равнины было дико, жили люди без правления”.

Междоусобные войны, распад

Однако, согласно которым славянские страны объединились, Киев стал столицей и центром экономических политических и интеллектуальных отношений, в том числе с Багдадом, Византией, Римом. Первый цветок процветал в Киеве благодаря благоприятному географическому расположению города, здесь проходил легендарный торговый маршрут «От воинов до греков». Это позволило оживить торговлю с ближним и дальним зарубежьем. Во многом Владимир ускорил развитие города. После его крещения христианство было введено как государственная религия.

С опровержением варяжской теории выступил , который считал одной из главных задач исторической науки борьбу с этой теорией. М.В. Ломоносов в “Древней Российской истории” писал, что “славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то бесспорно доказать можно”.

Русский историк XIX в. И.Е. Забелин писал, что восточные славяне обитали на русской равнине еще до н.э. и прошли сложный процесс от родовых союзов к племенным политическим союзам и создали свою государственность.

Термин «Киевская Русь»

Под властью Владимира Великого Киев стал городом с дворцами и укреплениями. В то время Киев был очень впечатляющим, потому что он был одним из самых богатых и крупнейших городов Европы. После смерти Великого князя Киев вошел во владение своего сына Ярослава Ярослава Мудрого. Он очень хотел продвигать культуру и образование в Киеве, поэтому это обозначение вполне оправдано. В свое время был построен великолепный Софийский собор. Киев был важным политическим центром и прочно интегрирован в Европу посредством умело основанных браков.

Советская историческая школа активно поддерживала и развивала эту точку зрения. Крупнейший отечественный специалист XX в. по славяно-русской археологии Б.А. Рыбаков связывал образование государства Руси с основанием города Киева в земле полян и объединением 15 крупных, населенных восточными славянами областей.

У современных российских историков не вызывает сомнения тот факт, что объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими причинами, но произошло это в 882 г. при активном участии варяжской дружины во главе с князем Олегом. По словам известного русского историка XIX в. В. О. Ключевского, получилась «недурно комбинированная юридическая постройка начала Русского государства» , когда объединились княжества с варяжским управлением (Новгород, Киев) и княжества со славянским управлением (Чернигов, Полоцк, Переславль).

Под руководством Бату-хана, внука Чингисхана, город был захвачен монгольскими татарами после долгой битвы и почти полностью разрушен. Против нового угнетения под руководством казацкого гетмана Богдана Хмельницкого украинцы осмелились восстать. Несмотря на то, что Украина была освобождена от литовских и польских магнатов, лидер Хмельницкого попросил помощи Москвы. Таким образом, Киев стал столицей российского правительства.

Разрушительный голод был вызван принудительной коллективизацией и преувеличенными кулацкими преследованиями. В овраге Баби-Джара произошло одно из великих нацистских преступлений. Несмотря на продолжающийся сталинский террор с чистками и казнями, восстановление началось быстро после окончания войны. В частности, началось промышленное производство и восстановлена ​​транспортная инфраструктура.

Условно можно разделить историю государства Русь на 3 больших периода:
  1. первый — IX в. — середина X в. — образование раннефеодального государства, утверждение на престоле династии Рюриковичей и правление в Киеве первых киевских князей: Олега, Игоря (912 — 945), Ольги (945 — 964), Святослава (964 — 972);
  2. второй — вторая половина X — первая половина XI вв. — расцвет Киевской Руси (время Владимира I (980 — 1015) и Ярослава Мудрого (1036 — 1054);
  3. третий — вторая половина XI — начала XII вв. — постепенный переход к феодальной раздробленности.

Социально-политический и экономический строй Киевской Руси

Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией . Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руководителем государства.

Чернобыльская катастрофа на катастрофе была сокрыта властями в течение нескольких дней, так что несколько тысяч киевцев беззаботно прошли на Крещатике во время майского парада. Последующие попытки преуменьшить трагедию лишили людей доверия коммунистической системы, полностью ограбили. Таким образом, усилилась независимость.

Во время последних событий в Киеве состоялась так называемая оранжевая революция. Оранжевая революция продолжалась. В результате было принято необходимое повторение выборов. Сегодня, имея почти 3 миллиона жителей, Киев является одним из крупнейших городов Европы. Здесь успешно поселились многочисленные современные промышленные районы. Также хорошо развиты автомобильные и железные дороги. Чисто сохранившийся город гостеприимный и с широкими бульварами, бесчисленными парками и монументальными зданиями изящный и элегантный.

Высший класс общества составляла княжеская дружина, которая делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая — из детских или отроков. Древнейшее собирательное название младшей дружины — гридь (скандинавская дворовая прислуга), которое заменилось потом словом “двор”.

Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI — XII вв. — через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.

Хотя римская церковь поддерживала латинский язык поклонения, славяне смогли получить веру и поклонение на своем родном языке. Объединение этих двух перевалочных пунктов на маршруте с севера на юг с переводом политического центра в Киев означало появление Киевской империи.

Киевская Русь - самое раннее государственное образование восточных славян. Основные влияния пришли из Византии. Торговое правительство регулирует отношения с Византией в первом выгодном торговом контракте. Он покорил восточнославянские племена улитцев и дрюллянцев.

Налоги — главная цель княжеской администрации. И Олег, и Ольга объезжали подвластные земли. Дань собирали натурою — “скорою” (мехами). Это мог быть повоз, когда подвластные племена привозили дань в Киев или полюдье, когда князья сами объезжали племена. Хорошо известно по “Повести временных лет” как отомстила княгиня Ольга древлянам не только за смерть своего мужа князя Игоря, убитого в 945г., но и за неповиновение, за отказ платить налог. Княгиня Ольга вошла в русскую историю как “устроительница земли русской”, которая учреждала везде погосты (опорные пункты) и дани.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье» . Основная масса сельского населения , зависимого от князя, называлась смердами . Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу феодала, так и в вотчинах.

Замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека — трудовую, культурную обрядовую. Свободные общинники имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.

В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса — крестьяне (смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых . Свободные смерды имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.

Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились феодалами. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов разных размеров. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями. В тот период на Руси насчитывалось до 60 видов ремесел.


© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых