Грамота подготовительная группа фгос. Обучение грамоте в дошкольном возрасте — с чего начать? Звуковой аналитико-синтетический метод

Цель : Беседа на тему «что мы знаем про детский сад?». Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Что мы делаем в детском саду»

Продолжать знакомить детей с понятием предложение, длинные и короткие слова в предложении. Составление схем составленных предложений. Продолжать знакомить детей со слоговым составом слова. Составление схемы слов (2-, 3-, 4-хсложных). Подготовка руки к письму.

Материалы и оборудование: картинки предметные, картинки для составления рассказа о детском саде, картинки животных, три домика, загадки, разноцветные кружки, квадраты.

Ход занятия

Ребята, давайте познакомим Машеньку с вашим детским садом. Ведь она не знает, что это такое, потому что никогда не ходила в детский сад. А вы уже давно ходите в детский сад.

Расскажите Маше, что вы знаете про детский сад.

Вопросы к беседе:

  • Как называется наш детский сад?
  • В какую группу вы ходите?
  • Какие еще группы есть в детском саду?
  • Кто работает в детском саду?
  • Как зовут ваших воспитателей?
  • Как зовут вашу няню?

Теперь Машенька знает многое про ваш детский сад.

А теперь поговорим о том, что мы делаем в детском саду. Маша принесла вам картинки, которые вам помогут.

Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в дет­ском саду?» (с помощью наводящих вопросов).

Когда дети одеваются на прогулку, что они на себя надевают?

(Ботинки, колготки, платья, кофту, шарф, шапку, пальто, носки, туфли и т.д.)

Мальчик сидит на стульчике и одевается. Что он еще не успел надеть? Чего у него нет?

Куртки, шапки, шарфа, пальто, шубы, рукавичек.

Молодцы, ребята!

Физминутка

Поиграем с Машенькой.

Заяц мчится, что есть мочи, (изображают бег на месте)

Заяц схорониться хочет. (закрывают лицо ладонями)

То бежит он, то кружит…

(бег на месте, переворачиваются вокруг себя)

Бедный, он всего боится

Где укрыться ото зла.

(руки лодочкой у груди)

От лисицы, от куницы,

(повороты вправо-влево, изображая хвост лисы и хвост куницы)

От орлицы и орла, (показывают крылья орла, широко расставив руки)

Он боится даже белки, (показывают ушки белки)

Певчей птицы, даже мелкой. (показывают клювик птицы, сложив пальцы)

Уши – стрелы, хвост – сучок, (показывают заячьи уши, вытянув руки вверх)

Прыгнул белкой и молчок. (показывают беличий прыжок, а затем подносят указательный палец к губам, изображая молчание)

Мчаться что есть мочи – бежать изо всех сил, очень быстро.

Схорониться – спрятаться.

А теперь давайте напомним Машеньке

Из чего состоит наша речь? (из предложений)

Из чего состоят предложения? (из слов)

Помните, мы составляли предложения по схеме с кружками.

(Разноцветные кружки)

Представьте, что кружки – это слова. Жёлтый кружок – предмет, зеленый – признак предмета, а красный – действие.

Кукла какая? Красивая кукла

Кукла что делает? Сидит. Стоит.

Дом какой? Большой.

Дом что делает? – строится.

В предложении могут быть короткие и длинные слова.

Мы с вами договорились обозначать слова разноцветными кружками, а теперь длинные слова мы будем обозначать кружками, а короткие – маленьким квадратиком.

Составим предложение по схеме:

ДЕТИ ИДУТ В ПАРК. Попробуем ещё.

ДЕТИ ОДАВАЮТСЯ НА ПРОГУЛКУ.

ДЕТИ ИГРАЮТ В СНЕЖКИ.

ДЕТИ ПРИШЛИ НА КУХНЮ.

Маленькие дети спят на кроватях.

СЛОВА делятся на слоги. Это вы уже знаете.

Машенька хочет поиграть с вами в игру «Посели в домик».

Машенька привела с собой гостей

Перед вами три домика.

Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено на ней? (Три домика и животные).

Одинаковы ли домики? (Нет, в первом домике одно окно, во втором - два, в третьем - три).

Нам необходимо расселить животных по домикам. В первом домике будут жить животные, в названиях которых 1 слог.

Как вы думаете, какие животные будут жить во втором домике? (Животные, в названиях которых два слога)

Какие животные будут жить в третьем домике? (Животные, в названиях которых три слога)

Как мы проверим, сколько слогов в слове?

Рассели животных по домикам (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

А теперь составим схемы этих слов

Собака

Подготовка руки к письму

Пальчиковая гимнастика

Наши пальцы играют на фортепиано.

Наши пальцы играют на аккордеоне.

Наши пальцы играют на скрипке.

Наши руки дирижируют.

Я дирижер, а вы оркестр.

Утро настало, солнышко встало, а ну, братец Федя, разбуди соседей: вставай большак, вставай, указка, вставай, середка, вставай, сиротка, вставай, крошка – Митрошка, привет, ладошка!»

Пропись 1 стр 6

Итог занятия . Оценка работы детей.

Пятница Т.В. Грамота? Да!: пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005 г. с. 69, 81

А.В. Аджи «Конпекты интегрированных занятий в подготов. Группе д/с» с.53

Н.С. Жукова Пропись 1 стр 6.

Конспект

НОД по подготовки к обучению грамоте

подготовительная группа

Учитель логопед: Шарифуллина Т.В.

МБДОУ д.сад №1 «Улыбка»

г. Осташков Тверской области

Тема: «АБВГДейка»

Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Продолжать учить проводить звуковой анализ слова

    Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.

    Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать фонематическое восприятие.

    Развивать память и внимание.

    Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.

    Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование: проектор, видео презентация (отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы, мяч.

Раздаточный материал: набор предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Учитель логопед : В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

Дети встают в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

И играем и поем,

Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)

Игра «Волшебные звуки»

Логопед: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].

Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.

Логопед: Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

Логопед : Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть? Рассаживаетесь поудобнее.(Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски) Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)

Видео. На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка». Герои получили задание учительнице, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.

Учитель-логопед : Ребята, поможем клоунам?

Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?

Дети: Да, конечно.

Логопед : Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки»

Логопед: Для начала отгадаем загадки:

    Один мягкий и свистит
    Другой твёрдый и шипит
    Третий вовсе запоёт
    Хоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете?)

    Черные птички на белой страничке
    Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

(А чем буква отличается от звука ?)

    Сначала я никак не мог
    Прочесть с двух букв
    Свой первый… (слог).

    Звук я к звуку подберу
    И его произнесу
    Если буквы в ряд сложу
    То его потом прочту…(слово).

5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Мы загадки отгадали, слово первое открываем.

2 задание « Найди звук »

На экране картинки: Робот, барабан, ракета, помидор

Логопед: Ребята, скажите, что изображено на экране (робот, барабан, ракета, помидор). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей : Звук «Р»

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Ответы детей.

На экране картинки:

Лампа, слон, кресло, пенал Логопед: Посмотрите, и скажите, что изображено на экране (лампа,слон, кресло, пенал). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей: Звук «Л».

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Логопед: -Правильно! Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем.

Рама,лама,роза,лоза,вал,вар,торт,порт,болото,работа,укроп,клоп,лампа,рампа,стол,пол,карта,парта,лом,рой. (дети выполняют задание)

Умницы, и это задание мы выполнили, правильно выделили звуки «Л» и «Р» .

3 задание «Раздели слово на слога»

Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!

Назовите, что изображено на экране.

Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)

Логопед: - Ребята, из чего состоят слова?

Ответы детей.

Как узнать, сколько слогов слове?

Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»

    Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

    Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

    Сколько в слове «пирамида» слогов 4), сколько гласных звуков (тоже 4)

    Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Логопед: -Молодцы! Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами поиграю.

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).

Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.

4 задание «Закончи предложение»

Логопед: ребята скажите, а что такое предложение?

Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.

Логопед: Посмотрите у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушные шарики, рыба, носок). (работа с раздаточным материалом)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.

В небе летит…..

В парке растут…..

В комнате стоит…..

У Маши воздушный….

Рыбаки поймали ……

Бабушка связала….

Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.

Логопед: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). (индивидуальные ответы детей)

Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.

5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

Логопед: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

Задание понятно? Игра начинается: мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.

Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

Логопед: Вы ребята очень сообразительные. Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.

Открывают и читают пятое слово.

6 задание «Нарисуй букву»

Логопед: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? (О) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вытогдаточно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)

Логопед: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.

Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.

« Дерево держится корнями, а человек друзьями.»

На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.

Логопед : посмотрите, клоуны очень рады и благодарны, что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!

Ребята,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.

Теперь приглашаю всех в круг

Собрались все вмести в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 оздоровительной направленности»

Составила: Петришина Е. Н.. Г. Кириши 2017 год

Цель: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, уметь интонационно выделять их в словах;
  • Закреплять умение делить слова на слоги, выделять ударный слог.
  • Продолжить работу над составлением предложений.
  • Закрепить названия улиц родного города, дорожного знака «Железнодорожный переезд» .

Интеграция образовательных областей: «Социализация» , «Физическая культура» , «Познание» .

Материалы и оборудование: карта города Грамота, жетоны, медальки для награждения детей, презентация игры «Где звук спрятался?» , «Паровозик» , сюжетная картина «Семья» , тетради, карандаши.

Ход образовательной деятельности:

Дети стоят в кругу.

Доброе утро, солнце!

Доброе утро, день!

Доброе утро, дети!

Доброе утро, всем!

Дети, как называется город, в котором мы живём? (Кириши)

А какие улицы есть в городе? (Ленина, Советская, бульвар Молодежный и т. д..)

Да, в каждом посёлке, городе, деревне есть улицы. Мы с вами сегодня отправимся путешествовать в город, который называется Грамота. Как вы думаете, зачем мы туда отправляемся? (ответы детей) . Да, в этом городе все обучаются грамоте. Там тоже есть свои улицы, и у них не совсем обычные названия. Но, чтобы переходить с одной улицы на другую, нам придётся

выполнять задания, зато на каждой улице вас поджидает увлекательная игра, а в конце путешествия – сюрприз для тех, кто самый активный. Вы готовы? Тогда вперёд!

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)

К солнышку, к тучке.

Вот и город долгожданный,

Грамотой зовётся. (Приложить ладони ко лбу, поворот вправо,

Столько улиц здесь прекрасных! Давайте развлекаться!

За правильные ответы вам будут выдаваться жетоны, в конце занятия самый умный получит медаль «Почётный гражданин города Грамоты» .

Итак, мы оказались на первой улице, которая называется «Улица звуков» .

На этой улице вы должны ответить на вопросы:

  • Какие бывают звуки? (гласные, согласные) .
  • Назовите гласные звуки (а, о, и, э, ы, у)
  • Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
  • Назовите твёрдые согласные звуки (б, п, м, р, с)
  • Назовите мягкие согласные звуки (бь, пь, мь, кь, сь, вь)

Молодцы! Приглашаю на игру «Где звук?»

(Используется презентация «Где звук спрятался?» )

На каждой улице есть дома. Посмотрите, у нас тоже на карточках есть дом. А внизу стоят квадратики. Как думаете, кто там живёт? (звуки: в красных: гласные, в синих -твёрдые согласные, в зелёных: мягкие согласные) .

Проводится звуковой анализ слова дом.

Следующая улица «Улица слогов» . Чтобы туда войти, выполните следующее задание:

Сколько слогов в слове «улица» ? (три) . Назовите первый слог (у) . Второй? (ли) . Третий? (ца) . Какая из схем подходит к этому слову?

Детям выдаются игровизоры, в которых вставлен лист со схемами:

Подчеркните подходящую схему. Поставьте ударение в этом слове.

Молодцы! Справились и с этим заданием. Мы попадаем на улицу слогов, но стоп! Мы видим какой-то знак, что это? (на пути знак «Железнодорожный переезд» ) . Здесь что-то произошло… Сейчас узнаем. Оказывается, предметы решили попутешествовать, но не знают, в какие вагоны им рассаживаться. В первый вагон должны сесть те предметы или животные, в названии которых один слог, во второй – два слога, в третий – три слога. Давайте им поможем.

(Используется интерактивная игра «Паровозик» , состоящая из паровозика, трех вагончиков, на которых изображён один квадратик (один слог) , на другом- два квадратика (два слога) и т.д. и картинок с изображением животных или предметов.

Ну, что ж, вы легко справляетесь со всеми заданиями. Приглашаю вас на следующую улицу «Улицу предложений» .

Из чего состоит предложение? (из слов) .

Послушайте, что я скажу: «Полянка, прыгает, на, зайка» . Это предложение?

(нет) . А что это? (Слова) . Да, я назвала слова. А вы составьте из этих слов предложение. (Зайка прыгает на полянке) . Верно, в предложении все слова связаны между собой, и из предложения мы узнаём о чём – либо. Что мы узнали из этого предложения? (Мы узнали, что зайка прыгает на полянке.)

А теперь представьте зайку, который прыгает на полянке, и скажите, какой зайка? (весёлый, шустрый, маленький) . Скажите предложение, используя и это слово. (Весёлый зайка прыгает на полянке) . Мне это предложение больше нравится, потому что здесь есть и слово, которое отвечает на вопрос какой?, и мы сразу можем представить себе этого зайку.

Ну что ж, вы заслужили игру. Она называется «Прошагай предложение» .

Посмотрите на эту картину, составьте каждый своё предложение и

Замечательные составили предложения, но мне больше всего понравилось предложение у …, потому что…

Нам пора возвращаться в детский сад…Ой, у меня зазвонил телефон, извините, я отвечу. (Воспитатель отвечает на звонок телефона, разговаривает) . Знаете, дети, мне звонит машинист поезда, в котором наши друзья – животные и предметы отправились в путешествие. Давайте послушаем, что он скажет. (Если дети откроют тетради, увидят сюрприз от друзей.)

(Дети открывают тетради и видят контуры животных, которых нужно заштриховать) .

Дети работают в тетрадях.

Ну, что ж, наше путешествие закончилось. Что вам больше всего

понравилось в нашем путешествии? Что было трудно для вас? А с каким заданием вы справились легко? А звание «Почётный гражданин города Грамота» получает… (подсчитывается количество жетонов у детей) .

Остальные получают смайлики..

ирина аверина
Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе .

Задачи :

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие) .

2. Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

4. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.

5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.

6. Упражнять в проставлении ударений в словах.

7. Обучать чтению слогов , составлению слов из предложенных слогов.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) :

Наглядный материал : конверт с письмом.

Раздаточный материал : конверты с заданиями :

буквы – ш,к,о,л,а;

карточки зеленого, синего и красного цвета на каждого ребенка;

карточки с цифрами 1,2,3;

схемы предложения на каждого ребёнка;

простые карандаши.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дети становятся в круг

Воспитатель.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает : «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши - читай».

Воспитатель. Вот так сюрприз. Пиши – читай прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да) . А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.

1 задание : «Буквы и звуки»

Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом) . Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным) .

Воспитатель : Молодцы, с первым заданием вы справились. Открываем второй конверт и читаем следующее задание.

2. «Отгадай загадку»

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

Отгадка зашифрованное слово, а для этого нам нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.

Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Перепутанные буквы записаны на доске, дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.

В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков :

Первый звук – Ш – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Второй звук – К – согласный, твердый; обозначаем синим квадратом;

Третий звук – О – гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;

Четвёртый звук – Л – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Пятый звук – А – гласный, безударный, обозначаем красным квадратом.

Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания : Школа. Загадку мы отгадали и с первым заданием справились.

Открываем второй конверт и читаем следующее задание :

3. «Подели слова на слоги и определи их количество»

Воспитатель. В конверте таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.

Молодцы мы справились еще с одним заданием Пиши –читая.

4. Воспитатель. Открываем следующий конверт,

Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

"ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут

"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

Воспитатель. Хорошо.

5. А нас ждет следующий конверт

«Составьте и запишите схему предложения» .

Воспитатель предлагает послушать предложение, сказать, сколько в нем слов, и назвать слова по порядку. Предложения для разбора :

Мы идем в парк.

Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились!

6. Еще один конверт.

"Родственные слова"

Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова :

Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)

Дом (домовой, придомовая, домашний, домработница)

Дидактическая игра "Образуем новое слово"

Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"

Гном и Дом

Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил … Дом.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал … Домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… Домишко.

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой … Домище.

Был он стар, и был он сед,

И большой был. Домосед.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома. Домовой.

Всех встречал радушный гном,

Все любили этот … Дом.

Итог : Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Пиши - читаю.

Скажите, вам понравилось наше занятие ? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

Публикации по теме:

Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с"], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Учитель логопед: Шарифуллина Т. В. МБДОУ д. сад №1 «Улыбка» город Осташков.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук, буква, слог, слово, предложение» (подготовительная группа) Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Учитель логопед: Шарифуллина Т. В. МБДОУ д. сад №1 «Улыбка» Тема: «Звук,.

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте для детей с ФФН (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о гласных и согласных звуках, слоговом составе слова, буквах.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лес» (старшая группа) Тема: «Звуковой анализ слова «лес». Цель: упражнять детей в определении последовательности звуков в слове. Образовательные задачи: формирование.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Подготовительная группа (ЗПР). Лексическая тема «Зимующие птицы» Тема: Звуковой анализ слов (закрепление). Цели: Познакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Активизировать предикативный.

Викторина «Всезнайки». Контрольно-проверочное занятие по обучению грамоте (подготовительная группа) Конспект контрольно - проверочного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Викторина «Всезнайки». (проводится в виде игры.

НОД по обучению грамоте «Отправим Лунтика домой» подготовительная к школе группа Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: 1. Продолжать упражнять.

Конспект занятия по обучению грамоте Занятие № 1 Тема: «Звук [А] и буква А. Лексическая тема: «Осень». Цели: Образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [А] и буквой А;.

Занятие по обучению грамоте (подготовительная группа) Занятие по обучению грамоте. Подготовительная группа. Цель: продолжать учит детей четко произносить звуки в словах, способствуя, речевому.

Библиотека изображений:

Юлия Алаторцева

Конспект занятия

по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе :

«Путешествие в страну Граматию »

Составила и провела :

учитель - логопед

Алаторцева Ю. Е

Возраст детей : 6 -7 лет (подготовительная группа ) .

Продолжительность занятия : 25 – 30 мин.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» .

Виды детской деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте » .

Задачи :

Обучающие :

Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте .

Упражнять в дифференциации изученных звуков.

Упражнять в звуковом анализе слова.

Закреплять обобщающие понятия.

Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением .

Развивающие :

Развивать фонематический слух.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать внимание и воображение детей.

Развивать связную речь (монологические и диалогические формы) .

Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие :

Воспитывать любознательность, творческую активность.

Воспитывать у детей умения : работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение.

Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Методы и приемы :

Наглядный : Показ, демонстрация , иллюстрации .

Словесный : Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой : Сюрпризный момент, игра.

Предварительная работа : Написание конспекта , подготовка атрибутов к занятию .

Словарная работа : Алфавит, слово, слог, гласный звук, согласный звук, буква.

Индивидуальная работа : Побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Форма проведения : Игровая.

Используемые современные технологии : Здоровьесберегающие.

Оборудование :

Карта страны .

Картинки с изображением предметов.

Смайлики.

Светофорчики для звукобуквенного анализа.

Мантия для Грамоты .

Ход занятия:

I. Организационный момент. Дети заходят в группу , встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие . Давайте поздороваемся с гостями, друг с другом и с тем, что нас окружает.

– Здравствуйте!

– Здравствуй, небо! (Руки вверх.)

– Здравствуй, земля! (Присесть, руки вперед.)

– Здравствуйте, мои друзья! (встать, руки вперед.)

– 1, 2, 3, 4, 5 (Загибают пальчики на обеих руках.)

– Вместе мы в кругу опять.

II. Основная часть.

Воспитатель : Ребята, вы любите путешествия ?

Дети : Да.

Воспитатель : Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Граматию . В стране Граматии царствует волшебница Грамота . У меня есть карта этой страны , но так как это волшебная страна , то чтобы нам туда попасть, необходимо выполнить задание. И первое задание, как называется наше занятие ?

Катя : Наше занятие называется обучение грамоте .

Воспитатель : А наш веселый колокольчик зовет нас присесть за столы, чтобы отправиться в путешествие .

Дети садятся за столы.

Воспитатель : Посмотрите, ребята мы с вами оказались в стране Граматии .

И первый город называется Алфавитинск.

Воспитатель : Что такое алфавит?

Женя : Алфавит – это набор букв.

Воспитатель : Как вы думаете, кто живет в Алфавитинске?

Лиза : Здесь живут буквы.

Воспитатель : А что такое буквы?

Илья : Буква это символ обозначающий звук на письме.

Воспитатель : Чем буква отличается от звука?

Алеша : Буквы мы видим и пишем.

Воспитатель : Вот мы и вышли из первого города, и попали во второй город, который называется Звукоград. Как вы думаете, кто здесь живет?

Женя : Здесь живут звуки.

Воспитатель : Что такое «Звук» ?

Варя : Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Воспитатель : Какие бывают звуки?

Маша : Гласные и согласные.

Воспитатель : Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.

Костя : А, О, И, У.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам поиграть с гласными звуками. "Сломанный телевизор"

Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции и показывают соответствующий значок.

Воспитатель : Назовите согласные звуки, с которыми мы познакомились.

Ксюша : П, Т, К, М.

Воспитатель : Я еще с вами хочу поиграть. Придумайте слова с этими звуками.

Дети придумывают слова.

Воспитатель : Какими бывают согласные звуки?

Игорь : Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Воспитатель : В городе Звукограде есть три дома : Красный, Зеленый и Синий.

Как вы думаете, какие звуки живут в красном доме?

Ксюша : В красном доме живут гласные звуки.

Воспитатель : Какие звуки живут в синем доме?

Варя : В синем доме живут твердые согласные.

Воспитатель : Какие звуки живут в зеленом доме.

Арина : В зеленом доме живут мягкие согласные.

Воспитатель : А сейчас, ребята, определите первый звук вашего имени, возьмите соответствующую фишку со звуком и поселите в домик.

Дети подходят по очереди к доске расставляют буквы в домики.

Воспитатель : Молодцы!

Воспитатель : Теперь выйдя из города и попасть в другой город нам надо пройти «Словесный лабиринт» . Из чего состоят слова?

Катя : Слова состоят из слогов.

Воспитатель : Как мы определяем количество слогов в слове?

Даша : Можно определить хлопками, сколько хлопков столько и слогов.

Воспитатель : А есть правило, сколько в слове гласных, столько и слогов. Посмотрите у нас в лабиринте много слов, давайте посмотрим, какие это слова длинные или короткие? Слова : книга, карандаш, азбука, ручка.

Дети разбирают слова на слоги.

Воспитатель : А звуки у нас такие вредные, что то и дело попадают в словесный лабиринт, то в начало, то в середину, то в конец слова.

Воспитатель : Игра - «Определи место звука [К] в слове» :

Книга, карандаш, букварь, ручка.

Воспитатель : Итак, по лабиринту мы с вами попали в «Зеркальный город сказок» .

Физминутка :

Теперь немного отдохнём,

Физминутку проведем.

Все сейчас тихонько встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель : Ребята, Волшебница Грамота узнала , что мы путешествуем по ее стране и решила проверить , хорошо ли вы усвоили грамоту , и подготовила вам задание . Отгадайте загадку :

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Вика : Это книга.

Воспитатель : Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «книга» .

Дети работают самостоятельно, один ребенок у доски.


Воспитатель : Назовите, пожалуйста, первый звук в слове КНИГА.

Лиза : Звук [к].

Воспитатель : Кто даст характеристику этому звуку?

Ксюша : Звук [к] – согласный, твердый, глухой.

Воспитатель. Какого цвета круг мы подберем для этого звука?

Вика : Для этого звука синего цвета круг.

Появляется волшебница Грамота .

Грамота : Здравствуйте, ребята, я волшебница Грамота . Понравилось ли вам путешествовать по моей стране ?

Дети : Да.

Грамота : Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Ответы детей.

Грамота : Ребята, а у вас на столах лежат смайлики, но они разные. Посмотрим. Чем они отличаются? (настроением : радость, задумчивость, грусть) . Если вам сегодня было легко на занятии , справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если трудно – грустного.


Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили мою грамоту , но я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее , и хочу подарить вам Букварь, а мне пора с вами прощаться. До свидания!

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых