Значение диодор тарсийский в современном толковом словаре, бсэ. Значение диодор тарсийский в современном толковом словаре, бсэ Что будем делать с полученным материалом

Диодор Тарсийский
Рождение:

неизвестно
Антиохия

Смерть:

390 год(0390 )
Тарс

Почитается:

Ассирийская церковь Востока

В лике:

святителя

Диодор Тарсийский - христианский богослов IV века, святой Ассирийской церкви Востока и один из её «трех греческих учителей». Богословие Диодора, как и большинства теологов того времени, касается многих сторон христианской жизни. В частности, Диодор известен как реформатор монашества, апологет христианства, защищавший его от антихристианской политики Юлиана Отступника и экзегет, написавший толкования почти на все книги Библии.

Биография

Диодор родился в знатной семье в пригороде Антиохии. Получив классическое философское образование в школе в Афинах, он очень скоро после окончания образования принял монашество. Богословие Диодору преподавал Евсевий Эмесский. Во времена правления Юлиана Отступника Диодор пишет ряд сочинений и философских трактатов, направленных против попыток восстановления язычества в империи. Будучи последовательным защитником Никейского вероопределения, Диодор не подчинился арианскому епископу Леонтию и вместе со своим другом Флавианом (который станет позднее епископом Антиохии) поддерживал Православие вне антиохийских стен. Есть сведения, что именно в службах того времени в пригородах Антиохии появилось антифонное пение, позднее широко распространившееся в Церкви. В монастыре в Антиохии Диодору покоровительствовал Мелетий, антиарианский богослов, имевший решительную поддержку со стороны никейского крыла Церкви. В 360 в Антиохию были поставлены два арианских епископа и два никейских. Одним из никейских епископов стал Мелетий, и он рукоположил Диодора в священники. Диодор был последовательным сторонником не только никейского единосущия, но и Мелетия, и активно занимался организационной деятельностью в Антиохии.

Так, во время своего священства Диодор основал монастырь и катехизационную школу близ Антиохии. Именно благодаря этой школе Диодор стал наставником как богослова и литургиста Феодора Мопсуестийского (спорного в своей христологии), так и несомненно православного блестящего проповедника Иоанна Златоуста, будущего архиепископа Константинополя. Христология и экзегетика школы Диодора получат развитие и несколько трансформируются в Антиохийской школе богословия. Доведенное до крайности христологическое богословие Диодора, однако, воспримет Несторий, осужденный на Эфесском соборе 431 года.

В 372 году Диодор был изгнан императором-арианином Валентом в Армению. Диодор возвращается из изгнания после смерти Валента в 378 году, и его друг Василий Великий, архиепископ Кесарийский, рукополагает Диодора в епископы. Как последовательный «никеец», Диодор становится епископом Тарса.

Богословие Диодора

В качестве епископа Тарса, Диодор продолжал активно выступать как против арианства, так и против аполлинаризма, отстаивая утверждение, что Иисус Христос был вполне Бог и вполне человек. Диодор играл ключевую роль в Поместном Антиохийском соборе 379 года, был одним из участников Второго Вселенского собора в Константинополе в 381 году. После смерти своего наставника Мелетия Диодор рекомендовал своего друга Флавиана в качестве его преемника.

Несмотря на то, что Второй Вселенский собор внес Диодора в список отцов собора, а Феодосий I Великий назвал Диодора «борцом за веру», христология Диодора была впоследствии осуждена в Византии. Это связано с тем, что для времен Феодосия было важно отстаивать никейское определение, в то время как впоследствии более остро стал вопрос о соотношении двух природ во Христе. Кирилл Александрийский крайне резко осуждал взгляды Диодора по этому поводу. Основываясь на евангельском образе Христа, практичный и трезвомыслящий противник аллегорий Диодор утверждал несмешение Божественной и человеческой природы. Специфику христологии Диодора теперь трудно восстановить, так как сохранившиеся его работы полностью слиты с текстом многочисленных комментаторов; по большей части, о ней можно судить из более поздних работ его учеников и сторонников антиохийской школы. Предположительно, Диодор считал, что Бог Слово вселился в отдельного человека Иисуса, Божество обитало в Христе не по существу, а ипостасно; не природно, а морально, так сказать, соприкоснувшись с человечеством.

В конечном счете, через многие годы после своей смерти, Диодор стал восприниматься принявшими Эфесский собор как предтеча несторианства , хотя лично осужден не был Напротив, для Ассирийской церкви Востока Диодор стал одним из главных учителей. В частности, через него мнение об апокатастасисе (всеобщем спасении в конце времен) попали в труды Исаака Сирина .

Примечания

Диодор родился в знатной семье в пригороде Антиохии. Получив классическое философское образование в школе в Афинах, он очень скоро после окончания образования принял монашество. Богословие Диодору преподавал Евсевий Эмесский. Во времена правления Юлиана Отступника Диодор пишет ряд сочинений и философских трактатов, направленных против попыток восстановления язычества в империи. Будучи последовательным защитником Никейского вероопределения, Диодор не подчинился арианскому епископу Леонтию и вместе со своим другом Флавианом (который станет позднее епископом Антиохии) поддерживал Православие вне антиохийских стен. Есть сведения, что именно в службах того времени в пригородах Антиохии появилось антифонное пение, позднее широко распространившееся в Церкви. В монастыре в Антиохии Диодору покоровительствовал Мелетий, антиарианский богослов, имевший решительную поддержку со стороны никейского крыла Церкви. В 360 в Антиохию были поставлены два арианских епископа и два никейских. Одним из никейских епископов стал Мелетий, и он рукоположил Диодора в священники. Диодор был последовательным сторонником не только никейского единосущия, но и Мелетия, и активно занимался организационной деятельностью в Антиохии.

Так, во время своего священства Диодор основал монастырь и катехизационную школу близ Антиохии. Именно благодаря этой школе Диодор стал наставником как богослова и литургиста Феодора Мопсуестийского (спорного в своей христологии), так и несомненно православного блестящего проповедника Иоанна Златоуста, будущего архиепископа Константинополя. Христология и экзегетика школы Диодора получат развитие и несколько трансформируются в Антиохийской школе богословия. Доведенное до крайности христологическое богословие Диодора, однако, воспримет Несторий, осужденный на Эфесском соборе 431 года.

В 372 году Диодор был изгнан императором-арианином Валентом в Армению. Диодор возвращается из изгнания после смерти Валента в 378 году, и его друг Василий Великий, архиепископ Кесарийский, рукополагает Диодора в епископы. Как последовательный «никеец», Диодор становится епископом Тарса.

Богословие Диодора

В качестве епископа Тарса, Диодор продолжал активно выступать как против арианства, так и против аполлинаризма, отстаивая утверждение, что Иисус Христос был вполне Бог и вполне человек. Диодор играл ключевую роль в Поместном Антиохийском соборе 379 года, был одним из участников Второго Вселенского собора в Константинополе в 381 году. После смерти своего наставника Мелетия Диодор рекомендовал своего друга Флавиана в качестве его преемника.

Несмотря на то, что Второй Вселенский собор внёс Диодора в список отцов собора, а Феодосий I Великий назвал Диодора «борцом за веру», христология Диодора была впоследствии осуждена в Византии. Это связано с тем, что для времен Феодосия было важно отстаивать никейское определение, в то время как впоследствии более остро стал вопрос о соотношении двух природ во Христе. Кирилл Александрийский крайне резко осуждал взгляды Диодора по этому поводу. Основываясь на евангельском образе Христа, практичный и трезвомыслящий противник аллегорий Диодор утверждал несмешение Божественной и человеческой природы. Специфику христологии Диодора теперь трудно восстановить, так как сохранившиеся его работы полностью слиты с текстом многочисленных комментаторов; по большей части, о ней можно судить из более поздних работ его учеников и сторонников антиохийской школы. Предположительно, Диодор считал, что Бог Слово вселился в отдельного человека Иисуса, Божество обитало в Христе не по существу, а ипостасно; не природно, а морально, так сказать, соприкоснувшись с человечеством.

В конечном счёте, через многие годы после своей смерти, Диодор стал восприниматься принявшими Эфесский собор как предтеча несторианства, хотя лично осуждён не был Напротив, для Ассирийской церкви Востока Диодор стал одним из главных учителей. В частности, через него мнение об апокатастасисе (всеобщем спасении в конце времен) попали в труды Исаака Сирина.

ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ

(ум. ок. 390), христианский богослов, епископ. Представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского и Иоанна Златоуста.

БСЭ. Современный толковый словарь, БСЭ. 2003

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. ок. 390) христианский богослов, епископ. Представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского и Иоанна …
  • ДИОДОР
    ДИОД́ОР ТАРСИЙСКИЙ (? - ок. 390), христ. богослов, епископ; предст. антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского и Иоанна …
  • ДИОДОР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    по прозвищу Сицилийский, (Diodorus, ????????). Современник Юлия Цезаря и Августа, известный путешественник и историк. Он написал историю в 40 книгах, …
  • ДИОДОР ПРОЗВАННЫЙ КРОНОСОМ
    философ мегарской школы, крупный диалектический талант; родился в Карии, во второй полов. IV в. до Р. X. Был соперником Стильпона. …
  • ДИОДОР ЕПИСКОП ТАРСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    († 394) — один из известных христианских богословов IV века. Родившись в Антиохии, он получил образование в Афинах; возвратившись в …
  • ДИОДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИОД́ОР СИЦИЛИЙСКИЙ (ок. 90-21 до н.э.), др.-греч. историк. Соч. "Историческая библиотека" (40 кн.; дошли 1-5-я и 11-20-я, остальные - во …
  • ДИОДОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Коринфский (ум. 251 или 258), христианский мученик, ученик Кодрата, пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция. Память в Православной церкви …
  • ТАРАХ ТАРСИЙСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тарах Тарсийский (+ 304), мученик. Память 12 октября. Мученически пострадал в 304 году …
  • ПРОВ ТАРСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пров Тарсийский (+ 304), мученик. Память 12 октября. Святые мученики Пров, Тарах и …
  • КИРИК ТАРСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирик Тарсийский, Иконийский (+ ок. 305), мученик. Память 15 июля. Кирик был сыном …
  • ИУЛИАН ТАРСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иулиан Тарсийский (+ ок. 305), мученик. Памаять 21 июня. Родился в малоазийской провинции …
  • ЕВСТРАТИЙ ТАРСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евстратий Тарсийский (IX в.), чудотворец, преподобный. Память 9 января. Происходил из города …
  • ДИОДОР ЮРЬЕГОРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Диодор Юрьегорский (Дамиан) (+ 1633), преподобный. Память 20 ноября, 27 ноября. Родился …
  • ДИОДОР РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Диодор Римский, имя двух мучеников: Сщмч. Диодор Римский, пресвитер (+ 283, память 19 марта), …
  • ДИОДОР ПЕРГИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Диодор Пергийский (+ 250), мученик. Память 3 февраля. Пострадал за Христа вместе со …
  • ДИОДОР КОРИНФСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Диодор Коринфский (+ 251), мученик. Память 31 января, 10 марта. Святые мученики …
  • ДИОДОР АФРОДИСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Диодор Афродисийский (+ 284 - 305), мученик. Память 29 апреля Пострадал с мучеником …
  • ДИОДОР (КАРИВАЛИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Диодор (Каривалис) (1923 - 2000), патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. В миру …
  • ВОНИФАТИЙ ТАРСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вонифатий Тарсийский (+ 290), мученик. Память 19 декабря. Он был рабом богатой молодой …
  • ВАВИЛА ТАРСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вавила Тарсийский (VII в.), преподобный. Память 28 декабря. Св. Вавила Скомрах жил рассеянно …
  • АФАНАСИЙ ТАРСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Священномученик Афанасий, епископ города Тарса Киликийского. Память 22 августа. Крестил преподобную Анфусу. …
  • АРСАКИЙ ТАРСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Арсакий Константинопольский. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антиохийская школа экзегетов обнимает собою ряд выдающихся церковных писателей, которые защищали христианство против язычников, иудеев …
  • АНДРОНИК ТАРСИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андроник Тарсийский (+ 304), мученик. Память 12 октября. Мученически пострадал в 304 году …
  • ЗЕНОН ТАРСИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    сын Диоскорида, последователь стоика Хризиппа, оставил мало книг, но много учеников; сомневался в общем стоическом догмате об истреблении вселенной огнем; …
  • СТЕФАН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (венец; Деян 6:5) апостол и первомученик, первый из 7 диаконов, поставленных апостолами. Священный писатель книги Деяний Апостольских отзывается о нем, …
  • МАРИН АНАЗАРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Св. Марин Аназаровский, Тарсийский (V), мученик. Память 18 октября. Святой мученик Марин …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • АРСАКИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Арсакий Тарсийский (+ не ранее 405), архиепископ Константинопольский, святитель. Память 11 октября Был …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: III IV V 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: II III IV 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 …
  • ФИЛИПП II
    Царь Македонии в 359-336 г. до Р.Х- Сын Аминты III. Род. ок. 382 г. до Р.Х Умер 336 г. до …
  • ПТОЛЕМЕЙ I СОТЕР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Правитель и царь Египта в 324 - 283 гг. до Р.Х. Родоначальник Птолемеев. Сын Лага. Род. в 367 г. до …
  • ЛИСИМАХ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Правитель и царь Фракии в 324- 281 гг. до Р.Х. Царь Македонии в 285- 281 гг. до Р.Х. Род. в …
  • КАССАНДР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Правитель и царь Македонии в 316- 297 гг. до Р.Х. Сын Антипатра. Род в 355 г. до Р.Х. Умер 297 …
  • АРХЕЛАЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Царь Египта в 56 г. до Р.Х. Помпей поставил Архелая жрецом в Команах. Когда в 57 г. до Р.Х. проконсулом …
  • АНТИГОН I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ЦИКЛОП - Царь Азии в 306-301 гг. до Р.Х. Родоначальник младшей ветви Македонских царей. Род. в 384 г. до Р.Х. …
  • АМИНТА III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    - Царь Македонии в 392-370 гг. до Р.Х. Сын Аридея, внук Аминты и правнук Александра I. Ж.: 1) Эвридика; 2) …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Подняли восстание 7000 всадников, которым Александр велел явиться к себе. Между тем Спитамен распространил слух, что македонцы собираются перебить их …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Кроме того, впереди и правее основного построения стояла легкая кавалерия под командованием Менида. Мениду было приказано в случае, если вражеская …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Дарий построил свою армию на другом берегу Пинара. Против македонской фаланги он поставил 30 000 эллинских наемников, а по обоеим …
  • АГЕСИЛАЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    II - Царь лакедемонян (398-361 гг. до Р.Х.) из рода Эврипонтидов. Род. ок. 444 г. до Р.Х. Умер ок. 360 …
  • APOLLODORUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АПОЛЛОДОР1) трагический поэт из Тарса; заглавия 6 его трагедий перечисляет Свида; другой А., Тарсийский, был грамматик и писал о «Медее» …
  • ФИЛИПП II в биографиях Монархов:
    Царь Македонии в 359—336 г. до Р.Х- Сын Аминты III. Род. ок. 382 г. до Р.Х Умер 336 г. до …
В лике:

святителя

Диодор Тарсийский - христианский богослов IV века , святой Ассирийской церкви Востока и один из её «трех греческих учителей». Богословие Диодора, как и большинства теологов того времени, касается многих сторон христианской жизни. В частности, Диодор известен как реформатор монашества, апологет христианства, защищавший его от антихристианской политики Юлиана Отступника и экзегет , написавший толкования почти на все книги Библии .

Биография

Диодор родился в знатной семье в пригороде Антиохии . Получив классическое философское образование в школе в Афинах, он очень скоро после окончания образования принял монашество . Богословие Диодору преподавал Евсевий Эмесский . Во времена правления Юлиана Отступника Диодор пишет ряд сочинений и философских трактатов, направленных против попыток восстановления язычества в империи. Будучи последовательным защитником Никейского вероопределения , Диодор не подчинился арианскому епископу Леонтию и вместе со своим другом Флавианом (который станет позднее епископом Антиохии) поддерживал Православие вне антиохийских стен. Есть сведения, что именно в службах того времени в пригородах Антиохии появилось антифонное пение, позднее широко распространившееся в Церкви. В монастыре в Антиохии Диодору покоровительствовал Мелетий , антиарианский богослов, имевший решительную поддержку со стороны никейского крыла Церкви. В в Антиохию были поставлены два арианских епископа и два никейских. Одним из никейских епископов стал Мелетий, и он рукоположил Диодора в священники. Диодор был последовательным сторонником не только никейского единосущия, но и Мелетия, и активно занимался организационной деятельностью в Антиохии.

Так, во время своего священства Диодор основал монастырь и катехизационную школу близ Антиохии. Именно благодаря этой школе Диодор стал наставником как богослова и литургиста Феодора Мопсуестийского (спорного в своей христологии), так и несомненно православного блестящего проповедника Иоанна Златоуста , будущего архиепископа Константинополя. Христология и экзегетика школы Диодора получат развитие и несколько трансформируются в Антиохийской школе богословия . Доведенное до крайности христологическое богословие Диодора, однако, воспримет Несторий , осужденный на Эфесском соборе 431 года.

В 372 году Диодор был изгнан императором-арианином Валентом в Армению. Диодор возвращается из изгнания после смерти Валента в 378 году, и его друг Василий Великий , архиепископ Кесарийский, рукополагает Диодора в епископы. Как последовательный «никеец», Диодор становится епископом Тарса.

Богословие Диодора

В качестве епископа Тарса, Диодор продолжал активно выступать как против арианства, так и против аполлинаризма , отстаивая утверждение, что Иисус Христос был вполне Бог и вполне человек. Диодор играл ключевую роль в Поместном Антиохийском соборе 379 года, был одним из участников Второго Вселенского собора в Константинополе в 381 году. После смерти своего наставника Мелетия Диодор рекомендовал своего друга Флавиана в качестве его преемника.

Несмотря на то, что Второй Вселенский собор внёс Диодора в список отцов собора, а Феодосий I Великий назвал Диодора «борцом за веру», христология Диодора была впоследствии осуждена в Византии. Это связано с тем, что для времен Феодосия было важно отстаивать никейское определение, в то время как впоследствии более остро стал вопрос о соотношении двух природ во Христе. Кирилл Александрийский крайне резко осуждал взгляды Диодора по этому поводу. Основываясь на евангельском образе Христа, практичный и трезвомыслящий противник аллегорий Диодор утверждал несмешение Божественной и человеческой природы. Специфику христологии Диодора теперь трудно восстановить, так как сохранившиеся его работы полностью слиты с текстом многочисленных комментаторов; по большей части, о ней можно судить из более поздних работ его учеников и сторонников антиохийской школы. Предположительно, Диодор считал, что Бог Слово вселился в отдельного человека Иисуса, Божество обитало в Христе не по существу, а ипостасно; не природно, а морально, так сказать, соприкоснувшись с человечеством.

В конечном счёте, через многие годы после своей смерти, Диодор стал восприниматься принявшими Эфесский собор как предтеча несторианства , хотя лично осуждён не был Напротив, для Ассирийской церкви Востока Диодор стал одним из главных учителей. В частности, через него мнение об апокатастасисе (всеобщем спасении в конце времен) попали в труды Исаака Сирина .

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Умершие в 390 году
  • Святые по алфавиту
  • Христианские богословы
  • Антиохийская богословская школа
  • Церковные деятели IV века
  • Патристика
  • Христианские святые IV века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Диод (значения)
  • Оксид осмия(IV)

Смотреть что такое "Диодор Тарсийский" в других словарях:

    ДИОДОР Тарсийский - (ум. ок. 390) христианский богослов, епископ. Представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского и Иоанна Златоуста … Большой Энциклопедический словарь

    Диодор Тарсийский - (? около 390), христианский богослов, епископ; представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского и Иоанна Златоуста. * * * ДИОДОР Тарсийский ДИОДОР Тарсийский (ум. ок. 390), христианский богослов, епископ. Представитель… … Энциклопедический словарь Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Козьма Индикоплов - (середина VI в.), византийский писатель, купец из Александрии, позднее монах на Синае. Автор «Христианской топографии» богословско космографического трактата, популярного на христианском Востоке. * * * КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ (Косьма … Энциклопедический словарь

    Антиохийская школа - (греч. Θεολογική σχολή της Αντιόχειας) ветвь ранней патристики с центром в Антиохии. Основана в конце III века, наибольшего рассвета достигла в IV веке. Антиохийская школа в противовес Александрийской школе настаивала на буквальном толковании… … Википедия

    ИСААК СИРИН - [Исаак Ниневийский; сир. , ], греч. ᾿Ισαὰκ ὁ Σύρος] (не ранее сер. VI в., Бет Катрайе (Катар) не позднее 1 й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об … Православная энциклопедия

    ИОАНН ФИЛОПОН - [Грамматик; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Θιλόπονος, ᾿Ιωάννης ὁ γραμματικός] (ок. 490, Александрия (?) ок. 575), александрийский ученый, философ, богослов монофизит. Жизнь Сохранившиеся в истории сведения об И. Ф. отрывочны и противоречивы. Помимо… … Православная энциклопедия

Диодор родился в знатной семье - видимо, языческих жрецов громовержца Зевса судя по его имени и обвинению лично знавшего его Юлиана Отступника в измене языческим богам, если бы не это обвинение, имя можно было объяснить тем, что стоики, в том числе, атеисты и христиане, называли Логос Зевсом - возможно, в пригороде Антиохии . Получив классическое философское образование в школе в Афинах (возможно, он учился вместе с Василием Великим, Григорием Богословом и Юлианом Отступником) он очень скоро после окончания образования принял монашество или вначале вступил в полумонашеское братство мирян, действовавшее по обычаю Церкви Востока , так как в Антиохии было много христианских беженцев из Ирана. Богословие Диодору преподавал Евсевий Эмесский . Во времена правления Юлиана Отступника Диодор пишет ряд сочинений и философских трактатов, направленных против попыток восстановления язычества в империи. Будучи последовательным защитником Никейского вероопределения , Диодор не подчинился арианскому епископу Леонтию и вместе со своим другом Флавианом (который станет позднее епископом Антиохии по рекомендации Диодора) поддерживал Православие вне антиохийских стен. Есть сведения, что именно в службах того времени в пригородах Антиохии появилось антифонное пение, позднее широко распространившееся в Церкви. В Антиохии Диодору покровительствовал патриарх Мелетий , вначале умеренный поздний полуарианин, противник и ариан, и крайностей поздних ариан, получивший затем решительную поддержку никейского крыла Церкви. В 361 году в Антиохии после низложения Мелетия были одновременно два арианских епископа и два никейских . Одним из никейских епископов стал низложенный арианами Мелетий, и он рукоположил Диодора в священники. Диодор был последовательным сторонником не только никейского единосущия, но и Мелетия, и активно занимался организационной деятельностью в Антиохии.

Так, во время своего священства Диодор основал монастырь и катехизационную школу близ Антиохии. Именно благодаря этой школе Диодор стал наставником как богослова и литургиста Феодора Мопсуестийского (спорного в своей христологии), так и несомненно православного блестящего проповедника святителя Иоанна Златоуста , будущего архиепископа Константинополя. Христология и экзегетика школы Диодора получат развитие и несколько трансформируются в Антиохийской школе богословия . Однако осужденный на Эфесском соборе 431 года Несторий доведёт до крайности христологическое богословие ученика Диодора Феодора Мопсуестийского.

В 372 году Диодор был изгнан императором-арианином Валентом и эмигрировал в Армению . Диодор возвращается из изгнания после смерти Валента в 378 году, и его друг Василий Великий , архиепископ Кесарийский, рукополагает Диодора в епископы. Как последовательный «никеец», Диодор становится епископом Тарса - родного города апостола Павла .

Богословие Диодора

В качестве епископа Тарса, Диодор продолжал активно выступать как против арианства, так и против аполлинаризма , отстаивая утверждение, что Иисус Христос был вполне Бог и вполне человек. Диодор играл ключевую роль в Поместном Антиохийском соборе 379 года, был одним из участников Второго Вселенского собора в Константинополе в 381 году. После смерти своего наставника Мелетия Диодор рекомендовал своего друга Флавиана в качестве его преемника.

Несмотря на то, что Второй Вселенский собор внёс Диодора в список отцов собора, а Феодосий I Великий назвал Диодора «борцом за веру», христология Диодора была впоследствии осуждена миафизитскими и халкидонитскими церквями, равно претендующими на преемство богословия Кирилла Александрийского. Это связано с тем, что для времён Феодосия было важно отстаивать никейское определение, в то время как впоследствии более остро стал вопрос о соотношении двух природ во Христе. Кирилл Александрийский крайне резко осуждал взгляды Диодора по этому поводу. Основываясь на евангельском образе Христа, практичный и трезвомыслящий противник аллегорий Диодор утверждал несмешение Божественной и человеческой природы. Специфику христологии Диодора теперь трудно восстановить, так как сохранившиеся его работы полностью слиты с текстом многочисленных комментаторов; по большей части, о ней можно судить из более поздних работ его учеников и сторонников антиохийской школы. Предположительно, Диодор считал, что Бог Слово вселился в отдельного человека Иисуса, Божество обитало в Христе не по существу, а ипостасно; не природно, а морально, так сказать, соприкоснувшись с человечеством. Свт. Кирилл Александрийский написал сочинения «Против Диодора и Феодора» (431-438) в 3 кн. (1-я была посвящена Диодору), сохранившееся во фрагментах, а также послания о них, извещающие императора и патриарха Константинопольского свт. Прокла. Сочинение свт. Кирилла против Диодора и Феодора встретило резкую критику со стороны блаженного Феодорита Кирского . В «Апологии в пользу Диодора и Феодора, поборников благочестия» он по пунктам разбирает доводы свт. Кирилла, настаивая на полной православности Диодора. Блж. Феодорит указывал на то, что свт. Кирилл неточно цитирует сочинения Диодора и не всегда использует подлинные его произведения, искажает его взгляды и перетолковывает их ради удобства полемики. В написанных вскоре после появления сочинения блж. Феодорита посланиях к Проклу и Иоанну Антиохийскому свт. Кирилл Александрийский высказал мысль о необходимости снисходительного отношения к умершим в мире и согласии с Церковью Диодору и Феодору. Вероятно, не без влияния свт. Кирилла новый указ императора прекращал споры о Феодоре, а вместе с ним и о Диодоре. В конечном счёте, через многие годы после своей смерти, Диодор стал восприниматься принявшими Эфесский собор как предтеча несторианства , хотя лично осуждён был только на Разбойничьем Эфесском соборе монофизитов во главе с племянником Кирилла Диоскором. Напротив, для Церкви Востока Диодор стал главным из греческих учителей и одним из главных учителей в целом, и она ошибочно считала, что Диодор Тарсийский осуждён западной церковью (православными и католиками), хотя поддерживавший богословский диалог с Церковью Востока и стремившийся к единству с ней император Юстиниан I и Пятый Вселенский Собор осудили только учение об апокатастасисе без упоминания Диодора Тарсийского и Григория Нисского. В частности, через Диодора, а не через разделявшего это мнение Григория Нисского , мнение об апокатастасисе (всеобщем спасении в конце времен) попало в труды Исаака Сирина .

Напишите отзыв о статье "Диодор Тарсийский"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Диодор Тарсийский

– Votre majeste me permettra t elle de demander l"avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее.
– Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского.
– Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал:
– Да ведь надобно же отвечать ему.
Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова.
«Уж не меня ли?» подумал Ростов.
– Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед.
– Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.
Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова.
– Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел?
– Видел.
– Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут.
– Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона.
– Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза.
– Чудо как хорошо, прелесть!
– Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же.
Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома.
– Ростов! здравствуй; мы и не видались, – сказал он ему, и не мог удержаться, чтобы не спросить у него, что с ним сделалось: так странно мрачно и расстроено было лицо Ростова.
– Ничего, ничего, – отвечал Ростов.
– Ты зайдешь?
– Да, зайду.
Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своей покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.
Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу, офицеров, так же как и он приехавших в статских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор естественно зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда. Говорили, что еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, всё также томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною, и потому очень удивившею офицеров.
– И как вы можете судить, что было бы лучше! – закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью. – Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя!
– Да я ни слова не говорил о государе, – оправдывался офицер, не могший иначе как тем, что Ростов пьян, объяснить себе его вспыльчивости.
Но Ростов не слушал.
– Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты и больше ничего, – продолжал он. – Умирать велят нам – так умирать. А коли наказывают, так значит – виноват; не нам судить. Угодно государю императору признать Бонапарте императором и заключить с ним союз – значит так надо. А то, коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что ни Бога нет, ничего нет, – ударяя по столу кричал Николай, весьма некстати, по понятиям своих собеседников, но весьма последовательно по ходу своих мыслей.
– Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и всё, – заключил он.
– И пить, – сказал один из офицеров, не желавший ссориться.
– Да, и пить, – подхватил Николай. – Эй ты! Еще бутылку! – крикнул он.

В 1808 году император Александр ездил в Эрфурт для нового свидания с императором Наполеоном, и в высшем Петербургском обществе много говорили о величии этого торжественного свидания.
В 1809 году близость двух властелинов мира, как называли Наполеона и Александра, дошла до того, что, когда Наполеон объявил в этом году войну Австрии, то русский корпус выступил за границу для содействия своему прежнему врагу Бонапарте против прежнего союзника, австрийского императора; до того, что в высшем свете говорили о возможности брака между Наполеоном и одной из сестер императора Александра. Но, кроме внешних политических соображений, в это время внимание русского общества с особенной живостью обращено было на внутренние преобразования, которые были производимы в это время во всех частях государственного управления.
Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла как и всегда независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых