Китай — это государство, где мирно сосуществуют разные религии. Кроме трех наиболее распространенных вероисповеданий (буддизм, мусульманство, христианство), в КНР проповедуют даосизм и конфуцианство, которые могут успешно сочетаться в одном храме, а также встречаются представители других различных конфессий.
Факт. В КНР это течение называется «школа ученых». «Конфуцианство» — это исключительно западное понятие, не имеющее точного перевода в китайском языке.
Это течение зародилось практически в одно время с конфуцианством на севере Китая. Родоначальником признается древний философ Лао-цзи. Главной мыслью течения является движение по пути Дао, выполнение его канонов. Это ход всех событий мира. Они повинуются его воле, и это активизирует развитие всех сторон жизни людей, целой Вселенной.
Даосисты веруют в бессмертие человеческой души. Основная идея дао – не противодействовать процессу, а сливаться с ним, войти в единый ритм.
Факт. Некоторые исследователи до сих пор не считают конфуцианство и даосизм полноценными китайскими религиями, относя их лишь к философским учениям.
Эта религия пришла из Индии гораздо раньше остальных внешних духовных течений. Это учение более адаптировано к жизни китайцев и поэтому больше распространено по территории. Афганские и индийские мастера создавали настоящие храмы в горах и скалах Китая, позже образы Будды высекали и местные умельцы. В Поднебесной буддизм приобрел собственные, характерные для Китая черты, не свойственные индийскому направлению. Большинство буддистов в Китае – ханьцы — наиболее многочисленная народность в Поднебесной.
Главное в буддизме – достижение состояния нирваны в результате строгого исполнения всех правил и духовных опытов. Покорность и жертвование собой ради возмещения грехов – цель последователей этой религии. Основное внимание направляется на очищение души человека от злобы и трусости. Карма заставляет людей искать правильное решение в течение всей жизни.
Мусульманство проникло в Поднебесную вместе с арабскими проповедниками и купцами. Помимо этого, приток некоторых народов (казахи, уйгуры) тоже способствовал распространению этого течения. В КНР сегодня действует Китайская Мусульманская ассоциация, созданная для развития ислама и сотрудничества с мировыми организациями. Всего в стране примерно 60 млн. мусульман, большинство из них проживает в Западных районах страны.
Первые христиане появились в Поднебесной в 7в. н.э. в лице несторианских миссионеров. В наибольшей мере в КНР распространены различные ветви этой религии –
Представители православия в КНР присутствуют уже давно, еще со времен Золотой орды, когда русские военачальники служили при дворе одного из татаро-монгольских городов – Хан балыка, нынешнего Пекина. С 17 в. приверженцы православной церкви жили в Поднебесной постоянно, в основном в северных приграничных провинциях, представленные пленными, торговцами, послами.
В конце 17 в. пленные русские казаки создали в Пекине православную общину, в начале 18в. для их поддержки и укрепления международного сотрудничества была создана Русская духовная миссия.
На сегодняшний день в КНР проживает около 15 тыс. православных христиан. Как вероисповедание национального меньшинства оно признано в отдельных районах – Синцзян, Хэйлунцьцзян и других.
Первые католики появились в поднебесной в 7 в. н.э., но наиболее масштабное распространение этого течения произошло в 19 веке, после опиумных войн. Сейчас в КНР открыто более ста приходов, 5000 церквей, примерно 5 млн. человек исповедуют католицизм.
Факт. Численность христиан в КНР составляет около 100 млн. чел., что превышает количество коммунистов в стране.
Многие исследовательские компании пытались выяснить, какая вера у китайцев преобладает. Согласно различным источникам, наиболее распространенным вероисповеданием в Поднебесной, своего рода народной религией, стало сочетание даосизма, конфуцианства и буддизма. Если то, в кого больше верят китайцы, судить по распространенности обычаев и ритуалов, то лидирует даосизм.
В КНР конституционно закреплена свобода исповедания. Все религиозные течения дошли до текущего времени и поддерживаются своими приверженцами.
Политика руководства страны всегда была связана с верованиями. В период правления Империи больше всего поддерживались идеи Конфуция, потому что одним из их постулатов была служба своему государству и сохранение действующего строя. Приверженцами даосизма в основном были крестьяне и простые рабочие.
Вера активно применялась в качестве инструмента общеполитической пропаганды. Иностранные миссионеры и проповедники пользовались ею в собственных целях.
В современном Китае религия признается отдельной сферой жизни населения. КНР – большая многонациональная государственная система, и воздействие веры на проводимую политику руководства страны становится малоэффективным.
Некоторые распространившиеся духовные течения возникли внутри самого Китая — это даосизм и конфуцианство, другие проникли извне: христианство, ислам, буддизм. Помимо этого, в некоторых отдаленных провинциях еще сохраняется многобожие и поклонение различным силам природы, которое было официальной религией Поднебесной до распространения конфуцианства, буддизма и даосизма.
Наиболее древние религии — конфуцианство, дао и буддизм, развиваясь в течение долгих веков, успешно сочетались между собой, каждая из них находила собственное место в общей системе вероисповеданий Китая. Принципы конфуцианства использовались во взаимоотношениях между людьми, даосизм — в сфере чувств человека, буддизм помогал исправлять грехи, поддерживал мечты о светлом будущем.
Сложившаяся система китайских вероисповеданий образовывалась прежде всего на нижнем уровне социальной иерархии, в виде суеверий, традиций и обычаев. Бедные китайцы даже не выделяли отдельных религий, а обращались сразу ко всем богам.
Можно выделить несколько главных причин:
Это самый значительный в древнем мире торговый путь, через который люди везли не только товары, но и мысли, идеи, верования. Так смогло узнать о религиозных культах других народов, обычаях, традициях.
Современное китайское население образовалось в результате значительных миграционных притоков из других территорий. Каждый этнос привносил свою культуру, язык, религию. В результате перемещения многих наций образовалась единая система вероисповедания, состоящая из различных культов.
КНР, как в древности, так и теперь, всегда представляла значительный интерес для других стран. Еще со времен Золотой орды монголы пытались завоевать это государство и внедрить свою религию. В дальнейшем, становясь одной из наиболее активно развивающихся стран мира, она привлекала лидеров других государств, пытавшихся через вероисповедание расширить свое влияние.
Начиная с 7 в. в КНР стали появляться проповедники внешних религий — католицизма, ислама, православия. Они вели активную работу, не всегда успешно, но настойчиво повторяя попытки. В результате на территории страны открыто много церквей, мечетей, храмов, святилищ различного толка.
Они подразделяются по видам религий:
Христианские направления:
Мусульманство:
Согласно опросу, проведенному специальным аналитическим агентством WIN около половины китайцев (47 процентов) называют себя атеистами, еще 30 относят себя к не религиозному населению. Это объясняется действием государственной политики на стадии становления социалистического строя, а позже – в период «Культурной революции», когда религия испытывала настоящие гонения со стороны правительства. Но к абсолютным атеистам, не верящим ни в одну религию, не исполняющим ритуалы и обычаи, можно отнести лишь 15 процентов проживающих в Китае.
Факт. Большая часть абсолютных атеистов в мире живет в КНР.
По результатам опросов, проведенных уже в 21 в., религиозный состав граждан страны следующий: примерно 80 процентов проживающих в Китае соблюдают обычаи, связанные с народными и даосистскими учениями; 10-15 процентов исповедуют буддизм; 3-4 — последователи христианства, 1,5-2 — приверженцы ислама. Поэтому основной религией Китая можно признать даосизм.
Китай — самая населенная страна мира, и большое количество народностей, переплетаясь на протяжении долгой истории развития страны, поддерживали свои религиозные культы, привыкая к веротерпимости по отношению к другим. Проникая извне, новые религии также вплетались в действующую систему. В итоге КНР, конституционно закрепляя свободу вероисповедания, не признает ни одну религию официальной, но толерантно относится к каждой из них.
Китай – одно из самых интересных и самобытных государств в мире. Основой для формирования жизненной философии и оригинальной национальной культуры этой страны стал симбиоз нескольких религиозных направлений. На протяжении тысячелетий воздействие на социальное устройство общества, духовное развитие и моральный облик китайского народа оказывали древняя народная религия Китая, возникшие на территории этой страны даосизм и конфуцианство, а также заимствованный у индусов буддизм. Позднее, в VII веке нашей эры, список религиозных конфессий пополнили ислам и христианство.
Три основные религиозные системы Китая (даосизм, конфуцианство и буддизм) принципиально отличаются от духовных представлений народов Европы, Индии и Ближнего Востока. По сути своей они являются философскими учениями, направляющими человека на путь самопознания и развития, помогающими ему найти свое место в социуме, обрести смысл жизни. В отличие от других вероисповеданий, религия Китая не касается идеи Бога-Творца и не имеет таких понятий, как рай и ад. Чужда китайцам и борьба за чистоту веры: различные конфессии мирно уживаются друг с другом. Люди могут одновременно исповедовать и даосизм, и буддизм, в придачу ко всему искать покровительства у духов, участвовать в церемониях поклонения предкам и других древнейших ритуалах.
До возникновения и распространения среди населения даосизма, конфуцианства и буддизма на территории Китая царила политеистическая система верований. Объектами поклонения для древних китайцев служили их предки, духи и мифические существа, отождествляемые с природными явлениями божества, герои, драконы. Проявлением божественного начала также были Земля и Небо. Причем Небо главенствовало над Землей. Оно отождествлялось с высшей справедливостью: ему поклонялись, возносили молитвы, от него ждали помощи. Спустя тысячелетия традиция обожествлять небеса не утратила актуальности. Подтверждением тому служит Храм Неба, построенный в 1420 году и действующий по сей день.
Народная религия Китая послужила основой для возникновения даосизма – философского и религиозного направления, сформировавшегося в VI веке до нашей эры. Создателем даосского учения считается Лао-цзы – легендарная личность, существование которой ученые ставят под сомнение. Смысл даосизма заключается в познании дао (пути), достижении благополучия и здоровья, стремлении к бессмертию. Движение к этим прекрасным целям происходит благодаря соблюдению определенных моральных законов, а также использованию особых практик и дисциплин: дыхательной гимнастики (цигун), боевого искусства (ушу), гармоничного обустройства окружающего пространства (фэншуй), техники трансформации сексуальной энергии, астрологии, лечения травами. На сегодняшний день в Поднебесной проживает около 30 миллионов приверженцев этой концепции. Для последователей учения Лао-цзы, а также для всех, кого привлекает эта религия Китая, открыты двери храмов. В стране существует несколько даосских школ и действующих монастырей.
Приблизительно в то же время, что и даосизм (VI век до нашей эры), зарождается еще одна массовая религия Китая – конфуцианство. Ее основателем стал мыслитель и философ Конфуций. Он создал собственное этико-философское учение, которое спустя несколько столетий получило статус официальной религии. Несмотря на появление религиозного аспекта, конфуцианство сохранило свою изначальную суть – осталось сводом моральных норм и правил, направленных на гармонизацию отношений личности и общества. Цель последователя этой системы заключается в стремлении человека стать благородным мужем, который должен быть сострадательным, следовать чувству долга, почитать родителей, соблюдать этику и ритуалы, стремиться к знаниям. На протяжении веков конфуцианство оказывало влияние на моральный облик и психологию этого народа. Не утратило оно своего значения и сегодня: соответствовать принципам учения, следуя долгу и неустанно совершенствуя себя, стремятся миллионы современных китайцев.
Наряду с исконно китайскими направлениями (даосизм и конфуцианство) в тройку наиболее значимых вероисповеданий в этой стране входит буддизм. Возникшее на территории Индии в V веке до нашей эры, учение Будды дошло до Китая в I веке нашей эры. Спустя несколько столетий оно укоренилось и получило массовое распространение. Новая религия Китая, обещавшая освобождение от страданий и бесконечных перерождений, изначально привлекала преимущественно простолюдинов. Однако постепенно она покорила сердца и умы людей самых разных сословий. Сегодня миллионы китайцев придерживаются этой традиции и стараются соблюдать заповеди буддизма. Количество буддистских храмов и монастырей в Китае исчисляется тысячами, а число людей, принявших монашество, составляет около 180 тысяч.
Черная полоса для всех религиозных конфессий Китая началась в 1949 году после провозглашения Китайской Народной Республики. Все религии были объявлены пережитком феодализма и запрещены. В стране наступила эпоха атеизма. В 1966–1976 годах ситуация накалилась до предела – КНР потрясла «культурная революция». На протяжении десяти лет ярые приверженцы «перемен» уничтожали храмы и монастыри, религиозную и философскую литературу, духовные реликвии. Тысячи верующих были убиты или сосланы в исправительные лагеря. После окончания этой страшной эпохи в 1978 году была принята новая конституция КНР, в которой провозглашались права граждан на свободу вероисповедания. В середине 80-х годов прошлого столетия в стране началось массовое восстановление храмов, сопровождаемое популяризацией религии как важнейшей части национальной культуры. Политика возвращения к духовным истокам оказалась успешной. Современный Китай представляет собой мультирелигиозную страну, в которой мирно сосуществуют, гармонично дополняя друг друга, традиционные учения (даосизм, конфуцианство, буддизм), древняя народная религия Китая, сравнительно недавно пришедшие сюда ислам и христианство, а также верования национальных меньшинств (религии моз и дунба, религия Белого Камня).
В то время как религия тибетцев, монголов, так и югуров - буддизм, а у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство. Помимо трёх мировых религий - буддизма, ислама и христианства - в Китае ещё существует своеобразные традиционные религиозные учения - даосизм и конфуцианство. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств всё ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожие, например, у большинства дауров, орочонов и эвенков - шаманизм .
Некоторые китайцы (ханьцы) являются приверженцами христианства или буддизма, но большинство верующих исповедуют традиционную китайскую религию - даосизм.
В декабре 2001 года на Всекитайской конференции по религиозной работе Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что в период социализма религия носит массовый и долговременный характер . Конституция КНР гарантирует право граждан на свободу вероисповедания .
Разработанное Конфуцием (551-479 гг. до н. э.) и развитое его последователями, конфуцианство защищает структурированность социума, опирающуюся на моральные принципы, которые связывают индивидов и определяют пять типов общественных отношений, как-то: родитель-ребёнок, правитель-подданный, брат-брат, муж-жена и друг-друг. В императорском Китае конфуцианство было философией учёных-мыслителей. Долгие годы в КНР оно считалось реакционным учением аристократии.
В Китае распространён буддизм Махаяны , обещающий избавление от страданий всем, кто его страждет обрести. Просветлённые, или бодхисатвы, остаются в этом мире, чтобы помочь достичь просветления другим. Своими деяниями и набожностью верующие заслуживают общения с бодхисатвами, приближающими их к нирване. В Китае есть две буддийские традиции: собственно китайский буддизм и Тибетский буддизм .
Среди этнических тибетцев распространён Тибетский буддизм .
В Китае ислам распространён среди хуэйцев, саларов, дунсянов, баоаньцев, уйгуров, казахов, киргизов, узбеков, татар и таджиков. миллионов человек. Трудно найти точные статистические данные о мусульманском населении Китая. Согласно различным опросам, они составляют 1-2 % населения Китая или от 20 до 30 миллионов человек. В 2010-х годах их обслуживали от 35 000 до 45 000 мечетей , от 40 000 до 50 000 имамов . Высшим органом мусульман в Китае является Китайская исламская ассоциация.
В Китае насчитывается более 70 млн христиан (5,1 % от общего населения Китая).
На русском языке
Для примера - в 2007 году East China Normal University провел опрос, который показал, что 31,4% людей старше 16 лет, то есть 300 миллионов людей имеют религиозные убеждения. Подобный опрос показывает, что есть около 200 миллионов буддистов, даоистов и поклонников местных народных богов, хотя точные цифры неизвестны, потому что большинство верующих практикуют свои ритуалы дома.
В соответствии с официальными данными State Administration for Religious Affairs (SARA) в Китае более 21 миллиона мусульман, в то время как по неофициальным оценкам их 50 миллионов. Большинство из них — это народность хуэй, который проживают в Нинся, Чинхай, Ганьсу и Юннань. Также по данным официальной статистики (Синцзянское Статистическое Бюро 2010г.) 10 миллионов уйгуров проживает в Синцзяне.
В 2011 году the Institute of World Religions at the Chinese Academy of Social Sciences (CASS) выпустил Синюю Книгу Религий, согласно которой количество протестантов колеблется в районе от 23 до 40 миллионов человек. В то время как SARA в июне 2010 года, заявило с Three-Self Patriotic Movement (TSPM) аффилировано 16 миллионов протестантов. Pew Research Center в 2010 году насчитал 67 миллионов протестантов из которых 23 миллиона аффилированы с TSPM.
Также к протестантам стоит добавить запрещенных евангелистов-пятидесятников, это Церковь «Китай за Христа» (Братство Фанчэн; кит. 方城团契 ) - от 12 до 15 миллионов членов, и Китайское евангельское братство (кит. 中华福音团契 ) - 10 миллионов человек. Своих церквей у них нет, и они ведут службы подпольно на дому.
По католикам SARA насчитывает 6 миллионов, которые зарегистрированы Catholic Patriotic Association (CPA), в то время как Pew Center насчитывает 9 миллионов католиков, из которых 5,7 миллиона аффилированы с CPA.
В дополнение ко всему есть религии национальных меньшинств, это Православие для русского меньшинства в провинциях Синцзянь и Хейлунцзянь. Донба у народности наси. Булото у народности джуан в Гуанси и прочие мелкие культы, мелких народностей.
На основании этих данных, я построил маленький график. Все цифры брал по максимуму.
Без религии | 1 000 000 000 |
Буддизм, Даосизм и местные боги | 200 000 000 |
Протестантство | 60 000 000 |
Ислам | 50 000 000 |
Евангелизм | 22 000 000 |
Католичество | 9 000 000 |
Прочие | 1 000 000 |
Более половины жителей современного Китая считают себя атеистами – очевидный результат «Культурной революции». Однако, к реальным – тем, кто не верит ни в какие религии, не отмечает религиозные и не соблюдает , относится всего 15% населения. Для большей части жителей, особенно проживающих на материке, религия занимает значительное место в жизни.
В 1978 в КНР была принята конституция, которая актуальна по сей день. В ее 36-й статье прописано, что каждый гражданин имеет право на свободу вероисповедания религии. В это же время начинают восстанавливать разрушенные храмы, в первую очередь буддистские и даосские, это подчеркивает, какие религии являются главенствующими в Китае. Однако не стоит забывать, что наряду с буддизмом и даосизмом в КНР развиты и другие религии: конфуцианство, ислам, христианство, в том числе католицизм.
За последние 20 лет в Китай активно проникает католицизм – сейчас здесь насчитывается более 5 млн католиков. В этот период была выпущена Библия на китайском языке, ее тираж составил 3 млн книг.
Буддизм пришел в КНР в I веке, во династии Хань. Сначала эта религия была чужда местным жителям, но со временем она позаимствовала некоторые идеи китайской и к IX веку прочно укоренилась в Китае. Если говорить о том, какая из религий в КНР сейчас самая популярная, то это безусловно буддизм. Буддисткой веры придерживаются более 30% населения, и эта цифра постоянно растет.
Буддизм считает основной религией в Китае. Со временем увеличивается количество не только последователей, но и внимание общества. В стране построены тысячи храмов, монастырей и школ буддисткой направленности, все они объединены в Буддийскую ассоциацию Китая.
Хан буддизм – одно из крупнейших религиозных течений в мире. В КНР построено 8400 храмов, в которых обитает более 50 000 монахов придерживающихся Хан буддизма.
За несколько веков у китайцев зародилось огромное количество религиозных традиций и обычаев, в объединении их называют китайской народной религией. Как правило, это течение заключается в поклонении различным природным, клановым и национальным божествам: духам, героям, драконам и предкам.
К VI веку сформировалась самая крупная ветвь народной религии – даосизм, ее истоки берут свое начало со II века. Основная даосская мысль сконцентрирована около вопросов о здоровье, бессмертие, долголетии и естественном поведении. Даосов вместе с другими последователями народной религии в Китае насчитывается до 30% от общего числа жителей.