Фз о нецензурной брани в общественных местах. Штраф за нарушение общественного порядка и мат в общественном месте

Закон о запрете мата наделал немало шуму в СМИ, после того как начал действовать в июле 2014-го. Законом о запрете мата упрощенно называют поправки к закону 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года, которыми был введен запрет на ненормативную лексику. Давайте узнаем, где и когда теперь нельзя крепко выражаться.

Какие запреты введены законом о мате?

Итак, с 1 июля 2014 года вступил в действие закон 101-ФЗ от 05.05.2014, внесший ряд изменений в 53-ФЗ о государственном языке РФ. Согласно нововведениям, в русском языке при использовании его в качестве государственного не разрешается применение слов, выражений (включая нецензурную брань), которые не соответствуют литературным нормам.

Нарушение этих правил влечет ответственность. Но чтобы понять, какую именно, необходимо разобраться, что и кому запрещает закон. И означает ли он, что теперь любому гражданину за ненормативные выражения придется держать ответ?

Что такое государственный язык?

Не знаете свои права?

Обратившись к словарю социолингвистических терминов, мы узнаем, что государственным называется язык, если он применяется в политической, культурной, экономической и социальных сферах. На государственном языке излагаются законы, издаются распоряжения, осуществляется обучение, вещают средства массовой информации. То есть государственный язык — это, фактически, официальный язык.

А вот какой позиции придерживается сам 53-ФЗ, который разъясняет, что государственный язык применяется:

  • в деятельности госорганов и их наименованиях;
  • при проведении выборных компаний и референдумов;
  • во всех видах судопроизводства;
  • при публикации международных договоров и законов;
  • во взаимоотношениях госорганов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • в географических наименованиях;
  • при оформлении документов;
  • в СМИ и рекламе, в том числе при показах фильмов в прокате, проведении концертов и развлекательных мероприятий; производителям аудио- и видеопродукции, выпущенной после вступления в силу данного закона, вменяется в обязанность размещение на упаковке предупреждения о нецензурной лексике, если таковая имеется в данном произведении.

Как видим, закон 53-ФЗ распространяет свое действие и на взаимоотношения граждан, причем на какие именно — официальные или нет, закон не конкретизирует. А это можно трактовать, что ругаться матом не разрешено никому.

Запрет мата в кино

Закон 101-ФЗ ввел еще одно ограничение на мат — внесением изменений в 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 года. Теперь фильм не выйдет в прокат на широкий экран, если содержит ненормативную лексику. Правда, это правило не касается фильмов, предназначенных для показа по кабельному и спутниковому ТВ. Исключение делается также для показа зарубежных фильмов в рамках международных кинофестивалей.

Фильм, не соответствующий требованиям закона, просто-напросто не получит прокатного удостоверения. Если же он все равно будет демонстрироваться в кинотеатрах, нарушителям придется отвечать по закону: за несанкционированный показ положен штраф 50 000-100 000 рублей, а повторение подобного нарушения обойдется в 100 000-200 000 рублей.

Другие виды ответственности

В случае публичного исполнения произведения, содержащего мат, граждане - организаторы представления могут лишиться 2 000-2 500 рублей, должностные лица 4 000-5 000 рублей, а юр. лица — 40 000-50 000 рублей. Повторные нарушения грозят трехмесячным приостановлением деятельности.

А есть ли ответственность за разговорный мат? Безусловно. Такое понятие, как мелкое хулиганство, выражающееся в нарушении общественного порядка, пока никто не отменял. Обратите внимание, что за данное противоправное действие не только положен штраф в сумме 500-1 000 рублей, но и возможен арест до 15 суток.

Критика закона

Многим закон пришелся не по душе, особенно режиссерам, кинематографистам и всем, кто связан с культурной и развлекательной деятельностью. Одни обращают внимание на его однобокость: кино, содержащее матерные высказывания, в широком прокате демонстрировать нельзя, а в узком можно. В чем же тогда смысл подобной борьбы за чистоту языка?

Другие считают, что запрет на ненормативную лексику нарушает Конституцию РФ (в части права человека на свободу слова) и закон об авторских правах. Третьи называют закон утопичным, поскольку он никогда не будет в России выполняться, да и доказать подобные нарушения проблематично: какие именно выражения относятся к матерным, нигде не закреплено, да и закрепление их абсурдно. Таким образом, вполне вероятно, что законом о запрете мата пополнятся ряды других номинальных нормативно-правовых актов — существующих только на бумаге.

Принять в первом чтении поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые запрещают нецензурно ругаться даже у себя дома. Одновременно ужесточается наказание за "неуважение к обществу", "использование нецензурной брани" и "оскорбительное приставание к гражданам".

Что предлагают изменить?

Сейчас ругаться матом, приставать к другим людям и портить чужое имущество нельзя только в общественных местах, то есть на улицах, стадионах, в скверах, парках, общественном транспорте и других местах, куда могут свободно попасть разные люди. Депутаты предлагают убрать из статьи "Мелкое хулиганство" КоАП понятие "общественное место". Таким образом, запрет ругаться и ломать чужое имущество станет повсеместным — что на улице, что в собственной квартире.

Кроме того, законопроект увеличивает минимальный денежный штраф за эти действия — с 500 до 1000 рублей, а максимальный — до 5000 рублей. Вводится и новый вид наказания — обязательные работы на срок до 80 часов. Максимальные наказания предусмотрены за повторные нарушения закона по этой статье. Третий вариант — арест на 15 суток. Впрочем, последняя мера наказания действует и сейчас.

Почему мне нельзя ругаться матом в собственной квартире?

Логика запрета очень проста: когда вы ругаетесь дома, вы мешаете спокойствию людей, которые живут вместе с вами, в том числе детей. Это создает у них нервозность, "отрицательно влияет на нравственность и воспитание подрастающего поколения", — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Там же утверждается, что, когда вы материтесь в своей квартире, вы "снижаете качество жизни соседей и создаете у них ощущение незащищенности".

То есть я не смогу выругаться дома?

Если рядом с вами находятся другие люди — не сможете. Но если, забивая гвоздь, вы вдруг ударите молотком по пальцу и случайно выругаетесь, вряд ли ваши соседи будут вызывать полицию. Если же вы громко ругаетесь и мешаете спокойствию соседей или людей, которые с вами живут, то в этом случае у окружающих будет полное право набрать телефон полиции и обвинить вас в хулиганстве.

За что еще могут привлечь по статье "Мелкое хулиганство"?

В это понятие входит также "оскорбительное приставание". Это понятие в комментариях к КоАП объясняют так: настойчивое приставание с неприличными разговорами или действиями, встречающее неоднократное сопротивление другого человека. Они несовместимы с человеческой моралью и нравственностью, а также "характеризуются злостностью".

Кроме того, к мелкому хулиганству относится умышленная порча чужого имущества, например если со злости вы швырнули чужой телефон в стену.

В случае принятия закона эти действия также будет запрещено производить даже на своей территории.

Сергей Круглов

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Комментарий к Ст. 20.1 КоАП РФ

1. Основным объектом данного правонарушения является общественный порядок — установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах. Дополнительными объектами правонарушения могут выступать личность, чужое имущество, установленный порядок управления.

Понятие «общественное место» не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям (см., напр.: ). К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет. С учетом того, что санкциями статьи предусмотрено альтернативное наказание в виде административного ареста, привлечение к ответственности отдельных категорий нарушителей осуществляется с учетом положений , .

Субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого умысла.

Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков — основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных — названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.

Действующая конструкция состава мелкого хулиганства претерпела существенные изменения по сравнению со ст. 158 КоАП РСФСР, действовавшей до 1 июля 2002 года, которой под мелким хулиганством понимались сами по себе нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»). Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от назойливого приставания, например, с целью знакомства, попрошайничества, гадания. Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов РФ об административных правонарушениях (см. ст. 3.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др. При этом подобные действия, совершаемые из хулиганских побуждений, следует отличать от умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества, которое, в зависимости от размера ущерба, квалифицируется по или ст. 167 УК РФ .

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

Следует особо отметить, что наличие в действии только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (драка в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют.

Также не образуют состава мелкого хулиганства действия (ссоры, драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества), совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу. Составление в этих случаев протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи впоследствии влечет прекращение судом дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения (см., напр.: Постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда по делу N 4а-260/2012; Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.1 КоАП, утверждено Президиумом Челябинского областного суда 16.05.2012). Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов Российской Федерации, например, как нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (см. ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»).

Смежным составом к мелкому хулиганству является уголовно наказуемое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК РФ — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с квалифицирующими признаками — с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 1); либо те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанные с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 2).

2. Частью 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение квалифицированного мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

В данном случае неповиновение должно находиться в прямой причинной связи с попыткой представителей власти или иных лиц пресечь хулиганские действия. Например, не могут быть квалифицированы по ч. 2 действия лица, доставленного в дежурную часть органов внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, связанные с отказом выполнить законное требование сотрудников полиции о личном досмотре. Подобные действия представляют собой совокупность составов, предусмотренных .

Под представителем власти следует понимать лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него ( , п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

К иным лицам применительно к данной норме относятся лица, которые законом или иными нормативными правовыми актами наделены полномочиями, в том числе временными, по исполнению обязанностей по охране общественного порядка. При этом следует учитывать, что наличие у данных лиц полномочий по охране общественного порядка и пресечению правонарушений не подразумевает наличие у них юрисдикционных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории.

В частности, полномочия должностных лиц внутренних войск МВД России, к задачам которых относится участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России»), ограничены только доставлением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения ().

Должностные лица частных охранных организаций наделены полномочиями по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий и содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка (п. 5 ч. 3, ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), но не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел ( , ).

Полномочия должностных лиц конкретных служб и подразделений органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, регламентированы Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

С учетом того, что санкциями комментируемой статьи предусмотрены альтернативные виды наказания — штраф или административный арест, а , законодателем установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории — и .

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по данной статье рассматриваются только судьями районных судов.

Несоблюдение данного требования влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Так, были отменены постановления мирового судьи судебного участка N 65 г. Сосновый Бор Ленинградской области, решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении Шишкина А.А. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ на основании нарушения требований подсудности, ч. 3 ст. 23.1, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2013 по делу N 33-АД13-5).

От имени органов внутренних дел (полиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей 20.1 КоАП России, могут рассматривать начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; .

Поддержание общественного порядка обеспечивает безопасность и защиту граждан, их достоинства, чести и общественной нравственности. Одним из нарушений, угрожающих общественному порядку, является мелкое хулиганство.

Что из себя представляет нарушение общественного порядка, какие штрафы предусмотрены за мелкое хулиганство, а также по какой статье наказывается мат в общественном месте, Вы узнаете из этой статьи.

Признаки нарушения общественного порядка

В ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (Мелкое хулиганство) указан исчерпывающий список действий, которые расцениваются как нарушение общественного порядка:

  • Неуважение к общественному спокойствию и порядку;
  • Приставания, оскорбляющие граждан;
  • Мат в общественном месте;
  • Порча чужого имущества.

«Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества…»

Главный признак мелкого хулиганства – проявление неуважительного отношения к обществу, оскорбление нравов и достоинства других людей. Именно поэтому подобное правонарушение обычно совершается в людных местах, однако это не обязательное условие. Непристойные надписи на стенах, которые нарушитель сделал, когда вокруг никого не было, также считаются проявлением мелкого хулиганства.


Штраф за нарушение общественного порядка

В зависимости от грубости нарушения, наказание за мелкое хулиганство по ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ предусматривает:

  • Штраф 500 – 1000 руб.;
  • Арест до 15 дней.

«Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Если нарушитель общественного порядка оказал сопротивление законным требованиям представителя власти, то согласно ч. 2 ст. 20.1 размер штрафа будет выше:

  • Штраф 1000 – 2500 руб.;
  • Арест до 15 дней.

«Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Важно : Административное наказание по ст. 20.1 КоАП РФ распространяется на лиц, которые достигли 16-летнего возраста.

Штраф за мат в общественном месте

Нецензурная брань – часть лексики языка, включающей в себя вульгарные, табуированные, грубые слова, одной из функций которых является оскорбление собеседника. К нецензурной брани относится русский мат, а также другие непристойные выражения.

Использование бранной речи в общественном месте запрещено. Такое поведение нарушает спокойствие окружающих людей и трактуется как мелкое хулиганство.

Штраф за нецензурную брань в общественном месте составляет от 500 до 1000 руб. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ. Альтернативой штрафу за такое нарушение служит административный арест до 15 суток. Помните, что решение об аресте может принять только судья.


Обратите внимание : Официального списка слов и выражений, которые можно отнести к нецензурной брани, нет. О том, использовали ли Вы табуированную лексику, будут судить непосредственно сотрудники правоохранительных органов.

Сумма наказания за мат в людном месте будет увеличена, если нарушитель сопротивляется законным требованиям защитникам правопорядка. Такого нарушителя ждет штраф от 1000 до 2500 руб. либо арест до 15 суток согласно ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ.

Если Вы не согласны с правомерностью штрафа, и Вам необходима помощь, чтобы защитить свои права в суде, обратитесь к адвокату. Поддержка специалиста повысит Ваши шансы на успешное завершение дела.

Многие пользователи интернета, общаясь или оставляя комментарии, считают, что им предоставлено право написать, что угодно и ничего им за это не будет. Практика показала, что анонимность в интернете не скрывает автора комментария на все 100%. В социальных сетях также можно наблюдать массу оскорбительных выражений и лишь единицы знают, что это подсудное дело.

Что будет за маты в социальных сетях? В зависимости от того, в какой стране вы проживаете, штрафы могут быть разными. Мы приведем в данной статье пару реальных примеров того, как за нецензурные выражения были наказаны пользователи популярных социальных сетей.

Практически во всех соц. сетях можно встретить нецензурную брань, многие уже к этому привыкли, но это далеко не нормально.

Штрафы за оскорбления в социальных сетях

Совсем недавно произошел случай, который был описан на сайте Санкт-Петербургской прокуратуры. Некий школьник в комментариях социальной сети Вконтакте оставил запись «ты за речью то следи, мудила», пользователь, которому было адресовано это выражение, обратился в органы.

По данному факту было возбуждено дело на основании оскорбления, содержащегося в публичном выступлении. На суде было заявлено, что выражение оставленное школьником является грубым и унижает честь и достоинство, поэтому его признали виновным. Штраф составил 3000 рублей, при этом максимальная мера наказания по данной статье составляет штраф в объеме 5000 рублей.

Второй случай произошел с несовершеннолетним жителем Минска, который нецензурно выражался в системе . По статье 17.1 АК Беларуси, ему было установлено наказание в виде штрафа объемом 200 000 белорусских рублей (около 700 наших рублей). На нецензурную брань в общественном месте жалобу подала его учительница.

Какой вывод можно из всего этого сделать? При общении в социальных сетях необходимо быть сдержанными , а если в ваш адрес поступают оскорбления, то не нужно отвечать тем же, намного эффективнее привлечь обидчика к административному наказанию.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых