Бурят монгольская автономная советская социалистическая. Бурято-монгольская автономная социалистическая советская республика

Сейчас только старшее поколение помнит о том, что раньше наша республика носила другое название. Март 1958 года. Бюро обкома партии обсудило вопрос о переименовании республики в Бурятскую АССР.

Рассмотрев записку группы научных работников Научно-исследовательского института культуры о переименовании республики в Бурятскую АССР и учитывая пожелания трудящихся по этому вопросу, бюро Обкома КПСС постановляет:

  1. Считать правильным и научно обоснованным переименование Бурят-Монгольской АССР в Бурятскую Автономную Социалистическую Республику.
  2. Утвердить проект записки в Центральный Комитет КПСС.

Об этом гласит протокол заседания.

Есть разные версии того, что послужило основанием этому переименованию. Первая версия времен СССР - за годы Советской власти коренная народность сложилась в бурятскую социалистическую нацию.

Фото: etomesto.ru. Карта Бурят-Монгольской АССР 1930 г.

Первая версия - Румянцев «за»

Через 10 дней в постановлении Верховного Совета уже Бурятской АССР говорилось, что это произошло в соответствии с пожеланиями бурятского народа, всех трудящихся республики по ходатайству Комитета КПСС и Президиума ВС республики. Этому предшествовала записка, подготовленная по заданию первого секретаря Бурят-Монгольского обкома партии Александра Уладаевича Хахалова. По современным понятиям, он был главой республики. Записку подготовила дирекция Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. Сейчас это Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

До этого в дирекцию этого института поступили две записки от ученых-историков Бимбы Доржиевича Цыбикова и Георгия Никитича Румянцева. Однако в основу институтской записки, которая попала на стол партийных боссов, вошли положения, высказанные Румянцевым. Он утверждал, что на бурятской территории нет монголов, при этом признавал бурят одним из монгольских народов.

Сам Георгий Никитич кроме монгольского языка, бывшего для него основным, изучал также маньчжурский и тибетский. В Улан-Удэ он приехал из Ленинграда в 1939 году по приглашению Бурят-Монгольского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Работал в нашей республике 27 лет. За эти годы подготовил и издал большое количество научных трудов по разным проблемам бурятоведения и монголоведения.

Вторая версия - Цыбиков «против»

Бимба Цыбиков, выступая за сохранение названия «Бурят-Монголия», обосновал ошибочность переименования республики. Он отмечал этническую и языковую общность монголов и бурят. Писал, что в состав бурят-монгольского народа в XVII - XVIII веках вошли многочисленные племена и роды - выходцы из Монголии (халха и ойрат Монголии): ашабагаты, атаганы, узоны, сонголы, сартулы, хатагины, табангуты, икинаты, хонгодоры и другие. Число переселившихся на территорию Бурят-Монголии халха и ойратских родов весьма значительно. Другие ученые называют число известных родов от 34 до 80.

По словам Бимбы Цыбикова, многие бурятские летописцы свои сочинения называли историей бурят-монгольских или монголо-бурятских родов. Бурятские рапсоды, рассказывая легенды и предания, часто говорили: мы «монголо-буряты» или «бурят-монголы». Поэтому традиционное название нашей республики должно сохраниться и нельзя одним махом ликвидировать традиции.

Многочисленные научные исследования доказывают монгольское происхождение бурят. Наши предки - бурятские роды и племена - в раннее средневековье составляли единую этническую общность с другими монгольскими племенами, жили в Прибайкалье, на северной окраине монгольского мира. В эпоху Чингисхана и чингисидов бурятские племена входили в состав Их Монгол Улс - Великое монгольское государство.

У всех монгольских народов единая культура, своими корнями уходящая в центральноазиатскую цивилизацию. Единая письменность - классическое монгольское вертикальное письмо «небесная вязь». Ученые-монголоведы отмечали, что бурятская культура и язык должны развиваться на традиционной общемонгольской основе. А если они окажутся в отрыве от своих корней, то не будут иметь перспективы для развития. Об этом, например, говорил Михей Ербанов в 1926 году на совещании монгольских народов по вопросам культурно-национального строительства.

«Вопрос о повышении языковой культуры бурят-монгольского народа должен быть решен не в масштабе одних бурят-монголов, а в масштабе общемонгольском. Отрыв языковой культуры бурят-монгольского народа от остальных монгольских племен путем создания какой-либо самостоятельной письменности считать совершенно недопустимым» - гласила принятая на том собрании резолюция по вопросу языка и письменности.

Решение об изменении названия республики в 1958 году было принято закулисным методом. Как указывают факты, руководство республики не только не сочло нужным обратиться к народу, узнать его мнение, но и не соизволило, как положено, обсудить этот вопрос с участием широкого круга ученых. По существу не было квалифицированной дискуссии, четко сработала партийная машина стопроцентного голосования депутатов.

Только в 1991 году Совет Министров республики (председатель В.Б. Саганов) поддержал инициативу представителей научной и творческой интеллигенции о восстановлении традиционного названия республики. Однако решение было провалено тогдашним Верховным Советом республики.

Эта версия изложена в книге доктора исторических наук, востоковеда Шираба Бодиевича Чимитдоржиева: «Кто мы - бурят-монголы?».

С первых научных работ Шираб Чимитдоржиев демонстрировал умение находить и анализировать исторические документы, открывать новые направления исследований

Третья версия - Хрущев «за»

Есть версии других ученых, что это переименование - продолжение борьбы с так называемым панмонголизмом. Напомним, что это было одно из основных обвинений во время репрессий 30-х годов в нашей республике. Большинство обвиненных в этом были посмертно оправданы и реабилитированы в 50-е годы, когда наступила «хрущевская оттепель». Но, как ни странно, тот же Никита Хрущев, по версии других ученых, способствовал переименованию республики.

Доктор исторических наук Гармажап Санжиев пишет, что Хрущев предложил убрать вторую часть названия республики из-за ухудшения отношений с Китаем.

Сохранение названия «Бурят-Монгольская» могло быть использовано китайским руководством в период возникших осложнений в отношениях СССР с КНР в качестве предлога для своих территориальных претензий на этнические территории монголов Азии, - считает Санжиев.

Маоцзэдуновское руководство Китая претендовало на всю этническую территорию монголов в Азии. Оно заявляло, что Китай и Монголия в свое время составляли единое государство... Видимо, Хрущеву казалось, что название «Бурят-Монгольская АССР» будет служить предлогом для притязания на ее территорию. Поэтому он считал целесообразным убрать эту часть названия, - поддержал эту версию Шираб Бодиевич.

Четвертая версия - ради ООН

Профессор Чимитдоржиев приводил еще одну причину переименования - соседство с Монгольской Народной Республикой. То, что в названии автономной советской социалистической республики было слово «монгольская» мешало соседней Монголии войти в ООН. СССР же хотелось иметь в этой международной организации как можно больше дружественных социалистических стран. Добавим к этому, что еще два бурятских автономных округа после отделения в 1937 году тоже носили названия: Агинский и Усть-Ордынский Бурят-Монгольские национальные округа.

Правительство МНР подало заявление о приеме страны в члены ООН, но при рассмотрении данного вопроса американцы каждый раз применяли право вето, мотивируя это тем, что монголы живут, кроме как в МНР, в КНР и СССР, что это разобщенный народ. Летом 1958 года Хрущев изрек указание: немедленно выбросить из названия Бурят-Монгольской республики вторую часть, - писал Шираб Бодиевич.

30 мая 1923 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление об образовании Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики.

История Бурятии ведёт свое начало с V в. до н. э., когда её территория была заселена племенами хунну. В начале XVIII в. Бурятия по указу Петра I вошла в состав Русского государства. В 1851 г. из Иркутской губернии была выделена Забайкальская область в составе округов - Верхнеудинского и Нерчинского.

25 апреля (8 мая) 1917 г. была образована первая национальная автономия бурят - Государство Бурят-Монголия. В это время на территории Бурятии действовало несколько национальных и «белых правительств». Однако в 1920 г. Красная Армия взяла регион под свой контроль и Западная Бурятия вошла в состав РСФСР. Восточная стала частью Дальневосточной республики, в составе которой год спустя была образована Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки; центр - Чита). В 1922 г была образована Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; центр - Иркутск). 30 мая 1923 г. обе области объединились в Бурят-Монгольскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

С образованием республики официальным языком был объявлен «бурят-монгольский» язык.

30 июля 1930 г. Бурят-Монгольская АССР вошла в состав Восточно-Сибирского края, а при его разделении на Иркутскую и Читинскую области из состава Бурят-Монгольской АССР были выделены Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа.

1930-е гг. в Бурятии знаменуются строительством крупных промышленным предприятий. В это время в эксплуатацию были введены: Улан-Удэнский паровозо-вагоно-ремонтный завод с теплоэлектроцентралью, механизированный стекольный завод, мельничный комбинат; построены крупные предприятия местной промышленности: Улан-Удэнская городская электростанция, Улан-Удэнский судоремонтный завод, Верхне-Березовский кирпичный завод и др.

В июле 1958 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР.

С 1992 г. Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации и входит в состав Сибирского Федерального округа. Административно-хозяйственным и культурным центром республики является г. Улан-Удэ.

Лит.: Богданов М. Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. Верхнеудинск, 1926; История Бурят-Монгольской АССР. Т. 1. Улан-Удэ, 1954; История Бурятской АССР. Т. 2. Улан-Удэ, 1959; Кудрявцев Р. A. История бурят-монгольского народа. М.; Л., 1940; Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов. Л., 1937.

Народный Хурал Республики Бурятия: сайт. Б. д. URL : http :// hural - rb . ru / sved / ist / ist .

См. также в Президентской библиотеке:

Республика Бурятия: страницы истории: коллекция.

Страна расположена в самом сердце Азии. Это территории просторных степей, песчаных дюн, обширных гор, бесконечного синего неба и горячего солнца. Великолепная Монголия владеет сказочными природными богатствами.

Ответы на многие вопросы, касающиеся этой прекрасной страны, можно найти в данной статье. В ней мы расскажем о государственном устройстве (Монголия - республика или монархия); о географическом положении, о населении и многом другом.

Много интересного может рассказать многовековая история Монголии. Особенности древнейших традиций и обычаев довольно любопытны и разнообразны.

Общая информация

Монголия в общей сложности имеет 250 солнечных дней в году.

Эта загадочная страна, часто называемая «Страной голубого неба», является родиной великого Скалистые горы, голубые озера, бескрайние степи и золотые пески пустыни Гоби - все это прекрасные монгольские природные пейзажи. Здесь находится множество буддистских храмов, здесь удивительно гостеприимные местные жители со своей уникальной и самобытной культурой.

Государственное устройство

Высший законодательный орган власти Монголии - Великий хурал (парламент). В насчитывается 76 членов (по Конституции) с полномочиями на четырехлетний срок. избирается парламент, основной формой деятельности которого являются сессии, заседающие лишь при наличии 2/3 и более всех его членов.

В полномочиях парламента - формирование высшей исполнительной власти в Монголии (правительства во главе с премьер-министром). Главой государства является президент, который может быть избран из граждан Монголии, достигших возраста 45 лет на срок 4 года (условие - постоянное место проживания на родине последние 5 лет).

Согласно Конституции, действующей с 1992 года, Монголия - республика парламентская. Основные партии политические: Народно-революционная партия, Демократическая партия, Демократическая религиозная партия и Партия Зелёных.

До 1992 году страна называлась республика.

В 1991 году к власти пришла Демократическая партия в ходе мирной революции. С 2009 года в стране проводилось много реформ.

Географическое положение

Страна эта занимает часть Центральной Азии.

Монголия - республика, не имеющая выхода к морю. Границы имеет с Россией на севере, на юге, западе и востоке - с Китаем. Вся протяженность границ Монголии составляет 8162 километра (в т. ч. 3485 км с Россией).

Площадь территории государства - 1 566 тысяч квадратных километров.

Территориально республика Монголия делится на 21 область (аймак), состоящую из более мелких административных единиц - сомонов. В свою очередь, каждый сомон (всего 342) делится на баги (бригады). Всего их 1539.

3 монгольских города Эрдэнэт, Дархан и Чойр являются по статусу автономными единицами.

Монастырь Гандан.

Культура

Монголия - республика, традиции и культура которой богаты и разнообразны. Кочевники на протяжении многих веков бродили по пустыням и степям Центральной Азии и хранили в неизменном виде определенные обычаи. Каждый июль в Монголии отмечается праздник Наддам с традиционными монгольскими соревнованиями в скачке, стрельбе из лука и борьбе; празднуется окончание зимнего времени и приход Нового года - тоже с соревнованиями.

В Монголии проводятся различные фестивали: Охотничьих орлов; Яка и верблюда.

В заключение об экономике

Монголия в экономическом плане развивается динамично и является одним из перспективнейших рынков сбыта в Северо-Восточной Азии, да и практически во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе.

30 мая 2017 года республике Бурятия исполняется 94 года. Образование госу­дарственности Бурятии является главным событием в истории на­шего края. Этому событию посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Со­временное развитие регионов Рос­сии: политические, социальные и экономические аспекты», которая проводится 30 мая Бурятским го­суниверситетом и при поддержке Правительства Республики Буря­тия, сообщает газета «Бурятия».

Автономия - необходимость

30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская АССР. Идеи соз­дания бурятской автономии зароди­лись в ходе национального движения бурятского народа начала 1900-х го­дов. В период революции 1917 года, на первом Общебурятском съезде в г. Чите, эти идеи окончательно офор­мились в открытые требования пре­доставления автономии.

В октябре 1920 года, благодаря инициативе Элбэк-Доржи Ринчино и Агвана Доржиева, которые лично убедили главу Советского Прави­тельства Владимира Ленина в не­обходимости предоставления ав­тономии бурятскому народу, было принято знаменитое постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами». Это поста­новление стало тем директивным документом, на основании которого создавалась бурятская автономия и государственность. В 1921 году была образована Бурят-Монгольская ав­тономная область Дальнего Востока под юрисдикцией ДВР. В январе 1922 года Декретом ВЦИК была образова­на Бурят-Монгольская автономная область РСФСР. С созданием Бурят-Монгольских областей идея автоно­мии была реализована на практике.

Однако бурятский народ оказал­ся в двух разных административ­ных единицах. После воссоединения Дальнего Востока и Забайкалья с РСФСР в ноябре 1922 года появи­лись объективные и необходимые условия для решения вопроса об объединении Бурят-Монгольских автономных областей. В ноябре 1922 года президиум Бурят-Монгольско­го обкома РКП(б) БМАО РСФСР ини­циировал вопрос об объединении двух автономных областей в единую автономную республику, этот же во­прос был поставлен Бурревкомом БМАО Дальнего Востока. Идея объ­единения Бурят-Монгольских об­ластей получила поддержку у цен­тральных партийных и советских органов РСФСР.

Процесс объединения бурятских автономных областей в республику был сложным. В решении данного вопроса участвовали губернские и краевые органы, Дальневосточный и Сибирский ревкомы, Дальбюро ЦК РКП(б) и Сиббюро ЦК РКП(б), на выс­шем российском уровне - Наркомин­дел, НКВД и Наркомнац, Оргбюро ЦК РКП(б).

Единое мнение

Региональные партийные и со­ветские органы высказывали опасе­ния и сомнения по вопросу создания бурятской автономии и объедине­ния автономных областей в респу­блику. После длительного процесса обсуждений, споров и согласований за объединение Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и Даль­него Востока высказались Оргбюро ЦК РКП(б), Наркомнац, Наркомин­дел, а затем - Президиум ВЦИК. Та­ким образом, мнение центральных властей России о необходимости соз­дания бурятской республики было единым.

30 мая 1923 года Президиум ВЦИК, рассмотрев проект об объеди­нении, постановил: «...объединить в одну Бурят-Монгольскую Социа­листическую Советскую Республи­ку автономные области бурят-мон­голов Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске...» В развитие своего постановления от 30 мая об объединении автономных областей бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока в одну республи­ку, Президиум ВЦИК 13 июня 1923 года принял новое постановление, в котором подтвердил и развил ранее принятые решения. Таким образом, постановления ВЦИК об объедине­нии Бурят-Монгольских автономных областей в одну республику юриди­чески закрепили образование Бурят- Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики. Сле­дует подчеркнуть, что юридическое признание автономии не означало автоматического решения всех про­блем, связанных с созданием соб­ственной национальной государ­ственности.

Создание республики наталки­валось на объективные трудности, связанные с уровнем политическо­го, экономического, культурного и правового развития бурят, с отсут­ствием у них исторического опыта собственной государственности. Строительство новой республики было связано с серьезными пробле­мами в создании государственного аппарата и обеспечения его кадрами, в финансово-хозяйственной области и при определении окончательных территориально-административных границ. Основную работу по орга­низации республики взял на себя Революционный комитет БМАССР. Необходимо было в кратчайшие сро­ки установить границы территории республики, провести I съезд Сове­тов республики, организовать ор­ганы управления и многое другое. К сентябрю 1923 года было создано 9 аймаков (уездов) и 62 хошуна (во­лости). После завершения работ по новому административно-террито­риальному делению и определению окончательных границ республики, осенью 1923 года состоялись выбо­ры в Советы. На первом съезде Сове­тов Бурят-Монголии в декабре 1923 года были рассмотрены вопросы со­ветского строительства и укрепле­ния всей системы государственного аппарата, был избран Центральный Исполнительный Комитет БМАССР (ЦИК) и его президиум в составе семи человек. Председателем Прези­диума был избран Матвей Иннокен­тьевич Амагаев.

Федеративная часть РСФСР

ЦИК стал верховным органом государственной власти в период между съездами Советов БМАССР. На первой сессии ЦИК был утвержден состав Совета Народных Комисса­ров (СНК) - высшего органа государ­ственного управления Бурят-Мон­гольской АССР. Председателем СНК республики стал Михей Николаевич Ербанов. Деятельность республи­ки с 1923 года по 1937 год осущест­влялась на основе «Положения о государственном устройстве Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики», ут­вержденного ВЦИК 12 сентября 1923 года. В положении были регламенти­рованы основные права и функции республики, определены полномо­чия ее руководящих органов, разгра­ничены компетенции республики и центра. Бурят-Монгольская АССР, по положению, признавалась федера­тивной частью РСФСР. Аппарат го­сударственной власти должен был создаваться в соответствии с Кон­ституцией РСФСР. В ведении Союза ССР, согласно положению, находи­лись иностранные дела и внешняя торговля. В двойном подчинении были наркоматы путей сообщения, почты и телеграфов, финансов, тру­да, рабоче-крестьянской инспекции, ЦСУ. Военный комиссариат респу­блики непосредственно подчинялся ближайшему окружному военному комиссариату. Автономными при­знавались народные комиссариаты - внутренних дел, юстиции, просве­щения, здравоохранения и земледе­лия. В положении была закреплена равноправность русского и бурят­ского языков на территории БМАССР. К 1923 году территория Бурят-Мон­гольской Автономной Советской Социалистической Республики со­ставляла 338,14 тысяч квадратных верст с населением в 450675 че­ловек, в том числе 33072 человека составляло городское население. Буряты составляли 49% от общего числа жителей республики. На тер­ритории Бурят-Монголии насчиты­валось 2349 населенных пунктов, в том числе три города: Верхнеудинск - столица республики, Троицкосавск и Баргузин. В 1924 году администра­тивно-территориальное устройство состояло из 9 аймаков, 35 хошунов, 26 волостей, 494 сельских и сомон­ных советов.

«Плацдарм революции на буддийском Востоке»

Национально-государственное строительство в БМАССР до начала 30-х годов во многом определялось доктриной мировой революции, согласно которой БМАССР отводи­лась роль «форпоста социализма» и «плацдарма мировой революции на буддийском Востоке». Националь­но-государственное и хозяйственное строительство в Бурятии в 20-30-е годы осуществлялось одновременно с крупномасштабным националь­но-культурным строительством, в результате которого за 14 лет суще­ствования БМАССР в сфере духовной и культурной жизни бурятского на­рода и всего населения республи­ки произошли значительные и ка­чественные изменения. В процессе н а ц и о н а л ь н о - г о с уд а р с т в е н н о г о строительства в 20-30-е годы была, в основном, ликвидирована поли­тическая, хозяйственная и культур­ная отсталость республики, были сформированы национальные кадры квалифицированных рабочих, спе­циалистов сельского хозяйства и ин­теллигенции, произошли изменения в социальной структуре населения.

К концу 30-х годов структура органов государственной власти и управления, их функции, направ­ления деятельности и, в целом го­сударственное устройство респу­блики оформились, в основном, на принципах советской государствен­ности. В 1937 году вопреки Консти­туции БМАССР территория респу­блики была разделена на три части: БМАССР и Усть-Ордынский и Агин­ский автономные округа. Период с 1937 по 1958 годы характеризовался раздельным существованием респу­блики и двух автономных округов. Участием республики в Великой От­ечественной войне, восстановлени­ем народного хозяйства в послево­енный период. В 1958 году БМАССР была переименована в Бурятскую АССР. В 1965 году все районы опять стали называться аймаками. Соци­ально-экономическое и культурно- политическое развитие страны в 60- 80-е (8, 9, 10-я пятилетки) известно сейчас как период «развитого социа­лизма». В эти годы, которые сегодня противоречиво и неоднозначно оце­ниваются, произошли значительные изменения в экономической и куль­турной жизни республики.

В начале 90-х годов в условиях всеобщей эйфории суверенизации 8 октября 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете. 22 февраля 1994 года Верховный Совет Бурятии принял новую Конститу­цию Республики Бурятия.

В этом году государственности Бурятии исполняется 94 года. За этот почти вековой путь своего раз­вития республика кардинально из­менилась, превратилась из отста­лой окраины Российской империи в равноправный субъект современной Российской Федерации.

26 сентября 2012 года исполнилось 75 лет со дня трагического раздела Бурят-Монгольской АССР.

Образованная в 1923 году Бурят-Монгольская АССР в составе СССР стала бурно развиваться, становясь одной из передовых республик Советского Союза. В 1936 году за большие достижения в строительстве социализма бурят-монгольская делегация была приглашена правительством СССР и лично товарищем И. Сталиным на торжественный прием в Москве. Многие члены делегации были удостоены высоких правительственных наград СССР. В своем выступлении Сталин назвал 1-го секретаря Бурят-Монгольского обкома ВКП (б) Михея Ербанова восточным орлом.

На одной из самых известных фотографий этого приема запечатлена маленькая девочка - Геля Маркизова из далекой Бурят-Монголии на руках у Сталина. Впоследствии этот снимок растиражировали в миллионах экземпляров, сделав знаменитый плакат с символичным названием «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!».

Но судьба Гели Маркизовой во многом оказалась схожей с судьбой республики.

Отца вскоре репрессировали и расстреляли; мать с детьми бежала в Среднюю Азию, но вскоре была убита неизвестными - убийц никто и не искал. А девочку на плакате переименовали в узбечку Мамлакат.

Также и весь бурят-монгольский народ был обвинен в пресловутом «панмонголизме» и в 1937 году без какого-либо согласования с местными органами власти, то есть антиконституционно центральные власти разделили территорию республики на 5 частей , т.е. собственно на республику Б-М АССР, два бурятских округа, - Усть-Ордынский и Агинский и 2 района - Ольхонский и Улан-Ононский (Ононский), переданные Иркутской и Читинской областям. Таким образом у республики было отторгнуто 40% ее территории.

Рисунок из издания "История Бурятской АССР", том 2, 1959г.

Надо сказать, что бурят-монгольский народ одним из первых в СССР подвергся жестоким жерновам репрессий. Как констатирует выдающийся русский писатель А.Солженицын, в своей книге «Архипелаг Гулаг», что только «в 1929 году из-за восстания репрессировано и расстреляно 35 тысяч бурят-монголов». Около 20 тысяч ушедших от репрессий бурят-монголов расстреляно тройкой НКВД в МНР. А в тридцатых годах репрессирован и уничтожен весь цвет бурят-монгольской нации - почти вся бурятская интеллигенция и руководство республики, а также духовенство. Многие бурят-монголы, обвиненные в пресловутом «панмонголизме», репрессированы и депортированы на Колыму, в Красноярский край, Норильск, Семипалатинск и т.д.

Что это, как не геноцид, в результате которого небольшой по численности (в тридцатых годах бурят-монголов было всего лишь 225 тысяч), бурят-монгольский народ потерял почти половину своего населения. А разделение народа на 5 частей привело к вырождению бурят-монгольского языка и национальной культуры.

Вследствие этого бурят-монгольский народ стал коренным меньшинством на своей родной земле.

Вскоре народ потерял и свое имя - в 1959 году по указанию московского правителя Никиты Хрущева убрали монгольскую часть в названии республики и нации. Бурят-монголы стали просто бурятами.

Политика ассимиляции бурят-монгольского народа шла под видом промышленной индустриализации республики. Начали строить заводы, в основном военного значения, с притоком рабочей силы из других городов.

Помню, что в 50-60-х годах специально вербовали рабочих со всей страны в Бурят-Монголию и семьями селили их в улусы.

После всех этих мер, как и следовало ожидать, бурятский язык признан ЮНЕСКО исчезающим.

Представители бурятского народа неоднократно обращались в высшие инстанции СССР и России о реабилитации бурят как репрессированного народа. Например, в августе 1990 года ветераны ходатайствовали перед Москвой, а также молодежь Бурятии о реабилитации репрессированного бурятского народа. Но, тщетно. Москва остается глухой к чаяниям бурятского народа о воссоединении раздробленного бурятского этноса. Но тогда удивляет то, почему якуты реабилитированы, тогда как их не разделяли территориально, как бурят. И у них не было такого страшного геноцида как у бурят?

Да, действительно, почему в таком случае, не реабилитируется, как репрессированный, бурятский народ? С другой стороны, все ложно обвиненные граждане в пресловутом «панмонголизме» реабилитированы? В таком случае почему же оклеветанная в «панмонголизме» сама республика не реабилитирована, тем более есть закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» (в ред.Закона РФ от 01.07.93 № 5303-1).

Вот что гласит этот закон: «По реабилитации репрессированных в годы советской власти народов, которые подверглись геноциду и клеветническим нападкам» .

Статья 1 - «Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов».

Статья 2 - … «репрессированными признаются народы, в отношении которых по признакам национальности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся насильственным перекраиванием национально-территориальных границ».

Да, действительно, бурят-монгольский народ на государственном уровне был оклеветан («панмонголизм») и над ним был совершен геноцид. К тому же без согласия бурят-монгольского народа произошло кощунственное перекраивание национально-территориальных границ, что противоречило конституции БМАССР.

Значит, исходя из 2-й статьи, которая гласит, что перекраивание национально-территориальных границ, это репрессивный акт, то нет никакого сомнения в том, что бурят-монгольский народ подвергся репрессии и подлежит реабилитации.

Статья 3 : «Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством».

Статья 4: «Не допускается агитация или пропаганда, проводившего с целью воспрепятствованию реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке».

Да, действительно, тогда почему же Москва не решает давно уже назревшего вопроса о реабилитации репрессированного бурятского народа?!

Статья 6 : «Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявление правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения» .

Да, действительно, объединением Усть-Орды с Иркутском и Аги с Читой нарушен закон Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» , тогда как по справедливости надо было бы реабилитировать репрессированный бурятский народ и восстановить его территориальную целостность, о чем говорится в законе, к тому же это было бы и как укрупнение регионов. И это было бы по справедливости и закону. Так что по всем параграфам закона Российской Федерации «О репрессированных народах», бурятский народ является репрессированным народом и подлежит реабилитации.

Правительство Республики Бурятия и ее глава В. В. Наговицын должны принять все меры по реабилитации репрессированного бурятского народа и Республики Бурятия.

Бакалин Васильев, ветеран труда. Улан-Удэ, сентябрь 2012 года.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых