Жертвы дедовщины в Российской армии (13 фото). Как противостоять армейской «дедовщине»? Рассказы о дедовщине в российской армии

Один из моих френдов, с исключительно интересным журналом написал пост http://kirey-caustic.livejournal.com/501395.html и дал ссылку на прозу про жизнь ЗабВО во второй половине 80х. Кто в теме поймёт о чём речь. В армии и так хватало и хватает беспредела, но с удалением от Москвы неуставняк возрастает в геометрической прогрессии. А с пересечением Урала- вообще скачкообразно. Особенно страшно там москвичам, питерцам и т.н. интеллигентам. Я пока не всё прочёл, но вещь сильная, всем рекомендую. Вот ссылка http://flibusta.net/a/19722

А вообще затронутая тема не исчерпаема. Ведь как бывает: Один и тот же человек в зависимости от условий может поднятся в авторитете, потом поменялись внешние условия и он уже опущенный, кажется навсегда. Но вновь меняется окружающая среда и вчерашний опущенец становится неприрекаемым авторитетом.
Со мной лично были интересные метаморфозы. Детство до 5 класса протекало ровно, дружили все в школе и классе. Не помню в столь раннем возрасти больших проблем, хотя с первого класса все мальчики поделены были условно на "сильных" и "слабых". Была ещё категория "психов" с которыми лучше не связываться. Среди них могли быть и сильные и слабые физически.
Жёсткое разделение пошло с пятого класса, нам было по 11 лет. Построили новую школу рядом и всех, учившихся вместе с 1го класса, раскидали и перемешали по разным школам и классам.
Верьте или нет, там начался беспредел сопотовимый с лютой армейской дедовщиной и я, будучи домашним затюканным ребёнком, поставить себя не сумел. Мне жилось хреново до самого конца 8го класса. Как потом выяснилось, вокруг меня учились конченные отморозки, многие за лето после 8го класса сели, не дотянув до ПТУ за серьёзную даже по взрослым меркам уголовщину на любой вкус. Дело в Перово происходило- криминальном заповеднике.
Поскольку у нас в школе формировался только один девятый класс из четырёх восьмых, то с девятого класса весь беспредел сам собой прекратился, там никого не было, склонного к силовым решениям вопросов. За два года 9-10 класс никто ни с кем ни разу не то что бы не подрался, по моему голос не повышали друг на друга.
За эти два года я и физически окреп и вырос и как то забыл о том что на меня когда то могли наезжать. Потом уже, прибавив ещё и в силе и в жизненном опыте, с 22 лет был в одной из люберецких бригад (конец 80х) причём уважаемым человеком. На центре, где мы получали со спекулянтов и валютчиков (их ещё называли "утюгами"), я встречал и своих бывших до 8го класса "авторитетных" одноклассников.
Деньги они мне давали как миленькие, заискивающе улыбаясь, часто ссылаясь на то что мы старые друзья, чуть ли не братья, стараясь получить от меня какие нибудь привелегии.
В глазах у них, не слабых молодых мужиков, только страх и заискивание. И я знал природу их страха- а не начну ли я припоменать старые обиды, счёты сводить...
Ещё один яркий случай мне рассказал товарищ, служивший срочную на Сахалине в начале 80х. Там у них лютая дедовщина было, а одного духа по фамилии Петухов, не только звали Петухом, но и "вафлили" некоторые деды. Причём делали это публично, на глазах всей роты после отбоя. Мой товарищ, тоже в то время дух, за этим тоже вынужден был наблюдать. Прошло время и их роту раскидали по разным частям и уже будучи сам дедом, мой товарищ был послан в командировку в незнакомую часть. Там он как приехал, в первый же вечер послал за чем то подвернувшихся местных духов, кажется, в столовую за жратвой. Вскоре духи вернулись ни с чем, сказав, что им принести что было приказано не позволило местный очень авторитетный дед. Мой приятель, сам здоровый накаченный дед, решил выяснить кто ему обломал кайф, а заодно и познакомиться с местным авторитетом. Какой же шок он испытал, увидев приближающегося вконец оборзевшего Петуха. Оказывается Петух действительно был в этой части учень уважаемым дедом.
Когда мой товарищ пообещал расказать о его прошлом, с Петуха вся спесь слетела и он чуть не на колени упал, умоляя ничего не говорить.
Ведь скажи хоть слово мой кореш, Петуху наступил бы мгновенный писец, из авторитетов обратно в обиженку в одну секунду и это ещё самый лучший для него был бы финал...
Вообщем очень сильно в экстремальных условиях бытие определяет сознание....

5 / 5 ( 1 vote )

Не хотите служить в армии? Мы вам поможем законно!
С приближением призывного возраста, у большинства молодых людей и, особенно у родителей будущих защитников, возрастает чувство страха, иногда переходящее в панику. Эти опасения связаны не с предстоящей сменой обстановки и физическими нагрузками, а пугающей фразой: д едовщина в армии. Далее мы рассмотрим, есть ли дедовщина в 2020 году.

Ситуацию нередко усугубляют рассказы отслуживших «дембелей», к слову, зачастую приукрашенные, а также многочисленные ролики в сети и заметки СМИ. Результатом становиться нежелание парней идти в армию и поиск всевозможных причин, чтобы получить отсрочку или вовсе избежать службы. На отправных пунктах нередко можно встретить рыдающих матерей, которыепровожают своих сыновей, словно на фронт.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли дедовщина в армии, необходимо разобраться, что означает это понятие. На время службы, молодые люди вынуждены поменять образ жизни и круг общения.

«Старослужащие», которые прожили в мужском коллективе несколько месяцев, и уже адаптировались к суровым армейским будням, вполне обоснованно считающие себя более опытными, объясняют новобранцам существующие правила. «Деды»обучают «молодых» строевому шагу, соблюдению субординации, общению с сослуживцами и другим особенностям службы.

Дедовщина, своего рода, социальное явление, подразумевающее именно передачу опыта. Однако не стоит путать это понятие с взаимоотношениями, которые в армии называют неуставными.

Ситуации, связанные с моральным унижением, вымогательством, физическим насилием, являются грубым нарушением требований, прописанных ввоинском уставе. Эти действия трактуются в Уголовном кодексе, как преступления против личности и караются действующим законодательством. Именно с «неуставщиной » активно борются офицеры в воинских частях и вышестоящие органы.

На сегодняшний день, дедовщина в российской армии значительно отличается от прежнего понятия и не должна вызывать страх у призывников. С 2008 года молодежьотправляется служить всего на один год, поэтому сложно назвать бывалыми «дедами» поступивших в армию на полгода раньше новобранцев.

Большинство молодых людей знакомо с законодательством 2020 года, и боязнь понести наказание, останавливает от совершения необдуманных поступков и преступлений. К тому же современные солдаты имеют возможность общаться с родными по мобильной связи, а значит, могут сообщить близким о происходящем.

Получите консультацию по вопросам армии БЕСПЛАТНО.

Неуставные отношения, периодически возникающие в любой части, часто являются следствием личной неприязни, споров в бытовых вопросах и других разногласий, неизбежных в каждом коллективе.

История возникновения дедовщины в армии

Дедовщина появилась еще во времена Царской армии, когда срок обязательной службы исчислялся не годами, а десятилетиями. Солдаты должны были отдавать долг Родинена протяжении 25 лет. Естественно, не могло быть речи о равноправии между теми, кто только призывался и «стариками», отслужившими не один год.

Во время Великой Отечественной армия представляла собой единое целое. Независимо от возраста и срока службы, солдаты одинаково выполняли единые задачи, защищая Родину. Общая беда объединила военнослужащих, не оставляя времени и сил на дедовщину и другие разногласия.

В советской армии ситуация в корне изменилась. Всплеск неуставных отношений в армии пришелся на конец шестидесятых. В 1967был уменьшен на один год срок службы во всех войсках. Старослужащие часто вымещали злость, издеваясь над новобранцами, которым предстояло отслужить на 12 месяцев меньше. В то же время, по решению правительства, в армию стали призывать бывших уголовников, которые внесли свою лепту в виде тюремных обычаев и порядков.

Лихие девяностые, оставившие след в истории, не обошли стороной и армию. Низкие заработные платы стали одной из причин существенного оттока кадровых военных, что привело к беспорядкам и процветанию дедовщины.

Дедовщина в российской армии, как способ обучения и передачи опыта, будет всегда. А неуставные отношения должны пресекаться.

  1. Чтобы избежать конфликтов, новобранцам следует отнестись к советам и разъяснениям со стороны «дедов» спокойно, не воспринимая это, как желание возвыситься в глазах молодых. Любая агрессия вызывает ответную реакцию, что может привести к негативным последствиям.
  2. Всю энергию лучше направлять в нужное русло, занимаясь физической подготовкой, изучению устава, общению.
  3. Современный призывник должен осознавать, что уже через полгода он сам будет считаться старослужащим и также станет наставником для молодежи.
  4. Армия, это прежде всего, мужской коллектив, в котором придется адаптироваться и спокойно отслужить, а возможно и найти верных товарищей. Часто армейская дружба сохраняется на всю жизнь.
  5. Не стоит давать себя в обиду, но помнить, что конфликтные ситуации в цивилизованном обществе решаются без применения физической силы.

Правила, прописанные в уставе для всех одинаковы, и за их нарушение непременно последует наказание. Как и в любом обществе, в армии можно столкнуться с личностями, которые провоцируют конфликты или считают себя лучше и «круче» всех. Главное не терять чувства собственного достоинства и уметь сдерживать эмоции, чтобы позже не жалеть о последствиях.

Согласно статистике, армейская «неуставщина » постепенно уходит в прошлое. Исчезнет ли она совсем, зависит от самих военнослужащих.

Конфликт новобранцев и старослужащих – неизбежная составляющая армейских будней

Несмотря на то, что дедовщина в современной армии из-за непродолжительного срока службы, встречается достаточно редко, неуставные отношения, к сожалению, существуют. Условия будут зависеть от многих факторов: часть, в которую попадет юноша, отношения между солдатами и офицерами, общая дисциплина.

Для многих парней, а чаще их родителей, данная тема наиболее актуальна. Большая часть рассказов дембелей надумана, но в них есть доля правды. Служить без проблем удается только молодым людям, физически и морально готовым к предстоявшим испытаниям, общению с новым коллективом, смене обстановки.

Важная тема, о которой сейчас пишут многие СМИ — это дедовщина в белорусской армии, все обсуждают недавний случай со смертью солдата Александра Коржича и ту позицию, которую заняли власти — сперва объявили, что Саша мол "повесился сам", но после общественного резонанса всё же признали, что это было убийство и возбудили уголовное дело.

Дедовщина и в белорусской, и в российской армии имеет свои корни в СССР и сохранилась с тех пор в фактически незименном виде. Как и во многих других сферах, в военной сфере в СССР было перевёрнуто всё с ног на голову — контрактные армии западных стран, куда идут служить подготовленные, мотивированные и профессиональные люди, получающие за это достойные деньги, назывались почему-то "позорными наёмниками", зато призывное стадо из вчерашних школьников, бесплатно с оружием в руках "отдающим долг родине", считали верхом развития. В общем, всё как в сказке про Джельсомино, где красный сыр называли зелёными чернилами.

Итак, в сегодняшнем посте мы попробуем разобраться, как и почему возникла дедовщина в СССР, что она из себя представляла и как она связана с дедовщиной в современной армии.

1. С чего всё началось.

Фанаты СССР любят рассказывать о том, что дедовщина в советской армии появилась только в Перестройку — мол, почитайте публикации тех лет, сколько там рассказов об этом явлении! Но на самом деле дедовщина появилась значительно раньше — просто в эпоху Перестройки была объявлена гласность, и о таких случаях стало принято писать в прессе и рассказывать по телевидению.

Уже в 1940-1950-е годы в советской армии существовало то, что сейчас можно классифицировать как дедовщину, хотя "официально" такого названия тогда ещё не было. Дело было в том, что после окончания Второй мировой войны в 1945 году из рядов вооруженных сил не были демобилизованы многие воевавшие солдаты, что порождало определенные неуставные отношения между повоевавшими старослужащими и "салагами-новобранцами". Думаю, и в те годы в казармах случалась всякая жесть, просто о ней было не принято говорить. Старший брат моего отца погиб в советской армии в пятидесятые годы — по официальной версии, указанной в похоронке — утонул, хотя что там произошло на самом деле — думаю я не узнаю уже никогда.

Вторая волна неуставных отношений началась в 1967 году — именно тогда вышел указ о сокращении сроков службы с 3 до 2 лет в сухопутных войсках и с 4 до 3 лет во флоте. Разумеется, старослужащие стали испытывать острую неприязнь к "салагам", что уйдут на гражданку на целый год раньше, чем они. Мой отец как раз служил в СА в конце 1960-х и кое-что рассказывал об этих неуставных отношениях — скажем, вполне в порядке вещей была ситуация, когда спавший на нижнем ярусе койки "дедушка" будил спавшего наверху "молодого" поджопником через матрас. Впрочем, мой отец служил в осназе, который считался элитными войсками, и дедовщина там была выражена слабо — туда набирали, в основном, людей со средним либо высшим техническим образованием и только из славянских республик, так что дедовщина там носила, скорее, символический характер. Самая жесть творилась в мотострелковых частях ("махре"), стройбате, автомобильных войсках, службах тыла и прочем подобном, куда набирали крайне разношерстный контингент со всех советских республик.

Масла в огонь добавило и то, что одно время в советскую армию призывали и уголовников — так произошло из-за демографического провала, образовавшегося после Второй мировой войны, а Политбюро ЦК КПСС хотело во что бы то ни стало держать количество солдат в СА на уровне 5 миллионов человек — это позволило закрепить в казармах тюремные порядки.

Ещё часто пишут, что дедовщины не бывает в боевых частях — это не совсем так. Я читал много воспоминаний солдат-"афганцев", и очень многие рассказываю про царившие в казармах неуставные отношения.

2. Что из себя представляла дедовщина в советской армии.

Как я уже написал выше, в меньшей степени дедовщиной были поражены войска, считавшиеся в СССР "элитными" — осназ, разведка, войска спецназначения, ВДВ и ракетчики — сюда старались набирать образованных, подготовленных и более-менее приспособленных к службе в армии людей, плюс сама специфика войск не позволяла сильно развиться неуставным отношениям — в осназе и у ракетчиков в частях было очень мало солдат и много офицеров, ВДВ и спецназ много тренировались и практически не расставались с боевым оружием. Была своя специфика и у пограничников — солдаты часто ходили в дозоры с боевым оружием, что тоже минимизировало "неуставные отношения" — никто не хотел получить в лесу пулю в спину.

Зато у мотострелков, в стройбате, автомобильных войсках и всяких тыловых службах дедовщина цвела полным цветом, и в казармах многих частей царили почти уголовные порядки. Иерархия была следующей — "духом" назывался солдат, который прослужил менее года. Это была самая унижаемая и третируемая каста, которая должна была выполнять все поручения старослужащих (нередко унизительные и бессмысленные). Прослужив год, "дух" превращался в "черпака" — это была средняя прослойка между "духом" и "дедушкой". "Дедами" становились те, кто прослужил полтора года и кому, соответственно, оставалось полгода до дембеля.

"Духи" должны были делать в казармах всю грязную работу, выполнять любые поручения "дедушек" (в том числе и явно неуставные); тех, кто пытался как-то противится этой системе — били и унижали, вплоть до "опускания" в тюремном смысле этого слова. До Перестройки такие случаи редко становились известными — неуставные отношения старались не выносить за стены казарм, а самого рассказчика, чего доброго, могли обвинить в "очернении образа советского солдата" — как произошло, например, со после выхода её книги "Цинковые мальчики". В прессу просачивались лишь совсем одиозные случаи, вроде расстрела Артуром Сакалаускасом семерых старослужащих, что жутко издевались над ним.

Помимо этого, в советской армии существовали ещё и землячества . Землячества были слабо выражены у славян (русских, белорусов, украинцев), но зато были выражены очень сильно у армян, дагестанцев, чеченцев и азербайджанцев. Если в части были 4-5 чеченцев, то часто они устанавливали в казарме свои порядки, заступаясь за "своих" вне зависимости от срока службы.

3. Круговая порука.

Вы можете спросить — а что же офицеры, куда они смотрели? Как же устав, офицерская честь, вот это всё? Скажу сразу, что достойные офицеры, пресекающие неуставные отношения, в армии были и есть, но большинство офицеров полностью устраивала ситуация с дедовщиной. Сама советская армейская система была устроена так, что жить по "букве устава" было невозможно, так как это априори создавало невыносимые условия — ведь по уставу старший по званию может заставить тебя делать вообще всё что угодно, хоть рыть целую ночь канаву "от забора и до обеда".

Поэтому сама система, когда тот, кто прослужил дольше, пользуется некоторыми привилегиями, считалась вполне нормальной. "Старые" напрягают поручениями "молодых" и "следят за порядком" в казармах, такая ситуация полностью устраивала офицеров и на "дедовщину" закрывали глаза. В отличие от солдат (которые через 2 года уйдут "на гражданку" и забудут про армию), у офицера существовала военная карьера, которую очень легко можно было испортить — и поэтому факты "неуставных отношений" старались не выносить за стены казарм, фактически между офицерами и "дедами" существовала некая договоренность — вы "смотрите за порядком", мы закрывамем глаза на нарушения.

Именно поэтому немалая часть смертей и увечий, полученных в результате "неуставных отношений", в документах фигурируют как какие-то случайности, травмы на учениях, самоубийства, оправданиях в стиле "упал с дерева на топор". Даже в случае прямого избиения "духа" старослужащими офицер старался всячески выгородить последних — мол, солдат сам виноват, начал первый и так далее. В противном случае — всплывает факт неуставных отношений, и военная краьера офицера могла пойти под откос.

4. Эхо советской армии.

Как это ни грустно осознавать, но всё вышеперечисленное в практически неизменном виде осталось и в России, и в Беларуси. В Украине после 2014 года, думаю, это распространено в меньшей степени. Буквально на днях в Беларуси произошла страшная история, когда из военной части в привезли труп Александра Коржича с "официальным объяснением" для родных — "самоубийство". 5 октября Министерство обороны и Следственный комитет дали свой комментарий — "суицид, признаков криминального характера не обнаружили".

Родные Александра начали бить тревогу и писать во все СМИ — на теле их сына были обнаружены многочисленные травмы и синяки, после чего с эффектом снежного кома начали появляться публикации на фейсбуке и в СМИ. Видимо, в войсках поняли, что в этот раз "круговой поруокой" не отделаешься, и дело начали расследовать. Оказалось, что Александра нашли повешенным "со связанными ногами и с майкой на голове", после чего Следственный комитет в итоге возбудил уголовное дело о дедовщине. При этом "по инициативе Министерства Обороны" был заблокирован сайт zvarot.by, на котором собирались подписи о расследовании дела Александра Коржича.

И я думаю — а сколько же ещё было таких смертей из-за неуставных отношений, замаскированных в итоге под "самоубийства, самострелы, случайности на учениях"? Думаю, немало — и о большинстве из них мы никогда не узнаем. Как не узнаю никогда и я, от чего на самом деле погиб мой дядя в советской армии в пятидесятые годы.

А вы знаете что-нибудь про случаи дедовщины в СССР или сейчас?

Устав советской армии гласил: «…солдат обязан стойко переносить все тяготы и лишения военной службы». Изречение идеально подходит и для российских вооруженных сил , которые по праву считаются наследником традиций «непобедимой и легендарной». Нынешних призывников зачастую пугает не строгий режим или чрезмерные физические нагрузки, а неуставные отношения в армейских коллективах, получивших название дедовщина.

Сегодня насилие и издевательства в армии стали настолько массовым и обыденным явлением, что российское общество практически не обращает на них внимание. Только в самых вопиющих случаях начинается шумиха в СМИ, и виновные могут понести заслуженное наказание в суде. Но такое случается редко.

Дедовщина в армии – не изобретение последних лет, не очередное «наследие проклятых 90-х», она пришла к нам из эпохи СССР. Ряд экспертов, занимающихся этим вопросом, утверждают, что неуставные отношения между военнослужащими существовали уже во время Великой Отечественной войны.

Особые отношения между старослужащими и молодыми бойцами есть в любой армии мира. Наверное, они существовали еще в легионах Римской империи. Говоря еще шире, своеобразная «дедовщина» присуща любому замкнутому мужскому коллективу. Но нигде они не выражаются в такой уродливой и позорной форме, как в российских вооруженных силах. Почему так происходит?

Чтобы разобраться в этом вопросе и найти способ бороться дедовщиной, нужно сначала дать определение ей. А затем попытаться отыскать истоки явления в нашей истории, далекой и совсем близкой.

Что называют дедовщиной

Дедовщина – это неофициальная иерархия в армейской среде, определяющая правила отношений между военнослужащими. Обычно она распространена на низшем уровне армейской структуры – среди рядовых, сержантов, ефрейторов.

В подобной системе статус бойца определяется фактическим сроком его службы, что безусловно можно считать грубым нарушением воинских уставов. Обычными проявлениями дедовщины являются издевательства, эксплуатация, физическое и сексуальное насилие, то есть действия, носящие полукриминальный или криминальный характер. Свой аналог дедовщины существует и на флоте. В ВМФ РФ он называется «годковщина».

Неуставные отношения не следует путать с притеснениями срочников по национальному, религиозному или языковому признаку. Подобные случаи относятся к проявлениям так называемого землячества.

Понятия «дедовщина» и «неуставные отношения» обычно рассматривают как синонимы, что является не совсем корректным. Последний термин гораздо шире: в него входят случаи насилия над солдатами со стороны офицеров или конфликты между военнослужащими на почве личной неприязни. С юридической точки зрения, все они подпадают под статью 335 УК РФ.

Закон разделяет все случаи неуставных отношений на две большие группы:

  • дедовщина;
  • казарменное хулиганство.

К первой категории относятся все насильственные действия солдат с большим сроком службы по отношению к молодым: принуждение к выполнению хозяйственных работ, избиения, психологическое давление, проведение различных «ритуалов». Причем в данном случае правонарушение направлено на утверждение статуса старослужащего.

Под вторым определением понимаются любые незаконные и насильственные действия (избиение, драка, поножовщина), возникшие в результате личных отношений, межнациональной или религиозной неприязни между военнослужащими. То есть их мотивом не было неформальное положение, связанное со сроком службы участников конфликта.

Дедовщина – отвратительное явление. Трудно сказать, скольким молодым россиянам она стоила здоровья, а то и жизни. Огромное количество солдат возвращается на «гражданку» с поломанной психикой, сея вокруг себя жестокость и насилие, жертвами которых они оказались в казармах. Неуставные отношения серьезно подрывают авторитет института вооруженных сил в обществе, принуждают юношей уклоняться от призыва в армию, «косить», давать взятки.

Официальной статистики относительно неуставных отношений в России не существует, армейское руководство по понятным причинам разговаривать на эту тему не любит.

Можно добавить, что явления, подобные дедовщине, существуют во многих закрытых коллективах: в школах, интернатах, некоторых социальных заведениях. Обычно жертвами издевательств становятся слабые физически, нерешительные или младшие по возрасту учащиеся.

Как построена армейская иерархия

Дедовщина не означает беспредел или анархию. Это не просто способ умудренных службой солдат измываться над неопытными товарищами, а жесткая и стройная система, выстроенная в течение многих поколений. Существует целый «табель о рангах», согласно которому, военнослужащие получают статус и неофициальное звание в зависимости от срока службы. При переходе с одной ступени иерархической лестницы на более высокую, солдат должен пройти особый ритуал, сопровождающийся, как правило, причинением физической боли. Их названия (скорее, клички) могут меняться в зависимости от вида и рода войск, но в целом они похожи:

  • «Запахи», «духи бесплотные», «быки», «карантины» - военнослужащие, находящиеся на карантине, еще не принявшие присягу;
  • «Духи», «отцы», «воробьи», «ЧИЖи» (человек, выполняющий желания) - солдаты, прослужившие менее полугода;
  • «Слоны», «гуси», «вороны» (ВДВ), «моржи», «щеглы», «мамонты», «караси» (ВМФ) - военнослужащие, находящиеся на втором полугодии службы;
  • «Черпаки», «черепа», «борзые караси», «годки» (флот), «помазки» - солдаты, прослуживший один год;
  • «Дедушки», «деды», «старики» - срок службы более полутора лет. От термина «дед» и пошло название неуставных отношений;
  • «Дембель» - неофициальный статус военнослужащего после выхода приказа об увольнении в запас.

В системе неуставных отношений деды имеют самое привилегированное положение. В казарме их слово – закон. Особенно это касается «духов» и «запахов». «Деды» в армии избегают участия в хозяйственных работах – этим занимаются «молодые» бойцы, хотя и старослужащие вынуждены соблюдать некоторые традиции. Например, еще с советских времен повелось, что в «стодневку» – за сто дней до приказа о демобилизации – «дед» обязан отдавать свое масло «духам».

Военнослужащие, прослужившие более одного года («черпаки», «черепа»), согласно казарменной иерархии, занимают промежуточное положение. Они не имеют полной власти над молодыми солдатами, но уже не занимаются уборкой территории или помещений. «Черпаки» следят за порядком, присматривают за «духами», контролируют соблюдение негласных казарменных законов. Они же приводят в исполнение наказания, которые назначены старослужащими «слонам» и «духам». «Черпаки» имеют право сидеть в присутствии «дедов» и «дембелей», им можно есть гражданскую пищу, подшивать одежду и расстёгивать верхнюю пуговицу. Они даже могут употреблять алкоголь, но только с разрешения «дедов». Полную власть над молодыми солдатами «черпаки» получают после призыва собственных «духов», то есть к окончанию полуторагодового срока службы. Применять силу они могут только с одобрения старослужащих.

Молодые солдаты в первые шесть месяцев службы вообще не имеют никаких прав. До достижения ранга «черпака» у них есть только обязанности. Они не могут перешивать свою форму , посещать чайную, держать руки в карманах, их передачи из дому обычно попадают к старослужащим. Новобранцы полностью обслуживают «дедов», вплоть до стирки их нижнего белья и носков.

«Дух» обязан терпеть издевательства сослуживцев, стоящих выше него в казарменной иерархии, заниматься выполнением самых грязных и тяжелых работ, его могут избить за малейшую провинность.

В завершение можно добавить, что после уменьшения срока службы до одного года, вышеописанная система постепенно уходит в прошлое. За двенадцать месяцев она просто не успевает сложиться.

Ритуалы, связанные с дедовщиной

За десятилетия своего существования дедовщина превратилась в настоящую субкультуру, породив множество ритуалов, обрядов и традиций. Большинство из них гражданскому человеку кажутся странными, а часть имеет откровенно садистский характер.

Вот некоторые из них:

  1. «День золотого духа» («День офигевшего духа», «Полтинник»). Он наступает за пятьдесят дней до приказа о демобилизации. В этот день молодые солдаты и старослужащие меняются местами: «духи» получают право делать с «дедами» все, что угодно - бить, привлекать к уборке, заставлять отжиматься, отбирают еду и сигареты. Согласно традиции, «деды» не могут давать отпор или сопротивляться. «Черпаки» находятся в стороне и ни во что не вмешиваются. Теоретически «духи» могут давать старослужащим любые указания, но этим редко злоупотребляют, ибо все понимают, что завтра все опять будет по-старому. Правда, в некоторых частях мстить за приказы в этот день считалось неправильным. Подобный обычай кажется абсурдным, но он дает молодым солдатам почувствовать работу системы неуставных отношений: через год именно они будут поддерживать порядок в полку или роте. Можно добавить, что похожая традиция существует во французском Легионе , однако, там местами меняются офицеры и солдаты;
  2. Колыбельная для «деда». Ночью молодой солдат, стоя на тумбочке или пирамиде из стульев рядом с кроватью старослужащего, должен читать рифмованный текст о скором дембеле или увольнении. Существует множество вариантов его содержания;
  3. «Дембельский поезд». Этот ритуал можно назвать «классикой жанра». Он представляет собой настоящее театрализованное выступление, которое молодые бойцы устраивают для старослужащих. «Деды» играют в пассажиров поезда, везущего их домой после дембеля. «Духи» раскачивают кровати, подражают звукам вокзала и движущего состава. Одному из бойцов достается роль проводника, который подает чай «пассажирам». Других молодых военнослужащих заставляют бегать и махать зелеными ветками, изображая деревья, мелькающие в окнах вагона. Детали и сценарий этого представления могут меняться в зависимости от желания и фантазии старослужащих. Например, в действе нередко участвует «начальник поезда», распекающий нерадивого «проводника»;
  4. «Ночное Вождение». Молодого солдата заставляют с закрытыми глазами ползать на четвереньках под кроватями казармы. При этом ему подаются различные команды: при «повороте направо» он должен открыть правый глаз и повернуть в соответствующую сторону, при приказе «задний ход» – он открывает оба глаза и движется назад;
  5. «Лось», «Пробивание лося». «Дух» скрещивает руки перед своим лбом, после чего старослужащий наносит по ним удар. Его сила обычно зависит от степени вины молодого солдата;
  6. «Крокодил». Весьма популярный вид издевательства над молодыми бойцами в условиях казармы: видео этого ритуала можно посмотреть в интернете. Особенно распространен он в ВДВ, частях спецназа, разведывательных подразделениях, на флоте. При выполнении этого ритуала, человек упирается руками и ногами в спинки кровати, держа туловище над ней горизонтально. Как правило, «крокодил» - метод коллективного наказания молодых солдат: после отбоя их заставляют провести от пяти до двадцати минут в таком положении. Находиться в нем физически очень тяжело, поэтому подобная кара назначается за серьезные проступки;
  7. «Калабаха». Ритуал, предназначенный для физического наказания молодых бойцов, недолжным образом выполнивших распоряжение «деда». Суть его заключается в том, что «дух» должен принять удар от старослужащего символическим, строго определенным образом. После команды «заводи Калабашку», молодой боец широко расставляет ноги, сгибает туловище и распрямляет руки в стороны. «Дед» или «черпак» бьет его ребром ладони по шее, что служит имитацией отрубания головы. Затем «убитый» должен встать в строевую стойку и сделать доклад старослужащему. Его содержание разнится в зависимости от рода войск и части. Если доклад не нравится, то процедура повторяется. «Калабаха» особенно любима в ВДВ;
  8. «Дембельские вопросы». Ритуал, не связанный с физическим насилием. Он сводится к тому, что старослужащий начинает внезапно задавать молодому солдату самые разные вопросы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего с логикой. Суть ритуала заключается в том, что «дух» должен ежедневно помнить количество дней, оставшихся до приказа;
  9. «Пожар». Данный ритуал часто выполняется сержантами рот. По его команде весь личный состав выносит из помещения имущество, оставляя казарму полностью пустой. Забирается все: кровати, тумбочки, личные вещи. Суть ритуала: рота должна уложиться в определенный норматив по времени. Если это не удается, вынесенное затаскивается обратно, и процесс начинается заново. Причиной «пожара» может быть плохо убранное помещение, наличие запрещенных предметов в казарме;
  10. Сигарета под подушкой. В период «стодневки», старослужащий каждое утро должен находить сигарету под своей подушкой с надписью «до приказа столько-то дней». Ее кладет ночью «дух», специально закрепленный за конкретным «дедом». Особый шик – положить сигарету, не разбудив дембеля. За подобную услугу «дед» отдает «духу» порцию масла. Отсутствие сигареты – серьезный проступок, за которым может быть жестокое наказание;
  11. «Накормить голодана». Только старослужащие пользуются правом принимать пищу вне столовой. Если за этим процессом поймают «духа», то его ожидает кара. Причем это не обычное избиение, а нечто более изощренное. Провинившегося могут заставить просто съесть буханку черного хлеба за один присест либо же накормить из бачка с пищевыми отходами, либо дать ему краюху хлеба, намазанную гуталином;
  12. Команда «Один!». Аналог армейской команды «рядовой, ко мне». Услышав ее, любой «дух» должен подбежать к «деду», встать смирно и представиться. Смысл ритуала в скорости молодого бойца: если она окажется недостаточной, за этим последует наказание;
  13. «Читка Приказа». Ритуал, связанный с публикацией приказа об увольнении в запас. Для его зачитывания выбирается самый молодой солдат. Он залазит на несколько табуретов, поставленных друг на друга, и на самом верхнем садится на корточки. В такой позе солдат должен громко и отчетливо зачитать текст приказа из газеты. Заканчивается подобное «обращение» выдергиванием нижнего табурета из пирамиды. После окончания церемонии старослужащие обычно выпивают, причем спиртное должны достать молодые бойцы;
  14. «Китайский стульчик». Ритуал применяется в виде наказания за незначительные нарушения. Солдата сажают спиной к вертикальной стене, чтобы его согнутые в коленях ноги образовывали прямой угол. В профиль его поза напоминает стул. Длительное нахождение в таком положении вызывает мучительную боль в суставах.

Ритуалами сопровождаются переходы с одной ступени армейской иерархии на другую. Чтобы стать «черпаком» солдату, прослужившему год, необходимо вынести серию ударов бляхой ремня, черпаком или табуретом по ягодицам. Их количество обычно совпадает с числом отслуженных месяцев. Ритуал называется «перебивкой» - аналогичным образом «духов» переводят в разряд «слонов».

В «дембеля» посвящают иначе: бойца «бьют» по мягкому месту тонкой нитью через несколько одеял или матрас, а рядом после каждого удара «от боли» кричит специально взятый «дух».

На военном флоте существует неофициальная иерархия и собственные ритуалы перехода из одной категории в другую. Причем моряки проявляют особую изобретательность. «Карасю», чтобы стать «полторашником», нужно пройти обряд «смывания чешуи»: его либо окатывают водой из пожарного шланга, либо бросают с корабля за борт. Обряд стараются провести неожиданно для «посвящаемого».

Это далеко не все ритуалы и традиции, связанные с неуставными отношениями в армейской среде. Есть и другие, менее распространенные, которые практикуют исключительно в определенных родах войск. Существует любопытная традиция «золотого духа». Если в роте с призывом появляется единственный новобранец, то он получает особый, привилегированный статус. «Деды» должны общаться с ним уважительно - в казарменной иерархии он получает место на уровне старослужащих.

Военнослужащий, потерявший уважение товарищей или не желающий жить по законам дедовщины, может быть понижен в статусе или изгнан из иерархии. Но это делают крайне редко.

Где больше всего дедовщины

Существует мнение, что неуставные отношения чаще возникают в менее престижных частях типа стройбата. Это заблуждение. Факты дедовщины обнаруживались в самых «элитных» подразделениях российской армии. Считается, что неуставные отношения менее распространены среди военнослужащих, имеющих постоянный доступ к огнестрельному оружию. Хотя в Афганистане дедовщина цвела буйным цветом и нередко принимала самые жестокие формы.

Значение имеет не род войск или место дислокации подразделения, а профессиональные качества командного состава. Наибольший уровень неуставных отношений наблюдается в частях, где офицеры не справляются со своими прямыми обязанностями, не вникают в повседневную жизнь солдат и сержантов, находящихся под их началом.

Неуставные отношения в царской армии

Из учебников истории и произведений классиков мы знаем, что русская армия времен Суворова или Кутузова была суровой школой жизни. Служили по двадцать пять лет, а мордобой и жестокие телесные наказания считались нормой. Рукоприкладством в основном занимались унтер-офицеры, которые таким образом поддерживали порядок в армейском коллективе. До нас не дошли сведения об издевательствах солдат друг над другом. Некий прообраз дедовщины существовал и тогда. Еще со времен Петра Первого к новобранцу приставляли опытного солдата – «дядька». Он учил молодого, как вести себя в новом коллективе и помогал в освоении армейских премудростей, в обмен на что «дух» выполнял поручения «дядька», чистил оружие, чинил амуницию. Подобная практика выглядит довольно логично и не кажется унизительной.

В то время солдаты больше страдали от официальных телесных наказаний, которые отменили в 1904 году. Попытка их возрождения в 1916 году привела к окончательному подрыву морального духа российской армии.

В XIX веке явление, весьма напоминающее современную дедовщину, получило широкое распространение в военных учебных заведения Российской империи. Об этом осталось множество воспоминаний современников. Причем неуставные отношения царили в самых престижных училищах страны: в Пажеском корпусе, Николаевском инженерном училище. Новичков не только избивали или издевались над ними – возникла иерархическая система, похожая на ту, что действовала в советской армии. В Николаевском кавалерийском училище юнкера младших курсов назывались «зверями», старших – «корнетами», а второгодников именовали «майорами».

Одним из первых решений молодой советской власти была полная отмена телесных наказаний в армии. В довоенный период ничего похожего на современную дедовщину в РККА не было – все процессы в армии жестко контролировались. Максимум, что могли сделать старослужащие, это пошутить над новобранцем. Любая же попытка создать, сплотить «дедов» для решения вопросов в воинском подразделении, могла привести к тюремному сроку.

Нет упоминаний о случаях неуставных отношений во время войны. Да и откуда им было взяться, если жизнь пехотинца на передовой обычно измерялась несколькими атаками? По заявлениям очевидцев, новобранца могли заставить поменяться обувью или обмундированием, и то подобные практики были скорее исключением, чем правилом.

Есть мнение, что неуставные отношения в армию пришли вместе с заключенными, призванными на фронт из лагерей. Действительно, они во многом напоминают жизненный уклад «блатных» на зоне, но в то время дедовщина не получила широкого распространения.

Считается, что неуставные отношения появились в советской армии на рубеже 60-х и 70-х годов.

Есть несколько версий, почему так случилось:

  1. Согласно первой, дедовщина появилась после сокращения срока службы, которое произошло в 1967 году. Причем данное решение касалось только вновь призванных солдат и сержантов. Мобилизованные ранее - дослуживали срок полностью. Естественно, что такое положение дел не понравилось старослужащим, которые принялись вымещать свою злость на новобранцах;
  2. Второй возможной причиной зарождения дедовщины называют решение о призыве в армию людей с криминальным прошлым, что раньше абсолютно не допускалось. В конце 60-х годов в Советском Союзе бушевал демографический кризис, вызванный огромными людскими потерями в войне, поэтому руководство страны было вынуждено пойти на такой шаг. Обществу это было подано как попытка исправить уголовников, но получилось ровно наоборот: призывники с тюремными «ходками» принесли в армейскую среду элементы воровской субкультуры;
  3. В конце 60-х годов командиры стали массово использовать солдат и сержантов для выполнения хозяйственных работ и извлечения для себя материальной выгоды. Подобная деятельность, абсолютно не предусмотренная уставом, требовала создания новой системы отношений, в которой старослужащие контролировали бы работу молодых солдат. Чтобы сломать новобранцев, на них оказывалось психологическое и физическое давление. Со временем офицеры увидели в «дедовщине» удобный и эффективный механизм управления солдатами. Так она стала частью советской военной машины.

Распространенным заблуждением о дедовщине является уверенность в отсутствии неуставных отношений в горячих точках. Мол, доступность боевого оружия отрезвляет горячие головы и останавливает издевательства над молодыми солдатами. Опыт Афганистана, а затем и Чечни показывает ошибочность такого мнения. В ОКСВА дедовщина процветала как в тыловых частях, так и в подразделениях, активно участвующих в боевых действиях. Офицеры прекрасно знали об этом явлении, но считали борьбу с ним нерациональным.

Дедовщина - это явление, появившееся в позднем Советском Союзе. Именно тогда сформировалась казарменная иерархия, появились ритуалы неуставных отношений

70-е и 80-е годы стали периодом «расцвета» неуставных отношений в Советской армии. Об этом свидетельствуют практически все, кто проходил службу в это время. «Дедовщина» стала главной «скрепой» Вооруженных Сил СССР в последние десятилетия их существования. Тогда родилось большинство традиций и ритуалов неуставных отношений. Офицеры в большинстве не противостояли явлению, а использовали его для личных целей.

Что изменилось в новейшее время

В 90-е годы ситуация стала еще хуже. Тяжелейший экономический кризис привел к развалу армии – из нее стали массово уходить толковые офицеры. Общество захлестнула волна криминальной романтики, на блатном жаргоне начали говорить ученики в школах. Все это способствовало дальнейшему проникновению уголовной культуры в армию. Неуставные отношения еще более ожесточились: теперь у молодых солдат стали вымогать деньги, появились случаи сексуального насилия в казармах, избиения все чаще заканчивались убийствами.

Изменения к лучшему появились только в начале «нулевых» годов. В стране улучшилось экономическое положение, что позволило существенно увеличить финансирование армии. Проблема дедовщины стала настолько острой, что военному ведомству пришлось заняться борьбой с ней.

В 2006 году Госдума приняла поправки к закону о воинской обязанности, согласно которым, срок службы с 2007 года уменьшался до полутора лет, а с 2008 – до года. Это решение в кратчайшие сроки нанесло по неуставным отношениям в армии сокрушительный удар - оно начало ломать всю систему отношений в неофициальной воинской иерархии. Сейчас разница между новым и старым поколением в казарме составляет всего лишь полгода. В последние годы армия взяла курс на увеличение количества контрактников в своих рядах. С 2017 года все корабли Северного флота уже комплектуются матросами, служащими по контракту.

В 2018 году военная прокуратура сообщила, что количество случаев рукоприкладства уменьшилось на 18% по сравнению с 2016 годом. Уменьшение срока службы значительно улучшило ситуацию с неуставными отношениями, но полностью решить ее не смогло. Доказательство этому – многочисленные видеоролики с издевательствами над солдатами, выложенные в интернете. Это подтверждают и представители общественных организаций, хотя и они говорят об уменьшении уровня проблемы.

Привычные армейские касты просто не успевают сложиться за год, поэтому сегодня неуставные отношения принимают другие формы. Чаще новобранцы жалуются на вымогательства денег, все больше преступлений совершают военнослужащие, стоящие рангом выше. Причем поборы происходят под угрозой насилия или даже убийства. Правозащитники заявляют, что главной причиной, способствующей дедовщине, является закрытость армии.

Можно ли противостоять дедовщине

О неуставных отношениях существует множество мифов, появившихся в основном благодаря кинематографу и художественной литературе. Один из самых распространенных гласит, что новобранец, сильный морально и хорошо подготовленный физически, вполне может противостоять проявлениям дедовщины в армии, способен дать отпор старослужащим и защитить себя от унижений и издевательств.

К сожалению, это иллюзия. Молодой солдат может быть физически сильнее любого «деда» в казарме, но если в части существуют неуставные отношения, против него выступит весь армейский коллектив. После проявления неповиновения он автоматически попадет в «черный список» с вытекающими последствиями. Бунтаря будут изводить уставом, помещать на гауптвахту, устроят бойкот.

Нужно четко понимать, что дедовщина в армии практически невозможна без молчаливого одобрения командования. Солдат с сильной волей теоретически может противостоять сослуживцам, но против офицеров и командира части он бессилен. От неуступчивого бойца будут требовать строжайшего выполнения всех уставных положений, причем в случае любых нарушений под наказание обязательно попадут военнослужащие его собственного призыва. Так неуступчивый солдат может быть легко лишен любой поддержки в казарме и превращен в изгоя.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Дедовщина’s not dead: Дембельские истории из ада

Рассказы очевидцев о насилии, вымогательствах и суициде в сегодняшней армии

Весенний призыв в армию в самом разгаре - повестки летают по почтовым ящикам на манер волшебных писем из Хогвартса, будущие защитники Родины тухнут в очередях на медкомиссию, а самые заботливые из родителей выясняют, кому нужно заплатить, чтобы спасти чадо. Удивительно, но среди сотен тысяч перепуганных юношей находятся добровольцы, которые сами горят желанием провести «юность в сапогах». Желание это обусловлено не только стремлением чем-то заполнить экзистенциальную пустоту, но и уверенностью в собственной безопасности. «Дедовщина в прошлом, не ссы, боец» - подобное в наши дни можно услышать довольно часто, но стоит ли этому доверять? Мы опросили ребят, которые вернулись на гражданку совсем недавно.

Павел, 20 лет

Срок службы: 2014–2015

Я служил в Каменке под Питером. Эта часть регулярно становилась героем статей и вообще имеет дурную славу . Это официально один из самых сумасшедших регионов для служб и рекордсмен по количеству регулярных трупов, побегов и уголовных дел.

Нас собирали на учения в Архангельск на две недели - там были танки, вертолеты, самолеты и до**ра чего еще. После учений на полигоне остаются неразорвавшиеся снаряды. Сначала прошлись саперы, потом руководство решило второй волной пустить солдат. Человек 150 встало в линию и пошли по полю - по кустам, по грязи, по земле. Если нашел снаряд, то втыкаешь рядом палку с красным наконечником и идешь дальше (лично я нашел пару снарядов РПГ и еще какую-то х**ню). До этого нас построили и заставили расписываться в технике безопасности, но читать нам ее не давали. Нам сразу сказали, что нам лучше не умирать там - никто не будет разбираться и портить и без того плохую репутацию части. Старшина с невозмутимым лицом рассказывал нам, что количество погибших должно превысить 3% от всей суммы солдат, чтобы началось разбирательство. Если, например, из ста солдат на полигоне умрут лишь два-три, то тела закопают в лесу, а родителям скажут, что парни сбежали. Дезертиры, позорные трусы, все дела. Мы были в шоке от столь откровенных инструкций. Большинству из нас повезло - мы ни на гранатах не подорвались, ни пулю не словили. Но один чувак пал жертвой неаккуратного обращения с автоматом. Семье отправили письмо, мол, сын ваш сбежал в леса и пропал без вести.

В принципе, большую часть солдат все устраивало. Я служил с отбитыми бойцами, абсолютно неадекватными. Быдло, гопота - я не знаю, как охарактеризовать эту группу людей. Они постоянно избивали нас, все время требовали деньги. В первый же месяц нам понадобилось 30 фонариков. Мне сказали, что их купить должен я - в противном случае мне сломают руки. Я обзванивал знакомых и друзей, искал деньги.

В моем призыве был парень Ванька, который довольно быстро обзавелся кличкой Ванька Пакет. Причина предельно простая - вся часть трахала его в рот через целлофановый пакет (в том числе некоторые офицеры). Паренек был тихий с очень мягким характером, которому не повезло попасть в такую часть, полную мразей. В итоге он куда-то бесследно пропал - ходили слухи, что он повесился. Это не стало сюрпризом ни для кого - в части постоянно кто-то вешался, это не было событием.

Некоммерческий благотворительный фонд «Право матери» занимается помощью семьям, чьи сыновья погибли в армии из-за неуставных отношений или чудовищных условий проживания. В год в фонд поступает от 3000 до 7000 обращений.

Максим, 21 год

Срок службы: 2013–2014

С медициной был ад. Пока я служил, от пневмонии умерло несколько человек, потому что на них всем было плевать. Все, у кого температура была меньше 38,5, работали наравне с остальными. Было пять человек с температурой 37, но им было пи**** х**во, поэтому их дней пять держали в казарме, но не разрешали лежать, только сидеть и читать устав (в армии лежать можно только в отбой, т. е. ночью). Оказалось, что у всех этих пацанов было воспаление легких. Узнали только через несколько дней, когда все-таки решили их отправить в санчасть.

Был еще один парень - врачи лечили его от гриппа, а в один день он впал в кому. На следующий день умер. Если не ошибаюсь, диагностировали воспаление мягких тканей сердца. Через полгода после моего дембеля один парень сломался и застрелился в карауле. В армии, впрочем, много времени для размышлений - депрессию подхватить как нех** делать.

Однажды я за пять дней спал три часа, в результате заснул прямо в строю на ходу. Но у меня здоровье нормальное, так что держался ОК. А вот был с нами чел - в первые дни армии ему отчего-то было так плохо, он даже обоссался. Он не мог работать, не мог ничего делать - его еще больше чмырили и отправляли делать грязную работу, мыть туалеты и так далее. Он постоянно просился в госпиталь, а таких в армии не уважают и поэтому издевались над ним еще больше - не только служащие, но и офицеры. В итоге его отпустили в госпиталь - оказалось, у него почечная недостаточность и сдвоенная почка. А это стопроцентный откос от армии, сразу уехал домой. Его фейл в том, что он не пришел в военкомат и не проходил осмотр - его сразу из дома увезли, а ведь мог бы откосить. Меня тоже забрали из дома, я вообще военкомате ни разу в жизни не был. Меня привезли сразу на медкомиссию, я там говорил, что у меня в детстве был судорожный синдром. Мне ответили, что это нормальная тема. Вот недавно, впрочем, узнал, что это тоже был стопроцентный откос. Зашибись, чо.

Были парни, которые не выдерживали и пытались свалить по белому билету - ну, типа психи. Их тоже, естественно, еще сильнее чмырили, а им на самом деле было тяжело. Один из таких постоянно жаловался, что у него болит живот, но лечиться его, конечно, не отправляли. Ему мать привезла лекарств, у него от них были газы - его за это еще больше избивали. Всегда плакал, домой хотел - через несколько месяцев этого ада получилось уйти по «психу».

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых