Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове). Игровые приемы, направленные на совершенствование умения определять позицию звука в слове Схемы определения места звука в словах

Анжела Гапоненко

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте:

Выделение (узнавание) звука на фоне слова,

Вычленение первого и последнего звука,

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Большую трудность для детей представляет выделение первого звука из слова и слога. Например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове сумка, он вместо с называет су.

Работа по вычленению первого согласного звука из слова (слога) проходит гораздо быстрее, если дети научились вычленять согласный звук из конца слова, где он четко слышен, а так же сравнивать друг с другом слова с изучаемым звуком в начале и конце слова.

Очень полезны задания на определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.

Предлагаю вашему вниманию игры, разработанные в практической многолетней работе, подходящие для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию навыков звукового анализа.

Игра «Ёжики с корзинками» Цель : развитие фонематического слуха, дифференциация звуков на слух и в произношении.

Оборудование : две корзинки, две карточки с буквами (С и Ш, З и Ж и т. п., несколько предметов и игрушек, в названии которых есть изучаемые звуки (р-л, с-ш, з-ж, и т. д.).

Ход игры : на столе находятся предметы и корзинки с прикрепленными буквами. Ребенок выбирает любой предмет, произносит его название 2 раза (обычно и с утрированным звуком) и кладет в соответствующую корзинку. Если ребенок не умеет произносить изучаемый звук, то слово произносит педагог, а ребенок различает звук на слух. Другой вариант : к столу у доски выходят два ребенка-«ёжика», дается задание разобрать предметы, одному ребенку - в корзинку С, другому ребенку - в корзинку Ш.

Игра «Змейка» Цель : развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слова.

1 вариант

Оборудование : на доске нарисована змея, пространство под змейкой разделено мелом на три части (под головой, туловищем и хвостом будем ставить предметные картинки). Картинки имеют в своем названии изучаемый звук, расположенный в начале и конце слова, или 2 вариант - в начале, середине и конце слова.

Ход игры : ребенок берет картинку, произносит ее название, утрируя изучаемый звук, и ставит на подставку доски в нужном месте. Если ребенок затрудняется, слово произносит педагог, одновременно ведя рукой по змейке.

2 вариант

Оборудование : на столе перед ребенком карточка с нарисованной змейкой, на карточке пуговица, которую можно передвигать по нитке, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале, середине и конце слова.

Ход игры : ребенок произносит или слушает слово, ведя пальцем по змейке, затем двигает пуговицу в нужное место.


3 вариант

Оборудование : на столе перед ребенком две змейки, нарисованные на карточках, на скрепках – символ гласного (другой вариант - согласного) звука в начале и конце слова, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале и конце слова.

Ход игры : ребенку нужно разложить картинки на две стопки под змейками, в зависимости от места звука в слове.



Публикации по теме:

Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

«В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Учить определять место звука [К] в слове. 2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий.

Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т» Ф. И. О: Овчинникова Светлана Владимировна Должность: Учитель – логопед Образовательное учреждение: МДОУ д/с «Березка» Группа: подготовительная.

Игры на определение места звука в слове

(2 позиции: начало, конец)

"В стране звуков"

Цель: развивать фонематические представления. Навыки фонематического анализа.

В стране звуков не принято называть друг друга по именам или фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки. Например:

Вова - [В-А], Серёжа - [С- А], Баранкин - [Б-Н] и т.д.

Давайте познакомимся, как будто мы в стране звуков.

Вариант этой игры:

"Загадай любимую игрушку"

Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М" - А] - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы, виды спорта и т.д.

Выделять первый звук детям старшего дошкольного возраста, конечно, легко. Но значительно сложнее становится это задание, когда по условию игры необходимо вспомнить много слов с одного звука.

Сердитый ворон

Цель: упражнение в выделении первого звука в словах, развитие фонематического слуха.

Игровой материал: игрушки или картинки, кукла. Правила игры: Детям даем игрушечных зверей или картинки.

В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.

Вокруг домика речка, и пройти в домик молено только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.

На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.

Подошли звери к мостику, очень хотят, домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук. Просим детей помочь зверятам.

Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: баран - Б, а белка -Б.

Вариант этой игры:

"Помоги кукле"

Каждому ребенку даем куклу, которая может совершать определенные действия (войти в домик, перейти через мостик и др.) лишь тогда, когда она назовёт первый звук своего имени. За куклу говорит ребёнок.

"Подскажи кукле звук "

Игровой материал: кукла.

Ход игры:

Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено... (К).

На него смотрел белолапый щено... (К).

Он хотел его догна... (Ть).

А рядом по двору гулял важный пету...(Х).

За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А).

Хозяйка вынесла всем кор... (М) и т. д.

"Тренировка вратаря"

Цель: формирование навыка выделения последнего звука.

Сначала тренируемся в нахождении первого звука. А затем играем. Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки или стоя кладет руки на пояс. Это хоккейные ворота. Говорим разные слова. Те, которые начинаются со звука Ш, ребенок пропускает, а если звучит слово, которое начинается с другого звука, ворота захлопывает.

Словарный материал: шайба, шар, Шурик, ширма, молодец (почему не захлопнул ворота, слово со звуком М), зефир, жижа, шорты и т.д.

Варианты этой игры:

1."Шайбой" назначается согласный звук, имеющий пару по мягкости - твердости. Например, звук П. Тогда надо пропустить пальто, поле, путник, парта, но нельзя персик, пятка, пистолет, перо и т.д.

Правила этой игры изменяются: теперь нельзя пропускать какой-нибудь определенный звук, не обязательно первый. Например, звук Щ. Если в слове слышится этот звук, ворота необходимо захлопнуть. Это упражнение не только прекрасно развивает слух детей, но и помогает нам понять затруднения ребенка. Так, если он часто захлопывает звук Ш или звук Ч вместо Щ, то понятно, что надо специально поиграть с этими звуками.

3. "Кто внимательный?"

Просим детей стукнуть карандашом по столу (или хлопнуть, топнуть, выполнить любые движения), если они услышат звук Щ.

Словарный материал: шелк, шептать, щекотать, счастливый, цапля, щелкунчик, честный, шелковица, шоколад, щипать, шум., щепка, жир, щипцы.

Аналогично играем с другими шипящими звуками.

«Изобрази тот предмет,

который начинается с того же звука, что и твое имя»

Цель: формирование навыка выделения последнего звука.

Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в ее имени? - К. Названия каких предметов начинаются с этого же звука?

Кошка, канат, камень и т.п.

Как изобразим кошку (канат, камень и т.п.)?

Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.

«Цепочк»

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры.

Один из учеников (или учитель) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где печальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т. д.

Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

«Крайние звуки»

Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа.

Ход игры.

Дети должны записать слова (в тетрадях или на доске), звучание которых начинается (заканчивается) на заданный логопедом звук. Слова произносятся логопедом.

Примерные лексические темы: одежда, обувь, украшения, детали одежды, части тела и лица.

Ш:шуба, шапка, шарф.

П: платье, платок, плащ.

С: сапоги, сандалии, сабо.

Б: бусы, брошка.

А: нога, рука, голова, спина.

Б: бантик, бабочка.

А: щека, губа, глаза.

«Дежурный звук»

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры.

Логопед произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на" первом месте. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются

Примерные лексические темы: звери, птицы, растения. Образец. Л: лось, лошадь.

ЛЬ: лев, леопард, лиса.

Р: роза, ромашка.

РЬ: редис, репа, ревень.

С: сова, соловей, сыч.

Документ

Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком , определением места звука в слове ). Употребление имен существительных с... Игра «Найди звук » Учитель-логопед.Ребята, пройдите к столам и сядьте. Посмотрите на экран. Найдите на ...

  • Игры на расширение ориентировки и формирование словаря

    Документ

    Свои карточки. Найди место звука в слове Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове на ­чале, середине или... правила игры : Выбрать одежду для определенного времени года. Подобрать букву, обозначающую звук , с которого на ...

  • Приказ № от 2011г. Основная образовательная программа начального общего образования Рассмотрена на педагогическом совете

    Основная образовательная программа

    И исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать... слове и вне слова , определение места звука в слове ; правильное произношение звука и название буквы или букв, которыми он обозначается на ...

  • На этой страничке я буду размещать примеры звукового анализа, который мы с детьми выполняем на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

    Для чего делать звуковой анализ? Прежде, чем начать учить ребёнка читать и писать, надо убедиться в том, что он хорошо слышит и различает звуки речи. Иначе, в процессе обучения грамоте могут возникнуть проблемы.

    Прежде всего мы учим ребёнка определять наличие звука в слове. Затем называем первый звук в слове (обычно начинают с гласных под ударением). Потом идёт позиционный анализ - учимся слышать, где находится звук: в начале, середине или конце слова. и, наконец, "высший пилотаж" - порядковый и количественный анализ (сколько звуков в слове и какова их последовательность).

    Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!! (взрослый произносит слово или показывает картинку, ребёнок повторяет слово или сам называет слово по картинке).

    Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа.

    Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки - это то, что мы слышим и произносим. Для звуковго анализа используются специальные символы звуков - цветные кружочки (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).

    Позиционный анализ

    Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова - это первый звук, с него слово начинается. Конец слова - это самый последний звук. Середина слова - это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове "аист". Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове "шарик". Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)


    Звуковой анализ слова

    (количественный и порядковый)

    Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки - красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие - зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.

    Пример: выполняем звуковой анализ слова "лиса" (рекомендуемтся выделять последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).

    Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л"] - согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.

    Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] - согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.

    Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А - звук [А] - гласный, обозначаем красным цветом.

    Все характеристики звука даются УСТНО (записывать не надо).

    Назови все звуки в слове ЛИСА [Л"], [И], [С], [А]. Всего четыре звука.


    Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

    Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы

    и не перескакивать через этапы.

    Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:
    - соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;
    - соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
    - соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

    Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода :
    - формирование навыков элементарного анализа;
    - обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

    Первый период , в свою очередь, состоит из частей:
    - выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
    - определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
    - нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

    По количеству операций первый период является более развёрнутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры. Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
    - сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
    - далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
    - затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
    - и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

    Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

    Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове.

    Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.

    Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек.

    Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.

    В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.

    Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава? Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков - позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.

    Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения. Таким образом, рекомендована к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу такая последовательность позиций анализируемых звуков.

    Для узнавания звука в слове:
    - ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);
    - согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
    - любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

    Для определения первого звука в слове:
    - ударные гласные;
    - сонорные согласные;
    - щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
    - остальные согласные звуки.

    Для определения последнего звука:
    - ударные гласные;
    - сонорные согласные;
    - щелевые согласные.

    Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

    Приведем, теперь последовательность предъявляемых для полного звукового анализа слов. Общее правило при подборе слов состоит в том, чтобы не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами. Не подходят, следовательно, слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, 3 на конце слова и в середине перед согласными (типа ложка, грядка). Что касается слов с безударными гласными, то они берутся не на ранних этапах, а после предварительной работы с односложными словами, причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У и Ы, как наименее подверженные редукции. Совсем же отказаться от слов с безударными гласными не стоит, просто можно произносить их орфографически - [коза], а не [каза], как мы произносим по нормам орфоэпии. Дети будут запоминать данные слова и это будет пропедевтика правописания безударных гласных.

    Итак, порядок анализируемых слов следующий.
    - слова из двух гласных (типа ау);
    - слова из двух звуков (типа ум);
    - слова из трех звуков (типа рак);
    - слова из двух открытых слогов (типа мама);
    - слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
    - слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
    - слова из двух слогов (типа сумка);
    - слова из трех открытых слогов (типа корова).

    Чтобы родителям не ошибиться в отборе нужных слов для проведения анализа, приведем примерный список слов, отвечающий названным правилам. Конечно, родители могут использовать и свои слова, главное, чтобы они соответствовали перечисленным требованиям.

    Формы звукового анализа для дошкольников


    Слова с ударными гласными в начале слова (используются для узнавания гласных в слове).
    А: адрес, Алла, Анна, Ада, август, автор, азбука, аист, алый, ангел, арка, арфа, астра, атом;
    О: Оля, обруч, облако, общий, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осень, ослик, остров, отдых, отпуск;
    У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, узкий, улей, улица, умный, устный, утка, утро;
    И: Ира, Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра;
    Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

    Слова с ударными гласными в середине слова (используются для узнавания гласных в слове).
    А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран;
    О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон, сноп, порт;
    У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук, руль, звук, жук, внук;
    И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис;
    Ы: дым, сын.

    Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (используются для выделения первого звука в слове).
    Л, Л": лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна, лиса, лист, лодка, луг, лук, лыжи;
    М, М": мак, мама, март, маска, масло, мир, миска, море, мост, муха, мыло;
    Н, Н": нож, носки, нос, ноты, номер, нитки, низкий;
    Р, Р": радио, радуга, рак, ракета, рама, роса, рис, рейка, рельсы.

    Слова с сонорными согласными на конце слова (используются для выделения последнего звука в слове).
    Л, Л": стол, стул, пыль, плыл, носил, косил, вокзал, пенал, узел, мел, орел, футбол, угол, пол, быль, мель, даль;
    М, М": терем, крем, холм, лом, сом, атом, шум, дым, изюм;
    Н, Н": барабан, диван, океан, стакан, карман, банан, тюльпан, кран, каштан, орден, клен, пингвин, ужин, магазин, павлин, графин, горн, ремень, камень, пень;
    Р, Р": самовар, базар, сахар, шар, тигр, кедр, клевер, ковер, веер, номер, тренер, катер, вечер, мир, кефир, календарь, букварь, словарь.

    Слова с глухими согласными на конце слова (используются для выделения последнего звука в слове).
    К: веник, звонок, щенок, кубок, гудок, чулок, замок, урок, каток, молоток, жук, лук, паук, галстук, бык;
    П: сироп, укроп, карп, серп, суп;
    С: квас, час, лес, пес, рис, бокс, нос, насос;
    Г: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет, кит, щит;
    Ф: шкаф, шарф;
    X: мох, горох, петух;
    Ц: перец, ранец, дворец, огурец, песец, отец;
    Ч: врач, меч, кирпич, луч, мяч;
    Ш: шалаш, душ, ландыш, малыш, камыш;
    Щ: плащ, лещ.

    ПОЛНЫЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
    Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
    Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.
    Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.
    Слова из двух открытых слогов: мама, рама, ваза, гуси, шуба, лыжи, мыло, ножи, часы.
    Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, грач, шкаф, план, плот, плащ, врач.
    Слова из одного слога со стечением согласных: волк, торт, шарф, бобр, март, зонт, куст, мост, лист, лифт.
    Слова из двух слогов со стечением согласных: сумка, кошка, маска, парта, палка, лампа, щетка, мышка, мишка.
    Слова из трех открытых слогов: корова, лопата, солома, ворона, сорока, дорога, Марина, собака.

    Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети 5-7 лет»

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

    УПРАЖНЕНИЕ № 1

    Взрослый дает ребенку два кружка - красный и зеле-ный - и предлагает игру: если ребенок услышит правиль-ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про-износит звукосочетания:


    БАМАНВАВАНАЛЬБОМАЛЬПОМ

    ПАМАНДАВАЙАЙБОМАЛЬМОМ

    БАНАНБАВАНАНЬБОМАЛЫНОМ

    БАНАМВАНАНАВЬБОМАБЛЁМ

    ВИТАМИНВИТАНИИКЛЕТКАКЪЕКТА

    МИТАНИНМИТАВИНКЪЕТКАКВЕКТА

    ФИТАМ ИИФИТАВИНКЛЕТТАТЛЕКТА

    ВИТАЛИМВИТАНИМТЛЕТКАКВЕТКА

    Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кру-жок.

    УПРАЖНЕНИЕ № 2

    Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

    мак-бак-такмоток-каток-поток
    ток-тук-такбатон-бутон-бетон
    бык-бак-бокбудка-дудка-утка
    дам-дом-дымнитка-ватка-ветка
    ком-дом-гномклетка-плётка-плёнка

    тыква-буква-будка

    Примечание. При воспроизведении слов необязательно зна-ние понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труд-нопроизносимых звуков.

    УПРАЖНЕНИЕ № 3

    Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь-ных:


    канава-канава-какао-канава

    ком-ком-кот-ком

    утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

    будка-буква-будка-будка

    винт-винт-бинт-винт

    минута-монета-минута-минута

    буфет-букет-буфет-буфет

    билет-балет-балет-балет

    дудка-будка-будка-будка


    УПРАЖНЕНИЕ № 4

    Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

    мак-бак-так-банан, сом-ком-индюк-дом, лимон-вагон-кот--бутон, мак-бак-веник-рак, совок-гном-венок-каток, пятка-ватка-лимон-кадка, ветка-диван-клетка-сетка, каток-дом-моток-поток.

    И т.п.

    УПРАЖНЕНИЕ № 5

    Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

    та-та-тапа-па-па ка-ка-ка
    та-та-та па-па-па ка-ка-ка
    та-та-та па-па-па ка-ка-ка

    фа-фа-фана-на-на

    ва-ва-ваба-ба-ба

    ма-ма-мага-га-га

    УПРАЖНЕНИЕ № 6

    Воспроизведение слоговых сочетаний с одним соглас-ным и разными гласными звуками.

    та-то-туну-ны-набо-ба-бы
    ты-та-тоно-на-нубу-бо-ба
    му-мы-мада-ды-допа-пу-по
    мо-ма-мыду-ды-даку-ко-ка
    ва-ву-воИ т.п.

    УПРАЖНЕНИЕ № 7

    Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

    та-ка-папа-ка-та
    ка-на-пага-ба-да
    фа-ха-кака-фа-ха
    ба-да-гава-ма-на
    ма-на-ваИ т.п. То же с гласными О, У, Ы.

    УПРАЖНЕНИЕ № 8

    Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву-ками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога:

    па-бата-да
    по-бока-га
    пу-буфа-ва
    пы-быса-за

    ша-жа

    (То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога:

    па-ба-пата-да-тава-фа-ва
    по-бо-пода-та-дафа-ва-фа
    пу-бу-пука-га-каса-за-са
    пы-бы-пыга-ка-га

    УПРАЖНЕНИЕ № 9

    Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву-ками, различающимися по мягкости/твердости,
    па-пяпо-пёпу-пюпы-пи
    ма-мямо-мёму-мюмы-ми
    ва-вяво-вёву-вювы-ви

    та-тято-тету-тюты-ти

    ба-бябо-бёбу-бюбы-би

    да-дядо-дёду-дюды-ди

    фа-фяфо-фёфу-фюфы-фи

    УПРАЖНЕНИЕ № 10

    Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди дру-гих звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произно-сит звуковой ряд, например:

    А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.

    Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый глас-ный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

    Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю - гласные БУКВЫ, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д.

    УПРАЖНЕНИЕ № 11

    Выделение одного из согласных звуков в звуковом по-токе. Взрослый называет и, многократно повторяя, доби-вается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук - хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.

    Примечание. Предлагаемые жестовые символы разработаны автором пособия. При помощи подключения зрительного и дви-гательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных зву-ков. Символы приводятся в порядке очередности освоения на занятиях соответствующих звуков.

    М - корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

    Н - телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)

    В - вьюга воет, деревья качает (машем руками над голо-вой)

    Ф - из маленького шарика выходит воздух (округленные ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)

    К - игрушечный пистолетик стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному)

    Т - работает пишущая машинка (изображаем указатель-ными пальцами)

    П - лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

    X - греем руки (подышать на тыльную сторону ладони)

    С - качаем насос (сжатые ладони движутся вниз-вверх)

    3 - комарик летает (большой и указательный пальцы сжаты, круговые движения рукой)

    Ц - тише, тише, тишина (палец к губам)

    Звуковой ряд:А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-

    В-О-Э и т.д.

    Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с бук-вами: ПЭ, ТЭ, ЭР - это названия букв, произносить же надо звуки.

    УПРАЖНЕНИЕ № 12

    Назвать первый звук в словах.

    Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уго-лок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, ут-ренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, уро-жай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

    Объяснить выделенные слова. УПРАЖНЕНИЕ № 33

    Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

    Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, бу-кеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, кака-ду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

    УПРАЖНЕНИЕ № 13

    Назвать первый и последний звуки в словах.

    Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, ок-рики, опера, окна, осы, ослики.

    Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

    Вспомнить 4-5 действий, названия которых начинают-ся со звука У.

    УПРАЖНЕНИЕ № 14

    Назвать звуки в сочетаниях.

    АУУАИ
    УА АИУ
    АИ АУИ
    ИА ИУА
    ИУ УИА
    УИ ИДУ

    Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У, 3-й - И.

    УПРАЖНЕНИЕ № 15

    Определить первый звук в словах.

    Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

    Объяснить выделенные слова.

    Определить, в каком из двух слов есть звук В.

    Волосы - полосы, ворона - корона, вышка - пышка, вагон - загон, вата - хата, волк - полк, корова - корона, волны - полный, сова - сама.

    Грива , сова, голова, корова, диван, давать, кивать, пра-вый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

    Объяснить выделенные слова.

    УПРАЖНЕНИЕ № 16

    «Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

    Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, фла-кон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, фор-точка, флаг, фыркать.

    Определить, есть в слове звук Ф или нет.

    Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

    Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

    УПРАЖНЕНИЕ № 27

    Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

    АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

    УПРАЖНЕНИЕ № 18

    Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).

    Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

    УПРАЖНЕНИЕ № 19

    Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

    Сады - садики, зонты - зонтики, кусты - кустики, мосты - мостики, носы - носики, банты - бантики, ходы - ходики, плоты - плотики, усы - усики, рыбы - рыбки, горы - горки, липы - липки, лапы - лапки, норы - норки.

    УПРАЖНЕНИЕ № 20

    Назвать все звуки по порядку.

    Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

    Игры, помогающие определить место звука в слове

    Игра «Звукоедик»:

    Игровой материал: кукла.

    Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

    Игра «Подарки друзьям»:

    Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:

    Айболиту – абрикос, альбом, астру;
    Зайчику – зонт, замок, звонок.

    Игра «Цепочка слов»:

    Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

    Игры, помогающие услышать согласные мягкие и твердые звуки:

    Игра «Найди свой домик»:

    Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).

    Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.

    Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».
    Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов

    Игра «Отгадай загадку»:

    Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

    Например:

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка. – ЛИСА

    Ребенок пишет отгадку:

    зеленый | красный | синий | красный

    Игра «Назови слово по модели»:

    Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:

    синий | красный | синий

    Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.

    Модели берем разные. Играем до победителя.

    Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений с помощью игровых и дидактических упражнений учат детей различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова, различать его грамматические формы, формировать фонематический анализ и синтез; способствуют развитию речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. А это в свою очередь будет корректировать, развивать и совершенствовать письменную речь в целом.

    После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

    Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Для этогонапоминаем не хитрые правила

    Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают:

    Гласные - эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходя изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным квадратом.

    Характеристика гласных :

    А, О, У, Ы, Э - обозначают твёрдость согласных;

    Я, Ё, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.

    Согласные - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде зубов, губ. Согласный звук может быть:

    Ш, Ж, Ц - всегда твёрдые . Твердый звук обозначаем синим цветом.

    - мягкий, если его смягчает гласная я, ё, ю, и, е или Ь (мягкий знак).

    Й, Ч, Щ - всегда мягкие . Мягкий согласный звук обозначаемзеленым цветом.

    б) - глухой согласный - обозначаем зачёркнутымколокольчи­ком.

    звонкий согласный - обозначаем колокольчиком

    Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой)

    Буквы мы видим и пишем (фотография звука)

    Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный. Слог - это часть слова. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно предложить ребенку прохлопать слово по частям, или положить ладонь под подбородок и произнести слово отчётливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить, сколько в слове гласных звуков.

    Скольковсловегласных, столькоислогов.

    Слово - состоит из звуков и слогов, обозначает предметы, их признаки и действия.

    Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.

    Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

    При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:выделение звука из слова, определениепервого звука,установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковойанализ.

    Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные, синие, зеленые), в речевом плане, по представлению.

    Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

    Слова, которые не следует даватьдля анализа:

    Слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь,

    Слова со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными,

    В этих случаях написание слова расходится с егопроизнесением, значит слово трудно для анализа.

    Ниже приводится перечень слов,в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.

    Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

    А:Аня, азбука, аист, ангел, армия, астра, арфа, арка

    О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осы, обувь.

    У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, урна.

    И: Игорь, ива, ирис, иней, искра, избы, иволга, иглы.

    Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

    Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

    А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран, танк,

    О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

    У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

    И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

    Ы: дым, сын.

    Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

    Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

    © 2024 asm59.ru
    Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых