Фрагмент панно фасада государственной киностудии КНДР
С завершением Второй мировой войны период японской колонизации Кореи подходит к концу. В 1945-1948 годах, во время присутствия военного контингента СССР в Северной части Корейского полуострова, там, с поддержкой советских коллег, начал развиваться Северокорейский кинематограф. Уже в 1946 году выпускаются первые документальные фильмы «Наше строительство» и «Демократические выборы», которые прямо демонстрируют приверженность кинематографистов нового государства традициям социалистического реализма . В начале следующего года основана государственная киностудия (этот статус был закреплён в 1948 году после того, как было юридически оформлено Разделение Кореи), «задачей которой было начать создание новых образов национального кино после десятилетней гегемонии японской культуры» . Вопреки влиянию СССР, северокорейские режиссёры создают художественный стиль и политическое наполнение независимо от советских стандартов [ ] . Это проявилось, в том числе, в первом полнометражном звуковом художественном фильме «Моя родина» (1949 год), рассказывающей об антияпонской борьбе патриотов под руководством Ким Ир Сена в Манчжурии.
Разрушенная во время войны государственная киностудия восстановлена в 1956 году. В этот год выпущено семь полнометражных лент, в том числе первый цветной фильм «Сказание о крепости Садо». В следующем году подготовлен и выпущен в прокат первый советско-корейский проект - картина «Братья » (полное название в КНДР - «Не забывай Па Чжу Быль!» кор. 잊지말라 파주블! ). В 1959 году вышла экранизация национального корейского эпоса «Сказание о девушке Чун Хян» (о любви юноши-аристократа и простолюдинки). Оператору фильма 0 Ун Тхаку Первый (возрождённый) Московский кинофестиваль присудил серебряную медаль . В этом же году национальные кадры начал готовить Пхеньянский институт театра и кино. В 1961 организован Союз корейских кинематографистов. Наиболее известные режиссёры этого периода Ким Ки Ён («Горничная»), Ю Хюн Мок («Пуля без цели») и Шин Сан Ок («Три ниндзя») , а также другие деятели кино: народный артист КНДР Пак Хак, Ом Гиль Сон , заслуженные артисты КНДР Кан Хон Сик, Юн Вон Джун, О Бён Чхо и другие .
К началу 1970-х годов в Корее работало 5 киностудий (художественных, научно-популярных, детских и мультипликационных фильмов, киностудия имени 8 Февраля), ежегодно выпускалось не менее 50 полнометражных фильмов .
Исследователи северокорейского кино выделяют шесть главных тем этого периода: фильмы «опережающие реальность», исполняющие агитационные задачи; фильмы о «скромных героях», о ежедневном трудовом подвиге; фильмы, воспитывающие патриотический дух у молодёжи; фильмы «классового самосознания», поддерживающие веру в победу идей лидеров страны; документальное кино; музыкальные фильмы, с воодушевляющими песнями, доступными для массового исполнения.
В соответствии с провозглашённой ещё в 1955 году идеологией чучхе , подтверждённой конституцией 1972 года, все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций самостоятельности, с опорой на собственные силы. Кинематограф, как важнейший инструмент воздействия на сознание граждан страны, находится в полном подчинении руководителей Северной Кореи. Ким Чен Ир в молодые годы лично руководил на месте всем северокорейским кинематографом, «проводя дни и ночи на съемочных площадках» . В 1973 году он пишет объёмный труд «О киноискусстве», которым регламентирует все процессы кинопроизводства по главам: О скоростном бое в чучхе-кинематографе, О правильном народном образе, О сюжете, О социалистической морали в кино, О распространенных идейных ошибках в финалах кинофильмов, О звуковых эффектах, О реквизите и костюмерах, О чучхе-музыке в национальном кино и так далее. Таким образом, «благодаря товарищу Ким Чен Иру была создана передовая кинопромышленность, школа северокорейского игрового и документального кино, взятая за образец многими школами». Например, в разделе «О ложности „фокусов“ в кинофильмах» он утверждает: «Киноактёр не вправе рассчитывать на случай, делая ставку на „фокусы“ комбинированной съемки и редактирование при монтаже. Надо в совершенстве овладеть, например, вождением машины, верховой ездой, чтобы правдиво и полноценно сыграть соответствующую роль, если даже придется прибегать к разного рода подделкам», или в разделе «О декорациях» предписывается: «квартиры трудящихся не могут быть обставлены одинаково, как и дома капиталистов или помещиков. Кроме того, нельзя квартиры всех людей труда изображать одинаковыми, без поправки на время действия и социальный строй».
В условиях полного регулирования творческого процесса количество и качество фильмов начинает снижаться. Официальные источники Северной Кореи оценивают объём выпускаемых фильмов на уровне 60-70 в год, что соответствует оценкам британской корпорации Би-би-си . Другие источники сообщают об 1-2 фильмах, специально готовящихся для международных фестивалей, и 15-20 выпускаемых ежегодно для внутреннего рынка картинах. Примитивность технической базы не позволила бы выпускать бо́льшее количество . Журналист Андрей Ланьков комментирует идеологическое наполнение северокорейских картин: «Жизнь тюрем и лагерей - одна из самых закрытых страниц в любом тоталитарном государстве. Особенно это относится к такому сверхтоталитарному государству, каким является современная Северная Корея. За время своего пребывания в этой стране я обратил внимание на то, что корейская пропаганда и официальное искусство (а другого искусства там просто не существует) почти никогда не говорят ни о суде, ни о тюрьмах. Фильмы про шпионов и „фракционеров“ кончаются тем, что разоблачённых злодеев куда-то увозят. Сцена суда, столь популярная в советском киноискусстве сталинских времен, - редкость, о тюрьмах же и вовсе не говорится ничего» .
В этот период созданы киноленты «Четырнадцатая зима», «Простой человек», «Новая семья», «Мой сын», «Цветущий край», «Мы встретились на горе Мёхян», «Два рыбака-капитана», «Оттепель». Известностью пользуются кинорежиссёры Ким Сан Рен, Ким Ен Хо, Чо Ген Сун и другие, народные артисты КНДР Ю Вон Чжун, Ким Сон Ен, Ю Ген Э, заслуженный артист КНДР Квак Мен Со и другие. В 1985 году кинематографисты СССР и КНДР выпускают фильм совместного производства «Секунда на подвиг » о подвиге лейтенанта Советской Армии Якова Новиченко , спасшего на пхеньянском митинге 1 марта 1946 г. Ким Ир Сена от брошенной в него гранаты. Чрезвычайно популярны вышедшие в прокат СССР фильмы с традиционными восточными единоборствами «Хон Гиль Дон » (1986 год, о герое национального средневекового эпоса), «Приказ № 027 » (1986 год, о Корейской войне 1950-1953 годов).
Многое о методах работы в политизированном кинематографе Северной Кореи говорит похищение режиссёра Син Сан Ока. Ким Чен Ир стремился создать киноиндустрию, которая позволила бы ему поколебать негативное отношение мировой аудитории к Трудовой партии КНДР. Для воплощения этих планов был выбран южнокорейский режиссёр Син Сан Ок, которому отводилась роль талантливого пропагандиста. В 1978 году он был похищен в Гонконге . Факт самостоятельного перехода в Северную Корею маловероятен, так как Пхеньян позже признавал факты захвата, например, граждан Японии в качестве культурных советников. По информации газеты «The Guardian » Син Сан Ок сразу после доставки в Пхеньян был помещён на 4 года в тюрьму, «где он жил на диете из травы, соли, риса и партийно-идеологической обработки» . В 1983 году он был освобождён и доставлен на приём к Ким Чен Иру. Партийный лидер объяснил причину похищения: «имеющиеся кинематографисты КНДР делают поверхностные работы. У них нет никаких новых идей». По данным газеты режиссёр согласился работать и снял семь фильмов, среди которых самый известный - «Пульгасари » (불가사리, Pulgasari) о мифологическом чудовище , ставшим на сторону батраков, своеобразный «коммунистический вариант Годзиллы ». Этот фильм был принят Ким Чен Иром как творческая победа. Семье режиссёра был разрешён выезд в Вену для переговоров о прокате фильма в Европе. В австрийской столице ему удалось укрыться в посольстве США и получить политическое убежище.
В 1994 году скончался руководитель страны Ким Ир Сен . Государство возглавил его сын Ким Чен Ир. Нельзя говорить о системных переменах в кинематографе, но подход и структура этой индустрии подверглись пересмотру. По А. Астафьеву можно выделить четыре основных фактора изменений:
В 2000 году на встрече глав двух корейских государств была достигнута договоренность о культурном обмене. В Южной Корее был официально показан северокорейский фильм «Пульгасари», созданный на основе древней народной легенды . Пхеньян ответил Сеулу через 3 года. В 2003 в столице КНДР впервые показали южнокорейский фильм - драму «Ариран», - очередную экранизацию истории корейского народа в годы японского колониального правления. Тема вполне идеологически корректна, поэтому северяне приняли делегацию с Юга с должным гостеприимством. Тема единения одного народа дала толчок съёмкам в Республике Корея не только политических боевиков из общей истории, но и романтических комедий, например, «Девушка с Севера, парень с Юга». У двух стран не только общие классические сюжеты «Ариран», «Чхунхян» или вариации на тему боевых искусств. Кинематографисты Северной Кореи учились в СССР раньше, Южной - учатся в России сейчас. Есть и другие общие позиции. Северокорейские политики всегда поддерживали противление южнокорейских коллег увеличению рынка иностранных фильмов, так как «это ведет к дальнейшему подавлению корейской культуры, лишению корейской нации её национальной самобытности, на смену которым приходят американизация, японизация, вестернизация» .
Фильмы, упоминающиеся в русскоязычных источниках (год выхода, русское название, оригинальное название, режиссёры).
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
ф | Моя Родина | ? | ? | |
ф | Доменная печь | ? | Мин Джон Сик | |
ф | Пограничники | ? | ? | |
ф | Родной край | ? | ? | |
ф | Юные партизаны | 소년빨찌산 | Юн Ен Гю | |
ф | Волки | ? | Ли Сек Тин | |
ф | Молодожёны | ? | Юн Ён Гю | |
ф | Прекрасная песня | ? | ? | |
ф | Дорога к счастью | ? | Чен Сан Ив | |
ф | По велению сердца | ? | Ким Нак Себ, Лян Чхен Пхен | |
ф | Сказание о крепости Садо | Тен Дюк Че | ||
ф | Борьба ещё не окончена | ? | Мин Джон Сик | |
ф | Братья | 잊지말라 파주블! | И. Лукинский , Чен Сан Ин | |
ф | Высота безымянная | ? | Юн Рен Гю, Цой Уи Бон | |
ф | Сказание о девушке Сим Чен | ? | Ким Ен Хи | |
ф | Разве можно жить в разлуке | ? | ? | |
ф | Виднеется гора Пактусан | ? | ? | |
ф | Её жизненный путь | ? | Чен Сан Ин, Ли Ден Сук | |
ф | Сказание о девушке Чун Хян | ? | Юн Рен Гю | |
195? | ф | Под светлым солнцем | ? | ? |
ф | Красная сигнальная ракета | ? | Кан Хон Сик | |
ф | Невидимый фронт | 보이지 않는 전선 | Мин Ден Сик | |
ф | На железной дороге | 철길우에서 | Ким Сон Гё | |
ф | Море крови | 피바다 | Цой Ик Ки | |
ф | Цветочница | 꽃파는 처녀 | Пак Хак, Цой Ик Ки | |
ф | Судьба Кым Хи и Ын Хи | 금희와 은희의 운명 | Пак Хак, Ом Гиль Сон | |
ф | Центральный нападающий | 중앙공격수 | Пак Чон Сон, Ким Кил Ин | |
ф | День в парке культуры и отдыха | 유원지의 하루 | Ким Док Гю | |
ф | Сказание о Чхун Хян | 춘향전 | Ю Вон Чжун, Юн Рён Гю | |
ф | Пульгасари | 불가사리 | Син Сан Ок , Чон Кин Чо | |
ф | Хон Гиль Дон | 홍길동 | Ким Гиль Ин | |
ф | Приказ №027 | 명령-027호 | Чон Ги Мо, Ким Ын Сок | |
ф | Секунда на подвиг | 영원한 전우 | Эльдор Уразбаев , Ом Гил Сен | |
ф | Цветок колокольчика | 도라지꽃 | Чо Кён Сун | |
ф | Утомлённое солнце | Оригинальное название неизвестно | Никита Орлов, Сан Бок Пак | |
ф | Следы жизни | 생의 흔적 | Чо Кён Сун | |
ф | Берег спасения | 구원의 기슭 | Арья Дашиев, Рю Хо Сон | |
ф | Городская девушка выходит замуж | 도시처녀 시집와요 | Чон Юн | |
ф | Часть без номера | 소속없는 부대 | Кан Чун Мо | |
ф | Бегом до самых небес | 달려서 하늘까지 | Ли Чжу Хо | |
ф | Живые призраки | 살아있는 령혼들 | Ким Чхун Сон | |
ф | Кровавая табличка | 피묻은 략패 | Пхё Гван | |
ф | Дневник школьницы | 한 녀학생의 일기 | Чан Ин Хак | |
ф | Пхеньянский боец | 평양 날파람 | Пхё Гван и Мен Чоль Мин | |
ф | Заколдованная гора | ? | ? | |
ф | Дневник военнослужащей | 녀병사의 수기 | Чан Кил Хён | |
ф | Песня о Восточном море | 동해의 노래 | Чан Ён Бок | |
ф | Колёса счастья | 행복의 수레바퀴 | Чжон Кон Чо | |
ф | Встреча в Пхеньяне | 평양에서의 약속 | Ким Хён Чхоль | |
ф | Товарищ Ким отправляется в полёт | 김동무는 하늘을 난다 | Ким Гван Хун, Николас Боннер, Аня Делеманс | |
Северная Корея – это государство, расположенное в северной части Корейского полуострова. Северная Корея – это неофициальное название страны. На самом деле полное называние звучит так: Корейская Народно-Демократическая Республика или же сокращенно .
Любопытно, что уровень грамотности в КНДР составляет 100%.
Северную и Южную Кореи разделяет так называемая нейтральная, демилитаризованная зона (ДМЗ). Ее ширина равна 4 км, а длина – 241 километр: она проходит через весь Корейский полуостров.
Именно на этой территории с момента ее создания в 1953 году проводятся переговоры между двумя республиками полуострова. Несмотря на свое название, это самая милитаризованная граница в мире.
В Северной Корее марихуана не запрещена и находится в свободном доступе. Есть информация, что ее даже рекомендуют, в качестве более здоровой альтернативы табаку.
Стадион Ныннадо имени Первого мая, который расположен в столице КНДР Пхеньяне, является самым большим стадионом в мире. Он вмещает 150 000 человек.
В 2011 году исследователи Северной Кореи выяснили, что граждане их страны являются второй счастливейшей страной после Китая. США они расположили в самом конце списка с короткой пометкой: «Давно мертвы».
На дорогах республики мало машин. Как правило, это либо китайские , либо российские уазики и даже «Приоры».
По отзывам многих туристов в Северной Корее идеально налажен механизм доносов на «чужаков». То есть, если вы, будучи туристом и вопреки запрету, ускользнете от бдительного сопровождающего из органов госбезопасности, обычные граждане тут же донесут об этом туда, куда следует. Делается это вовсе не по причине личной враждебности, а по соображениям высших целей безопасности своего государства.
При всем этом практически все, кому посчастливилось побывать в Северной Корее, говорят о том, что это настоящий исторический заповедник, переживший и , и Берлинскую стену. Чего у северокорейцев не отнять – так это искреннего гостеприимства и наивной, чарующей простоты.
В конце хочется добавить, что про Северную Корею ходит такое множество небылиц, что любой сомнительный факт нужно тщательно проверять. В 99% случаев это окажется мифом.
И, конечно же, не забывайте подписываться на сайт в любой социальной сети, если вы действительно любите интересные факты.
Понравился пост? Нажми любую кнопку.