Карпенков С. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов

Концепции современного естествознания. Карпенков С.Х.

6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. - 488 с.

Учебник написан в соответствии с Государственными образовательными стандартами (ГОС 2000). В нем изложены вопросы естественно-научного познания окружающего мира, фундаментальные концепции, принципы и законы природы, рассмотрены актуальные проблемы современного естествознания, связанные с изучением природных процессов и свойств вещества на молекулярном уровне, отражены естественно-научные аспекты энергетики, экологии и освещены важнейшие достижения естествознания, лежащие в основе современных наукоемких технологий.

Предназначен для студентов высших учебных заведений. Может быть интересен и полезен широкому кругу читателей.

Формат: pdf ( 6-е изд., перераб. и доп., 2003 )

Размер: 4,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: doc ( 2-е изд. , испр. и доп., 200 0 )

Размер: 4Мб

Скачать: yandex.disk

ПРЕДИСЛОВИЕ К ШЕСТОМУ ИЗДАНИЮ

Первое издание предлагаемой книги вышло в свет в 1997 г. Это был один из первых учебников, посвященных дисциплине «Концепции современного естествознания», изучаемой студентами высших учебных заведений социально-экономических и гуманитарных направлений.

По мере накопления новых материалов и сведений последующие издания существенно дорабатывались, дополнялись и в них вносились исправления и уточнения. При доработке учитывался многолетний опыт чтения лекций и проведения практических занятий в Государственном университете управления. В результате учебник совершенствовался и видоизменялся: сократилось число глав с девятнадцати (в первом издании) до одиннадцати (в более поздних изданиях), устаревшие сведения заменены новыми, некоторые разделы написаны заново и т. п. Шестое издание существенно переработано и исправлено.

В предлагаемом учебнике в сжатой и доступной форме изложены фундаментальные естественно-научные знания, т.е. знания о природе, которые нужны каждому образованному человеку, чтобы не только поведать тайны, могущество и красоту природы, но и понять, что нужно сделать, чтобы сохранить окружающую среду и жить в гармонии с природой.

При изучении концепций современного естествознания полезно помнить наставление русского публициста Д.И. Писарева (1840-1868): «Надо учиться в школе, но еще гораздо более надо учиться по выходе из школы».

Книга предназначена для студентов высших учебных заведений дневной, вечерней и заочной форм обучения по специальностям экономики, юриспруденции, управления, философии, социологии, экологии, менеджмента, маркетинга, товароведения, туризма, бизнеса, финансов, предпринимательства и др.

Предисловие..................................................................................................................... 8

Введение.............................................................................................................. 9

ЧАСТЬ I . ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР ............................ 11

1. Естествознание и окружающий мир................................................................. 13

1.1. Естественно-научные знания и современное образование................................ 13

1.2. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний. . 18

1.3. Естественно-научные знания и сфера управления............................................ 23

1.4. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания................... 27

1.5. Естествознание и математика................................................................. 31

1.6. Развитие естествознания и псевдонаучные тенденции........................... 35

1.7. Естествознание и нравственность.......................................................... 42

1.8. Рациональное и иррациональное начала познания................................ 46

56

2. Естественно-научное познание окружающего мира................................... 57

2.1. Процесс естественно-научного познания.............................................. 57

2.2. Формы естественно-научного познания................................................ 62

2.3. Методы и приемы естественно-научных исследований......................... 70

2.4. Научное открытие и доказательство.................................................................. 77

2.5. Эксперимент - основа естествознания................................................. 82

2.6. Современные средства естественно-научных исследований............. 85

2.7. Важнейшие достижения современного естествознания..................................... 90

Контрольные вопросы.................................................................................. 93

ЧАСТЬ II . ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

3. Фундаментальные принципы и законы.................................................................. 97

3.1. Физика - фундаментальная отрасль естествознания........................................ 97

3.2. Материя и движение, время и пространство...................................... 104

3.3. Концепция атомизма. Дискретность и непрерывность материи. . . 108

3.4. Фундаментальные взаимодействия......................... ,............................... ПО

3.5. Принцип относительности................................. ................................... 116

3.6. Свойства пространства - времени и законы сохранения.............................. 118

3.7. Фундаментальные законы Ньютона........................................................ 122

3.8. Статистические и термодинамические свойства макросистем.... 125

3.9. Термодинамические законы............................................................................ 129

3.10.Электромагнитная концепция.......................................................................... 134

3.11.Корпускулярно-волновые свойства света.............................................. 138

Контрольные вопросы............................................................................................ 143

4. Атомный в нуклонный уровни строения материн .......................... 144

4.1. Структура атомов................................................................................... 144

4.2. Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц........................................... 147

4.3. Вероятностный характер микропроцессов..................................................... 150

4.4. Современные атомные системы.............................................................. 153

4.5. Ядерные процессы........................................................................................... 156

4.6. Элементарные частицы........................................................................... 164

4.7. Перспективы развития физики микромира...................................................... 166

169

ЧАСТЬ III . ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ. . . 171

5. Концепция развития и эволюция Вселенной........................................................ 173

5.1. Сущность концепции развития......................................................................... 173

5.2. Эволюция Вселенной.............................................................................. 176

5.3. Структура Вселенной...................................................................................... 182

5.4. Средства наблюдения объектов Вселенной............................................ 185

5.5. Проблема поиска внеземных цивилизаций...................................................... 188

5.6. Солнечная система - часть Вселенной.......................................................... 190

5.7. Земля - планета Солнечной системы.................................................... 195

Контрольные вопросы........................................................................................... 202

6. Естественно-научные знания о веществе .................................................... 203

6.1. Развитие химических знаний................................................................. 203

6.2. Синтез химических веществ.................................................................. 207

6.3. Современный катализ............................................................................. 212

6.4. Образование земных и внеземных веществ........................................... 218

6.5. Природные запасы сырья....................................................................... 220

6.6. Органическое сырье.............................................................................. 227

6.7. Новые химические элементы................................................................. 234

6.8. Перспективные химические процессы.................................................. 238

6.9. Современные материалы........................................................................ 243

6.10. Перспективные материалы..................................................................... 252

Контрольные вопросы.................................................................................. 261

7. Биосферный уровень организации материи............................................ 262

7.1. Зарождение живой материи.................................................................. 262

7.2. Носитель генетической информации............................................................ 264

7.3. Структура и функции белков................................................................ 269

7.4. Строение и разновидности клеток................................................................. 271

7.5. Происхождение жизни.......................................................................... 275

7.6. Предпосылки эволюционной идеи........................................................ 279

7.7. Эволюция жизни............................................................ .............................. 283

7.8. Растительный и животный мир............................................................. 294

7.9. Человек - феномен природы........................................................................ 302

7.10. Жизнеобеспечение человека.......................................................................... 310

7.11. Продление жизни организма.......................................................................... 321

7.12. Формирование ноосферы..................................................................... 327

Контрольные вопросы........................................................................................... 328

ЧАСТЬ IV . ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХ-
НОЛОГИЙ, ЭНЕРГЕТИКИ И ЭКОЛОГИИ................................
329

8. Естественно-научные аспекты технологий................................................ 331

8.1. Развитие средств информационных технологий............................................. 331

8.2. Современные средства накопления информации.................................... 337

8.3. Мультимедийные системы и виртуальный мир...................................... 342

8.4. Микро- и наноэлектронные технологии.............................................. 344

8.5. Лазерные технологии...................................................................................... 352

8.6. Современные биотехнологии................................................................. 359

8.7. Генные технологии.......................................................................................... 361

8.8. Проблема клонирования.................................................................................. 364

366

9. Естественно-научные проблемы современной энергетики......................... 367

9.1. Энергия - источник благосостояния........................................................... 367

9.2. Преобразование энергии...................................................................... 369

9.3. Эффективность производства и потребления энергии.................................. 373

9.4. Тепловые электростанции............................................................................. 375

9.5. Повышение эффективности энергосистем............................................ 376

9.6. Гидроисточники и геотермальные источники энергии........................ 382

9.7. Гелиоэнергетика.................................................................................... 387

9.8. Энергия ветра........................................................................................ 389

9.9. Атомная энергетика....................................................................................... 392

9.10. Особенности отечественной энергетики...................................................... 396

Контрольные вопросы................................................................................... 398

10. Естественно-научные аспекты экологии.... ...................................... 399

10.1. Глобальные катастрофы и эволюция жизни.......................................... 399

10.2. Предотвращение экологической катастрофы....................................... 403

10.3. Природные катастрофы и климат.......................................................... 405

10.4. Парниковый эффект и кислотные осадки.......................................... . 412

10.5. Сохранение озонового слоя.......................................................................... 416

10.6. Водные ресурсы и их сохранение...................................................... . 420

10.7. Потребление энергии и среда нашего обитания............................. 422

10.8. Радиоактивное воздействие на биосферу............................................. 425

10.9. Естественно-научные проблемы защиты окружающей среды....... 431
Контрольные вопросы........................................................................................... 434

11. Гармония природы и человека .................................................................... 435

11.1. Человек и природа.................................................................................. 435

11.2. Сохранение природных ресурсов....................................................... 436

11.3. Обновление энергосистем.................................................................. 438

11.4. Эффективное потребление энергии.................................................... 439

11.5. Экономия материальных ресурсов..................................................... 444

11.6. Экономия ресурсов на транспорте..................................................... 446

11.7. Города и природа........................................................................... 451

11.8. Решение проблем утилизации............................................................. 454

11.9. Перспективные технологии и окружающая среда.............................. 459

11.10. Глобализация биосферных процессов................................................ 460

Контрольные вопросы................................................................................... 462

Заключение.......................................................................................................... 464

Литература................................................................................................................... 465

Словарь специальных терминов............................................................................. . 466

Указатель имен............................................................................................................ 479

СОВРЕМЕННОГОЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Издание второе,

исправленное и дополненное

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

издательство

«Академический Проект» 2000

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
кафедра философии Финансовой академии

при Правительстве Российской Федерации

(зав. кафедрой проф. М.В. Вальяно )

и лауреат Государственной премии СССР

в области науки и техники, д-р техн. наук,

проф. В.А. Шахнов
Карпенков С.Х.

К26 Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. Изд. 2-е, испр. и доп. – 639 с.
ISBN 5-8291-0085-1
Учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В нем изложены фундаментальные принципы, законы, концепции и важнейшие достижения естествознания, а также освещены естественно-научные основы современных технологий, энергетики и экологии.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть интересен и полезен широкому кругу читателей.
УДК50

ББК 20

ISBN 5-8291-0085-1

© Карпенков С.Х, 2000

© Академический Проект, оригинал-

макет, оформление, 2000

Посвящается всем тем, кто

хотел бы поведать тайны,

могущество и красоту

природы

Предисловие

В современном обществе большое внимание уделяется не только различным отраслям естествознания, но и бурно развивающимся наукоемким технологиям, энергетике и экологии. Фундаментальным концепциям естествознания и естественно-научным основам современных технологий, энергетики и экологии посвящен настоящий учебник.

Учебник состоит из четырех частей. В части I обоснована практическая значимость естествознания в современном обществе и рассмотрены основные положения естественно-научного познания окружающего мира. В части II изложены фундаментальные законы и концепции естествознания. Часть III посвящена естественно-научным концепциям развития процессов в природе. В части IV рассмотрены естественно-научные основы современных технологий, энергетики и экологии.

Материал учебника изложен на уровне концепций, т.е. с учетом основополагающих идей и систем взглядов на рассматриваемые естественно-научные вопросы. При изложении материала использованы простые известные школьникам математические выражения, формулы и термины. Естественно-научная сущность рассматриваемых вопросов представлена в наглядной и доступной для выпускника средней школы форме.

Учебник написан в соответствии с содержанием учебных пособий автора: «Основные концепции современного естествознания» (ЮНИТИ, 1998) и «Концепции современного естествознания: Практикум» (ЮНИТИ, 1998),– а также с учетом исправлений, изменений и дополнений материала, изложенного в ранее изданном учебнике автора «Концепции современного естествознания» (ЮНИТИ, 1997).

При изучении концепций современного естествознания полезно помнить мудрое наставление русского публициста Дмитрия Писарева (1840–1868): «Надо учиться в школе, но еще гораздо более надо учиться по выходе из школы».

Книга предназначена для студентов высших учебных заведений дневной, вечерней и заочной форм обучения экономических, юридических, философских, а также специальностей и специализаций управления, социологии, технологии, менеджмента, маркетинга, товароведения, туризма, бизнеса, финансов, предпринимательства и др.

Концепции современного естествознания
Год : 2000, 2003, 2009
Автор : Карпенков С.Х.
Жанр : Учебное издание
Издательство : КНОРУС
ISBN : 978-5-390-00316-9
Язык : Русский
Формат : 2000 - DOC, 2003-PDF, 2009 - DjVu
Качество : Отсканированные страницы
Количество страниц : 672
Описание : Учебник написан в соответствии с Государственными образовательными стандартами. В нем изложены вопросы естественнонаучного познания окружающего мира, фундаментальные концепции, принципы и законы природы, рассмотрены актуальные проблемы современного естествознания, связанные с изучением природных процессов и свойств вещества на молекулярном уровне, отражены естественно-научные аспекты энергетики, экологии и освещены важнейшие достижения естествознания, лежащие в основе современных наукоемких технологий.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть интересен и полезен широкому кругу читателей.

Примеры страниц 11 издания


Нажмите чтобы закрыть спойлер: Примеры страниц 11 издания


Предисловие к одиннадцатому изданию..........................3
Из предисловия к десятому изданию................................3
Из предисловия к седьмому изданию................................4
Из предисловия к первому изданию..................................5
Введение..............................................................................6
Часть 1
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
Глава 1.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1.1. Естественно-научные знания
и современное образование................... 11
1.2. Структура и развитие естествознания.......... 20
1.3. Устойчивое развитие и естественно-научное образование............................... 25
1.4. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний................... 35
1.5. Естественно-научные знания и сфера управления.............................. 38
1.6. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания............................. 43
1.7. Естествознание и математика.................49
1.8. Развитие естествознания и псевдонаучные тенденции................................. 55
1.9. Естествознание и нравственность.............. 62
1.10. Рациональное и иррациональное начала познания.................................. 68
Контрольные вопросы........................... 81
Глава 2.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2.1. Процесс естественно-научного познания........ 84
2.2. Формы естественно-научного познания.........96
2.3. Методы и приемы естественно-научных исследований..............................105
2.4. Научное открытие и доказательство............113
2.5. Эксперимент - основа естествознания..........119
2.6. Современные средства естественно-научных исследований..............................121
2.7. Важнейшие достижения современного естествознания.............................126
Контрольные вопросы...........................131
Часть II
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Глава 3.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ
3.1. Физика - фундаментальная отрасль естествознания.............................135
3.2. Материя и движение, время и пространство.....144
3.3. Концепция атомизма. Дискретность
и непрерывность материи....................149
3.4. Фундаментальные взаимодействия.............151
3.5. Принцип относительности....................159
3.6. Свойства пространства, времени
и законы сохранения........................161
3.7. Фундаментальные законы Ньютона............165
3.8. Статистические и термодинамические
свойства макросистем.......................169
3.9. Термодинамические законы..................173
3.10. Электромагнитная концепция................178
3.11. Корпускулярно-волновые свойства света........183
Контрольные вопросы...........................189
Глава 4.
АТОМНЫЙ И НУКЛОННЫЙ УРОВНИ СТРОЕНИЯ МАТЕРИИ
4.1. Структура атомов...........................192
4.2. Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц.195
4.3. Вероятностный характер микропроцессов.......198
4.4. Современные атомные системы................203
4.5. Ядерные процессы.......... ................206
4.6. Элементарные частицы......................215
4.7. Перспективы развития физики микромира......217
Контрольные вопросы...........................221
Часть III ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ Глава 5.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
5.1. Сущность концепции развития................225
5.2. Эволюция Вселенной........................229
5.3. Структура Вселенной. .......................236
5.4. Средства наблюдения объектов Вселенной.......239
5.5. Проблема поиска внеземных цивилизаций......242
5.6. Солнечная система - часть Вселенной..........245
5.7. Земля - планета Солнечной системы...........252
Контрольные вопросы...........................260
Глава 6.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ О ВЕЩЕСТВЕ
6.1. Развитие химических знаний.................262
6.2. Синтез химических веществ..................267
6.3. Современный катализ.......................272
6.4. Образование земных и внеземных веществ......279
6.5. Природные запасы сырья.....................282
6.6. Органическое сырье.........................290
6.7. Новые химические элементы..................299
6.8. Перспективные химические процессы..........304
6.9. Современные материалы.....................310
6.10. Перспективные материалы...................321
Контрольные вопросы...........................331
Глава 7.
БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
7.1. Зарождение живой материи..................334
7.2. Носитель генетической информации...........337
7.3. Структура и функции белков..................342
7.4. Строение и разновидности клеток..............345
7.5. Происхождение жизни.......................350
7.6. Предпосылки эволюционной идеи.............360
7.7. Эволюция жизни...........................366
7.8. Растительный и животный мир................382
7.9. Человек - феномен природы..................393
7.10. Жизнеобеспечение человека..................402
7.11. Продление жизни организма..................415
7.12. Формирование ноосферы.....................421
Контрольные вопросы...........................423
Часть IV
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭНЕРГЕТИКИ И ЭКОЛОГИИ
Глава 8.
ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ
8.1. Развитие средств информационных технологий..427
8.2. Современные средства накопления информации. .434
8.3. Альтернативные компьютеры.................440
8.4. Мультимедийные системы и виртуальный мир. . .447
8.5. Микроэлектронные технологии...............450
8.6. Нанотехнологии............................456
8.7. Лазерные технологии........................462
8.8. Ракетно-космические технологии..............470
8.9. Современные биотехнологии..................473
8.10. Генные технологии..........................476
8.11. Проблема клонирования.....................479
Контрольные вопросы...........................481
Глава 9.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
9.1. Энергия - источник благосостояния............484
9.2. Преобразование энергии.....................487
9.3. Эффективность производства
и потребления энергии.......................492
9.4. Тепловые электростанции....................493
9.5. Повышение эффективности энергосистем.......495
9.6. Гидроисточники и геотермальные
источники энергии..........................503
9.7. Гелиоэнергетика............................510
9.8. Энергия ветра..............................513
9.9. Атомная энергетика.........................516
9.10. Особенности отечественной энергетики.........524
Контрольные вопросы...........................527
Глава 10.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ
10.1. Глобальные катастрофы и эволюция жизни.....529
10.2. Предотвращение экологической катастрофы.....533
10.3. Природные катастрофы и климат..............536
10.4. Парниковый эффект и кислотные осадки.......544
10.5. Сохранение озонового слоя...................550
10.6. Водные ресурсы и их сохранение..............554
10.7. Потребление энергии и среда нашего обитания. . .557
10.8. Воздействие излучения на биосферу...........560
10.9. Естественно-научные аспекты защиты окружающей среды.........................570
Контрольные вопросы...........................575
Глава 11.
ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
11.1. Пределы биосферы..........................577
11.2. Сохранение природных ресурсов..............584
11.3. Экономия энергоресурсов....................588
11.4. Экономия ресурсов на транспорте..............595
11.5. Города и природа...........................600
11.6. Решение проблем утилизации.................604
11.7. Глобализация биосферных процессов...........610
11.8. К развитию через воспитание.................614
Контрольные вопросы...........................623
Заключение.....................................625
Словарь специальных терминов......................628
Указатель имен...................................649
Список литературы................................665

Учебник написан в соответствии с государственными образовательными стандартами. В нем изложены вопросы естественно-научного познания окружающего мира, фундаментальные концепции, принципы и законы природы, рассмотрены актуальные проблемы современного естествознания, связанные с изучением природных процессов и свойств веществ на молекулярном уровне, отражены естественно-научные аспекты энергетики, экологии и освещены важнейшие достижения естествознания, лежащие в основе современных наукоемких технологий. Предназначен для студентов высших учебных заведений. Может быть интересен и полезен широкому кругу читателей.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концепции современного естествознания (С. Х. Карпенков) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

ВВЕДЕНИЕ

Наконец-то подаю руку по-настоящему полезной науке.

Гораций

Каждого человека, начиная с самого раннего возраста, отличает любопытство – естественное стремление познать окружающий мир. «Любопытство сродно человеку и просвещенному, и дикому», – утверждал выдающийся русский историк и писатель Н.М. Карамзин (1766– 1826). С возрастом неосознанное любопытство постепенно перерастает в любознательность – осознанное желание познавать законы, которые управляют природой, научиться применять их в своей трудовой деятельности, предвидя возможные ее последствия. Законы природы и способы их применения отражают концентрированный опыт человечества. Опираясь на него, человек способен защитить себя от ошибок, и ему легче достичь желаемых целей. Концентрированный опыт человечества лежит в основе любого образовательного процесса.

Естествознание – единая система наук о законах, явлениях и свойствах объектов природы, включающая множество отраслей – естественных наук.

Важнейшие достижения естествознания составляют фундаментальную базу современных наукоемких технологий производства разнообразной продукции, в том числе и товаров повседневного спроса. Для того чтобы знать, какой ценой дается такая продукция – важнейшая составляющая экономики, каковы перспективы развития современных технологий, тесно связанных с экономическими, социальными и политическим проблемами, нужны фундаментальные знания о природе – естественно-научные знания. В наше время естественно-научные знания превратились в сферу активных действий и представляют собой базовый ресурс экономики, по своей значимости превосходящий материальные ресурсы: капитал, землю, рабочую силу и т. п. Естественно-научные знания и основанные на них современные технологии формируют новый образ жизни, и высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. «Без естественных наук нет спасения современному человеку; без этой здоровой пищи, без этого строгого воспитания мысли фактами, без этой близости к окружающей нас жизни», – такую высокую оценку естественно-научным знаниям дал русский писатель и философ А.И. Герцен (1812–1879).

Если излагать подробно естественно-научные знания, накопленные во всех отраслях естествознания, то получится огромный фолиант, может быть, и нужный, но мало полезный даже для специалистов естественно-научного профиля, не говоря уже о специалистах гуманитарных и социально-экономических направлений. Задача изложения усложняется еще и тем, что его форма должна быть доступной для студентов, чья будущая профессиональная деятельность не имеет прямого отношения к естествознанию. Для решения этой задачи нужен обобщающий философский принцип. Сущность его заключается в изложении естественно-научных знаний в рамках концепций – основополагающих идей и системного подхода. Концептуальный принцип позволяет студентам получить фундаментальные, комплексные знания о природе, а на их основе более глубоко изучить узкоспециализированные дисциплины.

Современные средства естествознания дают возможность исследовать многие сложнейшие процессы на уровне атомных ядер, атомов, молекул, клеток, а затем и синтезировать ранее не существовавшие в природе вещества с необычными свойствами, а из них производить новые материалы для различных машин, устройств, изделий и т. п. Кроме того, благодаря таким исследованиям выращиваются высокоурожайные культурные растения, разрабатываются высокоэффективные средства лечения болезней и т. д.

Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности – залог успеха. Без фундаментальных знаний о природе может сложиться ошибочное общественное мнение, приводящее к необъективному решению, как это случилось, например, при необоснованном объявлении временного (1975–1985) моратория на генную инженерию. Следовательно, естественно-научные знания нужны не только высококвалифицированным специалистам, но и любому образованному человеку вне зависимости от сферы его деятельности.

В погоне за материальными ценностями современное человечество уже вышло за пределы устойчивого состояния биосферы, включающей все живое вместе со средой обитания. Это означает, что в результате нашествия цивилизации в природе уже нарушено устойчивое равновесие, которое в течение длительного времени обеспечивает круговорот веществ. Об этом напоминают участившиеся за последнее десятилетие разрушительные природные явления: ураганы, смерчи, наводнения, землетрясение, засухи, – вызывающие громадный материальный ущерб и сопровождающийся все большим числом человеческих жертв.

Превращение современного потребительского общества в духовно-развитое просвещенное общество – задача чрезвычайно сложная. Ее можно решить, только развивая всю систему образования общими силами воспитанных людей, для которых путеводной звездой является не роскошь, не нажива и другие соблазнительные кумиры, а царство добра, свободы и правды. Благородный, но тернистый путь к такому царству начинается с воспитания любовью в самом раннем детстве, когда закладывается духовно-нравственная основа для усвоения знаний на всех ступенях обучения, и продолжается в течение всей жизни каждого человека.

Знания не приходят сами по себе. Нужно усердно работать, прилежно учиться. «Надо учиться не стыдясь, а учить не скупясь», так сказал в далекие времена известный мыслитель Василий Великий (ок. 330– 379), и только в этом случае можно надеяться на успех.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых