Нижний Ломов. Город, который старше Пензы

()

Код ОКАТО: 56251501
Основан: 1636
Город с: 1636 Город районного подчинения (Нижнеломовский р-н Пензенской области)
Центр: Нижнеломовский р-н Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 53°32"
Географическая долгота: 43°41"
Высота над уровнем моря, метров: 170
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Нижний Ломов

Карта

Нижний Ломов: карты

Нижний Ломов: фото из космоса (Google Maps)
Нижний Ломов: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Нижний Ломов. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление.
По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Пачелма 32 (39) ЮЗ
2 Наровчат 38 (35) С
3 Вадинск 44 () З
4 45 (150) ЮВ
5 55 (58) СЗ
6 Башмаково 55 (59) ЮЗ
7 57 (64) С
8 58 (102) СВ
9 Мокшан 62 (70) В
10 65 (104) Ю
11 Торбеево (Республика Мордовия) 66 (94) СЗ
12 Земетчино 70 (97) З
13 Кадошкино (Республика Мордовия) 73 (121) СВ
14 Зубова Поляна (Республика Мордовия) 82 (85) СЗ
15 Исса 85 (122) СВ
16 Атюрьево (Республика Мордовия) 90 (129) С
17 Бессоновка 93 (128) В
18 Грабово 93 (137) В
19 95 (110) ЮВ
20 Гавриловка 2-я (Тамбовская область) 95 (175) ЮЗ
21 Старое Шайгово (Республика Мордовия) 99 () СВ
22 100 (117) С
23 Лунино 101 (164) В
24 102 (137) СВ
25 Пичаево (Тамбовская область) 103 (215) З
26 105 (116) В
27 Колышлей 108 (161) ЮВ
28 Чемодановка 109 (125) В
29 Явас (Республика Мордовия) 112 (126) СЗ
30 Ялга (Республика Мордовия) 114 () СВ
31 Тамала 114 (157) Ю

Краткая характеристика

Расположен на западной окраине Приволжской возвышенности, на р. Ломов (бассейн Оки), в 109 км к северо-западу от Пензы. Ж.д. станция.

Территория (кв. км): 15

Информация о городе Нижний Ломов на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Основан как сторожевая крепость в 1636 г. на р. Ломовка (она же Ломова, Ломовая). Возникшее здесь поселение именовалось Ломовской слободой, посадом, затем селом Нижний Ломов. Название реки и города от русского лом "болото, пойменный луг с кочкарником и мелколесьем", "бурелом, завал поваленного леса"; определение нижний указывало на положение по течению реки сравнительно с городом Верхний Ломов (ныне село).

В 1708 г. приписан к Азовской губернии (с 1725 г. - Воронежская губерния), с 1719 г. в Тамбовской провинции. С 1780 г. - уездный город Пензенского наместничества. С 1798 г. в Тамбовской губернии, в 1801-1928 гг. в составе Пензенской губернии.

Во второй половине 18 в. был одним из крупнейших торговых центров Пензенского края, проводилась ежегодная ярмарка. В 1858 г. крестьянин С.П. Камендровский основал спичечную фабрику (ныне фанерный завод).

В 1856 г. в уездном городе Нижний Ломов Пензенской губернии насчитывалось 10 церквей, 750 домов, 23 лавки.

В 1928-30 гг. в составе Пензенского округа Средневолжская области, в 1930-37 гг. в Средневолжском крае, в 1937-39 в Тамбовской области, с 1939 г. в Пензенской области.

Показатели муниципального образования

Показатель 2001
Демография
Число родившихся, на 1000 населения 7.8
Число умерших, на 1000 населения 15.2
Естественный прирост (убыль), на 1000 населения -7.4
Уровень жизни населения и социальная сфера
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 2054
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на жителя (на конец года), кв.м 20.1
Число дошкольных учреждений, шт. 4
Число детей в дошкольных учреждениях, тыс. человек 0.7
Число дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), шт. 7
Число учащихся дневных общеобразовательных учреждений, тыс. человек 3.3
Численность врачей, чел. 86
Численность среднего медицинского персонала, чел. 296
Число больничных учреждений, шт. 1
Число больничных коек, тыс. шт. 0.3
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, шт. 1
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену, тыс. шт. 0.4
Число зарегистрированных преступлений, шт. 348
Выявлено лиц, совершивших преступления, чел. 328
Экономика, промышленность
Число предприятий и организаций (на конец года), шт. 683
Строительство
Объём работ выполненных по виду деятельности "Строительство" (до 2004 - объём работ, выполненных по договорам строительного подряда), млн. руб. 20.3
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади 2.2
Ввод в действие жилых домов, квартир 20
Ввод в действие дошкольных учреждений, мест 0
Ввод в действие общеобразовательных учреждений, мест 0
Ввод в действие больничных учреждений, коек 0
Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену 0
Транспорт
Число маршрутов автобусов (во внутригородском сообщении), шт. 2
Число перевезенных за год пассажиров автобусами (во внутригородском сообщении), млн. чел. 0.6
Связь
Число квартирных телефонных аппаратов городской телефонной сети общего пользования, тыс. шт. 1.4
Торговля и услуги населению
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 515.4
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. 19749
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 3.7
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 72.1
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. 2761
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 2.3
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. 89
Инвестиции
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 95.7
Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемый за счет бюджетных средств, в общем объёме инвестиций, % 1.2

Источники данных:

  1. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник. Госкомстат России. - М:, 2003.

Экономика

Заводы: электромеханический, фанерный, ликёроводочный, кирпичный, маслодельный и другие.

В селе Верхний Ломов - спичечная фабрика "Победа". В селе Большой Мичкас - мясокомбинат, спиртозавод. В сёлах Голицино и Прянзёрки - пенькозаводы.

В Нижнеломовском районе выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс, просо, горох, гречиху, сахарную свёклу, коноплю, подсолнечник, картофель, кукурузу, овощи. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Птицеводство.

Месторождения глины, песка.

Основные предприятия

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Электромеханический завод
442130, Пензенская область, Нижнеломовский р-н, г. Нижний Ломов, ул. Толстого, 1
Предлагает: машины стиральные, велосипеды детские, пылесосы

ЛИКЕРО-ВОДОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Нижнеломовский ликеро-водочный завод
442130, Пензенская область, Нижнеломовский р-н, г. Нижний Ломов, ул. Урицкого, 129
Предлагает: Алкогольная продукция

Культура, наука, образование

Краеведческий музей (открыт в 1967 г.).

В Нижнем Ломове родился художник А.В. Лентулов.

ВУЗы города

Нижнеломовский филиал Пензенского государственного университета
442151, Пензенская область, Нижнеломовский р-н, г. Нижний Ломов, ул. Островского, 3

Музеи, галереи, выставочные залы

Нижнеломовский районный краеведческий музей
442150, Пензенская область, Нижнеломовский р-н, г. Нижний Ломов, ул. Московская, д. 59
Телефон(ы): 2-2156

Архитектура, достопримечательности

Городское строительство велось по утверждённому в 1785 г. плану региулярной застройки. Сохранились построенные в 19 в. каменные и деревянные купеческие дома, здания бывшего земского и приходского училищ, постройки Успенского монастыря (1880), деревянное здание земской больницы (вторая половина 19 в.).

Расположенный на берегах реки Ломов, в 109 километрах от областного центра. Площадь населенного пункта составляет 14,5 квадратных километров.

Общие данные и исторические факты

В 1636 году на месте современного города был основан острог. По некоторым данным в середине 17 века населенный пункт являлся уездным городом-крепостью. На протяжении многих лет острого успешно отражал атаки кубанских и крымских татар.

В 1708 году острог был включен в состав Азовской губернии. С середины 18 века в Нижнем Ломове начала функционировать крупная ярмарка, которая послужила быстрому развитию города.

В 1780 году Нижний Ломов получил статус уездного города Нижнеломовского уезда Пензенского наместничества.

В 1858 году в Нижнем Ломове была основана первая спичечная фабрика, которая позже стала очень крупным предприятием.

В начале 20 века в городе работали более 20 промышленных предприятий.

В 1920-е годы начали функционировать городской радиоузел и железная дорога до Выглядовки.

В 1939 году населенный пункт был включен в состав Пензенской области.

Во время Великой Отечественной войны в Нижнем Ломове был введен в эксплуатацию Нижнеломовский электромеханический завод, размещались 2 госпиталя.

В послевоенные годы в городе были построены новые жилые дома и социальные объекты.

С 1980 по 1998 год населенный пункт находился в статусе города областного подчинения.

Промышленные предприятия: фанерный завод "Власть труда", электромеханический завод, ликероводочный завод "Алкопром", хлебозавод.

Телефонный код г Нижнего Ломова - 84154. Почтовый индекс - 442150.

Климат и погода

В Нижнем Ломове умеренно континентальный климат. Зимы холодные и продолжительное. Лето очень теплое и короткое.

Самый теплый месяц Июль - средняя температура +20,2 градусов. Самый холодный месяц Январь - средняя температура -8,5 градусов.

Среднее годовое количество осадков составляет 550 мм.

Общая численность населения Нижнего Ломова на 2018-2019 год

Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.

Общая численность жителей на 2018 год составляет 20,9 тысяч человек.

Данные с графика показывают стабильное уменьшение численности населения с 23400 человек в 2007 году до 20943 человек в 2018 году.

Достопримечательности

1.Юбилейная Арка - сооружение было установлено к 350-летию со дня основания города.

2.Успенский Казанский мужской монастырь - религиозное учреждение было основано в 1880 году.

3.Краеведческий музей - культурное учреждение было открыто в 1967 году. Экспозиция музея рассказывает об истории и развити Нижнего Ломова, жизни и быте местного населения.

Транспорт

В Нижнем Ломове расположена железнодорожная станция, которая соединяет город с Каменкой , Пензой, Башмаково, Пачелмой.

Внутригородской транспорт представлен несколькими автобусными маршрутами. С автостанции города отправляются автобусы в

Географическая энциклопедия

НИЖНИЙ ЛОМОВ, город (с 1780) в Пензенской обл., на р. Ломовка. Ж. д. станция. 26,9 тыс. жителей (1998). Деревообрабатывающая промышленность. Краеведческий музей. Основан в 1636. Источник: Энциклопедия Отечество город в Пензенской обл., центр… … Русская история

Город (с 1780) в Российской Федерации, Пензенская обл., на р. Ломовка. Железнодорожная станция. 27,3 тыс. жителей (1992). Деревообрабатывающая промышленность. Краеведческий музей. Основан в 1636 … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

НИЖНИЙ ЛОМОВ, уездный город Пенз. губ., ныне районный центр Пенз. обл., в 71 км от Тархан. Л., вероятно, неоднократно бывал здесь в детские годы. В деревне близ Н. Л. жила Красицкая (урожденная княжна Максютова), дальняя родственница Е.А.… … Лермонтовская энциклопедия

Нижний Ломов - город, р ц., Пензенская обл. Основан в 1636 г. на р. Ломовка (она же Ломова, Ломовая) как укрепление, селение при котором называлась Ломовская слобода. С 1780 г. гор. Нижний Ломов. Название реки и города от русск. лом болото, пойменный луг с… … Топонимический словарь

В Пензенской области, областного подчинения, районный центр, в 120 км к северо западу от Пензы. Расположен на западной окраине Приволжской возвышенности, на р. Ломов (бассейн Оки). Конечная железнодорожная станция ветки (33 км) от линии… … Города России

Город (с 1780) в России, Пензенская область, на р. Ломовка. Железнодорожная станция. 26,9 тыс. жителей. (1998). Деревообрабатывающая промышленность. Краеведческий музей. Основан в 1636. * * * НИЖНИЙ ЛОМОВ НИЖНИЙ ЛОМОВ, город (с 1780) в Российской … Энциклопедический словарь

Уездный город Пензенской губернии, при реке Ломов. С 1639 г. здесь было укрепление, входившее в состав Темниковского у. Еще в 1786 г. здесь существовала деревянная стена с воротами и бойницами. В 1708 г. Н. Ломов приписан к Азовской губ., в 1780… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Нижний Ломов - Нижний Ломов, город в Пензенской области, центр Нижнеломовского района, в 109 км к северо западу от Пензы. Расположен на западной окраине Приволжской возвышенности, на р. Ломов (бассейн Оки), Железнодорожная станция. Аэропорт. Население 27,1 тыс … Словарь "География России"

Сегодня ездил в один из райцентров Пензенской области - Нижний Ломов . Ощущение удивления не проходит до сих пор и заставляет копаться в Интернете в поисках подноготной этого не совсем обычного города.

Но прежде чем грузить вас различными подробностями сообщу об этимологии названия - Ломов это не от слова "лом", а от "лям" - ива, по мокшски. Город расположен на реке Ломовка, выше его по течению есть еще Верхний Ломов.

Нижний Ломов - второй по возрасту город нашей области . Свое 350ти летие он отпраздновал в 1996 году. История города начинается в 1634, в последний год неудачной для Русского государства Смоленской войны. Московия на какой то момент оказалась практически беззащитной от бесконечных набегов беспокойных жителей Дикого Поля и будущих курортов Крыма. Боярская дума решила срочно восстановить старые укрепленные линии и построить новую, вошедшую в историю, как Белгородская. Начиналась она на территории будущей Сумской области и заканчивалась в районе нынешних населенных пунктов Пензенской области - Нижнего Ломова и Верхнего Ломова. По "черте" (так раньше назывались укрепленные линии) было построено несколько городов-крепостей, самыми восточными из которых и были указанные два Ломова.

Как бы городской пейзаж Нижнего Ломова.
Обратите внимание на ливневую канализацию. У нас в Пензе и такой почти нигде нет.


Стратегической задачей строительства 800от километровой линии укреплений было перекрытие трех главных транспортных путей по которым орды наших будущих соотечественников вторгались в пределы Московии - Муравского, Изюмского и Кальмиусского шляхов. Первыми двумя обычно пользовались крымские татары, последним - ногайцы. Целью строительства же Нижнего Ломова стал контроль над Козляцким бродом, через которого шла дорога из Дикого Поля на старейший город Пензенской области - Наровчат.

Таким образом, в 1636 году Нижний Ломов был основан . Его строительство, как города-крепости велось по принципам, использовавшимся впоследствии в Пензе: отдельно крепость, отдельно место поселения стрельцов, казаков и далее по списку. Сейчас последнее известно как Пешая Слобода.

Экспансия, вернее, уже не экспансия, а освоение новых территорий Россией продолжалось и в 1645 году началось строительство Симбирской укрепленной линии ("черты"), протянувшейся от будущего Мичуринска Тамбовской области, через Нижний Ломов далее к Карсунову (сейчас в Симбирской области) и к собственно Симбирску (ныне Ульяновск).

Ситуация в Диком Поле успокаивалась, что привело к росту торговли в регионе. Через город потянулись торговые караваны с Дона, Азова, Средней Азии и даже из Китая (как их сюда занесло, черт его знает, но историки в это верят). Город превратился в крупный перевалочный пост на пути в Нижний Новгород на ярмарку. Вскорости он обзавелся и собственной ярмаркой (1717). Спустя 50 лет тут было 300 лавок и 8 тысяч покупателей. В 1780 город заслуженно получил статус уездного в Пензенском наместничестве (будущей Пензенской губернии, не путать с Пензенской областью, как любит делать наш губернатор и его окружение. Пензенская губерния географически имела очень мало общего с Пензенской областью, кроме того между прекращением существования губернии и созданием области прошло 10 лет). В конце 18го века направления торговых путей изменилось и Нижнеломовская ярмарка прекратила свое существование, а горожане превратились в крестьян. Однако, в 1785 году был принят план регулярной городской застройки и началось строительство того, чем собственно и является в настоящее время Нижний Ломов. Население городка в то время составляло 4 тысячи человек.

В 1858 году в городе возникла первая фабрика (спичечная ), сейчас производство спичек перенесено в Верхний Ломов.

В 1861 году город получил новый герб , в котором отражалась его история и как города-крепости и как центра сельхозпроизводства

В нынешнем гербе остались только красные клинья . Так проще.

Затем произошли события, расцениваемые некоторыми специалистами по истории края, как поставившие крест на всех планах превращения Нижнего Ломова в крупный промышленный центр : при строительстве железной дороги Вернадовка-Сызрань (в 1890 вошедшей в Ряжско-Сызранскую железную дорогу) при выборе между двумя вариантами маршрута дороги на пензенском направлении - северном, через Нижний Ломов и южным, через Каменку, тогда просто село, был выбран южный. Возможно, строителей подкупили (такие случаи бывали. Например, когда железная дорога пришла в Пензу, то ее вокзал планировался изначально строить в начале будущей улицы Московской, но у местных купцов там были крупные склады, перенос которых требовал материальных затрат и вокзал построили немного западнее. Традиция класть с большим прибором на общественные нужды - это одна из главных фишек нашего города, подтверждения которой поступают непрерывно. Сам живу рядом с примером подобного отношения к городскому хозяйству), возможно, строителей смутила некоторая, но не очень сильная, холмистость местности в районе Нижнего Ломова. Вообщем, город остался без железной дороги. Только спустя 60 лет, когда город несмотря ни на что и вопреки всему разросся до небольшого промышленного центра (10 000 жителей, спичечные фабрики, фанерное, ликеро-водочное производства, аж две типографии и собственная газета "Куранты" - самая старая из существующих газет Пензенского региона, на минуточку!), вот только тогда, уже советское государство протянуло 33 километровую ветку до станции Выглядовки, Сызранско-Ряжской железной дороги (ныне Куйбышевская ЖД). В настоящее время станция действует, но пассажирского сообщения с Нижнем Ломовом нет.

Существенную роль в развитии нижнеломовской экономики сыграла Великая Отечественная война, когда сюда эвакуировался Шосткинский электромеханический завод . Поразительно, но Сумщина снова оказалась связана с историей города. К концу советской эпохи население города достигло 27 тысяч человек, трудившихся на Электромеханическом заводе, Фанерной фабрике и двух ликеро-водочных заводах. Популярным среди московских чинуш был нижнеломовский самогон фабричной выделки под названием "Золотой петушок ". В Пензе его купить было невозможно. Созданный во времена "гениального" правления областью дуумвирата Ермин-Мясников, жизнь положивших на снабжение Москвы всем необходимым и слегка подзабывших о нуждах собственно жителей области, сей пищевой продукт предназначался исключительно для удовлетворения потребностей власть предержащих.

"Золотой петушок" - алкосимвол Нижнего Ломова


Когда оный продукт появился в 90е в свободной продаже, оказалось что ничего особенного он из себя не представляет и, чисто на мой вкус, он такой же элитный вино-водочный продукт, как "шаха" с решеткой радиатора под мерс - продукт германского автопрома.

В 1946 город получил существенный импульс для развития - через него прошла будущая федеральная трасса "Урал". Это было на самом деле радостное и положительное событие для Нижнего Ломова. Ведь до той поры никаких нормальных автодорог в наших краях просто не было! Достаточно вспомнить воспоминания авиаконструктора Яковлева, который, убегая из Москвы в октябре 1941 года СУТКИ ехал на машине из Ряжска в Мичуринск (это в соседней Тамбовской области, но у нас все тоже самое было). 120 километров за сутки. Вот такие дороги у нас тогда были.

После падения режима "богопротивных большевиков" город слегка накрыло. Вдоль трассы стояли многочисленные точки по торговле продукцией местной промышленности. В основном детскими велосипедами. Началась депопуляция - народ рванул в Пензу и Москву. Население снизилось с 27 до 24 тысяч. Однако, в последние годы, во время которых область получает щедрые дотации из центра, идущие в значительной степени на развитие инфраструктуры, кое что перепало и Нижнему Ломову.

Это был типа исторический экскурс , введение в курс дела. Перехожу к своей сегодняшней поездке и тому, что меня там удивило.

Поехал я туда по работе. Не был в городке 9 лет. Трасса "Урал" проходит по северо-восточной окраине Нижнего Ломова. Тогда, в 2004 там стоял пост ГАИ и все на этом. А сейчас новенькая бензозаправка. Напротив, на другой стороны трассы ресторан с боулингом. Очень приличных размеров. Сам город тоже интенсивно преображается. Поразило количество сайдинга и полицейских автомобилей. Местные жители говорят, что полиции банально нефиг делать , вот они круглые сутки и жгут бензин. Вот честно говоря - у меня сложилось точно такое же ощущение. Когда за 10 минут мимо тебя 10 раз проезжает полицейская машина, а то и рафик, причем просто так, без сирены, ничего другого в голову не приходит.

Напротив здания, где располагается организация, куда я ездил в 2004 был крошечный ларек, а сейчас бизнес-центр из стекла и алюминия. Магазины в Нижнем Ломове отличаются от пензенских. У нас правят бал сетевики, а партизаны работают как правило в режиме закрывания дыр сетевых магазинов. Тут же, прямо рядом с автовокзалом в небольшом магазине ассортимент такой, что пальчики оближешь. По крайней мере по колбасе и кондитерским изделиям. Как говорит мой папа - "ты не был в городе, если там не поел ". Поесть не удалось, но купленные там шоколадные пряники уминал сегодня, уже дома, в Пензе, с удовольствием. Офигенные. Так и запишем - за пряниками у нас надо ехать в Нижний Ломов, а за пирожками в Городище (это отдельная история).

Теперь наконец о том, что меня удивило в этом городе. Я уже написал, что в 1785 году был принят план регулярной городской застройки. Так вот, поразило меня то, что в итоге из этого вышло.

Понимаете, у нас в городе с транспортными схемами городов все непросто. Пенза это просто адЪ , творение спятившего (и не окончательно спятившего, а в многолетнем процессе) художника-экспрессиониста (он же кубист, сюрреалист и супрематист). Иногда его отпускает, он хватается за голову от созерцания творения своих рук, сознавая, что скоро снова накроет, бросается все исправлять, что то успевает, а потом опять уходит в спасительную кубическую нирвану. Началось это давно, лет 140 назад и до сих пор никак не закончится.

В других городах нынешняя транспортная схема ведет свое происхождение от тех благословенных времен, когда все население сел на месте которых эти городки возникли каждое воскресенье дружными толпами шли к единственному в селе-городе храму. Вот вокруг этой суперулицы что то и накручивается, как правило, хаотично и бессистемно. Такова Каменка, Кузнецк, Никольск. А отошел от нее и нет города. Село селом. Хотя и, порой, с девятиэтажками. Есть конечно исключение - Городище. Мегадеревня. То есть, деревня, но зато с регулярной сеткой улиц. Асфальтированных.

Так вот - Нижний Ломов как раз не такой. Большинство его 18 квадратных километров площади покрывает аккуратная сетка улиц. Вполне широких, с нормальным покрытием и даже с ливневой канализацией.

Вы играли когда нибудь в SimCity ? Помните, так создаешь сетку улиц, прокладываешь комунальные линии, транспорт организуешь и ждешь когда эти квадратики населением заполнятся. Но если комп завис, то картинка с недозаполненными квадратиками остается навсегда. Вот именно таков Нижний Ломов. Недозаполненный. Сплошные открытые пространства, малоэтажная застройка среди которой иногда совершенно неожиданно появляется пятиэтажный жилой дом, точно такой же как в той же Пензе, с точно таким же двором, а дальше снова - пустота.

Дом на улице Луначарского. Вот точно такие же дома, точно на такой же улице Луначарского, только в Пензе. Правда у нас их целый квартал, известный как "Стрела", а в Нижнем Ломове один одинешенек на всю улицу. Зато у него только что заасфальтирован двор, который, кстати, выглядит куда ухоженнее пензенских дворов у таких же пятиэтажек.

И машины никто на газоны не ставит.

А в соседнем дворе, буквально 2 минуты хода, жители местного "таунхауса" превратили двор в огород, даже цистерну для воды притащили. У нас в городе, на окраинах такое тоже бывает, но вот цистерн не видел.

Имея плотность населения чуть больше 1 тыс. человек на квадратный километр (в Пензе в четыре раза больше), идеальную "подложку" (территория города малохолмиста) Нижний Ломов мог бы иметь население в 100-150 тысяч человек в тех же размерах и с тем же планом города, но... не сложилось.

Помимо схожести с SimCity, Нижний Ломов удивляет обилием городских артефактов, создающих совершенно уникальную городскую атмосферу.

Вот всего лишь мусорное ведро на входе в один из магазинов, которых множество на улицах города (в основном торгуют автозапчастями, на втором месте продукты питания, но запчасти их намного превосходят):

А это прекрасно сохранившийся Москвич 407 . Я в таком отличном состоянии давно "русское Рено" не видел.

Знаете что это? Это колонки . Несмотря на практически сплошное водоснабжение центра города, колонки остались и для удобства пользователей оформлены под колодцы. Народ подходит, пьет. Вода очень вкусная.

Или вот - расширять площадь квартиры на первом этаже за счет пристроя-лоджии у нас уже лет двадцать как научились, превращать такую же квартиру в магазин со входом прямо с улицы тоже, но вот квартиру со входом через лоджию я еще ни разу не видел

С одной стороны живешь в многоэтажке, а с другой как бы в собственном доме. Круто. Хотя, я бы не хотел так жить.

Удивило и здание местного автовокзала , совмещенное со зданием автотранспортного предприятия. Административное здание чисто советского стиля, в качестве зала ожидания используется фое на первом этаже.

Но самое замечательное место в Нижнем Ломове это их пожарная часть. Вот тут на самом деле понимаешь, насколько важны для коренного населения города его традиции. Как известно, до революции пожарные части часто состояли из добровольцев и отношение к пожарным тогда было сродни тому, которое мы видим в исторических фильмах об Америке.

Слева пожарная телега с бочкой и ручной помпой, справа как бы не ГАЗ-АА. Наверное, единственный сохранившийся в области.

Кстати, герб над телегой, самый первый - 1781 года.

Ну а потом я дошел до автовокзала и через час с небольшим был дома. Всю дорогу я находился под впечатлением от объемов работ, ведущихся сейчас на федеральной трассе "Урал" М5, благодаря которым поток машин по ней сейчас идет на скорости 110-120 км/ч.

Отвечаю на неизбежно возникшие вопросы - эта поездка никем не спонсировалась , до кучи, я забыл отметить командировочное удостоверение. Просто я люблю путешествовать, но редко когда получается совместить страсть к перемене мест с профессиональными потребностями.

У каждого города - своя история, своя слава, свое настоящее и будущее. Это естественно: у людей много общего, но один человек не похож на другого. Так и города… Город Нижний Ломов имеет свои приметы. Они неповторимы. Одни из них свидетельствуют о кровном его родстве с соседними городами, другие - чем-то отличают от них. Характерной особенностью Нижнего Ломова является то, что он возник и развивался как чисто военное поселение и долгие годы был мощным укрепленным пограничным пунктом. Было это 360 лет тому назад, когда по территории, ныне занятой городом и частью земель района, проходила юго-восточная граница Московского Русского государства. Тогда, в 1636 году, в сложное время для Российского государства, по именному Указу царя Михаила Федоровича Романова на возвышенном месте в нижнем течение бурной реки Ломов была воздвигнута оборонительная крепость, получившая в соответствии со своим положением на реке свое название Нижний Ломов. А название реки Ломов возникло намного раньше, оно отмечено еще в 1571 году в росписи "Мещерских сторож". Название реки Русские поселенцы восприняли от слов народа коми языка "льом-ва", что в переводе на Русский означает "черемуха-вода", т.е. речка с зарослями черемухи по ее берегам. Крепость Нижний Ломов в числе других укреплений являлась одним из звеньев грандиозного оборонительного сооружения XVII века -оборонительно-засечной черты, главным назначением которой было служить оплотом Московского государства от татаро-монгольских вторжений и убежищем для всего окрестного населения во время опустошительных набегов воинственных кочевников. Начало строительства города-крепости подтверждено архивными документами. В одной из них говориться: "Лето 7144 (1636 год) февраля 1 день, по государеву… указу, память окольничему князю Андрею Федоровичу Масальскому-Литвинову дадиаком Степану Угоцкому да Савве Самсонову… в нынешнем по 144 году… в темниковском уезде в степи на реке Ломове поставити острог путномуключнику Федору Малово…". Как говориться в документах, по приказу царя собрали мастеровых людей из многих селений округи, а главным образом из Тюменского уезда, и за короткий срок у реки Ломов поставили крепость с мощными, рубленными из дубовых бревен девятиметровой высоты стенами. По периметру стен этого грандиозного сооружения возвышались восемь мощных сторожевых башен, самая большая из которых - раскатная башня - достигала высоты 22 метра 69 сантиметров. В крепости находились две церкви, двор воеводы, канцелярия, казармы для гарнизона, пороховой погреб, продуктовый и оружейный склады, тюрьма. Гарнизон крепость состоял из затинщиков, пушкарей, конных и пеших казаков, которые селились с семьями за стенами крепости. Всеми делами в городе и своем территориальном районе вершил воевода. Так на юго-восточных землях Московского государства возникло первое поселение сегодняшней Пензенской области город Нижний ломов. 360 лет стоит он здесь, являясь сейчас одним из старых городов и крупных райцентров Пензенской области. Вскоре Нижний Ломов становиться уездным центром, а в XVII-XVIII столетия уезд делиться на станы. С 1636 года по 1701 год Нижнеломовский уезд входил в ведомство Приказа Большого двора. И только в 1701 году по указы Петра 1 от 27 июня Нижний Ломов был подчинен создавшемуся Азовскому ведомству. В указе говориться: "…города Тамбов, Верхний и Нижний Ломовы Нижнеломовского уезду, Наровчатское городище, Темников и Темниковского уезду Троицкий острог и Красную слободу того ж уезду и тех городов воевод и приказных людей и дворян и детей боярский и всяких чинов служащих людей и крестьян и мордву службою и всякими сборы и податьми и землями ведать к Азову…". С образования губерний в 1708 году Нижний Ломов остался в Азовской губернии, которая в 1725 году была переименована в Воронежскую. В 1780 году было учреждено Пензенское наместничество, куда в числе тринадцати уездов вошел и Нижнеломовский уезд. В 1796 году наместничество было преобразовано в Пензенскую губернию, которая в 1797 году была упразднена, а ее уезды распределены между соседними губерниями. После этого Нижний ломов стал уездным городом Тамбовской губернии. Но уже к 1801 году Пензенская губерния была восстановлена, и Нижний Ломов снова вошел в ее состав. И снова в период новой территориальной организации в 1928 году Нижний Ломов вошел в Средне - Волжскую область, а с 1929 года - в Средне - волжский край, в 1935 году - в Куйбышевский край, с 936 года - Куибышевскую область. В 1937 году Нижний Ломов вошел в Тамбовскую область, где находился до образования новой советской Пензенской области. Окончательно Пензенская область в ее сегодняшнем территориальном положение была образована 4 февраля 1939 года.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых