Mary shelley биография. Мэри Шелли: жизненные перипетии девушки, написавшей историю о Франкенштейне

Мэри Шелли - английская писательница, литературный критик, ярая республиканка по убеждению. Она считается первой женщиной-автором научно-фантастического романа.

Чувство страха присуще каждому человеку с раннего детства. Но если поначалу истории про Буку и Черную Руку, подхлестнутые живым воображением, вызывают животный ужас и боязнь темноты, то с возрастом они только приятно щекочут нервы. Специалисты утверждают, что «ужастики», как и «боевики», снимают накопившееся напряжение. И люди с удовольствием идут смотреть приключения различных придуманных монстров и особенно - легендарного Франкенштейна. Немногие знают, что «оживший труп» первоначально не имел имени, и уж, тем более, что у него есть литературная мама - Мэри Шелли.

Время шло, и Мэри превращалась в очаровательную девушку с нетипичными для той эпохи взглядами: она увлеклась идеями республиканцев. Ее отец вторично женился, и с мачехой падчерица общего языка не находила. К тому же семья находилась в затруднительном материальном положении: чтобы прокормить многочисленных сводных братьев и сестер Мэри, Уильям Годвин был вынужден заняться литературной поденщиной. От писателя отвернулось большинство старых друзей, но им на смену приходили новые, увлеченные его философскими концепциями.

Так однажды в доме Годвинов появился юный барон, наследник немалого состояния и начинающий поэт Перси Биш (Биши) Шелли. Он уже был женат на недалекой и довольно скандальной женщине, Харриет Вестбрук, в их семье подрастали дети. Хорошенькая юная блондинка с темными глазами, трезво глядящая на мир и свободно рассуждающая о совсем не женских вещах, поразила Перси. Да и 16-летняя Мэри не устояла перед красотой и обаянием мужчины, писавшего такие замечательные стихи. Молодые люди стали любовниками и тайно встречались на могиле матери Мэри, хотя фактически и не скрывали своей связи. Когда упорные слухи дошли до Уильяма Годвина, девушка уехала во Францию вслед за любимым. Но не прошло и года, как они вернулись, а Мэри похоронила внебрачную дочку.

Судьба все же была на стороне влюбленных. В январе 1815 г. у них родился здоровый сын Уильям. Однако жизнь преподносила и тяжелые испытания их любви. Не выдержав позора, в конце декабря 1816 г. утопилась Харриет Шелли, и Перси лишили родительских прав. Но спустя всего 20 дней после похорон супруги он женился на Мэри, несмотря на отречение от него семьи, считавшей нетитулованную и для того времени фривольно ведущую себя девушку недостойной партией для барона. Годвин, в свою очередь, не давший согласия на этот брак, тоже отказался от дочери и не возобновил с ней отношений до самой своей смерти.

Тем не менее, летом Мэри с мужем и сводной сестрой Клер Клермон уехали на отдых в Швейцарию. Их дом оказался рядом с виллой лучшего друга Перси - лорда Джорджа Гордона Байрона. Жена Шелли показалась известному поэту «почти девочкой». Друзья все время проводили в беседах, а по округе ходили разговоры о разврате, царившем на вилле, и о проводимых там сеансах черной магии. В действительности лето в Швейцарии закончилось рождением у Клер дочери от Байрона и... первым романом, написанным Мэри Шелли.

Появлением книги «Франкенштейн, или Современный Прометей» читатели обязаны дождливой швейцарской погоде и неподдельному интересу четырех друзей к проблеме создания искусственной жизни. Скучая в один из вечеров, Байрон предложил состязание: кто напишет лучший и самый «готический», то есть самый страшный, рассказ на эту тему. Ни у кого, кроме Мэри, так ничего и не вышло. Сама писательница говорила, что сюжет для своего романа (он вышел из печати в 1818 г.) она позаимствовала из сна. Ей привиделся оживленный с помощью науки безобразный труп. «Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта», - писала она о монстре.

«Франкенштейн...» до сих пор остается спорной книгой. Критики сошлись в одном: в романе явно слышны республиканские мотивы. В размышления одной из героинь Шелли вкладывает свои мечты о бескровном переходе от монархической к демократической форме правления, как к более выгодной с социальной точки зрения. В остальном же литературоведы разделились на два лагеря. Одни считают, что Мэри не ставила перед собой никаких высоких задач и просто написала заставляющую трепетать нервы историю. Вторые видят в романе глубокую философскую идею: прежде, чем взять на себя роль Творца, подумай, способен ли ты будешь ответить за свое детище и мысль, что человек по сути своей положителен, а тот или иной характер формируется в зависимости от условий.

Кто из них прав, смогла бы ответить лишь сама писательница. Читателей же история доктора Виктора Франкенштейна и созданного им монстра интересовала лишь, как навевающая страх. Надо сказать, что ни одна из последующих работ («Вальперга», 1823 г.; «Последний человек», 1827 г.; «Фолкнер», 1837 г.) не была настолько сильной и интересной. В общем, литературное наследие Мэри Шелли составляют 6 романов, 20 новелл, критические статьи и рецензии, переводы зарубежных авторов и лекции по литературе. После 1822 г. все работы писательница подписывала не иначе как «автор "Франкенштейна"».

Жизнь Шелли сама по себе напоминает трагический роман. Одного за другим Мэри теряет своих детей: годовалую Клару и трехлетнего Уильяма. В июне 1822 г. у нее случился выкидыш, а через месяц писательницу постигло новое горе: катаясь на яхте, утонул любимый муж (по другим данным, Перси Шелли был ограблен пиратами и утоплен). Тело поэта предали огню, и вдова всю жизнь носила с собой его сожженное сердце.

Она издала сборник сочинений Шелли «Посмертные стихи», снабдив его обширными примечаниями, отказалась выйти замуж за его близкого друга Джона Трелони. Свекор запретил ей подписываться фамилией мужа, не желая очернять дворянский род «сочинительством», и пригрозил в противном случае отсудить маленького Перси Флоренса, родившегося в 1819 г. и волей судьбы оставленного матери. Мэри не только согласилась на это унизительное условие, но и сумела отсудить приличное содержание сыну.

Последние годы жизни Шелли занималась в основном критической работой, вела переписку с Б. Дизраэли, П. Мериме, Ф. Купером, Ф. Стендалем, много путешествовала по Европе.

Она умерла 1 февраля 1851 г. в небольшом курортном городке Борнмуте и была похоронена на кладбище у церкви Св. Петра. Спустя 40 лет единственный раз увидели свет все произведения писательницы. Большая часть ее творчества так и осталась невостребованной читателями, но монстр Франкенштейн оказался таким живучим, что перекочевал со страниц романа на киноэкраны. С 1910 г., когда вышел первый фильм, и до настоящего времени образ чудовища переосмысливался режиссерами и актерами в многочисленных экранизациях. И только в 1994 г. в картине «Франкенштейн Мэри Шелли» было названо имя его создательницы, до того пребывавшее в забвении.

Мэри Шелли родилась 30 августа 1797 года в Лондоне в семье известной феминистки, преподавательницы и писательницы Мэри Уолстонкрафт и не менее известного философа и журналиста Уильяма Годвина, придерживавшегося либеральных, анархистских и атеистических взглядов. Её мать умерла вскоре после родов, и отец, вынужденный опекать Мэри и её единоутробную сестру Фэнни Имлей, вскоре женился снова. Под его руководством Мэри получила великолепное образование, что было редкостью для девушек того времени.

Она встретила Перси Шелли, такого же вольнодумца и радикала, как и её отец, когда Перси и его первая жена Гарриет посетили дом Годвинов в Лондоне. Летом 1814 он и Мэри, которой тогда было только 16, полюбили друг друга. Они сбежали во Францию вместе со сводной сестрой Мэри, Клэр Клэрмонт. Это был второй побег поэта, так как он уже сбегал вместе с Гарриет тремя годами раньше. Возвратившись несколько недель спустя, молодая пара была поражена тем, что Годвин не захотел их видеть.

Утешением для Мэри стали её работы и Перси, который стал, несмотря на разочарование и трагедию, любовью всей её жизни. Перси так же был более чем удовлетворён своей спутницей в первые годы. Он радовался тому, что Мэри могла «чувствовать поэзию и понимать философию». Мэри поняла, что верность Перси идеалам свободной любви всегда будет конфликтовать с его внутренним стремлением к «настоящей любви», о которой он писал во многих своих стихах.

В январе 1816 у них родился сын Вильям; его назвали в честь отца Мэри. 30 декабря 1816 , вскоре после смерти первой жены Перси, он и Мэри венчались. В сентябре 1817 родилась дочь Клара, умершая через год. В июне 1818 скончался Вильям, а 12 ноября родился сын Флоренс. Перси утонул в июле 1822 , возвращаясь из Ливорно домой на шхуне «Ариэль».

Основные произведения:

История шестинедельного путешествия / History of Six Weeks" Tour through a Part of France, Switzerland, Germany, and Holland, with Letters Descriptive of a Sail round the Lake of Geneva, and of the Glaciers of Chamouni (1817 )
Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818 )
Матильда / Mathilda (1819 )
Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки / Valperga; or, The Life and Adventures of Castruccio, Prince of Lucca (1823 )
Последний человек / The Last Man (1826 )
Судьба Перкина Уорбека / The Fortunes of Perkin Warbeck (1830 )
Лодор / Lodore (1835 )
Фолкнер / Falkner (1837 )

Ключевые слова: Мэри Шелли,Mary Shelley,биография Мэри Шелли,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,английская литература 19 в.,жизнь и творчество Мэри Шелли

Английская писательница Мэри Шелли прославилась как создатель романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Ее биография сравнима с монстром доктора : собрана из счастливых моментов, печальных неурядиц и трагических событий. Это женщина, похоронившая мужа (поэта Перси Биши Шелли), отца и мать, четверых детей и двух сестер, но до самого конца верившая в силу творчества и таланта.

Детство и юность

Урожденная Мэри Уолстонкрафт Годвин появилась на свет 30 августа 1797 года в Лондоне в союзе политического философа Уильяма Годвина и прославленной феминистки XVIII века Мэри Уолстонкрафт. В семье также воспитывалась дочь Мэри от первого брака с коммерческим спекулянтом Гилбертом Имлеем – Фэнни Имлей (1794).

Спустя месяц после появления Мэри на свет мать умерла от внутриматочного заражения, и дети остались на попечении Годвина. Он был в долгах. Чувствуя себя неспособным самостоятельно содержать двух дочек, Уильям бросился искать вторую супругу.

В декабре 1801 года Годвин женился на Мэри Джейн Клэрмонт, хорошо образованной женщине с двумя детьми - Чарльзом и Клэр. Большинству друзей Уильяма новая супруга не понравилась, ее считали вспыльчивой и раздражительной. Не сложились отношения с мачехой и у Мэри: Клэрмонт воспитывала только родных детей, не обращая внимания на дочек Годвина.


Брак не улучшил экономического состояния семьи: Уильям брал новые кредиты, чтобы погасить старые. Бедность не позволила дать Мэри полноценного образования. Отец водил дочерей на учебные мероприятия, разрешал брать книги из библиотеки. Некоторые крупицы знаний девочкам давали именитые гости Годвина, в том числе поэт Сэмюэл Тейлор Кольридж.

В 1811 году Мэри полгода проучилась в школе-интернате Рамсгита, а в июне следующего года отец отправил ее жить в Шотландию, в семью британского ботаника Уильяма Бакстера. В дневнике Бакстер писал, что Мэри воспитали «как философа, даже как циника». Девушка дважды гостила у ботаника, 30 марта 1814 года вернулась в родной дом.

Книги

Роман с поэтом Перси Биши Шелли и дружба с плодотворно отразились на творчестве писательницы. Однажды трое, сидя у костра, рассказывали друг другу страшилки, и Байрон предложил на спор каждому сочинить историю о призраках. Той же ночью девушке приснился бледный ученый, который собирал из отдельных частей изуродованное существо. Оно было живым.


На основе увиденного во сне Мэри Шелли планировала написать рассказ, но Перси помог ей расширить идею до полноценного романа. 1 января 1818 года в свет вышло дебютное и самое известное произведение писательницы «Франкенштейн, или Современный Прометей». Первый тираж романа, состоящий из 500 экземпляров, был выпущен анонимно. Читатели предположили, что автор - Перси Биши Шелли: он написал предисловие, обратившись к Мэри и ее отцу Уильяму Годвину.

Второй вариант «Франкенштейна» вышел 11 августа 1823 года, и на титульном листе была указана Мэри Шелли. Самым распространенным является третий вариант романа, вышедший 31 октября 1831 года. Его дополнило новое предисловие, в котором Мэри рассказала приукрашенную версию происхождения истории.


В 2008 году Чарльз И. Робинсон выпустил произведение «Оригинальный Франкенштейн». Он изучил первую рукопись Мэри Шелли и отметил, какие изменения в нее внес Перси Биши Шелли.

По мотивам «Франкенштейна» созданы множество спектаклей, мюзиклов, экранизаций, радиопостановок. Одноименный фильм 1931 года считается классическим, а воссозданный портрет монстра - плоская макушка, словно стеклянные глаза под опущенными веками, шурупы в шее и высокий рост - стал канонизированным.


В период между 1819 и 1820 годами Мэри написала роман «Матильда», который был опубликован лишь в 1959-м из-за поднятых в нем тем - суицид и инцест. Впрочем, более радостного повествования от Шелли, которая переживала смерть двух малолетних детей, ожидать было трудно. В то же время она создала историческую повесть «Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки».

В 1826 году вышла вторая крупная работа Мэри - роман «Последний человек», который, однако, не сравнится по популярности с «Франкенштейном». Действия происходят в далеком для Шелли 2073 году. Здесь люди ездят на лошадях, корабли плавают сплошь с парусами, войны ведутся с помощью огнестрельного оружия, а самый быстрый способ передвижения - дирижабль.


Роман состоит из трех томов, каждый из которых рассказывает о периодах жизни главных героев - Лайонела Вернея с сестрой Пердитой, принца Адриана с его сестрой Айдрис.

Первый том описывает взросление персонажей, и основной упор Шелли делает на политическую ситуацию в мире, во втором томе город оказывается под угрозой чумы, а в третьем болезнь, прогрессируя, уничтожает человечество. Русский перевод «Последнего человека» появился только в 2010 году.


В 1830-х годах Шелли выпустила романы «Судьба Перкина Уорбека» (1830), «Лодор» (1835) и «Фолкнер» (1837), зарабатывала написанием статей для женских журналов. В 1836 году умер отец Мэри. Он завещал выпустить его мемуары, и дочь бросилась выполнять последнюю волю усопшего, но через 2 года отказалась от этой идеи.

Благодаря писательнице творчество погибшего Перси Биши Шелли к 1837 году стало широко известно: Мэри публиковала его стихотворения в газетах, на страницах своих произведений. Спустя год крупный издатель Эдвард Моксон выпустил собрание его сочинений с обширными биографическими сносками.

Личная жизнь

Перси Биши Шелли, будущий муж Мэри, придерживался взглядов Уильяма Годвина, описанных в труде «Политическая справедливость» (1793). Поэт сдружится с ним настолько, что пообещал погасить долги философа. Однако богатая аристократическая семья отказала Шелли в ссуде из-за личной неприязни к работам Годвина. После нескольких месяцев обещаний молодой человек объявил, что он не в состоянии помочь материально. Философ, почувствовав себя преданным, разорвал дружескую связь.


Постоянно видясь в доме Годвина, Мэри и Перси прониклись симпатией. Они тайно встречались у могилы матери девушки, там же признались друг другу в любви. Дата этого события доподлинно известна благодаря дневниковым записям - 26 июня 1814 года. На следующий день девушка рассказала отцу о связи с Перси, и тот, к ужасу дочери, запротестовал.

28 июля пара сбежала во Францию, взяв с собой сестру Мэри, Клэр, а в Англии тем временем осталась беременная вторым ребенком любовница Шелли - Гарриет Гров. Спустя 2 года после рождения сына Чарльза женщина утопилась, не в силах терпеть такую жизнь. В путешествии забеременела и сама Мэри. Вернувшись домой 13 сентября, обедневшие в дороге влюбленные обратились за помощью к Годвину, но тот не пожелал иметь с дочерью ничего общего.


Перси, оставив беременную Мэри дома, гулял с Клэр, которая стала его любовницей, а Мэри в свою очередь утешалась в объятиях Томаса Хогга, адвоката и близкого друга Шелли. Личная жизнь пары не пострадала от измен - оба верили в свободную любовь и обожали друг друга.

22 февраля 1815 года Мэри родила недоношенную на 2 месяца девочку. Она умерла 6 марта. Женщина впала в депрессию, ей везде мерещился младенец. Мечты о ребенке воплотились в жизнь спустя год: 24 января 1816 года на свет появился наследник Перси - Уильям. С этого момента Мэри попросила называть ее «миссис Шелли».


30 декабря 1816 года пара, наконец, поженилась, а 2 сентября того же года Мэри родила дочь Клару. Обоим детям не суждено было прожить долгую жизнь: в сентябре 1818 года умерла Клара, в июне 1819-го - Уильям. Шелли погрузилась в затяжную депрессию. 12 ноября 1819 года родился Перси Флоренс - единственный выживший ребенок.

27 февраля 1819 года поэт объявил себя отцом Елены Аделаиды Шелли - якобы их с Мэри дочери. Неизвестно, чей это ребенок на самом деле, предполагается, что Клэр родила его от Байрона.


16 июня 1822 года Мэри оказалась на пороге смерти: у нее случился выкидыш, из-за которого она потеряла много крови. Врач спас ей жизнь, усадив в ванну со льдом. Несколькими днями позже случилось еще одно трагическое событие - 1 июля в кораблекрушении погибли Перси Биши Шелли и его друг Эдвард Уильямс. Их тела вынесло на берег через 10 дней после шторма. Шелли кремировали на месте.

В 1826 году Джон Говард Пейн, американский актер, сделал Мэри предложение. Она отказалась, сказав, что уже вышла замуж за одного гения и следующий ее муж должен быть не менее талантлив. Позже на любовь Шелли претендовали французский писатель , биограф Эдвард Джон Трелони и политик Обри Боклерк. Ни один не добился расположения Шелли.

Смерть

В 1840-х Мэри Шелли жила с сыном Перси Флоренсом, с 1848 года – еще и с его женой Джейн Гибсон, внебрачной дочерью американского банкира Томаса Гибсона.

С 1849 года писательница страдала от мигрени, иногда ее тело сковывал паралич. С болезнью Шелли прожила 2 года, скончавшись 1 февраля 1851 года в возрасте 53 лет. Предположительно, причиной смерти стал рак головного мозга.


Мэри завещала похоронить ее рядом с матерью и отцом в Сент-Панкрасе в Лондоне, но состояние кладбища на тот момент было удручающим. Джейн Гибсон похоронила свекровь в церкви Святого Петра в Борнмуте.

В первую годовщину смерти вскрыли ящик стола, за которым работала Мэри. В нем обнаружили пряди волос ее мертвых детей, тетрадь, в которой почерком Перси Биши Шелли были написаны ранее неизвестные стихотворения, горсть праха и кусочек его сердца.

Библиография

  • 1817 – «История шестинедельного путешествия»
  • 1818 – «Франкенштейн, или Современный Прометей»
  • 1819 – «Матильда»
  • 1823 – «Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки»
  • 1826 – «Последний человек»
  • 1830 – «Судьба Перкина Уорбека»
  • 1835 – «Лодор»
  • 1837 – «Фолкнер»

История литературы практически не знает примеров, когда первое серьёзное произведение начинающего автора, написанное в девятнадцать лет, становится частью национальной классики и приобретает мировую известность. Именно так сложилась судьба первой книги Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей", необычной, как и вся жизнь этой женщины, писавшей в своём дневнике, что история её жизни "романтична превыше всякой романтики".

Талантливая девочка

Мери Шелли родилась 30 августа 1797 года в Лондоне, в семье известных английских писателей Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт. Мать Мэри умерла через несколько дней после её рождения, навсегда оставшись для дочери предметом поклонения.

Уильям Годвин успел пережить свою славу, многие из самых ревностных его учеников, такие как поэты Вордсворт и Кольридж, для которых он был одно время поистине "властителем дум", - отступились от его взглядов и публично осудили их. Потеряв жену, он женился во второй раз. Ему приходилось заниматься изматывающей литературной подёнщиной, чтобы прокормить многочисленную семью - детей от первого и второго брака. Но его заработка катастрофически не хватало. В доме, как вспоминала впоследствии Мэри, было не принято говорить о еде.

С мачехой у Мэри сложились плохие отношения, но иначе и быть не могло. Эта напыщенная мещанка, с мелочными интересами и тупым деспотизмом была вопиющей противоположностью одухотворённому образу её матери. Мэри с раннего детства привыкла жить мечтами и книгами, пробовала писать.

"Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве, - отмечала позднее Мэри. - Я марала бумагу ещё в детские годы, и моим любимым развлечением было писать разные истории".

Перси Шелли, первая и единственная любовь

Знакомство с Перси Шелли открыло шестнадцатилетней Мэри тот мир благородных стремлений, помыслов и чувств, которые ранее существовали лишь в её воображении. А произошло это знакомство следующим образом.

Шелли зашёл в гости к Уильяму Годвину, идеями которого он так восхищался. Там он и увидел впервые бледную, хрупкую блондинку с пристальным, "пронзительным" взглядом тёмных глаз, поразившую его воображение.

Забытому всеми Годвину безусловно было приятно такое отношение к нему со стороны Шелли, к тому же Перси был аристократом и наследником крупного состояния. Правда написанная Шелли брошюра "Необходимость атеизма" привела к исключению его из Оксфордского университета. А необдуманный брак с Хэрриет Вестбрук, хорошенькой дочкой трактирщика, которую Шелли, в порыве юношеского максимализма, решил "спасти" от домашней тирании, окончательно рассорил его с родителями.

Но Годвин, повинуясь горькой необходимости, сумел извлечь пользу даже из отдалённых имущественных прав своего юного друга. Шелли занимал и занимал деньги под ростовщические проценты, в счёт состояния, которое ему предстояло унаследовать после смерти отца и деда, чтобы поддержать непрочный бюджет семьи Годвинов. Шелли стал частым гостем в этой семье. Он имел возможность хорошо узнать Мэри. В ней он нашёл то, чего не хватало ему в Хэрриет. Они полюбили друг друга.

Вот что пишет Перси Шелли в своём философском этюде "О любви": "Найти своё соответствие; встретить ум, способный оценить твой; воображение, способное понять тончайшие неуловимые оттенки чувств, которые ты втайне лелеял; тело, чьи нервы вибрируют вместе с твоими, подобно струнам двух лир, сопровождающих прекрасный голос певца; найти всё это в том сочетании, какого жаждет наша душа."

Эти строки он посвятил Мэри. Да, он был женат и даже успел стать отцом, но он не мог расстаться с ней, своей единственной любовью ибо без любви "человек превращается в живую гробницу, от него остаётся лишь оболочка того, чем он был прежде". Они решили бежать. Клер, сводная сестра Мэри упросила их взять её с собой.

Побег влюбленных и годы странствий

В романтических иллюзиях, с какими юная пара начала свою совместную жизнь, было много наивного, даже детского. Дневник, который Перси и Мэри вели во время своего путешествия летом 1814 года, трогает своим простодушием и юмором. Волнующее утро тайного побега из родительского дома. Переправа через Ла-Манш в утлом судёнышке. Ночлег в Кале. Странствия по горам и долам, которых не могло омрачить даже постоянное безденежье.

Но иллюзии влюблённых, были омрачены столкновением с суровой реальностью повседневной жизни. Отец Мэри не только не одобрил поступка дочери, он даже не желал её видеть. Двери отцовского дома для Перси также были закрыты навсегда. В то время как Шелли затравленный и собственными заимодавцами, и кредиторами своей законной супруги, метался по Лондону, скрываясь от ареста за долги и стараясь сделать новый заём, Мэри одна, беременная, без денег, ютилась в жалких меблированных комнатах, обмениваясь с мужем отчаянными записками или видясь с ним урывками.

Её первый ребёнок, девочка, родилась недоношенной и вскоре умерла. Но несмотря на трагическую утрату и тяготы быта Мэри, привыкшая с детства находить отраду в том, чтобы добывать "познания из запретных рудников" много работает. Списки книг, прочитанных ею в первые годы замужества, превосходили объём программы полного университетского курса. Она изучает многотомные труды по истории древнего и нового мира, трактаты философов и социологов, читает сочинения античных классиков и современных поэтов. Великолепно образованный и эрудированный Перси был её помощником и наставником.

"Прощай любимая: тысяча сладчайших поцелуев живёт в моей памяти, - пишет Шелли семнадцатилетней жене, добавляя тут же. - Если ты расположена заняться латынью, почитай "Парадоксы" Цицерона".

Кроме латинского языка, с которым Мэри была уже знакома ранее, она с первых же месяцев замужества принимается за греческий, потом учит итальянский язык.

Совместное творчество. Знакомство с Байроном

Шелли высоко ценил дарования Мэри и относился к ней как к равной в их трудах и планах. Нередко, считая, что ей особенно удаётся изображение трагического, он убеждал её взяться за разработку той или иной темы, с которой, он был уверен, она справится лучше, чем он. Так было с "Ченчи" и "Карлом I", и только когда она категорически отказалась, он стал писать эти трагедии. Иногда они пользовались одной записной книжкой: сохранился рукописный томик, где наброски повести Мэри "Матильда" соседствуют с "Одой к Неаполю" и черновыми набросками "Освобождённого Прометея", вписанными рукой Шелли.

"Дитя любви и света" - так назвал он Мэри в обращённых к ней строфах посвящения "Восстания Ислама". Она рисовалась его воображению как участница их общего жизненного подвига:

"Есть радость не склоняться пред судьбой,
Ту радость мы изведали с тобой."

Да так оно и было на самом деле. Поэзия и трагедия в равной степени отмечали их реальную жизнь. После побега из родительского дома доброе имя Мэри было полностью скомпрометировано, ходили сплетни о том, что Годвин просто продал дочь и падчерицу Шелли. Их не принимали в свете. Даже близкая подруга Мэри отказалась от неё. Симпатии публики были на стороне законной жены Шелли - Херриет, оставшейся без средств с двумя детьми на руках.

Шелли как только мог помогал ей, но они сами еле сводили концы с концами, постоянно преследуемые кредиторами. К тому же в начале 1816 года у Мэри родился сын Уильям, молодой матери был необходим хотя бы относительный покой, ведь первого ребёнка она потеряла и очень тревожилась за жизнь сына. Ситуация была настолько тяжёлой, что они решили уехать на некоторое время из Лондона. В начале лета семья Шелли отправляется в Швейцарию к ним присоединилась и Клер.

В Швейцарии их соседом оказался лорд Байрон. Между Шелли и Байроном возникла тесная дружба. А Клер, как оказалась, стала любовницей Байрона ещё в Лондоне и в Швейцарию направилась не случайно.

Почти всё лето стояла дождливая ненастная погода, лодочные прогулки по озеру пришлось отложить, да и просто на улицу выходить не хотелось. Поэтому молодые люди проводили время беседуя о поэзии, философии, делились творческими планами. Однажды, чтобы развлечься, Байрон предложил сочинить каждому из присутствующих какую-нибудь страшную историю. Мэри отнеслась к этому предложению очень серьёзно. О том, как у неё возник замысел романа "Франкенштейн" она рассказала пятнадцать лет спустя, готовя книгу к изданию в серии "Образцовые романы".

"Лорд Байрон и Шелли часто подолгу беседовали, а я была их прилежным, - но безмолвным слушателем. Однажды они обсуждали различные философские вопросы, в том числе секрет зарождения жизни и возможность когда-нибудь открыть его и воспроизвести": ":было уже за полночь, когда мы отправились на покой. Положив голову на подушку я не заснула, но и не просто задумалась. Воображение властно завладело мной, наделяя явившиеся мне картины яркостью, какой не обладают обычные сны. Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некой силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось..."

В течении нескольких вечеров Мэри рассказывала своим друзьям страшную и трагическую историю. Байрон был поражён необыкновенным литературным талантом этой девятнадцатилетней женщины и посоветовал ей непременно записать свой вымысел. Так родился "Франкенштейн" замечательный роман об учёном, который во многом предвосхитил научную фантастику XX века.

В той творческой атмосфере, которая создалась в тесном швейцарском кружке летом 1816 года, даже секретарь и домашний врач Байрона Джон Полидори написал страшную романтическую повесть "Вампир", которая была опубликована и имела успех. А.С. Пушкин упоминает эту повесть в "Евгении Онегине", характеризуя круг чтения образованной русской девушки:

"Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный..."

Для Байрона и Шелли это был тоже необычайно плодотворный период. Но главное, после общения их творчество заметно обогатилось. Поэмы Байрона приобрели большую философскую глубину, образы стали многогранней, тема богоборчества, богоискательства выступила на первый план. В поэмах Шелли появились новые сюжеты, его творчество стало конкретней, земная страсть звучала в речах его героев.

Череда утрат

Но время шло и расставание было неизбежным. В августе семейство Шелли вернулось в Англию. Месяцы последовавшие за их возвращением были омрачены печальными событиями. В октябре отравилась Фанни, сестра Мэри, "чтобы никому не быть в тягость", как написала она в предсмертной записке.

В декабре покончила с собой Хэрриет Шелли. Как это было не печально, но её смерть освободила влюблённых и позволила Мэри и Перси наконец-таки обвенчаться. Мэри уже готовилась принять в свой дом, как родных, осиротевших детей Хэрриет, но родительские права Перси Шелли были оспорены в Канцлерском суде. Как опасного вольнодумца, открыто проповедующего "безнравственные принципы", его лишили права воспитывать своих детей. Шелли болезненно переживал это решение суда. Мэри утешала его как могла.

В это же время у неё появились и другие проблемы. Клер родила от Байрона дочь, чтобы уберечь репутацию сестры, Мэри оставила маленькую Аллегру у себя и заботилась о ней до тех пор, пока Байрон не поместил её в монастырскую школу в Италии, где несчастная девочка и умерла. Несмотря на всё это трагическое стечение обстоятельств Мэри именно в этот период пишет свой знаменитый роман и заканчивает его в мае 1817 года. В октябре она вновь становится матерью, у неё родилась дочь Клара.

Постоянная борьба с нуждой, поиски средств к существованию, решение суда, с которым он не смог смириться до конца своей жизни, надломили здоровье Шелли. Он заболел. К тому же его постоянно тревожила мысль о том, что у него могут отнять и детей Мэри. Всё это побудило семью Шелли покинуть Англию. Весной 1818 года они уехали в Италию. Именно в это время вышел в свет роман Мэри Шелли "Франкенштейн".

Долгожданный отъезд в Италию не изменил их кочевого образа жизни. Им не было места на этой земле. Куда бы они не последовали беда подстерегала их повсюду. Казалось, что чудовище Мэри Шелли, её нематериальный гомункул, созданный в реторте высшей тайной науки - алхимии слова, воплотился и преследовал её, отнимая самых близких людей, тех, кого она так любила, отметив её судьбу печатью обречённости. В Венеции умерла Клара. В Риме - Уильям. Отчаянье Мэри было беспредельным. Спасло её только рождение четвёртого ребёнка, сына, Перси Флорен.

Гибель Перси Шелли. Обугленное сердце

В начале июля 1822 года судьба нанесла Мэри свой самый жестокий удар. Яхта, в которой Шелли с двумя спутниками возвращался из Ливорно, была застигнута внезапным шквалом. Выброшенные на берег изуродованные тела были обнаружены только 18 июля. Шелли опознали по находившимся в карманах его одежды томикам Эсхила и Китса. После того, как было получено разрешение властей, 13 августа тело Шелли было сожжено на костре на берегу моря в присутствии Байрона и нескольких друзей. Пепел был захоронен на Английском кладбище в Риме рядом с могилой погребённого незадолго до того Д.Китса. А обугленное сердце Шелли Мэри носила с собой до самой смерти. Перси Шелли, родившийся 4 августа 1792 года, не дожил всего несколько дней до своего тридцатилетия.

"Восемь лет, которые я провела с ним, - писала Мэри через месяц после смерти мужа, - значили больше, чем обычный полный срок человеческого существования."

Затянувшийся на десятилетия эпилог

Бурная, романтическая драма её жизни была закончена; остальное было только эпилогом, затянувшимся на несколько десятилетий. Все её заботы теперь были отданы сыну, маленькому Перси Флоренсу, единственному, кто у неё остался. Начались многолетние конфликты с сэром Тимоти Шелли, который сперва требовал, чтобы Мэри вовсе отказалась от своих прав на трёхлетнего ребёнка, а потом назначил внуку скудное содержание, поставив условием, чтобы Мэри не смела ни писать о Шелли, не издавать его рукописи. Когда она рискнула нарушить этот запрет, опубликовав "Посмертные стихотворения" Шелли, сэр Тимоти немедленно прекратил выплату денег на содержание внука.

Чтобы дать сыну достойное образование Мэри Шелли неустанно зарабатывала на жизнь литературным трудом. Она занималась редактурой, писала биографические очерки об иностранных писателях, переводила, рецензировала. Она написала ещё пять романов, которые были изданы и вызвали определённый интерес читателя, но "Франкенштейн" оказался единственным романом Мэри Шелли, который даровал ей бессмертие.

Тимоти Шелли дожил до девяносто одного года. Когда в 1844 году Перси Флоренс Шелли унаследовал фамильный титул и состояние ему было уже двадцать пять лет.

Мери же до конца жизни занималась литературным трудом неизменно подписывая свои произведения "Автор "Франкенштейна". Умерла она 1 февраля 1851 года, пережив своего любимого мужа почти на тридцать лет.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых