Национа́льный иссле́довательский То́мский политехни́ческий университе́т - старейшее техническое высшее учебное заведение в зауральской части России.
ТПУ является одним из крупных передовых учебных центров России, единственное высшее учебное заведение азиатской части России, входящий в пятёрку лучших технических университетов страны . Получил международное признание, являясь полноправным членом международных организаций: European Association of Reserch Management and Administrations (EARMA ), Conderence of Engineering Schools for Advanced Engineering Education and Research (CESAER), Consortium Linking Universities of Science and Technology for Education and Research (CLUSTER), European University Association (EUA) .
Занятия начались 9 октября 1900 года, первую лекцию (по аналитической геометрии) прочитал профессор В. Л. Некрасов . В создании института и особенно его химического отделения принимал активное участие Д. И. Менделеев .
В 1917 году «Томский технологический институт Императора Николая II» был переименован в «Сибирский Томский технологический институт».
В 1925 году был переименован в «Сибирский технологический институт» (СТИ). Был создан научно-исследовательский институт прикладной физики.
В 1930 году СТИ был разделён на пять институтов, три из которых остались в Томске (Сибирский механико-машиностроительный, Сибирский химико-технологический, Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта), Сибирский строительный был переведён в Новосибирск , а Сибирский металлургический - в Новокузнецк .
В 1934 году три томских института (горный, механико-машиностроительный и химико-технологический) были объединены в «Томский индустриальный институт».
В 1944 году переименован в «Томский политехнический институт».
В 1941-1946 годы во время Великой Отечественной войны многие заводы по изготовлению танков и оружия возглавляли выпускники ТПИ. Горбачёв Тимофей Фёдорович (выпускник Сибирского технологического института (ТПУ), 1928 г.) возглавлял отдел комбината «Кузбассуголь». Камов Николай Ильич (выпускник механического факультета Томского технологического института (ТПУ), 1923 г.) в 1940 г. стал главным конструктором КБ по вертолётостроению. Кожевин Владимир Григорьевич (Выпускник горного факультета Сибирского механико-машиностроительного института (ТПУ), 1934 г.) c 1941 г. работал начальником технического отдела и заместителем главного инженера треста «Осинникиуголь» комбината «Кузбассуголь», где добывали угли особо ценных марок, необходимых для металлургии и обороны страны; в июне 1942 г. был назначен главным инженером и начальником шахты № 10 того же треста; шахта из отстающих вышла в передовые по Кузбассу и, начиная с 1943 г., до конца войны держала знамя Государственного комитета обороны. Кузнецов Валерий Алексеевич (выпускник геологоразведочного факультета Томского индустриального института (ТПУ), 1932 г.) в годы Великой Отечественной войны Кузнецов руководил в Западно-Сибирском геологическом управлении работами по составлению геологических карт, являющихся основой поисков полезных ископаемых, потребность в которых резко возросла в эти годы. Носов Григорий Иванович (выпускник Томского технологического института (ТПУ), 1930 г.) в 1940 г. возглавил одно из крупнейших металлургических предприятий СССР Магнитогорский металлургический комбинат. Все [ ] студенты были мобилизованы на поддержку фронта.
В 1957 году при ТПИ был открыт .
В 1962 году на базе радиотехнического факультета был создан .
В 1967 году запущен ядерный реактор института.
В 1981 году в составе ТПИ был создан учебно-научный комплекс «Кибернетика».
В 2009 году университет вошёл в число двенадцати победителей конкурса по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет » и стал единственным томским вузом 2009 года, получившим эту категорию .
В июле 2013 года университет вошёл в число победителей конкурса на статус «Ведущие университеты России » . Таких вузов всего 17 в Российской Федерации.
На базе отдельных факультетов, кафедр и специальностей Томского политехнического университета в разное время было открыто более 20 самостоятельных вузов в Москве, Новосибирске, Омске, Томске, Северске, Красноярске, Иркутске, Кемерово, Барнауле, Чите, Хабаровске и других российских городах .
В частности, на базе двух факультетов (радиотехнического факультета и факультета электрорадиоуправления) в 1962 г. был создан «Институт радиоэлектроники и электронной техники» (ныне - Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники), а Северский технологический институт НИЯУ МИФИ был организован в 1959 г. как вечерний филиал физико-технического факультета Томского политехнического института .
Главный корпус ТПУ
Холл главного корпуса ТПУ
Научно-техническая библиотека ТПУ
Научно-техническая библиотека имени В. А. Обручева при Томском политехническом университете (НТБ ТПУ) расположена по адресу ул. Белинского, 55.
НТБ является одним из ведущих структурных подразделений университета. Она была открыта одновременно с началом занятий в 1900 году. В настоящее время [когда? ] библиотечный фонд составляет 2,7 млн томов по различным отраслям знаний, в том числе более 2,1 млн экземпляров научных изданий. Фонд включает научную и учебную литературу, в том числе периодические издания, информационные и реферативные журналы на бумажных и электронных носителях, диссертации, авторефераты диссертаций, нормативно-техническую и патентную документацию, редкие книги и рукописи.
Объём электронных ресурсов в 2012 году составил свыше 17 тысяч полнотекстовых документов в электронной библиотеке университета.
НТБ обслуживает всех студентов, преподавателей и сотрудников университета, а также сторонних пользователей из других вузов, учреждений и организаций города.
Научно-техническая библиотека им. Владимира Афанасьевича Обручева Томского политехнического университета - первая вузовская библиотека технического профиля на территории Сибири. За 105 лет своего существования библиотека сформировала уникальное собрание естественнонаучной, технической, гуманитарной, социально-экономической, справочной, художественной литературы в помощь образовательному и научно-исследовательскому процессу старейшего технического вуза в азиатской части России .
Научно-техническая библиотека имеет сертификат качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000.
Стадион «Политехник» (чаще известный горожанам как «Буревестник») расположен в районе Южной площади . Здесь же находится лыжная база «Политехник». Стадион и лыжная база принадлежат ТПУ. Раньше стадион официально назывался «Буревестник». Аналогичное название - «Буревестник» раньше носил стадион «Труд» и томская команда мастеров [кто? ] проводила свои поединки именно на нём. На стадионе есть футбольное поле, поле для мини-футбола с искусственным газоном, волейбольные площадки, лыже-роллерная трасса, беговая дорожка, городошная площадка. Летом действует прокат скейтбордов, велосипедов, роликовых коньков, зимой устраивается освещённая лыжная трасса. В 2014 году произошла реконструкция стадиона «Политехник». На стадионе открылся новый 400-метровый легкоатлетический комплекс .
Консолидированный бюджет (млн. руб.), в том числе - 7 118
Томский политехнический университет имеет давние, добрые традиции сотрудничества с Кузбассом, обеспечивая различные отрасли региона высококвалифицированными специалистами. Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета был создан в результате ряда преобразований: учебно-консультационный пункт (1957), механико-машиностроительный факультет (1987), филиал ТПУ в г. Юрге (1993), ЮТИ ТПУ (2003).
Основной целью ЮТИ ТПУ является обеспечение машиностроительного комплекса Кузбасса высококвалифицированными инженерными кадрами с сильной практической подготовкой. Решение этой задачи всегда решалось с помощью базового предприятия - Юргинского машиностроительного завода, который, сменив в 2006 году собственника, решает совместно с институтом задачу по подготовке практико-ориентированных специалистов машиностроительного производства.
Обучение студентов ведётся на 10 кафедрах института, 8 из которых являются выпускающими.
В институте обучается более 1500 студентов, по очной, очно-заочной и заочной формам. Институт имеет 8 учебно-лабораторных корпусов, в которых располагаются свыше 70 лабораторий, оснащённых современным оборудованием и средствами технического обучения.
Международная деятельность стала одним из наиболее приоритетных направлений развития в связи с реализацией «Программы повышения конкурентоспособности ТПУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг.». С 2012 г. в ТПУ реализуется концепция CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate), направленная на совершенствование базового инженерного образования.
С 2014 г. начато внедрение стандартов CDIO в 5 программах бакалавриата:
С 2011-2014 гг. около 2000 сотрудников университета выезжали за рубеж на повышение квалификации, стажировку, обучение, чтение лекций, научную работу, конференции, симпозиумы, выставки. 460 иностранных делегаций из 50 стран мира посетили университет.
В настоящее время ТПУ имеет более 200 договоров и контрактов о сотрудничестве в области образования и научных исследований с партнёрами в 35 странах мира . В 2014 году заключено 28 новых договоров с вузами и организациями 14 стран мира (Германия, Италия, Казахстан, Франция, Вьетнам, Бразилия, Финляндия, Индия, Дания, Израиль, Китай, США, Великобритания, Таджикистан). 8 договоров с университетами, входящими в Top-500.
Активно развивается сотрудничество ТПУ с ЦЕРН .
Версии рейтингов | В России | В Европе | В мире | Год |
---|---|---|---|---|
Рейтинг ВУЗов России (рейтинговое агентство «Эксперт РА») |
7 | 2013 | ||
Classbase | 16 | 510 | 1379 | 2013 |
Entire Education | 10 | 2012 | ||
Web of World Universities | 12 | 2013 | ||
QS World University Rankings | 501-550 | 2014 | ||
фонд В. Потанина | 4 | 2012 | ||
SCImago | 19 | 142 | 2421 | 2012 |
Национальный рейтинг университетов-2012 (совместный проект «Интерфакс » и «Эхо Москвы ») |
9 | 2012 | ||
Национальный рейтинг университетов-2011 (совместный проект «Интерфакс » и «Эхо Москвы ») |
9 | 2011 | ||
Министерство образования и науки РФ | 2 | 2008 | ||
GlobalWorldCommunicator (GWC) | 2 | 146 | 2016 |
В октябре 2012 года Учёным советом ТПУ утверждена Программа развития ресурсоэффективности Национального исследовательского Томского политехнического университета на период 2013-2018 гг. Формирование на базе ТПУ единого исследовательского и образовательного центра, сфокусированного на проблематике эффективного использования ресурсов, призвано обеспечить продуцирование, концентрацию и распространение культуры, знаний и технологий в сфере ресурсоэффективности .
Когнитивные системы и телекоммуникации
Социально-гуманитарные технологии инженерной деятельности
Главный корпус ТПУ
Первый (горный) корпус ТПУ
Физический (3-й) корпус ТПУ
10-й корпус ТПУ
Мемориал погибшим сотрудникам ТПУ
Главный корпус на конверте СССР
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru
Профессорско-преподавательский состав томского политехнического университета отрицательно относится к намеченной на этот год реорганизации учебного заведения. Ученые опасаются, что нововведения приведут к деградации вуза, сообщил корреспонденту vtomske.ru профессор ТПУ Сергей, пожелавший не называть свою фамилию.
«Сейчас намечается новая реформа ТПУ. С 1 октября перестанут существовать институты, а с 1 января — кафедры. А факультетов уже нет. То, что создавалось больше сотни лет, будет разрушено. Взамен непонятно что будет. Люди будут поступать не на факультет, а на специальность. Между тем, все вузы в стране работают по системе кафедр, факультетов и институтов. Профессорско-преподавательский состав настроен против реформы, но нас никто не слушает. Вплоть до того, что со стороны ректора идет реакция в духе — я ваш единственный работодатель, а вы ничего не можете и ничего не знаете», — сказал Сергей.
По его словам, часть преподавателей уже покинула вуз, не дожидаясь реформирования.
«Это приведет к тому, что запланированные показатели больше некому будет достигать. Народ разбегается. Некоторые уже ушли. Среди руководителей институтов на сегодняшний день ни одного доктора наук. На кафедрах работают люди уже вообще без степени. Ситуация становится серьезная, и я так понимаю, ТПУ подвергают очень серьезной обструкции», — отметил наш собеседник.
Из проекта реформы, опубликованного в группе «Реформа в ТПУ» во «ВКонтакте», следует, что в вузе планируется создать две исследовательских школы, шесть инженерных, школу инженерного предпринимательства и школу базовой инженерной подготовки как безкафедральные междисциплинарные структуры.
Предполагается, что студенты смогут индивидуализировать собственные учебные планы через возможность выбирать дисциплины из других направлений как своей, так и любой другой школы. Отдельно отмечается, что свободное образование будет реализовываться преимущественно не через лекции, а через семинары. Среди причин нововведений указывается, в том числе, отстающая от запланированной и утвержденной Минобрнауки РФ динамика продвижения ТПУ в мировых университетских рейтингах, а также имитация определенной частью научно-педагогических работников научной деятельности. Реформа также подразумевает сокращение административно-управленческого аппарата.
«Сейчас я не знаю, к кому буду относиться. К какой-то школе. У меня есть аспиранты, я веду научную работу и занятия. Я что, буду относиться ко всем этим школам? Вот это мне точно не понятно. Я, доктор наук со стажем больше 40 лет, получаю 36 тысяч. Это смешно. А кандидаты наук и доценты получают меньше 30 тысяч. Я и мои коллеги заинтересованы в огласке, но мало кто хочет, чтобы его имя при этом фигурировало. Опасаемся, что эти люди будут изгнаны из ТПУ», — резюмировал профессор.
Утвердить изменения планируется на сентябрьском ученом совете ТПУ.
Добавим, что ранее в ряде СМИ появилась информация о сокращениях в политехе. Речь шла, по некоторым данным, о трех тысячах человек. Комментарии представителей вуза мы рассчитываем получить позднее.
Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это путь самый благородный,
путь подражания - это путь самый легкий
и путь опыта - это путь самый горький.
Конфуций (551-479 до н.э.)
Коллектив преподавателей иностранных языков в ИСГТ молодой, дружный, успешный!
Но основой этого коллектива, его базой, «золотым фондом» являются преподаватели, стоявшие у истоков создания нашего института. Это Михайлова Ольга Владимировна, Перовская Зоя Федоровна, Лахотюк Любовь Андреевна, Ануфриева Валентина Павловна. Позже пришла – Бурыхина Татьяна Ивановна – преподаватель профессионального перевода, бессменный член Государственной аттестационной комиссии по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Преподаватели профессионального АЯ - одни из первых выпускников ИЯК ТПУ, с отличием окончившие университет в 2003 году. Сегодня это действующие переводчики - сотрудники отдела организации и обеспечения международного сотрудничества ТПУ. По совместительству, уже зарекомендовавшие себя, преподаватели профессионального АЯ: Николаенко Екатерина Борисовна, преподаватель «делового английского языка», базовой, основополагающей части профессионального АЯ. Хотите сделать успешную карьеру: правильно написать деловое письмо, составить резюме, пройти собеседование…? Этому вас научат на уроках «делового английского». Шашникова Наталья Константиновна преподаватели профессионального АЯ у студентов старших курсов. Натальей Константиновной разработан и преподается курс «Страноведение» (Великобритания, США) на английском языке. Прожив несколько лет в США и зная страну и людей, она буквально завораживает слушателей, сравнивая культуры разных стран, великолепно владея английским языком! Банки и банковское дело, менеджмент, структура компании - вот не полный перечень ее профессиональных интересов. Руководителем, идейным вдохновителем, старшим товарищем этого небольшого, творческого, трудоспособного, дружного коллектива преподавателей профессионального АЯ является Николаенко Нина Александровна. Переводчик высочайшего класса, яркий, самобытный педагог, обожаемый студентами, щедро делится своим мастерством, заражая молодых коллег энтузиазмом и целеустремленностью!
Все эти специалисты являются членами союза переводчиков России, а также международной федерации переводчиков FIT, имеют сертификат владения английским языком уровня advanced.
Преподаватели второго иностранного языка: Солодовникова Ольга Владимировна (немецкий язык), Ручина Ульяна Викторовна (китайский язык), Ростовцева Вероника Михайловна (французский язык). Программа второго ИЯ – это 700 аудиторных часов за три года, языковые стажировки и, в дальнейшем, магистерские программы в стране изучаемого языка.
В нашем институте работает настоящая команда единомышленников, которую характеризует высокий профессионализм, творческий подход к учебному процессу, неустанный поиск, взаимопонимание, активная жизненная позиция.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
«____»______________2003 г. «____»_______________ 2003 г.
Система менеджмента качества ТПУ
планов работы преподавателей
© Томский политехнический университет
▪ трудовой кодекс РФ,
▪ об образовании,
▪ о высшем и послевузовском образовании;
Следует иметь в виду, что одни и те же работы (например, постановка лабораторных работ, подготовка заданий для контрольных работ и т.п.) на различных кафедрах, по различным учебным дисциплинам могут иметь различную трудоемкость. Поэтому при определении объема в часах таких работ следует руководствоваться приведенными в Приложении 4 примерными нормами, но с учетом фактически ожидаемой трудоемкости.
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПЛАНАМ РАБОТЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
3.1. Индивидуальные планы работы преподавателей должны быть ориентированы на возможно более полное использование их знаний и квалификации для подготовки высококвалифицированных специалистов, для совершенствования методики обучения, обеспечения учебного процесса необходимыми учебно-методическими пособиями и документацией, выполнения актуальных научных исследований.
3.2. План наряду с учебной нагрузкой должен предусматривать наиболее важные для кафедры учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационную и воспитательную работы, а также повышение квалификации преподавателя.
3.3. Вся работа, вносимая в план, должна быть четко сформулирована, иметь конкретную форму отчетности и сроки исполнения. Сам план должен быть оформлен на типовом бланке индивидуального плана работы преподавателя ТПУ (Приложение 1).
3.4. Работы, планировавшиеся преподавателю в предыдущем учебном году по разделам 2 - 5 индивидуального плана и невыполненные им по неуважительным причинам, при необходимости, вносятся в его индивидуальный план работы на новый учебный год, но без дополнительного предоставления рабочего времени.
3.5. Раздел «Научно-исследовательская работа» не должен включать научно-исследовательскую работу по хоздоговорным или госбюджетным НИР и НИОКР, за которую её исполнитель получает дополнительную оплату сверх заработной платы по занимаемой им должности. Допускается включать лишь НИР и НИОКР по тематике, рассмотренной и утвержденной на кафедре, факультете, в институте или в университете для выполнения в пределах должностных обязанностей преподавателя как научно-педагогического работника. В этот раздел можно также включать работы, связанные с написанием научных статей, подготовкой докладов и выступлением с докладами по итогам исследований на научных семинарах, конференциях, оформлением заявок на патенты по итогам НИР (выполняемых с финансированием как по госбюджету, так и по хоздоговорам) и другие работы, указанные в разделе III – “Научно-исследовательская работа» (Приложении 4) .
3.6. Часы на подготовку кандидатской или докторской диссертации выделяются лишь в том случае, когда тематика диссертации обсуждена и одобрена научным семинаром кафедры, о чем должна быть соответствующая запись в протоколе семинара.
4. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ
И ХРАНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
4.1. Индивидуальный план работы преподавателя составляется заведующим кафедрой совместно с преподавателем, обсуждается на заседании кафедры и утверждается деканом факультета. Спорные вопросы при формировании индивидуального плана решаются деканом факультета, а в отдельных случаях – проректором по учебной работе.
4.2. Индивидуальные планы работы преподавателей на очередной учебный год составляются перед началом учебного года (в июне), корректируются (если в этом возникает необходимость) и утверждаются в первой половине сентября.
4.3. Представленный на утверждение план должен быть заполнен чернилами, не содержать исправлений, помарок.
4.4. Одобренный на заседании кафедры план преподавателя оформляется на типовом бланке в двух экземплярах и с подписями преподавателя и заведующего кафедрой передается на утверждение декану факультета.
4.5. Корректировка индивидуального плана преподавателя может производиться заведующим кафедрой и деканом факультета при возникновении производственной необходимости и в течение учебного года.
4.6. Один экземпляр утвержденного плана хранится в делах кафедры, а другой экземпляр – у преподавателя в его рабочей папке, оформляемой в соответствии с требованиями системы менеджмента качества образовательных услуг, установленными в ТПУ.
4.7. Обязательный срок хранения индивидуальных планов преподавателей на кафедре – 5 лет.
5. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЛАНОВ РАБОТЫ
И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
5.1. Выполнение преподавателем его индивидуального плана работы периодически контролируется заведующим кафедрой и деканом факультета. По требованию заведующего кафедрой, декана факультета преподаватель обязан давать им отчет о текущем выполнении своего индивидуального плана в любое время учебного года.
5.2. Преподаватель обязан по мере выполнения запланированных работ отмечать их выполнение и фактические затраты времени на них в своем экземпляре плана. Эти же сведения в последнюю неделю каждого семестра вносятся в экземпляр плана, хранящийся на кафедре. Преподаватель в разделе «Отчетность по плану» дает краткий отчет по выполнению плана, поясняет причины невыполнения или частичного выполнения порученных ему работ в семестре.
5.3. За каждый день болезни преподавателя, подтвержденный больничным листом, при отчете запланированный ему объем работы уменьшается на 6 часов.
5.4. По окончании осеннего семестра на заседании кафедры заслушивается и обсуждается отчет преподавателя о выполнении им плана работ на семестр. По итогам отчета и обсуждения делается заключение кафедры, которое вносится в протокол заседания кафедры и в оба экземпляра индивидуального плана работы преподавателя. Это заключение в индивидуальном плане подписывается заведующим кафедрой.
5.5. В конце учебного года преподаватель делает в своем индивидуальном плане отметки о фактически выполненных работах и затратах времени на них в весеннем семестре, подсчитывает суммарные объемы в часах работ по всем разделам за весь учебный год и в разделе «Отчетность по плану» дает краткий отчет по выполнению плана работ в весеннем семестре, поясняет причины невыполнения или частичного выполнения порученных ему работ в семестре.
5.6. По окончании весеннего семестра на заседании кафедры заслушивается и обсуждается отчет преподавателя о выполнении им плана работ на семестр и за весь учебный год в целом. По итогам отчета и обсуждения делается заключение кафедры, которое вносится в протокол заседания кафедры и в оба экземпляра индивидуального плана работы преподавателя. Это заключение в индивидуальном плане подписывается заведующим кафедрой.
5.7. В конце каждого учебного года заведующий кафедрой в соответствии с принятым в университете Положением о рейтинговой оценке работы ППС даёт качественную и количественную оценку работы преподавателя по всем разделам и делает заключение о выполнении индивидуального плана за год с указанием итогового рейтинга.
5.9. Суммарный рейтинг раздела 1 определяется путём умножения количества часов учебных занятий, фактически проведённых в течение учебного года, на оценку качества. Оценка качества выполнения учебной работы преподавателя согласно Положению определяется как коэффициент, значение которого лежит в пределах от 0 до 1.
5.10. Суммарный рейтинг разделов 2, 3, 4, 5 определяется как сумма произведений трудоёмкостей запланированных видов работ (в часах) на соответствующие оценки качества их выполнения. Оценки качества выставляет заведующий кафедрой в виде коэффициентов, значения которых лежат в пределах от 0 до 1.
5.11. В конце учебного года сводные данные о рейтинге всего профессорско-преподавательского состава кафедры по итогам работы в учебном году передаются в информационно-аналитический центр университета.
5.12. Результаты работы преподавателя в годы его пребывания в занимаемой должности учитываются при очередном избрании его по конкурсу на должность профессорско-преподавательского состава (ППС), при его поощрении или наказании.