Творческие возможности личности. Творческие способности личности

Почему одни люди создают шедевры: картины, музыку, одежду, технические новинки, а другие способны только пользоваться этим? Откуда берется вдохновение и Изначально ли видно, что человек творческий или это качество можно постепенно развить? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы и разобраться в тайнах тех, кто умеет создавать.

Когда мы приходим на художественную выставку или посещаем театр, оперу, то можем с точностью ответить - вот образец творчества. Такие же примеры можно найти в библиотеке или кинотеатре. Романы, кинофильмы, поэзия - все это тоже образцы того, что может создать человек с нестандартным подходом. Однако работа для творческих людей, какой бы она ни была, всегда имеет один итог - появление на свет чего-то нового. Таким результатом являются и простые вещи, которые окружают нас в повседневной жизни: лампочка, компьютер, телевидение, мебель.

Творчество - это процесс, в ходе которого создаются материальные и духовные ценности. Конечно, конвейерное производство не является частью этого, но ведь каждая вещь когда-то была первой, уникальной, абсолютно новой. Вследствие этого можно сделать вывод: все окружающее нас - изначально было тем, что создал человек творческий в процессе своей работы.

Иногда в результате подобной деятельности автор получает продукт, изделие, которое никто, кроме него, не сможет повторить. Чаще всего это относится именно к духовным ценностям: картины, литература, музыка. Следовательно, можно сделать вывод, что для творчества необходимы не только особые условия, но и личностные качества создателя.

Описание процесса

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века - Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса:

  • подготовка;
  • инкубация;
  • озарение;
  • проверка.

Первый пункт - это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт - это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Характер творческого человека

Многие десятилетия ученые и обычные люди пытаются лучше понять не только сам процесс, но и изучить особые качества создателей. человека вызывает большой интерес. Как показывает опыт, обычно представители такого типа отличаются высокой активностью, экспрессивным поведением и вызывают противоречивые отзывы окружающих.

По сути, ни одна модель, разработанная психологами, не является точным шаблоном. Например, такая черта, как невротизм, зачастую присуща людям, создающим духовные ценности. Ученые, изобретатели отличаются устойчивой психикой, уравновешенностью.

Каждый человек, творческий или нет, является уникальным, что-то в нас перекликается, а что-то совершенно не совпадает.

Есть несколько черт характера, которые в большей степени присущи таким личностям:

    любознательность;

    уверенность в собственных силах;

    не слишком доброжелательное отношение к окружающим.

    Последнее вызвано, возможно, в силу того, что люди с думают иначе. Им кажется, что их не понимают, осуждают или не принимают такими, какие они есть.

    Основные отличия

    Если в списке ваших знакомых есть очень творческий человек, то вы обязательно это поймете. Такие личности часто витают в облаках. Они настоящие мечтатели, даже самая бредовая идея кажется для них реальностью. Кроме этого, они смотрят на мир как под микроскопом, подмечая детали в природе, архитектуре, поведении.

    Многие знаменитые люди, которые создавали шедевры, не имели привычного рабочего дня. Для них не существует условностей, и процесс творчества происходит в удобное время. Кто-то выбирает раннее утро, у кого-то потенциал просыпается только с заходом солнца. Такие люди не часто появляются на публике, большую часть времени они проводят в одиночестве. В спокойной и привычной атмосфере проще думается. При этом их желание к новому постоянно толкает на поиски.

    Это сильные, терпеливые и рискованные личности. Никакая неудача не способна сломить веру в успех.

    Современные исследования

    Раньше мнения ученых сходились на том, что человек либо рожден творческим, либо нет. Сегодня этот миф полностью развеян, и с уверенностью можно сказать, что развить в себе таланты доступно каждому. Причем в любой период своей жизни.

    Основные качества творческого человека при желании и настойчивости можно выработать и у себя. В единственном случае достичь положительного результата невозможно, это когда персона лично не желает вносить изменения в свою жизнь.

    Современные исследования привели к выводу, что интеллектуальные способности увеличиваются, если объединить логику и творческий подход. В первом случае к работе подключается левое полушарие, во втором - правое. Активируя как можно больше отделов мозга, можно достичь большего результата.

    Работа для творческой личности

    После окончания школы перед выпускниками встает вопрос: куда поступать? Каждый выбирает путь, который кажется ему более интересным и понятным, в конце которого видна цель или результат. К сожалению, реализовать потенциал, заложенный в нас, не всегда предоставляется возможным.

    Как вы думаете, какая больше всего подходит работа для творческих людей? Ответ простой: любая! Чем бы вы ни занимались: ведением домашнего хозяйства или проектированием космических станций - везде можно проявлять находчивость и изобретательность, создавать и удивлять.

    Единственное, что может действительно мешать этому процессу - это стороннее вмешательство. Многие руководители самостоятельно лишают своих сотрудников стремления к принятию самостоятельных решений.

    Хороший начальник будет поддерживать порывы к развитию и творчеству, конечно, если это не будет мешать основному процессу.

    Парадоксы

    Давайте подумаем, почему характер творческого человека так сложно поддается четкому анализу и структурированию. Скорее всего, это связано с рядом парадоксальных черт, которые присущи таким людям.

    Во-первых, все они интеллектуалы, отлично подкованные знаниями, при этом наивны как дети. Во-вторых, несмотря на отличную фантазию, они хорошо разбираются в устройстве этого мира и видят все четко. Открытость и коммуникативные качества - это лишь внешние проявления. Творчество очень часто прячется в глубинах личности. Такие люди много думают, ведут собственный монолог.

    Интересно, что создавая нечто новое, они, можно сказать, вносят некий диссонанс в сложившееся течение жизни. При этом все безумно консервативны, их привычки часто становятся важнее окружающих.

    Гений и творчество

    Если человек в результате своей деятельности создал нечто впечатляющее, то, что поразило окружающих, изменило представления о мире, то он завоевывает истинное признание. Таких людей называют гениями. Конечно, для них создание, креативность - это жизни.

    Но не всегда даже самые творческие люди достигают результатов, которые способны изменить мир. Но порой они и сами к этому не стремятся. Для них творчество - это прежде всего возможность быть счастливым в настоящее время, в том месте, где находятся.

    Не обязательно быть гением, чтобы проявить себя. Даже самые небольшие результаты смогут сделать лично вас более уверенным, позитивным и радостным.

    Выводы

    Творчество помогает людям открыть свою душу, выплеснуть чувства или же создать нечто новое. Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой.

    Необходимо избавиться от условностей, взглянуть на мир другими глазами, возможно, попробовать себя в чем-то новом.

    Помните - творческий потенциал подобен мышцам. Его нужно регулярно стимулировать, качать, развивать. Необходимо ставить перед собой различные по масштабам цели и не сдаваться, если с первого раза ничего не вышло. Тогда в какой-то момент сами удивитесь, как кардинально изменилась жизнь, и вы начнете осознавать, что также внесли в мир нечто нужное и новое для людей.

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Современному человеку творческий подход нужен не только для художественного творения или отыскания научных гипотез и дизайнерских установок, но и для непосредственного выживания, самореализации и построения собственной счастливой жизни. Потому творчество должно стать нормой профессиональной деятельности!

Творчество — это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявления новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и превращения вещественного мира или духовной культуры; если же он новый лишь для его автора, то новизна субъективная и не имеет общественного значения (за А.Н. Лук).

Объясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский отмечал, что "творческой мы называем такую деятельность, которая создаёт что-то новое, одинаково, будет ли это создано творческой деятельностью любой вещью внешнего мира или построением ума или чувства, которое живёт и оказывается только в самом человеке. Утверждая, что творчество является необходимым условием существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем содержится хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека" .

Психолог Я. Пономарьов, который очень широко трактует понятие "творчество", определял это понятие как "механизм производительного развития" и не считал "новизну" решающим критерием творчества.

Украинский психолог В. Моляко, раскрывая сущность творчества из позиций психологии, отмечает, что "под творчеством понимают процесс создания чего-то нового для данного субъекта. Потому понятно, что творчество в той или другой форме не является талантом "избранных", она доступная каждому. И школьник, который усваивает новые знания, решает новую, незнакомую задачу, и рабочий, который выполняет новое техническое задание, и комбайнёр, которому нужно в процессе уборки урожая учесть влажность колосьев, направление ветра — все они занимаются творчеством, решают творческие задачи" .

В. Роменец, утверждает "… на основе того, что человек делает из себя, определяются его статус в мире, его характер, его личность" . Творческая личность — это человек, способный проникать в суть идей и воплощать их вопреки всем препятствиям, вплоть до получения практического результата. Именно это имел в виду Т. Эдисон, когда говорил, что "изобретение — это 10 процентов вдохновения и 90 пота".

Как отмечает В. Моляко, основными методами изучения творчества являются методы наблюдение, самонаблюдение, биографический метод (изучение биографий выдающихся людей, творцов в определённых отраслях науки, культуры, техники и др.), метод изучения продуктов деятельности (ученической в частности), тестирования, анкетирования, экспериментальные методы, хоть применение последних связано со значительными трудностями, поскольку любой творческий процесс является оригинальным, единственным в своём роде, такой, что не воспроизводится точно в том же виде при повторном наблюдении.

Творческий процесс имеет свою сложную структуру: замысел, работа, направленная на его реализацию, поиск оптимальных методов воплощения замысла, обнародование результатов творения, реалистичное отношение к их публичным оценкам, усовершенствование произведения на базе критических замечаний, доработка, переработка произведения и тому подобное.

Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность в процессе учёбы, нужно знать её свойства, творческие черты её характера. Исследователи выделяют такие основные свойства творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, представление и воображение, проблемное виденье, умение преодолевать инерцию мышления, способность обнаруживать противоречия, умение переносить знание и опыт в новые ситуации, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению.

О. Кульчицкая выделяет ещё такие свойства творческой личности:

  • возникновение направленного интереса к определённой отрасли знаний ещё в детские годы;
  • сосредоточение на творческой работе, направленность на избранное направление деятельности;
  • большая работоспособность;
  • подчинённость творчества духовной мотивации;
  • стойкость, неуступчивость в творчестве, даже упрямство;
  • увлечение работой.

В. Моляко считает одним из основных качеств творческой личности стремления к оригинальности, к новому, возражение привычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определённой работе, сравнительно быстрое и лёгкое усвоение теоретических и практических знаний в этой отрасли, систематичность и самостоятельность в работе.

Некоторые специалисты выделяет, кроме того, такие черты творческой личности, как целостность восприятия, сближение понятий, способность к предвидению (логичность, творчество, критичность воображения), подвижность языка, готовность к риску, склонность к игре, интуиция и подсознательная обработка информации, остроумие и др.

Полностью достоверное предположение, что приёмы остроумия частично совпадают с теми приёмами поисков решений научных, технических и даже жизненных задач, которые называют эвристическими приёмами. Они не сводятся к логике, так же как и вся психология мышления. Поиски решений происходят не за логическими законами — с помощью логики лишь проверяют выдвинутые догадки. Сами же эти догадки выдвигают с помощью других операций мышления.

Творческие способности личности — это синтез её свойств и черт характера, которые характеризуют степень их соответствия требованиям определённого вида учебно-творческой деятельности и которые обусловливают уровень результативности этой деятельности.

Способности обязательно опираются на естественные качества человека (умения), они есть в постоянном процессе усовершенствования личности. Творческие способности сами по себе не гарантируют творческих достижений. Для их достижения необходимый "двигатель", который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимые желания и воля, нужная "мотивационная основа".

Выделяют такие компоненты творческих способностей личности :

  • Мотивационно-творческая активность и направленность личности.
  • Интеллектуально-логические способности.
  • Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности.
  • Мировоззренческие свойства личности.
  • Моральные качества, которые способствуют успешной учебно-творческой деятельности.
  • Эстетичные качества.
  • Коммуникативно-творческие способности.
  • Способности к самоуправлению личности своей учебно-творческой деятельностью.

Интеллектуально-логические способности проявляются :

  1. В умении анализировать. Критериями оценки анализа является правильность, полнота, глубина.
  2. В способности выделять существенное общее и отвлекаться от несущественного (абстрагирование). Критерием оценки является логичность, правильность, глубина суждений и выводов, умения описывать явления, процессы, логично связано, полно и правильно выкладывать мысли. Критерием оценки этого умения является полнота, глубина, логичность.
  3. В способности формулировать правильное определение объекта, устанавливать родовой признак и видовое различие. Критерием оценки этой способности является сжатость, правильность сформулированного определения.
  4. В способности объяснять, что свидетельствует об интеллектуально-логическом умении аргументировано выкладывать и раскрывать сущность вопроса, проблемы, способы её решения. Критерием оценки является полнота, аргументированность суждений.
  5. В способности доказывать, объяснять. Критерием является аргументированность и владение процедурой доказательства.

Интеллектуально-эвристические способности личности включают :

  1. Способность генерировать идее, выдвигать гипотезы, что характеризует интеллектуально-эвристические свойства личности в условиях ограниченной информации, прогнозировать решение творческих задач, интеллектуально видеть и выдвигать оригинальные подходы, стратегии, методы их решения. Критерием оценки является количество идей, гипотез, выдвинутых личностью за единицу времени, их оригинальность, новизна, эффективность для решения творческой задачи.
  2. Способность к фантазии. Это наиболее яркое выявление творческого воображения, создание иногда неправдоподобных, парадоксальных образов и понятий. Критерием оценки является яркость и оригинальность образов, новизна, значимость фантазии, что оказывается при решении творческих задач.
  3. Ассоциативность памяти, способность отображать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами задачи, особенно известными и неизвестными за сходством, смежностью, контрастом. Критерием оценки является количество ассоциаций за единицу времени, их оригинальность, новизна, эффективность для решения задачи.
  4. Способность видеть противоречия и проблемы. Критерием оценки является количество раскрытых противоречий, сформулированных проблем за единицу времени, их новизна и оригинальность.
  5. Способность к переносу знаний, умений в новые ситуации характеризует производительность мышления. Критерием оценки является широта переноса (внутренне-предметний — близкий, межпредметный — дальний), степень эффективности переноса знаний и умений для решения творческих задач.
  6. Способность отказываться от навязчивой идеи, перебороть инерцию мышления. Критерием оценки является степень скорости переключения мышления на новый способ решения творческой задачи, гибкость мышления в поиске новых подходов к анализу противоречий, которые возникают.
  7. Независимость мышления характеризует способность не следовать бездумно общепринятой точке зрения, быть свободным от мнения авторитетов, иметь свою точку зрения. Критерием оценки является гибкость и инверсия мышления, степень независимости собственного мнения от мнения других.
  8. Критичность мышления — это способность к оценочным суждениям, умение правильно оценить процесс и результат собственной творческой деятельности и деятельности других, умения находить собственные ошибки, их причины и причины неудач. Критерием оценки является объективность критериев оценочных суждений, а также эффективность выявления причин своих ошибок и неудач.

ТВОРЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: личностном и процессуальном . Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Существует множество работ, в которых творчество изучается со стороны результатов. Таковы, например, работы по описанию изобретений, по развитию математики, химии и других наук, по развитию литературы, художественного творчества. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. (Пример из Платона. «Ион»).

Дружинин приводит ряд личностных черт, выделенных исследователями в ходе анализа работ литературоведов, историков:

· независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, нонконформизм оценок и суждений;

· открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

· высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

· развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

· уверенность в своих способностях и сила характера;

· смешанные черты мужественности и женственности в поведении;

· развитое чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях.

Что такое творческие способности? Можно ли их развить или это дано от рождения? Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них. Человек сам может в себе воспитать, или скорее разбудить способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек.

Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.



Рассмотрим подробнее понятие “способности”. “Способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются” (С. Л. Рубинштейн.)

Б. М. Теплов выделил следующие признаки человеческих способностей:

1) это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

Очевидно, что способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков.

Существует подход (Л. С. Выготского), связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории. Согласно мысли Выготского, “во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)”.

Л. С. Выготский задает три характеристики способностей. Во-первых , это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых , развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И третье – развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры. Таким образом, процесс развития способностей является интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак – слово.

Выделяют общие и специальные способности. Общими называют способности, которые определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности. Общепризнанно, что в отличие от специальных способностей интеллект проявляется в эффективности решения разнообразных задач. Интеллект иногда рассматривают как общую способность (проявление не в одном, а в нескольких видах деятельности) – в противоположность специальным, каждая из которых обусловливает эффективность выполнения какой-либо одной деятельности.

В. Н. Дружинин делит общие способности на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний). Вопрос изучения психологической природы креативности является одним из самых дискуссионных.

Понятие креативности (от лат. creatio – создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом). Как отмечает известный исследователь Д. Б. Богоявленская, принципиальная спонтанность (самопроизвольность) творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно-научных методов. Эта спонтанность проявляется как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать вне связи с целью данной познавательной деятельности («чтобы изобретать, надо думать около»).

Джо Пол Ги́лфорд (англ. J. P. Guilford; 1897-1988) – американский психолог, профессор.. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания (концентрации внимания), творчества и темперамента.

«Креативность» - так озаглавил Дж. Гилфорд свой доклад, сделанный при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации в 1950 г. В этом докладе Гилфорд, в частности, отмечал, что уникальность выдающихся творцов ограничивает изучение креативности как психологической проблемы. Он предложил изучать креативность, привлекая в психологические лаборатории обычных испытуемых и применяя психометрические тесты.

Одним из таких тестов, предложенных Гилфордом, был тест на необычное использование предметов, в котором испытуемому предлагалось придумать как можно больше вариантов применения самых обычных предметов (например, кирпичей). Многие исследователи приняли предложение Гилфорда, и тесты на «нестандартное мышление» быстро превратились в главный инструмент измерения креативности.

Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом и его сотрудниками в университете штата Калифорния в 50-е гг. XX в.. Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности измеряли особенности одного из типов мышления, названного Дж. Гилфордом дивергентным. Было разработано 14 тестов В первых десяти от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних четырех - составить ответ на основе изобразительного материала. Тесты Дж. Гилфорда ориентированы на взрослых и учащихся старших классов.

Приведем примеры тестов.

1. Тест легкости словоупотребления: Напишите олова, содержащие указанную букву (например, о).

2. Тест на использование предмета: Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета (например, консервной банки).

3. Составление изображений. Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние.

Дж. Гилфорд и его сотрудники, выделили 16 гипотетических интеллектуальных параметров, характеризующих креативность.

Среди них такие:

♦ беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу вре¬мени);

♦ гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на

♦ оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

♦ любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);

♦ способность к разработке гипотезы;

♦ иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);

♦ фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

В 1967 г. Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное, тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения.

В свое время П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, подчеркнув тем самым необходимость комплексной процедуры его описания:

1) оригинальность (статистическая редкость);

2) осмысленность (например, редкий способ использования канцелярской скрепки - «скрепку можно съесть» - креативным не является);

3) трансформация (степень преобразования исходного материала на основе преодоления конвенциональных ограничений);

4) объединение (образование единства и связности элементов опыта, что позволяет выразить новую идею в концентрированной форме).

Дж. Гилфорд выделил следующие четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;

3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности.

Ряд ученых полагают, что оригинальные идеи нельзя рассматривать в отрыве от их полезности. Если оригинальные идеи рассматривать безотносительно к их полезности, невозможно будет отделить креативные идеи от эксцентричных или шизофренических, которые также могут быть оригинальными, но при этом неэффективными.

Так, Э. Кропли считает вообще необходимым отличать подлинную креативность от «псевдокреативности» и «квазикреативности».

Псевдокреативность имеет признак новизны как следствие только нонконформизма и недостатка дисциплинированности, слепого неприятия того, что уже существует, или просто желания неожиданно поставить дело «с ног на голову». Такого рода «новизна», по его мнению, не имеет никакого отношения к креативности.

Квазикреативность содержит некоторые элементы подлинной креативности, как, например, высокий уровень фантазии. Однако в этом случае возникает проблема связи квазикреативности с реальностью: это «креативность снов наяву, грез или мечтаний».

В одном из опросов учащихся им задавались следующие вопросы:

Какие мнения, делающие творчество и творческую личность непривлекательными Вы слышали? Какие из этих мнений Вы считаете правдоподобными?

В опросе участвовали 43 человека. 31 человек высказали следующие мнения (в скобках указано число повторов в ответах, если они повторяются):

Творческие люди рассеяны (2); отвлечены от реальности (4): могут пользоваться плагиатом; слишком эмоциональны (2): подвержены капризам своего настроения; слишком экспрессивны; «их отличает самоуверенность, гордыня, алчность, злоба»; пренебрежение к внешности; замкнутость в себе (2); им трудно найти единомышленников и друзей; они заторможены; направлены на одно; общество отвергает их как инородные элементы; люди считают их странными (2); к ним проявляется заранее предвзятое отрицательное отношение; они боятся неудачи; это скучные и неинтересные люди (3); малообщительны: чересчур умные: творческие личности получают мало денег (2); могут бросить свою работу, если пропадет интерес к ней: их не уважают: их отличает чрезмерный эгоизм (2); они неуравновешенны, раздражительны. нервны; отличаются нестабильной» психикой (2): издерганы; способны преступать законы обычных людей; непостоянны, часто меняют образ жизни; «имеют другие взгляды на жизнь, иногда противоположные взглядам окружающих»; «их «божественная» задумчивость отнимает много времени»; их отличает бесполезная трата времени; они имеют много недостатков; безответственны: небрежны; непривлекательны: страдают манией Нарцисса.

Таким образом, учащиеся (31 чел.) отметили 47 позиций, делающих творчество и творческую личность непривлекагельными. отмеченные мнения они считают более или менее правдоподобными. Это говорит о том. что предубеждения против творчества распространены очень широко.

Вообще, креативность, раскрываемая через дивергентность, указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами . Кропли указывает на то, что и те и другие способны устанавливать отдаленные ассоциации и дивергировать идеи.

Эмпирические исследования подчеркивают сходство мыслительных процессов у креативных людей и шизофреников (или людей с шизоидными симптомами). Причем сходство в мышлении прослеживается прежде всего именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации. И шизофреники, и креативные индивиды способны использовать периферическую информацию в качестве источника креативных идей благодаря, предположительно, расфокусированности их внимания.

Г. Ю. Айзенк выдвинул гипотезу о том, что креативность и различные формы психопатологии имеют общую генетическую основу и проявляются в одной из черт личности – так называемом психотизме (этим конструктом Айзенк обозначает нестандартность поведения в общем смысле слова). Один и тот же генетический фактор может служить предрасположенностью к шизофрении у одних людей и к высокой креативности – у других. Айзенк полагает, что высокий уровень психотизма предрасполагает к шизофрении и криминальным формам поведения, а умеренный уровень – к высокой креативности.

Связь с интеллектом. Гилфорд первоначально включал в структуру креативности, помимо дивергентного мышления, способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов.

Были выявлены четыре группы людей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решениям проблем:

1) люди с высоким уровнем интеллекта и креативности обладают адекватной самооценкой, высоким самоконтролем, интересом ко всему новому и независимостью оценок (вера в свои возможности, хороший самоконтроль, хорошая социальная интеграция, высокая способность к концентрации внимания, большой интерес ко всему новому);

2) люди с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к школьным успехам, скрытны, обладают заниженной самооценкой (постоянный конфликт между собственными представлениями о мире и школьными требованиями, недостаточная вера в себя и самоуважение, боязнь оценки со стороны окружающих);

3) люди с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью тревожны, невнимательны, отличаются плохой социальной адаптацией (восприятие неудач как катастрофы, боязнь риска и высказывания своего мнения, пониженная общительность);

4) люди с низким интеллектом и креативностью хорошо адаптируются, имеют развитый социальный интеллект, пассивны, отличаются адекватной самооценкой (хорошая адаптация и удовлетворенность жизнью, недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью).

Чек лист для тех, кто хочет развить креативные способности.

Применение указанных здесь советов гарантирует 100% развитие творческих способностей.

Креативные возможности это:

1.Знание 2. Точка контроля 3. Уверенность 4. Открытость мышления 5. Опыт 6. Модели поведения 7. Поддержка лидеров 8. Открытость лидеров 9. Награды 10. Подготовка 11. Эмоциональная сила 12. Разнообразие входных данных 13. Независимость 14. Отсутствие связанности 15. Способность к игре 16. Упорство 17. Способность к сопереживанию 18. Отношение к себе 19. Изобретательность 20. Способность нарушать границы 21. Понимание креативности 22. Самоанализ 23. Сбалансированность чувств и мышления 24. Смелость 25. Способность пойти на риск 26. Приоритет креативности 27. Ответственность 28. Дисциплина 29. Здоровье 30. Самообучение

Существует огромное количество факторов, влияющих на нашу креативность.

В этой статье мы кратко рассмотрим наиболее значимые из них. Трудно или даже невозможно работать над каждым фактором, который может воздействовать на творческие способности человека . Вместо этого вам следует сосредоточиться на тех из них, которые важны для вас в данный момент.

Реалистичность целей – важнейшее обстоятельство в процессе развития собственной креативности, и вы должны выбирать их самостоятельно. Рассматривайте все последующие пункты как длинный перечень, на основе которого необходимо сделать свой выбор. Речь ведь не идет о строгом рецепте, которому обязательно следовать.

Креативные возможности.

1. Знание .

накомство с методами творческого мышления . Чем больше у человека знаний о способах креативного мышления, тем чаще он творчески мыслит, и тем более успешно он может генерировать новые действенные идеи . Чтобы расширить свои познания, читайте и изучайте литературу по данной теме или же общайтесь с творческими людьми, которые могут моделировать успешные методы и подходы.

2. Точка контроля .

Чувство контроля над обстоятельствами помогает людям уверенно следовать креативным альтернативам. И наоборот, чувство отсутствия контроля приводит к беспомощности. По этой причине внутренняя точка контроля важна для креативности. Позитивное мышление и прошлые успехи помогают развить чувство контроля, поэтому, если вы страдаете от ощущения беспомощности, работайте над своим настроением и ищите примеры собственных успехов. Внешняя точка контроля связана с депрессией. Если у вас депрессия, вам необходимо работать над этой проблемой (искать профессиональную помощь и поддержку), и только после этого вы можете рассчитывать на повышение креативности.

3. Уверенность .

Уверенность человека в том, что он способен генерировать ценные идеи и инсайты , расширяет его креативность . Практика творческого мышления увеличивает уверенность в тех случаях, когда перед вами стоят не очень сложные задачи, и то же время ваш опыт связан с реальной жизнью. Следовательно, чтобы повысить уверенность, необходимо работать над простыми проблемами и использовать креативный подход для решения повседневных задач.

4. Открытость мышления .

отовность учитывать альтернативные точки зрения и подходы является важной составляющей креативного мышления. Чтобы развить открытость мышления , ищите примеры успешных людей и методик. Поставьте перед собой задачу общаться с людьми, которых вы не знаете, а также с теми из своих знакомых, которые вызывают у вас дискомфорт. Спрашивайте мнение этих людей по важным для них темам, обязательно старайтесь выслушать и понять ход мысли собеседника, даже если вы не согласны с ним.

5. Опыт.

Позитивный опыт людей, применивших творческое мышление для решения проблем или разработки лучших альтернатив, обладает большой ценностью. Он стимулирует дальнейшую креативность. Если у вас нет большого творческого опыта, вы можете компенсировать этот пробел, обратившись к тем, у кого он есть. Попросите творческого человека помочь вам найти подход к проблеме, над которой вы работаете. Его идеи и опыт в различных подходах помогут вам узнать, как протекает процесс творческого мышления. И, конечно же, лучший способ приобрести необходимые навыки – применять креативный подход ко всей своей работе и персональным решениям.

6. Модели поведения .

Общение с людьми, которые добились успеха благодаря своим личным творческим способностям, заметно стимулирует вашу собственную креативность . Вместе с тем очень сложно найти хорошие образцы для подражания. Если вы знакомы с успешными предпринимателями, построившими свой бизнес с нуля, можете не сомневаться: они – очень креативные люди, даже если от них самих этого не услышишь. Предприниматели часто думают, что только «художники» о бладают творческими способностями. Старайтесь проводить время с бизнесменами, учеными, художниками и любыми другими людьми, которые кажутся вам креативными.

7. Поддержка лидеров .

Поддержка руководителей приносит большую пользу. Если вам не предлагают поддержку, попробуйте попросить о ней. Если руководитель согласен с тем, что креативное мышление является частью вашей работы, тогда он с удовольствием окажет вам больше поддержки. В обратном случае вам придется практиковать «келейную креативность». Вы будете делиться идеями лишь после завершения работы над ними, но при этом у вас будет достаточно времени, чтобы критически оценить свои предложения. Вы будете держать свой м ыслительный процесс внутри себя.

8. Открытость лидеров .

Интерес к вашим идеям и предложениям и поощрения со стороны руководителей усиливают вашу креативность. В то же время многие начальники закрыты для неформального обмена идеями. Попытайтесь найти удобное время или посредника для проведения в жизнь новых идей. Чаще всего руководитель, закрытый для вербального предложения, готов прочитать его в форме печатного сообщения или электронного письма.

9. Награды .

Признание и более вещественные награды за креативность помогают стимулировать это качество. Если ваша рабочая среда не обеспечивает формальных поощрений за креативность, попытайтесь добиться неформальной позитивной оценки от руководителей и сослуживцев. Если вы выполнили какое-либо дело с помощью творческого мышления, старайтесь поощрить себя самого.

10. Подготовка .

Тренинги открывают перед вами креативные методы и примеры , расширяют ваш опыт и оказывают поддержку креативному поведению. Запишитесь на любой доступный вам творческий семинар. Время от времени общественные организации и учебные заведения организуют недорогие курсы, которые вы можете посещать. Если таких курсов нет, займитесь самообучением.

11. Эмоциональная сила .

Люди, не теряющие жизнерадостности перед лицом трудностей, способны управлять своим эмоциональным состоянием , избегать чрезмерных стрессов, беспокойства или депрессии. Здоровая диета, упражнения и достаточно сна помогут вам стать сильнее, а ваш эмоциональный тонус всегда будет высоким.

12. Широкий кругозор .

Чем больше вы знаете, тем больше у вас материала для творческого мышления. Все время пробуйте что-то новое, посещайте новые места, читайте новые книги. Старайтесь проводить время с людьми, которые раньше не попадались на вашем пути.

13. Независимость .

Чем больше независимости вы проявляете, формируя свое мнение и решая, какой избрать подход к проблеме, тем легче быть креативным . Если вы принимаете мнение другого человека и позволяете втянуть себя в дискуссию и некритично соглашаетесь с его выбором, значит, вы не умеете мыслить независимо. Независимо мыслящий человек находится в постоянном поиске. Чтобы укрепить внутреннюю независимость, не забывайте спрашивать себя, можете ли вы мысленно представить альтернативную точку зрения.

14. Отсутствие связанности .

Людям с достаточно легкомысленным отношением к идеям, планам и решениям легче проявлять креативный подход. Они не связаны старыми идеями и свободны для рассмотрения новых альтернатив. Чтобы достичь подобного состояния, развивайте в себе искреннюю веру к собственным способностям выдвигать и реализовывать новые и лучшие идеи. Иначе вам будет достаточно трудно решиться на то, чтобы отбросить все отжившее, и начать с чистого листа. Если вам недостает смелости, возможно, причина в том, что вами владеет пессимистический настрой.

Больше оптимизма в мыслях.

15. Способность к игре .

Чувство удовольствия от изучения новых идей и подходов – хороший актив по отношению к креативности. Люди с легким нравом лучше справляются со сложными проблемами и вопросами. Если у вас тяжелые времена, старайтесь не быть слишком серьезным. Возьмите перерыв для того, чтобы поиграть, посмеяться или выразить себя любым другим способом, который вам вернет юношескую веселость. Ищите людей, которые не принимают жизнь столь же серьезно, как вы, и поучитесь у них.

16. Упорство .

Существует миф о том, что только вдохновение питает творчество. Абсурд. Каждой великой идее требуется время, чтобы вырасти и сформироваться. Упорство играет важнейшую роль: если вы привыкли сдаваться слишком быстро, поставьте перед собой количественные цели и тренируйте упорство. Побудите себя генерировать в два раза больше идей или удвойте время, которое вы тратите на обдумывание.

17. Способность к сопереживанию .

Люди, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи других людей, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивайте в себе умение слушать (рассказывайте людям, что, по вашему мнению, они думают и чувствуют, и просите их поправить вас, если вы неправы).

18. Отношение к себе .

Если вы считаете себя творческим человеком, то таковым вы и являетесь. Креативность в значительной мере базируется на отношении к себе – это скорее поведение, чем талант , и люди, чувствующие в себе творческую силу , действуют креативно. (Я бы добавил - образ жизни).

19. Изобретательность .

Люди, часто думающие над новыми вещами, естественным образом хорошо справляются с другими креативными заданиями. Вероятно, изобретательство – хорошая практика для всех видов креативности. Если вы можете придумать десять новых способов сварить чашку хорошего кофе, то вам не составит труда придумать множество новаторских решений для сложной проблемы на работе или в личной жизни. Изобретать – это увлекательная игра, поэтому практикуйте ее, непрестанно задавая себе вопросы, как усовершенствовать что-то в своей компании или дома.

20. Способность нарушать границы .

Располагая вещи в непривычной последовательности, вы нарушаете внутренние границы. Создание неожиданных групп является базовой творческой операцией, поэтому необходимо хорошо овладеть данным навыком. Вместо того чтобы просто перечислять единичные варианты, вы можете создать множество комбинаций с помощью формы «______ и_____». Объединяйте идеи в пары, эта методика поможет вам найти новые комбинации, преодолев привычные границы.

21. Понимание креативности .

Люди, лучше понявшие глубинную , в результате становятся более творческими натурами. Чтобы овладеть данным преимуществом, изучайте учебные материалы, пользуйтесь анкетами (списками), подобными этой.

22. Самоанализ .

Человек обязательно должен понимать принципы собственного творческого поведения. Благодаря этому он получает возможность развиваться. Люди, глубоко проанализировавшие свое мышление и творческие подходы, добиваются успеха в креативной работе . Чтобы достичь высокого уровня самоанализа, наблюдайте за собственным творческим процессом. Вы всегда используете определенные интеллектуальные стратегии? Вы постоянно работаете в одном и том же месте, в одно и то же время? Если так, осознанно измените привычные условия. Трансформируя подход, наблюдайте за изменениями результатов. Если вы будете больше экспериментировать со своими творческими методами , то со временем вы будете находить все лучшие и лучшие формулы креативности. Некоторым людям требуется соответствующее окружение или фоновая музыка, чтобы достичь оптимального творческого уровня. Познайте свое творческое "я", и вы сделаете множество подобных полезных открытий.

23. Сбалансированность чувств и мышления .

Многие люди не могут добиться эмоциональной вовлеченности в т ворческую проблему. Их мышление оказывается скованным и ограниченным, и они не могут достичь той силы мысли, которая необходима для рождения идеи или решения. Точно так же одних эмоций недостаточно для многих креативных задач . Только объединив мысль и чувство, вы сможете направить свой разум на решение проблемы.

Чтобы сбалансировать свой подход, время от времени останавливайтесь и спрашивайте себя:

  1. какие чувства вызывает во мне творческая работа, которой я занимаюсь;
  2. о чем я думаю.

Эта методика поможет развить как рациональную, так и эмоциональную сторону творчества , и создаст здоровый баланс между мыслью и чувством. Попробуйте пригласить к совместной работе человека, обладающего тем, чего вам недостает: если у вас развито логическое мышление, найдите партнера, обладающего интуицией, для совместного мозгового штурма, и наоборот.

24. Смелость .

Психологическая и интеллектуальная смелость помогает людям преодолевать препятствия на пути к креативному мышлению. Даже если вам недостает отваги в других областях, вы все равно можете развить в себе творческую смелость, просто осознав, что цена ошибки очень невелика. Ну что случится, если ваше креативное мышление не создаст ценную идею? По существу, творческая неудача не приводит ни к чему плохому. Вы всего лишь потеряете немного времени, практикуя креативные способности . Поэтому совсем не сложно убедить себя стать творчески мыслящими человеком, если вы поймете, какая именно смелость необходима для этого.

25. Способность пойти на риск .

Если человек без колебаний рискует расстаться с чем-либо, то ему легче проявить креативность. Таким людям не приходится уговаривать себя попробовать новый подход. Если вы неохотно идете на риск, то должны отдавать себе в этом отчет, развивая свою креативность . Постарайтесь найти возможность делать запланированные рискованные ходы, когда последствия риска не очень страшны для вас. Например, поставьте перед собой задачу время от времени менять порядок повседневных дел – просто для того, чтобы понять, сколько существует различных подходов к одной и той же работе. Это упражнение требует творческого отношения к принятию рискованных решений, оно поможет вам преодолеть страх риска в креативной сфере.

26. Приоритет креативности .

Люди, сделавшие креативность своим приоритетом, успешнее выполняют творческие задания, уделяя им больше усилий и времени. Если креативность не входит в число ваших приоритетов, измените порядок, которым вы руководствуетесь при выполнении каждодневных задач. Определите для себя больше творческих целей и поставьте перед собой задачу выполнять их в первую очередь.

27. Ответственность .

Некоторые люди ответственно относятся к креативности. Они чувствуют в себе потенциал и считают, что обязаны использовать его. Это -- здоровое отношение, в нем есть преданность творческому процессу. Мир требует от нас множество конкурирующих видов ответственности, поэтому мы сами должны сделать выбор и защитить свою креативность . Чтобы напомнить себе о своей креативной ответственности, просто скажите себе, что людей запоминают по тому новому, что они сделали, а не по рутинным вещам, доступным каждому! приобретете громадное чувство творческой ответственности.

28. Дисциплина .

Несмотря на то, что креативность можно воспринимать как игру, для получения практических результатов придется приложить значительные усилия. Люди с высокодисциплинированным подходом к креативности чаще достигают творческих успехов, так как они тратят больше сил и времени на свою работу. Кроме того, такие люди используют больше креативных методов. Дисциплину достаточно просто приобрести: попытайтесь заносить то, чем вы занимаетесь, в творческий журнал, отмечая, какой тип креативной работы вы выполняете каждый день, сколько времени вы тратите на нее и каким подходом пользуетесь. Помимо этого, делайте записи обо всем, что вы прочитали или узнали о творческой деятельности, а также обо всех случаях, когда вы обсуждали эту тему с другими людьми. Само по себе ведение дневника поможет вам стать более дисциплинированными.

29. Здоровье .

Здоровье и хорошее самочувствие благоприятно сказываются на креативности. Если у вас проблемы со здоровьем, то вы можете не заметить, что они связаны с творческими трудностями. Вместо того чтобы при плохом самочувствии заставлять себя творить, лучше предпринять решительное усилие и в первую очередь вложить время и энергию в собственное здоровье. Отдых, релаксация и правильное лечение подготовят вас к творческой деятельности.

30. Самообучение .

Люди, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов. Если интерес к совершенствованию творческих навыков не является для вас естественной потребностью, тогда попробуйте посещать курсы, помогающие сфокусироваться на самосовершенствовании. На курсах вы приобретете привычку изучать креативность, после чего вы сами сможете наращивать собственные знания.

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых