1 Государство - это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении - как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении - как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».
В современной науке государство в узком смысле понижается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. п.
Общие признаки государства.
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Это следующие общие признаки.
1. Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с организацией всего населения, наличие слоя профес - сионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах самоуправления.
2. Территория, очерчиваемая границами государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровно-родственному, религиозному или какому-нибудь еще признаку, а на основе территориальной и обычно этнической общности людей.
3. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В любом обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства: оружие, тюрьмы и т. п., а также органы: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.
6. Обязательность членства в государстве и невозможность проживания вне государств. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения..
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.
Государство появляется в результате разложения родо-племенного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:
а) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;
б) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;
в) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, зачастую более важные факторы;
г) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;
д) психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Дж. Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем их традиционные формы общежития. Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие
Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами. Ее представители (в Средние века - Фома Аквинский, в наше время - Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в бога, божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы,
храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является бог. Цель и оправдание государства - предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.
Одной из известных с древних времен является патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, а он должен проявлять о них отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны повиноваться правителю.
По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, создали специальный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителям государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.
Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:
а) углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;
б) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регули-ровании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории. Выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства (географические, этнические и т. п.). Итак, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых различные концепции выделяют обычно одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.
2 Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Выделяют три основных элемента в форме государства:
форму правления,
форму территориального (государственного) устройства
политический (государственный) режим. В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
Монархия обладает следующими юридическими признаками :
1) это, как правило, единоличное правление ;
2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;
Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.
В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.
В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.
В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.
Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :
1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок . Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.
2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий . Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.
Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).
Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную . Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.
В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.
В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.
К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.
В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы , например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).
Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.
3 Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.
Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.
Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.
В целом понятия «механизм» и «аппарат» государства являются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.
Таким образом, функции государственной власти реализуются посредством аппарата управления и принуждения, который называется государственным аппаратом. Наличие разветвленной системы государственных органов и организаций, как уже упоминалось выше, является основным атрибутивным признаком государства.
4 Правовое государство - это такая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека; гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с ее стороны.
Отличительные признаки правового государства:
1. Правовое государство, прежде всего предполагает существование гражданского общества.
В современной интерпретации гражданское общество - это общество с" развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его субъектами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, морального и культурного статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.
2. Разделение власти. Как известно, теория разделения власти исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Это препятствует сосредоточению власти в руках одного лица или органа. В данном случае каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не в состоянии выполнить. Законодательная власть - принимает законы, исполнительная - обеспечивает их исполнение судебная - выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов законодательных органов, и членов правительства как, частных лиц.
3. Верховенство права. Данный признак правового государства означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь Юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни Правовое государство. Любая попытка - государственного органа ил и должностного лица выйти за Пределы права и поставить себя над людьми должна расцениваться как правонарушение. Верховенство права означает также, что государство не вправе издавать законы, Противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека.
4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и Свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы государством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при котором возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в конституции.
5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без Существования многочисленных политических организаций, партий и оппозиции.
Таким обрезом, гражданское общество и правовое государство представляют собой взаимопредполагающие и взаимодополняющие стороны (динамическую и статическую) правового общества. В этом обществе спонтанное и рациональное начало, свобода и порядок уравновешены и в подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавляет, а наоборот, способствует проявлению самостоятельности и независимости человека, развитию его индивидуальности.
5 Понятие, признаки и сущность права
Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).
Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).
В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).
Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:
1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.
Сущность права - "крепкий орешек". Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.
Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?
История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.
Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.
6 Источники права. Нормативно-правовой акт как основной источник права
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву функции, оно должно иметь свое внешнее выражение, которое называют источником права. В российской правовой системе обычно различают следующие источники права: правовой обычай; акт референдума; нормативно-правовой акт. Среди источников российского права наиболее важное место занимают нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт - это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержится норма права. В числе нормативно-правовых актов следует назвать законы, декреты, указы, постановления, приказы, решения и т. п. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Так, согласно действующей Конституции России, предусматривается, что высший представительный и законодательный орган России - Федеральное Собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ в пределах своей компетенции принимают законы и иные нормативные акты.
Все нормативно-правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Основанием данной классификации выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего нормативный акт. В зависимости от этого устанавливается строгая иерархия, определенная система расположения, соподчиненность нормативно-правовых актов. Закон - это акт представительного органа власти, изданный в установленном порядке, регламентирующий важнейшие общественные отношения и имеющий высшую юридическую силу. По юридической силе различают следующие законы: конституционные; текущие (обычные); чрезвычайные. Остальные нормативные акты издаются на основе и во исполнение закона - подзаконные акты.
Различают следующие подзаконные акты: указы; распоряжения; постановления; приказы; решения; инструкции. Подзаконные акты должны соответствовать закону. В случае противоречия подзаконного акта закону - применяется норма закона. В зависимости от органов, издавших тот или иной нормативно-правовой акт, а также от территории, на которую распространяется его действие, нормативные акты в федеративном государстве делят на две группы: федеральные и субъектов федерации (республика, край, область). Первые распространяются на всю территорию России. Вторые имеют юридическую силу на определенной территории. В случае расхождения федеральных нормативно-правовых актов с нормативными актами субъектов, первые имеют приоритет над вторыми.
Образование
Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один период порядка пяти тысяч лет назад.
Когда и почему появились первые государства, то есть их происхождение, - один из спорных вопросов в науке. Согласно версии известных немецких философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, государство возникает в процессе усиления социального неравенства, повышения роли собственности и появления класса состоятельных людей. Им, в свою очередь, требуется специальный аппарат для защиты своих интересов и сохранения влияния на соплеменников. Бесспорно, это явление имело место, но не только оно способствовало появлению государства. Существует также теория, согласно которой новый тип организации общества стал следствием необходимости контролировать и распределять ресурсы, своеобразный верховный распорядитель хозяйственных объектов, с целью эффективного их развития, такой способ организации государства наиболее применим к Древнему Египту, где ирригационная система выступала главным хозяйственно-экономическим объектом.
Когда и почему возникли первые государства? Это закономерный процесс, происходивший повсеместно, но в разные периоды. В древнее время основой жизни всех людей было земледелие и скотоводство. Чтобы оно успешно развивалось, необходимы были соответствующие природно-климатические условия. Поэтому древние люди селились, в основном, по берегам крупных рек, которые позволяли в полной мере удовлетворять потребности людей в этом важном ресурсе. Особое значение имело расположение источника воды: чем южнее он находится, тем теплее климат и, соответственно, более благоприятные возможности для земледелия. Здесь можно снимать урожай не один раз, как в большей части мира, а по нескольку раз в год. Это давало народам, проживающим в этих регионах, несомненное преимущество в деле развития способов жизнеобеспечения и получения прибавочного продукта.
Месопотамия, или Междуречье, - очень благоприятный регион для земледелия, мягкий, теплый климат, отличное расположение местности и наличие двух крупных рек Западной Азии - Тигра и Евфрата - давали необходимое количество воды для развития ирригационной системы и поливного способа землепользования. Люди, населяющие эти земли, менее других зависели от капризов погоды, поэтому могли получать стабильные и богатые урожаи. Приблизительно такая же ситуация складывалась в долине крупнейшей реки Африки - Нила. Но чтобы построить поливные, ирригационные комплексы, требовалось наладить коллективную работу большого количества людей, в противном случае создать эффективное земледелие было просто невозможно. Так, берут свое начало первые прототипы государственных образований, и вот где появились первые государства, но это, собственно говоря, не были еще не совсем государственные образования. Это были их зародыши, из которых впоследствии и образовались древнейшие страны мира.
Возникающие на этих территориях города-государства, начинают контролировать строго определенную местность. Отношения между соседями были всегда напряженными и часто приводили к конфликтам. Множество независимых объединений тормозили экономическое развитие этого региона и более сильные правители это осознавали, поэтому постепенно они стараются подчинить своей власти большую территорию, на которой устанавливают единообразные порядки. Именно по такой схеме появляются два сильных и крупных царства в долине Нила - Северный, или Верхний, Египет и Южный, или Нижний, Египет. Правители обоих царств имели достаточно сильную власть и армию. Однако удача улыбнулась царю Верхнего Египта, в ожесточенной борьбе он одержал верх над своим южным соперником, и около 3118 года он покорил нижнеегипетское царство, и Мина становится первым фараоном единого Египта и основателем государства, вот когда и почему появились первые государства.
Теперь в руках одного правителя были сосредоточены все плодотворные ресурсы Нила, появились все условия для развития единой государственной системы поливного земледелия, и теперь тот, кто ее контролировал, обладал значительными материальными ресурсами. Ослабляющая страну раздробленность сменилась сильным, единым государством, и дальнейшее развитие Египта прекрасно демонстрирует все положительные моменты этого процесса. Долгие годы эта страна доминировала над всем ближневосточным регионом. Другой благоприятный район Земли, Месопотамия, не смогла побороть центробежные силы, существовавшие здесь города-государства не смогли объединиться под властью единого монарха. Поэтому постоянные конфликты дестабилизировали политическую и экономическую ситуацию, что дало возможность Египту вырваться вперед, и вскоре шумерские государства попадают в сферу влияния египетского государства, а затем и других сильных государств региона. А сказать, какое государство появилось первым, с хронологической точностью не представляется возможным, поэтому первым государством планеты считается Египет.
Наиболее объективной теорией на вопрос, когда и почему появились первые государства, является та, согласно которой социальная дифференциация уже сформировалась, появилась довольно устойчивая социальная структура общества, а государство, которое образуется в результате этих процессов и явлений, - лишь закономерность, призванная обеспечить необходимую стабильность всей общественной системе. Вот когда и почему появились первые государства. Этот путь применим ко всем властным отношения в истории человечества. Но причин возникновения государства гораздо больше, это может быть и враждебное окружение, которое способствует консолидации общества, усилению роли личности, в качестве которой выступает правитель. Также большую роль играют заимствования от окружающих более развитых народов. Религиозно-идеологический компонент также способствует этому, достаточно вспомнить Мухаммеда - основателя новой религии ислама, и то, какое значение она сыграла в становлении Арабского Халифата. Поэтому первые государства появлялись в результате комплекса условий, но основным критерием все же был уровень экономического развития.
Первые государства, в основном, базировались на силе, власть всегда предполагает подчинение. А в условиях древнего мира она была единственным способом сохранить огромные территории, зачастую населенные очень разными и непохожими племенами. Поэтому многие государства возникали как своеобразные организации для плодотворного развития, но не вмешивались в местные дела, требуя лишь выполнения определенных повинностей и покорности. Часто она носила формальный характер, из-за этого первые государства были крайне неустойчивы.
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.
Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет - собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину.
По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.
Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения - обычаями. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.
Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонистические классы.
Специфические формы возникновения государства
Переход к государству совершался в различных исторических формах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятельных культурных цивилизаций.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и др.
Афины - классическая форма возникновения государства вследствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.
Римское государство, напротив, возникло не из внутренних противоречий, а в результате борьбы между патрициями - членами патрицианского рода и пришельцами - плебеями.
Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.
Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:
~ Древний Египет;
~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);
~ Шумер и Аккад;
~ Ассирия;
~ Вавилон;
~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);
~ Древний Китай;
~ древнегреческие полисы;
~ Древний Рим;
~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).
В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.
Различие теорий возникновения государства связано с тем, что:
Возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;
Данный процесс (первоначально возникновение государства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;
Влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) откладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);
Нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессионального и личностного мировоззрения.
К основным теориям возникновения государства принято относить:
♦теологическую (религиозная, божественная);
♦патриархальную (отеческая);
♦ договорную (естественно-правовая);
♦ органическую;
♦ психологическую;
♦ ирригационную;
♦ насилия (внутреннего и внешнего);
♦ экономическую (классовую).
Теологическая теория возникновения государства
Теологическая (религиозная) теориягосподствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.
У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.
В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.
Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".
Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".
Патриархальная теория возникновения государства
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.).
Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
Договорная теория возникновения государства
Суть договорной (естественно-правовой) теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государстваполучила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись:
Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- п росветител и;
А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.
Смысл идеи "общественного договора" в следующем:
Первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;
Каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";
В результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
Чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
В результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
Теория общественного договора имела прогрессивное значение:
~ сделан шаг к созданию гражданского общества;
~ фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;
~ государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
~ согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
~ в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Органическая теория возникновения государства
Органическая теория возникновения государствабыла выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.
Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
Люди образуют государство, как клетки - живой организм;
Государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;
Между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).
Психологическая теория
Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека:
Желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
Желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;
Желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Теория насилия
Насилие как главный фактор возникновения государствавыдвигалось различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.
В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, государство возникло путем насилия:
*одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;
*одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
Сбор дани дружинниками;
Расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
Огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
Иные формы насилия.
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.
Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.
Ирригационная теории возникновения государства
Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).
Для строительства оросительных каналов необходимы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Экономическая (классовая) теория возникновения государства
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
Произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
Возник прибавочный продукт;
В результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
Появились частная собственность и публичная власть;
Для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.
Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.
Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.
К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).
Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.
Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:
Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;
Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;
Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).
Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.
К подобному варианту образования государства относится:
» революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).
» организационные изменения : 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).
» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.
Пути возникновения государства
Кроме теорий происхождения государства существует еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.
Для азиатского пути характерно:
› возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;
› экономическая основа - общественная и государственная собственность;
› политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;
› чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников;
Для европейского пути характерно следующее:
» государство возникло до появления классов.
» насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии;
» основой государства является частная собственность;
» классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;
» определение политическое господство через богатство;
» административная структура складывается после появления частной собственности;
» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;
В европейском пути выделяют несколько форм возникновения государства:
a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разделенный на три этапа (учреждение центрального управления, приход к власти богатых, разделение на классы)
b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;
c) Германская - внешнее насилие.
В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.
Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".
Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.
Основными причинами появления государства были следующие:
1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; 2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей. 3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных; 4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства; 5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.
Когда появились первые государства? Как давно? Что это были за государства?
Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше):
1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” - бога-покровителя этого города).
2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.
Особенности природных условий
Благоприятные для занятия земледелием:
1) множество жарких солнечных дней в году;
2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают);
3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт).
Неблагоприятные для жизни людей:
1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;
2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине);
3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;
4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер); в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.
Особенности земледельческого хозяйства
Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:
каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;
заградительные насыпи (дамбы), защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;
искусственные водохранилища;
шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет).
Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.
Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца).
Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.
Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки).
Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.
Какими были древнейшие государства
По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумер
Признано считать что первым территориальным государством был Египет. Он образовался примерно 3 тыс. лет назад.Египет стал первым в мире территориальным государством со строгими границами, организованной религией, централизованной администрацией и интенсивным сельским хозяйством. Он продержался несколько тысяч лет и установил стандарты государственного управления, которые не утратили актуальности по сей день.На ряду с Египтом одними из первых государств были Шумеры, в исторической области Южной Месопотамии (южная часть современного Ирака). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Так же не стоит забывать о первом государстве на территории Ирана - Элам - возникло в 3300 году до н.э. Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся.
К первым государствам относятся государства в Индии (в долинах рек Инд и Ганг) и в Китае (на берегах реки Хуанхэ). В Европе в 1-м тысячелетии до новой эры самыми большими были древнегреческие государства - Афины и Спарта. А в 8-м веке до новой эры был основан город Рим, ставший центром Римского государства.
Римское государство просуществовало свыше тысячи лет. Из всех древних стран оно было самым обширным: в него вошла не только Греция, но и многие страны Востока. Это было государство рабовладельцев. За захват рабов и земель в течение всей своей истории Римское государство вело длительные и кровопролитные войны. Сначала Рим был республикой. Позднее, после того как в разных её концах поднялись восстания рабов, самым большим из которых было восстание под предводительством Спартака, богачи-рабовладельцы установили монархию (в переводе с греческого «монархия» означает «единовластие»). Вся власть в государстве стала принадлежать императорам, которые правили единолично.
Древний Рим тоже внёс важный вклад в общечеловеческую культуру. Римляне возводили великолепные сооружения: цирки и храмы, бани и дворцы, мосты и водопроводы. Произведения римских поэтов, писателей, историков переведены на языки других народов. От латинского языка, на котором говорили римляне, произошли многие европейские языки: итальянский, испанский, французский и другие.
Постепенно восстания рабов, выступавших против своих господ, расшатывали изнутри Римское государство. Ослаблял его и натиск внешних врагов. Римская империя перестала существовать, разрушенная и завоёванная народами, появившимися в истории около полутора тысяч лет назад.
P.S тут можно посмотреть в хронологической последовательности историю мира и процес создания государства от самого первого и аж до наших дней - https://www.youtube.com/watch?v=ymI5Uv5cGU4
Для ответа на вопрос нужно определиться с тем, что мы подразумеваем под государством. Существует классический подход, согласно которому для признания некого общественно-территориального образования государством необходимо, чтобы оно имело собственную территорию, население и суверенитет (то есть власть, верховную относительно любой другой власти в обществе и независимую в отношениях с подобными образованиями). Кроме того, государство должно иметь собственный аппарат управления - систему органов и/или должностных лиц, которые имеют властные полномочия.
Наличествующий исторический материал позволяет определить, что первые образования, соответствующие всем указанным требованиям, появились и развились в IV - III тысячелетии в междуречье рек Тигр и Евфрат (Ближний Восток). Процесс их появления можно проиллюстрировать с помощью ирригационной и марксистской теорий возникновения государства. Сухой климат Месопотамии привел к необходимости искусственного орошения земель. Создание сложных ирригационных сооружений требовало централизованного управления. Вероятно, уже 5-6 тысяч лет назад у тамошнего населения наблюдалась высокая степень социального и имущественного расслоения, что привело к возникновению группы людей, которые не были заняты в материальном производстве, а выполняли исключительно управленческие функции. Именно так в обществе древних шумеров возник примитивный государственный аппарат.