Климт золотая адель в хорошем качестве. Невероятная история одной картины «Золотая Адель. Любая эротика - искусство

Это история, в которой есть любовь и ненависть, измена и месть, погоня и жертвоприношение. Морали здесь нет - какая может быть мораль у истории, в которой участвуют гений Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, картина стоимостью 135 миллионов долларов, Адольф Гитлер, Джордж Буш-младший, Правительство США и народ Австрии?

Наверное, вы уже догадались, что речь идет о картине Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», или «Золотой Адели».

Адель Блох-Бауэр и жизнь в Вене

Это подчеркивает картину, которая стала одной из самых знаковых. Роль музы художника может быть не столь верной, так как известно, что муж последнего заплатил упомянутые выше портреты. Как это объяснит? Никакие больше платежей не известны за рисунки Адель, и эти две картины не попали в коллекцию брака. Около 60 лет Густава Климта выставляли на стенах музея Бельведера в Вене. Таким образом, это стало символом для австрийцев, получивших название Моналиса Австрии. Однако о красивой женщине в живописи было мало или ничего не известно.

А начиналось все так:

1904 год. Фердинанд Блох-Бауэр шел по мощеному тротуару, насвистывая веселую мелодию, помахивая тростью, иногда останавливаясь и вежливо кланяясь встречным господам.

Он уже все для себя решил. Сначала, конечно, он хотел ее убить, но в еврейских семьях не принято убивать жен за измену. Развестись он тоже не мог - в еврейских семьях не принято разводиться. Особенно в таких семьях, как у него и его жены Адели - в элитных семьях австрийской еврейской диаспоры. В таких семьях брачные союзы заключаются навечно. Деньги должны идти к деньгам, капитал к капиталу.

В тарелке музея говорилось только «Золотая леди». Неизвестная личность Адель Блох-Бауэр, принадлежавшая венскому высшему обществу, была уничтожена нацистами. В 1930-х годах картины были украдены членами Третьего рейха, которые удалили данные из еврейской модели, потому что их этническое происхождение сделало его «уступающим» в нацистской идеологии.

Адель и ее муж Фердинанд Блох-Бауэр, владелец миллиардера сахарной промышленности, стали меценатами авангардного искусства в Вене до Первой мировой войны. В его доме всегда были большие партии, где приходили интеллектуалы и художники. Известно, что Фердинанд заплатил миллионеру Густаву Климту за рисование своей жены, и он сделал два портрета в разных стилях. Было также хорошо известно, что Климт спал с некоторыми из своих моделей, поэтому ходят слухи, что художник и Адель были любовниками.

Этот брак был одобрен родителями с обеих сторон. Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, Председатель Ассоциации Австрийских Банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей, и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, занимавшихся сахарным производством и имевшим несколько предприятий, акции которых непрерывно росли.

Адель умерла вскоре после Первой мировой войны, и ее муж превратил свою комнату в музей, в котором висели шесть картин Климта, которыми он владел: два портрета и четыре пейзажа. По ее желанию Адель оставила свои портреты в Музее Бельведера, чего не случилось, если приезд нацистов в Вену.

Восстановление украденных изображений

Во время Второй мировой войны Фердинанд укрылся в Швейцарии. Вскоре после окончания войны муж Адели безуспешно пытался вернуть Климта. Перед смертью он написал волю, в которой он отрекся от воли Адели, оставил картины и другие вещи своим племянникам. Нацисты знали ценность произведений искусства, которые конфисковали евреев, поэтому они объявили это австрийским наследием. Таким образом, ни одна из частей не могла покинуть страну. Они присваивали друг другу и передавали их музеям. Это очень затруднило для евреев, оставшихся в живых, и их семей, вернуть их имущество.


На свадьбе пировала вся Вена, а после слияния капиталов обе семьи стали Блох-Бауэрами. И теперь крупнейший сахарозаводчик в Европе Фердинанд Блох-Бауэр шел по мостовой и чувствовал, как на его голове, под роскошным атласным цилиндром, растут ветвистые рога. Только ленивый не обсуждал бурный роман его жены Адели и художника Густава Климта. Он не спал много ночей подряд, он лежал и таращился в темноту, пока не придумал свою месть…Адельке…Так он называл ее - не Адель, а Аделька.

Среди названных частей были шесть Климтов из Блоха-Бауэра, которые призвали Марию Альтман, 85 лет и племянницу Адель, нанять адвоката и подать в суд на государство Австрия. Это было так хорошо известно, что в итоге он стал режиссером Саймона Кертиса и осуществлен Хелен Миррен.

Густав Климт - величайший представитель югендстиля или молодого искусства, совпадающий с течением времени. Климт также считается художником венского сецессиона, который отличается живописью необычайной красоты и деликатности, сочетающей реализм с декоративными мотивами. Его пьесы имеют деликатность, которая сегодня делает его одним из самых востребованных художников в мире.

Адель Блох-Бауэр

Пусть он не был таким образованным и начитанным, как Адель, но он тоже кое-что знал, и мог знать, например,что древние индейцы, чтобы разлучить влюбленных, приковывали их цепями друг к другу и держали вместе, пока они не начинали ненавидеть друг друга так же сильно, как недавно любили.

В центре можно оценить фигуру Адель с характерным стилем Климта, который выглядит как бледные и стройные фигуры. Картина покрыта золотыми орнаментальными мотивами, которые, кажется, одевают главного героя. Климту потребовалось 3 года, чтобы завершить этот портрет, по заказу Фердинанда Блоха-Бауэра, богатого промышленника, который сделал свое состояние в сахарной промышленности, поддержал искусство и продвинул работу Климта. Как и ожидалось, Адель Блох-Бауэр стала единственной моделью, окрашенной 2 раза - когда он закончил вторую картину: -.

Эта идея пришла ему во сне. Ему приснилось, что его сахарная империя развалилась на маленькие сахарные кусочки, и маленькие человечки растащили все по своим маленьким норкам, а у него остался только портрет его жены Адели.

Он закажет ему (Климту) портрет Адели! И пусть Климт сделает 100 эскизов, пока его не станет выворачивать от нее. Он не сможет долго - ему надо менять натурщиц, любовниц, наложниц, окружающих его женщин. Иначе он задыхается. Недаром ему приписывают четырнадцать внебрачных детей. Пусть пишет этот портрет несколько лет! И пусть Аделька видит, как чувства Климта угасают. Пусть поймет, на кого она его, Фердинанда Блох-Бауэра, променяла!

По ее желанию Адель указала, что картины Климта должны быть переданы в Государственную галерею Австрии. Тем не менее, когда это произошло, нацисты оккупировали Австрию, почему ее вдова сослан в Швейцарию. Поскольку картины, принадлежащие Блоху-Бауэру, остались в Австрии, правительство оперелось на волю Адели. После судебного разбирательства в Соединенных Штатах и ​​Австрии было установлено, что Мария Альтманн была законным владельцем этой коллекции, решение, принятое в Австрии с отставкой, поскольку они хотели эту картину для своего наследия.

И расстаться они не смогут. Контракт - дело серьезное. А в нем штраф, превышающий сумму контракта в десятки раз. Фердинанд сможет легко разорить Климта.


Коллекционная монета с фрагментом «Адель» номиналом 50 евро. Рыночная стоимость - 505 евро.

Фердинанд решил заказать Климту портрет Адели и назвать картину «Портрет Адели Блох-Бауэр», таким образом увековечив свою фамилию.

Картина является центральным элементом коллекции Лаудера в его Новой галерее в Нью-Йорке, учреждении, которое на протяжении многих лет пыталось восстановить искусство, принадлежащее еврейской общине; большинство из них и Австрия, конфискованы или украдены нацистским правительством.

Портрет Адель Блох-Бауэр - также известный как «Золотая леди» Густава Климта, привлек внимание коллективного воображения во всем мире на протяжении многих десятилетий; не только является одним из самых ценных произведений искусства на рынке, но изображение воспроизводилось несколько раз в разных предметах, есть даже кукла коллекции, вдохновленная Адель; однако очень немногие знают плачевную историю, о которой говорит этот холст.

Обласканный властями Климт был очень модным и востребованным художником, его картины были хорошим вложением капитала, и Фердинанд это отлично понимал. За несколько последних лет Климт и его брат объездили всю страну, оформляя то павильон минеральных вод в Карлсбаде, то столичный Бургтеатр, то виллу императрицы Сисси. В двадцать шесть Климт получил золотой орден «За заслуги», в двадцать восемь - императорскую премию.

К тому времени, когда это было сделано, в Австрии сложилось много интеллектуальных и культурных движений, имеющих большое значение; Зигмунд Фрейд разработал свои теории психоанализа, Ричард Штраус сочинил «Электру», а венский сецессион был в самом разгаре. Последнее было движением, которое было сформировано группой художников, и австрийский художник-символист Климт помог найти, целью которого было противостоять академизму и открыть свои двери для новых художественных предложений молодых художников.

В то время город был центром больших успехов, и важные мыслители, которые обменивались разными знаниями, сосуществовали. В начале прошлого века в венском обществе наблюдалась глубокая сложность; его мультикультурализм был отражен в составе его населения, поскольку было много мигрантов из Богемии, Моравии и других евреев. Последняя группа, хотя и очень маленькая, имела большое влияние на экономику страны, поскольку они владели мощными финансовыми институтами и крупными корпорациями. Вполне возможно, что эта ситуация спровоцировала определенный тип отказа от евреев, а антисемитские протесты были подняты, особенно во времена кризиса.

Густав Климт

Поэтому Фердинанд очень тщательно готовил контракт с Климтом, этим вопросом занимались его лучшие юристы, и теперь было важно, чтобы Климт подписал бумаги.

Когда Фердинанд пришел домой, Адель возлежала на кушетке в гостиной и курила, как обычно, сигариллу в мундштуке. Она любила яблочный табак. Ее тонкий гибкий стан напоминал пантеру на отдыхе, так она была грациозна. Тонкие черты лица и темные волосы были хороши. Адель привыкла к счастливому «ничегонеделанью».

Австрийский художник Густав Климт был сыном иммигрантов из региона Богемии; имел очень суетливую траекторию и с раннего возраста отошел от традиционализма, который сопровождал венскую живопись того времени. Эта дорога заставила его завоевать много репутаций и в то же время многочисленных адептов; кроме того, известно, что у него было много любовников и эротики, что всегда интересовало его, которому удалось мастерски перевести его работу.

Когда он начал рисовать, Адель уже придумал известную славу и был портретистом богатых персонажей. Муж Адели, богатый производитель сахара, был тем, кто нанял его и выбрал свой инновационный способ сделать искусство. Портрет «Золотой леди» считается одним из самых важных драгоценностей в истории мирового искусства. Его приложения в разных золотых тонах заставляют его сиять и привлекать внимание зрителя; проницательный взгляд Адели пристально смотрит на него и подкрепляется египетскими глазами платья, покрывающего ее бледное тело.

Она выросла в очень богатой семье, окруженная армией прислуги. В те времена почему-то девушкам нельзя было обучаться в университете, но родители Адели дали ей хорошее домашнее образование. Адель была дамой весьма романтичной, читала классику на четырех языках и удивительным образом сочетала болезненную воздушную хрупкость с горделивой спесью миллионерши. В замужестве Адель развлекала себя содержанием модного салона, где собирались поэты, художники и весь цвет светского общества Вены. Там они с Густавом и познакомились.

Имея заметное византийское и японское влияние, Климт навязал нам чувственное видение этой женщины, которая завораживает любого, кто видит картину. Когда это было завершено, работа продолжалась, чтобы украсить дом Блоха-Бауэра, но его история обернулась неожиданным поворотом. Цель этого, по словам нацистов, заключалась в том, чтобы захватить кузнечное искусство венской культуры и что это было в чужих руках. Семья Блоха-Бауэра не была исключением и испытала самые трагические последствия Третьего Рейха, некоторые из ее членов должны были эмигрировать, а другие погибли в концентрационных лагерях, и их имущество было убрано режимом.


Адель Блох-Бауэр

Пройдя в гостиную, Фердинанд предложил Адели переодеться, поскольку он пригласил Климта на обед. При упоминании о Климте Адель вспыхнула, и это не укрылось от глаз мужа. Густав Климт прибыл без опоздания, на всякий случай захватив с собой раму для картины.

Потребителю Блоха-Буэра потребовалось много времени, чтобы принять решение о юридической битве против австрийского правительства и вернуть картину, которая была несправедливо отобрана у ее семьи. После открытия процесса реституции произведений искусства Австрия пообещала освободить их недостатки и вернуть настоящим владельцам украденные произведения искусства; тем не менее, портрет Адель Блох-Буер оказался одним из столпов общества и считался австрийкой Моной Лизой. Внимание международной прессы к делу делало суд сложным и полным испуга.

Очень интересно, но он всегда начинал с рамы. Его брат изготавливал красивую раму, а Климт вписывал туда свой шедевр. Обед прошел спокойно, не считая того, что Густав и Адель упорно не хотели смотреть друг на друга. Фердинанд же напротив, был весел и непрерывно шутил.

Мария Альтманн, наследница Блоха-Бауэра, обратилась к страданиям еврейского народа и к несправедливости, которые они прожили в их семье, поэтому после долгой борьбы в конце процесса суд пришел в свою неудачу, а полотно его тетя была доставлена. Это не только дало семье немного достоинства, потерянного в Австрии, но позволило ему разместить картину в особом месте, чтобы почтить память Адели.

Если вы считаете, что вы ценитель искусства, первое, что нужно задать себе, это: знаете ли вы 15 наиболее важных работ в Мексике? И если вы не можете назвать никого, тогда также. Но за блестящей золотой патиной работа полна увлекательных данных. Картье Климта было в упадке, когда он написал «Поцелуй».

Фердинанд Блох-Бауэр

После обеда все трое собрались в гостиной, и между ними состоялся примерно такой диалог:

Фердинанд (официально): - Господин Климт! Вы, вероятно, уже догадались, что я пригласил Вас, чтобы сделать заказ и потому захватили с собой подрамник? Я бы хотел заказать Вам необычный портрет моей жены Адели.

Климт: - Чем же он должен быть необычен?

Потому что голое этих работ, их интерпретации философии, медицины и правоведения были высмеивается как «порнографические» и «слишком извращенным», ранив ее репутацию. Климт создал свою самую известную работу в момент творческой паники. Но вскоре он начнет картину, которая станет его самой популярной работой. Поцелуй был куплен до того, как он был закончен.

Его незавершенное состояние не остановило Музей Бельведера, чтобы добавить его в свою коллекцию на месте. Как вы покупаете незавершенное произведение искусства? Вы должны сделать предложение, которое не может быть отклонено. Чтобы приобрести это трансцендентальное произведение искусства, Бельведер заплатил тысячи крон. До этой гигантской продажи самая высокая цена, заплаченная за картину в Австрии, была относительно незначительной, около 500 крон.

Фердинанд: - Тем, что должен просуществовать минимум несколько веков!

Климт (заинтересованно): - Интересно, интересно… несколько веков. Не знаю. Мне интересно изображать важнейшие точки жизни человека: Зачатие, Беременность, Рождение, Юность, Полдень Жизни, Старость..

Фердинанд: - Но Библию написали люди, Сикстинскую Мадонну нарисовал человек и эти произведения живут в веках! Вот и Вы сделайте портрет моей жены, как Мадонну Австро-Венгерской Империи и пусть этот портрет живёт в веках!

Эта цена оказалась выгодной. Австрия считает, что поцелуй является национальным достоянием, причина, почему Венский музей, который надолго его дом, никогда не придет ему продать. Кусок отражает столкновение художественных стилей. Поза любовников, представленных в Эль-Бесо, отражает любимые природные формы венского движения в стиле модерн. Однако простые фигуры с поразительным дизайном мантийной пары демонстрируют влияние движения «Искусства и ремесла», в то время как использование спиралей восходит к искусству эпохи бронзы.

Это первый пример «Золотого периода» Климта. Вдохновленный византийской мозаикой, которую он видел в своих путешествиях, Климт смешал золотой листок в своих масляных картинах, чтобы создать то, что станет его характерным стилем. Поцелуй стал началом одной из главных тем Климта.

Климт: - Вы ставите передо мной очень трудную задачу!

Фердинанд: - А мы никуда не торопимся. Я заплачу Вам хороший аванс, чтобы Вы не думали о деньгах.

Климт: - Подобная картина может потребовать и дополнительных затрат.

Фердинанд: - Например?

Климт: - Например, платье я хотел бы отделать золотыми пластинами…

Фердинанд: - Если Вы собираетесь отделать платье моей жены золотом, и привлечь внимание к нижней части картины, то я куплю колье в надежде привлечь внимание к верхней части картины.

Адель (иронично): - Вот вы уже всю меня и поделили. Мне остаётся только «сложить ручки на груди», чтобы привлечь внимание к средней части картины.

Фердинанд: - Мне бы хотелось, чтобы портрет моей жены не содержал обнаженных мест, как ваш портрет Юдифи.

Климт: - Разумеется. Я сделаю эскиз, и только после вашего одобрения приступлю к основной работе.

Увидев сумму контракта, Густав Климт подписал его, даже не читая. Он, конечно, подозревал, что является гениальным художником, но цена, которую предложил ему Фердинанд, его просто ошеломила.

Около ста эскизов написал Климт к этому портрету. И работал над ним четыре года.


Фердинанд был доволен. Картина была закончена (а ведь многие картины так и остались незаконченными) и полностью отвечала его замыслу. Они с Аделью повесили ее в гостиной их Венского дома.


«Золотая Адель», фрагмент

Очевидно, что отношения Климта и Адели плавно угасли. Через некоторое время после начала работы над картиной Адель заболела и Климту приходилось делать затяжные перерывы в работе.

Адель болела, и при этом много курила, чаще всего проводя целый день, не вставая с постели. Бог так и не дал им с Фердинандом детей. Она пыталась родить три раза и каждый раз дети умирали. Всю свою нерастраченную материнскую любовь Адель перенесла на детей своей сестры, особо выделяя свою племянницу Марию Блох-Бауэр. Мария часто приходила посидеть с больной тетей, они обсуждали последние веяния моды и фасоны платьев для первого бала Марии. А также картины художника Климта, которых в доме Адели и Фердинанда набралось уже более десяти штук.

Фердинанд проводил время, посвящая его работе в своей сахарной империи. Он так и не сказал Адели, что знал о ее отношениях с Густавом.

Густав Климт

Время шло, приближалась Первая Мировая война. «Золотой период» в жизни Климта кончился, уступив место удручающим картинам с изображением смерти и конца света. Климт очень тяжело переносил события, происходящие в мире. Война повлияла на него губительно. И в возрасте 52 лет, в 1918 году, Климт внезапно умер от удара в своей мастерской, на руках у своей извечной спутницы Эмилии Флеге.

Эмилия Флеге и Густав Климт

Адель пережила его на семь лет и умерла в 1925 году, тихо скончавшись после менингита. Перед смертью Адель попросила Фердинанда завещать три картины, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», венскому музею Бельведер.

Фердинанд жил один, жизнь его становилась все тяжелее и тяжелее, поскольку Австрия в 1938 году вошла в состав Германии, и нацисты начали охоту на австрийских евреев. В этом же году Фердинанду удалось бежать в Швейцарию, бросив все свое имущество на попечение семьи брата.


Картина оставалась в гостиной, близилась Вторая Мировая Война.

Мария Альтман

Густав Блох-Бауэр, родной брат Фердинанда, приходился мужем сестры Адель. В их семье было пятеро детей, та самая Мария, навещавшая Адель во время болезни была самой младшей. Как ни странно, жили они очень скромно, одевались просто и детям позволяли только самое дешевое итальянское мороженое. Вне семейного сахарного бизнеса отец Марии был неплохим музыкантом и другом Ротшильда, который привозил в их дом виолончель работы Страдивари, и тогда там собиралась практически вся неравнодушная к высокому искусству Вена.

Когда Мария была подростком, ее связывала нежная дружба с Алоисом Кунстом из гимназии, что была неподалеку от той, где она училась. Она часто приглашала его в дом своей тети Адели и они вместе рассматривали картину. Мария даже пригласила Алоиса на свой первый бал. А это значило, что Алоис был представлен и одобрен родителями Марии, которые считали его культурным и воспитанным молодым человеком.

Тетя Адель разрешила Марии надеть свое бриллиантовое колье, в котором позировала Климту. Мария запомнила этот бал на всю жизнь. Они с Алоисом знали, что у картины есть свой секрет. Если смотреть на Адель под определенным углом и загадать желание, то по уголкам губ можно определить улыбается Адель или хмурится. Если улыбается - желание сбудется.

Густав Климт, «Танцовщица» (1916-1918 гг.)

Но замуж Мария вышла за другого. Фредерик Альтман был оперным певцом, сыном крупного промышленника. Деньги к деньгам, капитал к капиталу. Видимо, его родители были более состоятельными. Они поженились в 1938 году, накануне вторжения Германии в Австрию. Но, несмотря на договорной брак, Мария очень любила своего мужа и прожила с ним всю свою жизнь. Знаменитое бриллиантовое колье, в котором Адель Блох-Бауэр позировала Густаву Климту, ее дядя Фердинанд подарил ей в качестве свадебного подарка.

Когда нацисты начали охоту на австрийских евреев, Фердинанд бежал в Швейцарию, а мужа Марии Фредерика схватили и отправили в Гестапо. Немного позднее он оказался в концентрационном лагере в Дахау, где тысячи евреев превращались в черный дым после того, как передавали все свое имущество немецким властям.

Гестаповцы ворвались в дом Марии в Вене и забрали все драгоценности и виолончель Страдивари, а бриллиантовое колье Адели просто сунули в мешок (были очевидцы, что в этом колье несколько раз потом появлялась на людях жена Генриха Гиммлера). Мария ничего не жалела и сразу подписала все нужные бумаги, в которых отказывалась от всего движимого и недвижимого имущества. Она готова была сделать все, только чтобы спасти мужа от смерти.


Концлагерь Дахау

Мария ждала, что со дня на день заберут и «Золотую Адель». Она почти не удивилась, когда за картиной, в сопровождении отряда гестаповцев, пришел ее школьный друг Алоис Кунст. Кунст сотрудничал с фашистами, собирая для них коллекцию живописи, часть которой осела в тайниках и подвалах Третьего Рейха. Когда она спросила, как он мог стать предателем, он сказал, что так он может сделать для Австрии гораздо больше.

Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах. Он пришел к Климту, чтобы показать свои работы и, может быть, взять несколько уроков живописи.

По доброте душевной, Климт объявил Гитлеру, что тот гений и ему уроков брать не нужно. Гитлер ушел от Климта очень довольный, а своим друзьям заявил, что его признал сам Климт. В Академию живописи Гитлер так и не поступил, вместо него туда взяли Оскара Кокошку, еврея по национальности. Может поэтому Гитлер как-то сказал, что его ненависть к евреям - это сугубо личное.

https://www.google.ru/

Портрет Адели: удивительная история картины Климта - одной из самых дорогих работ мира

И все смешалось: картины, люди. История о любви и ненависти, мести и измене, погоне и жертвоприношении. Нет только морали. Да ее и не может быть там, где в одном клубке переплетаются судьбы гения Густава Климта, роковой красотки Адель Блох-Бауэр, картины за 135 миллионов, Гитлера и младшего Буша. Там, где народ Австрии схлестнулся с правительством США.

Жизнь знаменитой картины Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», или «Золотой Адели», началась так.

1904 год. Фердинанд Блох-Бауэр шел по мощеному тротуару, насвистывая какую-то песенку, помахивая тростью, изредка вежливо кланяясь встречным господам. Он все решил для себя. Сначала, конечно, он хотел ее убить, но в еврейских семьях жен за измену не убивают. Развестись он тоже не мог - в еврейских семьях не разводятся. Особенно в таких, как у него. И Адель, и он принадлежали к элитным семьям австрийской еврейской диаспоры. Тут брачные союзы крепки, так как заключаются не на небесах, а в банках. Деньги к деньгам, одним словом. Ее отец - крупный банкир Мориц Бауэр. Он долго выбирал претендента на руку дочери. И выбор пал на братьев Фердинанда и Густава Блох. Они занимались сахаром, и акции их предприятий непрерывно росли. На свадьбе гуляла вся Вена, а после слияния капиталов обе семьи стали Блох-Бауэрами.


И вот крупнейший сахарозаводчик Европы Фердинанд Блох-Бауэр шел и чувствовал, как на его голове, под дорогим атласным цилиндром, растут ветвистые рога. Только ленивый не обсуждал роман его жены Адели и художника Густава Климта. Он долго вынашивал месть своей Адельке… Так он называл ее - не Адель, а Аделька.

Да, его образование было скромнее, чем у жены, но и он был в курсе, что древние индейцы, чтобы разлучить влюбленных, приковывали их цепями друг к другу и держали вместе, пока они не начинали ненавидеть друг друга так же сильно, как недавно любили.

Эта мысль ему приснилась. Он видел, как сахарная империя развалилась на рафинад и карлики растащили все по своим маленьким норкам. У него же остался лишь портрет его жены Адели.

Он закажет портрет! И пусть Климт сделает 100 эскизов, пока его не станет выворачивать от Адель. Он не протянет долго - он же художник, ему надо менять натурщиц, любовниц, наложниц. Иначе он задыхается. Ему же приписывают 14 внебрачных детей. Пусть пишет этот портрет несколько лет! И пусть Аделька видит, как чувства Климта угасают. Пусть прочувствует, на кого она его, Фердинанда Блох-Бауэра, променяла!

И расстаться они не смогут. Контракт - дело серьезное. Штраф по контракту превышает саму сумму в десятки раз. Фердинанд легко разорит Климта.

Обласканный властями Климт был модным и популярным художником, его картины были хорошим вложением капитала, и Фердинанд это прекрасно осознавал. За несколько последних лет Климт и его брат объездили всю страну, оформляя то павильон минеральных вод в Карлсбаде, то столичный Бургтеатр, то виллу императрицы Сисси. В 26 Густав получил золотой орден «За заслуги», в 28 - императорскую премию.
Потому-то Фердинанд очень тщательно готовил контракт с Климтом, поручив вопрос своим лучшим юристам, и теперь было важно, чтобы Климт подписал бумаги.

Когда Фердинанд пришел домой, Адель лежала на кушетке в гостиной и, как обычно, курила сигариллу в мундштуке. Она предпочитала яблочный табак. Ее тонкий гибкий стан напоминал пантеру на отдыхе, так она была грациозна. Тонкие черты лица и темные волосы были хороши. Адель привыкла к счастливому безделью.

Она росла в очень богатой семье, где все делала армия прислуги. В те времена девушкам нельзя было обучаться в университете, но Адели дали хорошее домашнее образование. Она была дамой весьма романтичной, читала классику на четырех языках и удивительным образом сочетала воздушную хрупкость с горделивой спесью миллионерши. В замужестве Адель содержала модный салон, где собирались поэты, художники и весь цвет светского общества Вены. Не ради денег, конечно. Для себя. Там они с Густавом и познакомились.

Фердинанд предложил Адели переодеться, так как он пригласил на обед Густава Климта. Адель вспыхнула, и это не укрылось от глаз мужа. Художник прибыл без опоздания, на всякий случай захватив с собой раму для картины. Это было его почерком – сначала рама, а потом – картина. Брат обычно делал красивую раму, и только тогда Климт вписывал свой шедевр. Обед прошел спокойно, хотя и тот, и другая в упор не замечали друг друга. Фердинанд, напротив, был весел и непрерывно шутил.

После обеда все трое собрались в гостиной, и состоялся примерно такой диалог:

Фердинанд (официально): - Господин Климт! Вы, вероятно, уже догадались, что я пригласил Вас, чтобы сделать заказ, и потому захватили с собой подрамник? Я бы хотел заказать Вам необычный портрет моей жены Адели.
Климт : - Чем же он должен быть необычен?
Фердинанд : - Тем, что должен просуществовать минимум несколько веков!
Климт (заинтересованно): - Интересно, интересно… несколько веков. Не знаю. Мне интересно изображать важнейшие точки жизни человека: Зачатие, Беременность, Рождение, Юность, Полдень Жизни, Старость..
Фердинанд : - Но Библию написали люди, Сикстинскую Мадонну нарисовал человек, и эти произведения живут в веках! Вот и Вы сделайте портрет моей жены, и пусть этот портрет живёт в веках!
Климт : - Вы ставите очень трудную задачу!
Фердинанд : - А мы и не торопимся. Я дам Вам хороший аванс, чтобы Вы не думали о деньгах.
Климт : - Подобная картина может потребовать и дополнительных затрат.
Фердинанд : - Например?
Климт : - Например, платье я хотел бы отделать золотыми пластинами…
Фердинанд : - Если Вы собираетесь отделать платье моей жены золотом и привлечь внимание к нижней части картины, то я куплю колье в надежде привлечь внимание к верхней части картины.
Адель (иронично): - Вот вы уже всю меня и поделили. Мне остаётся только «сложить ручки на груди», чтобы привлечь внимание к средней части картины.
Фердинанд : - Мне бы хотелось, чтобы портрет моей жены не содержал обнаженных мест, как ваша Юдифь.
Климт : - Разумеется. Я сделаю эскиз и только после вашего одобрения приступлю к основной работе.

Увидев сумму контракта, Густав Климт подписал его, не читая. Он, конечно, подозревал, что является гениальным художником, но цена, которую предложил ему Фердинанд, его просто ошеломила.

Около ста эскизов написал он к этому портрету. И за четыре года работа была закончена. Фердинанд был доволен. Картина была закончена и полностью отвечала его замыслу. Они с Аделью повесили ее в гостиной их Венского дома.

И действительно, отношения Климта и Адели плавно угасли. Через некоторое время после начала работы над картиной Адель заболела, и Климту приходилось делать долгие перерывы в работе. Она болела и курила, как паровоз, днями не вставала с кровати. У них с Фердинандом детей не случилось. Три раза она пыталась родить, но дети умирали. Тогда Адель перенесла свою нерастраченную материнскую любовь на детей сестры. Особенно она любила племянницу Марию Блох-Бауэр. Они сплетничали о платьях, о моде, вместе выбирали наряд для первого бала Марии.


Фердинанд проводил время в заботах о своей сахарной империи. Он так и не сказал Адели, что знал о ее отношениях с Густавом. Время шло, приближалась Первая Мировая. «Золотой период» в жизни Климта кончился, на его смену пришли мрачные картины с изображением смерти и конца света. Он очень тяжело переносил события, происходившие в мире. И в возрасте 52 лет, в 1918 году, Климт внезапно умер от удара в своей мастерской, на руках у своей извечной спутницы Эмилии Флеге.

Адель пережила его ненамного. На семь лет, тихо скончавшись от менингита. Перед смертью Адель попросила Фердинанда завещать три картины, в числе коих был и «Портрет Адели Блох-Бауэр», венскому музею Бельведер.

Фердинанду жилось все тяжелее, поскольку в 1938 Австрия вошла в состав Германии, и нацисты начали охоту на евреев. В этом же году ему удалось бежать в Швейцарию, оставив все свое имущество на попечение семьи брата.

Картина оставалась в гостиной, близилась Вторая Мировая Война. Далее рассказ пойдет о Марии Блох-Бауэр (после замужества - Марии Альтман) - женщины, которая переняла эстафету в истории картины «Портрет Адели Блох Бауэр».

Густав Блох-Бауэр, родной брат Фердинанда, был мужем сестры Адель. В их семье было пятеро детей, та самая Мария, навещавшая Адель во время болезни, была самой младшей. Как ни странно, жили они очень скромно, одевались просто и детям позволяли только самое дешевое итальянское мороженое. Помимо занятия сахаром отец Марии был неплохим музыкантом и другом Ротшильда, который привозил в их дом виолончель Страдивари, и тогда там собиралась практически вся неравнодушная к высокому искусству Вена.

Когда Мария была подростком, она дружила с Алоисом Кунстом из гимназии, что была неподалеку от той, где училась она. Его часто приглашали в дом тети Адели и они вместе рассматривали картину. Мария даже пошла с ним на свой первый бал. Это значило, что Алоис был представлен и одобрен родителями Марии, которые считали его культурным и воспитанным молодым человеком. Адель разрешила племяннице надеть свое бриллиантовое колье, в котором позировала Климту. Этот бал Мария запомнила на всю жизнь. Они с Алоисом знали, что у картины есть секрет. Если смотреть на Адель под определенным углом и загадать желание, то по уголкам губ можно определить, улыбается Адель или хмурится. Если улыбается - желание сбудется.

Однако вышла Мария за другого. Фредерик Альтман был оперным певцом, сыном крупного промышленника. Деньги к деньгам, капитал к капиталу. Все то же, все так же. Его родители были более состоятельными. Они поженились в 1938 году, накануне вторжения Германии в Австрию. Но несмотря на брак по расчету, Мария очень любила своего мужа и прожила с ним всю свою жизнь. Знаменитое бриллиантовое колье, в котором Адель Блох-Бауэр позировала Климту, дядя Фердинанд подарил ей в качестве свадебного подарка.


Когда нацисты начали охоту на австрийских евреев, мужа Марии схватили и отправили в Гестапо. Немного позднее он оказался в концентрационном лагере в Дахау, где тысячи евреев превращались в черный дым после того, как передавали все свое имущество немецким властям. Гестаповцы ворвались в дом Марии в Вене и забрали все драгоценности и виолончель Страдивари, а бриллиантовое колье Адели просто сунули в мешок (были очевидцы, что в нем несколько раз потом появлялась на людях жена Генриха Гиммлера). Мария ничего не жалела и сразу подписала все нужные бумаги, в которых отказывалась от всего движимого и недвижимого имущества. Она готова была сделать все, только чтобы спасти мужа от смерти.

Мария ждала, что заберут и «Золотую Адель». Она почти не удивилась, когда за картиной в сопровождении отряда гестаповцев пришел ее школьный друг Алоис Кунст. Кунст сотрудничал с фашистами, собирая для них коллекцию живописи, часть которой осела в тайниках и подвалах Третьего Рейха. Когда она спросила, как он мог стать предателем, он сказал, что так он может сделать для Австрии гораздо больше.

Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене.


Тогда художник уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах. Он пришел к Климту, чтобы показать свои работы и, может быть, взять несколько уроков живописи. По доброте душевной, тот объявил Гитлеру, что тот гений и ему уроков брать не нужно. Гитлер ушел. Позже он заявил друзьям, что его признал сам Климт. В Академию живописи Гитлер так и не поступил, вместо него туда взяли Оскара Кокошку, еврея по национальности. Может, поэтому Гитлер как-то сказал, что его ненависть к евреям - это сугубо личное.

А вот полотен Климта эта ненависть не коснулась, их приказано было оберегать, несмотря на еврейское происхождение автора. Когда «Золотая Адель» уехала из родного дома, фюрер не принял ее в свою коллекцию: Адель была откровенной еврейкой, и такая картина никак не могла висеть ни в Рейхстаге, ни в других местах фашистской Германии. Именно поэтому стоит заострить внимание на внешности Адели Блох-Бауэр, которая спасла картину от гибели. Картина исчезла. Никто не знает, где был портрет Адели всю войну.


Бережно хранимая… Алоисом Кунстом, в идеальном состоянии, она поселилась в центральном музее Бельведер в Вене. А сам Кунст стал директором этого музея и продолжал хранить любимую реликвию. Фердинанд Блох-Бауэр скончался в ноябре 1945 года, в полном одиночестве. Никто из родственников не проводил его в последний путь.

Марии с мужем повезло: следователем в Гестапо был знакомый Альтмана, которого Фредерик однажды спас его, вытащив из пропасти. Они бежали по поддельным документам. Гестапо преследовало их. Мария вспоминала, как в самолете, который вылетал из Вены в Лондон и уже выруливал на взлетную полосу, вдруг выключились двигатели, и вошли вооруженные гестаповцы с автоматами. Альтманы думали, что это за ними. Но вывели кого-то другого.

Мария Альтман бережно хранила порванные чулки, в которых они с мужем перелезали через колючую проволоку. Она считала их символом своей свободы. Супруги Альтман перебрались сначала в Англию, а потом в США. Через некоторое время Мария получила американское гражданство.


Все было спокойно до тех пор, пока настырный журналист Хубертус Чернин не откопал завещание Фердинанда Блох-Бауэра, оставленное перед смертью в Швейцарии, отменявшее все предыдущие завещания. В нем Фердинанд завещал все имущество своим племянникам - детям брата Густава Блох-Бауэра. Капитал, по его мнению, должен был работать для семьи. На тот момент в живых осталась одна Мария, да и той уже было за 80 лет. Но Хубертус понимал, что это его звездный час. Несмотря на свое графское происхождение, он был беден, но любил жить на широкую ногу. Он понимал, что американская миллионерша отвалит неплохую сумму за такую информацию. Так оно и произошло. Мария считала себя вечной должницей перед ним.

Вся Австрия всполошилась, как осиное гнездо! Заголовки австрийских газет вопили: «Австрия лишается своей реликвии!!!», «Не дадим Америке наше национальное достояние!!!». В полицию посыпались угрозы о том, что картина будет уничтожена, но в Америку не поедет.

Удивительно, но Джордж Буш-младший, используя какие-то свои рычаги, не давал хода делу о картинах. Он не хотел портить с австрийцами отношения. Мария Альтман билась за свое имущество 7 лет. Суды занимались отписками и придумывали причины, чтобы не рассматривать это дело. Но адвокаты Марии провели расследование и выяснили, что Фердинанд Блох-Бауэр имел гражданство Чехии, и сумели добиться переноса судебного слушания на территорию США, поскольку на бумаге гражданка США просила узаконить завещание гражданина Чехии. «При чем же здесь Австрия?» - спрашивали они.
И Австрия оказалась ни при чем. И по решению Высшего Суда США Австрия была обязана вернуть пять картин Густава Климта, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», законной наследнице - Марии Альтман.

Мария Альтман умерла в 2011 году в возрасте 94 лет. Картина же осталась жить.

Ей пишут стихи:

Из каких мне неведомых дальних земель
Ты вошла в мою жизнь, золотая Адель?
Твоей шеи изгиб, твоих губ розанель -
Всё так дивно в тебе, золотая Адель…
Опечаленных глаз твоих сладостный хмель
Ранит душу забытой мечтою, ma Belle,
И излом нежных рук, и румянца пастель -
Всё лишь ты, только ты - золотая Адель…
Ты сидишь королевой на троне…Ужель
Твоя краткая жизнь, как качель-карусель,
Промелькнёт, мудро встретив фатальную цель?
Погоди! Будь со мной, золотая Адель…

Ее тиражируют, как могут:

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых