Митрополит ульяновский анастасий. Митрополит Анастасий: «Никакие Кураевы не могут разрушить церковь Христову! На Кишинёвской кафедре

Активная фаза событий начала разворачиваться в центре Ульяновска накануне вечером, когда новый митрополит направлялся в Спасо-Вознесенский собор. Однако здесь митрополита Анастасия ждала отнюдь не теплая встреча.

Собравшиеся у храма несколько десятков верующих, завидев митрополита, начали громко кричать: «Анаксиос!» (с греческого — «Недостоин!»).

Другие священники и несколько казаков, обеспечивавших общественный порядок, окружили митрополита, чтобы тот с иконой в руках мог войти в собор. После этого толпа прихожан с громкими криками начала прорываться в храм.

Казаки пытались сдержать натиск верующих, но безуспешно. Очевидцы происшедшего говорят: массовой драки удалось избежать лишь по чистой случайности. Но без мелких потасовок дело не обошлось.

«Я попытался закрыть дверь в собор, чтобы вся эта толпа в храм не прошла, но куда тут! Одна бабка в меня просто вцепилась, до сих пор рука болит», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» один из казаков.

По его словам, полиции не было, казаков было мало. «Варвары могли бы и до алтаря дойти и весь собор осквернить», — рассказал мужчина. По некоторым данным, после происшедшего у 70-летнего Анастасия случился сердечный приступ.

Вместе с разгневанными прихожанами к собору явились и священники протоиерей Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин, недовольные тем, что Синод перевел митрополита Анастасия из Казани на Симбирскую кафедру.

Имя епископа Анастасия (в миру — Александр Меткин) упоминалось в связи со скандалом в Казанской семинарии. В конце 2013 года выпускники пожаловались на домогательства со стороны проректора по воспитательной работе игумена Кирилла (Илюхина). Проверку деятельности игумена Илюхина провел учебный комитет РПЦ, а также прокуратура. В результате отец Кирилл уволился из семинарии, а весной прошлого года Синод освободил Анастасия от должности ректора семинарии.

«Голубой» шлейф и стал официальной причиной раскола в Симбирской епархии.

«Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей», — заявил собравшимся верующим протоиерей Иоанн Косых.

По его мнению, после волны слухов и обвинений Анастасий должен был либо «очистить свое имя», либо «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать». «Но владыка Анастасий этого не сделал. И полтора года уже навет этот на Казанской митрополии», — сказал священник. Он объяснил, что борется исключительно за то, «чтобы Симбирская епархия не именовалась содомской и гоморской».

По словам протоиерея, ему и его коллеге иерею Георгию Рощупкину «уже угрожали». «Нам сейчас предлагают — вы замолчите, согласитесь на это. Нас обещали выгнать из храмов, а меня и из квартиры, потому что у меня нет жилья», — сказал Косых.

Он также предупредил, что «все таинства, которые совершаются священником или митрополитом, который нарушил каноны, недействительны». «Поэтому прошу вас молиться», — обратился он к пастве.

По словам Георгия Рощупкина, «они решили идти до конца в соблюдении канонов церкви». «Нам уже угрожали запрещением служения, — подтвердил он. — Одно беззаконие ведет за собой следующее беззаконие». Он также заявил собравшимся, что «на нашу землю сейчас пришла беда» и «великая кара постигнет нас в ближайшее время». Ранее клирики и паства выступали с обращением к митрополиту Феофану — именно его сменил митрополит Анастасий. В обращении, в частности, отмечалось, что «к священникам Симбирской епархии ежедневно обращается множество людей, которые крайне смущены дурными слухами о митрополите Анастасии». Сам иерей Георгий Рощупкин отказался комментировать «Газете.Ru» события, происходящие в Ульяновске.

Личный секретарь митрополита иеромонах Филарет (Кузьмин) в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» сообщил, что, по его сведениям, «протестующих организованно привезли и увезли на «Газелях».

«Действительно верующих, которые бы посещали храм, там было минимум. Мне непонятно, почему эти священнослужители ведут себя так. По сути, они устроили массовые беспорядки. Ведь нарушаются и гражданские законы, и происходит разрушение основного принципа церкви — единства», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».

По его словам, любые конфликты внутри РПЦ должны решаться с помощью диалога и церковного суда, однако ни Рощупкин, ни Иоанн туда не обращались.

Иеромонах Филарет также сообщил, что от одного из граждан в полицию поступило заявление по факту организации священнослужителями беспорядков.

Православный богослов, протодиакон РПЦ Андрей Кураев заявил «Газете.Ru», что «патриарху важно показать своей гвардии (епископам), что он их ни в каких ситуациях не сдаст, если они будут верны ему».

«А вот рядовое духовенство важно, напротив, запугать. Тесная дружба с госвластью делает неинтересным мнение церковного народа. Вдобавок его мнение можно формировать с помощью манипуляций в медиа. Они уже начались: пошла демонизация несмолчавших. Мол, это проплаченные и бесноватые крикуны, которые хотели убить митрополита. Хотя это были просто прихожане, многие годы знающие этих двух своих священников. Им не нужно было никаких SMS-рассылок, флешмобов и гонораров», — пояснил Кураев. По его словам, «на непокорных священников в полиции Ленинского района Ульяновска уже оформляется дело».

Кураев также напомнил, что расследование сексуальных домогательств в Казани в конечном итоге «было спущено на тормозах».

Источник в РПЦ сообщил «Газете.Ru», что «ситуация в Ульяновске очень сложная». «Сейчас идут переговоры, стремительных решений тут быть не может. Надо немного подождать», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

Сам митрополит Анастасий сегодня на службе в соборе назвал происходящее «майданом». «Да, я грешный человек, — признался он. — Я недостоин, может быть, по меркам тех людей, которые стоят сейчас во главе этого «майдана», пасторства. Но не им судить. Господь — мой судья, Господь — мой руководитель. Господь привел меня сюда. И если суждено будет, то у престола готов принять мученическую смерть от рук вот таких людей. Во всяком случае, отказываться от призвания Господа я никогда не буду».

По его словам, те, кто восстает против решения патриарха и против решения Синода церкви, будут «низвержены в бездну адскую».

Впрочем, в Ульяновске обсуждается и другая версия происшедшего конфликта. По слухам, глава региона Сергей Морозов нашел общий язык с митрополитом Феофано и его уход якобы был серьезной потерей для губернатора. В Ульяновске Феофан прослужил чуть больше года, успев снискать всероссийскую известность проведением торжественного молебна под флагами партии «Единая Россия» на площади 100-летия со дня рождения Ленина.

К слову, губернатор, сославшись на отпуск, не приехал на первую встречу с новым митрополитом, что подтвердил «Газете.Ru» секретарь Анастасия. С митрополитом встречались подчиненные главы региона.

(18.08.1873–22.05.1965)

Анастасий (Грибановский) - митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, председатель Архиерейского Собора и Синода, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.

В миру Грибановский Александр Алексеевич, родился 6 августа 1873 года в день праздника Преображения Господня, в селе Братках, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Терновский район Воронежской области), где его дед по матери (Кармазиной), а потом отец, были священниками. Отца его звали Алексием, а мать — Анною.

По окончании Тамбовских духовных училища и, в 1893 году, семинарии, он поступил в Московскую духовную академию на казённый счет. Учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году. В то время ректором там был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий первоиерарх Русской Церкви Заграницей, который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Здесь же молодой Александр познакомился и с архимандритом Сергием (Страгородским), инспектором академии, а впоследствии - патриархом Московским.

Почти через год по окончании академии, в апреле 1898 года, Александр был пострижен Тамбовским епископом Александром в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество с именем Анастасия в честь преподобного Анастасия Синаита , празднуемого Церковью 20 апреля. 23 апреля он был посвящен тем же преосвященным во иеродиакона, и вскоре затем во иеромонаха.

Педагог в духовных школах

В августе 1898 года ректором Московской духовной академии архимандритом Арсением (Стадницким) отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в которой оставался два года.

В 1900 году он назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, а в июле 1901 года - преподавателем, а затем и ректором Московской духовной семинарии, после посвящения в сан епископа его предшественника архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан архимандрита. Свое педагогическое служение в эти годы отец Анастасий проходил под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского) , будущего священномученика.

Епископ Серпуховский

29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе отец Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, четвёртого викария Московской епархии, с местопребыванием в Даниловом монастыре. В своем слове при наречении во епископа, в порыве прозрения он предрёк что: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами».

В круг обязанностей новорукоположенного епископа Анастасия как викария Московской епархии входило совершение очередных праздничных богослужений в большом Успенском соборе, храме Христа Спасителя и многих других московских храмах и монастырях, а также посещение приходов епархии, по поручению митрополита, заведование духовно-учебными заведениями, наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских школах Замоскворецкого района, председательство в миссионерском Братстве митрополита Петра. Он принял участие в первом Общеземского съезда по народному образованию в Москве, в благотворительной работе разных церковных и общественных организаций, заведовал комиссией чтений для рабочих и её издательством.

Долговременное пребывание в Москве (около 8 лет в должности викария, а считая годы учения - свыше 20) дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его духовный облик сложился под влиянием славных московских святынь и великого иерарха Российской Церкви Московского митрополита Филарета. Природная любознательность и уважение к науке сблизили Анастасия с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к таким философам, как Е. Н. и С. Н. Трубецкие, к потомкам славянофилов: Д. А. Хомякову, Ф. Д. и А. Д. Самариным. Его глубоко уважала мученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство торжественным прославлением святителя Гермогена, церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

Епископ Холмский

14 мая 1914 владыка Анастасий был назначен епископом Холмский и Люблинский. Уже бушевала Первая мировая война, вскоре распространившаяся и на территории Холмской епархии. Был момент, когда владыка один оставался в Холме, уже покинутом военными и гражданскими властями. На плечи епископа легла забота о беженцах, он отдал свой дом под лазарет для раненых. Он также посещал передовые позиции, ободряя войска действующей армии Юго-Западного фронта, совершал молебны и панихиды. Его патриотические проповеди отличались искренним вдохновением и красноречием. Главной целью войны для России он считал присоединение Галицкой и Карпатской Руси. За его труды владыка был награждён орденом святого Владимира 2-й степени, а затем, в 1915 году, получил и совсем необычную для духовного лица награду - орден святого благоверного великого князя Александра Невского с мечами «во внимание, - как говорилось в высочайшем рескрипте, - к отлично усердному служению Церкви Божией и самоотверженной и доблестной деятельности во время военных действий».

Ход военных событий заставил Преосвященного Анастасия в середине 1915 года эвакуироваться вместе с епархиальным управлением из Холма вглубь России. Поселившись временно в Москве, в Чудовом монастыре, он часто выезжал в Петроград, по делам своей рассеянной паствы, и посещал холмских беженцев в местах их расселения в приволжских губерниях и далее за Уралом.

На Кишинёвской кафедре

С 10 декабря 1915 года владыка Анастасий - епископ Кишинёвский и Хотинский, а с 6 мая 1916 года - архиепископ.

Вскоре образовался новый румынский фронт, и архиепископ Анастасий опять оказался в непосредственной близости от театра военных действий. И тут он часто посещал воинские части с целью их пастырского окормления и воодушевления.

Когда наступил роковой 1917 год и многие даже в среде духовенства были охвачены революционным угаром, архиепископ Анастасий не поддался веянию времени и твёрдо встал на защиту Церкви Христовой от всяких посягательств, как на чистоту веры, так и на её канонический строй.

В августе 1917 года архиепископ выехал из Бессарабии в Москву, чтобы принять участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, где он возглавлял отдел церковного имущества и хозяйства. Он поддерживал предложение о восстановлении патриаршества в России. В первом туре голосования за кандидатов на патриарший престол владыка Анастасий получил 13 голосов, став шестым по числу набранных голосов. После избрания патриархом святителя Тихона владыка Анастасий, как знаток древних уставов, возглавил соборную комиссию, создавшую чин настолования (интронизации) первосвятителя. На него же была возложена и организация торжеств при интронизации.

Особенное внимание архиепископ Анастасий уделял красноречию как средству проповеди . Сам он приобрел репутацию одного из лучших проповедников, достигнув этого не только природным дарованием, но и усердным трудом. Именно ему было поручено проповедовать при интронизации патриарха Тихона. Архиепископ Анастасий был избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

В марте 1918 года владыка Анастасий был награждён правом ношения бриллиантового креста на клобуке. Как член Синода и один из самых доверенных со-трудников патриарха Тихона, он оставался еще несколько месяцев в Москве, участвовал в составлении актов об анафематствовании коммунистических безбожников и составил протест патриарха против захвата Кишиневской епархии румынами. Румынская церковные и гражданские власти потребовали от архиепископа Анастасия выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти, вместе с Кишинёвской епархией, в состав Церкви Румынской, но ни он, ни его викарии не согласились. Последние были насильно высланы из епархии, а владыка Анастасий, попытавшись проехать в свою епархию в октябре 1918 года, не был пропущен через румынскую границу, и вынужденно остановился в Одессе.

Архиерей в Константинополе

В 1919 году архиепископ Анастасий уехал в Константинополь и пребывал в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря.

Возвратившись на краткое время в Россию, он посетил Новороссийск, Ростов и Новочеркасск, где вошел в сношение с Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России, возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким), исполнял некоторые его поручения и в 1920 года снова выехал через Одессу в Константинополь. 15 октября 1920 года ВВЦУ Юго-Востока России назначило владыку на правах епархиального архиерея управляющим русскими православными приходами Константинопольского округа, число которых быстро росло. 22 ноября 1920 года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.

Владыка Анастасий возглавил Русский Комитет в Константинополе, объединявший до 35 организаций, организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развил среди русских беженцев, числом до 175 000, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность. Неоднократно приглашали его служить и в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до 1924 года.

В 1921 году, по поручению Высшего Церковного Управления, переехавшего с юга России сначала в Константинополь, а потом в Югославию, архиепископ Анастасий посетил Афон и Святую Землю с целью ознакомления с положением афонских русских монастырей после войны и особенно с состоянием Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, экономические дела которой были совершенно расстроены военными потрясениями.

Архиепископ Анастасий являлся одним из заместителей председателя «Общего собрания представителей Русской Заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор 21 ноября-2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах в Сербии. Владыка Анастасий возглавлял на Соборе отдел духовного возрождения России. Как председатель этого отдела, он выступил с докладом по вопросу о восстановлении монархии в России. После длительного обсуждения Собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о восстановлении в России монархии и царствующего Дома Романовых. При этом, вместе с 34-мя членами Собора, Анастасий сделал письменное заявление: «Мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что данная большинством отдела “Духовного возрождения России” постановка вопроса о монархии с упоминанием при том и династии носит политический характер и, как таковая, обсуждению церковного Собора не подлежит; посему мы в решении этого вопроса и голосовании не считаем возможным принять участие».

Собор также образовал Высшее церковное управление заграницей, которое должно было состоять из наместника Всероссийского Патриарха, Синода епископов и Совета. 5 мая 1922 года патриарх Тихон, своим вынужденным указом упразднил ВЦУЗ. Архиерейский Собор в Карловцах, в котором участвовал владыка Анастасий, подчинился этому указу и 13 сентября 1922 года распустил ВЦУЗ, но образовал вместо него временный Архиерейский Синод и Собор Русской Православной Церкви Заграницей, которым были переданы все полномочия ВЦУЗ. С 1922 года до конца своей жизни владыка Анастасий состоял в юрисдикции этого Синода.

В 1923 году архиепископ Анастасий присутствовал, без полномочий представлять Русскую , на первых шести заседаниях так называемого "Всеправославного Конгресса", созванного патриархом Мелетием в Константинополе. Архиепископ возвысил голос против ряда предложенных здесь новшеств, противоречащих священным канонам, веками освященным благочестивым традициям и обычаям. Архиепископ Анастасий явился главным оппонентом этого воплощения обновленчества, в то время как митрополит Антоний (Храповицкий) протестовал против него в переписке с православными патриархами. Благодаря их противодействию, обновленчество на Православном Востоке не развилось многим далее насаждаемого из Константинопольского Патриархата «нового» календаря.

Наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Вскоре после «Конгресса» последовал неблагоприятный поворот в отношениях Вселенского Патриаршего престола к Русской Церкви и патриарху Тихону, имя которого Константинопольский патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, также не позволяя сноситься с Русским Архиерейским Синодом Заграницей. В 1924 году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе Анастасия, который был вынужден после Пасхи 1924 года покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию, где принимал участие в освящении Александро-Невского собора в Софии. Затем он переехал в Югославию для участия в очередном Архиерейском Соборе.

По поручению последнего он отправился в Иерусалим в качестве наблюдающего за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Посетив предварительно Лондон, для переговоров с представителями английского правительства, имевшего мандат Лиги Наций на управление Палестиной, он прибыл в Святую Землю в декабре 1924 года.

Владыка привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали владыку и считались с ним. Архиепископ Анастасий оставался здесь в течение 10 лет, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор, а также иногда в Сирию для посещения патриарха Григория VII и его преемника патриарха Александра. Отсюда он ездил также во Францию для переговоров с митрополитом Евлогием, после выхода его из юрисдикции Зарубежного Архиерейского Собора. Из Палестины он совершил паломничество на Синай.

Архиепископ Анастасий в те годы признавал подлинность «Завещания» патриарха Тихона 1925 года, в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика… отвечающая направлению мысли и действий патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов, но подчинение не за страх, а за совесть советской власти как попущенной волей Божией… Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу». О патриаршем местоблюстителе священномученике Петре (Полянском) Анастасий писал 24 мая 1925 года, что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший… Он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы советской власти».

10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Сремских Карловцах особым постановлением отверг указ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года о запрещении в священнослужении карловацких епископов, включая Анастасия и находившихся в общении с ними клириков. Под соборным постановлением стоит подпись владыки Анастасия.

Митрополит

31 октября-18 ноября 1935 года архиепископ Анастасий принимал участие в совещании под председательством сербского патриарха Варнавы (Росича) по объединению Русской Церкви Заграницей. Тогда же архиепископ Анастасий был возведён патриархом Варнавой в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии Блаженнейшего митрополита Антония.

К этому времени его жизни относится его примечательное высказывание о фашизме, приобретшем в те годы последователей и среди русской эмиграции:

Фашизм - такой тип государственного устройства, какой никак не может быть нашим идеалом. Он основан на началах принуждения, простирающихся на самую идеологию человека. Но вне свободы - нет нравственного подвига и нет нравственной ответственности. Без последних же мы не мыслим русского православного государства .

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей - в Югославии

10 августа 1936 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), Анастасий, как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего, был единодушно избран первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода.

Первым мероприятием митрополита Анастасия была реорганизация Русской Зарубежной Церкви, которая была разделена на 4 митрополичьих округа - Ближне-Восточный, Дальне-Восточный, Западно-Европейский и Северо-Американский, к которым в годы Второй мировой войны присоединился еще Средне-Европейский. В августе 1938 года в Сремских Карловцах под был созван Второй Всезарубежный Церковный Собор из епископов, клира и мирян.

С перемещением Архиерейского Синода Зарубежной Церкви из Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, он провёл первые годы Второй мировой войны, повлекшей за собой германскую оккупацию Югославии.

Ежедневно владыка митрополит Анастасий, являвший всем пример строго иноческой жизни, посещал Божественную литургию в Троицкой церкви и до поздней ночи занимался церковными делами. Во все воскресные и праздничные дни он сам совершал богослужение и неизменно сам же проповедовал. Проповеди его захватывали слушателей художественностью стиля, тонкой отделкой мысли и разносторонней содержательностью. Будучи ценителем науки владыка Анастасий объединил вокруг себя ученых и общественных деятелей и наиболее просвещенных служителей Церкви, собирая их периодически на совещания, а при Архиерейском Синоде учредил особый Ученый Комитет, возглавленный магистром богословия архиепископом Тихоном (Лященко). Пример владыки способствовал расцвету духовной жизни русских в Белграде.

В эти годы набиравшая силу нацистская Германия начала оказывать знаки внимания Зарубежной Церкви, надеясь использовать её в целях мобилизации русских в борьбе с СССР. В 1938 году немецкими властями была оказана помощь в ремонте 19 русских православных храмов в Германии, в ответ на что 12 июня 1938 года митрополит Анастасий обратился к Гитлеру с благодарственным адресом.

Для Югославии Вторая мировая война началась 6 апреля 1941 года, когда немцы неожиданно вторглись в страну и вскоре захватили её. Неожиданная бомбардировка Белграда 6 апреля заставила большинство населения бежать, и русские остались почти одни в полуразрушенном городе. Несмотря на падавшие кругом бомбы, во время налёта митрополит Анастасий оставался на своём архиерейском месте в алтаре, а чредное духовенство служило молебен перед чудотворной иконой Божией матери "Знамение" Курской-Коренной. Служил он также и 7 апреля, в праздник Благовещения, когда происходила особенно сильная бомбардировка. Через неделю в город вошли немцы и с тех пор митрополит делил со своей белградской паствой лишения, неприятности со стороны оккупационных германских властей, и выпады сербов поддавихся коммунистической пропаганде.

Вскоре после оккупации гестапо произвело в покоях владыки митрополита Анастасия тщательный обыск, а затем изъяло делопроизводство Архиерейского Синода. Несколько позже владыке предложили обратиться к русскому народу с призывом оказать содействие немцам в походе против большевиков, но несмотря на то, что в начале войны многие русские люди доверились немцам, митрополит отклонил это предложение. Митрополит воздерживался от прямых заявлений в поддержку Германии, но был верен своим анти-коммунистическим убеждениям. В сентябре 1941 года он дал благословение русским патриотам на образование русского Корпуса который, однако, не был допущен немцами на Восточный фронт. В Пасхальном послании 1942 года митрополит Анастасий говорил об «избавлении как бы из самого ада преисподнего» русских земель занятых немцами. После избрания митрополита Сергия (Страгородского) патриархом Московским, многие русские эмигранты радостно встретили это событие, но митрополит Анастасий 21 октября 1943 года созвал в Вене совещание 8 заграничных епископов, которые объявили его неканоничным.

С Пасхи 1944 года начались почти ежедневные налёты на Белград англо-американских бомбардировщиков, уносившие множество жертв, но несмотря на явную угрозу жизни, митрополит ни в чем не изменял своего обычного образа жизни, вдобавок к прочему навещая раненых, хороня убитых и утешая обездоленных. По его вдохновлению духовенство стало совершать обходы домов с чудотворной Курско-Коренной иконой, от которой стали происходить обильные чудотворения.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей - в Германии

В сентябре 1944 года, когда советские войска уже приближались к Белграду, главная масса русских обитателей его устремилась в Вену, куда эвакуировался и Архиерейский Синод Зарубежной Церкви. И здесь митрополит Анастасий не переставал служить во время бомбёжек.

Из Вены митрополит с Синодом переехали сначала в Карлсбад (ныне Карловы Вары), а затем, уже по окончании войны, летом 1945 года - в Мюнхен, который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни. В этот период, в апреле 1945 года, патриарх Московский Алексий I обратившийся к клиру Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, но не был признан Синодом во главе с митрополитом Анастасием. Тогда же была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига». Чтобы восстановить нарушенную войной связь с разбросанными по миру частями Русской Зарубежной Церкви, митрополит Анастасий добился разрешения на поездку в Швейцарию где пробыл около семи месяцев и быстро наладил из Женевы сношения со всеми странами.

К Пасхе 1946 года он возвратился в Мюнхен, где 6 мая созвал Собор Зарубежных епископов, в котором приняли участие и епископы Автономной Украинской и Белорусской Церквей, присоединившиеся к Зарубежной Церкви. Таким образом восстанавливался фактически распавшийся Архиерейский Синод, так как после массового возвращения архиереев в подчинение Московского Патриархата, епископат Зарубежной Церкви в Европе состоял всего лишь из митрополитов Анастасия и Серафима (Ляде), при том что на последнего, как на немца, многие стремились сложить вину за компрометацию Зарубежной Церкви в Европе. Собор 1946 года постановил отметить пятидесятилетие священнослужения, сорокалетие епископства и десятилетие первоиераршества владыки Анастасия принятием им титула «Блаженнейшего», правом ношения двух панагий и преднесением креста, но владыка категорически отверг эти почести и уклонися от участия в юбилейных празднествах.

По окончании войны главное внимание владыки митрополита было устремлено на обустроение разъезжавшихся русских в новых местах рассеяния, организацию новых кафедр и поставление новых епископов. Им были хиротонисаны Александр (Ловчий) во викарного епископа Киссингенского (лето 1945), Серафим (Иванов) во епископа Сант-Ягского (во время пребывания в Швейцарии), Нафанаил (Львов) во епископа Брюссельского и Западно-Европейского (10.III.1946). В сентябре 1950 года митрополит предпринял поездку в Западно-Европейскую епархию, где совершил очередную хиротонию архимандрита Леонтия (Бартошевича) во викарного епископа Женевского и освятил 1 октября в Брюсселе новопостроенный храм-памятник Царю-Мученику и все русским людям, в смуте убиенным. Вернувшись в Германию, 8 октября он освятил во Франкфурте новый храм в честь Воскресения Христова.

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей - в США

С 1948 года шло массовое переселение русских в США и многие стали упрашивать митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же. Мюнхен пустел, закрывались лагеря и приходы беженцев, и наконец митрополит решил последовать за паствой, отбыв в Америку 23 ноября 1950 года. На другой день после приезда, 25 ноября, владыка освятил только что законченный каменный храм в честь Святой Троицы в Джорданвилльском монастыре, после чего состоялся Архиерейский Собор Зарубежной Церкви на котором митрополит Анастасий впервые совершил чин варения и освящения мира, которое получала прежде от Сербской. Резиденцией владыки митрополита в Америке стала названная синодальным подворьем «Новая Коренная Пустынь» в Магопаке, под Нью-Йорком.

Не смотря на смиренный подход, митрополиту Анастасию не удолось вернуть большую часть американской русской диаспоры, выделившейся в самоуправляемую «Американскую митрополию», в подчинение Зарубежной Церкви. Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы, в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на преклонные годы, предпринимал частые поездки, выступал на торжествах и собраниях, и продолжал рукопологать новых архиереев: Антония (Синкевича) во епископа Лос-Анжелосского (19.VIII.1951); Аверкия (Таушева) во епископа Сиракузско-Троицкого (25.V.1953); Савву (Раевского) во епископа Мельбурнского (24.I.1954); Антония (Медведева) во епископа Мельбурнского (18.XI.1956); Савву (Сарачевича) во епископа Эдмонтонского (28.IX.1958); Нектария (Концевича) во епископа Сеатлийского (11.III.1962). Уже в 1951 году владыка Анастасий совершил поездку через северо-американский материк - в Калифорнию и с тех пор проводил зиму в Нью-Йорке а немалую часть лета - в полюбившейся Калифорнии. И в Америке митрополит совершал сам и благословлял частые обходы приходов и домов с Курско-Коренной иконой, названной «Одигитрией русского рассеяния».

В феврале 1952 года резиденция митрополита и Синода переместилась в Нью-Йорк, а осенью 1953 года митрополитом был созван второй на территории США Архиерейский Собор, после чего Архиерейские Соборы созывались раз в три года, в 1956, 1959 и 1962 годах.

Беспрестанные поездки митрополита привели к автомобильной катастрофе в 1955 году на праздник Успения Божией Матери, когда владыка, несмотря на шок и травмы, не дал отвезти себя в больницу, совершил литургию и произнёс назидательное слово. Однако после этого владыке митрополиту пришлось довольно долго поправляться.

Узнав о приближающемся в 1956 году 50-летнем юбилее архиерейского служения владыки, паства снова хотела достойно отпраздновать это событие, но скромный архипастырь вновь уклонился от чествования.

Последние годы жизни митрополита были омрачены смутой в связи с постройкой нового кафедрального собора в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско. Митрополит Анастасий стал всё больше недомогать, был помещен в больницу на исследование, после чего уже едва мог ходить без посторонней помощи.

Отход от дел и кончина

Чувствуя свою немощь, митрополит объявил архиереям, что решил уйти на покой, и предложил избрать ему преемника. На Архиерейском Соборе в день Преполовения Пятидесятницы 27 мая 1964 года новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) , а владыка митрополит Анастасий ушёл на покой, сохранив почетное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде столь решительно отказывался.

22 мая 1965 года вечером, в возрасте девяносто-одного года, почил, окруженный почитателями, в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке. В лице митрополита Анастасия ушёл из жизни последний представитель архипастырского сонма дореволюционной России. 23 мая в Синодальном соборе была совершена соборно архиерейским чином, с митрополитом Филаретом во главе, Божественная литургия, а затем в течение дня целый ряд панихид над гробом почившего. Заупокойная литургия последовала 24 мая, на которой служило 11 архиереев и 16 священников, затем отпевание, а затем, 25 мая - цикл погребальных служб и погребение под алтарём монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона, Западно-Американского и Сан-Францисского.

Его завещание, вскрытое после его кончины, гласило:

Что касается московской патриархии и её иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей своё полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всём русском народе, то с ними Зарубежная , храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви.
Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

28 сентября 2009 официальная делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом в сопровождении с митрополитом Воронежским Сергием посетила село Братки - малую родину митрополита Анастасия. После панихиды по владыке и его родителям во Введенской церкви села рядом с храмом в память о митрополите была установлена мемориальная табличка, которую освятил митрополит Воронежский Сергий.

Центр церковной жизни Московской патриархии в эти дни переместился в Ульяновск. Вместе с митрополитом Анастасием (Меткиным), переведенным туда «на понижение» из Казани. Анастасий — центральный персонаж «голубого скандала», раскрученного протодиаконом Андреем Кураевым в конце 2013 — начале 2014 года.

В день приезда Анастасия в Ульяновск, 20 июля, его встречали два священника и около 50 мирян, скандируя «Анаксиос!» («Недостоин!»). Протест, облеченный в строго каноническую форму, да еще и на греческом языке, сторонники Анастасия тут же окрестили «майданом» — чтобы напугать гражданскую власть, которая так же неоднозначно встретила одиозного иерарха. Патриарх Кирилл осудил «восстание черни» и укрепился в своем намерении утвердить Анастасия на Симбирской митрополии любой ценой…

Против чего кричим?

Неизвестное широкой публике греческое слово «Анаксиос» — это теперь пожизненный титул нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия (Меткина), главы Симбирской митрополии Русской православной церкви Московской патриархии (РПЦ МП), охватывающей территорию Ульяновской области. Анастасия назначил в Ульяновск Священный Синод на своем заседании 13 июля с.г. в Санкт-Петербурге. До этого, с 1988 года, Анастасий бессменно сидел на Казанской кафедре — гораздо более богатой и обустроенной, чем Симбирская. Вне всяких сомнений, его понижение по должности стало результатом «голубого скандала» с сильным криминальным оттенком, разразившегося в Казанской епархии, перекинувшегося на епархии-«побратимы» (в первую очередь Тверскую), затронувшего самого патриарха Кирилла (Гундяева) и грозившего расширяться и далее. Скандал вылился в десятки газетных публикаций, ни одна из которых не опровергнута. А на этот случай в церковном праве Православной церкви есть особый канон, фактически объявляющий виновным и недостойным сана епископа, который в течение года не оправдался в выдвинутых против него обвинениях подобного свойства.

Этот канон — 90-е правило Карфагенского Собора (419 г.). Поскольку оно сыграет ключевую роль в нашем деле, прочитаем его внимательно: «Когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда… если желают, как и должно, защищать свое дело и позаботиться о доказательствах своей невинности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить свое дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется». Переведем на современный язык: если обвиняемый клирик в течение года не докажет свою невиновность в «некоторых обвинениях», то после этого никакие доводы в его защиту уже не принимаются, то есть он официально считается виновным. Обвинения против Анастасия выдвигались давно, но их пик пришелся на начало минувшего года. Значит, согласно действующему закону РПЦ МП, сейчас митрополит официально считается виновным в сексуальном сожительстве с лицами своего пола, в том числе несовершеннолетними, покрывании сексуального насилия со стороны руководства Казанской семинарии по отношению к ее воспитанникам, а также в безосновательных репрессиях в отношении пострадавших. Более мелкие обвинения (например, в принудительном выселении из Казани своего предшественника по кафедре архиепископа Пантелеимона) оставим за скобками.

Понятно, что в светском государстве сексуальная ориентация является частным делом гражданина; уголовная ответственность «за содомию» осталась в советском прошлом. «Социальная концепция» РПЦ МП тоже признает наличие у некоторых людей подобной ориентации, но допускает их к церковному общению, только если они не реализуют эту ориентацию на практике, то есть не вступают с лицами своего пола в интимные отношения. Такой подход основан на прямолинейном осуждении гомосексуализма в Священном Писании — как Ветхого, так и Нового Завета. Соответственно, строгим наказаниям подвергаются священнослужители, особенно епископы, впавшие в мужеложство. На эту тему есть десятки церковных канонов.

Однако в случае с Анастасием гнев народный вызвала не столько его ориентация как таковая (этого в среде высшего духовенства более чем достаточно), сколько вовлечение в действия сексуального характера воспитанников семинарии — лиц, находящихся в заведомо зависимом положении, да еще и с использованием шантажа. В отличие от гомосексуализма самого по себе, такие действия квалифицируются российским Уголовным кодексом как преступление (ст. 133), и в правоохранительные органы Казани поступали соответствующие заявления, по которым даже проводились проверки. Но аппаратные возможности Анастасия всегда позволяли эти дела «загашать», а жалобщики, если это были семинаристы, изгонялись из учебного заведения.

Протодиакон Андрей Кураев — лицо, еще недавно особо приближенное к патриарху — опубликовал множество трагических историй семинаристов и других церковных юношей, подвергшихся сексуальному насилию. Действия безнаказанных лжепастырей многим из них буквально разбивали жизнь и калечили психику. Для полноты картины — фрагмент одной из жалоб воспитанника Казанской семинарии (при ректоре Анастасии): «11 октября 2012 года. В этот день, после семинарского ужина, проректор по воспитательной работе игумен Кирилл (Илюхин) позвонил мне на сотовый телефон и предложил мне встретиться с ним для совместного отдыха. Так как отец Кирилл проректор, я подчинился ему. <...> Затем мы приехали на территорию какого-то храма (не помню, было темно) к друзьям отца Кирилла, где уже к этому времени натопили баню и накрыли… В парилке отец Кирилл схватил меня за половые органы и объяснил, что случайно. Отец Кирилл поил меня алкоголем. <...> Около 7.00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах… Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной».

Игумен Кирилл (Илюхин) — многолетний «сподвижник» митрополита Анастасия — лишь после ряда скандалов в прессе и после признания его виновным комиссией Учебного комитета Московской патриархии был уволен со своей должности и из Казанской епархии. Сейчас он благополучно подвизается в Тверской епархии, которую возглавляет коллега Анастасия по ориентации.

Симбирских православных, восставших против назначения им одиозного митрополита, сейчас критикуют с двух сторон. Официоз — за то, что они проявляют непослушание патриарху и Синоду, устраивают «майдан» (и это все пахнет административными, а то и уголовными — по провинциальному рвению — делами). Либеральная общественность — за то, что они гомофобы и отказывают своему новому владыке в праве иметь иную сексуальную ориентацию. Ну, с официозом все понятно, а вот либеральные оппоненты несколько передергивают. Все-таки пафос протеста симбирцев состоит в неприятии: а) уголовных преступлений, покрываемых церковным руководством; б) игнорировании требований канонов и циничной демонстрации своей вседозволенности. Среди «голубого лобби» РПЦ МП есть «тихие» и «буйные» — про «тихих» многие знают, но стараются на них не обращать внимания (дескать, «личная жизнь», «сам ответит перед Богом»), а вот «буйные» своим демонстративным и криминальным поведением просто провоцируют гражданский протест. И этот протест не имеет ничего общего с «гомофобией».

Духовный «майдан»

Но вернемся в «революционный» Симбирск и попробуем восстановить хронологию восстания против Анастасия — по рассказам неформального лидера этого восстания, ключаря старого городского собора протоиерея Иоанна Косых (в местной прессе его уже окрестили «раскольником», хотя из РПЦ МП он никуда не уходил).

Сразу после решения Синода, 13 июля, множество священников Симбирской митрополии высказали недовольство и даже готовность протестовать. Однако когда появилось Обращение клириков и мирян митрополии к ее бывшему уже главе митрополиту Феофану (Ашуркову), подписать его решились лишь два священника, активисты молодежного клуба «Епархиальный» и некоторые миряне. Днем 16 июля об этом Обращении узнали в Московской патриархии — и посыпались звонки оттуда в Ульяновск. С местным благочинным разговаривал сам патриарх Кирилл, который в чрезвычайно резкой форме требовал выявить «зачинщиков» Обращения, заверял, что никто Анастасия не уберет, и ставил ультиматум: «Если до завтрашнего дня конфликт не будет улажен, все священники, которые подписали бумажку, пойдут под запрет до конца жизни». Заметим, что Обращение носит вполне верноподданнический характер, цитирует 90-е правило Карфагенского собора и просит дать ответы на несколько вытекающих из него вопросов. Авторы Обращения отнюдь не уверены в том, что Анастасий действительно виновен, — им непонятно, почему он сам, по этому правилу, как бы признает себя виновным и при этом продолжает служить.

17 июля, во время крестного хода по центру города, посвященного дню Царственных мучеников, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин обратились к народу с проповедью, разъясняя, почему нельзя принимать Анастасия. Эта проповедь стала для них «точкой невозврата». Какие-либо попытки двух отцов вступить в контакт с местным церковным руководством 18 и 19 июля успехом не увенчались.

Наконец, 20 июля днем на роскошном внедорожнике в Ульяновск въехал главный герой нашей истории. За час до Всенощной у входа в Вознесенский кафедральный собор стали собираться недовольные миряне, тут же появились и ярко разодетые казаки с нагайками и саблями, а также неизвестные люди в камуфляжной форме — охранять нового митрополита от его новой паствы. Особо пикантным было положение казачков — любители погонять геев и ненавистники «Гейропы», на сей раз охотно сослужили службу главному герою казанского «гей-скандала». При появлении Анастасия собравшиеся, к которым присоединились и два священника, стали скандировать литургический возглас «Анаксиос!». Это слово — напоминание о славных временах народовластия в христианской Церкви первых веков. Ведь тогда священников и епископов выбирала из своей среды сама община (этот порядок сохранен и в церковных канонах, однако патриарх с Синодом не хотят его исполнять).

Для рукоположения нового епископа в город, где ему предстояло служить, съезжались епископы соседних городов, которые и спрашивали местный народ: «Аксиос?» («Достоин?») И народ, как правило, кричал в ответ: «Аксиос!» Если же по каким-то причинам раздавался хотя бы один возглас «Анаксиос!» («Недостоин!»), рукоположение сразу же приостанавливалось (переносилось) и начинался судебно-канонический разбор: какие обвинения против кандидата имеет кричавший «Анаксиос».

В эпоху государственного православия (в том числе в советские времена) этот диалог превратился в формальность: если гражданская власть уже утвердила кандидата, кто из простого народа посмеет возразить после его рукоположения, а если и посмеет, то кто его послушает? В современных храмах при рукоположении тоже звучит «Аксиос», но поют его мелодично, в алтаре и на клиросе, а народ безмолвствует, не совсем понимая вообще, что это и к чему поется. Но вот симбирский православный народ не безмолвствовал: он вернул «Аксиос — Анаксиос» его древний исконный смысл. И митрополит Анастасий — вполне каноничным путем — получил теперь новое, очень неприятное для него звание: Анаксиос. Так его уже и называют православные в соцсетях.

Анастасий-Анаксиос суетливо пробежал мимо кричащего народа, отгороженного казаками, прикрываясь иконой Божией Матери. Возможно, он ожидал, что в него полетят камни или, в крайнем случае, яйца. Но люди действовали цивилизованно — строго по канонам и по законам. Казачки пытались не пустить православных в храм, чтобы Анаксиос в уединении совершил там свою первую службу на новой кафедре. Но люди в храм вошли и еще несколько минут повторяли свое «Анаксиос!». Казачки и люди в камуфляже, не сняв головных уборов, суетились вокруг православных, порываясь, но не решаясь применить силу. Силу применил в конце концов один почтенный протоиерей, ударив по лицу православную мирянку (фото удара облетело интернет с подписью «Голубая империя наносит ответный удар». Между прочим, облачения духовенства в этот день, как нельзя кстати, были именно голубыми). Через несколько минут люди мирно покинули храм.

Напуганный Анастасий-Анаксиос, заикаясь, произнес свою первую на новом месте проповедь, дав оценку случившемуся. Из этой проповеди становится ясно, что его — ни больше ни меньше — хотели убить, но только Божия Матерь не допустила, а он все равно готов и мечтает погибнуть у престола в алтаре. Протестовавшие миряне — это все «майдан», они проплачены, они обязательно попадут в ад после смерти, а на земле понесут суровое наказание от репрессивной машины. Самый гнусный «враг Церкви» — Кураев, само существование которого у митрополита вызывает «сожаление» (тут явный намек на то, что именно Кураев организовал проплату Госдепом ульяновского «майдана», и только из-за работы «пятой колонны» в ФСБ Кураев до сих пор не арестован как шпион и диверсант). Видно все-таки, что разоблачения протодиакона попали Анастасию не в бровь, а в глаз. Наконец, сравнив свою недовольную паству со свиным стадом, новый владыка пожелал ей быть «низвергнутой в бездну адскую». Ну что ж, родина Ленина долго ждала такого доброго пастыря.

Обращает на себя внимание еще одна деталь первой проповеди Анастасия. По его словам, духовным воспитателем будущего митрополита был всемирно известный старец из Псково-Печорского монастыря о. Иоанн (Крестьянкин), которого в 2000 году посещал Путин. Анастасий дал понять, что старца обвиняли в подобных митрополичьим грехах, за что тот просидел 7 лет в советской тюрьме. Согласно же официальной биографии, о. Иоанн был осужден по ст. 58.10 УК РСФСР — «антисоветская агитация и пропаганда».

Любопытно, что по сути Анастасий не опровергает выдвинутых против него обвинений, как он не опровергал их в течение года, предусмотренного 60-м правилом Карфагенского собора. Вот фрагмент его проповеди 21 июля: «Да, я грешный человек, может, я недостоин по меркам тех людей, которые сейчас стоят во главе этого майдана, но не им судить. Господь мне судья, руководитель, и если Он привел меня сюда, то у престола могу принять мученическую смерть от рук вот таких людей». Получается, что в целом Анастасий не отвергает тех обвинений, которые против него выдвигаются, он лишь считает некомпетентной судебной инстанцией протестующий народ, а готовится дать ответ лишь Богу. То есть, по учению Анастасия, методами церковной демократии и канонов его не сместить нипочем, чего бы он ни натворил.

И последняя деталь. В условиях нынешней российской «симфонии властей» вновь прибывшего на кафедру — тем более митрополию, в областной центр — архиерея должен встречать местный губернатор. Между прочим, провожая Анастасия из Казани, глава Татарстана наградил его высшим орденом республики. Губернатор же Ульяновской области Сергей Морозов, выходец из офицерской среды с некоторым кодексом чести, счел за благо уклониться от встречи с Анастасием, прислав на нее своего заместителя, да еще и одетого подчеркнуто неформально. Со своей стороны, Анастасий уклоняется от любых контактов с прессой, у которой к нему накопилось немало вопросов. Неумело отдуваться приходится привезенному из Казани секретарю (с соответствующей репутацией) Филарету Кузьмину — бывшему 19-летнему проректору Казанской семинарии по кличке Кузя. Явно не веря своим словам, Филарет без конца повторяет журналистам: «Майдан… Толпа привезенных сюда профессиональных митингующих… за определенную плату… пытаются физически и практически уничтожить митрополита».

Очевидно, история с протестом клириков и мирян Ульяновска против патриархийного беспредела только начинается. В этой истории много всего переплелось: и усталость от постоянных унижений и лишения права голоса рядовых клириков и мирян, и неприятие показной, совершенно нехристианской роскоши и образа жизни высшего духовенства, и искренний страх того, что основная религиозная организация России стремительно вырождается, компрометируя сами понятия «христианство» и «православие». Безнадежность нравственного состояния российского общества — результат и тех явлений церковной жизни, о которых говорится в этой статье. Все больше людей выходят из церкви не просветленными, а разочарованными. А сердце человека продолжает жаждать истины, которую заслоняют все новые скандалы в РПЦ МП…

Проблема «голубого лобби» является системной для Московской патриархии. Духовенство старого поколения еще нередко использует термин 1960-70-х гг. «Никодимов грех» — по имени митрополита Никодима (Ротова) — духовного отца и организатора стремительной карьеры нынешнего патриарха. Птенцами «гнезда Никодимова» являются два десятка наиболее влиятельных архиереев РПЦ МП, которые стали епископами 40-50 лет назад, будучи еще совсем юными. После Казанской епархии срочной санации требует Тверская митрополия, где тема гомосексуального насилия за церковной оградой так же активно обсуждается в прессе. Есть еще несколько «горячих» точек, и это, вероятно, темы для будущих публикаций.

Епископ Холмский

Вскоре образовался новый румынский фронт, и архиепископ Анастасий опять оказался в непосредственной близости от театра военных действий. И тут он часто посещал воинские части с целью их пастырского окормления и воодушевления.

Архиерей в Константинополе

Возвратившись на краткое время в Россию, он посетил Новороссийск , Ростов и Новочеркасск , где вошел в сношение с Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России , возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким) , исполнял некоторые его поручения и в года снова выехал через Одессу в Константинополь. 15 октября года ВВЦУ Юго-Востока России назначило владыку на правах епархиального архиерея управляющим русскими православными приходами Константинопольского округа, число которых быстро росло. 22 ноября года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.

Владыка Анастасий возглавил Русский Комитет в Константинополе, объединявший до 35 организаций, организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развил среди русских беженцев, числом до 175 000, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность. Неоднократно приглашали его служить и в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до года.

Наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Вскоре после «Конгресса» последовал неблагоприятный поворот в отношениях Вселенского Патриаршего престола к Русской Церкви и патриарху Тихону, имя которого Константинопольский патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, также не позволяя сноситься с Русским Архиерейским Синодом Заграницей. В году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе Анастасия, который был вынужден после Пасхи года покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию , где принимал участие в освящении Александро-Невского собора в Софии . Затем он переехал в Югославию для участия в очередном Архиерейском Соборе .

По поручению последнего он отправился в Иерусалим в качестве наблюдающего за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Посетив предварительно Лондон , для переговоров с представителями английского правительства, имевшего мандат Лиги Наций на управление Палестиной , он прибыл в Святую Землю в декабре года.

Владыка привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали владыку и считались с ним. Архиепископ Анастасий оставался здесь в течение 10 лет, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор, а также иногда в Сирию для посещения патриарха Григория VII и его преемника патриарха Александра . Отсюда он ездил также во Францию для переговоров с митрополитом Евлогием , после выхода его из юрисдикции Зарубежного Архиерейского Собора. Из Палестины он совершил паломничество на Синай .

Архиепископ Анастасий в те годы признавал подлинность «Завещания» патриарха Тихона года , в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика… отвечающая направлению мысли и действий патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов , но подчинение не за страх, а за совесть советской власти как попущенной волей Божией… Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» . О патриаршем местоблюстителе священномученике Петре (Полянском) Анастасий писал 24 мая года, что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший… Он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы советской власти» .

С года шло массовое переселение русских в США и многие стали упрашивать митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же. Мюнхен пустел, закрывались лагеря и приходы беженцев, и наконец митрополит решил последовать за паствой, отбыв в Америку 23 ноября года. На другой день после приезда, 25 ноября, владыка освятил только что законченный каменный храм в честь Святой Троицы в Джорданвилльском монастыре , после чего состоялся Архиерейский Собор Зарубежной Церкви на котором митрополит Анастасий впервые совершил чин варения и освящения мира , которое Церковь получала прежде от Сербской. Резиденцией владыки митрополита в Америке стала названная синодальным подворьем «Новая Коренная Пустынь» в Магопаке , под Нью-Йорком .

Не смотря на смиренный подход, митрополиту Анастасию не удолось вернуть большую часть американской русской диаспоры, выделившейся в самоуправляемую «Американскую митрополию », в подчинение Зарубежной Церкви. Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы , в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на преклонные годы, предпринимал частые поездки, выступал на торжествах и собраниях, и продолжал рукопологать новых архиереев: Антония (Синкевича) во епископа Лос-Анжелосского (19.VIII.); Калифорнию и годах.

Беспрестанные поездки митрополита привели к автомобильной катастрофе в году на праздник Успения Божией Матери , когда владыка, несмотря на шок и травмы, не дал отвезти себя в больницу, совершил литургию и произнёс назидательное слово. Однако после этого владыке митрополиту пришлось довольно долго поправляться.

Узнав о приближающемся в году 50-летнем юбилее архиерейского служения владыки, паства снова хотела достойно отпраздновать это событие, но скромный архипастырь вновь уклонился от чествования.

Последние годы жизни митрополита были омрачены смутой в связи с постройкой нового кафедрального собора в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско . Митрополит Анастасий стал всё больше недомогать, был помещен в больницу на исследование, после чего уже едва мог ходить без посторонней помощи.

Отход от дел и кончина

Чувствуя свою немощь, митрополит объявил архиереям, что решил уйти на покой, и предложил избрать ему преемника. На Архиерейском Соборе в день Преполовения Пятидесятницы 27 мая года новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) , а владыка митрополит Анастасий ушёл на покой, сохранив почетное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде столь решительно отказывался.

22 мая года вечером, в возрасте девяносто-одного года, митрополит Анастасий (Грибановский) почил, окруженный почитателями, в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке. В лице митрополита Анастасия ушёл из жизни последний представитель архипастырского сонма дореволюционной России. 23 мая в Синодальном соборе была совершена соборно архиерейским чином, с митрополитом Филаретом во главе, Божественная литургия, а затем в течение дня целый ряд панихид над гробом почившего. Заупокойная литургия последовала 24 мая, на которой служило 11 архиереев и 16 священников, затем отпевание, а затем, 25 мая – цикл погребальных служб и погребение под алтарём монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона , Западно-Американского и Сан-Францисского.

Его завещание, вскрытое после его кончины, гласило:

Что касается московской патриархии и её иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей своё полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всём русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви.

Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

28 сентября официальная делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом в сопровождении с митрополитом Воронежским Сергием посетила село Братки - малую родину митрополита Анастасия. После панихиды по владыке и его родителям во Введенской церкви села рядом с храмом в память о митрополите была установлена мемориальная табличка, которую освятил митрополит Воронежский Сергий.

Труды

  • О промысле Божием (против деистов) , 1897 (кандидатское сочинение).
  • «Послание преосвященного Анастасия, еп. Холмского и Люблинского», , 1915, № 44.
  • «Слово в день нового года», Прибавления к Церковным ведомостям , 1917, январь.
  • Религиозные мотивы в современной литературе и искусстве , 1908.
  • «Речь, сказанная при встрече в Холмском кафедральном соборе», Прибавления к Церковным ведомостям , 1914, № 34 (45?), 1874.
  • «Слово за божественной литургией 11 октября 1915 года», Прибавления к Церковным ведомостям , 1915, № 43, 2231.
  • «Послание Преосвященного Анастасия», Прибавления к Церковным ведомостям , 1917, № 4, 71-72.
  • Священной памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны , Иерусалим, 1925, 24 с.
  • Беседы с собственным сердцем , Белград, 1935 (переизд. Джорданвилль, 1948; Санкт-Петербург, Библиополис, 2002; и т. д.).
    • http://www.holytrinitymission.org/books/russian/mitropolit_a...htm - полный текст
  • Сборник избранных сочинений Высокопреосвященнейшаго Митрополита Анастасия Первосвятителя Русской Зарубежной Церкви. С портретом и жизнеописанием автора , Джорданвилль, 1948, 398 с.
  • Нравственный облик Пушкина , Джорданвилль, 1949, 24 с.
  • Архипастырския послания, слова и речи Высокопресвященнейшаго Митрополита Анастасия Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Юбилейный сборник к дню 50-ти летия архиерейскаго служения 1906-1956 , Джорданвилль, 1956, 262 с.
  • Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви , Мюнхен, 1963.
  • «Избрание и поставление Святейшаго Патриарха Тихона. Характер его личности и деятельности», Православная Русь , 1975, № 6, 4-11.

Литература

  • Церковные ведомости , 1906, № 24, 323, № 26, 335; 1909, № 36, 339; 1912, № 34, 332; 1914, № 21, 256.
  • Прибавления к Церковным ведомостям , 1915, № 44, 2248.
  • Изв. Каз. еп. , 1914, № 3, 80; 1911, № 35, 1019-1022.
  • ЖМП , 1932, № 9-10, 5; 1946, № 3, 26-31; 1948, № 6, 36-38; 1953, № 7, 32-39; 1954, № 2, 47; 1958, № 11, 18-19.
  • Прав. Собес. , 1908, январь, 53, ноябрь, 594.
  • Кормчий , 1915, № 29, 342.
  • Холмский народный календарь 1917 год , 55, 58, 59, 63, 64, 85, 111, 117-121.
  • Миссионер. Календарь , 1907, 128.
  • Сергий, еп., Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности митрополита Анастасия .
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год , 166-167.
  • Булгаков, 1406.
  • , ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
  • Православная Русь , 1963, 15, 5.
  • Православная Русь , 1965, 10, 4f.
  • Зернов, Н. М., сост., Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 , Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
  • Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР) , Москва, Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 508.
  • Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни

    Письмо князю Г. Н. Трубецкому.

    Слова на св. Владимирском торжестве в Белграде, 15 июля 1936, цитата по Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке , ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.

Нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия его новая паства в Ульяновске встретила отнюдь не по-христиански. Пресловутый гей-скандал 2013 года, который разгорелся в Казани, аукнулся новому владыке сегодня, но уже в нашем городе. Когда священнослужитель направлялся в Спасо-Вознесенский собор, чтобы провести там первую на ульяновской земле службу, верующие под предводительством двух местных священников, не пожелавших принять решение Синода РПЦ, начали кричать новому митрополиту «анаксиос», что в переводе с греческого значит «недостоин».

Зачатки скандала

Ровно неделю назад стало известно о том, что митрополит Феофан, приехавший в Ульяновск буквально в мае прошлого года, оставляет наш город и переезжает в Казань, чтобы стать там митрополитом Казанским и Татарстанским. В свою очередь глава Казанской епархии - владыка Анастасий должен был переехать в Ульяновск, чтобы занять место Феофана. Таково было решение Священного Синода русской православной церкви.

Однако среди ульяновского духовенства нашлись такие, кто (хочется верить) из благих побуждений позволил себе не согласиться с мнением руководства РПЦ и патриарха Кирилла. Ими оказались местные протоиерей Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин, которые крайне болезненно восприняли тот самый скандал.

История из прошлого

Напомним, тогда владыка Анастасий был ректором духовной семинарии. В ноябре в нее внезапно нагрянули с проверкой представители РПЦ, которым от семинаристов поступила информация, что проректор по воспитательной работе семинарии, а по совместительству и пресс-секретарь владыки Анастасия игумен Кирилл якобы приставал к мальчикам. Подлил масла в огонь знаменитый диакон Андрей Кураев, который обнародовал стенограмму того «разноса», который устроил Анастасий учащимся за «донос».

Закончилась эта история тем, что наш новый владыка пост ректора семинарии покинул, однако архипастырем быть не перестал. И руководство РПЦ этому не противилось.

Что сегодня?

Хотя история эта осталась в прошлом, осадок остался. И видимо, больше всего этого осадка оказалось в душах двух ульяновских священников, которые нашли сторонников в рядах верующих. Основные их аргументы сводятся к тому, что Анастасий после нашумевшего скандала «на обелился». Согласно законам православной церкви, он должен был доказать свою непричастность содомскому греху.

Свое мнение они решили отстаивать весьма экстравагантным способом. Сегодня нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия в Спасо-Вознесенский собор в буквальном смысле не хотели пускать, чтобы тот не смог отслужить здесь свою первую службу.

По словам сразу нескольких очевидцев, достаточно большая толпа хором скандировала обидное для священнослужителя греческое слово «анаксио», которое переводится как «недостоин», и мешала старцу пройти в храм. Митрополита в свою очередь окружили другие священники и казаки, которые не давали агрессивной пастве подходить к нему близко. При этом сам владыка нес в руках икону, которая должна была его защитить. Очевидцы утверждают, что драки в буквальном смысле чудом удалось избежать.

Пугающая ситуация закончилась, к счастью, благополучно. Анастасий все-таки попал в храм, и его первая служба все-таки состоялась. Уже после нее он взял слово. По словам очевидцев, она растрогала сердца тех, кто все-таки остался до конца. Тем не менее, как будут в дальнейшем складываться взаимоотношения архипастыря и его паствы, пока не ясно.

Валерий Васнецов

Видео с Youyube (пользователь Марина Коротина) и "Вконтакте" (пользователь Иришка Брехова)

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых