Активные методы обучения для каждого из этапов. Публикация педагога на тему Активные методы обучения для детей старшего дошкольного возраста

Использование технологии Активные Методы Обучения на уроках химии

Обучение химии начинается в общеобразовательной школе с 8 класса и по шкале трудности этот предмет стоит в числе первых. Поэтому задача учителя при построении уроков - является снижение этого порога трудности.
Как вызвать активную познавательную деятельность обучающихся? Как донести учебный материал до них? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы волнуют учителя каждый раз при подготовке урока. Если урок - это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается интеграция процессов преподавания и обучения, то ответить на все эти вопросы можно.

Попробую показать преимущество активных методов обучения на уроках химии в непрофильной школе. Решением заявленной проблемы снижения порога будет применение АМО.

Новая стратегия образования нацелена на полноценное развитие личности, а это означает, что современный выпускник школы должен обладать не только набором предметных знаний, но также и развитыми способностями применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетентностей, обеспечивающих уверенное вхождение во взрослую жизнь, быть мотивированным к постоянному продолжению обучения на протяжении всей жизни.
Важнейшим условием полноценной реализации данной стратегии является изменение позиции обучающегося. Переход обучающегося из позиции пассивного объекта, послушно выполняющего задания по запоминанию и воспроизведению информации, на позицию активного, творческого, целеустремлённого, самообучающегося субъекта - краеугольный камень успешного осуществления модернизации школы.
Новую стратегию прежними педагогическими инструментами не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы. Эти технологии должны обеспечить перевод обучающегося на позицию заинтересованной в своем образовании личности, создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребёнка, обеспечить уверенное достижение поставленных стандартами образовательных целей.
Кроме того, необходимо, чтобы образовательный процесс осуществлялся в эмоционально комфортной, мотивирующей, творческой обстановке, чтобы обучение в новом формате из внешне навязанного, обязательного, зачастую неинтересного, стало близким, естественным и желанным для ребёнка.
И ещё очень важно, чтобы новые образовательные технологии были простыми и понятными для педагогов, доступными для широкого применения во всех школах, без исключения.
Одной из таких технологий и является технология АМО и по словам автора Лазарева Т.В. в книге «Образовательные технологии новых стандартов» части I «Технология АМО» данная технология даёт педагогу инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в школе.
Лазарев Т.В. и его коллеги придерживаются следующего определения АМО: Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала . АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
В данной технологии можно выделить две составляющих - структуру и содержание .
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
По структуре , в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы.
Так выглядит схема образовательного мероприятия по технологии АМО:

Фаза I
Начало образовательного мероприятия
Инициация (приветствие, знакомство) Вхождение в тему (определение целей урока) Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды)
Фаза II
Работа над темой
Закрепление изученного (обсуждение домашнего задания) Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации) Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)
Фаза III
Завершение мероприятия
Эмоциональная разрядка (разминка, релаксация) Подведение итогов (рефлексия,анализ и оценка урока)

Каждый этап - это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями образовательного мероприятия. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей мероприятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид образовательному мероприятию, создают надёжную базу для формирования всех образовательных эффектов.
Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически грамотном использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию АМО. Каждое АМО имеет определённую методическую структуру:

  1. Название метода;
  2. Количество участников;
  3. Цели и задачи использования методов;
  4. Продолжительность проведения;
  5. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода;
  6. Предварительная подготовка (если требуется);
  7. Подробная технология проведения.

Составленное описание АМО метода по такому плану помогает учителю видеть определенный этап урока, в зависимости от его цели и задачи.
Для того чтобы разработать урок химии по технологии АМО, нужно соблюсти некоторые принципы:

  1. Организационная информация;
  2. Определение целей и задач урока;
  3. Определение типа урока и выбор соответствующей конструкции;
  4. Разработка АМО для каждого этапа урока.

Для каждого этапа образовательного мероприятия используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования образовательного мероприятия с использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего образовательного мероприятия и метапредметных целей.
Педагогу, начинающему использовать в своей работе активные методы, можно воспользоваться электронным пособием «Копилочка активных методов обучения», размещенной на образовательном портале Мой университет . В дальнейшем учитель сам может моделировать по своему усмотрению употребляемые в своей работе АМО.
И так, приведу примеры работы с АМО на уроках:

  1. АМ начала образовательного мероприятия
    Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
    Пример АМ начала образовательного мероприятия
    Можно необычно начать урок, предложив ученикам распутать созданную самими же «паутину».
    Инициация — 3 минуты

Метод «Невидимая связь»
Цель : Содействие знакомству участников, их раскрытию, созданию в группе доверительных отношений и позитивной обстановки.
Участники : Все учащиеся.
Материалы : Клубок ниток.
Технология проведения: Учитель отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передаёт клубок одному из участников, который передаёт клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился.
Результат: Распутать такую паутину помогут совместные действия, дружба и доверительные отношения.

  1. АМ вхождения (погружения) в тему

Такие методы, как «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Картинная галерея» позволяют эффективно провести погружения в тему урока, выяснения того о чём пойдет
речь на уроке, занятии.
Вхождение или погружение в тему — 5 минут
Пример АМ погружения в тему мероприятия
Данные методы помогут учителю организовать целеполагание на уроке, мероприятии.
Метод «Химическая цепочка слов»
Цель: совместное целеполагание
Участники: весь класс.
Время: 3-5 минут
Технология проведения: Учитель организует целеполагание, подводя обучающихся к определению объекта изучения. Первый ученик называет слово или словосочетание, являющееся химическим понятием или названием, следующий называет другое по последней букве. Если кто-то затрудняется - ход переходит к другому. Например атом - молекула - азот - тип связи - ион - нитрат …и т.д. Обучающиеся перебрасываются словами по кругу. Учитель должен постараться направить выбор слов так, чтобы среди них было слово РЕАКЦИЯ (либо любое другое, какое требуется по теме урока). После этого можно остановить разминку и сказать: «Тема нашего сегодняшнего урока уже промелькнула среди слов в цепочке. Но какое именно это слово, вам поможет узнать загадка, например: «Она идет», «она прошла», О ней не скажешь, что пришла. (химическая реакция )». Далее происходит формулировка темы урока и цели.
Результат: определение темы и целей урока.

  1. АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
    Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Формирование ожиданий обучающихся — 5 минут
Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:
Метод «Диаграмма ожиданий»
Цель - Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. В конце урока по этой же диаграмме проводится подведение итога урока (рефлексия).
Численность - весь класс.
Время - 2-3 минуты
Подготовка: Слайд с координатами; Стикеры 4-х цветов (самоклеющиеся карточки); Планшет (картонный) с изображением координат, для выкладывания диаграммы (формата А4).
Проведение:
Учитель: предлагает проголосовать ученикам по предложенным высказываниям: «Мне это не известно», «Я хочу Это знать», «Для меня это новое», «Я это знаю». Проходит между рядами с планшетом заготовленной координатной плоскостью и набором стикеров 4-х цветов, либо можно пустить планшет со стикерами по рядам и ученики, самостоятельно проголосовав, передает следующему ученику.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

  1. АМ презентации учебного материала
    В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
    Пример АМ презентации учебного материала
    Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
    Интерактивная лекция — 10 минут

Метод «Инфо-шотик»
Цель : Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Участники : Весь класс.
Время : 10 минут.
Материалы и оборудование : Подготовленный лист ватмана, цветные маркёры. Мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Проведение : Ребята разбирают цветные маркёры, у каждого свой цвет. Учитель демонстрирует мультимедийную презентацию на тему урока. А ученики смотрят, слушают и записывают основное по секторам ватмана, что считают важным.
Результаты : Создание наглядной опоры для будущего высказывания.
Примечание : Лекция на данном уроке сопровождается работой
с интерактивной доской и мультимедийной презентацией.

  1. АМ организации самостоятельной работы над темой
    При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений - методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся - «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
    Пример АМ организации самостоятельной работы над темой

Проработка содержания темы — 10 минут
Метод «Геометрические фигуры»
Метод «Кластер»
Цель : Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы : 5-7 человек.
Численность : Весь класс.
Материалы : Листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры.
Проведение : Учитель рисует на доске круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
— Люди, любимой фигурой которых является круг , как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа обучающихся, выбравших круг, продумывает социальное осмысление следующей логической цепочки
на тему, например: «Витамины»: кто? — что? — где? — когда? — как? — почему? — Следствие-значение.
— Люди, выбравшие квадрат , как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» изучает классификацию, например: витаминов, их распределение по группам и влияние на организм.
— Любители треугольников обычно хорошие практики, знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, изучает состав, например: витаминов и проводит химические исследования витаминов, определяет их присутствие в препаратах и продуктах.
— Участники, выбравшие спираль , как правило, творческие натуры, иногда увлечённые оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает кластер, например: «Витамины и здоровье». КЛАСТЕР — группы витаминов, выделенные по критерию их близости друг к другу, например, водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Результаты: оформленные на листах ватмана схемы, кластеры, презентация, отчёт по проведению химических опытов с определенными веществами, связанными с темой урока.

  1. Активные методы релаксации
    Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 - 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
    Пример Активных методов релаксации
    Метод «Разомнём пальчики»
    Цель - создать здоровьеберегающую паузу в учебной деятельности; снять умственное напряжение.Численность - весь класс.
    Время - 8-10 минут
    Проведение : обучающимся предлагается вспомнить уроки в 1 классе, когда учитель делала с ними простую зарядку для пальцев, сопровождая её словами: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» и повторить её на химический манер. Учитель показывает детям изображение пальцев рук и предлагает, глядя на него загибать пальцы и называть названия основных классов неорганических веществ. Затем предлагает проделать то же, не глядя на рисунок.

Мы с детьми делаем по другому: кладём ладони на парту и простукиваем сначала каждым пальцем по столу называя вслух каждый класс химических соединений, затем учитель показывает на карточке формулу какого-либо соединения и спрашивает какой пальчик сейчас работает?

  1. АМ подведения итогов урока
    Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Очень часто мы используем приём «Диаграмма результатов», который поход на прием «Диаграмма ожиданий», только в этом случае приклеивая стикеры разного цвета на листе с изображением координат и определениями:

Пример Активных методов подведения итогов урока
Подведение итогов — 5 минут
Метод «Приём у врача»
Цель : Получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время : 5 минут на подготовку; каждому участнику (на ответ).
Численность : Все ученики.
Материал : Лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.
Результаты : Этот этап позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Проведение : Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в больнице и теперь они расскажут, какие вещества нужны «больным», чтобы вылечить их. Участники пишут свои рекомендации по применению вещественных препаратов и продуктов питания при лечении различных заболеваний на карточки — «рецепты» и приклеивают на лист флипчарта, комментируя свои предложения.
Примечание : Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

Применение приемов АМО становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении химии:
- сокращение времени, выделяемого на изучение предмета химии;
- снижение мотивации изучения химии в непрофильных классах;
В процессе применения даже элементов данной технологии: заметно повысился интерес детей к предмету, интерес к выполнению творческих домашних заданий; активизировалась самостоятельная работа обучающихся; стало интересно на уроке, как ученикам, так и самому педагогу; уроки стали более мобильными.
Таким образом, можно сделать вывод, что системное и целенаправленное использование активных методов обеспечивает качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Список, используемой литературы:

  1. Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. «Копилочка активных методов обучения» - Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2005-2008.
  2. Лазарев Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов» Часть I Технология АМО - Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2012.
  3. Материалы лекций ДК «Разработка урока химии по технологии активных методов обучения»

Целеполагание , учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы.

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Дерево желаний», «Лицензия на приобретение знаний», «Море волнуется», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать различные методы, остановимся на некоторых из них.

Метод «Фруктовый сад» - универсальный метод. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Метод «Крылья и зубы» . У частникам объясняется, что начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидание – что-то легкое, опасение – злое, коварное. Представить: ожидание – птички, опасение – крокодилы. В творческой обстановке выяснить ожидания и опасения группы.

Метод «Цветик - семицветик». Учитель раздает заранее приготовленные лепестки и просит учащихся написать на лепестках то, что они хотят узнать на уроке. На доску приклеиваются лепестки с надписями, но надписи должны быть на обратной стороне.

Метод «Магический круг» . Ведущий заранее формулирует задачи урока, ориентируясь на конкретные практические результаты урока. Каждая задача написана им заранее на листочке самоклеящейся бумаги определенного цвета. Представляя каждую задачу, ведущий комментирует ее, представляет как одно из ожиданий урока и располагает в левой части листа за рамками круга. Участникам предлагается за 3 мин. с учетом полученной информации выразить опасения, написать их на листочке того цвета, который соответствует определенному ожиданию. Разместить опасения необходимо справа за рамками круга. Лист с кругом с темой урока размещается посредине, а слева и справа от него - листочки разных цветов с ожиданиями и опасениями учащихся самостоятельно.

Метод «Дерево у автобусной остановки». Заранеесхематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Пока «автобус» едет до магазина, каждый ученик получает два листочка: зеленый и желтый. На зеленом дети пишут, чего они ждут от урока, а на желтом – чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. Когда нужно будет «возвращаться домой из магазина» (в конце урока), ребята наклеят свои листочки на дерево у «автобусной остановки»: зеленые – со сбывшимися ожиданиями или желтые – со сбывшимися опасениями.

Если на дереве окажется больше зеленых листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, были допущены ошибки в проведении урока.

Методическая разработка


Активные методы обучения для детей старшего дошкольного возраста

I фаза

Этап

Инициация

Погружение в тему

Определение ожиданий и опасений

Назначение
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически- комфортной обстановки Примеры АМО Активный метод «Обмен местами» Цель: дети знакомятся друг с другом и говорят друг другу что-нибудь приятное. Проведение: Дети усаживаются в круг, воспитатель стоит в центре. Воспитатель спрашивает у любого ребёнка, взглянув ему в глаза: «Можешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательно принимается. Ребёнок поднимается со своего места, идет навстречу воспитателю. При этом происходит приветственное рукопожатие, представление и какой-нибудь краткий позитивный комментарий, например: «Меня зовут Иван, мне нравится ваша улыбка». Воспитатель занимает освободившийся стул, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побывает ведущим. Активный метод «Убери лишнюю картинку» Воспитатель предлагает детям серию картинок одной тематики, но одна картинка лишняя. Детям необходимо исключить одну лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Активный метод «Дерево ожиданий» Цель: Дети самостоятельно формулируют свои ожидания от занятия. Материалы: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, плакат, скотч. Структура работы: Воспитатель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия детям раздаются заранее заготовленные яблоки. Дети по очереди помещают их на дерево и озвучивают свои ожидания и опасения. Ожиданий может быть несколько.
II фаза

Этап

Закрепление изученного (домашнее

задание)

Инпут

Проработка содержания темы

Назначение
Контроль и коррекция ЗУН Сообщение нового материала Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК Примеры АМО Активный метод «Волшебный мешочек» Метод заключается в том, что один ребёнок берёт заранее подготовленный мешочек с предметами по конкретной теме, достаёт Активный метод «Блиц-опрос» Проводится блиц-опрос о том, как создать пантомимический образ того или иного героя. Каждый ребенок показывает свои Активный метод «Мы – артисты» Цель: показать пантомимический спектакль так, чтобы зрители поняли, поверили и порадовались
предмет и описывает его (не показывая остальным). Остальные дети угадывают что это за предмет. действия с места и объясняет свой выбор. Дети отдают свою фишку тому, чье предложение считают наиболее удачным. Этот метод ставит ребенка в позицию выбора, заставляет сравнивать, думать. любимой сказке, поняли, почему Колобок предприимчивый. Воспитатель берет на себя роль сказочника, рассказывает сказку, координирует и направляет игру в нужное русло. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед, так как передать выразительность образа с помощью пантомимы гораздо сложнее.
III фаза

Этап

Эмоциональная разрядка

(разминка)

Рефлексия

Назначение
Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Примеры АМО Активный метод «Домики, мышки, землетрясение». Цель: снятие эмоционального напряжения. Численность – вся группа. Проведение: Дети разбиваются по тройкам, где двое изображают «домик», подняв руки вверх в виде «крыши». А третий – «мышка» - находится в середине, т. е. в домике. По команде воспитателя: «Мышки!», те, кто находится в середине, должны поменять «домики». По команде: «Домики!», те, кто стоял в парах, должны поменяться и найти другую мышку. По команде: «Землетрясение!» все дети должны поменяться местами и ролями. Активный метод «Чемодан наших успехов и достижений» Цель: подведение итогов занятия. Численность: все дети. Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок чемодана каждому ребёнку. Проведение: Каждый из детей получает чемоданчик – это чемоданчик успехов, достижений, умений. Нужно его наполнить, чтобы увидеть, что каждый возьмет с собой. На стене оформляется плакат «Регистрация багажа», ребенок подходит к стойке и озвучивает наиболее нужные для него знания, умения и навыки, полученные им в ходе занятия.

I фаза Этап Назначение Примеры АМО (из сборника) Активные методы обучения для разных этапов урока Инициация Погружение в тему Определение ожиданий и опасений Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически­комфортной обстановки «Письмо другу» «Транспорт» «Билет» Модератор раздает участникам листочки бумаги с написанными именами (произвольным образом). Участникам необходимо сложить листочек пополам ин одной стороне написать «Дорогой друг!» и перечислить все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишет свои недостатки и подписывается ­ с уважением, Ф.И.. После этого письма торжественно вручаются адресату. Членам экспедиции предлагается на выбор одно из транспортных средств, с помощью которого можно добраться до страны АМОзонии. 1. Теплоход 2. Автобус 3. Поезд 4. Самолет В пути, чтобы не заскучать, можно спеть песню. Группам предлагается спеть фрагмент песни о своем транспортном средстве. Модератор вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части участники семинара пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Модератор отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого модератор обобщает полученный результат. Примеры АМО (предложенные участником семинара) «Поздороваемся ладошками» «Путешествие на машине времени» Метод «Фруктовый сад» Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, поздороваться локтями или, например: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении

в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию. Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени. Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели. уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно­ориентированного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию). для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!» ­Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью). ­ А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Ученики выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе). Этим упражнением мы убили двух зайцев: получили положительный настрой на работу и разбились на группы. II фаза

Этап Закрепление изученного (домашнее задание) Инпут Проработка содержания темы Назначение Контроль и коррекция ЗУН Сообщение нового материала Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК Примеры АМО (из сборника) Примеры АМО (предложенные участником семинара) «Шахматы» «Восстанови рассказ» «По порядку становись!» Участникам предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ (см. приложение текст об ожиданиях и опасениях). Группам предлагаются слова, которые являются элементами проекта. Участникам необходимо наклеить их на листе в хронологическом порядке. Планирование, Портфолио (оформление), Проблема, Продукт, Поиск информации, Презентация. Участникам предлагается обсудить достоинства и недостатки позиций «Я – автор проекта!» и «Я – организатор проектной деятельности детей». Достоинства записываются на стикеры и размещаются на белой клетке шахматной доски, а недостатки – на черной. Команды по очереди озвучивают свои варианты и размещают их на шахматной доске. Главное условие – достоинства и недостатки не должны повторяться. По цвету стикеров можно отслеживать какая команда была более активной. «Шесть шляп» Игра «Чистая доска» Метод «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.

(индивидуальная работа) Каждому участнику мастер­класса вверяется одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой­нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой». «Сингапур», исходя из цвета шляпы. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе. ­ Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет

шестью разными способами. 1. Белая шляпа ­ статистическая (событие оценивается на основе данных статистики). 2. Жёлтая шляпа ­ позитивная (положительная оценка события). . Чёрная шляпа ­ негативная (отрицательная оценка события). 4. Зелёная шляпа ­ творческая (самые невероятные, необычные идеи). 5. Красная шляпа ­ эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). 6. Синяя шляпа ­ аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников. III фаза Этап Эмоциональная разрядка Рефлексия (разминка) Назначение Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Примеры АМО (из сборника) «Снежки» «Четыре Я» Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг Модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

Примеры АМО (предложенные участником семинара) напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию. 1. Я узнал… 2. Я научился… 3. Я проявил себя … 4. Я смогу применить … Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект! «Земля, воздух, огонь и вода» Метод «Ресторан» Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: ­ Я съел бы еще этого… ­ Больше всего мне понравилось… ­ Я почти переварил… ­ Я переел… ­ Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип­ чарта, комментируя. Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ

компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по­ другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»). Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по­новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную

комбинацию элементов.

Комитет по образованию и науке Волгоградской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра начального образования

МАСТЕР- КЛАСС

«Применение активных методов обучения на разных этапах уроков»

Выполнил: слушатель

Учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №2» г. Николаевска

Осипова Наталья Александровна

Проверил: Гончарова Е.М., доцент

Волгоград – 2015

Тема: «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.

Аудитория: учителя начальных классов.

Оборудование: компьютер, проектор; два плаката с нарисованными на каждом из них дерева(«Яблоня», «Лимонное дерево»); вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны (карточки «Инфо- угадай-ка», «Кластер», «Синквейн» (для каждой группы);

Ход мастер-класса:

1.Организационный этап

Меня зовут Осипова Наталья Александровна.

Давайте начнём наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами».

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.

Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения).

С этого упражнения вы можете начинать любой урок.

Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

    Я тоже жду сегодня от вас сотрудничества.

Метод «Разминка - мозговой штурм» (для 2 класса)

Какое сегодня число? А день недели?

Как кричит осел?

Вытянутый круг.

На чем путешествовал Емеля?

Как называется рот у птицы?

Кто сидит на троне и управляет царством?

Наименьшее однозначное число.

Ее наклеивают на конверт.

Сколько гласных звуков в русском языке?

Метод «Светофор» - зеленый свет (согласны), желтый свет (сомневаемся), красный свет (не согласны)

    Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. (согласны)

    АМО можно применять на всех этапах урока (?)

    Для каждого этапа урока используются свои активные методы (?)

    Итак, о чем вы еще мало знаете?

    Сформулируйте тему мастер-класса.

    II . Сообщение темы, введение в неё.

    Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Активные методы обучения -это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

    Активные методы обучения целесообразны на всех этапах урока: орг.момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление изученного, организация самостоятельной работы и т.д. Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

    III . Знакомство с основными видами АМО.

    1.АМ выяснения целей, ожиданий и опасений.

    Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад»

    Ученикам предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают(хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав ответы и прикрепив их на определённую поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

    Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

    Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

    Предлагаю выполнить первое задание. Вы видите перед собой два больших плаката с нарисованными на каждом из них деревом. Одно дерево яблоня, а второе лимонное дерево.

    По теме «Имя прилагательное» предлагаю на яблоках записать свои ожидания, а опасения на лимонах. от мастер-класса по теме «активные методы обучения».

2.АМ презентация учебного материала

Сегодня в конце мастер-класса вы сможете:

а). Объяснить, что такое активные методы обучения.

б). Отличать виды активных методов обучения от других методов обучения.

в). Видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

Итак, давайте определимся с понятием «Активные методы обучения». Для этого применим метод «Инфо-угадайка». Цели этого метода: представление и структурирование нового материала, оживление внимания учащихся. Он применяется при работе в группах.

Постановка задач мастер-класса

Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

    объяснить, что такое активные методы обучения;

    отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;

    видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

Для этого применим еще один метод (метод «Кластер» пока не называю), он составляется по мере изучения материала.

    Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.

    Итак, тема «Активные методы обучения». Стрелки - сектора. Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов )

Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)

Сектор 2 – применение.

На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.

(«Поздоровайся глазами», «Осенний сад», «Мозговой штурм», «Светофор», «Кластер»)

Сектор -4. Цели применения АМО.

Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений

Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Начиная изучать по русскому языку тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.

По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.

На каких уроках ещё можно применять этот метод?

    С большим успехом использую его на уроках окружающего мира тема «Транспорт» во 2 классе (на слайде)

    Метод «Составление кластера».

    Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера». (слайд №6) Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

    Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках продолжить составление кластера по теме «Части речи».(Работа в группах). Давайте проверим, что у вас получилось.

АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Метод «Написание синквейна».

На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д). На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении словарных слов:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Илья Муромец

Могучий, храбрый

Ехал, сражался, победил

Всем людям радость дарил.

Герой

С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать словарный запас, работать над синонимами.

Уважаемые коллеги, попробуйте составить синквейн самостоятельно. Итак, тема синквейна «Родина». Запишите на карточках. Заслушиваются ответы групп.

3.Результативность работы

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.

Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя

4. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения.

Возьмите, пожалуйста, карточки для метода «Инфо-угадайка» и допишите в графу «Виды» те методы и упражнения, с которыми ещё сегодня познакомились.(«Кластер», «Инсерт», «Синквейн)

Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер- класса. Определите для себя, оправдались ли они.(Выслушиваются ответы по желанию).

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы

В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Метод «Солнце»
Цель: подведение итогов. Я предлагаю вам на лучиках солнца написать свои впечатления от мастер – класса.

И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Литература:

Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.
Хромова Т.Н. Активные методы обучения

http//www.gamer.ru картинка «Илья Муромец»
http//www/astromargo.ru/node/567 картинка «Дорога».

Просмотр содержимого документа
«урок по теме мастер-класса»

Урок по окружающему миру.

2 класс

Урок по технологии критического мышления через чтение и письмо с использованием приемов: групповая работа, игра, составление кластера на стадии вызова.

Критическое мышление:

Аналитическое;

Логическое;

Творческое,

Стадии вызова :

1 стадия. Вызов. Это пробуждение интереса к получению новой информации.

2 стадия. Осмысление. Эта стадия направлена на поддержание интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

3 стадия. Рефлексия. Творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Кластер – это ведущий прием на стадии вызова, верные и неверные утверждения.

Тема : Транспорт.

Цели : образовательные

    Обобщить имеющие знания учащихся о транспорте

    Познакомить с историей возникновения отдельных видов транспорта

    Расширить знания учащихся об общественном транспорте

Воспитательные

    Воспитание бережного отношения к общественному транспорту

    Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах

    Воспитание чувства гордости за Родину

    Воспитание уважения к труду людей транспорта

Развивающие

    Развивать умение работать в группах

    Развивать умение обобщать, вычленять главное (составлять кластер)

    Развивать самостоятельность

    Развивать речь учащихся

Оборудование

    Сигнальные круги (у каждой группы красный и зеленый)

    На столах флажки с указанием группы

    Бейджи у учащихся с указанием роли (капитан, знаток, художник – оформитель, историк,смекалистый, писарь, оратор)

    Конверты с заданиями по 4 штуки на группу

    Заготовки для кластеров

    Кластер для доски

    Картинки с изображением видов транспорта (для доски)

    Листы – заготовки для наклеивания видов транспорта

    Картинки с изображением видов транспорта (для каждой группы одинаковый набор)

    Загадки (для всех групп одинаковые)

    Машинки коллекционные

    Аудио запись звуков транспорта

    Фрагмент видео фильма «Общественный транспорт»

Учебник

А. А. Плешаков «Окружающий мир», Москва, «Просвещение»

Ход урока

    Организационный момент.

Все учащиеся распределены на 4 группы. На каждом столе – сигнальный круг, 4 конверта с заданиями, флажок с номером группы.

    Определение темы урока.

Ребята, сегодня мы будем работать в группах. В каждой группе есть капитан, знаток, художник – оформитель, историк, смекалистый, писарь, оратор. Давайте вспомним главное правило работы в группе. (Учись слушать другого.) Нам будут помогать сигналы – помощники. Что означают они? (Если мы готовы к ответу, поднимаем зелёный сигнал, если с чем – то не согласны, то красный.)

Для того, чтобы узнать тему урока, внимательно послушайте звуки. Аудиозапись звуков транспорта. Что за звуки вы слышали? (Звуки автомобиля, поезда, вертолёта и т. д .) Как назвать одним словом? (Звуки транспорта .) Что же мы будем сегодня изучать? (Транспорт . ) На доске - табличка «Транспорт».

А для чего нужен транспорт? (Транспорт - это средство передвижения для перевозки грузов и пассажиров. Или может иметь специальное назначение. ) Почти у всех видов транспорта есть колеса, поэтому сегодня за ответы будете получать разноцветные колёса. За отличный – оранжевый, за хороший – жёлтый, не совсем точный – синий.

3. Фаза вызова.

На столах – заготовки для кластеров.

ТРАНСПОРТ

В помощь вам на доске даны фотографии различных видов транспорта.

На какие 4 группы можно разделить весь транспорт? Обсудите в группах и впишите ваши предположения в кластер. Пишет - писарь .

4. Фаза осмысления.

1).Рассматривание кластеров. Составление таблицы.

Все кластеры помещаю на доску. Защищают свои кластеры - знатоки.

По какому принципу можно объединить некоторые виды транспорта? (По способу, месту передвижения. ) Подсказка. – Почему можно объединить, например, автобус, троллейбус, автомобиль?

Как можно назвать транспорт, перемещающийся по земле? (Наземный.)

Какие ещё группы можно выделить? (Воздушный, водный, подземный .)

На доске появляется таблица.

Воздушный

транспорт

Подземный

Наземный

Подведение итогов на данном этапе.

Итак, какая же группа была ближе к истине?

2). Наглядное изображение групп транспорта.

У каждой группы на столе конверт, в котором находится задание, картинки с изображением разных видов транспорта, большой лист для наклеивания, полоска с названием группы транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный.

Капитаны, возьмите конверт № 1. Откройте его и прочитайте задание.

Задание: наклейте только те изображения, которые относятся к данной группе транспорта. Докажите.

- Приклеивать будет художник.

3). Презентация задания № 1.

Выступают капитаны. На доску вывешивают «картины».

Дополнительные вопросы группам.

Группе «Наземный транспорт».

В больших городах много разных видов наземного транспорта. Какими видами транспорта люди пользуются для передвижения между городами? (Пригородные электрички, пассажирские поезда дальнего следования, междугородние автобусы).

Группе « Подземный транспорт ».

Во всех ли городах мира есть метро? (Метро есть только в очень крупных городах, где живет более миллиона человек. Например, это Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург .)

Кто был в метро? На что похожи станции метро? Фотографии некоторых станций.

(Они похожи на подземные дворцы.Стены, пол украшены мрамором, гранитом .)

Группе «Воздушный транспорт» .

- Какой самый быстрый вид воздушного транспорта? (Самолет. ) Чтобы добраться поездом до Владивостока понадобится 7 суток. А на самолёте 8 часов.

Группе «Водный транспорт».

Какой из четырёх видов транспорта появился раньше других? Почему? (Водный )

Молодцы, как много вы знаете о транспорте. А теперь посмотрим, кто был внимательным и сможет быстро разгадать загадки.

Физминутка « Голубой вагон бежит, качается…»

4). Разгадывание загадок.

У каждой группы одинаковые загадки. Отгадывают в группах. Нужно подчеркнуть те отгадки, которые относятся к их группе транспорта.

- Откройте конверт № 2. Выполните задание.

Стрекоза гудит большая.

Полетать вас приглашает.

Кресла мягкие для вас.

И пилоты высший класс.

/ Вертолёт. /

На море, в реках и озёрах

Я плаваю проворный и скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей.

/Катер ./

Еду в нем на верхней полке,

К морю, к солнышку, на юг.

А колёса без умолку

Тук – тук, тук – тук, тук.

/Поезд./

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит, меж собою говорит.

/ Самолёт. /

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй.

/Метро./

Ни автобус, ни трамвай

Не нуждается в бензине,

Хоть колёса на резине.

/ Троллейбус /.

Паровоз без колёс!

Вот так чудо - паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по морю пошёл.

/ Теплоход. /

Многолюден, шумен, молод

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

/ Метро. /

А теперь каждая группа прочитает те отгадки, которые она выбрала. Ребята, а как вы думаете, всегда ли транспорт был таким, как сейчас? Сейчас нам об этом расскажут историки.

5). Сообщения учащихся – исторические справки (домашние заготовки). Выступают историки .

6) Составление таблицы.

Ребята, мы знаем, что есть такой транспорт, который перевозит людей.

Как он называется? (Пассажирский.) А другие - грузы. Как он называется? (Грузовой.) Во многих семьях есть свой «личный» транспорт. Какой? А есть такой, которым мы все пользуемся. Приведите примеры. Как он называется?

На доске по мере обсуждения появляются таблицы.

7). Просмотр фрагмента фильма « Общественный транспорт»

Какой вид транспорта является экологически чистым?

8).Работа с текстом «Специальный транспорт».

Ребята, мы определили с вами две группы: пассажирский и грузовой транспорт. А третью группу постарайтесь определить сами. Прочитайте текст в конвертах №3 и ответьте на вопросы. (В конвертах №3 одинаковые тексты «Специальный транспорт» и вопросы.)

Текст.

Специальный транспорт.

Слово «специальный» в переводе с латинского языка означает «особый». Специальные машины нужны для очень ответственной работы. Эти машины вызывают, если требуется срочная помощь. Запомните номера телефонов: 01-пожарная служба, 02 – полиция, 03 – скорая помощь.

На вопросы отвечают ораторы.

- Какой же вид транспорта есть ещё? (Специальный) Вписываю в таблицу.

1 группа. – Что означает слово « специальный»?

2 группа. – Для чего нужны специальные машины?

3 группа. – Приведите примеры специальных машин.

4 группа. – Назовите телефоны специальных служб. Напишите на доске.

5. Рефлексия.

А теперь давайте подведём итог.

- На какие группы можно разделить весь транспорт по месту передвижения? (Наземный, подземный, воздушный, водный.)

- На какие группы ёщё? (Пассажирский, грузовой, специальный. Личный и общественный).

Ребята, для того, чтобы мы могли пользоваться транспортом, потрудились люди многих профессий. Каких? (Инженеры, конструкторы, строители, водители, машинисты и т. д. )

А как мы должны беречь транспорт? Как себя вести в транспорте?

Молодцы, ребята! Вы все замечательно работали. Наклейте полученные «колёса» на листок. (Художник – оформитель). И ещё вас ждёт сюрприз. Перед вами на столах лежат мешочки. Посмотрите, что в них находится? (Коллекционные машинки. ) Машины должны стоять в гаражах. Расставьте машины по гаражам. (Гаражи с надписями: «пассажирский», «грузовой», «специальный» стоят на отдельном столе.)

А теперь подведём итог. Анализ листов с «колёсами». Вывешиваю на доске.

Самой активной была группа… .

Просмотр содержимого презентации
«Мастер класс Активные методы обучения»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Осипова Н.А.

Учитель начальных классов

МКОУ « СОШ №2»


«Здравствуйте!»

- Здравствуйте! -

ты скажешь человеку.

- Здравствуй! -

улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.


вариант игры.

«Друг, ты – здоровый, добрый, работоспособный, аккуратный, волевой, смелый, трудолюбивый, веселый, удачи тебе на весь день!»

Данный вариант игры можно проводить после изучения темы «Прилагательное».


запоминание

вовлечённость учащихся

в процесс познания

10% то, что

Восприятие

слов.

20% то, что слышим

словесная

расшифровка

Иллюстрация.

30% то, что

визуальная

расшифровка

50% то, что

Фильмы, выставки, экскурсии.

восприятие

70% то, что

Участие в дискуссиях .

Имитация

участия в реальном процессе .

90% то, что

деятельность

говорим и


МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД»

ОПАСЕНИЯ

ОЖИДАНИЯ


метод «ИНФО - УГАДАЙ-КА»

Тема: Активные методы обучения

этапы

виды

понятие

цели применения

урока

«Инфо – угадай-ка»


метод «КЛАСТЕР»

ГРУППОВАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

ИНФО-

УГАДАЙ-КА»

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

«КЛАСТЕР»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛИ

МОТИВАЦИЯ

ВИДЫ

« ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ »

КОММУНИКАЦИЯ

ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ

«ФРУКТОВЫЙ САД»

УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА


метод«КЛАСТЕР»

КОГО?

КОГО?

КТО?

О КОМ?

КЕМ?

КОМУ?

ЧТО?

ЧЕГО?

ЧЕМУ?

ЧТО?

ЧЕМ?

О ЧЁМ?

Д.п.

Р.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

И.п.

ЕД.Ч

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

ИЗМЕНЕНИЕ

ПО ПАДЕЖАМ

ЧИСЛО

МН.Ч

ЧУВСТВА

ПРЕДМЕТ

ОН

МОЙ

М. Р.

ИМЯ УЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

НАРИЦАТЕЛЬНОЕ

С. Р.

ОНО

МОЁ

РОД

КТО?

ЧТО?

СОБСТВЕННОЕ

Ж.Р.

ОНА

МОЯ

С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

НЕОДУШЕВЛЁННОЕ

ОДУШЕВЛЁННОЕ

ЖИВОТНЫЕ

ЛЮДИ


метод«КЛАСТЕР»

транспорт

Воздушный

Подземный

Наземный


МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ

«ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»


имя существительное

ДОРОГА

имя прилагательное

имя прилагательное

ШИРОКАЯ

ИЗВИЛИСТАЯ

глагол

глагол

глагол

ведёт

бежит

поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

ШОССЕ


метод «СИНКВЕЙН»

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

МОГУЧИЙ

ХРАБРЫЙ

ЕХАЛ

СРАЖАЛСЯ

ПОБЕДИЛ

Всем людям радость дарил.

ГЕРОЙ


ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

имя существительное

имя прилагательное

имя прилагательное

глагол

глагол

глагол

Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме

Слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы


метод «СИНКВЕЙН»

МЕТОД

АКТИВНЫЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

РАЗВИВАЕТ

АКТИВИЗИРУЕТ

УЧИТ

Применяют на различных этапах урока.

УСПЕХ


метод «ИНФО- УГАДАЙ-КА»

Тема: Активные методы обучения

этапы

виды

понятие

цели применения

урока

Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся.

Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация.

Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникатив-

ных, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад»,

«Инфо – угадай-ка»,

« Кластер», «Синквейн», «Четыре стихии», «Пометки на полях»


МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД»

ОПАСЕНИЯ

ОЖИДАНИЯ


© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых