Урок школьная лекция. Школьная лекция как активная форма обучения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Р еферат

Тема: «Уроки - лекции в школе»

Магнитогорск, 2011 г.

ВВЕДЕНИЕ

Лекция (лат. lectio - чтение) - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения). Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения.

В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.

Преимущества: один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей.

Недостатки:

Отсутствие обратной связи,

усреднённость уровня сложности контента лекции,

возможность для разной степени включённости слушателей лекции.

ЦЕЛИ ЛЕКЦИИ

Дидактические и воспитательные цели лекции:

дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;

обеспечить в процессе лекции творческую работу учеников совместно с преподавателем;

воспитывать у обучающихся профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИЯМ

Каждая лекция должна:

иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;

обладать силой логической аргументации и вызывать необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

быть доступной для восприятия.

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ

Учебная лекция должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чём заключается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить её основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.

Количество вопросов в лекции - как правило, от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая её как целостное. В нём могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции.

ШКОЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Уроки-лекции проводятся в школе довольно давно. Двадцать лет назад видный ученый Б.Т. Панов писал: «В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” говорится о необходимости более широкого использования в школьном преподавании лекционного способа изложения материала».

Естественно, что лекционную технологию обучения имеет смысл применять начиная с 8-9-го класса, когда у учеников в достаточной степени сформированы умения внимательно слушать объяснение учителя, выделять в нем главное, правильно оформлять собственные конспекты и т.д.

Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую:

I. Актуализация темы, определение задания.

II. Слушание лекции учителя (20-30 минут).

III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

IV. Обсуждение выполнения заданий.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В ФОРМЕ ЛЕКЦИИ

Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.

В случае использования укрупненной дидактической единицы.

Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.

Введение в тему.

Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.

Применение знаний для решения практических задач.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ЛЕКЦИИ

При подготовке к лекции, у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала. Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя.

Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения. Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях.

ТИПОЛОГИЯ ШКОЛЬНЫХ ЛЕКЦИЙ

Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале, как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

Лекция - пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Урок - лекция «Парадокс». Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности. Учащиеся фиксируют ошибки, "допущенные" учителем. Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения. Лекции-парадоксы практикуются в старших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.

Лекция - обзор. Лекция-обзор практикуется перед изучением большой темы. Учащимся дается представление о дальнейшей работе и ее содержании. В конце некоторых вопросов излагается дополнительный материал - это перечень литературы, которую желательно прочитать. Опережая события, указываются названия лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать; говоря об их целях, воможных путях выполнения, предлагается подумать и дать свой вариант их осуществления.

ВЫВОД Ы

лекция урок провокация консультация

Школьная лекция не только имеет сходство с вузовской лекцией, но и отличается от нее.

Рассмотрим особенности школьной лекции, схожие с вузовской:

во-первых, лекция на уроке дает возможность учителю преподнести учебный материал не рассредоточено, а компактно, блоком, экономя тем самым время урока;

во-вторых, лекция помогает изложить достаточно сложную научно-учебную проблему;

в-третьих, лекция учит школьников рассуждать логически, грамотно, четко, аргументировано;

в-четвертых, она развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное и правильно оформляя конспект.

Отличия школьной лекции от вузовской:

во-первых, школьная лекция часто перемежается беседой с классом;

во-вторых, во время лекции ученикам могут быть предложены для выполнения в классе задания практического характера;

в-третьих, лекция может сопровождаться заранее подготовленными сообщениями учащихся;

в-четвертых, продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 минут.

Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Воронеж: Издательство «Учитель», 2001. C. 176.

2. О.И. Горбич. ЛЕКЦИЯ № 3. Вузовские технологии обучения в школе. 2009 год.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. C.368.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Лекция как основная форма преподавания в ВУЗе. Дидактические принципы, предъявляемые к содержанию лекции. Подготовка, классификация, структура, методические основы проведения, критерии оценивания лекции. Оценка качества постановки вузовской лекции.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2008

    Специфика школьной лекции. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке-лекции. Самостоятельная работа учащихся на уроке-лекции. Лекция на разных этапах изучения произведения. Перенос знаний в сферу самостоятельного чтения.

    реферат , добавлен 19.01.2007

    Роль и место лекции в ВУЗе. Отличительные черты лекции как формы учебного процесса. Классификация занятий такого рода, подходы и методические разработки. Подготовка преподавателя к проблемному изложению материала. Особенности современной вузовской лекции.

    реферат , добавлен 11.01.2017

    Преимущества использования мультимедиа в проведении лекции, использование Power Point для её создания. Визуализация процесса обучения и особенности психологии восприятия, лекция-визуализация. Отношение студентов к проблематике обычной вузовской лекции.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2011

    Лекция как метод трансляции информации и обучения. Выдающиеся лекторы прошлого – Платон и Аристотель. Сущность и виды лекций. Вводные, обзорные, проблемные, бинарные лекции. Структура и подготовка лекции. Признаки профессионального мастерства лектора.

    реферат , добавлен 12.02.2009

    Особенности определения темы лекции, ее значения в системе курса, а также подбора необходимой литературы. Порядок определения характера и уровня подготовленности слушателей. Характеристика целостного образа преподавателя в процессе проведения лекции.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2010

    Определение педагогических функций лекции по психологии как основной формы вузовского преподавания. Сущность и дидактические принципы, предъявляемые к содержанию лекции. Схема психологического анализа, методика подготовки и чтения лекции по психологии.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2011

    Реализация принципа проблемности на лекции. Форма проведения лекции: с заранее запланированными ошибками, использованием наглядностей, разбором конкретных ситуаций, в виде пресс-конференций, бесед (диалога с аудиторией), дискуссий. Метод "круглого стола".

    презентация , добавлен 09.04.2014

    Обозначение цели и задания проблемной лекции. Рассмотрение основных требований к реализации данного метода в учебном процессе в высшем учебном заведении. Анализ предложенного сценария проблемной лекции и рекомендации по его эффективному использованию.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Определение типа и формы проводимой лекции, ее основные функции: информационная, стимулирующая, развивающая, ориентирующая, разъясняющая, убеждающая. Принципы управления производственным процессом. Сценарий и этапы проведения семинара по менеджменту.

Хотите, чтобы ученики бежали на ваши уроки и были готовы учить ваш предмет дни напролет?

Тогда стоит взять на вооружение замечательное высказывание Анатоля Франса: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом ".

Теперь давайте поговорим, как воплотить этот совет в жизнь.

Конечно, лучший способ - проводить нестандартные уроки. Но этот метод работает не всегда. Согласитесь, трудно абсолютно для каждой темы находить нестандартные способы объяснения и закрепления. Да и методика не рекомендует увлекаться нестандартными уроками.

Но есть несколько составляющих, которые помогут вам разнообразить любой урок.

1. Эффектное начало - залог успеха. Всегда начинайте урок необычно, интересно. Это тот самый момент, когда вы можете использовать нестандартные методы " на всю катушку". Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.

2. Обязательно планируйте урок, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так вы задействуете не только активистов, но и отстающих учеников, которые частенько на уроках просто зевают. Найдите дело для каждого!

3. Используйте технику! Поверьте, презентация, рассказывающая, например, биографию писателя или свойства железа, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.

4. Включайте игровые элементы. Всегда и в любом классе! Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру.

5. Ломайте стереотипы! Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция - опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Не следуйте шаблонам.

6. Подключайте учеников к объяснению новой темы. Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Пусть потрудятся! Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.

7. Ведите себя нестандартно! Привыкли объяснять тему, стоя у доски? Попробуйте почитать лекцию, устроившись на стуле перед классом. Если постоянно ходите в деловом костюме, попробуйте в следующий раз надеть яркий свитер.

Можно привести пример одного ярчайшего педагога, преподавателя литературы. Например, когда предстояла лекция по творчеству Маяковского, учитель пришел на урок в желтой кофте. К концу урока все ученики запомнили, что футуристы любили эпатаж. А на урок по биографии Гоголя этот учитель пришел в украинской сорочке. Эффект был потрясающий. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!

8. Держите в запасе несколько необычных, даже шокирующих вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться - самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание.

И напоследок - пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег. Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов - штука увлекательная.

Лекция только в 10-11 классах, ее элементы в 9.

Лекция (от лектио - чтение) - одна из основных форм занятий в вузах, которая представляет собой систематичное краткое изложение учебного материала на научной основе. Такая форма передачи знаний появилась еще в средневековых университетах и слово лекция тогда точно отражала характер деятелности преподавателя. До 15в, пока не появилось книгопечатание, работы ученых переписывались от руки и не могли существовать во многих экземплярах. Чтобы довести свои мысли до студентов, преподаватели читали свои или чужие трактаты, иногда комментируя их. На протяжении веков много изменилось, книга перестала быть раритетом, широкое распространение получили компьютерные формы передачи знаний. Но лекция сохранилась.

Лекция может применяться в т.ч. в рамках классно-урочной системы в старшей школе. В педагогической лит-ре она рассматривается как специфическая форма и метод обучения. Есть различия между школьной и вузовской лекциями.

Школьная лекция - это систематическое, последовательное изложение учителем учебного материала. Часто можно встретить ошибочное мнение, что лекцию отличает от обычного урока то, что на ней учитель все 45 минут говорит сам, излагает новую тему. Между тем, лекция характеризуется не только длительностью повествования учителя, а актуальностью изучаемой проблемы, глубиной и последовательностью и аргументированностью ее раскрытия. К тому же, лекционный процесс может сочетаться с элементами беседы, демонстрации, дискуссии и даже самостоятельной работы учащихся. Однако не стоит злоупотреблять такой формой подачи данных. В школе лекции обычно практикуются при подаче нового, объемного и достаточно сложного материала с использованием приемов активизации учебной деятельности учащихся, в т.ч. приучения их к конспектированию излагаемого материала. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Это позволяет осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени усвоения знаний.

Лекция - это метод сообщения новых знаний. Ее отличают высокая целенаправленность и большая информативность. Нередко учителя механически переносят приемы и методы, используемые вузовскими преподавателями, в школу. Однако не стоит забывать механизм восприятия лекции, который затрудняет восприятие оной школьником. Он выглядит так: воспринимается информация, затем анализ ее в сознании, затем информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться. Следует сформулировать основные особенности изложения лекционного материала в средних учебных заведениях:

Школьная лекция должна включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учитель тоже должен прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершение нужно закрепить новый материал беседой с учащимися.

Учитель руководит конспектированием лекции, выборочно просматривает записи учащихся, разбирая типичные ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда подсказывает краткие, удачные формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы.

Школьный учитель ведет лекцию с более медленным темпом, интонацией подчеркивает важные моменты для записи, дает возможность дословно или почти дословно записать выводы.

Перед началом лекции целесообразно поставить проблемные задания, которые учащиеся должны выполнить в конце урока.

Школьная лекция продолжается не 120 минут, а 40 минут. В старших классах школьная лекция может охватить 2-3 урока, после чего проводится повторительный урок или урок закрепления знаний.

Разновидности (типы) школьных лекций и их методы

Вводная лекция. Дается традиционно в начале изучения предмета. В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования учащихся. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемых предметов в системе научного знания.

Основной метод изложения - "популярное" чтение лекции, заинтересовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем познания нового, расширения кругозора и т.д. Задача - заинтересовать, чтобы далее на уроки ученики приходили с желанием и интересом.

Установочная лекция. Дает сжатое, компактное и при этом неполное изложение основного содержания какой-либо темы. На таких занятиях обязательно сообщается инструкция по учебной деятельности на следующих уроках. Установочные лекции необходимы, если требуется создание прочной основы для формирования на следующих уроках соответствующих знаний и умений.

Метод объяснения с иллюстрацией, демонстративный метод и метод проблемного изложения с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленного вопросов для последующего их решения методами самостоятельной работы.

Лекция-беседа. Подразумевает наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения учащихся с учителем для формирования совместных суждений, совместного поиска ответов на поставленные вопросы. Главная цель этой лекции - это пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться, пусть даже ошибочно.

Рассказ учителя, постановка проблемы с путями ее решения. Такие лекции-беседы высокопродуктивны для небольшого класса, когда каждый имеет возможность высказаться, каждая, пусть даже брошенная с места, реплика будет услышана

Академическая лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи высокий научный уровень, теоретические посылки, высокая научная обоснованность и доказанность, четкое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения. Если лекция планируется для параллели классов, то материал чаще всего приходится излагать монологически, применяя репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы, обращаясь реже к проблемному.

Используя в иных случаях проблемный метод, учитель ставит проблему и показывает пути и способы ее решения. Когда АЛ дается в классе, учитель может использовать метод дискуссии, появляется возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал в таком случае усваивается не на уровне воспроизведения учителем, а более осознанно, на уровне творчества.

Обзорная лекция (лекция-консультация) проводится, как правило, перед экзаменами или зачетами. На ней освещаются наиболее важные темы, вызывающие наибольшие затруднения при изучении или воспроизведении учащимися, анализируются типичные ошибки или недочеты, делаются выводы из результатов изучения темы.

Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения или изучения большого раздела, части изучаемого предмета. Это итоговый урок после изучения большой темы. Его целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, вопросах, дать видение изученного не изнутри, а сверху, в ряду изученных тем.

В лекции как форме и методе обучения можно выделить 4 основные функции, которые определяют ее возможности и преимущества в учебном процессе:

Обучающую

заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научных задач и проблем. Лекция должна дать самые современные (сегодняшние) представления об учебном предмете, что не способны отразить любые учебные пособия и учебники, т.к. даже только что появившиеся книги отстают от жизни на 2-4 года, необходимые для ее издания. Учащимся, которые впервые знакомятся с областью науки, сложно разобраться с конкурирующими точками зрения. Познавательное значение лекции возрастает, когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые знакомятся с новой областью знания, когда тема лекции не нашла отражения в учебниках

Развивающую

выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, дается не как набор фактов, а учит думать, рассуждать, проводить анализ и синтез поставленной проблемы. Следовательно, РФ находится в зависимости от методики лекции и артистизма лектора.

Воспитательную

заключена в ее содержании, формировании научного мировоззрения, в развитии самоанализа своих действий и поступков. Большое влияние на воспитание учащихся оказывает авторитет учителя, манера общения в пределах лекции и вне ее, проявление уважения к отличающемуся мнению.

Организационную

Нельзя "злоупотреблять", часто обращаться к лекции как форме организации урока. Она необходима, когда нужно раскрыть закономерности, показать сложные причинно-следственные связи и закономерности. Есть весьма распространенный недостаток…

К школьной лекции прибегают в следующих случаях:

При прохождении нового раздела, темы учебного курса

При прохождении учебного материала мало или совсем не связанного с ранее изученным

При сообщении сведений о практическом применении изученных закономерностей

При изучении учебных тем, где необходимы межпредметные связи

При изучении материала проблемного характера

К лекции выдвигают ряд требований. Основные требования:

Научность

Обширность

Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении. Она должна выходить за рамки любого учебника, даже самого свежего и удачного. Лекция должна учить мыслить, а не прибегать к готовым ответам. Она должна быть грамотной с т.з. языка. Она должна быть яркой и убедительной.

Структура школьной лекции

Она включает элементы беседы и начинается со вводного диалога. В ее ходе учитель не раз прерывает свое изложение, ставит перед классом вопросы, требующие работы мысли. Школьная лекция заканчивается беседой по изложенному материалу. Структура лекции обычно состоит из введения, основного материала и выводов. Каждый из этих элементов имеет свои правила и логику построения.

Начинать лекцию нужно с яркого высказывания, задающего проблему. Основным приемом должны быть размышления и рассуждения с риторической постановкой вопросов. Во введении объявляется тема, план изложения лекции. Может приводиться перечень литературы для самостоятельного, более углубленного изучения темы, отдельных вопросов. Ученика должны ознакомить с целью лекции, ясно сформулированная цель будет стимулировать желание работать. Промежуточные и заключительные беседы строятся на тех же принципах, что и начальная. Основная часть лекции предусматривает использование приемов ораторского искусства.

59.Последовательность составления плана-конспекта урока

Формулировка цели урока, которая после составления план-конспекта будет уточнена и внесена в него

Отбор оборудования урока, а в конспекте указывается состав учебного оборудования

В конспекте должно быть указано нормально-дозированное, не перегруженное сложными учебными задачами домашнее задание.

Единой, строго определенной формы план-конспекта урока нет. Конспекты повторительно-обобщающих уроков и уроков проверки знаний целесообразно делить на две колонки, если в них нет изучения нового материала. А вот в комбинированном уроке и уроке изучения нового материала колонка делится на 3 части: Ход урока, Работа учителя и Работа ученика. Там даётся отражение и изучение нового материала, и опрос домашнего задания(1 тип), причём в нём желательно отразить процесс опроса домашнего задания, лучше сочетать различные варианты домашнего задания, что позволит опросить больше учеников, в пункте-Подготовка к восприятию нового материала-лучше написать тезисы, тему, план урока и вопросы, связывающие новый материал со старым. Это позволит составить правильно начало урока и поможет не сбиваться с курса. В разделе-Сообщение нового материала-учителю желательно сочетать как краткое изложение материала по плану, так и использовать работу по источникам и отражать это в плане-конспекте, составляя, например, вопросы для анализа источника либо используя поставленные автором учебника вопросы. В пункте-Осмысливание сообщённого/воспринятого на уроке учебного материала следует написать разбор наиболее сложного пункта темы(составить план по нему, вопросы, желательно в плане-конспекте в виде схемы сделать изложение данного пункта), в пункте-Овладение умениями и навыками-желательно в виде таблицы отобразить основное содержание темы, в следующем пункте-Применение новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков-желательно отразить работу учеников со схемой, иллюстрациями, причём в данном учитель по ним ставит вопросы и заносит в план-конспект, в теме-Закрепление материала-учитель отображает беседу с учениками по основным вопросам темы(можно их взять из конца параграфа), а в домашнем задании-учитель записывает так:д/з: §26.

Таков план-конспект комбинированного урока, в плане-конспекте изучения нового материала не надо описывать опрос домашнего задания, овладениями умениями и навыками, применения новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков. В плане-конспекте повторительно-обобщающего урока учитель должен там отразить процесс работы класса над материалов(вопросы к какой-либо теме, составление ими таблиц, схем, работа над контурной картой), подведение итога работы, а в плане-конспекте проверки знаний, умений и навыков и вовсе надо только записать работу, которую они будут выполнять на протяжении большей части урока, и название темы работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекции в школе

Цели лекции

Дидактические и воспитательные цели лекции

· дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;

· обеспечить в процессе лекции творческую работу учеников совместно с преподавателем;

· воспитывать у обучающихся профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

Требования к лекциям

Каждая лекция должна:

· иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

· иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

· иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

· быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

· быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;

· обладать силой логической аргументации и вызывать необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

· находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

· отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

· быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

· излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

· быть доступной для восприятия.

Структура лекции

Учебная лекция должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

· Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чём заключается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить её основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

· Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.

Количество вопросов в лекции - как правило, от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

· Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая её как целостное. В нём могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции.

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Уроки-лекции проводятся в школе довольно давно. Двадцать лет назад видный ученый Б.Т. Панов писал: «В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» говорится о необходимости более широкого использования в школьном преподавании лекционного способа изложения материала».

Естественно, что лекционную технологию обучения имеет смысл применять начиная с 8-9-го класса, когда у учеников в достаточной степени сформированы умения внимательно слушать объяснение учителя, выделять в нем главное, правильно оформлять собственные конспекты и т.д.

Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую:

I. Актуализация темы, определение задания.

II. Слушание лекции учителя (20-30 минут).

III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

IV. Обсуждение выполнения заданий.

Основные условия организации урока в форме лекции.

1. Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.

2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.

3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.

4. Введение в тему.

5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.

6. Применение знаний для решения практических задач.

Методика проведения урока - лекции.

При подготовке к лекции, у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала. Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя.

Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения. Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях.

Типология школьных лекций

1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

4. Лекция - пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

5. Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».

7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

9. Урок - лекция «Парадокс». Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности. Учащиеся фиксируют ошибки, «допущенные» учителем. Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения. Лекции-парадоксы практикуются в старших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.

10. Лекция - обзор. Лекция-обзор практикуется перед изучением большой темы. Учащимся дается представление о дальнейшей работе и ее содержании. В конце некоторых вопросов излагается дополнительный материал - это перечень литературы, которую желательно прочитать. Опережая события, указываются названия лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать; говоря об их целях, возможных путях выполнения, предлагается подумать и дать свой вариант их осуществления.

Школьная лекция не только имеет сходство с вузовской лекцией, но и отличается от нее.

Рассмотрим особенности школьной лекции, схожие с вузовской:

во-первых, лекция на уроке дает возможность учителю преподнести учебный материал не рассредоточено, а компактно, блоком, экономя тем самым время урока;

во-вторых, лекция помогает изложить достаточно сложную научно-учебную проблему;

в-третьих, лекция учит школьников рассуждать логически, грамотно, четко, аргументированно;

в-четвертых, она развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное и правильно оформляя конспект.

Отличия школьной лекции от вузовской:

во-первых, школьная лекция часто перемежается беседой с классом;

во-вторых, во время лекции ученикам могут быть предложены для выполнения в классе задания практического характера;

в-третьих, лекция может сопровождаться заранее подготовленными сообщениями учащихся;

в-четвертых, продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 минут.

Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом.

школа лекция урок воспитательный

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль и место лекции в ВУЗе. Отличительные черты лекции как формы учебного процесса. Классификация занятий такого рода, подходы и методические разработки. Подготовка преподавателя к проблемному изложению материала. Особенности современной вузовской лекции.

    реферат , добавлен 11.01.2017

    Лекция как основная форма преподавания в ВУЗе. Дидактические принципы, предъявляемые к содержанию лекции. Подготовка, классификация, структура, методические основы проведения, критерии оценивания лекции. Оценка качества постановки вузовской лекции.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2008

    Специфика школьной лекции. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке-лекции. Самостоятельная работа учащихся на уроке-лекции. Лекция на разных этапах изучения произведения. Перенос знаний в сферу самостоятельного чтения.

    реферат , добавлен 19.01.2007

    Определение педагогических функций лекции по психологии как основной формы вузовского преподавания. Сущность и дидактические принципы, предъявляемые к содержанию лекции. Схема психологического анализа, методика подготовки и чтения лекции по психологии.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2011

    Место и роль преподавания экономики в современном обществе. Обучение основам экономических дисциплин в школе на различных ступенях образования. Методика проведения урока-лекции "Конкуренция и безработица"; организация самостоятельной работы учащихся.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2012

    Преимущества использования мультимедиа в проведении лекции, использование Power Point для её создания. Визуализация процесса обучения и особенности психологии восприятия, лекция-визуализация. Отношение студентов к проблематике обычной вузовской лекции.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2011

    Лекция как метод трансляции информации и обучения. Выдающиеся лекторы прошлого – Платон и Аристотель. Сущность и виды лекций. Вводные, обзорные, проблемные, бинарные лекции. Структура и подготовка лекции. Признаки профессионального мастерства лектора.

    реферат , добавлен 12.02.2009

    Сущность понятия наглядности в начальной школе. Дидактические условия эффективности использования наглядности в процессе изучения учебного материала на уроках в начальной школе. Программа информатизации школьного процесса средней школы, анализ опыта.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2013

    Обозначение цели и задания проблемной лекции. Рассмотрение основных требований к реализации данного метода в учебном процессе в высшем учебном заведении. Анализ предложенного сценария проблемной лекции и рекомендации по его эффективному использованию.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Характерные особенности школьной лекции на разных этапах изучения материала. Приемы и средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе ее чтения. Практическое применение лекционной формы обучения на уроках истории в старших классах.

Усовершенствование методики проведения школьной лекции

По общественным дисциплинам в старших классах

(выступление на семинаре учителей истории и обществознания Карасунского округа)

План:

  1. Школьная лекция - один из основных методов организации изучения нового материала по общественным дисциплинам в старших классах.
  1. Некоторые приемы усовершенствования методики проведения школьной лекции.
  1. Основные требования к содержанию и проведению школьной лекции.
  2. Подготовка учащихся к лекции: предварительное опережающее домашнее задание;

2)ознакомление учащихся с целями урока и их задачами в ходе изучения новой темы;

3)научение приемам и методам наиболее эффективного восприятия и усвоения нового материала.

  1. Подготовка учителя к уроку-лекции.
  2. Организация совместной деятельности учителя и учащихся на уроке.
  3. Оценка результативности урока лекции.

III. Возрастание значения живого слова учителя в условиях увеличения потока информации и мультимедийных средств обучения.

I. Лекция - систематическое последовательное изложение учебного материала. Название происходит от латинского слова леспо - чтение. Впервые лекции применялись в средневековых университетах: они заключались в чтении и комментировании преподавателем текста какой-либо книги. В XVIII веке лекция приобрела характер устного изложения учебного курса. В России лекции на русском языке впервые начал читать М.В. Ломоносов. Лекция - одна из основных форм учебного процесса в высших учебных заведениях. Школьная лекция несколько отличается от вузовской - меньшей продолжительностью, включением элементов беседы, постановкой учебных задач и их разбором и т.д.

Лекция - более сложная форма учебной работы, нежели рассказ, беседа, чтение, просмотр фильма и т.д. Поэтому в школе ее рекомендуется проводить только в старших классах, предварив ее большой подготовительной работой. Лекция требует внимания, умений следить за логическим развитием знаний, формулировать обобщения и выводы, вести запись основных положений в виде развернутого плана, тезисов или конспекта.

Умение, а затем и навык слушания лекций очень полезны. Это подготовит школьников к эффективной учебе в средних специальных и высших учебных заведениях и ко всем другим формам обучения и получения квалификации неотъемлемым спутникам современного человека.

Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования значительно подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования. Оно должно помочь каждому человеку освоить 3 круга ценностей: Этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных). Чтобы осуществить задачи, поставленные государством перед российской школой сегодня, было решено осуществить переход с линейной (5-11 кл.) на концентрическую (5-9 и 10-11 кл.) систему обществоведческого образования с двумя завершенными концентрами.

Начавшаяся работа по обновлению содержания исторического и обществоведческого образования, процессы, происходящие в стране, способствуют появлению новых тенденций в состоянии преподавания, в уровне и качестве знаний учащихся. Важнейшими условиями для их развития и реализации являются: внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий, методик развивающего обучения, вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности, отработка умений и навыков, необходимых для социализации личности. Опыт показывает, что подготовка учащихся тем эффективнее, чем чаще в учебном процессе используются активные формы овладения знаниями, умениями, навыками: лекции, семинары, деловые игры, конкурсы рефератов, олимпиады, школьные научные конференции и т.п. В своей повседневной педагогической деятельности я активно использую все эти формы работы и могу предложить вниманию коллег крупинки опыта работы, некоторые новые, на мой взгляд, приемы повышения результативности процесса обучения учащихся.

II. В данной работе хочу остановиться на приемах усовершенствования методики организации проведения урока-лекции.

1. Методическая литература и передовой педагогический опыт предъявляют к содержанию и проведению школьной лекции по истории следующие требования:

  1. Строгая научность изложения, высокий идейно-теоретический уровень;
  2. Рассмотрение теоретических вопросов только на основе анализа и обобщения конкретных фактов и явлений общественной жизни;
  3. Последовательное, законченное изложение проблемы, четко разделенное на отдельные вопросы;
  4. Целенаправленная организация активной познавательной деятельности учащихся, применений знаний, показ практических приемов анализа, обобщения, доказательства, постановка познавательных заданий;
  5. Эмоциональность изложения, стимулирование личного отношения учащихся к содержанию лекции, воздействие не только на ум, но и на чувства школьников;
  6. Использование разнообразных методических приемов и средств: описание, объяснение, рассуждение, беседа, наглядные пособия, документы, художественная литература и т.д.;
  7. Доступность изложения, яркий образный язык;

Школьная лекция должна дать учащимся целостное представление об изучаемой эпохе, особенно тех ее сторон, которые не предусмотрены в школьной программе, показать не решенные еще исторической наукой проблемы; провести исторические параллели. Лекция включает учащихся в ход размышлений учителя по содержанию исторических событий, она позволяет обучить их тому, каким должно быть историческое повествование, как соотносить факты и теорию.

2. 1)Психология и методика всегда придавали большое значение желанию учащихся учиться, той мотивации, тем движущим силам, которые лежат в основе учения, в частности, на уроках-лекциях.

Поэтому исключительно важна подготовка учащихся к уроку, охватывающая мотивационно - эмоциональную, содержательную, логическую и организационную области.

Подготовка к содержанию следующего урока начинается на сегодняшнем уроке. Предлагаю учащимся опережающее домашнее задание: Прочитать параграф или вопрос по учебнику, продумать круг вопросов, уяснить последовательность рассмотрения материала в учебнике, припомнить те или иные сведения из диаграмм, схем, таблиц, объяснение терминов по теме, которую предстоит изучить на следующем уроке. При этом объясняю важность каждого элемента этого опережающего домашнего задания, а на следующем уроке подтверждаю его важность и нужность практической познавательной деятельностью учащихся.

Основные требования к опережающему домашнему заданию:

1 .Оно планируется заранее.

2.Направляя внимание учащихся на целостное изучение темы, в задании надо уделить внимание самому важному (опорные знания, объекты прочного усвоения, какой материал особенно важно объединить с дополнительным материалом; что особенно важно запомнить, что требуется совершенно точно определить; что продумать самостоятельно, какие просмотреть схемы, таблицы, какие подготовить и т.д.)

3.Учащихся надо четко инструктировать, как и в каком объеме выполнить то или иное конкретное задание.

  1. 2) за последнее время установлено большое значение так называемой ориентации учащихся к предстоящей деятельности. Доказана несравненно большая продуктивность обучения, если учащиеся конкретно знают, чему они на данном уроке должны научиться, что сделать и какие способы деятельности с этой целью использовать.
  2. 3) Школьная лекция включает элементы проблемного обучения: очень часто в начале лекции ставлю определенную проблему, познавательную задачу, материал для решения которой содержится в лекции. В ряде случаев использую проблемное изложение в ходе самой лекции, давая тем самым учащимся образец решения проблемы. В процессе лекции помогаю учащимся записать основное содержание (план, диктую формулировки и выводы, выделяю основные вопросы и т.д.), особое внимание учащихся при этом обращая на культуру записей в тетради; на важность приобретения умений и навыков стенографирования; составление различных схем, таблиц, диаграмм и т.п. Если такую запись учащиеся делают впервые, то обязательно ее образец выполняю на классной доске или вывешиваю готовый образец исполнения. В ходе лекции учащимся часто предлагаю на черновике писать краткий или развернутый план моего изложения. После лекции, при закреплении изученного материала, эти записи проверяю, коллективно корректируем и, если успеваем, учащиеся записывают план в тетрадь на уроке, если нет, - делают это дома.

Очень часто, читая лекцию, по узловым темам, вопросам, прошу учащихся следить за ходом изложения, рассуждения по «Памятке» - алгоритму изучения материала, - которая вывешивается на доске. Если лекция содержит большой практический материал, требующий систематизации, то по ходу ее изложения я помогаю учащимся заполнить тематическую или синхронистическую таблицу. Когда лекция охватывает несколько разноплановых вопросов, а систематизировать нужно только одни из них, во время лекции даю форму таблицы, помогаю заполнить 1-2 графы как образец выполнения задания, остальные, предлагая, доделать дома самостоятельно.

Большое внимание на уроке-лекции уделяю обучению приемам работы с исторической картой или несколькими картами.

3.Подготовка и проведение урока-лекции требует и большой предварительной работы учителя, как организационной, так и психолого-педагогической. По месту в учебном процессе и дидактическим целям различаются лекции вводные (или установочные), узловые, обобщающие, обзорные. Вводные лекции, как правило, открывают изучение нового раздела или большой темы и содержат основные теоретические положения, конкретизация которых будет происходить постепенно в дальнейшем.

Узловые лекции проводятся по наиболее сложным проблемам курса, освещающим преимущественно теоретические вопросы.

Итоговые лекции завершают изучение крупной темы или раздела. Они позволяют обобщить значительный фактический материал, выделить основные линии сравнения, существенные связи, провести сопоставление, сформулировать важнейшие закономерности изученного периода. Итоговые лекции позволяют хорошо применять элементы беседы и проблемного изложения.

Особое место занимают обзорные лекции, позволяющие очень концентрированно и экономно рассмотреть большой по объему и охватываемому периоду материал. Например, тема «Экономическое и политическое развитие России в начале XIX века» в 9 и 11 классах являются вводными, содержат краткое изложение истории развития страны в изучаемую эпоху, основные теоретические положения всего курса, синхронизацию со сходными процессами и явлению в других странах и т.д.

В зависимости от того, какой вид лекции будет предложен вниманию учащихся, и каков уровень подготовленности учащихся класса, я формулирую тему и цель урока, определяю круг изучаемых вопросов и методику раскрытия этих вопросов, продумываю характер познавательной деятельности самих учащихся на уроке и степень дифференциации того или иного вида деятельности применительно к различным по способностям и уровню подготовленности группам учащихся. Затем приступаю к отбору и систематизации содержательной части лекции, подбираю приемы и методы, позволяющие наиболее эффективно изучить ее в каждом конкретном классе. Завершает подготовительную работу подбор наглядности, дидактического и раздаточного материала, как правило, самодельного.

4. Школьная лекция - это систематическое изложение учебного материала учителем в течение урока, в процессе которого осуществляется анализ исторических фактов, их обобщение, при этом преобладают рассуждение и доказательство в объяснении учителя. Анализ и обобщение осуществляется преимущественно в монополической форме. В отличие от вузовской лекции школьная обязательно включает элементы беседы, и, как правило, начинается с вводной беседы. В процессе лекции я постоянно ставлю перед учащимися вопросы, внимательно выслушиваю мнение всех отвечающих, направляю мыслительную деятельность учащихся, обучаю приемам рассуждения, доказательства. В конце лекции снова беседую с учащимися, помогая им еще раз выделить и закрепить в памяти основные вопросы темы.

В дидактике и практике, ориентирующихся на передачу готовых знаний разработан большой и ценный материал о деятельности учителя на уроке. Деятельность же учащихся определялась лишь такими общими понятиями как «учащиеся должны слушать, воспринимать, осознавать, запоминать, участвовать в беседе» и т.д. Формирование знаний при высокой активности всех познавательных процессов учащихся требует принципиально иного подхода к подготовке урока и составлении его плана. Среди условий, соблюдение которых необходимо для успешного решения главной проблемы большинства курсов истории в школе - как за минимум времени сообщить учащимся максимум знаний, вооружить их необходимыми умениями и навыками, привить им необходимые моральные и мировоззренческие качества - методисты особое место отводят сочетанию изложения учителя с одновременной, т.е. по ходу изучения нового материала, самостоятельной работой учащихся и знанию ими своих обязанностей в связи с применением тез или иных форм учебной работы, владение необходимыми умениями и навыками. Реализация мною на практике этих важнейших условий позволяет сообщать учащимся много новых сведений, знаний и осуществлять мои методические замыслы. 5. В конце урока-лекции я обязательно подвожу итоги, проделанной на уроке работы, анализирую ее и часто оцениваю результаты деятельности учащихся на уроке.

Ведь готовясь к лекции, я могу только прогнозировать ее, а в плане предусматриваю только свою деятельность на уроке. Я заранее не знаю, кто из учащихся насколько полно и успешно справился с опережающим домашним заданием; кто и как будет рассуждать (часто случается, что рассуждения учащихся заставляют меня изменить ход изложения, переставить акценты, объяснить что-то по-новому, искать другие примеры, факты, аргументы); насколько правильно идейно и научно-исторически, достаточно ли полно отвечают на вопросы. Поэтому обсуждение хода и итогов самостоятельной работы учащихся важно для получения безошибочных и полных знаний, а правильные ответы являются сигналом, на основе которого срабатывает механизм упрочнения знаний. Для этого я специально оставляю несколько минут после лекции и оцениваю результаты познавательной деятельности учащихся дома и на уроке. Если по ходу лекции задания выполняются письменно, то они проверяются выборочно, в нем подтверждается правильное, исправляется ошибочное, вносятся дополнения. Каждый учащийся соответственно усовершенствует свои записи и знания.

III. Школа, учитель сегодня оказались в затруднительном положении. Содной стороны неизмеримо возрос поток информации, без усвоения которой современному школьнику обойтись очень трудно; появилось очень много новых учебников, книг, изданий; компьютер стал неотъемлемой частью быта большинства семей. С другой стороны, падение интереса к чтению, нежелание современной учащейся молодежи приобщаться к ценностям мировой духовной культуры посредством традиционных средств массовой информации и источников знаний. Появление мультимедийных средств обучения облегчило приобретение знаний, практически лишив учащихся радости живого, творческого эмоционального общения.

Одним из важнейших требований к современному уроку истории является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на уроке эмоциональную, творческую атмосферу. В.И. Ленина сейчас цитировать не модно, но трудно не согласиться с его мнением, что без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет, и не может быть человеческого искания истины». Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная большим чувством, глубоко западает в сознании учащихся. Сам процесс мышления вызывает и соответственный чувства.

Поэтому, я придаю большое значение созданию на уроке атмосферы тесного духовного общения с учениками, стараюсь пробудить и поддерживать в них чувство сопричастности ко всему, что изучается на уроке с помощью самых разнообразных методических приемов, путем создания проблемной ситуации, постановкой интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам и явлениям, в ходе решения и проявления которых они осознают свою социальную роль и значимость, а это активирует их и позволяет нацеливать на достижение более высоких результатов в учебе и нравственном, духовном становлении личности учащихся.

Литература:

«Методики обучения истории в школе» под ред. Дайри. 4.2

«Методика обучения истории в школе» под ред. ВаЙна

«Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе» под

ред. А.Г. Колоскова. М. «Просвещение», 1984 г.

П.В. Гора «Повышение эффективности обучения истории в средней школе». М. «Просвещение», 1988 г. «Факультатив по истории»

О.И. Бородина «Россия на рубеже двух эпох» М., 1992 г.

И. А. Федорчук «История. Интеллектуальные игры для школьников»

Ярославль, «Академия развития», 1998 г.


© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых