Профориентационный проект в начальной школе "разнообразен мир профессий". Особенности организации профориентационной работы в начальной школе Особенности профориентационной работы в начальной школе

Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.

Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет).

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека» , можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок природоведения (краеведение)). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях.

Формы проведения внеурочных занятий:

  • Классный час «Профессии наших родителей».
  • Устный журнал «В мире профессий».
  • Час общения «Мои любимые увлечения».
  • Путешествие в мир профессий.
  • Встречи с представителями разных профессий.
  • Праздник профессий.
  • Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»
  • Экскурсии на предприятия и в учреждения.
  • Операция «Профессии моих родителей».
  • Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».
  • Конкурс юных умельцев.
  • Конкурс на лучшую поделку.
  • Конкурс юных дикторов.
  • Час общения «Кем я хочу стать».
  • Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.
  • Праздник «Славим руки матери».

В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

В нашей школе несколько лет реализуется региональный образовательный модуль «Старт в профессию», разработанный Государственным Комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения.

В начальной школе предполагается рассмотрение следующих тем:

Путешествие в мир профессий

Человек и работа

Профессии вокруг нас

Все профессии нужны, все профессии важны

Как получить профессию

Все работы хороши, выбирай на вкус

Выбор профессии будущего

Город мастеров

Профориентационный образовательный модуль направлен на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Модуль предусматривает поэтапное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для принятия осознанного решения по выбору профессии, на окончательном этапе курса. Занятия организуются в соответствии с ведущими сферами возрастной деятельности.

Важным звеном в системе профориентационной работы с обучающимися является взаимосвязь школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.

В первом классе у нас действовал педагогический проект «Дети- наше будущее»

Под руководством учителя были сформированы группы учеников и родителей по направлениям:

Здоровье, гражданин, интеллект, общение, семья

Родители вместе с детьми представляли материал по следующей схеме:

  1. Название профессии
  2. История её становления, перспективы
  3. В чем заключается необходимость профессии, какую пользу она приносит
  4. Какие достоинства профессии можно определить
  5. Какие качества личности нужно развивать для того, чтобы добиться успеха в этом деле? Какими качествами ты уже обладаешь?
  6. Знание какие предметов школьной программы необходимо, чтобы стать профессионалом в этой области?
  7. За что Вы любите свою профессию?

Затем была коллективная защита проекта- совместное представление родителями и детьми результатов своей работы(в дальнейшем эту работу мы отправили на конкурс методических разработок «Созвездие идей» в рамках республиканской акции и стали победителями)

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.


Профориентация в начальных классах

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом. Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения. На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, стараются осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи. Формы профориентационной работы в начальной школе. 1.беседы с детьми и родителями; 2.встречи с людьми разных профессий; 3.экскурсии в музеи; 4.классные часы по профориентации; 5.оформление классного уголка и школьного стенда; 6.сочинения, конкурсы, защита проектов; 7.родительские собрания по профориентационной тематике. 8. Игры (существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

Конспект классного часа по профориентации для 2-го класса

"Вот когда я взрослым стану..."

Цель- создание положительной мотивации учебной деятельности в начале года, предпосылок осознанного выбора профессии в старшей школе.

Ход классного часа

-Здравствуйте, ребята! Вот и наступил новый учебный год, теперь вы второклассники! -Как отдохнули? С каким настроением вернулись в школу? (ответы детей) -Я рада, что вы все сегодня пришли в класс с хорошим настроением, отдохнувшие, веселые. Но только ли веселые чувства вы испытываете (сожаление о том, что каникулы закончились и предстоит снова учиться.) - Ну вы, пока еще, дети, хотя и заметно повзрослели за лето, и главное ваше занятие. учеба. Наверное, иногда так хочется стать взрослым, что бы уже не ходить в школу... (да) -Вот сегодня мы с вами помечтаем о том времени, когда вы станете взрослыми (слайд) - Когда я была ребенком, мне тоже хотелось скорее повзрослеть, но вот только почему уже не помню? Может быть вы поможете вспомнить? (Слайд, ответы детей) - Молодцы, оказывается взрослые так много могут того, чего не могут дети, все что вы сказали, пожалуй можно объединить (слайд). Взрослые самостоятельные. -А чем же взрослые занимаются каждый день кроме выходных? (работают) -Зачем? (слайд, ответы детей) -Конечно, чтобы зарабатывать деньги (слайд), приносить пользу людям (слайд), а кроме того, работа бывает еще и интересной для конкретного человека (слайд). - Вот когда вы станете взрослыми станете (слайд), вам тоже придется выбирать работу. А знаете ли вы какие есть профессии? Попробуйте отгадать мои загадки (см. приложение.) -Молодцы, профессий знаете много, но как же среди такого большого количества вариантов выбрать только одну, которая будет приносить и пользу, и удовольствие, и деньги? (?, слайд). И хотя выбирать придется еще не скоро, уже сейчас вы можете готовиться к этому выбору. Как? (ответы детей.) -Молодцы! Правильно! (Или "Если вы пока затрудняетесь ответить на этот вопрос, то я подскажу") Показ и обсуждение слайдов: - собирай информацию о профессиях, - наблюдай за трудом взрослых в жизни, - посещай специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям, - пробуй себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать - и, самое главное, учись! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.

Заключение: чтение и обсуждение стихотворения Д. Родари "Чем пахнут ремесла?" (см. приложения)

Приложения.

Загадка-шутка о профессиях

Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет... (пилотом)

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет... (художник)

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет... (певица)

У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит будут... (поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет... (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает... (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет... (циркачом)

Ян- циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать... (шпионом)

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет... (ученым)

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они... (врачами)

У врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью... (модельеры)

Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет... (поэт)
У
поэта брат – Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа - юный... (дрессировщик)

Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать... (сапером)

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лёва - будущий... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать... (ветеринаром)

У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный... (детектив)

Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой... (актрисой)

Для актрис – аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»
Слава – кино-... (режиссер)

Режиссер театр забросил,
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог
Даньке. Будет он... (эколог)

У эколога сосед
Сколотил сам табурет,
А еще для птичек дом.
Значит, станет... (столяром)

Был столяр на дне рожденья
У Володи в воскресенье.
Папа Вовке автомат
Подарил, чтоб рос... (солдат)

Все солдаты ходят строем.
Ордена раздал героям
И обратно в бой послал
Рома – храбрый... (генерал)

Генерал в отставку подал,
Ведь его погоны продал
Толя, маленький хитрец -
Подрастает... (продавец)

Продавец зимой Олегу
Продал три сугроба снега.
Крепостей Олег лепитель –
Он потомственный... (строитель)

Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать...
Ну а ты кем хочешь стать?

Загадки о профессиях

Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней? Ответ (Врач)
В прошлый раз был педагогом, Послезавтра - машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он... Ответ (артист)
Наведёт стеклянный глаз, Щёлкнет раз - и помним вас. Ответ (Фотограф)
Кто учит детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать? Ответ (Учитель)
В небо ласточкой вспорхнёт, Рыбкой в озеро нырнёт. Ответ (Прыгун в воду)
Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? Ответ (Повар)
Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руке ведро, Сам раскрашен он пестро. Ответ (Маляр) Он, собираясь в свой обход, Халат врачебный надевает, Лекарства в саквояж кладёт, На скотный двор потом шагает. Ответ (Ветеринар)
У этой волшебницы, Этой художницы, Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает Таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивый. (Парикмахер)
С огнём бороться мы должны, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Ответь скорее, кто же мы? Ответ (Пожарные)
Закину палку, убью не галку, Ощиплю не перья, съем не мясо. Ответ (Рыбак)
Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. Ответ (Пекарь)
На станке детали точит Этот кадровый рабочий... (Токарь)
Поёт рожок, поёт рожок! Мы гоним стадо на лужок. Пасём коров мы целый день, Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи)
В цирке он смешнее всех. У него – большой успех. Только вспомнить остаётся, Весельчак тот как зовётся. (Клоун)
Его работы ждёт земля, Едва рассвет лучи зажжёт. Весной расчешет он поля, Наступит осень – пострижёт. (Фермер)
Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки. И набойки на каблук – Тоже дело этих рук. (Сапожник)
Мы от простуды вновь страдаем, Врача мы на дом вызываем. Он выдаст нам больничный лист. А кто он как специалист. (Терапевт)
Спрятан здесь вопрос такой: Доктор с ниткой и иглой Как зовётся? Вспоминай И быстрей ответ давай. (Хирург) В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан. Отыскать любую книжку Помогает быстро нам! (Библиотекарь)
Серебристая игла В небе ниточку вела. Кто же смелый Нитью белой Небо сшил, да поспешил: Хвост у нитки распушил? (Лётчик)
Весёлая работа, Завидно от души! Свисти, когда охота, Да палочкой маши!
Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики. Ответ (Полицейский-регулировщик)
По вагону он пройдёт – Безбилетников найдёт. В цехе друг его сидит – Он за качеством следит. Ответ (Контролёр)

Этот доктор удалит Мне легко аппендицит. Скальпель – лучший его друг, Кто же доктор тот? … ! Ответ (Хирург)
В ресторане их найду я - Эти люди в колпаках Над кастрюлями колдуют С поварешками в руках. Ответ (Повар)
Скажите, как можно сквозь стенку смотреть? В очках и при свете и то не суметь. А он между тем разглядел сквозь неё Не только меня, но и сердце моё. Ответ (Рентгенолог)
Этот врач не просто доктор, Лечит людям он глаза, Даже если видишь плохо, Разглядишь ты всё в очках. Ответ (Окулист)
Он в сладком цехе день трудился, Итог десертный получился – Эклеры, кекс, «Наполеон». Теперь подумай, кто же он? Ответ (Кондитер)
В детском садике обед, Повар пробу с блюд снимает. Но ведь мамы рядом нет, Кто ж на стол там накрывает? Ответ (Няня, помощник воспитателя)
Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет, Учит думать, размышлять, Как его, ребята, звать? Ответ (Учитель)

Он весь город нам покажет, Всё о нём к тому ж расскажет. И от нас вопросов ждёт, И на все ответ найдёт. Ответ (экскурсовод)
В фирме прибыль он считает, Всем зарплату начисляет. И считать ему не лень Все налоги целый день. Ответ (Бухгалтер)
Его приходу каждый рад, Когда на кухне водопад. Ответ (Водопроводчик, сантехник)
Прыгнул вниз - На цветке повис, Земли коснулся - Цветок свернулся. Ответ (Парашютист)

Пословицы о труде

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Без хорошего труда нет плода.

    Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

    Не умел шить золотом, так бей молотом.

    Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

    Кто не работает, тот не ест.

    Была б лишь охота - наладится каждая работа.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Дело мастера боится.

    Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

    За все браться - ничего не сделать.

    Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

    Без труда и отдых не сладок.

    Всякий человек у дела познаётся.

    Умей дело делать, умей и позабавиться.

    Всякое уменье трудом дается.

    Любовь к труду - у людей на виду.

    На работу с радостью, а с работы с гордостью.

    Делу - время, потехе - час.

    От труда здоровеют, а от лени болеют.

    Утренний час дарит золотом нас.

    Хлеб даром не даётся.

    Хозяин тот, кто трудится.

    Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

    Терпение и труд всё перетрут.

    Труд кормит, а лень портит.

Стихотворения о труде и профессиях

Д. Родари "Чем пахнут ремесла?"

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего -

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате -

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,-

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Г. Ладонщиков "Звездочка"

Маму видит вся столица.

Мама строит новый дом,

Да такой,

Что поселиться

Полрайона может в нем.

Дом заметно вырастает

Каждый день

И каждый час.

Будто небо подпирает

Металлический каркас.

И над самой верхней балкой,

Где подъемный кран стоит,

Огонек электросварки

Яркой звездочкой горит.

Это мама ―

Сварщик смелый ―

Держит звездочку в руках,

А над нею

Стайкой белой

Проплывают облака.

Л.. Олифирова

"Кем хотите стать вы, дети?"

Кем хотите стать вы, дети?

Поскорее нам ответьте!

- Я хочу шофёром быть.

Грузы разные возить.

- Я мечтаю о балете.

Лучше нет его на свете.

- Я хочу врачом стать классным.

Буду всех лечить лекарством.

Очень вкусным, как конфета.

Съел его - болезней нету!

- В красках я души не чаю.

Стать художником мечтаю.

Закажите мне портрет.

Справлюсь я, сомнений нет!

- Вы со мной, друзья, не спорьте,

Я хочу стать первым в спорте.

Шайбу мне забить - пустяк,

Я играю за "Спартак"!

- Я хочу стать пианисткой.

Замечательной артисткой.

Музыка со мною с детства,

Я люблю её всем сердцем.

- Я мечтаю стать скорей

Воспитателем детей.

С ними петь, гулять, играть.

Дни рожденья отмечать.

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

Р. Сеф "Странное дело "

Странное дело,

А может быть, нет –

Жил-был

На свете

Когда-то

Сапожник.

Был он сапожником

Сорок пять лет,

Но про него

Говорили:

Художник.

Странное дело,

А может быть, нет –

Жил-был

На свете

Когда-то

Художник.

Был он

Художником

Семьдесят лет,

Но про него

Говорили:

Сапожник.

Странное дело,

А может быть, нет?

В. Усик "В лавке"

Подошёл я к продавцу

В лавке бакалейной:

Мне бы времени мешок

И бочонок рвения.

Силы - двести килограмм,

Пять кило агрессии.

Если уж не сложно вам,

Два ума мне взвесите?

И упорства, пачки две,

Бутыль настроения,

Памяти насыпьте мне

И кусок умения.

И сказал мне продавец

Лавки бакалейной:

Будет всё, вот только нет

Снадобья от лени.

А без этого, увы,

Всё, что тут назначено,

Как бы не хотели вы,

Будет зря потрачено.

Я упёрся, как баран,

Говорю невежде:

Что как делать, знаю сам,

Вы продайте прежде.

Продавец, подумав, встал,

Не моргнув и глазом,

Убеждать меня не стал,

Выполнил заказы.

Жизнь не стоит на месте: развивается современное производство, появляются новые технологии, новые профессии, новый подход к жизни. Именно поэтому, в течение последних лет я работаю более активно над темой “Профориентационная работа в начальной школе”. Эта проблема на сегодняшний день в педагогике, как вы понимаете, очень актуальна.

Актуальность проблемы я вижу, прежде всего,

– в мотивации, выполняющей функцию ее регулирования и поддержки

– в формировании у младшего школьника отношения к себе, как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

В чем же заключается научность и практичность моей работы:

– нацеливание на определенную профессию

– обучение навыкам самооценки

– развитие эмоционального компонента психологической готовности.

Мы в школе идем в ногу со временем и наша задача педагогов давать не только знания, а мы учим детей жить не завтра, а жить здесь и сейчас. С раннего возраста мы работаем над формированием у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. И именно возраст младшего школьника наиболее благоприятен для такого формирования.

Цель моей работы:

  • развивать познавательные способности учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий;
  • формировать учебно-воспитательные мотивы;
  • дать возможность им испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации;
  • формировать целостные знания, потребности в творческой деятельности;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности.

Отсюда и вытекают основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
  • понимание роли труда в жизни человека;
  • развитие интереса к различным профессиям.

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребенку было интересно. А что интересно младшему школьнику? Это игра.

Поэтому знакомство с профессиями я провожу в форме ролевой игры и не только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех уроках. Тщательно продумываю эту деятельность во время подготовки воспитательных и тематических планов на предстоящий учебный год. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

На уроках математики, чтения, окружающего мира использую ролевые игры, направленные на решение обучающих и воспитательных задач. Это – игры: “Магазин”, “Библиотека”, “Экскурсовод” и другие. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и активизируют познавательные процессы, стимулируют самостоятельность и самоконтроль.

Не секрет, что гораздо приятнее жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. На уроках развития речи я провожу игру– сочинение “Начинающий журналист”. Ученик выступает в роли журналиста, берет интервью у родителей, соседей, обрабатывает информацию и пишет сочинение.

На уроке окружающего мира в ходе практической работы дети сажали цветы. Тогда я впервые заговорила о профессии флориста.

Неожиданностью для меня стало то, что эта профессия заинтересовала не только девочек, но и мальчиков.

Самостоятельно из дополнительных источников ребята узнали много интересного об этой профессии.

На уроках технологии очень важно, чтобы ребенок захотел создать что-то свое, неповторимое, непохожее на тот образец, что зачастую предлагаем мы учителя. Поэтому, знакомясь с техникой бумажной пластики при выполнении панно “Морские животные”, ребята осваивают массу приемов работы с бумагой: складывание, гофрирование, просекание, скручивание.

Дети учатся создавать объемные фигуры, что сделать не так то и легко. Я, в свою очередь, стараюсь дать представление о том, в какой профессии могут пригодиться подобные умения. Например, при рассмотрении профессии “архитектор” уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением.

Живой интерес и творческий подход к такому виду трудовой деятельности позволяет мне сделать вывод, что такие профессии, как дизайнер, модельер, архитектор интересуют ребят уже сейчас, а некоторые из них даже видят себя в этих профессиях.

В процессе работы обучающиеся делятся энциклопедическими знаниями о морских обитателях, что для меня очень ценно. Это тоже профессия ученого . Дети учатся постигать азы исследовательской работы, интеллектуального труда.

Такие уроки творчества пробуждают интерес к той или иной области трудовой деятельности. А чтобы дети имели возможность выбора, что и как творить на уроке, я постаралась максимально заинтересовать их и дать возможность проявлению творческого воображения и самостоятельности каждого из них, и тогда профориентационная работа выходит за рамки урока.

Традиционными стали встречи с представителями различных профессий нашего города.

Так, в 1-м классе мы пригласили сотрудника лесничего хозяйства.

Ученики сами подготовили материал по этой теме, приводили много примеров из жизни своих питомцев.

Во время экскурсии в аэропорт мы познакомились с профессиями пилот и стюардесса.

И трое из ребят решили связать свою жизнь с небом.

Встреча с почетным гражданином нашего города Фаритом Газизуллиным никого из ребят не оставила равнодушным. Выдающаяся личность– геолог, художник, музыкант.

Он познакомил нас с основной своей профессией – профессией геолога и дети открыли для себя увлекательную науку – геологию.

Его рассказ включал в себя наглядный материал: фотографии, рисунки, картины, видеосюжеты с мест экспедиций. Важны и такие моменты, как:

  • история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.);
  • содержание труда;
  • профессионально важные качества;
  • ограничения при работе по этой профессии;
  • интересные случаи.

Анкетирование обучающихся показывает, что при такой системе работы интерес к новым профессиям из года в год растет, ведь увлекательных профессий великое множество. Кроме того, дети приобретают навыки самооценки и самореализации, что развивает эмоциональный компонент их психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что для выбора профессии необходимо :

  • желание учиться,
  • договор с самим собой,
  • экспертиза профессий и своих особенностей,
  • эмоциональное желание,
  • прагматизм.

И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте”.

Логвина Елена Васильевна

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

зам.директора по УВР

гимназии №6 им. Ю.Гурова


Тема: « Профориентация в начальной школе – первый шаг к выбору профессии».


«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Сенека.


"Мир профессий глазами детей".


Актуальность создания программы:

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет.


Цель программы:

разработка внеклассных занятий,

наиболее эффективно

формирующих у младших школьников

интерес к миру профессий

и уважение к людям труда.


  • создать в гимназии специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;
  • сформировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;
  • обучить школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях дома, гимназии;
  • разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе.

Ожидаемый результат.

«Мир профессий глазами детей» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
  • Творческие конкурсы и проекты.
  • Внеклассные мероприятия.
  • Встречи с людьми разных профессий.
  • Экскурсии на производство.

1 класс

1.Конкурс рисунков: « Профессии моих родителей»

2. Конкурс стихов о профессиях

Внеклассные

мероприятия

1.Викторина: « Все работы хороши»

2.Праздник: «Все сумею сделать сам»

Экскурсии

1.Повар

2.Медицинская сестра

1.В библиотеку

2.На почту


Творческие конкурсы и проекты

2 класс

Внеклассные

мероприятия

1.Проект «Профессии наших пап»

2.Кроссворды о многообразии профессий

Встречи с людьми разных профессий

1.КВН « Когда ты станешь взрослым»

2.Спортивно- игровая программа: « Юный пожарный»

Экскурсии

1.Водитель

2.Строитель

1.В магазин

2.На швейное производство


Творческие конкурсы и проекты

3класс

Внеклассные

мероприятия

1.Конкурс рисунков: «Калейдоскоп профессий будущего»

2.Поэтическая мастерская: « Стихи о моей будущей профессии»

Встречи с людьми разных профессий

1.Игровая программа: « Калейдоскоп профессий»

2.Праздник: « Все профессии нужны, все профессии важны»

Экскурсии

1.Продавец

2.Учитель

1.В пожарную часть

2.В медицинский кабинет


Творческие конкурсы и проекты

4класс

Внеклассные

мероприятия

1.Проба пера- сочинение: « Кем я вижу себя в будущем»

2.Компьютерные презентации: « Все работы хороши - выбирай на вкус!»

Встречи с людьми разных профессий

1.Устный журнал: « В мире профессий»

2.Спортивно- познавательная программа: « Кем быть?»

Экскурсии

1. Пожарный

2. Воспитатель

1.В музей

2.На телефонную станцию


Кладезью знакомства с миром профессий являются уроки познания мира


Организация и проведение внеклассных мероприятий всеми любимое направление профорентационной работы.

Классные часы.


Праздники. Спортивно- игровая программа:

« Юный пожарный»


В каждом классе учителя с удовольствием используют следующее направление в профориентационной работе – экскурсии.


Интересны Беседы с приглашенными специалистами .





Моя МАМА – Нотариус!

Нотариус – это очень серьезная и ответственная профессия. Мало знать, на до уметь правильно применять свои знания.


Моя мама – учитель.

Для каждого человека мама – это самый близкий и родной человек на Земле.

Для каждого ученика учитель – это наставник, воспитатель, старший друг… А у меня мама - учитель.

МОЯ МАМА – ФЛОРИСТ

Петрунько Валерий

4 Б класс

Этот шаблон можно использовать как начальный файл для представления учебных материалов группе слушателей.

Разделы

Для добавления разделов щелкните слайд правой кнопкой мыши. Разделы позволяют упорядочить слайды и организовать совместную работу нескольких авторов.

Заметки

Используйте раздел заметок для размещения заметок докладчика или дополнительных сведений для аудитории. Во время воспроизведения презентации эти заметки отображаются в представлении презентации.

Обращайте внимание на размер шрифта (важно обеспечить различимость при ослабленном зрении, видеосъемке и чтении с экрана)

Сочетаемые цвета

Обратите особое внимание на графики, диаграммы и надписи.

Учтите, что печать будет выполняться в черно-белом режиме или в оттенках серого. Выполните пробную печать, чтобы убедиться в сохранении разницы между цветами при печати в черно-белом режиме или в оттенках серого.

Диаграммы, таблицы и графики

Не усложняйте восприятие: по возможности используйте согласованные, простые стили и цвета.

Снабдите все диаграммы и таблицы подписями.


Управление образования г. Астаны

Гимназия № 6 им. Ю.Гурова

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ»

Исполнил: ученик 1 «Д» класса МАЛАШЕНКО ДАНИЛ


Мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда,

бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.


Будущее принадлежит тем,

© 2024 asm59.ru
Беременность и роды. Дом и семья. Досуг и отдых